Богослужебный устав

Содержание:

Закон о свободе совести, деление религиозных организаций на местные и централизованные

Закон о свободе совести – один из наиболее важных законов, положения которого являются основанием для объединения и функционирования религиозных организаций. Данный документ предъявляет повышенные требования к местным организациям. Требования к объединениям централизованного типа не такие строгие.

Особенности регулирования основания централизованного объединения касаются вопросов составления наименования. В наименовании могут содержаться слова «Россия», «российский» и производные от этих слов только в том случае, если централизованная организация на момент регистрации имеет 50-летнюю историю законной деятельности.

Местные религиозные организации могут иметь в составе не менее 10 лиц. Централизованные общественные объединения формируются местными организациями в количестве не менее 3.

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.

Важно! Историческое значение имел Собор, созванный в 1551 году при царе Иване Грозном. В результате заседания священнослужителей был принят «Стоглав», который привел в систему все имеющиеся нормы церковного права

В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.


Собор установил положения об отличиях в церковных званиях

До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.

В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.

Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.

В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Запрет обжалования

«Клирики и миряне не могут обращаться в
органы государственной власти и гражданский суд по
вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая
каноническое управление, церковное устройство,
богослужебную и пастырскую деятельность» ( Устав РПЦ,
1.9). 

Юридический смысл запрета ничтожен,
поскольку противоречит Конституции РФ: «Никто не может
быть лишён права на рассмотрение его дела» (Ст.47, 1).
«Все равны перед законом и судом» (Ст.19,1-3).

Взамен правовой защиты, Устав РПЦ гл.7
вводит «Церковный суд», не получивший юридического
статуса. «Единая судебная система РПЦ» (Устав РПЦ, гл.7
ст. 1-3) осуществляет «судебную власть» вопреки
Конституции РФ (Ст.118, п. 2,3) и Федеральному закону «О
судебной системе РФ» (Ст.1 и 4, п.1). 

Перед этим карательным органом даже не
поставлена задача правосудия! (См. «Положение о
церковном суде» ст.2: «Предназначение церковных судов»).
«Положение о церковном суде» наделяет судей властью:
«Полнота судебной власти в епархиях принадлежит
епархиальным архиереям» (ст.3, п.2), но не защищает
права подсудимых. Клирики и миряне РПЦ не получили прав
в суде и лишены правовой защиты. Суд идеологизирован, и
не может принимать беспристрастные решения (вопреки,
Карф.16). 

Основные положения устава

Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2021, 2021 годах.


Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви

Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:

  • Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
  • Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
  • Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
  • Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
  • Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
  • В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
  • Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
  • В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
  • Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.

Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора

Читайте о деятельности Церкви:

  • Зачем православным так много храмов
  • Платит ли Церковь налоги
  • Зачем и на что Церковь собирает деньги

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

Епархиальный епископ

УП 2009 года лишил Приходское собрание
статуса «высшего органа управления прихода» и
постановил: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (ст.5.1). Власть архиерея не
оспаривается. Различается епархиальная и приходская
власть. Архиерей непосредственно возглавляет епархию, а
приходом управляет опосредованно, через «поставленного
им настоятеля» (Устав РПЦ 11,1). Церковь не признаёт
«прямую» власть архиерея в качестве «непосредственной»
власти в приходе. 

По определению Устава РПЦ, «епархии —
местные церкви, возглавляемые архиереем» (Устав РПЦ,
10.1). Приход признаётся самостоятельным хозяйствующим
субъектом под управлением Приходского Собрания и
настоятеля. Назначение епископа «высшим органом
управления Прихода» нарушает Предание. Непосредственным
начальником для прихода является настоятель: «чтобы
епископ всем распоряжался по своей власти, и требующим
подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим»
(Ап. 41). 

Прежде пирамида приходской власти росла
снизу вверх: «Высшим органом управления прихода является
Приходское собрание, возглавляемое настоятелем» (УП 1988
г., ст.22- 23).

УП 2009 перевернул пирамиду власти
сверху вниз: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (УП, ст. 4,1; ст.5,1).
Архиерей назначен главой, собственником и распорядителем
хозяйства и финансов, владельцем имущества. Полнота его
прав не уравновешена обязанностями и ответственностью.
Харизматический дар управления формализован в
бюрократический. «Распоряжение» и «благословение»
отождествились.

Архиерей не входит в причт и Приходское
собрание, не приобрёл канонический статус в приходе.
«Высший орган управления приходом» остаётся за пределами
прихода, не является его членом, не исполняет
обязанности, не отчитывается и не отвечает за свои
поступки. А перед кем? Такая практика запрещена
Вселенскими канонами: «Да не будет позволено поставлять
епископа, в какое-либо село или в малый город, для коего
достаточно одного пресвитера» (Сард.6 и Лаод.57). 

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь». 1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры. 1.3 Вероисповедание — Православие. 1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов). 1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ. 1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви. 1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц. 1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви. 1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения. 1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

Церковный устав князя Владимира

Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.


Святой равноапостольный князь Владимир

Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.

Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.

Важно! После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны

Великий пост и подготовительные Недели.

Основные богослужебные указания Устава Православной Церкви на период пения Постной Триоди.

В этом разделе сайта приведены краткие указания устава, относительно богослужений Великого поста, их особенности. По благочестивой традиции христиане подражая особенностям уставных служб поста испльзуют эти указания и для келейного чтения. Так например в седмичные дни к утреннему и вечернему правилу прибавляют молитву Ефрема Сирина, читают Покаянный канон, вторя Церкви, усиливающей в эти дни чтение Псалтири и Евангелия, углубляются в изучение Священных писаний.

Здесь приведены основные указания о чтении Евангелия и Псалтири

Порядок чтения Евангелия в период Святой Четыредесятницы Порядок чтения Псалтири в Великий пост

Неделя о мытаре и фарисее.

  • Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели Ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (кроме дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей).
  • Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой Триоди. Служба рядовым святым переносятся на повечерие.
  • По 50‑м псалме: Триоди, глас 8‑й: «Слава» — «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6‑й: «Помилуй мя, Боже…» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» (поется до Недели 5‑й Великого поста включительно).

Неделя о блудном сыне.

Полиелей — к двум полиелейным псалмам добавляется 136‑й псалом: «На реках Вавилонских…» и поется в последующие два воскресенья, до начала Поста.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

  • Совершается заупокойная служба субботы мясопустной.
  • Такая служба бывает и в субботу перед Троицей. Если же на этот день придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых кладбищенских храмах — «гробницах», или в предыдущую субботу (см. Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную…», 1‑е «зри»).
  • В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды тот же, что и в период пения Октоиха

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

  • Уставное богослужение этого дня имеет те же особенности, что и служба предыдушего воскресенья — пение на полиелее 136-ого псалма и покаянных стихир по 50-ом псалме «Покаяния отверзи…»
  • Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
  • В среду и пятницу наступающей седмицы Литургия не совершается.
  • В среду и пятницу богослужение с поклонами и молитвой Ефрема Сирина
  • Заговенье на Великий пост.
  • На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
  • Вечером этого дня служится первая Великопостная служба. По окончании Вечерни с Великим прокимном совершается чин прощения.
  • На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
  • «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49‑я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
  • После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
  • В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.

Порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности

7.1 В случае прекращения деятельности Церкви как юридического лица Освященный Собор образует ликвидационную комиссию, которая принимает на себя все полномочия по управлению делами Церкви.
7.2 По решению ликвидационной комиссии имущество, полученное Церковью в аренду, возвращается его прежним владельцам, а собственные денежные средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются в религиозные организации, входящие в состав Церкви, и используются в уставных целях.
7.3 Решение о прекращении деятельности направляется в орган, зарегистрировавший Церковь, для исключения из государственного реестра.
7.4 Документы по личному составу после прекращения деятельности Церкви как юридического лица передаются на государственное хранение.

В VI в. появляется Иерусалимский устав — основной церковный устав православной церкви

К VI в. разные виды богослужений начинают постепенно приходить к единому знаменателю. Постепенно вырабатываются более или менее сходные правила проведения обрядов и служб.

В древнем монастыре Саввы Освященного приняли устав, которым пользуются все современные православные церкви

В 524 г. в лавре Саввы Освященного монахи приняли устав, который распространился затем по всему христианскому Востоку. Устав для монастыря написал сам Савва Освященный.

Лавра Саввы Освященного находится рядом с Иерусалимом, поэтому устав получил название Иерусалимского.

Устав был достаточно строгим, ведь Савва писал его для монахов. Первоначальный вариант устава не сохранился.

Шах Хосров во время войны с Византией разорил Палестину. В огне войны погибла первая редакция Иерусалимского устава

Аморальная статья

Устав ввёл коллективную ответственность,
чуждую Православной традиции и Евангельской морали:
«Если член Приходского собрания не исполняет хотя бы
одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4
настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным
решением вправе исключить всех (часть) членов из состава
Приходского собрания и включить в его состав новых
членов по собственному усмотрению» (УП, ст. 7.3). 

Обязанности ст. 7,4 сформулированы в
общих словах и допускают вольное толкование:

«соблюдать канонические правила…
присутствовать на заседаниях …выполнять… решения
архиерея, настоятеля…». Такие требования допускают
злоупотребление (вопреки Карф.16). Коллективная
ответственность и круговая порука вызывают печальные
ассоциации с заложниками и чрезвычайным положением
военного времени. Епископу предоставлено право
наказывать не виновных, провоцируя в приходе
подозрительность и доносы.

Каких «новых членов» включит архиерей в
состав Приходского собрания на место изгнанных? Откуда
призовут этих лиц и как совместить их «назначение»
епископом с «решением Приходского собрания», обещанного
в том же пункте Устава строчкой выше?

Возникает главный вопрос: почему Синод
принимает Устав, не интересуясь мнением Прихода,
которому придётся жить по этому Уставу

Устав на
собрании Приходского совета не обсуждается, замечания
верующих не принимаются во внимание

Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян

Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.

История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.


Известный нам мирской устав был составлен при главной церкви Византийской империи – Соборе Святой Софии. Поэтому устав получил название Устава Великой церкви

В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.

Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.

Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.

Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.

Протопсалт – главный певчий.

В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.

Церковный устав князя Владимира

Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.


Святой равноапостольный князь Владимир

Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.

Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.

Важно! После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны

Типикон состоит из двух разделов

Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:

  1. Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
  2. Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
  3. Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.

Второй раздел делится на:

  1. Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
  2. Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
  3. Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector