Зосима (сокур)

Детство будущего схимандрита

Схиархимандрит Зосима Сокур, биография которого началась 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области, познавший Бога с младенчества, сумел окунуться в глубину Божьей благодати и получить от Творца особенные дары целительства и прозорливости.


Схиархимандрит Зосима Сокур

Необычно время и место появления будущего старца. В миру его звали Иваном, Иоанном, в честь Иоанна Предтечи. Этим именем мальчика нарекли по благословению схиигуменьи Кукши, которая молилась за беременную Марию, находящуюся под арестом.

За общение с монахинями, когда церковь была под гонением властей, Мария Ивановна, жившая в Винницкой области, попала в тюрьму за «религиозную пропаганду», где и родился Ванечка. В год рождения сына на фронте погибает его отец.

Выйдя из тюрьмы, Мария с сыном переезжает в Авдеевку Донецкой области, где находит приют у родной сестры монахини Антонина, духовной дочери святителя Иоанна Кронштадтского.

Читайте о святом Иоанне Кронштадском:

  • Мощи святого
  • Икона святого
  • Молитва Иоанну Кронштадскому от пьянства

Господь с малых лет окружил мальчика Своими посланцами, среди них была и нянечка детского сада Нюра, которая под страхом ареста учила малышей молиться молитвой «Отче наш» и креститься. Среди сирот, находившихся в том садике, в будущем выросло много знаменитых людей, но все выпускники садика помнили не заведующую или воспитателей, а маленькую старушку Нюру, которая своей верой и любовью посеяла в детских душах зерна православной веры.

К семи годам смышленый мальчик уже свободно читал на славянском языке, изучал церковный устав и Житие святых. Батюшка Зосим всегда подчеркивал, что заложенные знания в детской, светлой душе в будущем обязательно дадут всходы и на всю жизнь останутся в памяти.

Ванечка очень любил ходить в Свято-Никольскую церковь, которая была недалеко от садика. Любимой игрушкой мальчика была консервная банка, превращенная малышом в кадило.

Последний год жизни

Спасая других, батюшка Зосим совершенно не следил за здоровьем. Рожистое заболевание на ноге разрослось, через кровь поразило почки и кровь, в последний год жизни настоятель обители практически не ходил. Преподобный Зосим предсказал и свою кончину, которая должна была произойти после встречи с Иоанном Кронштадтским.

Вскоре батюшке подарили икону святого, а 29 августа 2002 года великого прозорливца 21 века не стало, похороны превратились в многолюдную процессию, во время которой звучали благодарственные возгласы к Богу. Его тело похоронено на территории Свято-Успенской обители в монастырской часовне.

Паломники и прихожане верят, что схиархимандрит Зосима отошел к Господу, но не оставил паству без своей молитвенной поддержки, подарив в своем завещании наставление теперешним и будущим поколениям. Со всех уголков мира приезжают паломники к могиле старца Зосима поклониться и попросить о своих проблемах.


Книга Зосимы Сокура «О чем дуща скорбит»

О жизни великого священнослужителя 21 века пишутся книги, снимаются фильмы. В фильме «Отец Зосима», снятом режиссером Ольгой Мирончук, можно услышать живых свидетелей незабываемых событий из жизни старца, и увидеть, насколько велик и правдив был прозорливец, наполненный Божьей любовью к людям.

Жизнеописанием и сбором наставлением отца Зосима занимаются историки и теологи, простые прихожане и священники. Высокодуховного и прозорливого старца любили насельники обители, прихожане и паломники. Каждый из них уходил от схиархимандрита Зосима наполненный добрыми, сердечными, простыми и поучительными слова, меняющими жизнь и наполняющими ее смыслом.

Поборник православной веры, борец со страстями и пороками мира особо гневно воспринимал всякое действие раскольничества в православной церкви.

Документальный фильм о схиархимандрите Зосиме

Пастырская служба

25 декабря 1975 года отец Савватий назначается настоятелем церкви Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района. Простой сельский священник за короткое время нашел средства для обновления иконостаса, храмовых крестов и приобретения новых святых образов.

Некогда блестящий выпускник Духовной академии стал настоящим пастырем, несущим духовное окормление народу Божьему. Отец Савватий окунулся в свое призвание, его живые проповеди, готовность выслушать и дать совет, оказать поддержку стали привлекать в Александровку жителей окрестных мест, к нему стали приезжать жители Донецка.


Отец Зосима на празднике Крестовоздвижения, 2000 год

Активная деятельность священника была не по нраву советским властям, неоднократно останавливающим строительство, проводящим беседы со строптивым батюшкой. Открытие в 1980 году нового престола в храме стало сенсацией края, из записок митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало), мы узнаем, что у батюшки Савватия был дар храмостроительства.

Прихожане отмечали, что очень любил настоятель полиелейные службы, вдохновенно и величественно сопровождая их:

  • торжественным каждением;
  • громогласным величаем;
  • обязательной проповедью.

Этот благодатный источник Божьего света и любви привлекал все новых и новых прихожан, жаждущих изменений в жизни. Трепетное отношение священника к старенькой матери, у которой было свое любимое молитвенное место в церкви, для многих также было ярким примером исполнения пятой заповеди.

Благодарная поклонница была наполнена особой гордостью, когда принимала постриг в великую схиму от благословения сына. Прихожане вспоминают матушку Мариамну, как настоящего ангела, несущего в мир любовь, тепло и покой.

Только матушка Мариамна могла сказать батюшке, часто повышающему голос, о необходимости быть кротким. Священник Александровской церкви был порой горячим, нетерпимым к греху, но при этом поругает, и тут же утешит грешника.

В 1977 году отец Савватий, получил награду — наперсный крест, в 1980 году был рукоположен в чин игумена.

В 1981 году, в ночь перед праздником Петра и Павла, батюшка служил всенощную, его мать плохо себя чувствовала и осталась дома читать псалтирь, во время молитв и умерла. Ее похоронили на Александровском кладбище.

В 1983 году сельский простой священник получает орден Преподобного Сергия Радонежского, что еще больше раздражает КГБ, по приказу которого отца Савватия не раз избивали, постоянно угрожали, переводили из прихода в приход:

  • 1985 год — храм Рождества Богородицы в селе Андреевка;
  • 1986 год — церковь Святой Троицы города Макеевка;
  • в том же году переведен в Свято-Покровскую церковь с. Никольское.

Болезни и их преодоление для пользы ближнего


Старец Зосима. Изображение с сайта fotopaterik.org После пребывания в «Музыкальной шкатулке» здоровье о. Зосимы совершенно расстроилось. На ногах появились раны, с которых сочилась кровь. Болезнь вначале никто не лечил, и рожистое воспаление прогрессировало настолько, что к 1995-му году раны на ногах доходили до костей, и почти постоянно была высокой температура: 39°, 40°, 41° — часто доходило и до 42°.

И в таком состоянии он служил и принимал людей.

Владимир, часто бывавший у старца, вспоминает: «Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, — он спрашивал, отвечал, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через минуты две-три отец Зосима пришел в себя и сказал: “Прости, у меня высокая температура – около 42 градусов, не выдерживаю: проваливается сознание”.

Получив наставление, около двенадцати я вышел от старца». Благословляя меня на сон грядущий, он произнес: “Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать”».

Наставления

Старец Зосима оставил немало назидательных проповедей и поучений, которые говорил от боли своего сердца, простым и добрым, а иной раз — грозным и гневным словом.

Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует — ложь это всё. Бог долготерпелив и многомилостив, Бог всех нас ждет .

Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко… .

А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу .

Из духовного завещания

Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей — Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие .

Как собирать сокровища на Небе

Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей», – говорит святитель Иоанн Милостивый. Милосердие должно постоянно быть для всех. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия, вот и будешь себе созидать кирпичик за кирпичиком дворец в вечности, обители райские, свои уже палаты, свои комнаты. Разные эти комнаты и палаты. Одни прекрасные дворцы имеют – от всего сердца всегда дающие, пусть и мало, то, что имеют, но от всего сердца. Они светлые, радостные палаты будут иметь. Другие – мрачные. А третьи какие-то землянки будут там иметь за свою скупость. А вообще, жестокосердные – только мне, мне, мало, мало! – такие ничего не будут иметь на том свете, там будет для них только ад кромешный, и тьма кромешная, и скрежет зубов.

Подал с душой страждущему напиться – не так черпнул воды: «На, пей», а с любовью: «На доброе здоровье водицы напиться» – уже кирпичик ты положил в своём доме. Накормил ты бедного пса или кошку бездомную, птичек покормил – уже ж ты кирпичик положил. Только от всего сердца, не так: «На, жри, отцепись от меня». Накормил ты кого-то бедного, страждущего с любовью: «На доброе здоровье, Ангела за трапезой, покушай пищи нашей», – вот и положил кирпичик.

Не имеешь ты чего-то, так хоть улыбнись доброй улыбкой, разведи беспомощно руками: «Рад бы, да пустые карманы». И уже человеку радостно, и уже ты не как зверь обратился: «Отстань от меня, отойди от меня», а с радостью и с любовью. Вот уже и кирпичик.

И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идёт наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →Оглавление выпуска

Как мы относимся к Богу

Как-то недавно с кем-то беседовал я и говорил: «Придёт Христос на землю – мы Его примем? Отвергнем Его. Вновь произойдёт трагедия суда, вновь произойдёт трагедия Голгофы, распятия… Не нужен Ты нам, Господи, Ты нам мешаешь жить».

Бес нам говорит: «Хватай от жизни всё, бери скорей, жизнь коротка».

Да, жизнь – одно мгновение, коротка. Но греховное Бог не велит от жизни брать. Бог нам говорит: «Не греши, не гордись». А бес нам говорит: «Гордись: я что-то значу всегда в жизни, я достиг, я фирму или ферму свою создал какую-то, я на иномарке, корыте этом, разъезжаю. Я, я…»

Надменность, самолюбие. Где же будет в таком «я» Бог смиренный и кроткий?

Конечно, Бог мешает, Бог говорит: «Не блудите». Блуд – смертный, тяжкий грех. А мы что? С детства… Ещё старшее поколение, смотрю, менее даже развратное.

Бог говорит: «Не жадничай». А нам мало всё: давай, давай богатство, дома, дома – всего давай, удобств каких-то давай. Раньше лежали на полу и здоровые были. Сейчас давай кровати отдельные. Пришёл вот: «Трудиться буду…» Давай ему уже отдельное питание, борщ его не устраивает. Боже мой, да разве Бог в таком сердце может быть? Это же сатане подвержено такое сердце. Конечно, Бог мешать будет.

Вот почему вновь: «Распни! Уйди от нас, Боже!» Как эти гадаринские жители ради свиней этих, ради этих свинских, скотских удовольствий: «Уйди от нас, Господи!» Вот наша жизнь перекликается две тысячи лет назад с нынешним нашим временем. Подумай каждый о себе. Кому ты подобен?

Начало монашеской жизни

Митрополит Никодим был примером служения Всевышнему, его проповеди и светлая жизнь у многих вызывала желание посвятить жизнь Богу, приняв монашеский постриг.

В 1975 году митрополитом Ленинградским и Новгородским был совершен постриг студента Сокура в монахи с именем Савватия.

После защиты богословской кандидатской диссертации «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение» выпускнику академии отцу Савватию было присвоено звание кандидата богословия.

На заметку! Русское монашество по-особому интересовало о. Савватия, в Валаамском монастыре прозорливец находил примеры для подражания как в молитвенной, так хозяйственной монашеской жизни. В будущем именно эти восприятия станут основой в создании Никольской обители.

Выпускник Ленинградской Духовной Академии после защиты отправляется в Свято-Успенскую мужскую обитель в Одессе в чине иеромонаха, но в связи с болезнью матери просит о переводе в родные края.

Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита

До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел.

В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова.

Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…

Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон. Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию, Елеазар имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, тем самым ему предрекалось будущее патриаршество (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси).

5

Икос 10

Стена необоримая и покров твердый, спасения забрало и оружие победы быша нам, отцы Преподобнии, теплые ваша к Богу молитвы, в день брани оныя лютыя, егда, по грехом и беззаконием нашым, врази крепцыи и бранноискуснии со огнем и мечем нападоша на ны в достоянии вашем, во еже сокрушити святыни ваша и положити я в разорение и попрание, духовная же чада ваша победити и погубити смертию безгодною; обаче, никоеже зло возмогше сотворити, сами наипаче тии исполнишася студа и безчестия, уповающии же на помощь вашу препоясашася радостию и веселием о своем спасении. Благодаряще убо о сем Бога, исповедуем купно ваше ходатайство и заступление, и вопием вам тепле из глубины души:

Радуйтеся, пастырие добрии, от врагов губительных стадо свое защищающии;

Радуйтеся, яко орли под крилома своима птенцы своя покрывающии.

Радуйтеся, покровом молитв своих в день брани нас осенившии;

Радуйтеся, гнев Божий, праведно на ны движимый, ходатайством своим утолившии.

Радуйтеся, не давшии своего достояния в попрание и расхищение;

Радуйтеся, паче надежды сохранившии е от огненнаго запаления.

Радуйтеся, уповающыя на вы от губительства смертнаго свободившии;

Радуйтеся, от раны и язвы, от уз и пленения дивно тех сохранившии.

Радуйтеся, врагов гордыню и дерзновение обратившии в студ им и безчестие;

Радуйтеся, ны, жительствующия в обители вашей, неискусобранныя и безоружныя, одеявшии в радость и веселие.

Радуйтеся, веры и благочес­ия отеческаго неусыпнии охранители;

Радуйтеся, за Отечество явльшиися и по смерти мужественнии воители.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Икос 7

Дивно и преславно совершивше путь своего спасения, чудную же и боголепную основавше обитель во спасение иночествующим, блаженную восприясте живота своего кончину, приснопамятнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе: обаче, и по смерти вашей, присно живи суще, нас, чад своих, никогдаже оставляете, не духом точию нам присно спребывающе, но и мощи своя цельбоносныя нам предавше, яко сокровище безценное. Сего ради с радостию ублажаем вы, зовуще:

Радуйтеся, добрым подвигом во всем житии своем подвизавшиися;

Радуйтеся, славою и честию от Владыки своего Христа увенчавшиися.

Радуйтеся, яко привременно потрудившеся, в вечный покой внидосте;

Радуйтеся, яко тесным шествовавше путем, к блаженству Царства Небеснаго достигосте.

Радуйтеся, аще и не единокупно, но в равных подвизех подвизавшиися на земли;

Радуйтеся, за равноподвижное житие, радостию и веселием вкупе наслаждающиися на небеси.

Радуйтеся, во отоце пусте, яко град, обитель иноком основавшии;

Радуйтеся, сонмы иноков о Христе Бозе во оней собравшии.

Радуйтеся, стражи стаду своему приснободреннии, и по днех временныя жизни от дел благотворений не почивающии;

Радуйтеся, сынове Царствия, на Небесех живущии и земных не оставляющии.

Радуйтеся, духом вашим горе со ангелы святыми, и долу с нами грешными присно пребывающии;

Радуйтеся, от честных мощей ваших струи милости на всех источающии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Период учебы

В школе над верующим пареньком смеялись, стыдили, но ничего поделать не могли. Если для большинства людей школьные годы — время радости, то для Вани это был период испытаний и исповеданий, но самым страшным для Ивана стал запрет ходить в храм Божий, ибо власти пообещали закрыть церковь, если богослужения будет посещать ребенок.

Неугомонный мальчишка за 2 часа приходил до богослужения, пробираясь к храму, как подпольщик, огородами, чтобы зажечь кадило

Хочется акцентировать внимание, что это было не в далекие революционные годы, а совсем недавно, около 50 лет тому назад

Любимым делом Ванюшки было звонить в колокола, коммунисты запрещали колокольное многоголосье, но только запрет на мальчонку не действовал, чем постоянно пугал священника, боящегося, что церковь закроют.

Настоящим духовным кладом для Вани были воспоминания тетушки монахини Антонины, которая рассказывала о своем пребывании в обители Иоанна Кронштадтского, беседах со святителем. Матушка, тетя свято верили, что придет время, когда прославление Христа станет всемирным и поклоняться наставнику Кронштадтскому можно будет открыто, прославляя его, как молитвенника и святого.


Старец Зосима Сокур окропляет братию монастыря

Батюшка Зосима Сокур дожил до светлого времени, когда за прославление Бога не было гонений, церковь была разрешена и открыта для каждого. Несмотря на запреты властей, юноша часто отправлялся в паломнические поездки, бывал в Почаевской Лавре и Киево-Печерском монастыре, поклоняясь нетленным мощам.

Период учебы

В школе над верующим пареньком смеялись, стыдили, но ничего поделать не могли. Если для большинства людей школьные годы — время радости, то для Вани это был период испытаний и исповеданий, но самым страшным для Ивана стал запрет ходить в храм Божий, ибо власти пообещали закрыть церковь, если богослужения будет посещать ребенок.

Неугомонный мальчишка за 2 часа приходил до богослужения, пробираясь к храму, как подпольщик, огородами, чтобы зажечь кадило

Хочется акцентировать внимание, что это было не в далекие революционные годы, а совсем недавно, около 50 лет тому назад

Любимым делом Ванюшки было звонить в колокола, коммунисты запрещали колокольное многоголосье, но только запрет на мальчонку не действовал, чем постоянно пугал священника, боящегося, что церковь закроют.

Настоящим духовным кладом для Вани были воспоминания тетушки монахини Антонины, которая рассказывала о своем пребывании в обители Иоанна Кронштадтского, беседах со святителем. Матушка, тетя свято верили, что придет время, когда прославление Христа станет всемирным и поклоняться наставнику Кронштадтскому можно будет открыто, прославляя его, как молитвенника и святого.


Старец Зосима Сокур окропляет братию монастыря

Батюшка Зосима Сокур дожил до светлого времени, когда за прославление Бога не было гонений, церковь была разрешена и открыта для каждого. Несмотря на запреты властей, юноша часто отправлялся в паломнические поездки, бывал в Почаевской Лавре и Киево-Печерском монастыре, поклоняясь нетленным мощам.

Начало служения

Один из схимников Лавры, схиигумен Валентин (Семинал) стал духовным наставником Вани, по благословению которого и встал на путь монашества инок Иоанн. В 1960 году духовным окормителем юноши стал новый настоятель храма, батюшка Димитрий Песков, к которому за поддержкой и наставлениями началось настоящее паломничество людей со всего мира.

Благочестивая семья Сокур находилась под особым покровительством отца Димитрия, по благословению которого сестры выпекали просфоры, а Иван исполнял обязанности пономаря. После окончания школы в 1961 году Иван Сокур учится в сельскохозяйственном техникуме на ветеринара, но власти не разрешили молодому специалисту стать семинаристом Духовной академии в Москве.

Удивительно, среди советской молодежи и отошедшего от Бога населения мало было известно о Божьих подвижниках современности, но сам Бог руководил жизнью будущего старца Зосима, даровав на его пути встречу с отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Позже, поступив в духовную академию, Ваня часто ездил в Печерскую лавру для встречи с наставником Иоанном (Крестьянкиным), который стал настоящим духовным отцом, с ним молодой клир чувствовал духовное единомыслие. Перед поступлением в семинарию Иван Сокур служит в Новосибирске, в качестве иподьякона помогает архиепископу Павлу (Голышеву) открывшему юноше красоту богослужения.


Отец Зосима на празднике Воздвижения Креста Господня, 1996 год

В 1969 году архиепископ Павел (Голышев) рукоположил верного и жаждущего Бога юношу, поступившего в 1968 году в Духовную академию в Ленинграде, чтецом. Под руководством митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) духовная атмосфера академии была наполнена теплотой и особым чувством семьи, семинаристы и преподаватели жили под одной крышей.

Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святителя Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.

Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»

Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад

Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.

Необходимо отметить, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных

В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию

Библиография:

  1. Соборы ру. Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru
  2. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru
  3. Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru

Молитва вторая преподобной Зосиме Еннатской

О, великая угоднице Господня, преподобная мати Зосимо, похваляем твоя славная чудотворения, прославляем житие твое святое; никтоже возможет исчести терпение и подвиги твои святыя. Не единожды ходила ты на святую Иерусалимскую землю ко гробу Господню и там совершала усердные моления за земля Российскую, за Церковь Православную и за народ русский. Егда же постигло Русь Святую лихолетие безбожия, не оставила обитель Покрово-Еннатскую, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашей Святой, как монахиня даже до выдворения. Вера твоя, кротость, смирение, терпение умиляли сердца с тобою пребывающих в обители. В годы брани ты, мати, спасала многих, от горя, уныния и отчаяния жизнь свою самовольно покончить хотевших. Ты знаешь нужды и печали наши, преподобная мати Зосимо, знаешь и желание наше со Христом быти. Вспомни о нас, старице Божия, у престола Господня, ибо ты обещала помогать всем, кто обратится к тебе. Память на земле Уфимской и Оренбургской о тебе, о мати Зосимо, не оскудеет и поныне. С верою и упованием притекают православные люди к месту твоего упокоения. Просим же тя, святая праведнице, помози нам в трудный час жизни, в минуту скорбей и страданий, умоли начальника Мира, Господа, да умягчит он злые и огрубевшие сердца человеческие, и умирит народы. Да разорит нечистивые советы раскольников и еретиков, восстающих на Церковь Русскую Святую. Твоими молитвами, святая избранница Божия, да простит нам Господь всякие прегрешения, дам минуют нас стрелы вражия и козни диавольские. Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея Господа время на покаяние, от пагубы – избавление, болящим – здравие, падшим – восстание, отшедшим – упокоение и Небесного Царствия наследование. Буди, мати Зосимо, покровительницейи помощницей всем верным земли Уфимской и Оренбургской. Да укрепится и умножится на ней и всей Руси Великой Святое Православие. Мы же, укрепляемые святыми твоими молитвами, прославим живоначальную Троицу и твое, освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков, аминь.

>Акафист преподобной Зосиме Эннатской:

Акафист преподобной Зосиме Эннатской

>Житийная и научно-историческая литература о преподобной Зосиме Еннатской

Святая преподобная Зосима Еннатская — Уфимская и Стерлитамакская епархия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector