Храм благовещения пресвятой богородицы в петровском парке

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке – основание

  • Основала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве жена камергера Анна Дмитриевна Нарышкина. В 1842 году она подала прошение в Московскую Духовную Консисторию на возведение храма на территории Петровского парка. Парк был взят А. Д. Нарышкиной в долгосрочную аренду у Дворцового управления Москвы.
  • Духовная Консистория, проведя изыскания и наведя справки, выяснила, что приход Петровского парка относится к церкви Всех Святых. Её руководство было против строительства новой церкви, так как с появлением нового прихода оно теряло бы существенный доход.
  • Совет Консистории отказал в прошении по нескольким причинам. Тогда А. Д. Нарышкина обратилась с прошением лично к императору, который дал разрешение на строительство храма.

Святыни и текущая работа храма

В храме присутствует ряд святынь Православной Церкви. Среди них иконы:

  • мозаичного типа «Благовещение» — образ Гавриила и Богородицы в момент сообщения Благой вести;
  • икона «Господь Вседержитель» — созданный в ХVII веке образ содержит изображение Иисуса как Небесного Царя и судьи;
  • Иверская икона Богородицы — образ «Путеводительница» изображает Деву Марию как Мать Христа;
  • икона «Моление о чаше» — показывающая муки Христа в Гефсиманском саду;
  • икона святителя Митрофана Воронежского и часть его мощей.

Во дворе прихода также находиться могильный крест преподобного Валентина. Помимо святынь есть и свои праздники:

  • 7 апреля — Благовещение;
  • 1 июля — праздник Боголюбской Девы Марии;
  • 16 февраля — Симеона Богоприимца и святой Анны;
  • 8 февраля — святого Ксенофонта и его семьи.

Любой желающий может поучаствовать в праздничной литургии, которая проводится в 7 и 9 часов утра, а также в 5 часов вечера. В обычные дни богослужения проводятся в 8 утра и 5 часов вечера.


Архиерейское Богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Помимо регулярных богослужений здесь проводиться и прочая социальная работа:

  • воскресная школа для детей от 5 лет;
  • театральный и музыкальные кружки;
  • евангельские молодежные встречи;
  • семейный клуб;
  • певческая школа;
  • гимназия «Свет»;
  • детский дом и лагерь;
  • патронажная служба.

Подробное расписание можно увидеть на сайте https://xn—80abedlaaxvzh8k.xn—80adxhks/.

Святыни

На территории данного храма есть некоторые известные святыни:

Полезные статьи:

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко
Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна ег… Читайте далее

На днях освящал квартиру в одном доме…
Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!… Читайте далее

История Об Одной Семье, Собаке И О Том, Как Трудно Найти Порядочную Жену
Все у меня шло хорошо, жена досталась просто на зависть, трое детей-погодков только в радость, бизнес развивался в таком темпе, чтобы жить с него было можно, а внимания лишнего к себе не привлекал… Сначала даже не верилось, потом привык и думал, что всегда так и будет. А на два… Читайте далее

Я маму потерял
— Алло, это бюро находок? — спросил детский голосок.
— Да, малыш. Ты что-то потерял?
— Я маму потерял. Она не у вас?
— А какая она твоя мама?
— Она красивая и добрая. И еще она очень любит кошек.
— Да, как раз вчера мы нашли одну маму, может быть это твоя. Ты откуда звонишь?
— И�… Читайте далее

икона святого Митрофана Воронежского с частичкой мощей,икона Господь Вседержитель,образ иконы Иверской Божьей Матери,крест с могилы отца Валентина Амфитеатрова.

Обязательно к прочтению:  Новодевичий монастырь в Москве

Престольной иконой считается «Благовещение Пресвятой Богородицы», которая выложена мозаикой. На ней изображены Дева Мария и Архангел Гавриил.

На данное время есть 4 престола и престольных праздника:

Верхний храм – Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля,Нижний храм – Боголюбская икона Богородицы – 1 июля,Северный храм – православного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – 16 февраля,Южный храм – преподобного Ксенофонта, его супруги Марии и сыновей Иоанна и Аркадия – 8 февраля).

Внутреннее убранство

Изначальное убранство храма, утраченное в советские годы, славилось роскошью. Щедрые дары Анны Дмитриевны и вельможных соседей позволили интерьеру сиять яркими, чистыми красками изделий из финифти, золотом окладов, серебром церковной утвари. После возвращения храма православной общине проводились работы по реконструкции внутренних интерьеров, завершенные в 2001 году.


Вот как выглядит Храм Благовещения Пресвятой Богородицы изнутри.

Обновленные помещения, оформленные без излишней помпезности, наполнены светом и уютом. Полы и алтарь облицованы гранитными плитами, в приделах установлены новые деревянные иконостасы с резными вставками, светлые стены украшают иконы под стеклом в строгих деревянных окладах.

Стены нижнего этажа оформлены росписями, своды — неброскими орнаментальными рисунками. В куполе верхнего яруса выложен мозаичный крест

Привлекает внимание паникадило со свечами и ажурными коваными узорами, преломляющееся свечение которого наполняет храм торжественностью во время праздничных богослужений

Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья

  • Близость к императорскому дворцу благоприятно повлияла на благовещенскую церковь. Вскоре после освящения в ней был сделан первый ремонт из-за того, что в 1856 году ожидалась коронация нового императора Александра II. А также для него был подготовлен Петровский дворец.
  • Известно, что Александр Освободитель очень любил в нём останавливаться. По аллеям Петровского парка Александр II каждое утро без какой-либо охраны совершал прогулки. Кстати, императором было разрешено бесплатно, допускать на экскурсии всех желающих осмотреть Петровский дворец, за исключением тех дней, когда во дворце находилась императорская семья.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Церковь Благовещения в Петровском парке

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору Е.Д. Тюрину, но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб

Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине

Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение – это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

Приходская деятельность

Община Храма Благовещения на Красноармейской улице в Москве много времени уделяет духовному развитию населения, на храмовые сборы открылись и действуют воскресная школа, гимназия, детский дом и пансион семейного типа.

Организована патронажная служба сестер во имя мученицы Елизаветы и служба милосердия. Действует школа трезвения, проводятся богословские курсы для взрослых. Желающим можно посетить музей, организуются паломнические поездки.

Это важно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Способствуют распространению слова Божия мультимедийный блог, который ведет протоиерей Дмитрий Смирнов, библиотека, в том числе, виртуальная.

На приходском сайте публикуются познавательные статьи, а радиопрограмма «Благовещение» предлагает зрителям интересные беседы.

Ежемесячно выпускается православный журнал «Календарь». Для молодежи при храме организованы: клуб, певческая школа, театральная студия, также существуют классы живописи, где желающих обучают иконописи.

Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Настоятель храма отец Димитрий входит в состав комиссии по защите материнства и детства, периодически проводятся встречи под названием «Отчий дом», на которых проповедуются семейные ценности.

Традиции и обычаи

Каноны церковного празднования Благовещения были написаны еще в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Феофаном. Эти каноны и по настоящее время поются в церкви. В этот праздник проводится всенощное бдение. Читается литургия Иоанна Златоуста. Священники облачаются в одежду голубых цветов, которая символизирует Богоматерь.

Когда служба заканчивается церковные служители отпускают в небо белых голубей, которые символизируют Святой Дух.

Если Благовещение выпадает на Пасху, то зачитываются каноны и пасхальные, и благовещенские.

Всенощное бдение может начинаться утренней или вечерней. Это зависит от того, на какой день недели выпал праздник Благовещение.

Со временем церковные и языческие обычаи перемешались и стали общими народными традициями, которые присущи празднику Благовещения. В каких-то из них мы видим явные признаки язычества, другие – наполнены православным смыслом.

Есть обычаи наивные, есть мудрые, но все они очень красивые, повествующие о богатой истории и культуре славянского народа.

Одна из самых известных традиций — освобождение птиц из клеток. Это были преимущественно голуби и жаворонки. Как было написано выше, голуби символизировали Святой дух в христианстве, а у язычников жаворонки являлись символом весны. Это яркий пример смешения разных вер.

Люди сначала отлавливали пернатых, но делали это очень бережно, чтобы не навредить им. Сажали их в клетки, а в праздник, собравшись всем поселением в лесу, выпускали. Некоторые даже занимались продажей птиц перед Благовещением. Верующие люди не скупились на оплату и покупали товар за любую указанную стоимость.

Еще одним не только красивым, но и вкусным обычаем было выпекание пирогов в виде птиц. Делались эти пироги из постного теста.

Рецепт приготовления пирогов в виде жаворонков

Ингредиенты:

  • мука 500 г;
  • дрожжи 0,5 пакетика;
  • вода 1 стакан;
  • подсолнечное масло 2 большие ложки;
  • сахар 2-3 чайные ложки;
  • соль половину чайной ложки.
  • несколько изюминок.

Сначала готовят тесто. В миску заливают теплую воду, туда же добавляют сахар, дрожжи, соль и растительное масло. Смешав их, постепенно добавляют муку. Тесто получается вязким и чуть более плотным, чем для пирогов. Затем замешенное тесто накрывают крышкой или полотенцем и оставляют в теплом месте.

Когда тесто поднялось, приступают к лепке птичек. Для этого небольшую колбаску из теста сворачивают в узел. Один конец расплющивают и нарезают вдоль полосками. Так получался хвост птички. Из другого конца формируют голову с клювом. Изюм используют для оформления глаз.

Перед тем как помещать жаворонков в духовку, им дают «подойти».

Птичек делали самых разных форм. Так, жаворонков лепили с большой головой и длинным острым клювом или даже с двумя головами. Иногда на спину одного большого жаворонка сажали несколько маленьких. Все зависело от фантазии пекаря.

Детям выдавали булочки со словами: «Жаворонок прилетел, на головку сел». Это считалось благословением. Получив булочку в виде заветной птички, детишки бегали с ними по дворам, поднимая их как можно выше в руке, кто-то сажал их на голову или на палку. Сдобных жаворонков размещали на высоких заборах и даже крышах сараев. Народ считал, что чем выше поднимешь жаворонка, тем быстрее придет весна.

Верили и в то, что по пирожку можно предугадать свою судьбу. Поэтому в них запекали разные предметы. После чего раздавали членам семьи. Если попадалось кольцо – это сулило скорое замужество, узелок – рождение ребенка, нитка – бедность, монетка – богатство, щепка – смерть.

Кроме красивых птичек, хозяйки пекли еще и церковные просфоры, которые потом несли в церковь и освещали. Просфоры пекли по количеству домочадцев. Крошки от просфор примешивали в корма домашнего скота, птиц, и даже в семена. Так, урожай должен был быть более полным, а скот здоровым и богатым на приплод. Это опять же указывает на смешение языческих и христианских традиций.

В Благовещение Пресвятой Богородицы люди с песнями-веснянками и «закличками» собирались вместе, молодые девушки и парни водили хороводы. Эта традиция носила изначально языческий характер, но с приходом христианства стала обретать новый смысл. В песнях стали появляться имена святых, Господа и Богородицы.

Церковь Благовещения в Петровском парке – устройство

  • Здание создали двухъярусным: на прямоугольной форме нижнего храма возведён восьмиугольник верхнего храма, увенчанный треугольными и полукруглыми так называемыми кокошниками и завершающийся большим куполом.
  • На гранях верхнего храма созданы длинные узкие окна, которые доходят до самого пола. К западной части церкви примыкает большое крыльцо, называемое папертью, с парой лестниц, построенное в русском стиле. Его завершает колокольня шатровой, четырёхгранной формы.
  • Главный престол находится в верхнем храме, а в нижнем располагаются приделы: первый посвящён сразу двум святым – а Симеону Богоприимцу и Пророчице Анне, а второй – преподобным Ксенофонту и Марии. Эти посвящения связаны с покровителями самой Нарышкиной, её рано умершей внучки и других родственников.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим и принадлежит московской городской епархии. Он относится к Всехсвятскому благочинию, которое объединяет храмы САО столицы. Здание является объектом культурного наследия.

Помимо богослужений, в храме ведутся занятия для детей и взрослых:

  1. Воскресная школа для детей от 5 лет и взрослых. Уроки включают в себя Закон Божий, английский и немецкий языки, живопись, плетение бисером, театральный кружок, занятия на музыкальных инструментах (флейта и фортепиано) и пение (клиросное), а также поделки и аранжировка цветов.
  2. Евангельские встречи для молодежи: на них могут присутствовать лица до 40 лет. На встречах участники изучают и обсуждают Евангелие и разбирают жизненные ситуации через него.
  3. Клуб «Отчий дом»: он проводит встречи для всей семьи. Клуб предлагает обучение живописи и графике, клиросному пению, рукопашному бою и основам первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Также проводятся развивающие занятия и игры для детей, устраиваются регулярные мастер-классы по различным видам танцев (народным, историческим и бальным).
  4. Певческая школа: на занятиях изучают хоровое пение, сольфеджио, богослужебный устав и церковнославянский язык.
  5. Танцевальная студия для детей (от 3 до 12 лет) и взрослых «Танец весны»: производится обучение балету, историческим и бальным танцам.

Также при храме действуют гимназия «Свет» и детский дом «Павлин», военно-патриотическая школа, детский лагерь (православный), школа трезвости, сестричество и патронажная служба. Регулярно проводятся балы и театральные постановки, в которых принимают участие прихожане, собираются паломнические группы. Также при храме действует православный книжный магазин, в котором можно приобрести книги, журналы, иконы, ткани и разнообразную утварь (четки, кресты, магниты, лампады, посуду и другое).

Архитектурные особенности

И в наши дни храм сохранил свое прежнее, историческое внешнее и внутреннее устройство. Он представляет собой ансамбль, включающий: алтарную часть (из трех апсид), трапезную с хорами и четверик. Храм пятиглавый: центральная глава объемная, доминирующая, а четыре остальные — меньшего размера.

Важной и уникальной в своем роде архитектурной особенностью храма Благовещения Пресвятой Богородицы предстает его входная группа, включая крыльцо. Она состоит из центральной части, перекрытой каменной «бочкой»

От нее в две стороны отходят симметричные лестничные проемы на второй ярус. Там расположены площадки под кирпичными шатрами перед входами на хоры. В русском каменном зодчестве не наблюдалось ничего похожего, и эта форма крыльца считается отсылкой к некоторым образцам деревянного зодчества.

Сразу после постройки храм имел богатый внешний декор, не сохранившийся до нынешнего времени. Поначалу (до XVIII в.) пол везде, кроме алтарной части, был дубовый, а кресты – деревянными. Колокольня ранее, как и в наши дни, располагалась в правом шатре.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке конструктивно — это столпообразное восьмигранное сооружение, поднятое на прямоугольном цокольном ярусе. Основной объем обрамлен в верхней части фигурными кокошниками и завершается световым барабаном. Конструкция дополнена притвором с обустроенной над ним колокольней.

Двухъярусное здание венчает золоченый купол, похожий на богатырский шлем. Колокольня завершается четырехгранным шатром с золотой маленькой главкой наверху. Декоративное крыльцо с аркой и белыми фигурными колоннами ассоциируется с входом в княжеские палаты и подтверждает принадлежность сооружения к русскому архитектурному стилю.

Решетчатые, узкие, вытянутые вверх на всю высоту второго этажа, арочные окна придают легкость постройке. Гармонию цветового решения создает насыщенный коралловый цвет стен в сочетании с белоснежными декоративными элементами: колоннами крыльца, наличниками, кокошниками, обрамлением настенной мозаики, входным порталом.

По углам здания расположены мозаичные картины с изображениями патриарха Тихона и святителя Филарета Московского. Икона «Благовещение» над входом южного фасада излучает лучезарное сияние, передавая радость благой вести всем верующим. Северный фасад украшен мозаичной иконой «Троица».

Оригинальный стиль строений церковного подворья напоминает конструктивизм тридцатых годов. Контрастируя с молитвенным зданием русского стиля, они особым образом подчеркивают его красоту.

Периметр церковного двора окружен коваными пролетами, соединенными белокаменными столбами. Нарядная церковь, аккуратные парковые насаждения, ажурные беседки, церковный пруд создают живописную пространственную композицию.

Как добраться

Самый удобный маршрут к церкви пролегает от станции московского метрополитена «Динамо»: от выхода из метро следует двигаться в направлении Театральной аллеи, пересечь по диагонали парк, дойти до площади Космонавта Комарова. Расстояние — 1,3 км. Пешая прогулка займет примерно 15 мин.

Путь, проделанный на автомобиле из любого района города, пролегает в конце следования через Ленинградский проспект, улицу Серегина, разворот к подъездной площадке храма.

Станция метро Расстояние Автобус, троллейбус Время в пути
Динамо 1,3 км Пешая прогулка 15 мин.
Аэропорт 1,8 км Автобус 105, троллейбусы – 12, 65, 70 Остановка – «улица Серегина» 5 остановок – 8 –10 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 16 – 18 мин.
Белорусская 3,8 км От станции пройти 20 м до остановки «Тверская застава» Автобусы – 456, 904, 905

Остановка – «улица Серегина»

8 остановок – 13 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 21 мин.
Беговая 4 км Автобус т86 Остановка – «улица Серегина»» 8 остановок – 15 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 23 мин.

Возможны другие маршрутные варианты. Они стартуют от относительно близко расположенных станций метрополитена и предполагают пересадку на наземный транспорт.

Описание архитектуры храма

Основой замысла проекта стала церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково, которая относится к типу столпообразных. Возвели здание в два яруса: нижний этаж прямоугольной формы и верхний — восьмиугольной. Сверху располагались треугольные и полукруглые кокошники. Венчал крышу большой купол. Узкие длинные окна от пола до потолка сделали большими — во всю грань верхнего здания. С западной части расположили крыльцо или паперть.

Главный стиль — русский, все лестницы и кокошники были отделаны именно в нем. Черты русского стиля присутствуют и в колокольне на крыше, которую сделали шатровой с 4 гранями.

Иконостас нижнего храма церкви Благовещения Пресвятой Богородицы

Престол стоит в верхнем храме, а пределы в нижнем. Они посвящены святым: первый — Симеону Богоприимцу и Пророчице Анне, второй — святым Ксенофонту и Марии. Купол сделан традиционно лукообразным, покрытый сусальным золотом и двухэтажным. Второй этаж не отапливается, поэтому богослужения там проводят только в теплое время года.

Для сведения! Главное отличие церкви — ее необычный цвет, ведь все здание покрашено яркой коралловой краской, на фоне которой отлично смотрятся и выделяются колонны из белого камня и простые внешние украшения.

Присутствуют и иконы, выложенной мозаикой. Окружает здание зеленый газон и парковые аллеи, а роль забора играет кованая решетка на белых каменных столбах.

Где находится храм

Петровский парк — живописный, самобытный уголок столицы. В начале 19 века на окраине Москвы возвели путевой Петровский дворец. Красивое каменное сооружение в мавританском стиле служило стоянкой для отдыха императорского картежа перед въездом в столицу, когда августейшие особы прибывали в первопрестольный град на торжества.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке занимает строение под номером 2 по Красноармейской улице. Церковь посвящена самому почитаемому православному празднику, поэтому поток паломников к святому строению подобен полноводной реке.

Прекрасный облик молитвенного сооружения, красота окружающего его парка и соседство с исторической дворцовой постройкой притягивают к нему любителей архитектурной эстетики, живописных ландшафтов и памятных мест.

Примечания[править | править код]

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 106.
  2. Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года № 176.
  3. . Московская городская епархия (10.11.2020). Дата обращения: 1 марта 2021.
  4. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  5. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector