Правила соблюдения поста перед причастием, что можно и нельзя есть

Правила строгого поста

Считается, что перед причастием пост должен быть не менее трех дней. Тот человек, который решил участвовать в евхаристии и решил воздерживаться от пищи, должен понимать, что этим не нужно хвалиться. Ограничение в еде необходимо для того, чтобы примирить человека с самим с собой, а также и с окружающими людьми. Это время, позволяющее разобраться в своих конфликтах и со всеми примириться.

В такие дни лучше не смотреть телевизор, а остаться наедине с книгой, посетить храм или пообщаться с близкими и родными людьми. В это время нельзя совершать плохие поступки, злиться. Строгий пост позволяет добиться гармонии между духовным и физическим здоровьем человека. Человек в результате такого строгого поста становится более уверенным, в нем появляется бодрость и силы, которые ранее дремали.

Послабления диеты

Святые отцы отлично понимают важность сбалансированного, правильного питания, отчего существует ряд официальных условий, дающих послабление во время поста для различных категорий прихожан. К ним относятся:

  1. Беременные женщины.
  2. Маленькие дети.
  3. Военнослужащие.
  4. Матери, кормящие младенцев.
  5. Тяжело больные люди.

Большинство из них имеют от врачей особые предписания по поводу рациона, которые разрешается соблюдать с благословлением от местного священника.

Для беременных

Наверно, не нужно заострять особо внимание на том, как важно правильно питаться женщинам на сносях или кормящей маме. От этого будет зависеть будущее не только одной конкретной прихожанки, но и здоровье ее потомства

Не стоит бояться обратиться за ним в церковь, так как там всегда рассмотрят вашу проблему и постараются пойти на уступки. Все мы – дети Божьи и никому не чуждо понимание и соучастие.

Для детей

Подрастающему, еще не окрепшему организму требуется питаться комплексно, не исключать из рациона столь необходимые продукты. Для этого для детей юного возраста делаются большие послабления во время поста, обсудить которые нужно и с врачом, и со священником.

Примечателен случай, когда к священнослужителю обратился мальчик, которому запрещали поститься по состоянию здоровья. Святой отец посоветовал прекратить жевать малышу жвачку во время поста, так как он крайне злоупотреблял этой вредной привычкой. Так малыш стал причастен к общему таинству и подготовке к нему, пусть и такими окольными путями. По словам самого малыша, этот отказ стал для него серьезным испытанием, но он справился и благодарен церкви за столь мудрый совет.

Постарайтесь и вы найти индивидуальный подход к ребенку, предложив ему отказаться от употребления чего-то не столь необходимого для формирования крепкого и здорового организма. Помните, что всегда может найтись продукт, от которого не грех отказаться на продолжительное время.

Правила поста перед причастием

Прежде всего, давайте разберемся с вопросом, что же такое пост. Пост – это духовное и телесное воздержание человека, которое нужно для максимально возможного приближения человека к Богу

И здесь очень важно упомянуть, что эти две составляющих воздержания (духовное и телесное) тесно взаимосвязаны между собой и, если уж следовать строгим правилам, одно без другого невозможно

Пост – это духовное и телесное воздержание человека

Заметьте, в обязательных церковных правилах ничего не сказано о посте перед причастием: ни о многодневном, ни об однодневном. А все потому, что такого правила не существует. Поэтому смело можно сказать о том, что поститься перед причастием не обязательно.

Но вместе с тем, существует и другое каноническое правило, которое существует и которого придерживаются все православные христиане – непосредственно перед причастием нельзя есть и пить. О количестве времени, которое должен провести человек в воздержании от пищи и воды ничего не сказано. Все временные рамки отказа от пищи и питья (они могут быть разными), которые соблюдаются в церкви — это православные традиции и обычаи.

Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного

Вместе с утверждением о том, что не существует правила обязательного поста, сразу же, следует сказать о нюансах, без которых невозможно полностью осветить вопрос о посте перед причастием. Во-первых, смело опираться на то, что в церковном уставе нет обязательного правила поста перед причастием могут только те люди, которые соблюдают все обязательные посты, прописанные в уставе, как многодневные, так и однодневные.

Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного

А количество дней, составляющих все обязательные посты, довольно таки внушительное – около 200. Согласитесь, человек постящийся большую часть года уже достаточно хорошо подготовлен телесно к причастию. Для остальных, все же, лучше придерживаться воздержания в пище перед причастием.

Длительно поститься перед причастием не обязательно

Здесь, сразу же, стоит вернуться к вопросу о количестве времени поста перед причастием, который мы затрагивали ранее. Существуют разные временные рамки поста перед причастием: начиная от нескольких часов. А вот максимального предела не существует.

Существуют разные временные рамки поста перед причастием

Например, если вы ни разу в своей жизни не причащались и собрались впервые это сделать, то вам и недели поста будет мало, чтобы подготовиться к таинству причащения. И наоборот, если вы соблюдаете хотя бы несколько из обязательных постов (рассмотрены выше), то вам будет достаточно провести несколько часов в воздержании от пищи.

 Загрузка …

Самая распространенная для всех православных христиан традиция, касающаяся воздержания от пищи перед причастием – это прекращение употребления пищи и воды, начиная с начала дня, когда будет проходить причащение, то есть с 00 ч. 00.м. Ее придерживаются в течении долго времени все служители и прихожане православной церкви. Но также можно встретить и другие традиции, в которых количество времени воздержания от пищи перед причастием составляет 6 часов.

Что можно и нельзя есть перед причастием

Итак, вы решили пойти на причастие, но не знаете, как правильно кушать, чтобы подготовить тело к предстоящей церемонии. Ниже будет приведен список продуктов, запрещенных церковью для употребления в пост:

  • мясо;
  • яйцо;
  • продукты молочного происхождения.

Рыба также не рекомендуется к употреблению, за исключением тех случаев, когда она составляет основной рацион постящегося в течение его повседневной жизни. В день перед самой Евхаристией прихожанам запрещается есть любую пищу, даже хлеб. Время, отводимое на еду, посвящается молитвам, помогающим настроить душу верующего на нужный лад.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в ;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

митрополит Волоколамский Иларион:

Правила трехдневного поста перед причастием не существует

Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.

«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.

Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».

«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».

Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».

Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях. «Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу

«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.

По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917-1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Длительность поста зависит от частоты причащения

Картина Крамского «Христос в пустыне» иллюстрирует свидетельство Евангелия о 40-дневном посте Иисуса Христа прежде Его выхода на общественную проповедь. Во времена Христа под постом понимали полное воздержание в пище и воде. Фото: radiovera.ru

Три дня поста перед принятием Святых Таин уместны, если христианин не так часто приобщается Плоти и Крови Сына Божьего, не соблюдает всех постов. Количество дней воздержания сокращается в зависимости от частоты причащения.

Так, если христианин искренне желает причащаться каждую воскресную литургию (а это справедливое желание), духовники благословляют однодневное говение в канун литургии. Это правило справедливо, если христианин соблюдает все церковные посты.

Вообще вопрос, что можно есть перед Причастием конкретному христианину, особенно в сложных случаях, просто необходимо разрешать в ходе очной беседы со священником.

Пост — не голодание, а один из способов благотворного воздействия на душу.

Без молитвы и покаяния говение — в лучшем случае, диета. Разумное воздержание, установленное с совета духовника, укрепит здоровье тела и души.

Опыт святых отцов о воздержании в пище подтверждают современные врачи. Например, вкушать еду мелкими порциями почаще, не есть много мясной и жирной пищи, употреблять больше овощей и злаков.

Помня о том, что Плоть и Кровь Христовы — самое бесценное и высшее сокровище на Земле, несложно выдержать любой пост.

Подготовка к великому Таинству

Чтобы правильно подготовиться к исповеди и причастию, надо знать несколько утверждённых канонов. Каждому христианину, готовящемуся к этому обряду надо поститься. Сколько дней нужно держать пост? Священники рекомендуют пост держать 3 дня. (Больные сахарным диабетом освобождаются от этого правила).

За эти дни человек должен не просто отказаться от скоромной пищи, а молиться, читать молитвы, готовиться не только телесно, но и духовно.

Почему надо воздерживаться от скоромной пищи? Воздержавшись от пищи, мы настраиваем наше тело и мысли на покаяние не просто на словах, но и на самых глубинных уровнях нашей души.

С 12 часов ночи в день причастия нельзя вкушать пищу, а по возможности не пить воду. Обязательно надо соблюдать молитвенные правила.

Вечером молитва постящегося состоит из трех канонов и молитвы из «Правил ко Св. Причащению»:

  • Канон покаянный к Иисусу Христу;
  • Молитвы на сон грядущий.
  • Канон молебный к Богородице перед причастием;
  • Канон Ангелу-Хранителю;

Утром перед Таинством нужно прочитать:

  • Утренние молитвы;
  • Молитва последование ко святому причастию.

Перед Таинством нужно исповедаться – накануне на вечерней службе или в начале утренней службы в день обряда.

Если вы давно не причащались, не исповедовались, то выпишите все грехи на лист бумаги. Если грехи уже были отпущены, то их писать и говорить не надо. Лист с перечисленными грехами можно отдать батюшке, потом он сам их прочтет, а лучше рассказать вслух самому.

Не надо расписывать все подробно, стараться себя оправдать. Просто назовите грехи. Если что-то гложет вашу душу, то выберите время, когда будет меньше народу и расскажите всё священнику.

В какие дни можно причащаться? Причащение верующих происходит ежедневно, за исключением Великого поста. В Великий пост можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

Виды постов и их особенности

Общецерковных правил касательно поста перед обрядом не существует. Однако многие священники рекомендуют мирянам поститься в течение 3 дней. Правила такие же, как и для других православных постов, но могут быть и исключения.

Следует учесть, что правила поста перед причастием во многом соответствуют тому времени, когда будет проходить обряд.

Разделяют несколько видов поста:

  1. Строгий. В этот период нужно отказаться от любых продуктов животного происхождения, в том числе и рыбы. Если причастие планируется на время, когда идет рождественский или пасхальный пост, то исключаются все продукты согласно правилам.
  2. Обычный. Есть несколько дней, когда перед причастием разрешается есть рыбу. О них нужно уточнять в календаре.
  3. Елей. Очень строгий пост, во время которого требуется воздержание от любых мясных и рыбных продуктов, а также от молочных продуктов, яиц и растительного масла.
  4. Сухоядение. Запрещается любая еда до захода солнца. После заката допускается есть только постные продукты.

Если возникают вопросы, связанные с выбором постного меню, нужно обратиться к священнику. Именно он подскажет, в какие дни и для кого действуют ограничения и послабления.

Список разрешенных продуктов

Каждый христианин, соблюдающий посты согласно церковному календарю, без особого труда может выдержать трехдневный пост. Рыба не относится к запрещенным продуктам именно во время «говения» перед причастием. Ее можно есть в те дни, когда она разрешена по правилам обычного поста. Однако в строгий пост от рыбы нужно будет отказаться.

Чтобы самостоятельно определить, можно ли есть рыбу перед причастием, необходимо знать правила всех постов и периодов, когда они совершаются. Питание во время трехдневного поста достаточно разнообразное и питательное. При правильном составлении меню, придерживаться поста совсем несложно.

К разрешенным продуктам относятся:

  • крупы;
  • макаронные изделия (из муки и воды), постный хлеб;
  • фрукты, овощи, зелень;
  • ягоды и орехи;
  • грибы;
  • чай, черный кофе, отвары, компоты.

Перед началом поста необходимо получить благословение у священнослужителя.

Памятка для тех, кто готовится к принятию Причастия

Готовясь к исповеди, следует испросить у духовного наставника благословения на пост, во время которого следует воздерживаться не только от пищи, мирских развлечений, но и интимной близости между супругами.

  • Ежедневно во время поста и в день Евхаристии читается молитвенное правило, каноны к Спасителю, Богородице и Ангелу-хранителю.
  • Чтобы принять участие в Евхаристии, христиане с вечера идут на исповедь, после чего участвует в богослужении с начала до конца. Если же по веским причинам человек не смог быть на исповеди во время вечерней службы, священнослужитель может разрешить исповедоваться перед Причастием.
  • Документ «Об участии верных в Евхаристии» четко предписывает священникам не допускать к причастию людей, которые не свободны от злости, гнева, непрощения и обид.
  • Тяжелая болезнь или предсмертное состояние человека допускает Евхаристию без исповедания грехов, если у причащаемого нет на это сил.
  • Личное покаяние принимается Богом, Таинство исповеди дарует благодать, которая является целительным бальзамом для греховных ран.

Перед Причастием всем верующим полагается пост и молитвенное правило Во многих странах допускается причастие без исповеди по причине истинного православного воспитания в христианских семьях, где есть четкое понимание греха и добродетели, где вера в Иисуса и страх пред Богом всасываются с молоком матери. Эти люди четко понимают свою ответственность перед Творцом за содеянный грех, что никогда не будут причащаться без покаяния.

Россия пережила несколько периодов гонений на христиан, когда действовали строгие запреты на распространение Слова Божьего и упоминание имени Христа. Многие люди постепенно начинают посещать богослужения, однако, у них отсутствует понятие тяжести греха, многие вещи, такие как гражданский брак, аборты, разводы, обвешивание на работе, обман во имя блага является нормой и часто вызывает недоумение, в чем же грех.

Исповедь перед Причастием для большинства людей обязательна для их же блага, чтобы достойно, рассуждая над прегрешениями, покаяться, а затем прикоснуться, облечься в Тело Христа, чтобы не быть виновными против Иисусовой крови, и не иметь осуждения для самого себя.

Можно ли причащаться без исповеди? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь

Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.

Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.

Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.

Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол. Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще. Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.

Немного истории

Зная, как правильно поститься перед исповедью и причастием, верующие желают знать, какова же история поста. Известно, что после того, как Иисус вознесся, первые христиане причащались каждый день. Но вот о том, что нужно очищаться духовно и физически, тогда никто даже не задумывался.

Во времена апостолов евхаристия причастия обычно совершалась лишь только вечером, но со временем эту процедуру перенесли на утреннее время, чтобы христиане рано смогли принять пищу Господню, которая будет очищением и для тела, и для духа.

Первое упоминание о посте встречается в четвертом веке. В это же время появились и некоторые основные законы того, как надо поститься перед исповедью и причастием. В это время священники заметили, что миряне охладели к вере. Они стали призывать православных удерживаться от сексуальных утех и других развлечений. Но в это время еще пока ничего не говорилось об ограничении в еде.

Ранние христиане со временем стали поститься три раза в неделю. Дни были установлены церковью. Но уже в начале девятого века появляется новые правила о том, как поститься перед исповедью и причастием. Воздержание от пищи стало занимать от трех до семи дней. Такое новшество было введено из-за того, что духовная жизнь постепенно исчезала. Но, как утверждает митрополит Волоколамский Иларион, нет какого-то единого и определенного требования к трехдневному посту. Каждый человек может самостоятельно определиться с тем, сколько дней поститься перед причастием и исповедью именно ему, чтобы его организм стал чище перед Господом. Лучше все-таки такой вопрос решить со своим духовным наставником.

Питание

В том случае, когда человеку трудно перейти на полноценный пост, можно начать с умеренных ограничений и со временем этот диапазон делать шире. Церковь положительно относится к такому мудрому подходу относительно новичков. Тем более что люди, страдающие серьезными заболеваниями, в частности болезнями желудочно-кишечного тракта, а также те, которым не исполнилось четырнадцати, беременные женщины и кормящие, не обязаны вносить изменения в рацион. Путешественникам и людям, которые терпят лишения, разрешается не придерживаться поста.

Все, кто не относится к вышеперечисленным группам, должны помнить о воздержании в скорбные дни, а также дни, предшествующие некоторым таинствам. Воздержание в еде предполагает исключение всех возможных излишеств. Порция должна стать более умеренной. Необходимо исключить спиртные напитки, мясо, рыбу, яйца и продукты из молока.

В случае подготовки к причастию поститься необходимо трое суток. В эти дни в рацион должны входить лишь овощи, фрукты, хлеб и крупы. Также накануне, начиная с 24:00 и до самого причастия, еда и вода вообще исключаются. Конечно же, при серьезных недугах, сахарном диабете, а также для грудных детей это правило не применяется.

Поначалу список продуктов, попадающих под запрет, кажется не очень и длинным, но без них бывает довольно сложно что-то приготовить. Церковь также не может отслеживать все новые продукты, которые ранее в наших магазинах невозможно было купить. К примеру, многие морепродукты (мидии, устрицы, кальмары, креветки и т. д.) не считаются рыбой, однако являются настоящими афродизиаками, которые способствуют увеличению либидо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector