Храм алексия человека божия в красном селе

Темномеров, Аполлоний Михайлович (1867—1933)

Протоиерей, деятель Русской православной церкви. Родился в 1867, селе Великая Губа, Олонецкая губерния. Расстрелян в 1933 в Краснодаре.

Церковный писатель. Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1892) со степенью кандидата богословия. Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1898 году рукоположен в сан священника в церкви Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1900 — священник Николаевской инженерной академии, кроме того с 1899 — помощник наблюдателя по преподаванию Закона Божьего в Санкт-Петербургских начальных училищах. Автор учебника по Закону Божьему («Наставление в Законе Божием»), который был одобрен Святейшим Синодом и выдержало много изданий. Написал ряд других учебных работ: «Священная история Нового Завета с примечаниями к Евангельскому тексту» (СПб., 1903), «Священная история Ветхого Завета» (СПб., 1916; переиздана в 1990).

Автор единственного в русской православной литературе обобщающего труда, посвященного учению Ветхого и Нового Завета о посмертном бытии: «Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых» (СПб., 1899). Был широко известен как одаренный проповедник. За отлично-усердную службу и особые труды, понесённые по обстоятельствам военного времени Всемилостивейше пожалован орденом Святого Владимира III степени 16 января 1917 года.

Священник на Кубани. В мае 1918 года переехал в Анапу, служил священником и преподавал историю и латинский язык в гимназии. В этом же году произнес слово на смерть генерала М. В. Алексеева, которое потом долго ходило в печатных листках среди анапчан. В 1919 на молебне около Кубанской часовни при массовом стечении народа и военнослужащих Добровольческой армии анафематствовал советскую власть.

В 1920—1924 — настоятель Покровской церкви села Киевского, Крымского района. Часто посещал хутора села Киевского и, собирая баптистов, под предлогом религиозных диспутов доказывал несостоятельность и утопичность социализма и коммунизма. Присоединился к обновленческому движению, был одним из наиболее авторитетных его представителей в регионе. С 1924 служил в Краснодаре, встречался со священниками «тихоновской» церкви (в том числе с протоиереем Александром Пурлевским, будущим епископом Фотием), что способствовало его отходу от обновленчества.

Участник обновленческого собора 1925, после которого перешёл в Патриаршую церковь, принеся покаяние. Современники утверждали, что он плакал во время принесения покаяния, как и многие присутствовавшие в храме. В проповедях обличал обновленцев в том, что они пользуются поддержкой советской власти. После ухода от обновленцев служил сначала в Георгиевском храме Краснодара, затем в молитвенном доме на Дубинке. Пользовался популярностью среди интеллигенции. Негативно относился к Декларации митрополита Сергия (Страгородского), но оставался в его юрисдикции.

Арестован 24 января 1933 года. Расстрелян по «делу архиепископа Феофила (Богоявленского)» в том же году (приговор был вынесен в апреле).

Кировская область

Алексия, человека Божия, часовняТроицы Живоначальной, собор (с приделом Алексия, человека Божия)Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)»Знамение» иконы Божией Матери при доме архиерея, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Алексия человека Божия при бывшем Епархиальном училище, церковьВведения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Покрова Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Алексия, человека Божия)Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)

Исторические сведения

Согласно преданию, история легендарной, полуразрушенной московской церкви святителя Алексия началась с палатки, в которой пребывал святитель, наблюдавший за возведением Спасо-Андрониковой обители. По другой версии, сам отец Сергий Радонежский из палатки следил за возведением монастырского комплекса, наставником которой был благословлен святой Андроник.

Храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе

По историческим данным 1625 года, прежде на этом месте стояла маленькая церквушка, построенная из дерева. Далее о ней упоминается в 1696 году, когда состоялось освящение придела Николая Чудотворца.

1701 год подарил Рогожской стороне каменный храм Алексия Московского, но время возведения нынешней постройки святыни относится приблизительно к 1750 году. Прихожане гордились святыней нововозведенного кирпичного храма, древним крестом, перенесенным с прежней церкви.

В храме было 3 придела:

  • основной — святого лика Богородицы «Феодоровская»;
  • Алексия Московского;
  • святого Николая.

Храм был украшен барочным иконостасом. Прихожане приходили помолиться у святых образов «Рождество Христово» и «Деисус». Только через четверть века к 1780 году слободская святыня была расписана.

Это интересно: Храм Александра Невского в Туле — расписываем во всех подробностях

Время разрушений и восстановления

Храм Алексия Московского в Рогожской слободе после революции действовал до 1930 года.

В 1922 году революционные власти под прикрытием борьбы с голодом вынесли из сокровищницы 9 г золота, около 300 кг серебра и 315 г жемчугов. После закрытия с Алексеевской церкви сняли барабан с крестом, колокольню разрушили, частично разобрали ограду и сделали пристройки, чтобы разместить в святом месте завод, перерабатывающий сплавы.


Иконостас церкви Алексея Митрополита, фото 1907 года

В 1984 году в стенах святыни сидели служащие ремонтно-строительного управления, там же поместили его склад.

Возвращение храма св. Алексия Московского в лоно православной Церкви состоялось в 1990 году, главный придел Феодоровской Божьей Матери восстановили к 2012 году, но ремонтно-восстановительные работы идут по сей день.

В помощь паломникам

Церковь святителя Алексия, митрополита Московского располагается на Николоямской улице, д. 60.

Расписание служб храма святителя, патриарха Московского Алексия следует уточнять на сайте церкви.

  • В обычные дни служба начинается в 8.00 утренней, в 17.00 — вечерня.
  • В субботу бездетные пары приходят на молебен о даровании ребенка, который начинается в 16.00. после чего в 17.00 начинается вечернее бдение.
  • Воскресенье начинается Божественной литургией в 10.00, все беременные могут прийти на благословение в 12.00, когда начинается молебен о беременных.

Настоятелем храма иереем Владимиром Духовичем ведется активная работа по предотвращению абортов.

Храм Святителя Алексия, Митрополита Московского в Рогожской слободе

Исторические сведения

Согласно преданию, история легендарной, полуразрушенной московской церкви святителя Алексия началась с палатки, в которой пребывал святитель, наблюдавший за возведением Спасо-Андрониковой обители. По другой версии, сам отец Сергий Радонежский из палатки следил за возведением монастырского комплекса, наставником которой был благословлен святой Андроник.


Храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе

По историческим данным 1625 года, прежде на этом месте стояла маленькая церквушка, построенная из дерева. Далее о ней упоминается в 1696 году, когда состоялось освящение придела Николая Чудотворца.

1701 год подарил Рогожской стороне каменный храм Алексия Московского, но время возведения нынешней постройки святыни относится приблизительно к 1750 году. Прихожане гордились святыней нововозведенного кирпичного храма, древним крестом, перенесенным с прежней церкви.

В храме было 3 придела:

  • основной — святого лика Богородицы «Феодоровская»;
  • Алексия Московского;
  • святого Николая.

Храм был украшен барочным иконостасом. Прихожане приходили помолиться у святых образов «Рождество Христово» и «Деисус». Только через четверть века к 1780 году слободская святыня была расписана.

Московская область

Петра и Павла, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Борисоглебский мужской монастырь. Собор Бориса и Глеба (с приделом Алексия, человека Божия)Алексия, человека Божия на новом кладбище Истры, часовняРождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Саввино-Сторожевский монастырь. Церковь Алексия, человека БожияАлексия, человека Божия, на Малодубенском кладбище, часовняБлаговещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Алексия, человека Божия, часовняУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Алексия, человека Божия)Алексия, человека Божия, при Институте инженерной физики, часовняАлексия, человека Божия, храм-часовня

Расписание богослужений

В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.

Утро День Вечер
Пн 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя служба

Вт 7:00 — 3-й, 6-й час
Ср 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию

Чт 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя служба

Пт 7:00 — 3-й, 6-й час
Сб 8:00 — начало проведения панихиды

8:30 — 3-й, 6-й час

12:00 — Крещение 16:45 — 9-й час

17:00 — Всенощная молитва

Вс 6:40 — ранняя утренняя служба

9:00 — начало молебна

9:30 — поздняя утренняя служба

15:45 — 9-й час

16:00 — начало вечерни

16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица»

После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Как добраться до храма Пресвятой Богородицы в Крылатском

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в самом центре парка-заповедника «Крылатские холмы». Ярко-голубое здание храма контрастно выделяется на фоне живописного ландшафта, зеленых насаждений. Вдоль западной границы парка расположено несколько автобусных остановок. Поэтому добраться до церкви не составляет труда, общественный транспорт ходит регулярно.

Ближайшая остановка к храму «Церковь Рождества Богородицы». Здесь останавливаются маршруты автобусов №№ 229, 271, 850, 733, 733К. С восточной стороны парка проходит путь маршрутного такси № 829.

Как добраться от:

  • ст. метро Крылатское — до храма 15 минут пешком;
  • ст. метро Кунцевское — автобусом № 733. Ехать до остановки «Церковь Рождества Богородицы»;
  • ст. метро Полежаевское — автобусом № 271. Так же;
  • ст. метро Молодежная — автобусом №№ 732, 829. Так же;
  • ст. метро Сокол — ст. метро Крылатское — троллейбусом № 19. До церкви пройти пешком.

Внимание! Проезд по территории заповедника на личном автотранспорте запрещен. Поэтому доехать к храму лучше на метро

Но подъезд к парку довольно удобен. От автостоянки необходимо пройти метров сто до храма пешком по парковой дорожке.

Церковь в Крылатском — это замечательный памятник архитектуры, украшение и изюминка окружающего паркового ландшафта и городского пейзажа. Но ее главная ценность в непрестанной молитве и служении Богу священнослужителей, прихожан храма. Величественное, как бы парящее ввысь, церковное здание на холмах притягивает не только взгляды близ живущих людей, но и их сердца, стремящиеся к Вечному.

Достопримечательности и святыни Храма Всех Святых в Красном Селе

Почему Красное Село, некогда раскинувшееся у городских стен Москвы, назвали «Красным»? Нет, здесь не лились реки крови (хотя о каком уголке нашей родины можно так безапелляционно заявить?), не красили дома в алый цвет и не махал своей шашкой Семен Михайлович Буденный.

Просто издревле эти места были необычайно живописными, красивыми, «красными», что не могли не отметить местные жители в названии населенного пункта.

В XVIII веке Красное Село оказалось в черте города, а в XIX столетии сюда был перемещен Алексеевский девичий монастырь, ставший отныне, соответственно, Новоалексеевским, на территории которого вскоре построили храм Всех Святых – один из самых необычных храмов в Москве. Однако обо всем по порядку!

Где находится храм?

  • Сегодня Красное Село переродилось в Красносельский район Москвы. Поэтому храм Всех Святых в Красном Селе нынче находится по адресу: г. Москва, Второй Красносельский переулок, дом 7, строение 8.
  • Информационную справку можно получить по телефону.

Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.

  • Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
  • От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.

Расписание служб храма Всех Святых в Красном Селе

Расписание богослужений храма регулярно вывешивается на стендах при входе в монастырь, в притворе самого храма и на официальном сайте, так что, если есть нужда что-либо уточнить, – обращайтесь к одному из этих источников информации. В целом же порядок проведения служб выглядит следующим образом:

  • с понедельника по пятницу в 6:40 служится Утреня и Божественная Литургия, в 16:40 – Вечерня;
  • в субботу с 8:00 – Панихида, с 8:30 – Божественная Литургия, с 17:00 – Всенощное Бдение;
  • в воскресенье с 8:00 – Молебен, с 8:30 – Божественная Литургия, в 16:00 – Вечерня и Молебен, а также Акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица».
  • В канун великих и двунадесятых праздников совершается Всенощное Бдение.

Достопримечательности и святыни храма

  • Внешний вид храма сочетает характерные для традиционного русского зодчества элементы и романтические мотивы. Уникальна сама по себе трехглавая колокольня, примыкающая к храму и придающая ему форму, напоминающую очертания корабля.
  • Иконостас храма сделан из прекрасного белого мрамора в русско-византийском стиле. С ним удивительно гармонируют роспись на сводах и фрески, выполненные мастерами Троице-Сергиевской Лавры в стиле, имитирующем византийский.
  • У храма находился престижнейший в свое время некрополь Новоалексеевского монастыря, где нашли последнее пристанище многие выдающиеся деятели: поэт А. М. Жемчужников, физик П. Н. Лебедев, меценат и верный друг П. И. Чайковского Надежда фон Мекк, семья К. С. Станиславского и многие другие. К сожалению, до наших дней некрополь не сохранился.
  • Храм славится своими святынями: списком иконы Богоматери «Всецарица» и частицами мощей Филарета Московского, считающегося святителем, мученицы Татьяны, претерпевшей страдания за веру, и Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых подвижников православной церкви.

Прихожане гордятся своим храмом и особенно его необычной колокольней «о трех головах».В светлое будущее мчит своих прихожан этот корабль!

Храм Всех Святых в Красном Селе — видео

Современная жизнь Всесвятского храма в Красном Селе полна радостных забот: при нем работают богадельня, носящая имя Цесаревича Алексия, приходская и воскресная школы, иконная мастерская, православный магазин с загадочным названием «Домик Арины Родионовны», народный хор и оздоровительный лагерь для детей. С 2013 года вокруг храма возродил свою деятельность монастырь, а также к нему приписали несколько других церквей. Побродить по тихому садику вокруг храма приходят люди, ищущие покоя и уединения.

Чего бы не жаждала ваша душа, в Красносельском храме Всех Святых вы найдете и красоту русского зодчества, и умиротворение намоленного места, и просто отраду для сердца.

В Бутово

Это строящийся храм в районе столицы Северное Бутово, на пересечении улицы Куликовской со Старобитцевской. Интернет-страница храма сообщает, что «номер владения пока не присвоен».

Приход существует с 2014 г. Сейчас богослужения проходят во временной деревянной церкви, посвященной воинам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, инокам, участникам Куликовской битвы. Освящение состоялось 14 марта 2015 г.

Полный суточный круг богослужения совершается только по субботам и воскресеньям. Службы начинаются с 9 и 17 ч.

Несмотря на то, что приход образовался недавно, многие отмечают душевность, теплоту, уют этого места. Вот какой отзыв о храме оставил один из пользователей интернета:

Святыни и престольные праздники

Феодоровский образ Божьей Матери, согласно преданию, написан рукой евангелиста Луки.

Прежде икона хранилась в Нижнем Новгороде, являя не раз чудеса жителям города. После нашествия Батыя и бегства новгородцев оставленная в церкви святыня сама явилась в Костроме в 1239 году, некоторые костромичи якобы видели, как святой Феодор Стратилат сам принес ее в город.

В честь явления в Костроме святыни Алексеевской церкви православная церковь отмечает праздник 29 августа. Этой иконой Михаил Романов, долго не дававший согласия на царствование, но изменивший свое мнение перед святым образом, был благословлен на престол. Так появился второй праздник, 27 марта, почитание святого лика Богородицы Феодоровская.

Контакты и общая информация

Ермогеновский храм в Крылатском расположен по адресу: г. Москва, ул. Осенняя, д. 32, стр. 1.

Приход имеет собственный контактный телефон: +7 (495)776-01-04.

С администрацией прихода можно связаться и другим способом — с помощью электронной почты hram-ermogena@mail.ru.

Вид на храм

Важно! Также церковь имеет собственный паблик в социальной сети Вконтакте. Он расположен по адресу: https://vk.com/public111578505

Там можно не только узнать полезную информацию, но и написать сообщение одному из священнослужителей.

Работает приход с 09-00 до 18-00. В дни больших церковных праздников храм открыт круглосуточно. На выходные приход не закрывается.

Духовенство храма Ермогена в Крылатском

В настоящее время приход Ермогенской церкви окормляют 3 священнослужителя.

  • Настоятель протоиерей Андрей Миронов. Родился 08.04.1974 года на территории Молдавской ССР. В 1993 году окончил Технический университет Молдовы. В 1998 году решил посвятить себя Богу и поступил трудником в монастыре апостолов Петра и Павла в Бендерах. В 2004 году окончил Московскую семинарию. В 2003 стал диаконом, а в 2005 был рукоположен в сан иерея. После этого служил в различных храмах Москвы. В 2017 году назначен настоятелем церкви Ермогена.
  • Протоиерей Алексей Константинов. Родился 29.03.1976 года в Санкт-Петербурге. С юных лет хотел стать священнослужителем, поэтому после окончания школы и службы в армии сразу поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 2000 году. После был направлен для служения в Тамбовскую область, где окормлял приходы нескольких православных храмов. В 2012 получил перевод в церковь Знамения Богоматери в Кунцево. В 2013 был назначен настоятелем храма Ермогена. Занимал должность до назначения на нее отца Андрея Миронова в 2017 году.
  • Иерей Иоанн Новиков. Родился 17.05.1988 года. После окончания школы обучался в Колледже № 19 города Москвы, затем работал на производстве. До 2009 года проходил военную службу. Сразу после нее поступил в Николо-Угрешскую семинарию. После ее окончания в 2014 году рукоположен в сан священнослужителя и направлен в патриаршее подворье в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2018 году переведен в Ермогенскую церковь.

Обратите внимание! В храме проводят богослужения не только перечисленные священники. Иногда там совершает литургию лично Патриарх или другие иерархи Русской Православной церкви

Однако такое бывает очень редко.

Богослужение

История

Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами, могущего вместить значительно большее количество верующих, на месте деревянной церкви. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова. Каменный храм был выстроен в настоятельство священника Петра Александровича Орлова, служившего в с. Крылатском с 1838 по 1876 год.

Храм в начале XX века

С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в храме Рождества Богородицы хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена местными крестьянами неподалёку от храма. У места обретения иконы была построена часовня, а находящийся там родник одного из протекающих по сегодняшнему ландшафтному парку ручьёв до сих пор считается чудотворным и туда приходят за водой жители окрестных домов.

В 1936 году оригинальный образ Рудненской Богоматери был украден и сожжён, а окончательно церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Тем не менее, до середины 50-х годов прошлого столетия в официально закрытой полуразрушенной церкви негласно продолжали проводиться службы по некоторым праздникам, которые были окончательно прекращены в годы хрущёвских гонений на церковь. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а могилы перенесены на Хованское кладбище.

В 1989 году здание храма было возвращено Русской православной церкви и вскоре в нём возобновились богослужения. В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма и создан новый иконостас взамен утраченного оригинала. Находящаяся в храме в настоящее время икона Рудненской Богоматери является сохранённым в своё время одной из местных жительниц списком утраченной иконы, сделанным в начале XX века. С 2003 года ведутся работы по восстановлению внутренней росписи церкви.

В последующие годы храм продолжали восстанавливать, был создан новый иконостас, расширена площадь, занимаемая храмом, был построен дом причта и благоустроена территория, окружающая храм. С 1990 года при храме работает воскресная школа и православная библиотека. В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев.

8 февраля 2010 года в храм Рождества Богородицы в Крылатском передали частицу мощей мученика Вонифатия

При храме работает паломническая служба «ТОВИЯ». Она была создана по благословению протоиерея Георгия Бреева — настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Служба предлагает различные экскурсии и поездки по святым местам России и зарубежья. «ТОВИЯ» сотрудничает с Русским географическим обществом. Результатом успешного сотрудничества стали познавательные и полезные для восстановления физического состояния и духовного здоровья экскурсии, походы и экспедиции для взрослых и детей.

Никрополь

Монастырю трудно было благоустроиться на новом месте, не имея на то средств. Привыкшие жить посреди многолюдства около Кремля, монахини долго не могли освоиться с новой местностью, которая была дика, пустынна и не совсем безопасна. Сестры питались трудами рук своих. Существование их было соединено с большими лишениями и затруднениями. Митрополит Московский Филарет, удостоверившись в скудных средствах монастыря, позволил иметь при монастыре кладбище, которое и составляло главный источник доходов, необходимых для поддержки обители.

Еще на старом погосте в Чертолье, открытом при обители в XVI веке, до 1771 года хоронили только монашек. Там же нашли последнее пристанище и вельможи, например, князья Щербатовы, сподвижник Петра I А. И. Шаховской, генерал-поручик И. В. Панин, Заряжские, Юшковы, княгиня С. Ю. Мещерская и другие. Кладбищенская земля хранила и неожиданные находки, например, когда рыли котлован для строительства здания Дворца Советов, то были найдены кости мамонта.

На новом богатом кладбище Ново-Алексеевского монастыря, открытом в 1841 году, в каменной ограде с башнями был похоронен художник И. М. Прянишников (1894), историк А. А. Шахов (1877). Здесь же похоронены и некоторые знакомые А. С. Пушкина, например, А. Ф. Вельтман (1870), член-корреспондент Академии наук, автор романов, повестей и драм. На его стихи многие русские композиторы, например, А. А. Алябьев и А. С. Даргомыжский, написали вокальные произведения; Ф. Ф. Вигель (1856), автор «Записок» о Пушкине; В. Д. Корнильев (1851), писатель; П. П. Короткова (1860), болдинская соседка Пушкина; Н. А. Рамазанов (1867), ваятель; В. Н. Репнина (1891), княжна; А. Ф. Шаликова (1867), княгиня, жена поэта П. И. Шаликова, и его дочь писательница Н. П. Шаликова (1878); С. С. Хлюстин (1844), племянник графа Ф. И. Толстого.

Земля, отведенная под кладбище, украсилась мраморными, гранитными и другими памятниками, около которых заботливостью сестер обители каждое лето высаживались цветы, соединяющие свой аромат с благоуханием душистых тополей, произраставших в изобилии на территории монастыря. Во всей обители стараниями сестер была безукоризненная опрятность.

В Рогожской Слободе

Храм в честь свт. Алексия Московского в Рогожской Слободе, г. Москва.

Этот исторический район столицы известен с XVII в., когда здесь уже была деревянная церковь. Считается, что ее возвели на месте, где сам свт. Алексий жил в небольшой палатке, следя за возведением близлежащего Спасо-Андроникова монастыря. Ведь он основан был по его обету, данному во время страшного морского шторма 1361 г.

Церковь первоначально посвящена Федоровской иконе Богородицы, а свт. Алексиюпосвящен только один из ее пределов. Впрочем, жители именовали храм также Алексеевским. Это двойное название – Федоровский и Алексеевский – сохраняется до наших дней.

Нынешнее здание построено в середине XVIIIв. Оно принадлежит к числу архитектурных памятников стиля «барокко». Это спасло церковь от уничтожения во время гонений советских лет, хотя храм был ограблен (1922). С начала 1990-х началось его восстановление.

Сейчас церковь на углу улиц Николоямской (дом 60) и Станиславского (дом 29, стр. 1) открыт ежедневно, однако на посещения сохраняются некоторые ограничения, связанные с пандемией.

Службы совершаются с утром с 8 и вечером с 18 часов.

Адрес: ул. Станиславского, 29, стр. 1, Москва.

Благотворители XIX – нач. XX вв.

Ново-Алексеевский монастырь во многом существовал благодаря пожертвованиям. Зачастую благотворителей и погребали в обители.

В словаре Брокгауза и Эфрона «благотворительность» определяется как «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас.

Благотворительность в истинном смысле этого слова является вместе с христианством. Проповедь христианская проникала до глубины человеческого сердца.

Первые уверовавшие во Христа в Иерусалиме в порыве благочестия отказывались от частной собственности, продавали свои имения и раздавали всем нуждающимся.

Многие святые вышли «из богатых». Это вмч. Дмитрий Солунский, мученицы Татиана, Ирина, Варвара, Екатерина, прп. Иоанн Дамаскин и, конечно, прп. Алексий человек Божий.

В России христианская проповедь благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском гостеприимстве.

До наших дней дошли исторические документы о благотворительности князей и княгинь от Иоанна Калиты до Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного.

Святыни и престольные праздники

Феодоровский образ Божьей Матери, согласно преданию, написан рукой евангелиста Луки.

Прежде икона хранилась в Нижнем Новгороде, являя не раз чудеса жителям города. После нашествия Батыя и бегства новгородцев оставленная в церкви святыня сама явилась в Костроме в 1239 году, некоторые костромичи якобы видели, как святой Феодор Стратилат сам принес ее в город.

В честь явления в Костроме святыни Алексеевской церкви православная церковь отмечает праздник 29 августа. Этой иконой Михаил Романов, долго не дававший согласия на царствование, но изменивший свое мнение перед святым образом, был благословлен на престол. Так появился второй праздник, 27 марта, почитание святого лика Богородицы Феодоровская.

Второй святыне Алексеевской церкви является святой образ Симеона Мироточивого, коло которого всегда людно. Прихожане приходят поклониться святому в надежде на чудеса, которые он являет по молитвенной просьбе верующих.

Важно! Это единственный московский храм, в котором главный придел освящен в честь иконы Божьей Матери Феодоровской. Помимо почитания святого образа Феодоровской Богородицы, в храме святителя Алексия Московского отмечается праздники:

Помимо почитания святого образа Феодоровской Богородицы, в храме святителя Алексия Московского отмечается праздники:

  • 25 февраля — почитание митрополита святителя Алексия;
  • 22 мая — память о перенесении мощей Николая Угодника;
  • 2 июня — воспоминание об обретении мощей святого Алексия;
  • 11 августа — празднование Рождества Николая Чудотворца;
  • 19 декабря — святителя Николая Мирликийского.


Божественная литургия в храме святителя Алексия

В Ижевске

Этот небольшой храм на ул. Гагарина 22 появился с 2010 г. Он построен на средства предприятия «Титан» как память о его погибшем руководителе, Алексии Титове. Чин освящения совершен 18 ноября 2011 г. 

Сейчас службы совершаются каждый день с 7.30 и 15 часов.

Приход несет социальное служение:

  • проводятся беседы с зависимыми от наркотиков, алкоголя;
  • собираются средства для неимущих;
  • священники окормляют больницу РЖД, при которой есть молитвенная комната.

***

Древние и новые храмы святителя Алексия – свидетельство любви к нему верующих как прошлого, так и настоящего. Каждый и ныне находит в этом человеке что-то, что затрагивает душу, делая святого родным, близким.

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector