Этапы (календарь) великого поста с разъяснениями

Содержание:

Что нельзя употреблять в пищу на второй недели Великого поста

Вторая неделя по строгости аналогична первой.

Под запретом все еще находится большинство продуктов:

  • Мясные;
  • Молочные;
  • Спиртное;
  • Вся сдоба;

По поводу шоколада, вопрос спорный. Особенно, что касается черного горького, так как в нем нет молочной продукции, чистые какао бобы. Такое же исключение и для вина. По выходным дням бокал можно употребить, но не более.

Касательно рыбной продукции, она под запретом, кроме 7 и 21 апреля. Но и тут есть свои нюансы. Ослабленному организму дают поблажки, если священник даст добро, рыбные блюда можно кушать в каждое воскресенье всего Великого поста.

Не столько грозный Судия, сколько любящий Отец

Об этой встрече и говорится особо во второе воскресенье поста. Нам напоминают, что наши подвиги и труды несутся не ради выгод или будущих благ, не ради улучшения душевного и телесного здоровья, а ради полноценного общения человека и Бога, которому не должны мешать посторонние страсти и привязанности.

Не рабски влачить своё существование, из страха наказания соблюдая заповеди и боясь взглянуть на небо, призывает нас Церковь. Не творить абстрактные добрые дела, а, по слову апостола Павла «восклониться», то есть дерзновенно (но не дерзко) поднять свои очи к Богу, возжаждав спасения. Об этом и говорил прославляемый Святой Церковью во вторую неделю Поста святитель Григорий Палама (XIV в.).

Он утверждал реальную возможность и даже необходимость встречи человека и Бога здесь и сейчас, а не в посмертном будущем.

Он утверждал, что божественная благодать, щедро подаваемая христианам в Таинствах, это способ реального общения с Богом.

Не столько грозный Судия, сколько любящий Отец — таков Бог византийского богословия. И человек с точки зрения богословия не автономен, не «секулярен», а христианский гуманизм Богоцентричен. «Человек призван к соучастию в божественной жизни,.. и может стать вполне «человечным», лишь восстановив утраченную причастность к Богу». (прот. И. Мейендорф. Византийское богословие. М, 2001. с. 140 — 141).

В том же русле мыслят и святые отцы. Преподобный Симеон Новый Богослов, например, предвосхищая мысли святителя Григория за три столетия до его рождения, также говорит о близком к нам Боге.

«Ни богословствующему не соответствует покаяние, ни кающемуся богословие, ибо насколько отстоит восток от запада, настолько богословие выше покаяния. Ибо тот, кто в покаянии и кто поистине творит дела покаяния, подобен человеку, прозябающему в болезнях и немощах, или бедняку, одетому в лохмотья и просящему милостыню.

Богословствующий же подобен тому, кто вращается в царских чертогах, в блеске самой царственной одежды, кто, будучи близок к царю, всегда говорит с ним и ежечасно непосредственно от него ясно слышит его приказания и желания» («Главы богословские, умозрительные и практические», М, 1998, с. 69).

Конечно, преподобный не хочет поставить под сомнение необходимость покаяния. Он лишь напоминает нас, отчаянным и осуетившимся, что Бог рядом. Что Он не скрупулёзно подсчитывает наши ошибки и грехи, а больше нас скорбит о нашем падении и желает помочь нам. Что самый Крест и страшная смерть — необходимый путь нашего исцеления и спасения. «С нами Бог!» — вот суть мысли преподобного Симеона, и мы спасаемся не «как-нибудь так», личными заслугами, а силой приобщения к Вечному Богу, Духом Святым.

Это радость избавления от одиночества, радость того, что всё в жизни наконец-то пришло в порядок, что в храме нашей души постоянно присутствует Тот, ради которого и имеет смысл жить и делать всё то, что мы делаем. Тот, Который в Причащении не гнушается войти в нашу душу, дух и тело и постоянно зовёт нас, абсолютно недостойных богообщения, к Себе.

Канон Андрея Критского когда читается в 2020 году?

Канон Андрея Критского — выдающееся богословское произведение, содержит в себе примеры как грехопадений, так и покаяния из Ветхого и Нового Завета, это предстояние перед Богом и беседа человека со своей душой. Слова канона помогают человеческой душе проснуться, воспрянуть от греховного сна и увидеть себя со стороны.

В начале поста покаянный канон делится на четыре части и читается на вечернем богослужении с понедельника по четверг. Традиционно в эти дни соблюдается самый строгий пост вплоть до полного голодания в первые два-три дня поста.

В 2020 году чтение Великого канона начнется в понедельник, 2 марта и закончится в четверг, 5 марта. Во многих храмах вечерняя служба в эти дни начнется на час позже, чтобы работающие люди могли успеть на богослужение, в нашем городе начало служб — с 18 часов, но лучше узнать расписание в своем храме. Второй раз Великий канон будет прочтен на службе, которая называется Стояние Марии Египетской, на 5 седмице Великого Поста.

Утром по средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. В пост, как время особого покаяния, ограничивается даже такое духовное утешение для верующих как Причастие Святых Тайн, поэтому в будние дни поста не служат литургию Иоанна Златоуста. Для больных и тех, кто не в силах дождаться субботы и воскресенья, совершают литургию Преждеосвященных Даров, из названия которой понятно, что в конце литургии верующих причащают Дарами, освященными ранее, в предыдущее воскресенье. В эти дни не могут причащаться маленькие дети, и родителям следует учесть этот момент.

Во время поста нужно постараться посетить литургию Преждеосвященных Даров, это очень красивая служба, с прекрасными духовными песнопениями, которые переворачивают душу. В некоторых храмах Москвы литургию преждеосвященных Даров служат вечером, в таком случае готовящимся к Святому Причащению следует воздерживаться от воды и еды весь день или минимум шесть часов до начала службы.

В пятницу вечером 6 марта и в субботу утром 7 марта совершается служба, посвященная воспоминанию чуда, совершенного великомучеником Феодором Тироном. В 355 году н.э. император Юлиан Отступник, чтобы осквернить христианский Великий пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, продаваемые на рынках. Святой мученик в видении явился константинопольскому архиепископу и предупредил, чтобы христиане ничего не покупали на рынках, посоветовав питаться в эти дни вареной пшеницей с медом.

В праздник великомученика Феодора Тирона во всех храмах благословляется кутья и раздается верующим.

НА 6-М ЧАСЕ

Тропарь
пророчества, глас 6:

Вы́шний
на Небесе́х живы́й,

Созда́вый вся́кое дыха́ние, спаси́ ны, Бо́же,

на Тя бо упова́хом, Спа́се наш.

Сла́ва, и ны́не: и повторяем
тойжде.

Прокимен, псалом 29, глас 5:
К Тебе́, Го́споди, воззову́,
/ и к Бо́гу моему́ помолю́ся. Стих:
Вознесу́ Тя, Го́споди, я́ко подъя́л
мя еси́.

Проро́чества Иса́иина чте́ние.

Вознесе́тся
Госпо́дь Савао́ф в суде́, и Бог Святы́й просла́вится в пра́вде. И упасу́тся
расхище́ннии, я́ко юнцы́, и пусты́ни плене́нных а́гнцы поядя́т. Го́ре
привлача́ющим грехи́, я́ко у́жем до́лгим, и я́ко и́га ю́нична реме́нем
беззако́ния своя́. Глаго́лющим: ско́ро да прибли́жатся, я́же сотвори́т, да
ви́дим, и да прии́дет сове́т Свята́го Изра́илева, да разуме́ем. Го́ре
глаго́лющим лука́вое до́брое, и до́брое лука́вое, полага́ющим тьму свет, и
свет тьму, полага́ющим го́рькое сла́дкое, и сла́дкое го́рькое. Го́ре, и́же
му́дри в себе́ сами́х, и пред собо́ю разу́мни. Го́ре кре́пким ва́шим, вино́
пию́щим, и вельмо́жам растворя́ющим сике́р; оправда́ющим нечести́ва даро́в
ра́ди, и е́же есть пра́ведное пра́веднаго взе́млющим от него́. Сего́ ра́ди
я́коже сгори́т трость от у́глия о́гненнаго, и сожже́тся от пла́мене
разгоре́вшагося, ко́рень их я́ко персть бу́дет, и цвет их я́ко прах взы́дет;
не восхоте́ша бо зако́на Го́спода Савао́фа, но сло́во Свята́го Изра́илева
раздражи́ша. И возъяри́ся гне́вом Госпо́дь Савао́ф на лю́ди Своя́, и наложи́
ру́ку Свою́ на них, и порази́ их: и раздражи́шася го́ры, и бы́ша тру́пи их
я́ко гной посреде́ пути́. И во всех сих не отврати́ся я́рость Его́, но еще́
рука́ Его́ высока́.

Ис 5:16–25

Прокимен, псалом 30, глас 6:
На Тя, Го́споди, упова́х, /
да не постыжу́ся во век. Стих:
Пра́вдою Твое́ю изба́ви мя, и изми́ мя.

Правильное питание на период Великого поста

Великий пост самый строгий по сравнению с другими постами, которые соблюдаются верующими в течение года. Хочется отметить следующее. У неподготовленных и с ослабленным здоровьем людей ограничения себя в еде, могут вызвать трудности. То же самое относится и к тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, Поэтому нужно очень внимательно отнестись к вопросу соблюдения поста.

В богослужебном уставе есть описание трапез во время Великого поста:

  1. На период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло и т.д.).Первая и заключительная недели поста являются наиболее строгими.
  2. В понедельник первой недели и в пятницу последней недели (Страстная пятница) ничего не едят.
  3. Во вторник первой недели разрешено хлеб и воду.
  4. По понедельникам, средам и пятницам предусмотрено сыроедение. Пищу употребляют только единожды в сутки в вечернее время. Она должна быть холодной и без растительного масла.
  5. По вторникам и четвергам разрешено прием горячей пищи, но в ней не должно быть масла. Прием пищи также однократно в сутки по вечерам.
  6. По субботам и воскресеньем можно есть горячую пищу с добавлением масла и пить вино. Исключением является суббота в первую неделю. Употребление пищи такое же, как и в предыдущие дни первой недели. А в воскресенье шестой недели, которое называют Вербным воскресеньем, разрешена рыба.
  7. Также послабление в еде допускается, если на период Великого поста попадают праздники великих святых. В эти дни разрешена горячая пища с добавлением растительного масла и вино.

Рецепты постных блюд:

  • Рецепты постных блюд — Православные посты и праздники
  • Жизнь без масла (рецепты Великого поста) — Виктория Свердлова
  • Рецепты постных блюд: завтраки — Нина Борисова, Максим Сырников
  • Рецепты постных блюд: салаты и закуски — Нескучный сад
  • Рецепты постных блюд: постные супы — Максим Сырников, Нина Борисова
  • Рецепты постных блюд: вторые блюда — Нина Борисова, Максим Сырников
  • Рецепты постных блюд: выпечка и десерты — Нина Борисова
  • Постные рецепты: напитки в пост — Максим Сырников, Нина Борисова
  • Монастырские постные рецепты — Алексей Реутовский
  • История русской кухни: мы в России обречены есть каши — Максим Сырников
  • Особые блюда Великого поста: кресты, жаворонки, лествицы, тетерки — Максим Сырников
  • Коливо: афонский рецепт — Нескучный сад
  • Фруктовый стол — Православие.Ru

Кальмары, фаршированные бурым рисом

Рис отварить в подсоленной воде до готовности. Морковь натереть на мелкой терке. Лук мелко нарезать. Для приготовления соуса чеснок растолочь, смешать с орехами и соевым соусом. Подготовленные тушки кальмаров наполнить рисом. Лук и морковь слегка обжарить в глубокой сковороде с разогретым оливковым маслом, влить немного воды, довести до кипения, выложить кальмаров. Тушить под крышкой не более 3 минут. Подать к столу с приготовленным соусом.

Блюда из кальмаров обладают отменным вкусом, высокой питательной ценностью и целебными свойствами. Недаром этого моллюска называют морским женьшенем. Кальмары богаты белком, витаминами Е и группы В, полиненасыщенными жирными кислотами, йодом, фосфором, калием, кальцием, натрием, магнием, цинком и селеном.

Несмотря на то что кальмары содержат много холестерина, их регулярное употребление, благодаря входящему в состав холину, способствует снижению уровня «плохого» холестерина в крови, улучшает работу печени, нормализует функции щитовидной железы, работу желудочно-кишечного тракта, укрепляет кости и мышечную систему. К тому же кальмары легко усваиваются, идеально сочетаются с бурым рисом, который является кладезем полезных для здоровья веществ (клетчатки, витаминов Е, группы В, каротина, кремния). Бурый рис хорошо очищает кишечник, выводит из организма шлаки и токсины, помогает нормализовать жировой обмен.

Долг каждого христианина защитить в своей душе веру Отцов

В первую неделю мы вспоминаем, что же такое Православие, прославляем усопших праведников и живых христиан, и анафематствуем (т. е. со скорбью указываем на отпадение от Христовой Церкви) еретиков.

В эту неделю мы понимаем, почему Христос называл себя Учителем, а своих апостолов учениками.

Понимаем, что простота действительно бывает хуже воровства, а невежество в Церкви недопустимо, ибо приводит к отпадению от Христа и Его Церкви.

Понимаем, что борьба с ересями перешла на фронт души каждого из нас, и вера Христова постоянно нуждается в защите. И не только от атеистов и еретиков, но и от нас самих, от нашего невежества и крайностей.

С прискорбием приходится наблюдать, что в последние годы Православие пытаются подменить агрессивными измышлениями и тенденциозно понятыми канонами. И долг каждого христианина защитить в своей душе веру Отцов.

Отголоски древних ересей незаметно приходят в нашу жизнь, маскируясь под Православие.

Ересь монофизитства, например (учение V века о том, что все человеческое было поглощено во Христе Божественным), проявляется сегодня в излишнем, нарочитом пренебрежении плотью, вопреки прямым словам апостола Павла «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф 5, 29). И бессмысленно кивать на патерики — образ жизни монахов, отрекшихся от мира из любви ко Христу так отличается от нашего, пронизанного равнодушием.

Подчинить желания плоти духовным стремлениям необходимо, но презирать плоть нельзя. Даже слова «ангельский образ» применительно к монахам на самом деле напоминают нам, что человек, как соединяющий в себе мир физический и духовный, призван быть выше ангелов, (что и проявилось особо в Пресвятой Богородице, Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов), и лишь грехопадение исказило этот порядок.

Можно также назвать отголоском ереси иконоборчества неумеренное почитание Креста и икон как амулетов, без любви к Тому, Кто на них изображен. Или чрезмерное почитание святых в ущерб молитве к Богу, когда годы жизни проходят в поисках «той» молитвы или «той» иконы в «том» монастыре, а не молитве из обычного молитвослова перед простой иконой в собственном храме.

Понедельник, среда, пятница

Понедельник, среда и пятница второй седмицы — дни сухоядения. Разрешаются холодные блюда без растительного масла, вода, холодные чаи и настои.

Пятница — один из самых любимых в народе праздников, день Сорока мучеников Севастийских.

По традиции, в этот день служится Литургия, послабляется пост, и пекутся из постного теста «жаворонки» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро взмывает вверх, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется, устремляясь к земле

Так жаворонки, по мнению наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Неделя Крестопоклонная какого числа в 2020 году?

Третья неделя Великого поста, 22 марта, Крестопоклонная. Древний праздник возвращения Животворящего Креста, захваченного персами в VII веке, в Иерусалим постепенно стал общецерковным. К третьему воскресенью, середине поста многие постящиеся с достаточной строгостью начинают переживать усталость и упадок сил. В это время нужно вспомнить евангельские слова «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной». Трудности и страдания, переживаемые людьми, имеют смысл только при одном условии — принятии Креста Христова, Его жертвы и воскресения. Об этом церковь напоминает верующим в праздник, посвященный Честному Кресту как орудию спасения людей и символу победы Христа над смертью.

В субботу 21 марта, на всенощном бдении в центр храма из алтаря будет вынесен Крест для поклонения и все верующие услышат главное песнопение праздника:

Это песнопение можно услышать в храме не только в третье воскресенье поста, но и всю последующую седмицу. Крестопоклонная седмица продлится до субботы 28 марта.

Четвертая неделя, четвертое воскресенье Великого Поста, 29 марта, посвящено преподобному Иоанну Лествичнику.

Преподобный Иоанн, автор известного аскетического произведения «Лествица» напоминает нам о важности покаяния в духовной жизни. Покаяние — это возвращение к Богу и примирение с Ним, очищение совести и обещание изменить свою жизнь по Евангелию, обретение мира в сердце с собой и со всеми

Примирение человечества с Богом стало возможно благодаря пречистой Деве Марии, которая когда-то, много веков назад, в ответ на ангельское приветствие произнесла: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». Это день исполнения пророчества о пришествии Сына Божия в мир и начало Нового Завета с Богом. Название праздника происходит от «благая весть», именно так дословно переводится с греческого «Евангелие». 7 апреля 2020 года церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы.

Четверг пятой седмицы Великого Поста — день, которого ждут все верующие, Стояние святой Марии Египетской. В среду, 1 апреля, на вечерней службе второй раз в 2020 году полностью будет прочитан Великий покаянный канон Андрея Критского вместе житием преподобной Марии.

Подготовка к Великому посту 2021

Подготовка к Великому посту состоит из трех седмиц и четырех Недель. Каждый из этих промежутков времени имеет свое предназначение и название:

  • Неделя о мытаре и фарисее – Всеядная седмица.
  • Неделя о блудном сыне – Мясопустная седмица.
  • Неделя о Страшном суде (мясопустная, сырная Неделя) – Сырная седмица, Масленица.
  •  Сырная Неделя – Прощеное воскресенье.

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году — 21 февраля

За три седмицы до Великого поста наступает время Недели о мытаре и фарисее. Эта Неделя (воскресение) начинает отсчет подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее может попадать на любой воскресный день с 11 января до 21 февраля.

Сплошная или Всеядная седмица в 2021 году — с 22 по 28 февраля

 После недели о мытаре и фарисее наступает «сплошная» или «всеядная» седмица . Во время всей недели (в том числе, в среду и пятницу) к столу можно подавать скоромную пищу, которая запрещена в остальные дни поста. Снятие ограничения на «всеядной» седмице связано с обличением неискреннего поста фарисея и напоминанием о духовном вреде слепого следования уставу поста.

Неделя о блудном сыне в 2021 году — 28 февраля

В эту Неделю читается во время богослужения притча о блудном сыне, после псалмов полиелейных поется 136‑й псалом «На реках вавилонских…» с «Аллилуиею красною».

Мясопустная или Пестрая седмица в 2021 году — с 1 по 7 марта

После Недели о блудном сыне следует Мясопустная, или «Пестрая» седмица. В течение пяти дней, за исключением среды и пятницы, можно употреблять мясные продукты. Из‑за такого разнообразного расписания трапезы эта седмица и получила свое второе название. Неделя мясопустная служит преднапоминанием о Страшном суде. Именно для этого и была введена в конце второй, мясопустной седмицы вселенская (мясопустная) родительская суббота .В эту субботу проходят торжественные поминовения усопших для того, чтобы верующие соединились духовно своими молитвами не только с живыми, но и с умершими, вошли в союз со всем Царством Христовым: от Адама до живущих ныне.

Мясопустная неделя в 2021 году — 7 марта

За вселенской родительской субботой следует Неделя о Страшном суде (Мясопустная). Это – «мясопуст», то есть начало времени ограничения себя в мясе. Предпоследняя Неделя перед Великим постом посвящена напоминанию о Страшном суде Божьем, последнем и неизбежном, о грехопадении и изгнании Адама и Евы. На трапезе в эту Неделю благословляются молочные продукты, сыр и яйца. Именно поэтому Неделя о Страшном суде, или Мясопустная Неделя получила еще одно название – Сырная Неделя. И вполне закономерно, что Сырная Неделя предваряет сырную седмицу, более широко известную как Масленица.

Сырная седмица (Масленица) в 2021 году — с 8 по 14 марта

Сырная седмица – преддверие Великого поста, а потому Церковь называет ее Неделей умиления и покаяние, призывает к смирению и отказу от мирских забав и утех. В Православной церкви время Масленицы – это время примирения со своими близкими, смысл Сырной седмицы – доброе общение с друзьями, близкими, родственниками, это время, когда нужно посвятить себя добрым делам и намерениям. Для этого в народе каждый день Масленицы посвящен свиданиям с родными и близкими и имеет свое название:

  • Понедельник – встреча. В этот день родственники посещают друг друга, чтобы договориться о том, как именно они будут проводить Сырную седмицу. Иногда сохраняется традиция наряжать чучело, строить снежные городки. В этот день начинают печь блины.
  • Вторник – заигрыши. С самого утра молодых парней приглашают кататься с горы, угощаться блинами. Этот день – день приглашений родных и знакомых: «У нас‑де горы готовы, и блины испечёны – просим жаловать».
  • Среда – лакомки. По средам теща зовет зятя и других гостей «на блины».
  • Четверг – широкий разгул. Этот день считается кульминацией Масленицы. В древности в четверг Масленица разворачивалась во всей своей красе: балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои.
  • Пятница – тещины вечерки. По пятницам зятья в ответ зовут тещ полакомиться блинами.
  • Суббота – золовкины посиделки. В этот день невестки одаривают золовок (сестер мужа) подарками и сувенирами. Также суббота была днем, когда сжигали заранее заготовленное соломенное чучело Масленицы – символа зимы. В православной же Церкви в сырную субботу вспоминаются все преподобные отцы, напоминая о предстоящем подвиге в виде Великого поста и указывая на примеры добродетели в лице великих постников.

Прощеное воскресенье в 2021 году (Сыропустная неделя) — 14 марта

Неделя Сыропустная , более известная как Прощеное воскресенье , последнее воскресенье перед Великим постом и 7‑е воскресенье перед Пасхой, последний день Масленицы и употребления молочных продуктов.

Особенности Богослужения

Вторая седмица Великого поста менее насыщена Богослужениями,
по сравнению, например, с Первой. В среду и пятницу служится Литургия
Преждеосвященных Даров, в понедельник, вторник и четверг литургии не положено,
читаются часы с кафизмами и паремиями. На всех службах читается молитва святого
Ефрема Сирина с поклонами.

В субботу служится литургия святого Иоанна Златоуста, в воскресенье – литургия святого Василия Великого. На всенощной воскресной, как обычно, поется после евангелия «Покаяния отверзи ми двери» при выключенном свете и зажженных свечах, коленопреклоненно. Пост на второй седмице менее строгий, разрешается горячая пища с маслом кроме среды и пятницы.

О второй неделе Великого поста — священник Константин Пархоменко

Седмицы Великого поста в 2021 году: календарь важных дат

В первую неделю Великого Поста отмечается Торжество Православия.
В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).

22 марта День памяти Сорока Севастийских мучеников.

7 апреля – пятница, праздник Благовещения.

15 апреля Стояние преп. Марии Египетской.

Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.

Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).

24 апреля – суббота. Лазарева суббота.

25 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.

26 апреля – Великий Понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22

27 апреля — Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

28 апреля — Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16

29 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

30 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.

1 мая – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.

В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

Вино в пост. Можно ли в Великий пост употреблять спиртные напитки?

В дни поста алкогольные напитки запрещены к употреблению. Но в длительные многодневные посты иногда (в Великий пост — по субботам и воскресеньям, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых, кроме субботы Страстной седмицы) для укрепления сил позволяется употреблять небольшую чашку разбавленного на 2/3 теплой водой сухого виноградного вина. Но не стоит думать, что это автоматически разрешает винопитие!

Отказ от алкоголя в любом виде в пост поощряется, к тому же мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священников.

Молитва постящегося

Данная молитва относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста (читается ежедневно, кроме выходных, и до среды Страстной седмицы включительно)

Великопостное богослужение:

  • Святитель Андрей Критский и его Великий канон — Православная энциклопедия
  • Триодь постная: историческое развитие композиции — Георгий Битбунов
  • Письма Триоди: Время веселое поста — Елена Тростникова
  • О дружбе Бога и человека. Размышления в Лазареву субботу и в неделю Ваий — игумен Силуан Туманов
  • Воскрешение Лазаря — святитель Иннокентий Херсонский
  • Общая композиция служб Страстной седмицы — иерей Михаил Желтов
  • Как устроена Страстная седмица? — Илья Красовицкий
  • О Страстной седмице — игумен Силуан Туманов
  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе… — протоиерей Александр Ильяшенко
  • Как провести Страстную седмицу — протоиерей Игорь Пчелинцев
  • Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды — митрополит Антоний Сурожский
  • Страстная седмица: Христос и я — Ольга Богданова
  • Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги — митрополит Антоний Сурожский
  • Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад — Татьяна Сопова
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) — иерей Михаил Желтов
  • Зачем Церковь проклинает Иуду? — архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени — иерей Михаил Желтов
  • Каноны Великой субботы — иерей Михаил Желтов
  • Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) — Андрей Десницкий

Тыквенная каша в духовке

Пшенная каша с тыквой — старинное русское блюдо, которое когда-то готовили в печи и подавали к столу и в будни, и в праздники. Это одно из самых популярных постных блюд — простых в приготовлении и сытных. Рекомендовано для детского и диетического питания. Пшено богато фосфором, калием, магнием, серой, клетчаткой, благодаря чему блюда из него заряжают энергией, нормализуют деятельность нервной системы, поддерживают в норме артериальное давление, улучшают обмен веществ, выводят из организма шлаки.

При аллергии на пшено тыквенную кашу можно приготовить с рисом.

Родительская суббота 2-й недели Великого поста

В Родительскую субботу принято поминать умерших родственников и близких людей. Так как сорокоусты, панихиды и заупокойные службы во время поста не совершаются, то поминальная молитва в это время — возможность вспомнить об усопших. Верующим рекомендуется посетить церковную поминальную службу и попросить упокоения для родных и близких, ушедших в мир иной. Разрешена горячая пища с растительным маслом, морепродукты Допускается употребление виноградного вина, разведенного водой.

Восемь правил преподобного Паисия Величковского о соблюдении поста

Прп. Паисий Величковский (1722 – 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников. Его молитвами и трудами в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и старчества. Прп. Паисий считал пост одной из важных составляющих добродетелей. Тех, которые помогают христианину духовно совершенствоваться. А также бороться со страстями и грехом.

  1. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.
  2. Прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться. Если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, – много или мало кто постится. Смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить. Каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны. Одни как железо, другие как медь, иные как воск.
  3. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных как умертвляет скудная пища. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.
  4. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.
  5. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.
  6. Святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности.
  7. Воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час.
  8. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.

Кому разрешается не поститься

Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное – не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь – не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь – взбесится». Мы не должны служить телу, а оно – нам для достижения высшей цели.

Святой Пимен Великий сказал: «мы – не плотеубийцы, а
страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями,
то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные
продукты для подкрепления немощного своего тела. О.Андрей Ткачев сказал, что
если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное
Писание, то он – хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится,
ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится.

В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост. То же самое касается беременных женщин, детей и стариков. Пост для детей, по словам того же А.Ткачева – это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты.

Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и
работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector