Соловецкий монастырь. как северный афон стал неприступной крепостью для англичан, финнов и собственного царя
Содержание:
- Что посмотреть
- Соловецкий монастырь в искусстве
- Соловецкий монастырь — военный форпост северной Руси
- Информация паломникам и путешествующим о Соловках
- Соловецкий монастырь во время Крымской войны
- Архитектурные особенности Соловецкого монастыря
- Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
- Интересные факты из истории Соловецкого монастыря
- Святыни
- Соловецкий монастырь при игумене Федоре
- Еще один из главных символов Соловков — водоросль
- Лабиринты Большого Заяцкого острова
- Свято-Вознесенский скит
- Основание Соловецкого монастыря
- Монастырь на Соловках сегодня
- Восстановление
Что посмотреть
Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.
Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.
Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.
Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.
Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.
Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.
Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.
В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.
Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.
Соловецкий монастырь в искусстве
О судьбе Соловецкого монастыря можно найти немало художественной литературы. Например, о жизни лагеря на Соловках в 1920-е годы можно прочитать в романе Захара Прилепина «Обитель».
Соловецкий лагерь явился прообразом «архипелага ГУЛАГ», о котором писал Александр Исаевич Солженицын.
В 2006 году вышел фильм «Остров», режиссера Павла Лунгина. Съёмки фильма происходили на окраине небольшого поселка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. В этом месте была найдена настоящая затопленная деревянная баржа. К ней был привязан сюжет фильма. Просмотр фильма дает некоторые представления о жизни в суровом климате Белого моря.
Соловецкий монастырь — военный форпост северной Руси
В XVI-XVII веках Русь постоянно подвергалась нападениям неприятеля. С северных границ шведы намеревались захватить русские земли. Монастырь находился на пути агрессора, и его часто атаковали. Для защиты обители, цари посылали средства, военнослужащих и вооружение.
В конце XVI века началось строительство каменной крепости вокруг монастыря.
Длина периметра крепостной стены составляет 1,25 километра.
Стена сложена из больших валунов. Вес некоторых составляет более 11 тонн. Толщина стен достигает более 5 метров. Крепость считалась одной из самых неприступных в Европе. Обороняли крепость стрельцы. Если угрожала опасность, то монахи тоже участвовали в обороне.
Пушка с бойницей в крепости Соловецкого монастыря
В 1854 году монастырь атаковали два английских военных корабля. Бой длился сутки. По обители пущено около 2000 снарядов. Монахи готовились к смерти, поскольку мощь кораблей превосходила крепостное вооружение. После того, как братия обошла монастырь крестным ходом с молитвой, — свершилось чудо. Враг поднял якоря, и скрылся. Монастырь был спасен.
Обитель славилась тем, что в нее отправляли неугодных политических преступников в ссылку и заточение.
Информация паломникам и путешествующим о Соловках
Планируя вояж в монастырь, паломнику необходимо выяснить, как добраться до конечной точки маршрута, и выбрать место будущего проживания. Нелишней станет информация об особенностях путешествия.
Дорога на Соловки
Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.
Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.
Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.
Где поселиться на Соловках
Устроиться на проживание можно в гостинице, частном секторе или поставить палатку в кемпинге. Адреса квартир узнаются в паломнической службе монастыря. О цене рассказывает хозяин домовладения. Палаточный лагерь, где суточное пребывание стоит 300 руб. с человека, расположен в 10 минутах ходьбы от монастыря.
Таблица 3. Перечень гостиниц на острове
Название | Расстояние от монастыря пешком, мин. | Вместимость номеров, человек | Минимальная цена в сутки, руб. |
«Компания Соловки» | 25 | 1; 2; люкс | 1000 |
«Приют» | 3 | 1; 2; 3 | 3000 |
«Соло-Норд» | 3 | 1; 2; 3 | 2000 |
«Соловецкая слобода» | 7 | 2; 3 | 4500 |
«Соловки-отель» | 15 | 1; 2; полулюкс; люкс | 2500 |
Общежитие музея | 1 | Многоместный | 800 |
Некоторые местные правила
На острове нет банкоматов, поэтому следует запастись наличностью. Деньги понадобятся для оплаты экскурсий и покупок. Необходимы зарядные устройства и флешки для гаджетов. В путешествии походная аптечка может оказаться не лишней.
Рисунок 4. Крестный ход
Соловецкий монастырь во время Крымской войны
Весной 1854 года, во время Крымской войны, возникла угроза нападения на крепость английских кораблей. В связи с эти из Архангельска на остров направляется несколько орудий со снарядами, готовится отряд способных к военному делу иноков и монастырских работников.
Перестрелка началась шестого июля, когда к острову подошли два военных корабля. На другой день англичане потребовали сдать крепость, но настоятель монастыря ответил отказом.
Английские суда в течение девяти часов обстреливали крепость, но братия и все жившие в монастыре под руководством архимандрита Александра Павловича, отстояли обитель.
По монастырю было выпущено огромное количество снарядов, но только несколько зданий получили небольшие повреждения. Благодаря стойкости защитников крепости, неприятель вынужден был отступить.
Архитектурные особенности Соловецкого монастыря
Территория монастыря имеет пятиугольную форму. Вся она находится в окружении массивных стен с семью воротами. Общая протяженность стен составляет 1084 м. На сегодняшний день во дворе обители сохранились храмы и некоторые постройки, соединенные между собой крытыми переходами и окруженные помещениями жилого и хозяйственного назначения.
Собор Спаса Преображения
Помимо трехглавого Успенского и пятиглавого Преображенского собора, на территории Соловецкого монастыря находятся три церкви: Троицкая, Благовещения, Николаевская. Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница. Внешний облик обоих соборов кажется суровым, почти крепостным.
Так, угловые приделы Преображенского собора напоминают крепостные башни, а толщина его стен достигает 5 м. В целом архитектурный замысел собора довольно непростой. Угловые главы возвышаются над верхними приделами, а те, в свою очередь, соединяются переходами и стоят на сводах.
Успенская башня
В 1923 году на монастырское подворье пришла беда – сильнейший пожар привел к тому, что некоторые колокола и шпиль оплавились. Но реставрационные работы на здании колокольни не проводились, и место упавшего креста заняла металлическая звезда. В 1985 г. она была демонтирована и передана на хранение в Соловецкий музей. В 2003 г. реконструкция шпиля колокольни всё-таки состоялась, и по ее завершению на его месте появился величественный крест из титана.
Галерея
Александровская и Петровская часовни, стоящие перед монастырским подворьем, не теряли своего изначального облика. Их возведением в середине XIX века было увековечено посещение обители – древней крепости царями Александром II и Петром I. У входа в монастырь имеются солнечные часы – нехарактерная для Православия деталь декора.
Слева направо: церковь святителя Николая Чудотворца с колокольней, Спасо-Преображенский собор
Иконостас Преображенского собора из двух десятков досок, выстроенных в 3 ряда, после «соловецкого сидения» был вывезен старообрядцами. В начале XXI века гражданин Литвы объявил на весь мир о том, будто у него имеются доски от Преображенского иконостаса, и выставил их на продажу, назначив цену 1 млн. 700 тыс. евро за все семь досок. В то же время иконы оказались на выставке в Гронингене. Но после того как министерство культуры рассмотрело вопрос о покупке иконостаса, было объявлено о незаинтересованности государства в столь дорогостоящем приобретении. Такое решение было вынесено после вынесения заключения реставраторов, усомнившихся в подлинности иконостаса.
Никольская башня и Никольские ворота
Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
Крест-памятник, выпущенный в честь Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, можно увидеть в 6 верстах от обители по направлению к Исаакиевскому скиту. Над его созданием трудился инок Диодор – насельник Свято-Вознесенского скита. Ранее в этом месте располагалась часовня в честь упомянутых чудотворцев, и в ней сохранялся старинный резной крест, изготовленный еще в XVII веке. В лагерное время деревянная часовенка с ценным крестом была утрачена.
Всего служителями Соловецкого монастыря с конца XX и до начала XXI столетия было установлено до 20 поклонных крестов.
По словам архимандрита Иосифа, наместника обители, кресты служат своеобразными памятниками, передающими в поколения былое величие древней обители, поскольку местами их установки уже традиционно стали утраченные часовни, храмы и памятные для жизни монастыря места.
Внутри Прядильной башни
Интересные факты из истории Соловецкого монастыря
С. Д. Милорадович «Чёрный собор». 1885 г.
Реформы Никона (подробнее про суть реформ и противостояние между Никоном и духовным лидером староверов протопопом Аввакумом читайте в статье про Печору и Пустозерск) были решительно отвергнуты братией Соловецкого монастыря и осуждены как ересь — «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят». Новый настоятель Иосиф — присланный из столицы сторонник реформ, был изгнан монахами. В результате — так как нововведения Никона были поддержаны государем, а на староверов пошли гонения — монастырь был лишен своих вотчин, владений и осажден царскими войсками. В это время на Соловках находилось порядка 90 пушек и 700 монахов, многие из которых были по сути воинами, так как сама Соловецкая крепость считалась важным опорным пунктом на случай войны со Швецией. И при этом обладала достаточным запасом провианта на случай шведской блокады.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полета
Осада длилась 8 лет! — с 1668 по 1676 годы и получила название «Соловецкого сидения» или «Соловецкого восстания». В первые годы противостояние шло достаточно мирно, если можно так выразиться — осада устанавливалась только на летнее время, зимой же стрельцов вовсе отпускали со службы по домам. Государь Алексей Михайлович надеялся на мирное разрешение конфликта, а монахи со своей стороны до 1674 года продолжали молиться за него во время своих служб. Однако к лету 1675 ситуация обострилась, в дело пошли пушки, обе стороны несли потери убитыми и ранеными. Голландец Бальтазар Койэтт, посетивший в это время Архангельск, записал рассказ некого лоцмана, который сообщил, что монастырь был осажден 10 тысячами стрельцов. 18 января 1676 монастырь был взят с помощью предателя, открывшего царским стрельцам потайной ход. 26 монахов-мятежников были казнены на месте, другие — сосланы в Пустозерск, где отбывал заключение и был казнен и духовный лидер старообрядчества — протопоп Аввакум (читайть подробнее про Пустозерск и Аввакума).
М.Нестеров. Соловки
Удивительно, но «опальный» монастырь, всего через несколько лет после завершения памятного «Соловецкого сидения» имел такое влияние, что претендовал на соляные промыслы в 800 километров от самих Соловецких островов (Сереговский соляной промысел на реке Выми в Республике Коми). Более того — вел за них полноценную собственную «войну» с местным солеваром Панкратьевым, также претендовавшим на ресурс. Из Соловков к Выми были отправлены 170 человек, включая стрельцов, которые, по свидетельству челобитной от солевара Панкратьева:
В итоге дело все же решилось в пользу Панкратьева.
Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года
В 1854 году (год начала войны Российской Империи с Англией и Францией) монастырь подвергся пиратскому нападению со стороны британцев и был обстрелян 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда», которые через некоторое время удалились, не сумев причинить укреплению сколь-нибудь заметного вреда
Целью этого и ряда других нападений на русские укрепления было деморализовать наши войска, распылить силы и внимание. Обстрелу подверглись Одесса, Севастополь, Очаков, Геническ, Таганрог, Мариуполь
На северном направлении англичане разграбили Кандалакшу, Кереть, Ковду, полностью разорили и сожгли Колу — один из старейших русских городов за полярным кругом.
Н. К. Рерих. Святое озеро
Что же в итоге? Соловки продолжают манить путешественников всех мастей — паломников, искателей древних загадок, ценителей суровой красоты северной природы. Несомненно каждый находит там нечто свое и, наверное, в этом и заключается волшебство, многогранность и глубинная мудрость этого места, находящегося где-то на пересечении миров. Человек и Природа. Мятеж и Безмятежность. Мгновение и Вечность. Бесконечность. Спираль. И все повторяется вновь и вновь. И все является частью чего-то большего.
Святыни
В монастыре на Соловках сохраняются реликвии, почитаемые православным миром, — иконы, кресты, мощи святых. Здесь нашли последний приют преподобные отцы, чья жизнь связана с обителью.
Таблица 1. Сведения о святых
Святые | Дата упокоения | Год канонизации | Время перенесения в обитель |
Прп. Савватий | 1435 | 1547 | 1566 |
Прп. Зосима | 1478 | 1547 | 1566 |
Прп. Герман | 1479 | 1692 | 1484 |
Свт. Филипп | 1569 | 1636 | 1591 |
Свт. Маркелл | 1663 | 2004 | 2003 |
Свмч. Пётр | 1929 | 2000 | 1999 |
Рисунок 2. Раки с мощами прп. Зосимы, Савватия и Германа
Спасо-Преображенский монастырь сохраняет святые иконы:
- копию образа Богородицы Одигитрия, с которым прп. Савватий пришёл на остров;
- список иконы Божьей Матери Тихвинская именуется «Запечная» или «Хлебенная», так как явилась св. Филиппу во время послушания в пекарне;
- чудотворный Корсунский образ Пресвятой богородицы «Сосновский» обретён на сосне в 1627 году;
- икону XVII века с изображение прп. Савватия и Зосимы.
К святыням относится молельный крест из белого камня, принадлежавший прп. Савватию. На это указывает надпись на нижней лопасти реликвии. Предмет обрёл игумен Филипп в 1556 году. После закрытия обители большевиками крест находился в музее и вернулся на Соловки 1993 году.
Соловецкий монастырь при игумене Федоре
Строительство храмов
В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.
Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.
В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.
Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными — в Москве в это время не было жестоких расправ.
Ссылка и смерть Филиппа
В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.
Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.
В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.
Еще один из главных символов Соловков — водоросль
Водоросли здесь косят, сушат и продают.
В северо-восточной части Большого Соловецкого острова напротив Анзера есть крошечное рыбацкое поселение Реболда. Постоянных жителей там с недавних пор нет, но с середины июня до середины сентября работают драгировщики — крепкие мужчины, которые добывают и заготавливают ламинарию (это научное название морской капусты).
Ламинария — морская бурая водоросль, длинная, похожая на ленту — может достигать 20 метров. Растет вдоль берегов на глубине 4–10 метров густыми зарослями. Многие виды этого растения можно есть и использовать для медицинских и косметических целей. Кроме того, морская капуста — великолепный корм для скота, удобрение, используют ее и при изготовлении красок для тканей и отделке кож, осветлении вина и бурении сверхглубоких скважин, приготовлении маргарина и производстве пластмасс — и даже в космической промышленности!
Выловленные водоросли развешивают на больших рамах — вешалах с натянутой колючей проволокой, как белье, высушивают на открытом воздухе и сдают на Архангельский водорослевый комбинат, где ее досушивают в сушильных печах и перемалывают в порошок. Сезон добычи капусты — с середины июня до середины сентября.
6
Лабиринты Большого Заяцкого острова
Достопримечательности Соловецких островов насчитывают 35 лабиринтов эпохи неолита, появившихся в этих местах примерно в 3 тысячелетии до н.э. Местные жители называют их «вавилонами». Самыми интересными из них считаются каменные лабиринты, расположенные на Большом Заяцком острове. Они представляют собой группу из 14 «вавилонов», их площадь равна 400 квадратным метрам.
Сложены они были из булыжников и спиралевидных камней прямо на земле. Самый маленький из лабиринтов имеет 6 метров в диаметре, крупный — 25,4 метра. Всего насчитывается 5 разновидностей каменных узоров, но у всех одна точка для входа и выхода. Все они размещены на западной части острова, входы в лабиринты — с южной стороны.
Есть несколько гипотез, зачем были построены лабиринты. В 1970-е годы главенствовала теория о том, что с их помощью древние люди ловили рыбу. Позже предположили, что лабиринты повторяют орбиты солнечного и лунного светила, что позволяло использовать каменные узоры на земле как календари. До сих пор нет однозначного ответа, но эти места пользуются популярностью у туристов: ведь формы лабиринтов отчетливо выделяются на земле и по сей день, несмотря на жесткую островную поросль.
Свято-Вознесенский скит
Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».
Скит на горе основан в ХIХ веке. В 1860-1862 годах здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне.
Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.
4 июня 1992 года, в праздник Вознесения Господня, впервые после длительного перерыва, Божественная литургия была совершена в Вознесенском скиту на Секирной горе, а в 2003 году здесь возобновилась монашеская жизнь. 21 ноября 2007 года на Секирной горе была освящена часовня в честь новомучеников и исповедников Российских.
Основание Соловецкого монастыря
Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.
В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.
В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.
Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи.
Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.
Монастырь на Соловках сегодня
Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.
Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.
Германовская церковь, Juliette17
В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.
Галерейный переход связывает основные церкви и трапезную, доставляя определенные удобства в условиях морозного и сырого климата.
Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:
- с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
- с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
- с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
- с южной стороны — Святительским.
В северном дворике располагаются:
- Иконописная палата;
- Кожевенная кладовая;
- Портная, или Чоботная палата;
- Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
- Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.
В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.
Виртуальный тур по Соловецкому монастырю
Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.
Центральный двор, Константин Павлов
Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.
Отели рядом с Соловецким монастырем
Скиты
Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.
- На Заяцком острове — Андреевский скит.
- На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
- На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
- На Большой Муксалме — Сергиевский скит.
Пустыни
К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.
Поклонные кресты
После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.
С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.
Восстановление
Работы по реставрации монастырского комплекса начались в шестидесятых годах двадцатого века. В 1974 году здесь были основаны исторический и природный заповедники.
Очень интересная и необычная достопримечательность выросла на острове Анзер. Словно божественным провидением в месте, где властями было запрещено ставить кресты, появляется подобное чудо. Посмотрите внимательно на фото, Соловецкий монастырь — единственный, кто может похвастаться такой березой.
С распадом Советского Союза возрождается и монашеское население обители. 25 октября 1990 года было официально провозглашено восстановление Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. При первом постриге в монахи имена давались согласно жребию. Теперь это стало неотъемлемой традицией.
В 1992 году историко-архитектурный памятник внесен в число Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Продолжаются восстановительные работы и возводятся памятные кресты на местах наибольших трагедий. Многие мученики эпохи раннего Советского союза были канонизированы.
В 2001 году Патриарх Всея Руси Алексий II лично освятил Соловецкий монастырь. Как добраться до него, теперь заботит многих паломников, ибо намоленное и настолько выстраданное место обладает неимоверной энергетикой.
Для справки: добраться до островов можно либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми пользуются жители, паломники, туристы, — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).