Причины крещения руси в 988 году

Синтез язычества и христианства

Древнерусский летописец («Повесть временных лет») в своих трудах сообщает, что русичи лишь формально стали христианами, в действительности они жили, как «поганые». В государстве полным ходом царило двоеверие. Поклонение Иисусу отчетливо походило на поклонение Перуну, Богородица сменила богинь Рожаниц в роли женского божества плодородия, за Георгием Победоносцем прослеживалось божество солнца Хорс и так далее. Церковь, приноравливаясь к существующим реалиям, стала связывать праздники языческих богов с культами христианских святых: день Купалы обратился днем Иоанна Крестителя, праздник Перуна заменился днем Ильи Пророка, языческий праздник урожая наложился на празднование Успения Богородицы. Сохранился и чисто языческий по своей природе праздник – Масленица. В итоге полученный синтез привел к формированию самобытной религии – русскому православию.

Христианство на Руси, каким было оно в XI-XII веках, хорошо прослеживается в похоронных обрядах. В захоронениях археологи находят соответствующую символику веры (кресты и образки), но наряду с этим умершему подкладывали и пищу, считающуюся необходимой в загробном мире. Стоит также упомянуть, что традиционные поминальные обеды после похорон, поминки по усопшим и поминальный родительский день являются ничем иным, как отголосками языческих верований о душе и потусторонней жизни.

Таким образом, мировоззрение древнерусского общества вплоть до XV века продолжало определять язычество.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Как повлияло принятие Христианства на историю России?

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.

История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.

Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов. Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное» . Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в до монгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.

К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг.

Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки. От материальных стратегий, до изменения сценария жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека.

Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией. Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли. Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения. До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство

Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

Постоянно подвергаясь набегам кочевников, государство нуждалось в сплочении племен. Поспособствовать этому процессу могла только мощная сила веры во что-то единое. Поэтому Владимир Красное Солнышко выбрал религиозный «рычаг воздействия» для укрепления взаимосвязей племен и усиления собственной власти. Во времена язычества князь был всего лишь военачальником, которого можно было свергнуть или убить.

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси

Князь Владимир и Крещение Руси

Христианство на Руси почти не притеснялось лишь благодаря святой княгине Ольге, бабке князя Владимира. Зная о мощи Византийской империи, оплоте христианства, будущая святая отправилась на уже созданном ею русском флоте в Константинополь с дипломатической миссией. Узнав об учении христианском, увидев процветание христианской империи, она была крещена Константинопольским Патриархом Феофилактом. Ее крестным отцом был сам император Константин Багрянородный — по преданию, он предлагал ей стать его женой, она же мудро предложила стать ее воспреемником от купели Крещения. Крестный отец не может жениться на дочери — именно так святая Ольга в очередной раз осталась верна памяти мужа без ссоры с опасным для Руси могущественным государством.

Вернувшись на Русь c иконами и богослужебными книгами, святая стала проповедовать христианство. На русских землях и раньше были христиане, но язычники периодически воздвигали на них гонения: так были убиты первые христиане, княжившие в городе Киеве, Аскольд и Дир. Над их могилами в Киеве святая Ольга воздвигла храм святителя Николая Чудотворца, положив тем самым и начало почитания в России святого Николая Угодника. В центре же Киева святая заложила храм во имя Софии Премудрости Божией, положив в нем Крест, сделанный из Древа Животворящего Креста Господня, на котором был распят Сам Господь и которым ее благословил на апостольское служение (то есть проповедь христианства) Константинопольский Патриарх. По всем русским городам она стала строить храмы, объединяла жизнь погостов вокруг церквей — ставила на кладбищах, служивших местом поклонениям духам мертвых, церкви. И сейчас слово «погост» означает церковь с кладбищем вокруг нее.

Святая Ольга принесла на Русь не только учение Господа, но и церковные догматы, представление о богословии. Возможно, для Крещения всей Руси святой Ольге не хватило мужской твердости ее внука, князя Владимира, который с малых лет уже наблюдал за деятельностью бабушки. Скорее же, что сын Ольги, возмужавший Святослав, не дал ей проповедовать людям учение Христа в государственном масштабе. Большим шагом к просвещению было хотя бы отсутствие притеснений христиан от Святослава. Как истинная христианка, Ольга со смирением передала власть сыну, по праву занимавшему престол, и занималась только проповедью, храмоздательством и благотворительностью — заботой о нуждающихся. Даже перед смертью она принимала священника у себя тайно и боялась крестить внуков.

Известно, что Ольга много молилась о просвещении Русской земли: по ее молитвам, благодаря ее воспитанию святой князь Владимир со временем пришел к вере христианской и крестил Руси, ставшую великим государством.

Святая Ольга отошла ко Господу в возрасте около 80 лет в 969 году, 24 июля — сегодня Церковь ежегодно празднует в этот день ее память.

Предпосылки и причины принятия христианства

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:

Языческих верований у наших предков, древних славян действительно было очень много. Те имена языческих богов, которые ныне у всех на слуху: Перун, Дажьбог, Велес, Ярыло и прочие, это просто самые популярные среди божеств языческого пантеона, а в действительности у каждого племени, в каждом городе и селе были какие-то свои боги-покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Как следствие это вело и к политическому ослаблению Киевской Руси.
Языческие обычаи кое-где были достаточно жестокими, порой даже практиковались человеческие жертвоприношения. В частности человеческие жертвы приносились верховному богу Перуну.
Языческая вера Киевской Руси стала крайне не выгодна во внешней политике, когда большая часть Европы уже стала христианской, оставаться язычниками было уже совсем не комильфо (где-то как пользоваться телеграфом в век Интернета).

Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами

Ещё со школьных учебников истории мы знаем, что князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015) Владимир I Святославич — это именно тот правитель, благодаря которому Русь приняла христианство. Поэтому в церковной истории его принято называть не иначе как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.

Но и князя Владимира с христианской верой связывает не простая история. Незадолго до крещения Руси, киевский князь осознал необходимость принятия какой-либо крупной религии, чтобы заручиться единоверными союзниками, а не воевать против всех, во имя своих языческих богов. В «Повести временных лет», ценном историческом источнике, говорится о том, что для осознанного выбора религии князь устроил так называемое «испытание вер».

Крещение Руси (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Владимир Святославич отправил своих послов в соседние державы, исповедующие ислам, иудаизм, латинскую (ныне — католичество) и византийскую веру (ныне — православие), чтобы по возвращении гонцы достоверно рассказали о религиозных обрядах и обычаях, принятых в этих странах.

В это же время киевского князя посещают церковники разных религиозных течений, пытаясь показать ему преимущества своих верований. Согласно летописи, первыми к Владимиру пришли представители волжских булгар, исповедующие ислам. В исламе Владимира не устроили строгие религиозные запреты, в корне несопоставимые с образом жизни обычного жителя Древнерусского государства и ограничивающие его быт.

Потом Владимира посетили посланники Римского папы с рассказом о Латинской вере. Князь отверг их предложение, по причине того, что это была уже не первая попытка отправления латинских миссионеров в русские земли, и предыдущие правители Руси всегда отказывали «немцам» (так в то время называли всех иностранцев из Европы).

После прибыли хазарские иудеи с предложением о своей вере. Помня, что ранее отец Святослав разбил Хазарию, Владимир спрашивает пришедших, где их земля. Хазары признаются, что у них нет своей земли, и иудеи разбросаны по миру. Такой ответ не удовлетворяет киевского князя, и он отказывает хазарским посланцам.

Последним к Владимиру прибыл византийский церковник, из-за своих мудрых речей прозванный в летописях Философом. Но и он окончательно не убеждает Владимира принять свою веру.

«Великий князь Владимир выбирает веру» / Художник: Иван Эггинк, 1822 г.

В 987 году Византия просит Владимира оказать военную помощь и стать военным союзником. Киевский князь ставит условие — помощь будет оказана лишь в том случае, если ему в жёны отдадут византийскую царевну Анну. Византия соглашается на предложение Владимира, но выдвигает встречное требование — русский правитель должен приять веру Христа.

С этого момента и принято вести отсчёт истории православия в сегодняшних России, Украине и Беларуси. День Крещения Руси (28 июля) был занесён в календарь праздничных и знаменательных дат для того, чтобы напомнить нашим гражданам об истории принятия христианской веры на Руси, определившей ход и вектор развития нашего государства.

Причины крещения Руси

Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.

К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.

По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.

После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.

Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.

Вот ряд предпосылок для крещения Руси.

  1. Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
  2. Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
  3. Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
  4. Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.

Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:

  1. Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
  2. Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
  3. В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
  4. Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
  5. Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
  6. Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.

Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.

Последствия

Какими бы ни были мотивы великого князя при выборе религии (укрепление государства, женитьба на Анне, веление сердца), но это решение имело большое историческое значения для дальнейшего развития Киева и других русских земель.

Значение для русской цивилизации

Крещение относится к одному из самых значимых событий для истории государства. Оно позволило объединить с помощью религии всю территорию Древней Руси и заключить выгодные союзы с другими христианскими странами. Морально-нравственный облик народа поднялся на новую ступень. Больше не были возможны человеческие жертвоприношения и жестокие обряды, свойственные язычеству. Впоследствии русские миссионеры сыграли немалую роль в продолжавшемся процессе христианизации остального мира и помогли привести к Богу множество других народов.

Политическое значение

Крещение Руси произошло незадолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. Поэтому огромное влияние на дальнейшую историю оказал тот факт, что новая религия перенималась из Константинополя. Византийский император при этом считался религиозным главой всех православных земель, в число которых попала и Киевская Русь. Правитель имел право удостаивать представителей власти чужих стран титулами, так крещёные русские князья именовались при дворе императора стольниками. Титул этот был весьма скромен, и митрополия на Руси значилась на последних местах в Константинопольских списках.

Принятие православия, а не католицизма из Рима, представителями духовенства называлось абсолютно правильным выбором. Митрополит Платон утверждал, что подчинение Папе Римскому повлекло бы развитие государства совсем по пути тотального контроля не только духовной жизни, но и мирских дел.

Культурное значение

После принятия религии Константинополя на живопись и зодчество стала влиять византийская культура. Тогда же было положено начало письменности. Однако появление новых культурных памятников сопровождалось уничтожением древних языческих сооружений. Таким образом власть боролась с продолжением соблюдения языческих традиций и проведения обрядов. Запрещалось не только поклоняться статуям и божкам, но и совершать различные суеверные действия, например, тереть подобные скульптуры на удачу. В результате запретов иногда вспыхивали мятежи и конфликты, сопровождающиеся ритуальными убийствами.

Если бы не событие 988 года, современная Россия могла сейчас иметь совсем другой облик. Мудрость и забота князей о судьбе своей родины позволили Руси пойти по пути просвещения и стать одной из влиятельных и сильных империй. Всё культурное наследие, дошедшее до наших времён, так или иначе связано с православием. И сейчас крещение Руси празднуется церковью 14 августа, а в предыдущем месяце, 28 июля, почитается память святого Владимира.

https://youtube.com/watch?v=PcHunLpUSGE

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Предыстория

Исторически высокое влияние на христианизацию земли Русской оказала Византия. Византийские императоры издавна использовали христианство как один из методов воздействия на врагов и союзников. Язычники, которые представляли угрозу Ромейской империи в виду своего воинственного нрава, подвергались христианизации. Таким образом произошло введение христианства на территориях болгар, в Великой Моравии. Первую попытку обратить русичей в своих союзников византийцы предприняли еще в середине девятого века. Патриаршие миссионеры способствовали крещению князей Аскольда и Дира, но распространения веры не произошло. Эту гипотезу поддерживают не все историки и богословы, но принято говорить о том, что официально первой русской правительницей, принявшей христианство, стала княгиня Ольга.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь с целью заключить с византийцами союз, которого они так ждали. Среди условий княгини было признать Русь равной империи, от чего константинопольские князья отказывались. Это не помешало правительнице креститься и принять духовное имя Елена.

Заключение союза откладывалось на несколько лет. Ольга отказывалась отправлять войска на помощь византийцам, при этом принимала у себя послов католического Папы. Чтобы не допустить развития католичества на землях потенциальных союзников, Константинополю пришлось принять условия княгини. Но до Владимирского крещения оставалось еще тридцать лет. Христианство не распространялось в серьезных масштабах, оставаясь уделом знати.

Владимир, воцарившись, активно пропагандировал язычество и гонения на исповедующих христианство. С его правлением связан первый случай, когда на Руси появились святые мученики. Собираясь принести жертвы языческим богам, Владимир выбрал молодого христианина по имени Иоанн. Его отец, Федор, отказался отдавать сына на растерзание варварского обряда. Он прославлял веру в единого Бога и Христа, за что озверевшие язычники убили их с сыном. На Владимира это событие оказало настолько глубокое воздействие, что после крещения он приказал построить на месте убийства одну из первых русских церквей – Десятинную.

Известен исторический эпизод, когда к князю пришли послы от различных религий с целью привлечь на свою сторону. Правитель выслушал каждого, но ни с кем не общался так долго, как с посланниками греческого патриарха. Вдохновившись рассказами о торжестве православных литургий и величии церквей, Владимир послал собственных людей убедиться, так ли это. Греческая вера также привлекала его интерес из-за стойкости и уверенности, с которой мученики Федор и Иоанн приняли за нее смерть. Когда доверенные лица возвратились в Киев, они подтвердили, что византийские храмы выглядели так, что и не понять было, на земле они находятся или на небе.

Была у Владимира еще одна причина: согласившись прийти на помощь Василию и Константину, императорам Византии, он потребовал отдать за себя их сестру Анну. Когда войска князя пришли на помощь императорам, те отказались отдавать сестру. В результате, Владимиру пришлось взять осадой крупнейший черноморский порт греков, полностью парализовав их экономическую систему. Только тогда Василий и Константин приняли условия киевского князя. Владимир крестился и забрал Анну в столицу своего княжества. Наступил переломный момент в истории Руси.

Крещение Руси: причины и последствия

Укрепление собственного авторитета – далеко не единственная причина, почему Владимир Великий пошел по пути принятия христианства. Конечно, его решение понятно: народ, сплоченный вокруг единого центра веры, уважает централизованную власть. Но были и другие факторы.

Во-первых, курс на сближение Руси с европейскими государствами, уже отошедшими от языческой фазы своего развития.

Цивилизованные страны в те времена были христианизированными, при этом язычество осуждалось. Международный вес государства не мог быть высоким, пока она сохраняла устаревшие устои.

Во-вторых, личные причины.

По летописям известно, что Владимир, воцарившись на престоле в Киеве, жил во грехе и блуде. Более того, его предшественник Ярополк очень симпатизировал христианству по латинскому обряду, принимал у себя послов Папы Римского. Владимир, заняв его место, наоборот активно занялся реформацией язычества. При нем в центре Киева была разрушена построенная Ярополком церковь, а вместо нее соорудили большое капище. Археологи во время раскопок этого места, прозванного Владимирским пантеоном, находили также следы каменных строений с фресками на них.

Князь прошел долгий путь от гонений на христиан до обретения православной святости. Вдохновленный своей бабушкой, княгиней Ольгой, он стремился к искуплению «языческих» грехов. Неслучайно этот процесс называется «второй религиозной реформой».

В результате всех этих событий, конечно же, сформировались последствия, серьезно повлиявшие на русский народ и государственность:

  1. Начало морального поворота от языческой дикости к православной просвещенности. Менталитет русичей прошел через общественное развитие. Были упразднены дикие нравы язычества: многоженство, кровная месть, жертвоприношения.
  2. Изменения, давшие мощный толчок цивилизации на Руси и превратившие ее в огромный культурный центр всей Восточной Европы. На русские земли пришла грамотность именно благодаря христианству. Начали развиваться науки и искусство.
  3. Церковь стала оплотом закона, нравственности, возымела влияние на урегулирование многих общественных процессов.
  4. Русь стала мировым государством с высоким уровнем авторитета на международной арене. Кроме того, без веры и единой сплоченности наши земли не выстояли бы под гнетом серьезных исторических событий, например, монголо-татарского ига.
  5. Православие определило курс Руси на многие века вперед.

Пример Владимира стал примером для сотен поколений. Жить по правде, править по совести – и сегодня люди все чаще обращаются к этому простому постулату. Высокая духовность и традиционные нравственные ценности – важнейшее наследие Крещения Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector