Куремяэ. успенский пюхтицкий женский монастырь

История создания обители

Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.

Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.

Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.

В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.

Паломничество в Пюхтинский Свято-Успенский женский монастырь

Несмотря на то, что монастырь указан как женский, совершить туда паломничество и помолиться могут как женщины, так и мужчины.

Это интересно: важным моментом является то, что к службе в Успенском соборе допускаются все, кто приехал. Также вы сможете пройти и обряд крещения в Крестильной церкви.

Ехать можно целенаправленно, а можно приехать и просто так.

Вне зависимости от того, как Вы туда доберетесь, вам нужно соблюдать несколько условий:

  • во-первых, вести себя благочинно и тихо;
  • а во вторых для женщин предусмотрен дресс-код, а именно — юбка длинной ниже колен и платок, покрывающий голову, иначе никак.

Если вы едете целенаправленно в Пюхтицкий монастырь, то вам необходимо будет отправить письмо на этот адрес kloster.ee@gmail.com, где следует указать свои личные данные.

Важно знать: в почте нужно латиницей прописать свои Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, город, где вы проживаете, ну и консульский отдел, в котором вы сможете оформить визу. Тогда вы получите приглашение, чтобы приехать в монастырь.. Официальную информацию об обители в Пюхтице можно узнать на сайте — http://puhtitsa.ee/

Официальную информацию об обители в Пюхтице можно узнать на сайте — http://puhtitsa.ee/.

Если Вы приезжаете в монастырь, то проживание и пища будут для вас абсолютно бесплатными, но если Вы захотите оставить пожертвование, его примут с благодарностью.

Во время паломничества вам будет чем заняться, есть экскурсии в музей, по территории и к святому источнику. Также вы сможете приобрести товары, которые создали монахини своими руками.

Кто управляет монастырем?

Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.

За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.

С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.

Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря

Православное Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Москва) – действующее представительство указанной женской обители в столице России. Учреждено при Церкви Николы в Звонарях (Москва). Адрес: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).

Дата учреждения Подворья

Подворье учредили в 1994 году. Случилось это после открытия вновь в Москве Церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, который официальные власти закрыли в 1930-х годах. Представительство Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря основали при указанном храме.

Архитекторы храма

  • Имя автора первоначального храма, к сожалению, неизвестно.
  • после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1762-1781: Бланк К.И.

Из истории храма

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г. С 1657 года Церковь упоминается как каменная. Впервые в наименовании Церкви обозначение «в Звонарях» появилось в документах, датированных 1677 годом. Приход храма святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) известен с 1677 года. Дошедшее до наших дней здание Церкви построили в 1762-1781 гг. по проекту архитектора Бланка К.И. на средства графа Воронцова И.

Архитектурный стиль и краткое описание Церкви

Ныне она представляет собой храм, сооруженный в архитектурном стиле барокко. Здание имеет укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объём и стройный восьмерик с высоким куполом. Крупные детали отделки создают характерной для барокко парадный образ здания. Храм имеет четыре престола. Главный престол освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Правый придел – освятили в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Левый придел посвятили святителю Николаю и святителю Алексию. Малый правый придел устроили в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского. И, наконец, малый левый придел освятили в честь Успения Божией Матери.

Храм после 1917 года

В годы богоборчества и гонений на православную церковь приход храма сняли с юридической регистрации и закрыли. Богослужения в нём прекратили. В 1934 году церковные здания передали для использования светскими учреждениями. Одно время в церковных помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х годов и до возвращения Церкви верующим она принадлежала Московскому архитектурному институту.

Предистория появления при храме Подворья

Появлению Подворья Пюхтицкого женского монастыря в Москве предшествовали события, происходившие далеко от столицы России – в Прибалтике. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построили дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

Возвращение Церкви верующим

8 июля 1993 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях Подворья Пюхтицкого монастыря. 22 февраля 1994 года здание храма передали Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого Подворья. 29 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое Освящение главного престола и двух боковых приделов Церкви. Ныне – это действующий православный храм с образованном при нём Подворьем, где протекает полнокровная церковная жизнь.

Святыни

В наши дни в Церкви из почитаемых святынь находятся на хранении:

  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
  • икона Успение Божией Матери.

Статус

Церковь, при которой образовано указанное Подворье, является объектом культурного наследия, имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Другие православные представительства

Подворье Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря – не единственное подобное православное представительство в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:

  • Подворье Саввино-Сторожевского Монастыря в Кунцево (Москва), 
  • известное Крутицкое Патриаршее Подворье (город Москва).

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии

Даже в период существования СССР Пюхтицкий женский монастырь не был закрыт и продолжал принимать православных верующих. После провозглашения независимости Эстонии монастырь стал подчиняться непосредственно патриарху, то есть Пюхтицкий Успенский женский монастырь принял статус ставропигиального.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф

Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Российские туристы и паломники отмечают, что еда в монастыре, приготовленная из натуральных продуктов, которые получают тут же в монастыре, очень вкусная.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Тут же на территории женского монастыря находятся святой источник и купальня.

Святыни храма

На территории монастыря находится множество почитаемых икон, а также купель. Люди приезжают с разных стран, чтобы окунуться в святую воду.

Спасов ключ

Одной из главных святынь обители является источник ключевой воды. На нем до сих происходят удивительные исцеления людей от разных недугов.

Некоторые из совершенных чудес:

  1. При игуменье Варваре I исцелилась девочка, потерявшая зрение после тяжелой болезни. В благодарность мать оставила ребенка в монастыре на год, но потом девочка вновь начала слепнуть. Вернувшись, женщина молила о новом чуде, и просьба ее была удовлетворена. После этого она благословила свою дочь остаться в обители на всю жизнь.
  2. В тридцатые годы XX столетия храм посетила семья английского лорда. Его дочь была парализована, к источнику ее доставили на носилках. Назад девушка возвращалась уже сама. После этого все семейство приняло православие.
  3. В то же время накануне празднования Тихвинской иконы в монастырь приехал И. Г. Пинус. После службы вся его семья пошла на Спасов ключ. Раньше всех прибежал мальчик и увидел изображение Божией Матери. Вскоре подошли взрослые и тоже удостоились чудесного видения. Оно было настолько ясное, что сначала все посчитали его мозаикой на дне резервуара. Приглядевшись, люди заметили, что образ сквозной. На следующий день на источнике отслужили молебен, но изображение уже исчезло. И.Г. Пинус, пораженный чудесным явлением, построил каменную часовню вместо деревянной.
  4. В конце восьмидесятых годов XX века храм посетил один американец. Позже выяснилось, что он увез с собой маленький пузырек ключевой воды и по капельке поил ей свою больную сестру, прикованную к постели. Совершилось чудо, и девушка поправилась.

Недалеко от часовенки построили деревянную купальню. Круглый год у людей есть возможность окунуться в воды святого источника (зимой он не замерзает). Как говорят паломники, он снимает усталость и дарует душевный покой. За все время было множество случаев исцеления, в том числе и от раковых заболеваний.

Икона, именуемая «У источника»

История образа связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он опекал сестер обители, словно родной отец. Помогал духовно и материально. Великий пастырь был желанным гостем, все надеялись на его поддержку и молитвенную помощь. Чудотворную икону монахини преподнесли ему в дар на день Ангела. Именно с ней связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну. Ныне светозарный образ встречает всех входящих в собор.

История основания обители

Пюхтицкий женский монастырь расположен в местности называемой по-эстонски Куремяэ, что переводится как Журавлиная гора. Неслучайно, что именно в этом местности возникла обитель, ведь тут проходил древний торговый путь между Новгородом и Таллинном (в древности назывался Колывань). Поэтому с течением времени возникли русские поселения, а значит, появилось и православное население.


Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, Эстония

Предание, отраженное в летописях XVI века, отмечают, что жители окрестных сел не раз видели в сиянии Пресвятую Богородицу, а в одном месте, где она явилась, забил источник.

Интересный факт! Именно эстонцы-лютеране нашли в расщелине дуба на вершине горы икону Успения Пресвятой Богородицы, которую передали православным. На месте обретения иконы была воздвигнута часовня.

И только спустя столетия после всех этих событий, на Журавлиной горе был основан Пюхтицкий Успенский женский монастырь в истории, которого можно выделить несколько этапов.

  1. В 1887 году открыта школа с приютом для девочек и мальчиков. Принимали туда детей, не различая их исповедание.
  2. В 1888 году здесь поселилась монахиня Варвара (Блохина), приехавшая из Костромского Богоявленского монастыря вместе с еще пятью монахинями.
  3. В 1891 году указом Святейшего Синода в Пюхтицах открыта монашеская женская община, преобразованная в 1893 году в Пюхтицкий Успенский монастырь.

Важно! Особенно много сделали для открытия монастыря и дальнейшего попечение о нем губернатор Эстляндии Сергей Васильевич Шаховской и его жена Елизавета Дмитриевна, оба они похоронены на территории обители. На новый монастырь в Эстонии не раз жертвовал деньги св

праведный Иоанна Кронштадский. В благодарность насельницы подарили ему список с явленной иконы Успения Божией Матери, который св. Иоанн всегда имел при себе до самой своей смерти

На новый монастырь в Эстонии не раз жертвовал деньги св. праведный Иоанна Кронштадский. В благодарность насельницы подарили ему список с явленной иконы Успения Божией Матери, который св. Иоанн всегда имел при себе до самой своей смерти.

Впоследствии этот список также прославился и получил особое название — Пюхтицкий.


Богослужение в Пюхтицком женском монастыре

После революции 1917 года Эстония становится самостоятельным государством. Пюхтицкий монастырь в Эстонии продолжает развиваться и действовать и даже после присоединения Эстонии к СССР, советские власти не решились его закрыть. Таким образом этот монастырь, один из немногих в Русской Церкви, не закрывавшийся со дня своего основания.

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

Как приехать в монастырь

Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.

Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.

Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.

Фото и описание

Пюхтицкий Успенский женский монастырь – православный монастырь на северо-востоке Эстонии в деревне Куремяэ. Куремяэ – это небольшая деревня, в которой проживает около 350 человек. Монастырь построен на местности, которую православные жители, живущие здесь, называют «Богородицкой горой».

По преданию около 200 лет назад эстонский пастух увидел на горе женщину, облаченную в прекрасное лучезарное одеяние. Однако когда он стал приближаться к горе, видение исчезло. Пастух вернулся к своему и стаду и вновь увидел знатную Госпожу на горе. Так повторялось несколько раз. Вернувшись домой, пастух рассказал жителям деревни об увиденном. На следующее утро, некоторые из местных жителей отправились к горе. Они также увидели женщину, которая исчезала, как только они приближались. На третий день вся ситуация снова повторилась. Когда же они взошли на гору, на месте, где являлась женщина, они обнаружили старинный образ. Так как сами они были лютеранами, они отдали его в ближайшую мызу русским православным крестьянам, жившим в деревне Яамы, и рассказали, при каких обстоятельствах образ был найден. Православные сразу догадались, что это образ Успения Божьей Матери.

Получив в дар икону, православные жители Пюхтицкого края в 16 веке построили часовню на нижнем уступе Богородицкой горы. Явление Божьей Матери запечатлено в особой иконе, которая носит название Пюхтицкой. Особенность написания этой иконы в том, что Богоматерь изображена стоящей на земле. Во времена войн и смут местные жители оберегали Пюхтицкую святыню, при разрушениях всегда восстанавливали часовню. В целях безопасности чудотворная икона храниласьв Нарве. Когда в селе Сыренец построили церковь, то Успенскую часовню приписали к ней, и чудотворную икону перенесли туда. После этого события православные жители решили ежегодно 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, совершать Крестный ход к часовне на Богородицкую гору вместе с иконой.

В 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход. Однако местные помещики притесняли православных прихожан

На эту ситуацию обратил внимание губернатор Эстляндии князь С.В. Шаховской, им были приняты определенные меры по защите интересов православных жителей

В 1891 году при храме было положено начало женской общине, которая была возведена в Пюхтицкий монастырь в 1892 году. В этом же году, сюда была возвращена икона Успения Божьей Матери из Сыренецкого храма.

Каждый год в июле происходит торжественное перенесение чудотворной иконы в село Сыренец, где она остается до 13 августа. С 1896 года святая икона ежегодно приносится в город Ревель во 2-ю неделю по Пятидесятнице на 8 дней и в село Олешницы на период с 7 по 10 сентября. Рядом с монастырем находятся могилы, в которых, согласно преданию, захоронены русские воины, служившие во времена святого Александра Невского и Иоанна Грозного. На средства монастыря содержатся разные учреждения: в Пюхтице — богадельня, амбулаторная лечебница, больница для женщин и детей, община сестер милосердия, приют для православных девочек, двухклассная школа для детей обоего пола; в местечке Иевве — бесплатная лечебница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector