Еврейская пасха

Происхождение и библейское развитие

Истоки праздника предшествовали Исходу. Обряд ритуала Пасхи, возникший до Второзакония, как считается, имеет своё происхождение в апотропической традиции, не связанной с Исходом, для обеспечения защиты семейного дома, обряда, проводимого полностью в клане. Хиссоп был использован для нанесения крови убитых овец на перемычки и дверные стойки, чтобы демонические силы не могли войти в дом. Ещё одна гипотеза утверждает, что после обнародования

Пристского кодекса повествование об исходе взяло на себя центральную функцию, так как апотропический обряд был, возможно, объединён с ханаанским сельскохозяйственным праздником весны, который являлся церемонией опресноков, связанных с урожаем ячменя. По мере роста мотива Исхода первоначальная функция и символизм этих двойных истоков утрачивался. Несколько тем повторяют особенности, связанные с праздником Месопотамского Акиту. Другие учёные, Джон Ван Сеттер, JBSegal и Tamara Prosic несогласны с объединённой гипотезой двух фестивалей.

Песах назван «праздником мацот» (иврит: חג המצות hag hamatzot) в еврейской Библии. Заповедь о сохранении его записана в Книге Левита:

«В первый месяц, в четырнадцатый день в сумерках — Пасха Господня. И в пятнадцатый — праздник опресноков Господу. Неделю вкушайте пресный хлеб. В первый день у вас будет священное собрание; не делайте никакой работы. Нужно принести жертву Господу через неделю: в седьмой день — священное собрание. Нельзя делать никакой рабской». (Левит 23: 5–8).

Ягнёнок или козлёнок, известные как Корбан Песах, должен быть взят на Нисан 10, и принесён в жертву в сумерках 14 числа, чтобы съесть его после обжаривания ночью 15-го. Буквальное значение иврита — «между двумя вечерами». Ягнёнка готовят без внутренних органов и употребляют с пресным хлебом, называемым маццо, и горькими травами, известными как марор. То, что не съедено до восхода солнца должно быть сожжено. Жертвы могут совершаться только в определённом месте, предписанном Богом (для иудаизма, Иерусалима и для Самаритян — гора Геризим).

В библейских правилах, касающихся первоначальной Пасхи, только во время Исхода также говорится о том, как следует употреблять еду: перепоясанными, с туфлями на ногах и посохом в руках, «и вы ешьте в спешке — это Пасха Господня». (Исход 12:11).

Библейские требования убивать жертвенного агнца в отдельных домах евреев и размазывать кровь ягнёнка на их дверях, отмечались в Египте. Однако, в Израиле, как только скиния стала действовать, в этих двух первоначальных требованиях внесено изменение (Второзаконие 16:2–6). Пасхальные агнцы должны были быть принесены в жертву у входа в скинию, а не в домах евреев. Поэтому больше не может быть размазана кровь в дверных проёмах.

Библейские заповеди о Пасхе (и празднике опресноков) подчёркивают важность запоминания:

  • «И вспомни, что был рабом в Египте; и ты станешь соблюдать и исполнять уставы». (Второзаконие 16:12).
  • Исход 12:14 заповедал о Божьей пощаде первенца из Десятой казни: «И этот день станет памятью, и празднуйте его Господу; во все роды ваши; как установление вечное».
  • Исход 13: 3 повторяет призыв: «Вспомните этот день, в который вы вышли из Египта, из дома рабства, потому что по силе рука Господа вывела вас с того места».

В экстрабиблейских источниках

Ряд из этих деталей может быть подтверждён и в некоторой степени усилен в экстрабиблейских источниках. Удаление (или «запечатывание») закваски упоминается в арамейском папирусе от V века до н. э. Elephantine в Египте. Убийство ягнят 14-го числа упоминается в «Книге юбилеев», еврейской работе периода Птолемея и иродианскими писателями Иосифом и Филоном. Эти источники также указывают на то, что «между двумя вечерами» было принято считать днём. Книга юбилеев утверждает, что ягнёнок съедался ночью и вместе с Джозефусом заявляет и ничего из жертвы не должно остаться до утра. Филон утверждает, что в банкет вошли гимны и молитвы.

Как проходит пасхальный седер: основные этапы праздника

На первый взгляд может показаться, будто седер, да и вообще Песах – праздник горестный. Это верно только отчасти, ведь еврейская семья собирается за столом не только в знак памяти.

Первая часть этого мероприятия и правда довольно грустная, но затем все молятся о Божьем благословении на предстоящий год. Считается, что правильно проведенный седер угоден Всевышнему, который щедро отблагодарит за это всех собравшихся.

А сам седер проходит так:

  1. Сначала глава семьи произносит молитву, после чего все выпивают свой первый бокал вина (как мы помним, всего их будет по 4 на человека). Причем пьют из бокала не сидя, как бы полулежа. И опираться нужно непременно на левую руку, ведь бокал позволительно держать только в правой: мелочей в этот вечер не бывает.
  2. Затем все собравшиеся совершают омовение рук и опять садятся за стол. При этом глава семьи не покидает стола – все необходимое для омовения ему приносят родные. После этого берут картофелину (карпас), макают ее в соленую воду и вкушают овощи.
  3. Далее все вкушают мацу, причем ее разламывают пополам: меньшую часть сейчас, а большую – в конце вечера.
  4. Теперь наступает очередь 2 бокала вина, который также выпивают в положении полулежа.
  5. Далее опять омовение рук, после чего все собравшиеся произносят благословение на хлеб.
  6. Наступает очередь харосета – пришла пора вкусить горькое блюдо в память о страданиях предков. Обычно хрен с салатом кладут между 2 кусочков мацы подобно сэндвичу.
  7. А теперь, что называется, свободное время. Можно кушать любое блюдо (в том числе и такое, которое не относится к традиционным), да и выпить еще немного вина: правда, оно не учитывается в те 2 оставшихся бокала.
  8. Затем пришла пора выпить третий бокал вина, а затем и четвертый.
  9. В конце семья произносит благословение на трапезу и пребывает в праздничном общении. Одновременно нужно съесть оставленный ранее больший кусочек мацы: вот теперь седер окончен.

Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот видео, которое кратко описывает ритуал седера.

Итак, что это такое – седер? Просто пасхальный стол, за которым собирается еврейская семья? Отнюдь. Это настоящий вечер памяти, которые объединяет практически всех израильтян и сегодня.

Но с другой стороны – этот праздник не сводится только к горестным воспоминаниям. У него есть и много светлых нот. Ведь Бог все-таки вывел евреев из рабства, поэтому в результате ценой испытаний и долгих мытарств они обрели наконец свою обетованную землю.

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Песах и Пасха: 5 отличий

Найти их можно гораздо больше. И из картины описанных выше традиций, кулинарных особенностей и народных обычаев евреев все видно даже невооруженным глазом. Однако в чем состоят наиболее важные, существенные отличия? Назовем некоторые из них:

  1. Песах отмечают на протяжении 3300 лет, а Пасху – без малого 2000 лет.
  2. Даты праздников никогда не совпадают, хотя по времени они весьма близки – март и апрель.
  3. В основе праздников лежат разные события. Более того – большинство евреев считают Христа пророком, но не Сыном Бога.
  4. Разумеется, иудеи не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
  5. Яйца хоть и присутствуют на еврейском столе, но не крашеные. Да и остальные блюда отличаются от христианских (куличи, крашеные яйца и другие).

В любом случае Пасха и Песах – основные, смыслообразующие праздники соответственно христианства и иудаизма. Они ассоциируются с ключевыми событиями, которые повлияли на историю и культурные традиции миллиардов людей.

Что делают на еврейский Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол Песаха: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).

Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.

Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.

Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).

То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Еврейский пост

Пост евреев перед Песах имеет также название пост первенцев, сделанный в честь спасенных еврейских новорожденных в Египте.

Пост очень строгий, начинается на кануне праздника и длится от рассвета до заката, запрещает:

  • употреблять пищу и питье;
  • чистить зубы;
  • полоскать полость рта.

Постятся перед еврейской Пасхой исключительно люди мужского рода, первые дети отца, либо матери. В случае несовершеннолетия ребенка, поста придерживается отец. Даже, если до первого ребенка мать теряла своих первенцев, то первый рожденный ребенок должен выдержать пост.

Пост начинается, даже в случае, когда день выпадает на пятницу.

В чем состоит разница между еврейским календарем и современным Григорианским

Принципиальное отличие между календарями: еврейский – непериодический. Цикл григорианского – 400 лет, система еврейского – знает только один период: 13-й месяц добавляется в год 7 раз на 19 лет. В остальном – отсутствует периодичность повторения дат через некую последовательность лет. Для определения летоисчисления используются математические вычисления и астрономические наблюдения.

Еще одно отличие – год начинается в определенные дни недели (не среда, пятница или воскресенье). 

Система еврейского календаря основывается на том, что первое в истории новолуние произошло 7 октября 3761 года до н. э. Вычислено даже его время: 5 часов и 204 части пополудни (еврейский час для расчетов = 1080 частей, 1 часть = 76 мгновений).  

Как рассчитать дату Песаха

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря

годы 2019 2020 2021
католическая 21 апреля 12 апреля 4 апреля
православная 28 апреля 19 апреля 2 мая
иудейская 19-27 апреля 9-17 апреля 27 марта — 4 апреля

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение.

А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней по православной традиции;
  • 50 дней согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Когда отмечают праздник Песах в Израиле

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля

А вот на территории страны Израиль праздник Песах отмечают ровно неделю. То есть иудейская Пасха в Израиле в 2021 году будет с вечера пятницы 27 марта до вечера пятницы 4 апреля.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.

Праздничная неделя

Праздник продолжается 7 дней, из них не полагается работать в первый и седьмой. По возможности следует также воздерживаться от тяжёлой работы и в дни между ними. Вот эти 7 дней праздника называются хол амоэд, т.е. «праздничные будни».

В диаспоре, т.е. за пределами еврейской Палестины, праздник продолжается 8 дней, и соответственно не принято работать в 1, 2, 7, 8-ой дни. Этот обычай имеет позднее происхождение и связан с тем, что после расселения евреев, не было твёрдо установленного календаря. Поэтому во избежание возможной ошибки, все праздники отмечаются два дня.

Вечером второго дня Песах, так же устанавливается седер, который проводится также как и в первый день. В современном Израиле праздник продолжается 7 дней, согласно Торы 1 и 7 дни объявлены выходными. Во второй день праздника начиналась жатва нового урожая.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

Иудейская Пасха. В честь какого события отмечается иудейская Пасха?

Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев

Иудеи, как и христиане, тоже празднуют Пасху, но только у них она называется Песах и имеет гораздо более древние корни, чем христианская, — Песах старше Пасхи более чем на три тысячелетия.

Завет праздновать Песах прямо прописан Богом отцом в «Ветхом завете» в книге «Исход».

Иудейская Пасха празднуется в память об исходе евреев из Египта, обретении свободы и освобождении евреев из египетского рабства.

Главным днем иудейской Пасхи, является первый день, посвященный 10-ой казне Бога Отца над египтянами.

В этот день, а точнее ночь, Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев (старших сыновей), при этом, согласно договора евреев с Богом, оставил в живых первенцев евреев.

В эту ночь Ангел Господень обошел стороной — «прошел мимо» еврейских домов.

На древнееврейском «прошел мимо» звучит как Песах, что дало название всей праздничной недели.

Каждый день Песаха подчинен различным событиям еврейского исхода из египетского рабства.

Поэтому иудейская Пасха имеет различные названия и значения:

— первое название Песах («прошедший мимо ангел смерти»);

— второе название – Хаг а-Мацот (праздник мацы). Это название возникло благодаря тому, что в момент исхода из Египта евреи не успели заквасить хлеб и были вынуждены есть пресный хлеб — мацу;

— третье название – Хаг а-Авив (праздник весны). Это название посвящено весне и возрождению природы;

— четвертое название — Хаг а-Херут (праздник свободы). Этому названию праздник обязан исходу иудеев из Египта и освобождению из египетского рабства;

— в Торе праздник Песах именуется «праздником опресноков» в честь того, что согласно заповеди евреи во время праздника Песах должны употреблять в пищу только пресный хлеб (мацу) и ни под какм предлогом не иметь в своем доме квасное (хамец). 

Значение праздника для иудеев

Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.

Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах – основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.

Второй вариант – Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца – бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.

Еще один вариант – Хаг а-Авив, в переводе — праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.

Четвертый вариант – Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его – Псахим.

История возникновения

История возникновения праздника уводит нас на 3300 лет назад, когда Моисей увел 600 тысяч евреев из Египта, где они многие годы были рабами. Моисей стремился освободить народ от ярма и потребовал от фараона даровать свободу евреям. Но тот отказал, и тогда на Египет обрушился Божий гнев в виде 10 бедствий, которые привели к голоду, болезням и страху всех жителей страны.

Сначала вода в Ниле превратилась в кровь, после этого появились полчища жаб, затем Египет страдал от вшей, падежа скота, египтян и их животных покрыли язвы и нарывы, случились разрушительная буря с молнией, градом и огнем, нашествие саранчи и мрак, который продлился 3 дня. После каждой из 9 перечисленных бед Моисей снова приходил к фараону и просил отпустить еврейский народ из рабства, но тот отвечал отказом.

И тогда Бог наслал на Египет самую страшную из 10 казней египетских — гибель первенцев. За одну ночь все без исключения семьи египтян, даже семья фараона, лишились своих первенцев. А еврейские первенцы выжили: за несколько дней до этого евреям было велено забить молодых агнцев, зажарить и съесть их, а кровью животных пометить косяки своих домов. Когда Бог шел и забирал первенцев из каждого дома в Египте, то заметив помеченную кровью дверь, проходил мимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector