Тысячелетие крещения руси в воспоминаниях

Мнение Василия Татищева

Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.

Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства сильно отразилось на культуре Руси. Из Константинополя приезжало много ремесленников, которые обучали местных различным видам искусства. Древние мастера переняли много ремесел из Византии. В особенности это сказалось на архитектуре — зодчие вдохновлялись религиозными постройками Константинополя и строили не уступающие по своей красоте и масштабности сооружения. Также на территории государства появилась иконопись, которая со временем дала толчок для развития живописи.

После крещения христианство повлияло и на национальное самосознание русичей. Народ противопоставлял себя последователям ислама и политеизма, а также представителям других конфессий — немцам, исповедовавшим католицизм, и приверженцам иудаизма.

Как и полагал князь Владимир, церковь стала оплотом единения народа. Особенно это было заметно в тяжелые времена, когда приходилось бороться с захватчиками. Священнослужители постоянно призывали князей враждующих территорий забыть о разногласиях и объединить усилия ради победы над врагом.

Крещение Руси способствовало появлению особой прослойки русского общества — духовенства. Монастыри и церкви постепенно обрели статус главных духовных центров страны. Вплоть до эпохи правления Петра I духовенство было независимым от светской власти и даже имело собственное влияние.

Тысячелетие крещения Руси

1988 году в СССРТысячелетия

Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси
Храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове.

Картина «Крещение Руси». Момент крещения киевлян в водах Днепра князем Владимиром.(В.М. Васнецов, 1890. Третьяковская галерея, Москва)
Виктор Михайлович Васнецов. Крещение Руси. 1890. Холст, масло. 214 x 187 см. Третьяковская галерея, Москва.


1025 лет Крещению Руси (Совместный выпуск Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, 28.07.2013 г.)
На почтовом блоке изображена фреска «Крещение Руси» В.М. Васнецова (1885–1896) из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Звезда и знак ордена Святого Владимира 1-й степени Почтовая марка России, 1999 год
Орден Святого князя Владимира Почтовая марка России, 1999 год.

Крест и звезда ордена Св. Владимира 1-й и 2-й степени со скрещёнными мечами
Императорский орден Святого князя Владимира.

князя Владимира Крестителядо 1917

Александр Суворов

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира.

орден Русской Православной Церкви

учреждён в 1958 годупервый орден РПЦ

Празднование 900-летия Крещения Руси в Киеве. Молебствие на реке Днепре с водоосвящением
Празднование 900-летия Крещения Руси в Киеве.

Празднование 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 года в Москве

Празднование 900-летия крещения Руси, Москва. (Предположительно, снято с колокольни Св. Софии).

900-летие Крещения Руси

Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов.

Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов.(Государственный Исторический Музей)
Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве.


Владимирский собор. Начало XX века.

Владимирский собор в Киеве

«Вечная Россия» («Сто веков»), Илья Глазунов, 1988.Это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси

«Вечная Россия» («Сто веков») — картина И. С. Глазунова. 1988, Холст, Масло. 300 x 600 см, Музей Глазунова, Москва.

Глазунов представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Монеты Банка России

(Серия: Святой равноапостольный великиий князь Владимир — Креститнль Руси)


Монета Банка России. Аверс, 25 руб. Серебро. Диаметр 60 мм.


Монета Банка России. Реверс, памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде


Монета Банка России. Аверс, 3 руб. Серебро. Диаметр 39 мм.


Монета Банка России. Реверс, Храм Святого равноапостольного Владимира в Херсонесе

родился

в 988 годуустроил массовое крещение

смерти

Монета СССР


Монета СССР. 25 рублейЙ, 1988, палладий

1000 летие крещения Руси, Памятник князю Владимиру Святославовичу в Киеве (сооружён в 1853 году)

Почтовая марка «Святой князь Владимир — Креститель Руси»

Эта марка стала лучшей маркой 2015 года по мнению членов Национальной академии филателии.

Грамота Национальной Академии Филателии.

Марка «Святой князь Владимир – Креститель Руси»к 1000-летию Крещения Руси
Марка «Святой князь Владимир – Креститель Руси».Художник-дизайнер – Ульяновский C.

Страницы:

2

По теме:

  • ›››
  • Православный календарь на

    год ›››

Религиозное воодушевление стало массовым явлением

Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ:

Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии. В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет

Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества Может быть, для того, чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось

В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества Может быть, для того, чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.

Можно все объяснить человеческой мудростью: и начавшуюся Перестройку, и пересмотр отношения к Церкви, и то, что всем стало очевидно, что коммунистическая идеология обанкротилась, но никто не ожидал столь резкой смены отношения к Церкви. Это явное вмешательство Божие в жизнь русского народа.

Особенно явно действие Божие стало ощущаться, когда был передан Даниловский монастырь, и после этого в храмах стали молиться князю Даниилу — раньше этого не было. Само воодушевление знакомых людей, которые восстанавливали Данилов монастырь, передававшееся даже мирским людям, было отрадно и говорило о том, что в стране что-то будет меняться.

Монастырь был отдан Церкви до Горбачева, кажется, еще при Андропове. При Черненко началось было торможение подготовки к празднованию, но незадачливый генсек быстро отправился в мир иной, а при Горбачеве негатив кончился, власти пошли навстречу Церкви, монастырь восстановили и помогли всем необходимым в организации торжеств.

Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.

Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм.

Я был на юбилейном богослужении в июне 1988 года в Даниловом монастыре, и там тоже чувствовалась совершенно особая атмосфера. Все говорило о том, что начинается новое время, все будет по-новому. Размышляя об этом, я понимал, что должна быть проявлена особая ответственность Церкви, и необходимо постараться, чтобы милость Божия, которая нам даруется, была принята с благодарностью, и мы, со своей стороны, сделали бы все возможное, чтобы быть достойными Его даров.

Богослужение помнится очень хорошо. Такого за всю историю Советского Союза не было, наверно, с момента похорон святого Патриарха Тихона, которого тогда же, в 1988 году канонизировали. Главный собор Данилова монастыря не мог вместить всех молящихся, люди заполнили всю монастырскую территорию. Чтобы все могли следить за ходом литургии, были установлены большие телеэкраны.

Появилась возможность открытой проповеди, устраивались собрания для дискуссий на тему христианства, которые собирали огромные аудитории. Собрания, в которых участвовали отец Владимир Воробьев и отец Александр Салтыков, постепенно превратились в богословские курсы, из которых вырос Свято-Тихоновский — сначала институт, а теперь университет. Даже журнал «Наука и религия» вдруг захотел узнать, что им скажет Церковь, и в редакцию пригласили священников. Отец Валентин Асмус на той встрече сказал, что он с их журналом знаком, и считает, что у них нет ни науки, ни религии, зато много атеизма, поэтому журнал вульгарен.

Религиозное воодушевление стало массовым явлением. Количество верующих очень увеличилось. Резко изменилось отношение к вере в Бога в государстве и в обществе, в Церковь пришло много людей, потому что всем стало очевидно, что коммунистические гонения на Церковь кончились.

Археологические данные

Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.

В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:

  • Киев.
  • Гнездов – недалеко от Смоленска.
  • Шестовица – вблизи Чернигова.
  • Тимерев – под Ярославлем.

Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.

Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.

Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».

В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Кто был до князя Владимира

До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.

Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.

Памятник княгине Ольге в Киеве

Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.

Во что верили на Руси до крещения

Верой на Руси до крещения было славянское язычество. Люди, населявшие территории рядом с реками Волга, Днепр, Дон, жили в тесном контакте с природой и наделяли особыми свойствами привычные и понятные современному человеку явления.

Так как письменность появилась на Руси только в IX веке, до XXI столетия не дошло ни одного документа с описанием верований предков. Исследователи даже не могут до сих пор сказать о точном количестве богов в славянском пантеоне. Не сохранилось и описаний языческих обрядов и ритуалов, которые совершали люди. Большинство сведений историки почерпнули из свидетельств византийцев и других гостей Древней Руси.

Примерно так выглядели идолы древних славян

В пантеоне славян были высшие и низшие боги. Особенно почитался Род, которого считали создателем всего сущего. Также на Руси существовал особый культ бога Перуна, покровителя молний. Верили славяне и в богиню плодородия, которую звали Земля.

Предки верили и в низших богов — те, по мнению славян, тоже влияли как на окружающий мир, так и непосредственно на жизнь людей. Например, домовой — покровитель домашнего очага. А леший способен запутать человека в лесу. Исследователи думают, что славянское язычество имеет индоевропейские корни. Заодно предки могли частично позаимствовать верования у ираноязычных кочевников — скифов и сарматов.

Что было до принятия христианства

Киевская Русь образовалась из нескольких крупных племенных объединений. Они состояли из восточных славян. В то время люди исповедовали язычество. У племен были свои боги. Отличались и проводимые обряды. Такое общество нуждалось в объединении. Этой задачи удалось достичь путем создания одной идеологии на базе религии. Крещение Руси помогло сформировать у людей представление о полноте власти одного князя, который мог управлять и внутриплеменными верхушками.

При выборе идеологии выбор пал на Византию. Это государство было богатым и наделено властью. Помимо этого, с этой страной у Руси были тесные связи. Таким образом, и появился значимый праздник Киевской Руси.

Причины

Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.

Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.

Причины принятия православия

В первую очередь в принятии Русью христианства были заинтересованы византийцы. За счет навязывания религиозного учения неспокойным соседям государство уже не раз подчиняло себе другие племена и народы. Дело в том, что принятие религии обязывало жителей новых территорий принимать и вассалитет по отношению к Византии. Таким образом империя расширяла границы.

Были и другие предпосылки для появления единой веры. Князь Владимир понимал, что разрозненность племен была очень вредна. Древняя Русь, по сути, не была государством. Это была скорее некая общность перманентно враждующих между собой княжеств, связанных в большей степени этнически, чем на государственном уровне.

Да и более развитые страны считали русов варварами. Причем сами эти государства в свою очередь объединяло одно — наличие общей веры у жителей. Так, со временем князю Владимиру пришла идея об объединении княжеств и введении на территории общего вероисповедания.

Традиции и приметы памятного дня

Несмотря на то, что на официальном уровне в Российской Федерации памятная дата стала отмечаться сравнительно недавно, у торжества имеются свои собственные традиции. Еще в Российской империи, по инициативе обер-прокурора Синода (патриаршество было отменено по указу Петра I) К. Победоносцева в 1888 году прошли торжественные собрания и народные гуляния в честь юбилея Крещения русских земель. Повод был большой – 900 лет принятия христианства, поэтому в храмах велись церковные службы, крестные ходы.

Уже в XX веке, по инициативе ЮНЕСКО, с большим размахом отмечалось 1000-летие введения христианства на Руси. 1988 год стал во многом определяющим для Русской Православной Церкви, так как прошли важные встречи руководства страны и православных иерархов, возвращены церковные земли и некоторые монастырские обители. Власть смягчила политику в отношении церкви, верующие смогли свободно посещать храмы, службы, отмечать праздники.

Традиционно празднества проходят в крупных городах России, а также в Киеве. В 2008 году Крестный ход был организован по всем епархиям Украины, а годом позже в дни праздника в Киеве с визитом побывал Патриарх Московский и всея Руси Святейший Кирилл. Ежегодно увеличивается число паломников, приезжающих на праздничные мероприятия в столицу Украины, среди них – верующие из России, Беларуси, Молдовы, Греции.

В этот день под запретом любая работа, ругань, конфликты и оскорбления. В светлый праздник принято окунаться в водоемах – для очищения от грехов, негативной энергетики, наполнения духовными силами, позитивом. Желательно не злоупотреблять с алкоголем, умеренно отмечать торжество в застольях.

Во многих храмах проводят обряды крещения – для младенцев и взрослых людей, которые в силу определенных причин не принимали ранее православие. Поздравляют с именинами Владимиров, примечают погоду, обязательно посещают праздничные службы.

Считается добрым знаком дождик с утра, значит, Бог освятил землю и народ. После обеда в этот день ждут солнечную погоду, уповая на то, что дата посвящена князю Владимиру Красно Солнышко, поэтому обязательно должно быть вёдро (ясно). В сельской местности примечали, что если громко на лугах стрекочут кузнечики, то ждать жару и зной, а если ближе к вечеру на полях лег туман, назавтра будет ливень.

Если на этот день на липе и березе много желтых листочков, то осень будет ранней. Ждать тепла в сентябре не стоит, быстро придут холода, дожди и слякоть. Работу желательно перенести на другой день, иначе ночами будут сниться кошмары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector