5 писем древних школьников

Новгородские берестяные грамоты

Как правило, те данные, исходя из которых формируется общественное представление о науке истории, это труды государственных мужей: ученых, книжников-монахов, хронистов и придворных.

Древненовгородские берестяные грамоты хороши тем, что позволяют нам увидеть жизнь простого люда, узнать, какие надежды и чаяния были у этих людей, живших в далеком Средневековье. Ведь, судя по специфике этих записок, грамота была доступна самым широким слоям населения новгородской вечевой республики.

Вообще, традиция письма на специально обработанной бересте – явление не уникальное, подобное фиксируется в истории разных народов мира. Однако именно на Руси эти письма, написанные на простых кусках коры, достигли наибольшего распространения. Сама традиция, пережив пик популярности в Средние века, не пропала в одночасье: редкие группы старообрядцев использовали бересту почти до начала прошлого века.

Поэтому ученые справедливо предполагали, что в крупных центрах старой Руси может быть найдено огромное множество подобных записок. И, учитывая бросовые цены на этот материал, можно было предположить, что это будут именно тексты, родившиеся в простой городской среде. Так вышло, что почвы Великого Новгорода оказались наиболее деликатны по отношению к листам старинной древесины, поэтому большая часть подобных записок была найдена археологами именно в этом городе. Цифры, фиксирующие количество обнаруженных берестяных грамот, красноречиво говорят сами за себя: за всю историю исследований в Москве было обнаружено 4 послания, в Старой Руссе – 51, а в Великом Новгороде – 1122 письма на коре березы.

И это учитывая тот факт, что история систематического исследования, обработки и осмысления таких артефактов началась сравнительно недавно – в середине прошлого века, в послевоенное время. Берестяная грамота, получившая первый порядковый номер, была обнаружена всего-то в 1951 году.

Произведения Онфима

Онфим оставил семнадцать изделий из бересты. Двенадцать из них имеют иллюстрации, пять — только текст. На одном из рисунков изображен рыцарь на коне, который ударил кого-то по земле копьем, при этом ученые предполагают, что Онфим изображал себя рыцарем. Эти записи явно являются домашними упражнениями: онфим практикуется, выписывая алфавит, повторение слогов и письмо псалмы- тексты, которые, по-видимому, были ему знакомы. Его сочинение включает такие фразы, как «Господи, помоги рабу Твоему Онфиму», и отрывки из Псалмов 6: 2 и 27: 3. Действительно, большая часть написанного Онфимом состоит из цитат из Книга Псалмов.

На иллюстрациях Онфима изображены рыцари, лошади, стрелы и убитые враги. Одно яркое изображение, «портрет самого себя, замаскированного под фантастическое животное», находится на предмете 199 (на фото вверху; первоначально это было дно корзины из бересты), на котором изображен зверь с длинной шеей, острыми ушами и кудрявым хвостом. У зверя либо стрела с перьями во рту, либо извергается огонь; в одном из сопроводительных текстов (под рамкой) написано «Я зверь» (текст в рамке гласит: «Привет от Онфима Данило»). Ряды по пять букв по другую сторону от 199 представляют собой упражнение по алфавиту. По пункту 205 (не изображенному в этой статье) Onfim написал Кириллица и добавил «Он » к его имени в середине; под этим алфавитом изображено то, что некоторые исследователи называют лодкой с веслами. Раздел 206 содержит упражнения по алфавиту и «портреты маленького Онфима и его друзей».

Личные и бытовые записи

Немногочисленная часть грамот повествует о бытовых делах, как, например, просьба некой Марины к сыну купить хлопчатобумажную ткань — зендянцу. В других свитках люди просят знакомых или родственников купить оливковое масло, соль, рыбу и так далее. Есть грамоты, содержащие литературные и фольклорные тексты — молитвы, заговоры, загадки.

Среди берестяных грамот есть несколько любовных записок, скорее всего от молодых девушек. Например, в записке, найденной в 1993 году, некая барышня укоряет молодого человека, что он не отвечает ей, несмотря на неоднократные призывы. Возможно, послание было написано после ссоры, так как последняя фраза звучит примерно так «Если даже я тебя по незнанию задела, и если ты начнешь надо мной смеяться, то судит тебя Бог и моя худость».

Еще одна известная грамота на бытовую тему — жалоба на мужа, который привел любовницу и они вдвоем бьют и выгоняют жену из дома. Женщина пишет брату и просит его приехать.

Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века

На самом деле переоценить историческую важность находок берестяных грамот практически невозможно. Ведь до этого ученые могли представлять речь и лексику наших далеких предков лишь по церковно-славянским книгам и летописным материалам

Последние же более популярно повествовали не о жизни и быте простого народа, а о более «актуальных» темах – войнах, болезнях и эпидемиях, строительстве городов и христианских храмов, житии святых людей и князей.

Изучив берестяные грамоты, историки смогли максимально точно восстановить тогдашний уклад жизни в государстве, общественные и личностные отношения между людьми, а также особенности лексики того времени. Значимым открытием стал и тот факт, что как отправители, так и получатели берестяных грамот были людьми разных социальных групп и сословий. Ведь до этого общепринятым было мнение, что писать и читать в средневековой Руси умели только бояре и священники.

Писали послания на бересте не только мужчины, но и женщины. Причем довольно часто «месседжи», адресованные женами своим мужьям, имели повелительный или приказной характер. Это развенчало миф о том, что в древнем славянском мире женщина не имела никаких прав, и была полностью подчинена своему супругу.

С каждой новой находкой берестяных грамот для историков открывалось все больше уникальных подробностей уклада жизни на Руси в X-XV веках. После обнаружения грамот мальчика Онфима, который жил в середине XIII в., исследователи пришли к выводу, что простолюдины не просто умели писать и читать, но и пытались с малых лет обучать грамоты своих детей. Графологи, изучив рисунки и письмена Онфима, пришли к заключению, что мальчику в то время было от 4 до 6 лет.

Время и место

Здесь нужно отвлечься от грамот и немного рассказать о том, как вообще проходят раскопки. Новгородская археологическая экспедиция начала свою работу в 1932 году, затем был перерыв, но вскоре после окончания Великой Отечественной войны раскопки возобновились.

Археологическая экспедиция работает в Новгороде с 1932 года, однако пока исследована лишь сравнительно небольшая часть древнего города Фото: Новгородский музей-заповедник

Экспедиция была задумана как многолетний проект, рассчитанный на работу нескольких поколений. Новгород — рай для археологов. Во-первых, потому, что это один из главных городов Древней Руси, который в Новое время утратил свое значение, а значит, в нем не было особенно интенсивного строительства и его перекопали куда меньше, чем Киев или Москву. Во-вторых, в новгородской почве очень хорошо сохраняются дерево и другие органические вещества. Обилие влаги защищает находящиеся под землей предметы от воздействия воздуха, поэтому они почти не гниют.

Хорошая сохранность старого дерева позволила разработать метод точной датировки находок. В качестве шкалы археологи использовали старые деревянные мостовые, которых под землей сохранилось очень много. В распутицу улицы древнего Новгорода тонули в грязи и становились малопроходимыми, вот и приходилось из толстых сосновых бревен строить мостовые. Такая мостовая возвышалась над землей, поэтому грязь на нее не попадала.

Но функционировала мостовая не особенно долго. Дело в том, что вывоза мусора в средневековом городе не существовало. Черепки битой посуды, старые ветки и зола печей, стружки и прочий строительный мусор оставались на улице, постепенно поднимая уровень земли (в Новгороде — в среднем на 1 см в год). Когда земля поднималась выше уровня деревянной мостовой, приходилось поверх нее класть еще одну. Это происходило примерно раз в 20–25 лет.

Уровень земли поднимался, деревянные мостовые оказывались под землей, и приходилось укладывать новый слой бревен. На старых мостовых археологи обнаруживают до 28 слоев бревен, лежащих друг на друге Фото: Новгородский музей-заповедник

В результате при раскопках старых улиц Новгорода глазам археологов открылся своеобразный слоеный пирог, состоящий из 28 слоев бревен, которые когда-то были мостовыми. А поскольку во влажном грунте дерево почти не гниет, бревна хорошо сохранились и годовые кольца старых деревьев были прекрасно видны. Каждый год жизни дерева отмечен одним кольцом, а поскольку в один год бывает жарко, в другой — холодно, в один — влажно, в другой — засушливо, ширина этих колец разная.

Благодаря гигантской поленнице, в которой каждый следующий слой был на 20–25 лет моложе предыдущего, стало возможно создать для этого региона дендрохронологическую шкалу. Теперь про любое новгородское бревно можно точно сказать, в каком году оно перестало быть деревом. Таким образом можно датировать любую древнюю постройку, даже если она давно разрушена и от нее осталось лишь несколько деревянных фрагментов.

Исследование годовых колец бревен из новгородских мостовых позволило построить дендрохронологическую шкалу, позволяющую точно определить возраст любого бревна Фото: Морковкин Анатолий/Фотохроника ТАСС

Эти методы позволяют с исключительной точностью датировать слои, в которых обнаруживаются грамоты и другие предметы. Ситуация, когда археологи раскапывают средневековое жилище и находят рядом с домом берестяные письма, дает исследователям массу возможностей для поисков и сопоставлений.

Понятно, что человек, который жил в этом доме, скорее всего, и был адресатом писем. Если рядом оказывается несколько писем, адресованных одному и тому же лицу, то уже нет никаких сомнений в том, что мы знаем имя хозяина усадьбы. Если же этот человек был достаточно знатным, то есть шанс обнаружить это имя в летописях и других источниках. Работа историка превращается, таким образом, в работу криминалиста, который на основе нескольких случайных предметов и скомканной записки восстанавливает картину прошлого.

Обсценная лексика в берестяных грамотах[править | править код]

Внимание! Неформальная или жаргонная лексика!Содержание этой страницы, части текста или раздела, может показаться некоторым читателям непристойным или оскорбительным.

В последнее время в средствах массовой информации поднимается большой ажиотаж по поводу находок берестяных грамот, содержащих мат, или обсценную лексику. Соответствующие публикации в СМИ и Интернете содержат много прямых домыслов журналистов в поисках сенсации. Между тем данный сюжет действительно представляет несомненный интерес для истории языка и культуры.

К 2005 г. обсценная лексика обнаружена в 4-х грамотах:

  • Грамота из Новгорода № 330 (XIII в.), обнаруженная ещё в конце 1950-х годов; это рифмованная дразнилка, переводится, вероятнее всего: «задница (гузка) е…т другую задницу, задрав одежду». Автор использовал эффект непристойности, помноженный на эффект абсурда.
  • Грамота из Старой Руссы № Ст. Р.35 (XII в.).

В конце записки от Радослава к Хотеславу с просьбой взять у торговца деньги другим почерком приписано: «Якове брате, е…и лёжа!». Примерный смысл этой пометки — «не выпендривайся», «будь как все». Дальше по адресу Якова прибавлены ещё два замысловатых ругательства: ебехота «похотливый» и аесова «сователь яйца». По одной версии, Яков — это христианское имя Радослава, и Хотеслав так отреагировал на просьбу брата. По другой, Яков — это, наоборот, Хотеслав, а Радослав решил собственноручно прибавить к записанному писцом посланию грубовато-шуточное приветствие брату (в пользу этого говорит то, что два ругательных слова вместе напоминают имя Хотеслав).

Грамота № 955. Обсценная фраза в левом нижнем углу.

Грамота из Новгорода № 955 (XII в.; подробнее об этой грамоте).

Это письмо от свахи к Марене — знатной даме древнего Новгорода, найдено в 2005 году. Сваха Милуша пишет, что пора бы Большой Косе (видимо, дочери Марены) выходить замуж за некого Сновида и прибавляет: «Пусть влагалище и клитор пьют» (пеи пизда и сѣкыль). Это ни в коем случае не брань по адресу Марены (вопреки тому, что написано во многих СМИ); аналогичный текст встречается в народных «срамных» частушках, исполняемых во время свадьбы, и в устах свахи это — пожелание, чтоб свадьба состоялась.

Грамота из Новгорода № 531 (начало XIII в., ).

Одна из самых длинных грамот, написанная на обеих сторонах бересты. Некая Анна просит своего брата вступиться перед Коснятином за себя и дочь. Она жалуется, что некий Коснятин, обвинив её в каких-то «поручительствах» (вероятно, финансового характера), назвал её курвою, а дочь блядью: «… назовало еси сьтроу коровою и доцере блядею…». В письме женщина допустила много описок, пропустив, в частности, в этой фразе букву у в слове коуровою (о корове в таком контексте речь идти не может) и с в сьстроу; скорее всего это говорит о том, что перед нами автограф, написанный в эмоциональном возбуждении. Хотя здесь речь идёт именно о грубом оскорблении, корень бляд— (другая степень чередования корня блуд-) не может считаться в полном смысле обсценным для древнерусского периода, так как употребляется и в церковнославянских текстах.

Славянские дети: рисунки Онфима

Грамота 199

Для создания другого рисунка Онфим перевернул кусок коры, который изначально был дном какой-то корзины, и изобразил себя, маскирующегося под дикого зверя, подписав: «Я – зверь». Трудно разглядеть, но у зверя длинная шея, заостренные уши и кудрявый хвост. Он извергает огонь изо рта. Похоже на то, что зверь держит табличку с надписью: «Поклон от Онфима к Даниле», проще говоря: «Привет Данилу от Онфима». Предполагается, что Данило – друг или одноклассник.

Грамота 206

Мужчины, лошади, оружие и мифические звери – не единственные излюбленные темы Онфима. Он также рисовал и людей. Здесь Онфим начал копировать отрывок из Священного Писания, но после нескольких слов не смог удержаться от того, чтобы «призвать» эту внушительную армию людей с руками, похожими на вилы.

Грамота 202

На берестяной грамоте под номером 202 содержится, скорее всего, учебный образец деловой записки: «С Дмитра взять должки».

А на этой картине Онфим рисует своих маму и папу.

Грамота 203

Другая сцена, которую хотел нарисовать мальчика, изображает фигуру человека и другую не совсем понятную фигуру, установленную на чем-то похожем на лошадь. Текст вверху гласит: «Ги, помоги рабу своему Онфиму!». «Ги» – это сокращение от «Господи».

Не поплавок, и не заколка

После находки первой берестяной грамоты в культурном слое XIV века в Новгороде, многие ученые поняли, что им и раньше на раскопках попадались подобные артефакты. Однако по какой-то причине археологи не стали утруждаться, чтобы рассмотреть их и понять – что же это в действительности такое. Ведь в сложенном виде (в котором и обнаруживали большинство берестяных грамот) они напоминали рыболовные поплавки.

Развернув же новгородскую грамоту, которая великолепно сохранилась, ученые смогли прямо на месте даже через слой грязи прочитать ее текст. В данном послании находился перечень сел и деревень, которые выполняли повинность некому «Роме»

В том же 1951 году во время последующих находок берестяных грамот в Новгороде, исследователи сделали еще одно важное открытие

Большинство этих посланий обнаруживали в свернутом «в трубочку» виде. Со многими из них находили небольшие деревянные палочки. Сначала ученые посчитали их некими заколками для того, чтобы грамота при «пересылке» оставалась свернутой. Однако дальнейшие исследования показали, что данные палочки были ничем иным, как деревянными «писалами». Именно этими стилосами собственно и царапались послания на бересте.

Фон

Новгород, ныне известный как Великий Новгород, является важным административным центром Новгородская область. Примерно в 200 километрах (120 миль) к югу от Санкт-Петербург, город окружен березовыми лесами, кора которых веками использовалась местными жителями для письма, так как она была мягкой и легко царапалась. С 1951 года было найдено более 1100 кусочков бересты с надписями, и каждое лето выкапывают все больше. Период, термин берестный, обозначая такие рукописи из бересты, это форма множественного числа от Береста («береста») и изучение берестный называется берестология. Большое количество берести свидетельствует о высоком уровне грамотности населения, как и большое количество стилусов.

Где и когда были обнаружены первые берестяные грамоты

Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года, во время работ Новгородской археологической экспедиции на Неревском раскопе, учеными была найдена первая берестяная грамота. До конца того же года археологи откопали еще 8 таких артефактов. Всего же до настоящего времени в регионе было обнаружено более тысячи подобных берестяных грамот. А содержание этих посланий попросту перевернуло научные представления об укладе и способе жизни славян в период X-XV веков.

Тексты, написанные в берестяных грамотах, поразили исследователей своим тематическим разнообразием. Это были как послания от отца к сыну, мужа – к жене или сестры к брату, так и «бизнес-переписка» купцов с приказчиками или бояр со своими управляющими. Находились и долговые расписки, жалобы и кляузы, приглашения в гости или уведомления о скорых визитах.

Как правило, все берестяные грамоты представляли собой короткие послания, состоящие из 25-50 слов. Они были нацарапаны на внутренней стороне кусков коры березы. Как удалось установить ученым, адресаты таких посланий после их получения и прочтения, эти «записки» попросту выбрасывали. Но иногда, чтобы сохранить тайну переписки, берестяные грамоты разрывали на мелкие кусочки.

Общая характеристика[править | править код]

Файл:Bb419 4.jpg Берестяная грамота № 419 — фактически книжечка с записью двух молитв. Последняя страница. Есть буквица, обведённая двойным контуром

Берёзовая кора как материал для письма получает распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (сохранившаяся целиком грамота из Торжка № 17 и дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота № 893), оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора от лихорадки (№ 930, лист из такой книги).

В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Таким образом, находки археологов не связаны с каким бы то ни было древним архивом (даже в том случае, когда высокая концентрация грамот обусловлена нахождением на данном месте некоторого учреждения или канцелярии — как, например, на одной из усадеб Троицкого раскопа, так называемой усадьбе Е, где в XII веке находился «сместный» (совместный) суд князя и посадника).

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Кроме того, значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) непосредственно перед тем, как их выбросили. Цель этого понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации фрагментированных грамот накоплен значительный опыт, и общий характер документа удаётся уловить в большинстве случаев (лишь совсем крохотные фрагменты интерпретации не поддаются), наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных мест (как с языковой, так и с содержательно-исторической стороны).

Открытие[править | править код]

Файл:Bb001.gif Прорись берестяной грамоты № 1. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала (стилосы) — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»). Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о вероятности существования грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

26 июля г. на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот не использовались хрупкие чернила (найдено всего две таких грамоты из тысячи с лишним); текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты». Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте, опубликованных только в году (поначалу открытие берестяных грамот не получило адекватного освещения в прессе, возможно, из-за идеологического контроля за исторической наукой).

Школа князя Ярослава

— Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси?

— Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы 30-ми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.

— Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали?

— Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе

Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие

Так вот, эти триста детей выучились грамоте и стали, как сейчас выражаются, интеллектуальной элитой новгородского общества, они составили социальную базу распространения грамотности. То есть они и друг с другом переписывались, и, весьма вероятно, учили грамоте своих знакомых, а повзрослев, своих детей. Таким образом, круг грамотных людей быстро расширялся.

Кроме того, пользу грамоты очень быстро оценили купцы. Сейчас ведутся споры, существовала ли на Руси какая-то «коммерческая» письменность еще до официального крещения. Но это вряд ли. Новгородские археологические данные говорят о том, что до 30-х годов XI века ничего подобного не было. То есть бересты находили много, но с рисуночками, а не с теми или иными письменами.

Кстати, существует знаменитая новгородская восковая Псалтирь, ее датируют примерно 1000 годом. То есть той эпохой, когда книжная письменность уже появилась, но ее бытового использования еще не было.

Кодекс из трех липовых дощечек лежал в земле в полной сохранности. Как он туда попал, мы не знаем; возможно, книгу спрятали при каких-то трагических обстоятельствах. А вот берестяные грамоты никто не прятал. Их попросту выбрасывали, как обычный мусор.

— То есть как?

— Да, их выбрасывали за ненадобностью. Прочел человек письмо или записку, получил информацию, да и выкинул. Парадокс: именно потому эти берестяные грамоты и сохранились до наших дней. То, что тщательно берегли, погибло в пожарах (вспомним, что все древнерусские дома рано или поздно сгорали). А то, что выбрасывали, попадало в почву, в так называемый культурный слой, и в новгородской почве вся органика прекрасно сохраняется.

Интересно, что те берестяные грамоты, которые находят на месте стоявших там когда-то домов, сохранились лишь потому, что провалились в щели между половицами и оказались на уровне нижних венцов (те при пожарах могут сохраняться). Кстати, при раскопках городских усадеб берестяные грамоты находят неравномерно: в одних местах их концентрация на единицу площади больше, в других меньше. Так вот, там где больше — там, как мы предполагаем, были помойки, выгребные ямы.

— Какой временной период охватывают берестяные грамоты? Какие самые поздние?

— Самые поздние — середина XV века, то есть берестяные грамоты были распространены примерно 400 лет, с середины XI века по середину XV.

— Почему же потом они прекратились?

— Тут сочетание двух обстоятельств. Во-первых, распространение бумаги как дешевого материала, ставшего альтернативой дешевой бересте. Во-вторых, к тому времени уже меняется новгородский культурный слой, почва становится менее влажной, поэтому береста в нем уже не сохраняется. Может, новгородцы и не перестали писать на бересте, просто эти грамоты уже до нас не дошли.

— Известны ли случаи пересылки берестяных писем на большие расстояния?

— Да, известны. Например, найдено пять писем купца Луки своему отцу. В одном он пишет, что едет откуда-то с севера, и жалуется, что там, в Заволочье, белка дорогая — не купили. Другое письмо он пишет откуда-то с Днепра, где сидит и ожидает гречника. А гречник — это купеческий караван, идущий из Византии. Или вот другой пример, сын приглашает мать: «Идите сюда, в Смоленск или в Киев, здесь хлеб дешевый».

Лингвистическая задачка

В предыдущих частях этой статьи я цитировал берестяные грамоты в русском переводе, потому что понять оригинальный текст такого письма часто бывает очень трудно. Причем трудности возникают не только у неподготовленных читателей, но и у профессионалов, занимающихся историей Древней Руси.

Довольно долго в грамотах видели в первую очередь исторический источник, а не лингвистический. При этом исходили из того, что берестяные письма писали люди малограмотные, не владеющие орфографическими правилами, произвольно коверкающие слова и делающие самые невероятные ошибки.

Если человек, занимающийся расшифровкой древнего текста, допускает возможность большого числа необъяснимых ошибок, то это значит, что на выходе получится перевод с большим количеством произвольных интерпретаций.

Ситуация стала меняться после 1982 года, когда расшифровкой берестяных грамот начал заниматься Андрей Анатольевич Зализняк. К тому времени Зализняк имел репутацию выдающегося лингвиста, создавшего, в частности, формальное описание грамматической системы русского языка, которая позже легла в основу русского интернета.

При анализе грамот Зализняк исходил из того, что случайных ошибок не бывает. Любая ошибка объясняется, с одной стороны, особенностями того языка, на котором человек говорит, а с другой — теми правилами, которые он усваивает при обучении грамоте.

Сама по себе эта мысль не представляет ничего нового. Очевидно же, что если человек, ничего не знающий о русском языке, начнет изучать школьные тетрадки и увидит, что достаточно распространенным является написание слова «корова» через букву «а», он сделает вывод, что школьники произносят в этом слове гласный звук, близкий к «а».

Поиск общих принципов, объясняющих странные написания и кажущиеся необъяснимыми ошибки, требует анализа большого объема текстов, и грамоты оказались идеальным материалом для такой работы. Сопоставление однотипных текстов, написанных разными людьми, позволяет выявлять их общие особенности. Систематизация таких особенностей приводит порой к удивительным открытиям.

Вот перед нами грамота, в которой человека обвиняют то ли в хищении, то ли в халатности. Сюжет нам здесь неважен. В частности, в этой грамоте говорится, что ущерб хозяйству нанесен, а вот замок «кѣле» и двери «кѣлѣ». Автор другой грамоты с гордостью пишет, что у него весь товар «кьль». По смыслу вроде бы очевидно, что и «кѣл-», и «кьл-» — это «цел-». Но почему здесь написано «к» вместо «ц»?

Объяснение, сводящееся к тому, что автор не знал правил правописания, поэтому писал, что Господь на душу положит, не кажется убедительным. Как могли два разных человека допустить одну и ту же ошибку, противоречащую не только орфографии, но и их произношению? И тут самое время задаться вопросом, а действительно ли такое написание противоречит произношению древних новгородцев?

Из истории славянских языков известно, что звук «ц» в этом и подобных словах произошел из звука «к», который в определенной позиции перешел в «ц». Переход праславянских согласных *k, *g, *x перед гласными ě (в древнерусском языке этот гласный обозначался буквой «ять») и «и» в согласные «ц», «з», «с» историки языка называют второй палатализацией.

Анализ «ошибок» берестяных грамот позволил сделать вывод, что в древненовгородском диалекте этого общего для всех славянских языков процесса не было. И сразу же прояснился ряд чтений, которые были непонятными.

Например, в одной из грамот говорится, что у некого Вигаря было взято «19 локтей хѣри». Что же это за таинственная «хѣрь»?

Если же мы вспомним, что в языке новгородцев перед гласным ě согласный «х» не переходил в «с», мы выясняем, что «хѣрь» — это «сѣрь», то есть серое, некрашеное сукно..

В результате подобных операций странные написания берестяных грамот перестали казаться чем-то хаотичным и бессистемным. Стали понятны общие закономерности, объясняющие все эти странности.

Любопытно, что когда в 2017 году была найдена грамота, автор которой явно страдал дисграфией и часть слогов повторял дважды, участники экспедиции радостно рассказывали, что наконец-то нашли грамоту, в которой очень много ошибок. Обилие ошибок теперь уже воспринималось не как стандартная характеристика письма неграмотных людей, но как нечто редкое и уникальное.

На основании грамот удалось реконструировать многие черты речи древних новгородцев, при этом выяснилось, что древненовгородский диалект очень сильно отличался от других восточнославянских диалектов. Речь москвичей и киевлян имела больше сходства, чем речь москвичей и новгородцев.

Разрушение пирамиды

Одна из самых древних пирамид в мире. \ Фото: thoughtco.com.

В течение тысячелетий пирамида Джосера постепенно разрушалась, страдая от воздействия свирепых пустынных ветров, мародёров и общего пренебрежения. В 1992 году землетрясение нанесло ещё больший ущерб внутренней структуре. Несмотря на эти трудности, прочные фундаменты сохранили египетскую пирамиду, но в 2006 году считалось, что она находится под угрозой обрушения.

Здания в окружающем комплексе находились в ещё более плачевном состоянии, что, возможно, было связано с инженерным недостатком в их конструкции. Современные археологи отметили, что колонны, расположенные по бокам зданий, на самом деле соединены со стенами, а не выступают в качестве отдельных опор. Это означало, что от них было мало пользы, чтобы предотвратить обрушение крыш. В результате египетское правительство пообещало профинансировать капитальный ремонт пирамиды Джосера и окружающего комплекса, чтобы сохранить этот важный фрагмент истории нации.

Берестяные грамоты – археологические ценности

Письма и записи на коре березы археологи называют берестяными грамотами. Таким находкам присваивают личные номера и хранят в музеях и университетах

Берестяная письменность является важной частью истории восточнославянских языков

Так раскрывают грамоту. Фото: Павел Колосницын

Рукописи, обнаруженные в Новгороде, относятся к периоду между 11 и 15 веками. Они включают в себя личные письма, документы, содержащие деловую переписку, юридические споры, списки покупок, школьные уроки, налоговые декларации, завещания, предложения о браке, молитвы, заклинания и проклятия. Эти документы много рассказывают о том, как была устроена жизнь в средневековом Новгороде. Среди этих увлекательных находок можно найти умилительную коллекцию рисунков, сделанных мальчиком по имени Онфим.

Фон

Новгород, ныне известный как Великий Новгород , является важным административным центром Новгородской области . Примерно в 200 километрах к югу от Санкт-Петербурга город окружен березовыми лесами, кора которых веками использовалась местными жителями для письма, так как она была мягкой и легко царапалась. С 1951 года было найдено более 1100 кусочков бересты с надписями, и каждое лето выкапывают все больше.

Термин бересты , обозначающий такие рукописи из бересты , является формой множественного числа от береста («береста»), и изучение бересты называется берестология . Большое количество бересты является показателем высокого уровня грамотности среди населения, как это имеет место большое количество стилуса.

О чем переписывались новгородцы?

Перечень тем, которых касались жители древнего Новгорода в своей переписке, очень обширен: это и долговые расписки, и деловая переписка торговцев, и просто обычные бытовые разговоры, на которые люди старины были не менее падки, чем их потомки, наши современники. Учитывая, что нередки записки любовного содержания незнатных горожан и характерные указания жен мужьям (что-то из цикла «не забыть купить»), то можно предположить, что новгородцы действительно были хорошо образованы для своего времени.

Прямым подтверждением этому служат записки некоего мальчика по имени Онфим, обнаруженные в 1956 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector