Приход

католическая церковь

Небольшая римско-католическая приходская церковь в Врублике , Польша.

Соборная приходская церковь Святого Мартина в Опатове , Польша

В католической церкви каждый приход обычно имеет своего приходского священника (в некоторых странах его называют пастором ), который несет ответственность и каноническую власть над приходом.

То , что в большинстве стран английского языка называется «приходской священник» упоминаются как «пастырь» в Соединенных Штатах , где термин «священник прихода» используются любой священник , назначенного на приход даже в подчиненной мощности. Они называются «помощники священников», «приходских наместники», « », или, в Соединенных Штатах, «ассистенты пасторы» и «помощник пастора».

Каждая епархия (административный район) разделена на приходы, каждый со своей центральной церковью, называемой приходской церковью , где проходят религиозные службы. Некоторые более крупные приходы или приходы, которые были объединены под руководством одного приходского священника, могут иметь две или более таких церквей, или приход может отвечать за часовни (или часовни легкости ), расположенные на некотором расстоянии от материнской церкви для удобства дальних прихожан.

Обычно приход включает всех католиков, живущих в пределах его географически определенной области, но нетерриториальные приходы также могут быть созданы в пределах определенной области на личной основе для католиков, принадлежащих к определенному обряду , языку, национальности или сообществу. Примером могут служить личные приходы, учрежденные в соответствии с motu proprio Summorum Pontificum от 7 июля 2007 года для тех, кто присоединился к литургии до Ватикана II .

Большинство католических приходов входят в епархии латинского обряда , которые вместе охватывают всю территорию страны. Также могут быть перекрывающиеся приходы епархий восточно-католических церквей , личные ординарии или военные ординарии . Приходы обычно территориальные, но могут быть и личными.

Как создается приход?

Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность. Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода. А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.


Приход

Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом. Ревизионной комиссии принадлежит право контроля за тем, как действует приход.

Православный приход

До октябрьской революции именно в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти. Образовывались приходы, как правило, там, где была не только церковь, но и средства для того, чтобы содержать церковный причт, т.е. штат священнослужителей. Примечательно, что прихожане поначалу активно участвовали в избрании членов причта, но со временем это право отменили, оставив лишь возможность ставить в известность о своих предпочтениях при назначении причта.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Казначей

Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Епархиальный епископ

УП 2009 года лишил Приходское собрание
статуса «высшего органа управления прихода» и
постановил: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (ст.5.1). Власть архиерея не
оспаривается. Различается епархиальная и приходская
власть. Архиерей непосредственно возглавляет епархию, а
приходом управляет опосредованно, через «поставленного
им настоятеля» (Устав РПЦ 11,1). Церковь не признаёт
«прямую» власть архиерея в качестве «непосредственной»
власти в приходе. 

По определению Устава РПЦ, «епархии —
местные церкви, возглавляемые архиереем» (Устав РПЦ,
10.1). Приход признаётся самостоятельным хозяйствующим
субъектом под управлением Приходского Собрания и
настоятеля. Назначение епископа «высшим органом
управления Прихода» нарушает Предание. Непосредственным
начальником для прихода является настоятель: «чтобы
епископ всем распоряжался по своей власти, и требующим
подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим»
(Ап. 41). 

Прежде пирамида приходской власти росла
снизу вверх: «Высшим органом управления прихода является
Приходское собрание, возглавляемое настоятелем» (УП 1988
г., ст.22- 23).

УП 2009 перевернул пирамиду власти
сверху вниз: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (УП, ст. 4,1; ст.5,1).
Архиерей назначен главой, собственником и распорядителем
хозяйства и финансов, владельцем имущества. Полнота его
прав не уравновешена обязанностями и ответственностью.
Харизматический дар управления формализован в
бюрократический. «Распоряжение» и «благословение»
отождествились.

Архиерей не входит в причт и Приходское
собрание, не приобрёл канонический статус в приходе.
«Высший орган управления приходом» остаётся за пределами
прихода, не является его членом, не исполняет
обязанности, не отчитывается и не отвечает за свои
поступки. А перед кем? Такая практика запрещена
Вселенскими канонами: «Да не будет позволено поставлять
епископа, в какое-либо село или в малый город, для коего
достаточно одного пресвитера» (Сард.6 и Лаод.57). 

Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ

27 ноября 2021 года Священный синод Константинопольского патриархата без объяснения причин принял решение об упразднении экзархата Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Было заявлено, что приходы экзархата в каждой из европейских стран передаются в ведение местных епископов Константинопольской церкви.

23 февраля 2021 года в Париже под председательством архиепископа Хариупольского Иоанна (Реннето) состоялась генеральная ассамблея Архиепископии, в которой участвовали практически все ее священнослужители, а также делегаты от мирян. Из 206 присутствовавших 191 человек проголосовал против роспуска и за сохранение Архиепископии как единой церковной структуры. Решение о переходе в юрисдикцию других поместных церквей было отложено.

В июне 2021 года архиепископ Иоанн (Реннето) встретился в Вене с представителями Московского патриархата, где провел переговоры об условиях перехода Архиепископии в юрисдикцию РПЦ. В августе эти условия были обнародованы в прессе. Согласно письму митрополита РПЦ Антония (Севрюка) архиепископу Иоанну, Архиепископии было предложено сохранить все ее «богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью ее традиций», а также «особенности епархиального и приходского управления», в том числе практику избрания епархиального и викарных епископов на общем собрании приходов. При этом список кандидатов в епископы должен «предоставляться на рассмотрение патриарха Московского и всея Руси, который вправе внести туда изменения». Кроме того, уже после избрания епископы будут утверждаться Синодом РПЦ. Полномочия главы Архиепископии по учреждению новых монастырей и приходов, рукоположению священнослужителей предлагалось сохранить без изменений. Заявлялось, что Архиепископия также полностью сохранит свою «финансовую автономию» и «будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соответствии с законодательством стран, в которых она действует».

Клирики и прихожане Архиепископии выдвигали иные проекты преодоления кризиса, в частности предлагалось продолжить переговоры со Вселенским патриархом или же сохранить Архиепископию в качестве автономной церковной единицы.

30 августа 2021 года Синод Константинопольской церкви освободил архиепископа Иоанна (Реннето) от управления приходами бывшего экзархата, а также от поста настоятеля собора Александра Невского в Париже. Однако архиепископ Иоанн отказался признать эти решения.

7 сентября 2021 года генеральная ассамблея Архиепископии рассмотрела вопрос о переходе в юрисдикцию Московского патриархата. Для принятия решения, согласно уставу, требовалось квалифицированное большинство в две трети голосов. Однако за присоединение к РПЦ проголосовали 104 (58,1%) делегата ассамблеи из 179, против — 75 (41,9%). Таким образом решение не было принято. Вскоре после собрания архиепископ Иоанн обратился к РПЦ с просьбой о принятии его вместе с пожелавшими того приходами «в каноническое общение и единство с Московским патриархатом для обеспечения непрерывности церковной, литургической и таинственной жизни Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции».

14 сентября 2021 года Священный синод РПЦ принял в свою юрисдикцию архиепископа Иоанна с титулом «Дубнинский». Кроме того, Синод выразил готовность принять всех клириков и приходы, которые выразят такое желание. Архиепископу Иоанну было поручено управление такими приходами.

28 сентября 2021 года большинство клириков Архиепископии (представители почти 60 приходов) на собрании в Париже поддержали обращение к Священному синоду РПЦ с просьбой принять их в юрисдикцию Московской патриархии.

Современный приход

В 2009 г. Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.


Дети в приходе

В царской России приход строго ограничивался территорией проживания, существовала даже своего рода «приписка» к определенному приходу. И только в храмах своего прихода православный мог участвовать в богослужениях, именно в них совершать пожертвования. После революции количество приходов и храмов существенно уменьшилось, и тогда истинно верующие отправлялись на другие территории. Да и сегодня православные вольны выбирать храм сами. Ведь Православная Церковь является единой.

Управление приходом

Приход управляется приходским собранием.

  • Возглавляет его настоятель, а членами являются причта и наиболее достойные прихожане. Собирается этот орган не реже, чем раз в год.
  • Члены собрания обязаны строго следовать канонам церкви, в противном случае епархиальный архиерей имеет власть изменить его состав. Решение собрания принимается большинством голосов и оглашаются всем прихожанам в стенах храма.
  • Именно приходское собрание планирует как финансовую, так и хозяйственную деятельность, определяет сумму отчислений, утверждает штат и размер содержания членов причта, рассматривает поступившие жалобы на действия своих членов.
  • Если собрание – орган законодательный, то совет – исполнительный. В него входят председатель, помощник настоятеля и казначей. Приходской совет воплощает в жизнь решения, принятые собранием, планирует деятельность, составляет хозяйственные сметы.
  • Он в ответе за приобретение необходимого имущества, за сохранность всего храмового комплекса, включая землю. Еще одна функция приходского совета – обеспечение жильем тех членов причта, которые имеют такую необходимость.
  • Председатель совета – настоятель храма, подчиняющийся решениям епархиального архиерея.


Слуги Божьи

Избранная приходским собранием ревизионная комиссия осуществляет функцию контроля, проводит инвентаризации, проверяет ход и результаты финансово-хозяйственной деятельности, проводимой приходом, все поступления и траты. Во избежание необъективности среди членов совета и состава комиссии не может быть близких родственников.

Приходы в досинодальную эпоху.

В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее устройство приходов, их связь с епархиальным архиереем мало чем отличались от византийских. Однако из-за многочисленности приходов в каждой епархии епархиальному архиерею почти невозможно было хорошо знать всех клириков епархии, поэтому в Русской Церкви, как и в христианскую древность, миряне оказывали значительно большее влияние на доставление приходских священников, чем в Византии. Обычно на вакантное церковное место кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином, если храм находился на земле вотчинника; после этого ставленник отправлялся в епархиальный город к архиерею рукополагаться. Окончательное же решение при поставлении клирика принадлежало епископу, но на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан.

Часть I. Канонические нарушения

В основе христианского богословия лежит
догматический документ, принятый двумя Вселенскими
Соборами в 325 и 381 г. Этот документ называют Символом
Веры. Он излагает важнейшие догматы христианской веры.

Среди догматов Символа Веры имеется
догмат о Церкви. Его определяют четыре неизменных
признака: единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

Упразднив один из признаков, мы
разрушаем догмат. Нельзя упразднить соборность «в доме
Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и
утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Без соборности
религиозная организация не будет «Церковью, которая есть
Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём», и потеряет
«богатство славного наследия Его для святых»
(Еф.1:18-23).

Как невозможно устранить соборность из
Символа Веры, так невозможно выбросить принцип
соборности из уклада церковной жизни и взамен соборности
выстроить дисциплинарную вертикаль авторитарной власти.
Церковная жизнь не сводится к административным функциям
архиерея. Управление, построенное на принципе
иерархической диктатуры, не будет церковным. Поэтому
христианская совесть с тревогой воспринимает изменения,
вносимые церковной властью в уставы, меняющие
традиционное устройство церковной жизни в угоду
архиерейскому комфорту. Апостол указывает, «каким должен
быть епископ, и как должно поступать в доме Божием» (1
Тим.3:2-15), чтобы церковный Приход не превратился в
политическую или коммерческую организацию, прикрытую
именем Иисуса Христа.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь — это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность. Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью. Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Приходское управление по «Положению об управлении …» Поместного Собора 1945 г.

Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с государственным законодательством и учитывая реальные условия жизни, сложившиеся в 1940-е годы, разработал новые нормы церковно-приходского устройства. Они изложены в IV отделе «Положения.»Согласно «Положению,» приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В «Положении» предусмотрено существование 4 органов управления общиной: распорядительный орган — двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный — церковный совет, контрольный — ревизионная комиссия и настоятель храма. Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.В состав церковного совета входили настоятель в качестве председателя совета, и избираемые собранием, староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. Церковный совет заботится о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и другими необходимыми вещами. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и Епархиальное Управление. В «Положении» говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма. По этому «Положению» обязанности старосты, его помощника и казначея, приблизительно соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи.Ревизионная комиссия, согласно «Положению,» состояла из 4 членов прихода; в ее обязанности входило постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.По «Положению» Поместного Собора 1945 г., настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно Патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.Архиерейский Собор, состоявшийся 18 июля 1961 г., внес существенные изменения в IV главу «Положения об управлении Русской Православной Церкви,» которая называется «Приходы,» установив новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и Приходском Совете. «Настоятель храма, — говорилось в новой редакции «Положения,» — памятуя слова апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4), осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан.»Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянские по своему составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем — старостой. Реформа приходского управления — вынужденная мера. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях,» которое устраняло духовенство как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После принятия Конституции СССР 1936 г., предоставлявшей всем гражданам одинаковые права, данное постановление вступило в противоречие с Основным Законом государства.Изменения в устройстве приходского управления, которые внес Архиерейский Собор 1961 г., были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенством и церковным народом была осознана необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные.

Что изменилось в храмах после призыва патриарха: причастие с дезинфекцией

Православные священники, вслед за Патриархом, во время проповедей хоть и не настойчиво, но стали рекомендовать пожилым прихожанам оставаться дома, «чтобы избежать поражения смертоносным вирусом». Как отмечают священнослужители, самую важную воскресную службу можно заменить домашней молитвой. Более того, «прогулы» по уважительной причине не будут считаться прегрешением. При этом в РПЦ напомнили, что в случае крайней необходимости — для исповеди, причащения или соборования — православные могут вызывать священников на дом.

Несмотря на призывы оставаться дома, людей в храмах меньше не стало: присутствуют как молодые люди, так и пенсионеры. Более того, многие остались недовольны изменением обрядности, которая коснулась все церкви.

Так, например, вместо привычных стеклянных чашек для святой воды появились одноразовые стаканчики. Такие же одноразовые стаканчики вместо специальных чаш, используют и для так называемой «запивки» после таинства причастия.

Претерпело изменения и самое важное таинство в Литургии — причастие (к нему, напомним, у светского общества было больше всего претензий). Теперь после причащения каждого прихожанина священники для дезинфекции обмакивают использованную ложечку в емкость со спиртом или протирают её проспиртованной салфеткой

Кроме прочего, причастникам стали раздавать одноразовые салфетки, которыми они сами обмакивают губы после таинства (раньше это делал священник с помощью специального платка). Использованные салфетки предлагается оставлять в храме или сжигать.

В церквях также отказались от целования чаши после причастия, а также целования креста и руки священника после Литургии. Впрочем в некоторых храмах священники тут же нашли выход — после окончания службы вместо целования креста, стали прикладывать крест к головам прихожан или просто осенять толпу крестным знаменем.

При этом простые работники храма, продающие свечи и иконки, а также принимающие записки за здравие и за упокой, в обязательном порядке стали носить медицинские перчатки.

Примечательно, что в ряде московских храмов объявили, что на следующей неделе будут служить молебны, которые свершаются во время эпидемий. Так как конкретного молебна от современного коронавируса нет, то петь будут молебен в простонародье называемый молебном «от бубонной чумы», а официально от «губительного поветрия и смертоносной язвы».

Приходское управление по «Положению об управлении …» Поместного Собора 1945 г.

Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с государственным законодательством и учитывая реальные условия жизни, сложившиеся в 1940-е годы, разработал новые нормы церковно-приходского устройства. Они изложены в IV отделе «Положения.»

Согласно «Положению,» приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В «Положении» предусмотрено существование 4 органов управления общиной: распорядительный орган — двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный — церковный совет, контрольный — ревизионная комиссия и настоятель храма. Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.

В состав церковного совета входили настоятель в качестве председателя совета, и избираемые собранием, староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. Церковный совет заботится о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и другими необходимыми вещами. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и Епархиальное Управление. В «Положении» говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма. По этому «Положению» обязанности старосты, его помощника и казначея, приблизительно соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи.

Ревизионная комиссия, согласно «Положению,» состояла из 4 членов прихода; в ее обязанности входило постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.

По «Положению» Поместного Собора 1945 г., настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно Патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.

Архиерейский Собор, состоявшийся 18 июля 1961 г., внес существенные изменения в IV главу «Положения об управлении Русской Православной Церкви,» которая называется «Приходы,» установив новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и Приходском Совете. «Настоятель храма, — говорилось в новой редакции «Положения,» — памятуя слова апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4), осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан.»

Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянские по своему составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем — старостой. Реформа приходского управления — вынужденная мера. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях,» которое устраняло духовенство как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После принятия Конституции СССР 1936 г., предоставлявшей всем гражданам одинаковые права, данное постановление вступило в противоречие с Основным Законом государства.

Изменения в устройстве приходского управления, которые внес Архиерейский Собор 1961 г., были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенством и церковным народом была осознана необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные.

Этимология и использование

Первый засвидетельствовано на английском языке в конце 13 века, слово приход происходит от старофранцузского Paroisse , в свою очередь , от латинского : paroecia , в latinisation на древнегреческом : παροικία , латинизируются :  Paroikia , «странствования на чужой земле», сам по себе от πάροικος ( пароикос ), «жилище рядом, незнакомец, пришелец», которое представляет собой соединение παρά ( пара ), «рядом, рядом, рядом» и οἶκος οἶκος ( oîkos ), «дом».

Как древнее понятие, термин «приход» встречается в давно установившихся христианских конфессиях: католической , англиканской , Восточной православной церкви и лютеранских церквях, а также в некоторых методистских , конгрегационалистских и пресвитерианских администрациях.

Восьмой архиепископ Кентерберийский Теодор Тарсский (ок. 602–690) присоединил структуру прихода к , где он существовал и где священники обслуживали окружающий район.

Запрет обжалования

«Клирики и миряне не могут обращаться в
органы государственной власти и гражданский суд по
вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая
каноническое управление, церковное устройство,
богослужебную и пастырскую деятельность» ( Устав РПЦ,
1.9). 

Юридический смысл запрета ничтожен,
поскольку противоречит Конституции РФ: «Никто не может
быть лишён права на рассмотрение его дела» (Ст.47, 1).
«Все равны перед законом и судом» (Ст.19,1-3).

Взамен правовой защиты, Устав РПЦ гл.7
вводит «Церковный суд», не получивший юридического
статуса. «Единая судебная система РПЦ» (Устав РПЦ, гл.7
ст. 1-3) осуществляет «судебную власть» вопреки
Конституции РФ (Ст.118, п. 2,3) и Федеральному закону «О
судебной системе РФ» (Ст.1 и 4, п.1). 

Перед этим карательным органом даже не
поставлена задача правосудия! (См. «Положение о
церковном суде» ст.2: «Предназначение церковных судов»).
«Положение о церковном суде» наделяет судей властью:
«Полнота судебной власти в епархиях принадлежит
епархиальным архиереям» (ст.3, п.2), но не защищает
права подсудимых. Клирики и миряне РПЦ не получили прав
в суде и лишены правовой защиты. Суд идеологизирован, и
не может принимать беспристрастные решения (вопреки,
Карф.16). 

Значение слова приход

и опять погрузился в мутную воду прихода, где на его старую голову падали лиловые булыжники, превращаясь в пачки невероятно больших колес, и бритый корзинин говорил в телефонную трубку: «приход номер два, приход номер два», и никак не мог спихнуть с себя маленьких игрушечных поросят, но старик Дер Иглустоссер не стал выводить его из этого блаженного состояния, ибо много видел он всяких приходов на своем веку и хорошо знал, что приход — это не дверь на дереве, в которую как войдешь, так и выйдешь.

Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход отвечает их желанию: “…приходите и владейте нами”».

Люди серьезно думали, что, устраивая приходское хозяйство, богадельню, или создавая богослужебную бутафорию, они вдыхают подлинную евангельскую жизнь в омертвелый приход, а через приход и в «параличную Церковь».

Каллипсол пробовал, этот с приходом, с глюками, ханка тоже с приходом, но без глюков, винтом угощали, я даже сам с ними его варил, приход какой-то Дуровой, я испугался: вдруг передоза?

Он — занятой человек, его огромный приход разбросан по обширной территории, и потому ему приходится строго распределять свое внимание.) Быть может, это действительно произошло, когда они переехали сюда… Его старый приход в Торнтоне, где родились дети, в целом был более мягким и оживленным краем, но тут лучше условия жизни и здание пастората больше. Любознательного посетителя, приехавшего в какой-нибудь праздник в этот приход, приводили в приходскую потребительскую лавку, в приходское ссудо-сберегательное товарищество, на приходский фельдшерский пункт, в приходскую богадельню

Любознательного посетителя, приехавшего в какой-нибудь праздник в этот приход, приводили в приходскую потребительскую лавку, в приходское ссудо-сберегательное товарищество, на приходский фельдшерский пункт, в приходскую богадельню.

Когда он принял здешний приход, старые девы вышили ему епитрахиль и украсили рисунками его молитвенники; однако когда выяснилось, что он к их знакам внимания равнодушен, они стали требовать от приходского совета и от епископа, чтобы его уволили как пьяницу.

Чтобы получить хороший приход — суй на приходе сигарету в рот!»- твое творение, твой налипающий на зубы стишок.

Когда он женился на Агнессе Хэриот, ему дали самостоятельный приход, как раз на границе восточной и западной части Лондона; он так и остался в этом приходе после смерти жены.

Таким образом, «амбивалентность» Кремля, который перед выборами фактически выразил поддержку кандидатуре Тадича, будет использована против национальных интересов России — точно так же, как это было с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили — сначала ему «простили» нелигитимный приход к власти, а затем помогли «свалить» аджарского лидера Аслана Абашидзе, передают из Софии…

Приходские чаепития

— Но часто прихожане просто собираются после службы на чаепитие, не вкладывая в это такой специальный богословский смысл…

— В приходских чаепитиях нет ничего плохого. Я много раз бывал за границей — в Америке, в Италии, в других странах — и видел православные общины, где жизнь складывается по-другому. Например, приход в Вашингтоне: прихожане рассеяны на 200 километров вокруг. Заранее объявляется день, и они собираются. Они записаны как члены прихода, общины.

В Италии в Зарубежной Церкви я видел, как люди собираются после литургии, чтобы решить вопросы, которые на наших приходах решаются сами собой, когда батюшка в конце службы говорит: «Дорогие братья и сестры, у нас будут такие богослужения и мероприятия», — или: «В воскресной школе начинается учебный год, ваши дети могут обучаться музыке, рисованию и т. д.». Всю проблематику нашей церковной жизни можно обозначить и разъяснить. Этой информации достаточно, нам не нужно еще и садиться за чай.

Я спрашивал настоятеля одного прихода: «Какая цель у таких чаепитий?» — «Батюшка, люди приходят на службу, поисповедались, причастились, а бытовые вопросы мы не успеваем обговорить. Когда мы непринужденно садимся за чай, я объясняю людям, какие у нас планы, что мы сделали, что пристроили, что отреставрировали в храме. Допустим, я могу сказать, что проводится сбор на что то, например, на помощь таким-то членам общины». То есть, это не просто чаепитие, это необходимое общение, и оно объединяет и, действительно, полезно: многие люди потом могут долгое время не приезжать. Чаепитие — это и приятно, потому что богослужение, молитва — это довольно напряженный духовный труд, после которого происходит свободное общение.

В Москве тоже есть приходы, в которых установлены чаепития. Ведь нужна особая обстановка внутри прихода, должны быть площади, обслуживающие люди, которые должны все организовать, подать. Тогда настоятель может вести беседы, давать какие-то наставления. Это восполняет недостаток общения с людьми одной веры, который постоянно ощущают наши прихожане. В храме они видят друг друга, но после службы, как правило, расходятся. Естественно, когда общение возглавляет священник, он понимает, о чем нужно говорить, чтобы это послужило на пользу всем присутствующим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector