Преподобный иринарх соловецкий

О чем молятся святому

Иринарх Ростовский помогал бедным и страждущим людям при мирской жизни и продолжил творить чудеса после кончины. Мощи святого, которые сегодня находятся в соборе его родной Борисоглебской обители, а также оставшиеся вериги, кресты, цепи, путы и другие вещи обладают чудотворными свойствами.

Преподобному Иринарху молятся о даровании:

  • исцеления от изнуряющих недугов;
  • защиты от дурного и негативного влияния;
  • освобождения от бесовских оков;
  • защиты от недругов и лихих людей;
  • спокойствия душе и крепости телу.

Молитвы, обращенные к Ростовскому затворнику Иринарху помогают верующим обрести внутренние силы, восстановить сон, укрепиться в вере, направить близких на богоугодный путь, обрести смирение и покаяние.

У святого просят исцеления и заступничества

Почти сорок лет тяжелых трудов отдал преподобный Иринарх Затворник Богу и людям, которые его окружали. В шестьдесят восемь он скончался, причём сам предсказал дату своей смерти. Борисоглебский монастырь по сей день хранит мощи святого.

Памятник преподобному Иринарху у Борисоглебского монастыря Ярославской области

По преданию, возле гроба святого продолжались чудеса, например, исцеления больных. С тех пор люди часто обращаются к святому за помощью.

Как известно, чудеса творят не сами святые, а Бог. Но именно через них верующим удобнее всего обращаться к Господу. Каждый святой готов присоединиться к искренней молитве человека и просить Бога вместе с ним, как учит православие.

Иринаха Затворника обычно просят о помощи в таких делах:

  • Избавление от сильной болезни;
  • Исцеление бесноватых;
  • Защита от врагов;
  • Умиротворение;
  • Заступничество.

13 января
день памяти Иринарха Затворника

Но к святому можно обращаться и в других ситуациях.

День памяти Иринарха Затворника — 13 (26) января

Также святого вспоминают в собор Ростовских святых — 23 мая (5 июня)

Число имени Иринарх

Число имени пять (5) символизирует личность независимую, преисполненную стремлением к свободе. Скептически относятся к мнению окружающих, больше всего ценят свой личный жизненный опыт и нередко опираются на интуицию. Имя Иринарх означает склонность к риску и даже авантюрам, поэтому нередко испытывают как успех, так и неудачу. Иринарх любит путешествовать и делать новые открытия. Склонны к размышлениям, обладают аналитическим складом ума, находят выход из любых ситуаций…

Подробнее: число имени Иринарх

Значение букв в имени Иринарх

И — страстный, отзывчивый, умный, креативный, нерешительный, мрачный.Р — инициативный, эгоцентричный, умный, уверенный в себе, самостоятельный, конфликтный.Н — общительный, разговорчивый, креативный, мрачный, усердный, конфликтный.А — инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, креативный, честный.Х — страстный, отзывчивый, уверенный в себе, самостоятельный, усердный, жизнерадостный.

Совместимые с именем Иринарх греческие имена

Кира, Инна, Прасковья, Ксения, Кирилла, Евгения, Елена, Ефимия, Ефросиния, Анфиса, Агап, Агафон, Адриан, Тарас, Сократ, Алексей, Никита, Никон, Памфил, Поликарп…

Проверьте также совместимость других имен с именем Иринарх.

Известные люди с именем Иринарх

  1. Иринарх (Синеоков-Андриевский) — Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Синеоков-Андриевский. Архиепископ (в миру Иван Дамианович Синеоков-Андриевский;…
  2. Иринарх (Попов) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Попов. Епископ (в миру Яков Дмитриевич Попов; 23 октября (3 ноября) 1790…
  3. Иринарх (Грезин) — Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Грезин. Епи́скоп (в миру Влади́мир Кузьми́ч Гре́зин; 23 ноября 1951, Шумерля…
  4. Иринарх (Парфёнов) — Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Парфенов. Архиепископ (в миру Ива́н Васи́льевич Парфёнов; 5 (17) ноября 1881…
  5. Введенский, Иринарх Иванович — Ива́нович Введе́нский (21 ноября  1813, Петровск, Саратовская губерния — 14  июня 1855, Санкт-Петербург) — русский переводчик,…
  6. Иринарх Соловецкий — Игумен (? — 17 июля 1628) — игумен соловецкий (1614—1626). Почитается в лике преподобных, память совершается 17 июля (по юлианскому календарю)…
  7. Завалишин, Иринарх Иванович — Ива́нович Завали́шин (20 ноября (1 декабря) 1769 (1769-12-01), по другим сведениям март 1770[источник не указан 2803…
  8. Иринарх Ростовский — Росто́вский ( Борисогле́бский, Затво́рник, в миру Илья́; 1547 (1547) — 13 января 1616) — преподобный Русской церкви, затворник…
  9. Комарицкий, Иринарх Андреевич — Андреевич Комари́цкий (1891—1971) — советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат двух Сталинских премий. Родился в Туле в 1891 году в семье…
  10. Шемановский, Иван Семёнович — Иван Семёнович Шемано́вский (в монашестве ; 28 января  1873, Бела, Соколовский уезд, Седлецкая губерния, Российская империя — после…
  11. Иринарх (Вологжанин) — Епи́скоп (в миру Ива́н Полика́рпович Вологжа́нин; 7 января 1886, Еловщина, Вятская губерния — 19 октября 1973, Винница) — епископ Древлеправославной…
  12. Скворцов, Иринарх Полихрониевич — Полихрониевич Скворцов (1847—1921) — российский медик и педагог; профессор гигиены Императорского Харьковского университета; доктор медицины….
  13. Иринарх (Лапшин) — Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Лапшин. Епи́скоп (в миру Ива́н Игна́тьевич Лапши́н; 1832 (1832) — 14 (27)…
  14. Иринарх Глушицкий — Глушицкий — инок Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области, составитель жития преподобного Дионисия…
  15. Иринарх (Базилевич) — Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Базилевич. Игумен (в миру Иван Базилевич; ум. после 1814) — священнослужитель…
  16. Стратонов, Иринарх Аркадьевич — Арка́дьевич Страто́нов (10 января 1881, Казань — 1942, концлагерь Бухенвальд) — российский историк, профессор Казанского университета. Окончил…
  17. Иринарх (архимандрит) — (1748—1821) — архимандрит Русской православной церкви; ректор Нижегородской духовной семинарии. О его мирской жизни сведений почти не сохранилось…
  18. Щёголев, Иринарх Михайлович — Щёголев Михайлович (1873 — 1943) — российский и советский энтомолог. Родился в 1873 году в Екатеринославской губернии. Окончил Киевский политехнический…
  19. Иринарх (Шигин) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем и фамилией Шигин. Шигин (ум. 1806) — игумен Русской православной церкви. О его мирской…
  20. Фигуровский, Иринарх Алексеевич — Алексеевич Фигуровский (25 июня 1915, Гусь-Мальцевский, Владимирская губерния — 5 ноября 2000, Гусь-Хрустальный, Владимирская область) — советский…

Чудеса и почитание преподобного Иринарха Соловецкого

Почитание Иринарха началось сразу после его кончины. Уже в первые месяцы стали известны рассказы о явлении Иринарха соловецкой братии. Преподобный явился иноку Виталию в 40-й день после кончины, после поминальной трапезы, со «светлым лицом», с кадилом и обошел братию с каждением. Вскоре святой явился своему ученику священноиноку Вениамину (который сопровождал Иринарха в его последнем путешествии в Москву), чтобы утешить его и сообщить, что получил милость от Бога. Весной 1629 года в монастырь приплыли охотники за тюленями и рассказали о явлении Иринарха охотникам, унесенным на льдине в Белое море. Преподобный благословил их крестом и указал игуменским посохом путь к берегу, при этом он назвал себя: «Аз есмь Соловецкого монастыря игумен Иринарх».

Большую роль в прославлении Иринарха сыграл Елеазар Анзерский. С его именем связаны три рассказа о провидческом даре Иринарха. Со слов Елеазара Иларион Суздалец записал предсказание Иринарха об игуменстве в Соловецком монастыре Макария. Другой рассказ был записан Елеазаром и вошел в составленную им «Своеручную хартию… о бывших ему видениях и откровениях», где сообщается о том, что Иринарх выбрал для церкви на Анзерском острове то место, которое прежде было указано знамением в виде «огненного столпа». В третьем рассказе, читающемся в Житии Елеазара, сохранилось предание о прощании бывшего соловецкого игумена с анзерским строителем. Перед кончиной Иринарх сообщил братии, что Елеазар плывет к нему с Анзера, чтобы проститься, но им не суждено увидеться.

Почитателем памяти Иринарха был соловецкий игумен Маркел (1640-1644 гг.). За год до вступления в должность настоятеля Соловецкого монастыря Маркел во сне видел, как Иринарх, спустившись «по лестнице» с небес, подозвал к себе игумена, недостойного этого сана, и, забрав у него посох, вручил его Маркелу (видение описано в «Сказании о чудесах игумена Иринарха»). Возможно, Маркел был пострижеником Иринарха: известно, что он принял монашество на Соловках в 20-х гг. XVII века. В 1643 году, накануне Пятидесятницы, на Соловецких островах наступили заморозки, продолжавшиеся 20 дней, из-за чего монахи не могли отправиться на промыслы и на службы на материк. Тогда же игумену Маркелу стало известно, что об этом Божием наказании заранее известил братию Иринарх, который повелел труднику Ивану Емельянову, чтобы игумен и братия прошли крестным ходом вокруг монастыря и молили Бога о милости, иначе «роспуску ладьям» не будет до Ильина дня. После того как игумен с братией совершили это «и над гробом игумена Иринарха пеша понахиду», наступила оттепель. Вероятно, тогда же Маркел благословил Илариона Суздальца записать рассказы о явлениях преподобного. Свидетельством почитания Иринарха в Соловецком монастыре служит «Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пустыни», в которой рассказывается о событии, происшедшем в сентябре 1667 года, во время «осадного сидения» соловецких монахов.

 21 сентября 1925 года мощи Иринарха были вскрыты комиссией, которой руководил заведующий историко-археологическим отделом музея Соловецкого лагеря А. П. Иванов. Затем комиссия передала мощи в историко-археологический отдел музея, находившийся в Благовещенской церкви; там святые мощи Иринарха были выставлены в застекленном деревянном ящике. 19 января 1940 года, после закрытия Соловецкого лагеря, мощи Соловецких святых были увезены в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, в 1946 году, после закрытия ЦАМ, переданы в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде. В настоящее местонахождение мощей неизвестно.

Преподобный Иринарх Соловецкий. Иконы

В Житии Иринарха описан внешний облик святого, каким он являлся разным людям в видениях. Так, на 40-й день после преставления преподобный явился соловецкому иноку Виталию: «Вижду любимаго ми отца игумена Иринарха лицем светла, оболченна в епитрахиль, кадило в руце». В 1629 году, спасая «от потопления промышленников», Иринарх привиделся во сне одному из них: «Некий старец, браду имеяй доволну и сединами украшену, во священническом подобии, в десной своей руце крест держит…»

Об облике Иринарха в текстах иконописных подлинников XVIII-XIX вв. под 29 марта сообщается: «Сед, брада Кириллы Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия». Иконография Иринарха, сформировавшаяся на Соловках, не имеет устойчивых признаков: он изображается как в куколе или клобуке, так и с непокрытой головой, в схиме, старцем или почти средовеком.

Преподобный Иринарх Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Конец XVIII — начало XIX векаПреподобный Иринарх Соловецкий. Миниатюра из рукописи «Сад спасения». 1709–1711 годыПреподобный Иринарх Соловецкий

Статьи на Православие.Ru

24–28 июля 2019 года. Паломники проходят около 70 км за первые четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов.

Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина.

18–22 июля 2018 года. Фото: Василий Нестеренко / Православие.Ru.

О подвижнических трудах преподобного Иринарха, о том, зачем он ходил к царю Василию Шуйскому, что ответил Яну Сапеге и какой наказ дал князю Пожарскому.

12 / 25 января 2014 г. Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице, по Богоявлении. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:39 мин. Размер 105.6 Mb)

Существование России как самостоятельного государства, казалось, подходило к концу. Из-за внутренних противоречий распались отряды Первого ополчения, после многомесячной осады пал Смоленск, шведы захватили новгородскую землю, во Пскове обосновался «Сидорка Псковский вор», поляки засели в Московском Кремле. Но… именно в это время движение за освобождение России стало набирать силу. Возглавить борьбу могли только бескорыстные и преданные России люди.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от  г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный  г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Это интересно: Пюхтицкий монастырь в Эстонии — описываем во всех подробностях

Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги

Тяжёлые оковы, кресты и бремя человеческого непонимания стали суровым испытанием для святого. Однако он, прикованный цепью в три сажени к стулу, чем и ограничил свои перемещения, обвешал себя тяжёлыми грузами. Цепь с годами удлинили. Жил он в монастыре двадцать пять лет.

Старец год за годом утяжелял свои оковы, чтобы вынести ещё больше испытаний

У Иринарха появился подражатель. Леонтий. Он тоже сделал себе грузы и цепь, а затем пришёл к старцу за благословением, хотел отправиться в Переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй.

Старец пытался его отговорить, но не смог. В итоге Леонтия убили, а его цепь и грузы Иринарх присоединил к своим.


Цепь и вериги, которые носил Иринарх Затворник

Несколько позже старца оклеветали, и святой на время покинул обитель.

Он год служил келарем в Авраамиевом Богоявленском монастыре, а потом вернулся.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части

Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Ссылки

  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области
Действующие
  • Авраамиев Богоявленский (Ростов)
  • Адрианов Успенский (Пошехонский район)
  • Алексеевский (Углич)
  • Богоявленский (Углич)
  • Борисоглебский (Борисоглебский)
  • Воскресенский (Углич)
  • Казанский (Данилов)
  • Казанский (Ярославль)
  • Кирилло-Афанасиевский (Ярославль)
  • Никитский (Переславль)
  • Николо-Бабаевский (Некрасовское)
  • Николо-Сольбинский (Переславский район)
  • Николо-Улейминский (Угличский район)
  • Никольский (Переславль)
  • Покровский (Некоузский район)
  • Богородице-Рождественский (Ростов)
  • Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район)
  • Свято-Троицкий Данилов (Переславль)
  • Спасо-Геннадиев (Любимский район)
  • Спасо-Яковлевский (Ростов)
  • Толгский (Ярославль)
  • Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район)
  • Феодоровский (Переславль)
Упразднённые (некоторые)
  • Александрова пустынь (Рыбинский район)
  • Александровский (Переславский район)
  • Белогостицкий Георгиевский монастырь (Ростовский район)
  • Вепрева пустынь (Ростовский район)
  • Григорьевский затвор (Ростов)
  • Афанасьевский (Молога)
  • Борисоглебский Надозёрный (Переславль)
  • Борисоглебский Песоцкий (Переславль)
  • Горицкий (Переславль)
  • Исакова пустынь (Первомайский район)
  • Кассианов Учемский
  • Леушинский
  • Николо-Сковородский
  • Петропавловский (Ярославль)
  • Паисиев Покровский
  • Рождественский (Ярославль)
  • Спасо-Песоцкий (Ростов)
  • Спасо-Преображенский (Ярославль)
  • Сретенский Новодевичий (Переславль)
  • Югская Дорофеева пустынь
Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Переславль
  • Ростов
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Суздаль
  • Владимир

Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

Значение Ростовского затворника в православии

К преподобному старцу Иринарху многие приезжали за благословением. В числе посетителей монаха были князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, воевода Ян Сагепа. Сагепа настолько был поражен подвигами затворника, что стал лично покровительствовать обители и дал старцу 5 золотых монет.

Человек Божий посвятил себя служению Господу и трудился, не жалея сил. Он самовольно обрекал себя на муки и истязания, говорил о том, что многими скорбями предстоит войти в Небесное Царствие. Духовные и телесные подвиги Иринарха Ростовского стали примером смирения, послужили доказательством того, что с Божией помощью и молитвой можно вынести любые испытания.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Узнаем интересные факты

О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.

В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector