Религия древних славян: история развития язычества
Содержание:
Вне зависимости от причин, результат нам известен.
Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.
Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.
Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм — иметь слабых союзников вблизи.
Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.
Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.
Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.
Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.
Появление христианства на Руси
Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.
Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.
- По сведениям «Сказания о Владимирском крещении» (эпизода из «Повести временных лет») в 986 г. в Киев прибыли посланцы православия из Константинополя, римские миссионеры, а также послы иудаизма и ислама.
- Легенда гласить, что великому князю приглянулась речь греческого проповедника, но он не торопился принимать восточное христианство. Владимир отправил послов в соответствующие государства, чтобы подробнее ознакомиться с каждой из церквей.
- Латинские и мусульманские ритуалы не произвели высокого впечатления. Послы были в восторге от обрядов, проходящих в Константинополе, поэтому они стали восхвалять православие и уговаривать великого князя выбрать именно его.
- Окончательное же решение о принятии возникло на военно-политической почве. Владимир приказал идти на византийский город Корсунь, так как император Василий II получил в услуги русскую армию, но не выполнил главное условие договора: выдать замуж за Киевского князя свою родную сестру Анну. Осада крепости продолжалась девять месяцев и завершилась поражением защищающихся. Византийский император отдал принцессу за Владимира и крестил его в самой Корсуни.
- Вернувшись в родную столицу, великий князь полностью уничтожил языческие идолы и крестил свой народ в Днепре. Вскоре Владимир предпринял план по масштабному строительству в городских условиях церквей и назначению священнослужителей.
- Киевский Князь перестал быть язычником и полноценно окунулся в блаженство истинной религии. Перед ним предстало чудо Откровения, что помогло изменить бывшие убеждения. Владимир окончательно изгнал идолопоклонство и стал ревнивым сторонником православной Церкви.
- Процесс Крещения проходил в порядке приказа, потому что людям было тяжело осуществить переход к ранее неизведанной религии от традиционных и старинных верований. Многие принимали Христа из-за страха, а в некоторых городах народ оказывал сопротивление. Однако Русь была фактически готова к принятию христианского учения. Владимир усердно и кропотливо работал ради укрепления и распространения православия.
На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.
Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.
Языческая реформа Владимира.
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими» (Из повести временных лет.)
Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.
Владимир делает кровавую жертву.
Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона «своего бога», и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.
Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог — кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.
Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход
Велес был поставлен «под горой» на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.
Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.
Владимир в непонятном головном уборе с украинских денег.
Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен. Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим. В этом сказался недостаток его правительственного ума.
В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того «опустили» ниже.
Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.
Идол Перуна в Киеве. Перун по мнению христианского летописца — это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.
О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.
О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.
Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.
Религиозная культура на Руси
Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.
В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий. Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г. Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.
В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.
Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.
Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты
В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.
Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.
На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.
Принятие христианства на Руси — важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.
Документальный фильм о крещении Руси
СИМВОЛ СТАРОЙ ВЕРЫ
Основным Символом Старой Веры, как это было изначально в древности и как это есть в наши дни, является Звезда Инглии (рис. 5). Она не только символизирует Изначальный Чистый Свет – Первичный Огонь Божественного Творения и Сияющий Свет Ярилы-Солнца нашего, но и белого гармоничного Человека, потомка Древних Светлых Богов.
Три треугольника, символизирующие Божественное Начало, означают одного из Великих Триглавов, который покровительствует Божьему Миру (Яви, Нави, Слави, Прави); обрамляющий Великий Триглав внешний Круг – Единую Жизьродящую Инглию, а внешнее за Кругом безконечное пространство говорит нам о Едином Творце-Созидателе, именация которому – Великий Ра-М-Ха. Три треугольника, символизирующие Человеческое Начало, означают: Здоровое Тело, Крепкий Дух и Светлую Душу, а обрамляющий их внешний Круг – Чистую Совесть. Внешнее за кругом безконечное пространство символизирует Божий многогранный Мир, в котором живет и созидает потомок Древних Светлых Богов – Человек. Три треугольника, символизирующие Природное Начало, означают Землю, Воду и Огонь, а обрамляющий их внешний Круг – Воздух. Внешнее за Кругом безконечное пространство символизирует Сваргу Пречистую, т.е. Небеса.
В центре Звезды Инглии часто вставляются дополнительные сопутствующие символы. Например, Меч (рис. 4), обращенный острием вниз, означает сохранение Древней Мудрости . Общинники, носящие такую символику, принадлежат к Славянским и Арийским Общинам, в которых хранится и передается из поколения в поколение Древняя Мудрость. Перуница, помещенная в центр Инглии (рис.6), символизирует защиту и покровительство Бога Перуна. Как правило, обереги с Перуницей носят представители Общин, почитающих и прославляющих Многомудрого Бога Перуна, Покровителя Славянских Родов. Звезда Инглии, соединенная с символом в центре, коий наши Предки изначально называли Вестник, приносит Здоровье, Счастье и Радость. Сей древний Оберег счастья (рис. 7), иногда в просторечье люди называют Мати-Готка, т.е. Матерь Готов. Общинники, носящие Обереговую символику Мати-Готки, принадлежат к Славянским и Арийским Общинам, в которых сохраняются и передаются из поколения в поколение различные формы Древней Культуры и Традиций.
Некоторые Жрецы-Священнослужители, Старейшины и Старосты Славянских и Арийских Общин, кроме нательных Родовых или Общинных Оберегов, а также наперсных, т.е. носимых на груди, поверх одежды, Обережных Символов, носят еще наперсные Источники Духовной и Природной Силы, называемые Артаконы.
Артакона соединяет в своей основе две могучие Силы живого Мира: коготь Родовича , т.е представителя животного мира, который является Природным Символом-Покровителем Рода, и четки, изготовленные из Священного Древа. На рис. 8 можно видеть две Артаконы. Правая Артакона соединяет коготь Орла и четки из Священного Дуба, а левая Артакона соединила Медвежий коготь и четки из Сандалового Древа. * 3. Коготь Родовича – символизировал почитаемых в Роду птиц или зверей. Их когти считаются Источниками древней Духовной Силы, поэтому на груди носили коготь Орла, Бусла (Аиста), Сокола, Ворона, Совы, Лиса, Волка, Медведя, Пардуса (Барса) и др.
Известные волхвы
Причастен к волхвам древнерусский певец Боян Вещий. Одним из его даров было умение перевоплощения.
К известным волхвам – жрецам относят Богомила Соловья. Прозвали его так за красноречие и за исполнение языческих повествований. Свою известность он получил за организацию восстания против разрушения капища и языческих святилищ в Новгороде.
С появлением христианства на Руси волхвы преследовались и уничтожались. Так, в 15 веке в Пскове были сожжены «жёнки вещие» двенадцать человек. По приказу Алексея Михайловича в 17 веке проводили сжигание волхвов на кострах и закапывание ворожей в землю по грудь, а так же ссылали «мудрых» людей в монастыри.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Ведические храмы
Над каждым населённым пунктом возвышался храм, посвящённый ведическому Богу. Само слово «храм» обозначало хоромы, богатый дом. Алтарь был назван так в честь священной горы Алатырь, возвышение «амвон»для произношения священником речи произошло от «мовь», что означает «молвить речь».
Красивейшие храмы ведической Руси возвышались над Святыми Уральскими горами рядом с Конжаковским камнем, над Азовом – горой в Свердловской области, над Иремелем – горой недалеко от Челябинска.
На многих христианских храмах сохранились изображения языческих богов, мифологических животных и славянских символов. Например, на каменном барельефе Дмитровского собора изображение вознесения Даждьбога.
С образцами храмового искусства древних славян можно познакомиться в храме ратарей – одобритов в Ретре.
Масштаб и символика
Фермер пашет поле, Ступенчатая пирамида Джосера на заднем плане. Фотограф: Eliot Elisofon, 1965 год
Пирамида Джосера достигает шестьдесят два метра в высоту, а в её центре находится огромная погребальная шахта глубиной двадцать восемь метро и шириной семь метров. Это было, несомненно, самое высокое сооружение своего времени, и оно являлось дополнением к в остальном двумерному ландшафту.
Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. \ Фото: gs.ctrip.com.
Пирамида была не только уникальным сооружением, но и сопровождалась обширным комплексом, включавшим внутренние дворы, святилища, храмы и жилища для священников. Площадь в сорок акров была окружена огромной стеной высотой более десяти метров, в которой было тринадцать ложных дверей и только один настоящий вход. Чтобы ещё больше отпугнуть нежелательных посетителей, вокруг внешней стены была вырыта траншея шириной сорок метров. Только немногие привилегированные, имеющие разрешение, могли войти в необычный памятник.
Колоннада, Пирамида Джосера, Саккара. \ Фото: jp.trip.com.
Сама пирамида состоит из шести огромных слоёв мастаб, постепенно уменьшающихся по мере того, как они достигают вершины. Этот дизайн отражает вознесение Джосера в ранг бога
Внутренние украшения также передают величие и важность фараона. Многие внутренние стены украшены замысловатой и обширной резьбой, а стены погребальной камеры были покрыты драгоценной голубой глазурованной плиткой, многие из которых сейчас хранятся в Нью-йоркском музее Метрополитен и Лондонском Британском музее
Волхвы
Волхвами считали людей мудрых, обладающих знаниями. Их деятельность простиралась на многие области жизни. Так, ведьмы занимались бытовыми делами и обрядностью. Само слово «ведь – ма» обозначало «ведать» и «мать» — «женщина». Они «ведали» делами, которые можно было решить с помощью бытовой магии.
Волхвы-ведуны, называемые дидами или дедами, хорошо разбирались в священных сказаниях. Среди волхвов мудрецов были представители как простейшего знахарства, так и обладатели серьёзных научных знаний.
Волхвы ведической Руси прославились среди славян своими наставлениями, помощью в налаживании жизни и в желании понять Божью Веру. Их считали колдунами, отлично знакомыми с травничеством, гаданиями, целительством и предсказаниями.
В «Слове о полку Игореве» есть упоминание о Всеславе Полоцком, называемым так же Волхвом Всеславьевичем. Будучи княжеским сыном, Всеслав Вещий имел способность оборачиваться в серого волка, ясного сокола или гнедого тура, а так же гадать и устраивать наваждения. Обучался всему княжий сын у волхвов, куда отдал его на обучение отец.
С приходом христианства, почитаемые на Руси волхвы, участвовали в выступлениях против новой веры. Их деятельность признавалась противозаконной, а они сами были названы злыми колдунами, преступниками и чернокнижниками, отступниками. Их обвиняли в связи с демонами и в желании приносить людям зло.
Известное и подробно описанное событие произошло в Новгороде, когда мятеж против новой религии был организован волхвом. На сторону мудреца стал народ, но князем Глебом Святославичем был сделан подлый поступок. Князь зарубил топором организатора мятежа. Как звали волхва неизвестно, но впечатляет силы веры мудреца и его сторонников.
До крещения Руси популярность волхвов была часто больше, чем популярность князей. Возможно, именно этот факт повлиял на искоренение язычества на славянских землях. Опасностью для князей было влияние волхвов на людей как духовных наставников. А в колдовских и магических способностях этих людей не сомневались даже представители христианской церкви.
Среди волхвов были люди, которых называли кошунниками, гуслярами и баенниками. Они не только играли на музыкальных инструментах, но и рассказывали былины и сказы.
Крещение князя Владимира и киевлян
Из греческих владений вместе с князем в столицу прибыли и православные священники. Миссионеры несли свет христианства, проповедуя по улицам Киева. Их деятельность сопровождалась активными действиями со стороны правительства. Первым делом Владимир отказался от своего языческого прошлого, отпустив наложниц. Теперь он был обвенчан перед Богом вместе с Анной. Детей своих князь крестил перед всеми, а затем занялся искоренением следов языческой реформации в престольном граде. Большое Владимирово капище было разрушено, деревянных идолов сжигали или волокли к Днепру, сбрасывая в воду.
Примечательно, что в исторических кругах до сих пор идут споры, какой год считать датой крещения Владимира: 987 или 988. В «Повести временных лет» склоняются ко второму варианту, но есть свидетельства, что князь пришел к христианству парой годов ранее
Интересно еще то, что в греческой литературе того времени никто не уделяет пристальное внимание Просвещению Руси. Византийцы, направившие своих послов в Киев еще в середине девятого века, считали датой крещения 860 год
Реформы Владимира для них всего лишь закономерное развитие событий столетней давности.
Когда Киев был очищен от следов языческой религии, князь лично объехал весь город. Он призвал каждого киевлянина (раба или хозяина, богатого или нищего) прийти на Днепр. Те, кто посмеет ослушаться, были заочно провозглашены врагами Владимира. Высокий авторитет правителя среди киевлян способствовал неукоснительному исполнению княжьего указа. Никто не посмел остаться дома. Точный день, когда было совершено крещение вод Днепра, в летописях не указывается, но традиционно считается, что произошло это в конце июля.
Заключение
Религиозные верования славян неоднородны и имеют много различий. Но, при более детальном рассмотрении культуры и религии древних славян , мы видим много общих факторов и общих божеств в разных племенах.
Религия славян до появления христианства , была очень многогранна и интересна, она обожествляла все природные явления, показывала насколько человек связан с природой. Поэтому, даже в наши дни, есть люди, придерживающиеся языческой веры. Благодаря им, мы можем увидеть: древние обряды, услышать славянские мифы. Тема языческой религии наших предков очень популярна и в наше время.
Еще больше интересного о язычестве славян здесь