Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?
Содержание:
- Фото и описание
- Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря
- Архитектура
- Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
- Чудеса или благодать Божия
- Ссылки
- Экспозиции «Монастыри и храмы Торжка» и «Гений вкуса»
- История монастыря
- Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом
- Узнаем интересные факты
- Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря
- Борисоглебский монастырь близ Ростова Великого
- Здравствуй, поселок Борисоглебский!
- Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря
Фото и описание
Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.
В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.
В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.
Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.
Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.
Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.
Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.
Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.
Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.
За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.
В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.
В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.
С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.
Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря
У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.
Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря
Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.
Здание братских келий и трапезнойЗдание братских келий и трапезной, фрагмент
Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.
Святые ворота и надвратная церковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца
Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.
Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа
Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.
Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба, фрагментВход в собор Бориса и ГлебаКолокольня собора Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба
Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.
Часовня Сошествия Святого ДухаЧасовня Сошествия Святого Духа
Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:
Водосвятная часовняВодосвятная часовня, крестНа территории Борисоглебского монастыря
На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.
Монастырский птичникХозяйственные постройки и Настоятельский дом
Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.
Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа
Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Архитектура
Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.
Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь
- Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
- Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
- Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.
Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.
Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря
- Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
- Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
- В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
- Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
- С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.
Другие постройки
В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.
В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.
Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря
Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.
На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.
Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.
Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.
В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова
Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.
7
Чудеса или благодать Божия
Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.
Ссылки
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области | ||
Действующие |
|
|
Упразднённые (некоторые) |
|
Золотое кольцо России |
Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский |
Экспозиции «Монастыри и храмы Торжка» и «Гений вкуса»
В Борисоглебском монастыре в здании бывшего Духовного правления и странноприимного дома ныне размещены размещены экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея. Одна часть музейной экспозиции — «Монастыри и храмы Торжка», знакомит с историей Новоторжского Борисоглебского монастыря и других храмов и монастырей города. Здесь можно увидеть археологические находки из Борисоглебского монастыря, древний новоторжский змеевик, церковную утварь и др.
Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцемКелья, реконструкцияКелья, реконструкцияРеконструкция Борисоглебского собора в Торжке на конец XVI векаРеконструкция Борисоглебского собораЭкспозиция, посвященная Борисоглебскому соборуЭкспозиция, посвященная колокольне Борисоглебского монастыря и портрет архитектора Федора АнаньинаНовоторжский змеевик (амулет-оберег)Нательные кресты XI-XIII вековКиотные крестыИконы-складни
Другая, «Гений вкуса», посвящена творчеству «русского Леонардо-да-Винчи» — архитектору Николаю Александровичу Львову (1753-1803/1804 по новому стилю), который проектировал многие здания, дворцы и церкви Москвы, Тверской губернии, Санкт-Петербурга и его пригородов. Кроме того, здесь представлены старые фотографии Торжка.
По теме:
- Усадьба Знаменское-Раёк
- Приоратский дворец в Гатчине
Экспозиция, посвященная старому ТоржкуУсадьбы в окрестностях Торжка, построенные Н.А.ЛьвовымЭкспозиция, посвященная усадьбам, построенным Львовым в Тверской областиПредметы мебели из усадьбы Львовых Никольское-Черенчицы
История монастыря
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Это интересно: Пюхтицкий монастырь в Эстонии — описываем во всех подробностях
Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом
Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.
Источник прп Иринарха в с. Кондаково. Фото: zavanvla.livejournal.com
Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.
Как добраться: От Ростова Великого по шоссе Ростов — Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский. Адрес: Ярославская область, п. Борисоглебский.
Приложение
Узнаем интересные факты
О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.
Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.
Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная
Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.
Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.
Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.
В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.
В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.
Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря
Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:
- по будням и в субботу — в 8:00 Божественная Литургия и в 17:00 вечерняя служба;
- по воскресеньям и праздникам — в 6:30 и 8:45.
В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.
Расписание служб на официальном сайте обители
Маргарита Кушниренко
Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.
Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.
Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.
Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.
Маргарита Кушниренко
Борисоглебский монастырь близ Ростова Великого
Сергиевская церковь над южными воротами сооружена в 1554 г. и частично перестроена в XVII в. В постройке органично сочетается простота XVI в. с нарядным декоративным оформлением XVII в.Это особенно ярко выражено с наружной стороны. По бокам церкви стоят крепостные башни с навесными бойницами, бойницами для верхнего, среднего и подошвенного боя. Весь архитектурный комплекс ворот, церкви и башен свидетельствует о высоком мастерстве зодчих. Сергиевская церковь является прототипом надвратных церквей XVII в.Самый древний монастырский памятник — собор Бориса и Глеба, сооружённый в 1522—1524 гг. зодчим Григорием Борисовым. Собор невысок. Куб основания здания венчает одна глава. Алтарные апсиды его украшены гранями, а порталы — резными арками, которые суживаются в глубину — подчёркивают толщу стен. Позднейшие пристройки и переделки исказили древнее сооружение.
Из научных источников: Борисоглебский монастырь
Мужской Борисоглебский монастырь располагался в Ростовском уезде Ярославской губернии в 18 верстах к северо-западу от Ростова, на берегу реки Устье. По описанию ярославского краеведа А. Крылова 1861 года, «монастырь стоит на горе, окруженный с одной стороны сосновой и еловой рощею, а с другой – живописными извитиями реки Устьи и обширными слободами, принадлежащими графу Панину». Земли во владении обители на тот момент было 113 десятин. Основан Борисоглебский монастырь в 1363 году при ростовском князе Константине Васильевиче, зяте Иоанна Калиты, по благословению святого Сергия Радонежского, старцами Феодором и Павлом. В XVI–XVII веках монастырь стал одним из самых крупных и влиятельных в России, и его часто посещали великие князья и цари. В этот же период строились и перестраивались его каменные крепостные стены и башни. В первой четверти XIX века настоятелем Феофилом была посажена аллея к келье затворника Иринарха. При следующем настоятеле, Рафаиле, в первой половине XIX века на территории монастыря устроены два фруктовых сада, кленовые и березовые аллеи. В настоящее время Борисоглебский монастырь (площадь 5,7 гектара) окружен со всех сторон городской застройкой. По периметру возвышаются мощные, трапециевидные в плане, каменные стены с башнями. На территорию ведут два арочных входа: с севера – через Сретенскую надвратную церковь, с юга – через Сергиевскую.Центральной композиционной осью комплекса является дорога, связывающая эти два входа и делящая территорию монастыря на две почти равные части – западную и восточную.Почти все архитектурные памятники сосредоточены в северо-западной части монастыря. Насаждений же здесь мало: кусты сирени и акации желтой, две средневозрастные лиственницы – перед южным фасадом Благовещенской церкви. К югу от центральной части, от звонницы до Сергиевской надвратной церкви, тянется молодая (15–20 лет) двухрядная кленовая аллея.Западная часть представлена следующими участками (с севера на юг): пересохший пруд с глубоким замусоренным ложем; территория настоятельских покоев – перекопана, замусорена, частично занята огородом и небольшим современным садом; и, наконец, сад с райскими (ягодными) яблонями, молодой кленовой обсадкой по периметру, рядами кустов сирени и желтой акации, с одинокой старой сосной (120 лет).Все сохранившиеся старовозрастные деревья, числом более 40, находятся в восточной части монастыря (участки с севера на юг): молодой яблоневый сад; липовая аллея с единичными старыми и молодыми липами – от древнего соборного храма Бориса и Глеба к монастырской стене; рядом с аллеей три старые березы, куртины акации; далее не¬большая полянка и заросший высохший пруд; вокруг пруда столетние клены и березы, молодые вишни, кусты акации, поросль клена, пни. От юго-западного угла собора к пруду ведет еловая аллея (80 лет).Сад Борисоглебского монастыря, ценнейшего памятника истории и архитектуры Древней Руси, является интересным образцом монастырского садово-паркового искусства.Постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 Борисоглебский монастырь принят под охрану как памятник республиканского значения. На период паспортизации (1990 г.) в монастыре размещался филиал Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника. В 1991 году Московской парко-лесо-устроительной экспедицией разработан проект восстановления монастырского сада (автор – Т.П. Смирнова). От Ростова до Борисоглебского по автодороге менее 20 км.
Здравствуй, поселок Борисоглебский!
В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.
После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.
Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.
Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.
С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.
Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря
Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!
Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа
В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.
С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 годаРоспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыряВнутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа
Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!
Внутри колокольниВременная лестница внутри колокольниВнутри колокольниВнутри колокольни
По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.
Панорама Торжка
А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.
Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковьБорисоглебский собор и панорама реки Тверцы
Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.
Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы РимскогоКирпичи внутри колокольниКирпичная кладка колокольниПанорама Торжка
С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.
Река Тверца в Торжке
За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.
Панорама Тверецкой набережной
С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.
Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви
Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.
Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собораЯрус звона колокольниКолокольные хомутыХомут колокола
И снова путь наверх по узкой лестнице.
Кирпичная кладка колокольни
И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.
Беседка-бельведерПанорама Борисоглебского монастыряПанорама ТоржкаПанорама Торжка