Типы учреждений
Содержание:
- XIX век
- Бывшая городская богадельня с домовой церковью
- Заведения при монастыре
- Значение слова богадельня
- Суть богадельни
- Дом престарелых
- Кое-что не о благотворительных началах
- Значение слова «богадельня»
- Как попасть
- При Петре I
- Еще раз о разнице в понимании
- Современное понимание
- Цель создания богаделен
- Первые приюты в России
- Что такое богадельня?
- Как «Ходынка» нарушила планы МосгорДумы
- Чем отличается от дома престарелых?
XIX век
Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.
Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.
Бывшая городская богадельня с домовой церковью
Прямо у главного входа на старое городское Князь-Владимирское кладбище расположено необычное здание с элементами старинной архитектуры из красного кирпича. Сегодня оно увешано яркими вывесками и эмблемами магазинов и различных фирм. А когда-то это была главная городская богадельня, построенная в конце XIX веке на средства благотворителей.
Даже сейчас легко заметить, что здание построено по принципу «два в одном». Левая, более старинная двухэтажная часть — это и была богадельня. А правая часть здания, более высокая, – это бывшая домовая церковь богадельни, пристроенная позднее. Над церковью был и купол, но во время последней реконструкции его решили не восстанавливать.
Вторая половина XIX века – это было время активного строительства богаделен и приютов по всей России, причем, не только в городах, но и в селах. Были богадельни при монастырях, были «именные», построенные по инициативе и на средства богатых меценатов (такой во Владимире была богадельня Зинаиды Дмитриевны Рахмановой для неимущих дворянок на Студеной горе). Но богадельня у городского кладбища изначально была главной во Владимире, городским социальным зданием, которым ведала городская дума.
Известно, что с инициативой о необходимости этого приюта для бедных одиноких стариков выступили на заседании городской думы староста кладбищенской Князь-Владимирской церкви и городской голова. Было это 26 мая 1888 года. А год-то был юбилейный – 900-летие Крещения Руси.
Этой круглой годовщине и решили посвятить новое «богоугодное заведение». Проектировалось оно двумя ведущими архитекторами города. Сначала по проекту Михаила Кнопфа в 1889-1890 годах появилось здание собственно богадельни. Декоративные элементы говорят о псевдорусском стиле. Примерно через 10 лет, на рубеже XIX и XX века, архитектор Сергей Жаров нашел решение, как пристроить к имеющемуся корпусу домовую церковь в том же стиле. Причем, ее апсида имела выступ на север, в сторону кладбища. Сегодня апсида не сохранилась, и заменена позднейшей пристройкой. К ней и примыкают ворота, ведущие на кладбище.
Значение городской богадельни было чрезвычайно велико. Вложить в нее средства и заботу — для видных горожан было делом чести и просто хорошим тоном. За такую внебюджетную, спонсорскую поддержку городская дума не уставала выражать благодарность. Уже само строительство практически обеспечили купцы Владимирской губернии. Кирпич предоставил купец Тарасов, железом помог купец Кузнецов, стекло выделил фабрикант Нечаев-Мальцев (Мальцов).
Целому ряду известных людей забота о богадельне помогла получить звание «Почетный гражданина города»: например, купцам Ефиму Васильеву, Александру Лосеву и даже бывшему губернатору Ивану Сазонову, которого повысили до сенатора в 1914 году. В честь Сазонова в богадельне были учреждены две именные койки. Кстати, присуждал звание Почетного гражданина города по ходатайствам с мест сам император. Упоминание в ходатайствах про вклады в богадельню нравилось на самом властном верху.
Но грянула революция. В 1919 году богадельню закрыли и превратили просто в жилой дом у кладбища на все советские годы. Под жилье пошла и церковная часть здания. Над ней, прямо на уровне звона бывшей церкви, сверху пристроили третий этаж.
Постоветская история здания, пожалуй, не менее примечательна, чем досоветская. Ведь в 90-е годы бывшая богадельня оказалась заброшенной! Ее довели практически до состояния усадьбы Храповицкого в Муромцеве. Окна полуразрушенного дома у кладбища зияли пустыми глазницами. Молодежь лазила туда тусоваться и фотографироваться на фоне ободранной старинной кирпичной кладки.
Но памятник архитектуры регионального значения не был потерян. «Чудо возрождения» произошло в 2003-2004 годах, причем, за счет частных инвестиций с целью превратить здание в торгово-офисный центр и сдавать помещения в аренду. При этом по максимуму был восстановлен первоначальный облик здания.
Особенно эффектно стала смотреться освобожденная от «несвойственного» ей третьего этажа бывшая церковь со звонницей в три пролета. Как раз под ней разместился салон красоты.
Заведения при монастыре
На территории России сегодня действует несколько десятков благотворительных учреждений, которые работают при монастырях. Желающие могут купить новую книгу, которую выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и осуществлению социальной деятельности.
Каждый дом престарелых имеет свои отличия: ресурсы, возможности, тип помещения. Некоторые из них расположены в городских квартирах, но при этом действуют от лица определенного монастыря.
Также для помощи престарелым людям строят отдельные помещения
Особое внимание нужно обратить на вид деятельности, потому что в некоторых домах постояльцам могут предлагать только уход, лечение или реабилитацию
В городе Рязани работает геронтологический , который осуществляет свою деятельность под патронажем святой обители.
Прихожане и добровольцы помогают социально незащищенным и немощным людям, которым требуется уход.
Финансирование осуществляется из муниципального бюджета. Здесь помогли огромному количеству людей, которые быстро поправились после длительного лечения.
Немощные люди приобрели второй дом и смогли прожить жизнь в заботе и любви.
Википедия предлагает свою трактовку понятия богадельня. Это любое благотворительное учреждение, где помогают нетрудоспособным лицам: престарелым людям, немощным, инвалидам, калекам или выздоравливающим гражданам, которые прошли длительное лечение и не имеют родственников.
В России такие заведения начали открывать христиане. В Древней Руси возле каждой церкви был дом для престарелых. Рядом с монастырем образовывались целые поселения нищих. Церковь принимала каждого человека, который обращался за помощью. В те времена такие заведения содержались за счет царской казны.
Значение слова богадельня
Примеры употребления слова богадельня в литературе.
Боевиками были уже захвачены школы, больницы, детские сады, богадельни, аэродромы, узлы компьютерной сети и станции секторной радиосвязи, заминированы химические и нефтяные заводы, железные дороги, системы водоочистки и газоснабжения, взяты тысячи заложников. Так как духи несколько притихли, то я в радости сердца своего стал рассказывать про разные мирские происшествия, случившиеся со мною в дороге, и дошел также до Вюрцбурга, богадельни и двух сбежавших старух.
А вот, что произошло после, как и почему Моор попал в почетную богадельню в Москве будучи оппортунистом, не совсем понятно.
Потом заподозрили евреев, потом якобы похотливых монахов бенедиктинского монастыря — хотя всем им было уже далеко за семьдесят, потом цистерианцев, потом франкмасонов, потом сумасшедших из богадельни, потом углежогов, потом нищих и даже безнравственных аристократов, особенно маркиза де Кабри, потому что тот женился уже в третий раз, устраивал, как говорили, в своих подвалах оргиастические мессы и при этом пил кровь девственниц, чтобы повысить свою мужскую потенцию.
Душегубец стал нахален, Суд стал вроде богаделен, Оттого что так граф Пален Ко присяжным параллелен.
По их следам шли крестьяне, и многочисленные обители, там возникавшие, становились опорными пунктами крестьянского расселения, служа для новоселов и приходскими храмами, и ссудодателями, и богадельнями под старость.
Но если хочешь, чтобы жизнь в богадельне стала лучше, так просто отпустить старостиху нельзя.
Появление гиппогрифов, цилиней, сирен и морских змеев, страшные и загадочные эпидемии, время от времени обрушивающиеся на землян, феномен Бермудского треугольника, озеро Вражье в Тюменской области, башня Призраков в Тебризе, старомосковская богадельня на Кулишках, квартира харьковчанки Брыкиной, оазис Юм в Антарктиде, НЛО, загадочные исчезновения людей и всевозможные необъяснимые феномены, считавшиеся раньше колдовством и морокой, — все это следствие взаимодействия разных миров.
Наш герой, видя, что он упорно пренебрегает собственной выгодой, решил впредь руководствоваться в своих дружеских услугах опытом, познакомившим его с этим щепетильным педантизмом, а тем временем щедро пожертвовал на богадельню из этих первых плодов счастливой игры и отложил двести фунтов на брильянтовые серьги и кольцо с солитером, которые он намеревался презентовать мисс Эмилии.
А если сыщется правдолюбец, который всегда делает и говорит то, что ему нравится, то дни свои он оканчивает если не в тюрьме, то в богадельне.
Вот что я только прибавлю: если ты делаешь добро во всем обилии, например, если строишь храмы, украшаешь их и наполняешь дарами, если принимаешь на себя расходы больниц и богаделен, если раздаешь ежедневно милостыню, если оказываешь помощь вдовам и сиротам, если правильно присутствуешь на богослужениях, если даже по поводу этих дел святых ты мыслишь, говоришь и проповедуешь как бы от сердца, а между тем не избегаешь зол как грехов против Бога, то все это добро не есть добром, оно лицемерно или заслуги ради, ибо в нем внутренне, тем не менее, зло, так как жизнь каждого во всех и в каждом из его дел.
Что ему было до того, что нежное кьяроскуро, дитя подернутых завесою светотеней и прозрачных полутонов, давно упокоилось за тюремной решеткой абстракции, в богадельне мерзостного примитивизма?
Богадельня для стариков находится в Маренго, в восьмидесяти километрах от Алжира.
В рядах публики, до сих пор остававшейся для меня безликой, один за другим поднялись со скамей, а затем вышли в маленькую боковую дверцу директор и сторож богадельни, старик Томас Перес, Раймон, Массон, Саламано и Мари.
Оставаясь одни, в стенах богадельни, они превращаются в сморщенных, кряхтящих, недужных старичков, завистливых, бранчивых, подозрительных и черствых.
Суть богадельни
Фото: Cultinfo.ru В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.
Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.
Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.
Дом престарелых
Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.
Дома престарелых бывают как государственными, так и частными
Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах
Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.
Кое-что не о благотворительных началах
Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда. Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему. Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.
Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.
Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.
Значение слова «богадельня»
Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».
В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.
Как попасть
Огромное количество людей интересуется, как попасть в такой дом. По уставу многие благотворительные организации принимают на попечение верующих православных людей, которые психически здоровы. На территории работают священники, обслуживающий персонал.
Нередко такие организации прикрепляют к больнице, поэтому нуждающиеся люди могут получить помощь терапевта, психиатра, других специалистов.
Это особая форма социальной защиты граждан преклонного возраста. Чтобы попасть в богадельню, необходимо обратиться в церковь и заполнить бланк прошения. Сотрудники патронажной службы делают звонки возможным кандидатам. Дополнительно оговаривают все вопросы, человек получает юридическую консультацию.
Сотрудники должны убедиться в том, что гражданин, действительно, нуждается в помощи, длительной реабилитации и поддержке.
Попасть в богадельню могут не только люди преклонного возраста.
За помощью часто обращаются:
- нуждающиеся, у которых нет близких или родственники не берут их на попечительство по разным причинам;
- люди, которые получили травму, но им нужна реабилитация;
- старики без жилья;
- бомжи.
Именно эти категории граждан нуждаются в особой заботе и попечительстве.
При Петре I
Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.
Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.
Еще раз о разнице в понимании
Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.
Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное – хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.
Современное понимание
Для сегодняшнего человека богадельня – это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.
По сути же богадельня – это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.
Цель создания богаделен
Фото: Nne.ru Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.
Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.
Первые приюты в России
Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.
В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.
Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.
О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».
Что такое богадельня?
По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.
Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи — это духом жизни во Христе. Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре
Комнаты принято называть келиями, а столовую — трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело
Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую — трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.
Церковные богадельни создаются для помощи престарелым людям
Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков. Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные — и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди. Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.
Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации — цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь, воцерковление.
Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.
Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое
Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу
Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен
Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно — если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.
Как «Ходынка» нарушила планы МосгорДумы
Только в 1894 году, когда Наталье Петровне исполнилось восемьдесят лет, она решила оставшиеся деньги потратить на благотворительность. Очевидных причин и обстоятельств, приведших к такому решению, в источниках мы не находим. Но можем допустить, что вдова хотела еще при жизни не только увековечить память супруга (это было одно из условий передачи земель), но и сделать что-то доброе и полезное для города, в котором прожила всю жизнь.
Что интересно, Московская городская Дума, ухватившись за предложение Натальи Геер, решила построить на передаваемых землях коронационное убежище. Это должно было быть благотворительное учреждение, созданное во славу дня коронации Николая II, который после смерти Александра III (последовавшей в 1894-ом году), готовился вступить на престол. Решение Московской городской Думы было подкреплено еще и тем обстоятельством, что полноценные работы по строительству здания на гееровском участке к 1894-ому году уже велись. Но трагедия на Ходынском поле в мае 1896 года (тогда в давке погибло более 2000 человек) сильно поменяла планы. Коронационное убежище хоть и появилось, но в другом месте, в районе Стромынки. А при гееровской богадельне, по некоторым сведениям, впоследствии специально был создан приют для сирот тех, кто погиб во время ходынской катастрофы.
Итак, в 1894-95-ых годах вдова Геера пожертвовала Московскому городскому общественному управлению большую часть своих земельных владений (14 тысяч квадратных сажень) на Верхней Красносельской улице. По рыночной оценке эта земля стоила 250 тысяч рублей. Существенная сумма. Предполагалось, что город на деньги Геер, с привлечением некоторого количества средств из городской казны, построит богадельню для московских обывателей на шестьдесят человек. Правда потом, в 1895-ом году, Геер еще пожертвовала земельный участок на расширение богадельни. А в 1897-ом году финансировала, добавив двенадцать с половиной тысяч рублей, создание домовой церкви в честь святого Иосифа Обручника. Судя по всему, церковь создавалась и в память о муже, и в память о внуке, которого также звали Иосифом.
В 1906 году, уже после смерти Натальи Геер, по ее духовному завещанию, на расширение богадельни было передано еще 18 тысяч рублей. И хотя богадельня была полностью достроена к этому времени, ее расширили за счет пристройки флигелей. К 1917 году в богадельне проживало 50 женщин и 50 мужчин. Согласно уставу, здесь призревались обедневшие мещане обоего пола (для пролетариата все-таки существовали дома бесплатных квартир). Люди жили на полном обеспечении: кормление по высшему разряду, удобная мебель, постельное белье: полный пансион. Так забота и щедрость жертвовательницы позволили появиться на свет одной из красивейших богаделен Москвы и замечательному памятнику архитектуры.
Чем отличается от дома престарелых?
Фото Miloserdie.ru
Как сразу отличить церковное учреждение от светского? Есть, конечно, внешние отличия: в хосписе повсюду иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они не являются ее обязательным атрибутом.
Нельзя сказать, что в хосписе всегда хорошо, а в учреждении социального обеспечения — всегда плохо. А многовековые дома престарелых могут предоставить своим клиентам хороший уход, вежливость, справедливое обращение и прекрасные условия жизни. Если близких людей нет или они не могут утешить и позаботиться о пожилых людях, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем главным по-прежнему остается материальная часть жизни — еда, чистое белье, медицинская помощь.
То есть перед отъездом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, насколько им важны спокойствие и легкость, а какая была каша на завтрак и как скоро поменяются пододеяльники… Они думают не о вечном, а о бренном. И некому помочь направить их мысли в нужное русло, поэтому пустота наполняется суетой, которая никому не понадобится завтра. Это главное отличие, которое радикально меняет представление о том, как провести последние несколько лет своей жизни.