Аносино борисоглебский монастырь

Святыни

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

Годы тотального богоборчества

В первое десятилетие после прихода к власти большевиков Аносин-Борисоглебский монастырь продолжал свою деятельность, и в 1923 году даже отмечал столетний юбилей своего основания. Но уже через четыре года обитель закрыли, и на её территории образовали сельскохозяйственную коммуну. Это новообразование просуществовало недолго. Работать коммунары не захотели и, проев все запасы продовольствия, хранившиеся в монастырских амбарах, разбежались.

Большевики, согласные с тем, что «свято место пусто не бывает», разместили в осквернённой ими обители машинно-тракторную станцию. Теперь находившуюся у Святых ворот церковь Димитрия Ростовского наполнял не благовонный дым кадильниц, а дизельный смрад. Вскоре в другом храмовом здании открыли краеведческий музей, где наглядно демонстрировали экскурсантам успехи в борьбе с религией. За годы советской власти хозяйственная и культурно-просветительская деятельности в монастыре велись таким образом, что к концу XX века от него остались лишь стены и руины главного храма.

Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход

По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.

Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.

Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.

Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.


Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни

Первой в обители построили церковь святого Дмитрия Ростовского

При входе в обитель, по левую руку находится церковь святого Дмитрия Ростовского. Она стала первой монастырской постройкой. Церковь у самых ворот была очень удобна для прихожан, потому что на территорию монастыря мирских пропускали только на время Литургии.

В 1884 году храм был утеплен, и получил золоченый крест.

После закрытия и разорения обители в здании был расположен магазин, а позднее склад.

В стену бывшей церкви вмонтировали табличку с надписью «Геоконтора Моссовета» и номером. Сооружение находилось в аварийном состоянии, однако, после возрождения и открытия монастыря, здесь проходили первые Богослужения.

После восстановления Троицкого собора церковь закрыли на капитальный ремонт.


Первая монастырская постройка, Храм святого Дмитрия Ростовского

4 октября 2012 года, в день памяти пресвятого Дмитрия Ростовского, в отремонтированном одноименном храме впервые состоялась праздничная Литургия. Накануне открытия, в 2011 году, церкви была подарена икона святого Дмитрия и частица его мощей, почитаемые святыни в стенах Борисоглебской обители.

30 марта 2013 года помещение церкви освятил архиепископ Сергиево — Посадский Феогност.

Днем храм открыт для прихожан, а ночью возглашаются Литургии для сестер.

Сестры обители много работают, молятся, занимаются благотворительностью

На сегодняшний день храм полностью восстановлен, службы возглашаются на всех трех приделах. Освятил храм святой Живоначальной троицы Патриарх Московский Кирилл в 2015 году.

Аносина пустынь насчитывает сто восемьдесят монахинь и послушниц. На территории монастыря работает воскресная школа, проводятся концерты и новогодние елки для детей.

Сестры посещают детские приюты, проводят духовную работу с осужденными, принимают паломников, помогают ветеранам Великой Отечественной войны. Готовится к открытию музей истории Борисоглебского ставропигиального монастыря.

Тихвинская икона Божией Матери, одна из святынь, которая покровительствует Борисоглебской обители

Современность

Сегодня Борисоглебский Аносин монастырь переживает период очередного расцвета. Монахини несут духовное служение, работают в обширном хозяйстве и принимают в своих стенах многочисленных паломников и туристов.

Архитектурный ансамбль

Основные культовые постройки были возведены в первой половине XIX в. После 70-ти лет забвения и разрухи монастырские храмы были вновь отстроены и заново освящены. На территории монашеской общины в Аносино функционируют следующие культовые постройки:

  1. Самой старой постройкой Борисоглебской обители является Троицкий собор, возведённый в 1812 г. Храм, выполненный в стиле классицизма, состоит из основной части, представляющий собой круглую ротонду, к которой примыкает полукруглая апсида, трапезной части и изящной колокольни. Ротонда перекрыта полусферическим куполом, увенчанным небольшой башенкой. В его основании располагается пояс люкарн. В трапезной части устроены два придела во имя Успения Божией Матери и святых Бориса и Глеба. В верхней части трёхъярусной колокольни, возведённой над западным притвором, располагается звонница. Фасады здания оформлены белоснежными рустами, сандриками и карнизами. Внутренние стены и своды покрыты росписями и иконами.
  2. Частью северной стены городской ограды является часовня святого Дмитрия Ростовского. Она была построена в 1824 г. Здание представляет собой бесстолпный храм, к которому примыкает маленькая трапезная часть и полукруглая апсида.

    Иконостас церкви Димитрия, митрополита Ростовского, в Борисоглебском монастыре

    Как и главный монастырский храм часовня украшена белоснежными архитектурными декоративными элементами. В период дореволюционного расцвета в храме проводили частные требы. Современная история монастырских богослужений началась в этом маленьком храме.

  3. Храм во имя святой Анастасии Узорешительницы находится в северной части монастырских владений рядом с больничным корпусом. Храм, возведённый в честь дочери основательницы монастыря, был освящён в 1829 г. Квадратный в плане бесстолпный храм перекрыт четырёхскатной крышей, увенчанной круглой ротондой со сферическим куполом. Красные фасады здания украшены белыми декоративными деталями. Чин великого освящения восстановленного здания был проведён в ноябре 2013 г.

Помимо культовых зданий, на территории современной обители располагаются жилые и административные корпуса, хозяйственные постройки и искусственные пруды.

Расписание богослужений

Насельницы Борисоглебского Аносина монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Кроме этого, ежедневно проводятся богослужения, проходящие по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу службы проводятся в 8 и 17 часов;
  • в воскресные и праздничные дни службы проводят в 6.30 и 8.45;
  • в дни престольных праздников вокруг монастырской территории проходит крестный ход.


Богослужение в Троицком соборе монастыря

Престольными праздниками обители являются следующие дни:

  • День Святой Троицы — 50-й день после Светлого Христова Воскресения;
  • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;
  • поминовение святых Бориса и Глеба — 15 мая и 18 августа;
  • дни памяти святителя Дмитрия Ростовского — 4 октября, 10 ноября;
  • поминовение великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Интересно: по будням утренние молитвы для насельниц начинаются в 6 утра.

Общественная деятельность

Монахини Борисоглебского монастыря, расположенного в деревне Аносино, проводят активную общественную деятельность, заключающуюся в следующем:

  1. При монастыре организован приют для девочек-сирот.
  2. На базе обители работает воскресная школа для детей и взрослых. Юные ученики изучают Слово Божие, а также развивают свои творческие способности под руководством специалистов, работающих в монастырской школе на добровольной основе. Со взрослыми людьми священнослужители обсуждают основные вопросы христианской Веры и православия.
  3. Насельницы ведут переписку с людьми, находящихся в местах лишения свободы, оказывая им духовную поддержку.
  4. Частыми гостями обители являются воспитанники детских социальных учреждений Подмосковья.


Храмовый образ на апсиде церкви Димитрия, митрополита Ростовского

Также в монастырь организуются туристические экскурсии и паломнические поездки, во время которых можно увидеть и поклониться множеству святынь, собранным в стенах монастырских храмов. К ним относятся:

  • Тихвинская икона Божией Матери;
  • икона Успения Пресвятой Богородицы;
  • образ Димитрия Ростовского с частицей мощей;
  • мощи святых Бориса и Глеба;
  • мощевик с частицами мощей многих святых.

Церковь Анастасии Узорешительницы основала настоятельница Евгения и назвала в честь своей дочери

В Истринском районе Московской области находится село Аносино, в котором располагается женский Аносинский монастырь. Вдоль южной стены монастыря протянулся больничный корпус с церковью святой Анастасии Узорешительницы, основанной в честь дочери первой настоятельницы Борисоглебской обители игуменьи Евгении, Анастасии Озеровой.


Храм Анастасии Узорешительницы, выстроенный в честь дочери первой настоятельницы Борисоглебского монастыря

В больничном здании ранее располагались шесть больничных коек, кельи монахинь и послушниц. Здесь находилась и келья настоятельницы. Жилой корпус соединяется с храмом внутренним переходом. В 1928 году, когда советской властью монастырь был закрыт, в Анастасиинской церкви поместили колхозный клуб, разобрав купольную часть здания.

Нынешний облик церкви восстановлен и освящен в 2013 году.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

Женский монастырь и княгиня-игуменья

Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей.

После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.

Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба.

Паломнику

Cайт

Игумения Мария (Солодовникова): «“Я” – последняя буква в алфавите»

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.

Богослужения

Богослужения в обители совершаются ежедневно: с 6 часов утра– утренние молитвы, полунощница, в 8:00 Божественная Литургия (по воскресным дням в 6.30 ранняя Литургия и в 8:45 поздняя Литургия), в 17:00 – вечернее богослужение.

По воскресным дням, если нет кануна праздников, поется служба с акафистом свв. блгвв. кнн. Борису и Глебу. День и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Богослужение проходит в Троицком соборе монастыря. В случаях, когда служба совершается в других храмах, информация приводится в Объявлениях и тексте расписания Богослужений.

Во время Великого поста совершаются уставные богослужения утром в 7.00 и вечером в 17.00. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Обращаем внимание прихожан на то, что ИСПОВЕДЬ проводится за ВЕЧЕРНИМ богослужением. Во время Литургии исповедь проводиться не будет (исключение будет делаться только для прихожан с маленькими детьми и немощных)

Напоминаем, что для желающих приступать к причастию Святых Таин Христовых молитва за вечерним богослужением является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.

Гостиница

Может принять до 5 человек.

Срок пребывания — по благословению настоятельницы.

Также монастырь принимает трудников.

Аносинский Борисоглебский монастырь имел жесткий устав, приучающий сестер к смирению и иночеству

Пожелав принять монашество, Евдокия Мещерская ходатайствовала о вступлении общежитие. По наставлению же святителя Филарета, она приняла игуменство. Так, в 1823 году, Аносинский монастырь обрел первую настоятельницу, игуменью Евгению.

В возрасте 63 лет матушка Евгения скончалась и была захоронена в монастырском Троицком храме, у придела святых князей Бориса и Глеба.

Монахинь матушка Евгения держала в строгости.

По уставу они не имели права выхода за пределы монастыря ни для сбора пожертвований, ни чтобы навестить родных.

Все работы для жизнеобеспечения монастыря вели сами, от пошива обуви до рубки дров и приготовления пищи к трапезе.

Чтобы ничего не отвлекало сестер, в кельях у них находилось только самое необходимое. В помещении отсутствовало всякое освещение, кроме маленькой лампадки у икон.

Устав приучал насельниц к смирению и иночеству. Не исключением была и матушка, по много часов молясь как в храме, так и в кельи.


Патриаршее служение в канун среды Страстной седмицы возглашает Митрополит Московский и всея Руси Кирилл в стенах Аносино ставропигиального монастыря.

Как добраться

Борисоглебский Аносин монастырь находится в деревне Аносино Истринского района Московской области, на улице Троицкой, д. 37.

Чтобы самостоятельно посетить обитель на общественном транспорте туристам из Москвы следует доехать до Рижского вокзала и сесть на электричку, следующую до станции Нахабино. Затем необходимо пересесть на автобус маршрута No22 и доехать до остановки Аносино.

Женский Борисоглебский монастырь, расположенный в подмосковной деревне Аносино — тихое и живописное место, в котором возрождаются древнерусские традиции иночества. В соответствии с православными традициями монахини не только занимаются духовным служением, но и ведут общественную и образовательную деятельность.

Богослужение в Борисоглебском Аносином монастыре

Интересные факты

  • В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
  • Матушка Евгения (она же тетя Тютчева) воздвигла на территории монастыря храм в честь ангела ее дочки, Анастасии Озеровой, — великомученицы Анастасии Узорешительницы. В советские времена тут разместили сначала колхозный клуб, потом медпункт.
  • За несколько лет до смерти основательница монастыря выкопала себе могилу, к которой часто приходила. В 1837 году матушка Евгения скончалась. Ей было 63 года. Погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. После ее смерти настоятельницей обители стала воспитанница Евгении, сестра Анастасия, которая раньше была… крепостной княгини Мещерской. А потом монастырь возглавила внучка Евдокии Мещерской, тоже решившая посвятить себя Богу.
  • В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. года ее канонизировали.
  • Из письма бывшей княгини Тютчевой, игуменьи Евгении, — ее дочери: «Учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всем благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, а наипаче — в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего».

Русская Православная Церковь

История

История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря.

Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью».

В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря.

Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья.

В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

Святыни

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

***

Настоятельница — игумения Мария (Солодовникова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector