Пюхтицкий монастырь, эстония. настоятельницы монастыря

История

Троицкая слобода изначально принадлежала селу Непрудное, потом в ней обосновались переяславские ямщики, а в 1609 году эта земля была пожалована Троицкому монастырю, который организует на ней своё подворье. Троицкая слобода принадлежала монастырю до Октябрьской революции.

Деревянная церковь с приделом во имя Сергия и Никона Радонежского была построена в 1633 году. Церковь перестраивают в 1688 году, но она по прежнему остаётся деревянной. В 1696 году деревянную церковь разбирают и на её месте строят каменную. Придел Владимирской иконы Божией Матери пристроили к трапезной в 1851 году по проекту архитектора А. А. Мартынова.

В 1760—1766 годах на территории подворья был выстроен двухэтажный каменный дом архимандрита Троице-Сергиевой Лавры по проекту зодчего Василия Яковлева. В доме было пятнадцать жилых покоев, а также домовый храм во имя святых Апостолов Петра и Павла. В 1875 году здание было перестроено, и его фасад получил новую архитектурную обработку, предположительно по проекту архитектора и реставратора Николая Васильевича Никитина.

С 1918 по 1922 года до переезда в Донской монастырь на подворье жил Патриарх Тихон. Сразу после его уезда, 19 мая 1922 года подворье вместе с храмом было захвачено обновленчиским Высшим церковным управлением.

Храм закрыт предположительно в 1924 году, с него сняты кресты и частично демонтированы купола. С 1960 по 1970 годы в здании храма помещается монтажное управление.

К Московской олимпиаде Троицкую слободу сносят и около церкви делают насыпь. Открылся прекрасный вид на храм с Самотёчного бульвара, но интереснейший самобытный уголок Москвы — Троицкая слобода — был безвозвратно утерян. Помещение храма передают Министерству культуры РСФСР, которое отдает здание Московскому государственному симфоническому оркестру. Храм возвращен верующим в 1993 году.

Паломничество в монастырь

Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.

Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.

Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.

А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.

Публикации:

Монахиня Гавриила (Парфенова)

Светлой памяти архимандрита Ермогена (Муртазова), вдохновителя и научного руководителя исследований по истории Псковской епархии

/Статьи

Игумения Георгия (Щукина)

«Если не будет послушания, не будет и спасения»

/Интервью

Памяти архимандрита Гермогена (Муртазова)

«Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее»

/Статьи

Игумения Викторина (Перминова)

Главная Цель – Христос

/Интервью

Игумения Антония (Корнеева)

«Я любила все свои послушания»

/Интервью

Владимирская епархия

«Монастырь в городе – тяжелый крест, понести который – подвиг»

/Статьи

Монахиня Гавриила (Парфенова)

Светлой памяти архимандрита Ермогена (Муртазова), вдохновителя и научного руководителя исследований по истории Псковской епархии

/Статьи

Игумения Георгия (Щукина)

«Если не будет послушания, не будет и спасения»

/Интервью

Памяти архимандрита Гермогена (Муртазова)

«Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее»

/Статьи

Игумения Викторина (Перминова)

Главная Цель – Христос

/Интервью

Игумения Антония (Корнеева)

«Я любила все свои послушания»

/Интервью

Владимирская епархия

«Монастырь в городе – тяжелый крест, понести который – подвиг»

/Статьи

История Троицкого подворья

Земля, на которой находится современное здание, принадлежала Троице-Сергиевой лавре ещё с 1535 года: её монастырю подарил московский купец Иван Антонов — возможно, потомок Симеона Антонова, который, согласно легенде, был исцелён Сергием Радонежским.

На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые вели хозяйственные дела обители в Москве, поэтому его называли Стряпческим домом или Ново-Троицким Стряпческим подворьем. Кроме прочего, в 16 веке здесь располагались двухэтажные каменные палаты, где размещались лавки и конторские помещения, а также церковь Живоначальной Троицы, которую снесли в 1787 году. В 18 веке постройки подворья неоднократно полностью сдавались в аренду различным учреждениям, пока в конце 18 века подворье не было полностью сдано купцу Сысалину с условием выстроить вместо обветшавших зданий новые. На углу участка по заказу Сысалина было выстроено двухэтажное здание с угловой ротондой, в котором вскоре открылись трактир и кофейня, на первом этаже разместились лавки, на втором — помещения для найма. В разные годы в помещениях нового подворья работало большое количество разных учреждений: книжная лавка Александра Ширяева (знакомого Александра Пушкина), шляпный магазин Стужина, мануфактурный магазин Титова, различные маклерские конторы.

Троицкий трактир, размещавшийся на углу подворья, ввиду близости Гостиного двора и Московской биржи был облюбован столичным купечеством. Он славился отменными блюдами русской кухни: расстегаями, рыбными блюдами и поросятами, и купцы часто собирались здесь для решения вопросов и заключения сделок.

Однако, постепенно здание изветшало, да и его размеры уже не удовлетворяли современным реалиям, и в 1874-1876 годах по благословлению митрополита Московского и Коломенского Иннокентия на его месте был построен 5-этажный доходный дом по проекту архитектора Петра Скоморошенко. Новое здание частично переняло черты предыдущего: угловая ротонда была сохранена и превратилась в важный акцент постройки. Пятиэтажный дом имел высоту 30 метров и стал самым высоким сооружением гражданской архитектуры в Москве: здание вызвало большой интерес у горожан, поскольку было одним из первых высотных домов в городе. Лишь в 1905 году, когда в Москве построили 8-этажный дом Афремова, доходный дом Троицкого подворья утратил высотную пальму первенства.

На нижних этажах нового доходного дома по-прежнему располагались коммерческие помещения, магазины и конторы, а на верхних открылась Ново-Троицкая гостиница. Сохранился и Троицкий трактир: он разместился в основании, а затем в подвале 6-этажной угловой башенки. Самыми известными учреждениями, которые размещались в здании в то время, были банк Второго Общества взаимного кредита и Среднеазиатское торгово-промышленное товарищество.

После Октябрьской революции 1917 года доходный дом Троицкого подворья был национализирован, и в нём разместили офисы разных государственных контор. После распада СССР и по сей день его занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.

В наши дни доходный дом подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — важный объект культурного наследия

Он не может похвастаться особенной известностью у туристов и даже москвичей, но неизменно привлекает внимание и вызывает интерес любого прохожего — а их здесь много

Доходный дом Троицкого подворья находится на улице Ильинка, дом 5/2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии и «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня

Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.

К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.

На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.

Кто управляет монастырем?

Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.

За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.

С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.

Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры

На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.

Структура подворья:

  • храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
  • домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
  • воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
  • хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
  • театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
  • библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
  • музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
  • отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
  • издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.

Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.

ViktorJulin

Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря

Православное Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Москва) – действующее представительство указанной женской обители в столице России. Учреждено при Церкви Николы в Звонарях (Москва). Адрес: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).

Дата учреждения Подворья

Подворье учредили в 1994 году. Случилось это после открытия вновь в Москве Церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, который официальные власти закрыли в 1930-х годах. Представительство Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря основали при указанном храме.

Архитекторы храма

  • Имя автора первоначального храма, к сожалению, неизвестно.
  • после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1762-1781: Бланк К.И.

Из истории храма

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г. С 1657 года Церковь упоминается как каменная. Впервые в наименовании Церкви обозначение «в Звонарях» появилось в документах, датированных 1677 годом. Приход храма святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) известен с 1677 года. Дошедшее до наших дней здание Церкви построили в 1762-1781 гг. по проекту архитектора Бланка К.И. на средства графа Воронцова И.

Архитектурный стиль и краткое описание Церкви

Ныне она представляет собой храм, сооруженный в архитектурном стиле барокко. Здание имеет укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объём и стройный восьмерик с высоким куполом. Крупные детали отделки создают характерной для барокко парадный образ здания. Храм имеет четыре престола. Главный престол освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Правый придел – освятили в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Левый придел посвятили святителю Николаю и святителю Алексию. Малый правый придел устроили в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского. И, наконец, малый левый придел освятили в честь Успения Божией Матери.

Храм после 1917 года

В годы богоборчества и гонений на православную церковь приход храма сняли с юридической регистрации и закрыли. Богослужения в нём прекратили. В 1934 году церковные здания передали для использования светскими учреждениями. Одно время в церковных помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х годов и до возвращения Церкви верующим она принадлежала Московскому архитектурному институту.

Предистория появления при храме Подворья

Появлению Подворья Пюхтицкого женского монастыря в Москве предшествовали события, происходившие далеко от столицы России – в Прибалтике. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построили дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

Возвращение Церкви верующим

8 июля 1993 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях Подворья Пюхтицкого монастыря. 22 февраля 1994 года здание храма передали Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого Подворья. 29 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое Освящение главного престола и двух боковых приделов Церкви. Ныне – это действующий православный храм с образованном при нём Подворьем, где протекает полнокровная церковная жизнь.

Святыни

В наши дни в Церкви из почитаемых святынь находятся на хранении:

  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
  • икона Успение Божией Матери.

Статус

Церковь, при которой образовано указанное Подворье, является объектом культурного наследия, имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Другие православные представительства

Подворье Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря – не единственное подобное православное представительство в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:

  • Подворье Саввино-Сторожевского Монастыря в Кунцево (Москва), 
  • известное Крутицкое Патриаршее Подворье (город Москва).

Дорога к монастырю

До Эстонии большинство паломников добираются поездом. Проблем с билетами на данном направлении практически никогда не бывает, поэтому не стоит стараться приобрести их за несколько месяцев до поездки.

Лучше всего ехать в монастырь из Таллина, оттуда дважды в неделю отправляется прямой автобус. В пути паломникам придется провести около трех часов. Но не расстраивайтесь, если вы попали в промежуток, когда прямых маршрутов до обители нет. Вы всегда можете воспользоваться автобусом до Куремяэ. А оттуда от монастыря вас будет отделять дорога длиною всего лишь в семнадцать километров. Их многие паломники проходят пешком, а некоторые пользуются попутными машинами.

Пюхтицкий монастырь — это поистине удивительное место, которое пленяет сердце каждого, кто оказывается здесь. Интересно, но многие паломники, да и сами сестры признаются, что только здесь они могут дышать полной грудью и ощущать себя по-настоящему счастливыми.

Крещеный кабардинский князь, убитый ханом

Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».

Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».

История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией  Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.

В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.

Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.

В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.

Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

История создания обители

Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.

Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.

Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.

В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.

Как приехать в монастырь

Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.

Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.

Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии

Даже в период существования СССР Пюхтицкий женский монастырь не был закрыт и продолжал принимать православных верующих. После провозглашения независимости Эстонии монастырь стал подчиняться непосредственно патриарху, то есть Пюхтицкий Успенский женский монастырь принял статус ставропигиального.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф

Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Российские туристы и паломники отмечают, что еда в монастыре, приготовленная из натуральных продуктов, которые получают тут же в монастыре, очень вкусная.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Тут же на территории женского монастыря находятся святой источник и купальня.

Подворье эстонской обители в Подмосковье

Храм в Юдино как и церкви в Перхушково и Акулово не закрывался в советские годы. В 1995 году этот подмосковный храм стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Создание скита произошло в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал женский монастырь на своей малой родине в советские годы.

У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.

Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector