Алексей николаевич леонтьев, советский психолог, философ, педагог и организатор науки

Разница между целью и мотивом в деятельности

По мнению Леонтьева, цель — желаемый результат, на который рассчитывает человек, планируя какое-либо действие. Мотив — то, ради чего субъект идёт к поставленной цели.

Между мотивом и целью всегда существует определённая связь. Однако, если цель всегда  осознаётся, то мотив может быть и скрытым. Например, цель человека — поступить в ВУЗ. Для этого он подаёт документы, сдаёт экзамены, необходимые для его специализации.

Мотивов же может быть несколько. Лежащий на поверхности — убеждение человека в том, что именно к получению данной профессии он стремился. Скрытый — быть ближе к девушке, молодому человеку или подруге, которые выбрали этот же университет и факультет.

Теория и методология

В первой части книги А.А. Леонтьев определяет специфику науки. Он характеризует ее место среди прочих дисциплин, изучающих человека. Автор говорит о том, что достаточно продолжительное время психолингвистика рассматривалась советскими учеными как область познания, находящаяся на границе языкознания и психологии. Такой подход обуславливался приблизительным, неточным представлением о научной системе в целом и о взаимодействиях дисциплин в частности.

Считается, что некоторые области, к которым относят психологию, лингвистику, патологию и физиологию речи, поэтику и пр., имеют один объект. В свою очередь, это значит, что все они используют одинаковые индивидуальные события, факты. Но научная абстракция протекает в них по-разному. В итоге формируется многообразие абстрактных объектов. Они представляют собой средства, характеризующие реальные индивидуальные явления, процессы, события, исследуемой области.

Биография

Валерий Леонтьев впервые увидел свет в маленьком поселке, расположенном в республике Коми. Его родители были далеки от творчества и работали зоотехниками. Валера стал поздним ребенком, на момент его рождения матери было 43, а в семье воспитывался старший ребенок – Майя 1930 года рождения.


Валерий Леонтьев в детстве
Интересно! Отец Леонтьева ушел из жизни еще в 1979, мама – в 1996, сестра – в 2005 г.

До двенадцатилетнего возраста будущий певец Валерий Леонтьев практически не учился, в поселке, где писалась биография звезды, школы не было. Ближайшее учебное заведение располагалось в семи километрах в соседнем селе. После переезда семьи в городок Юрьевец Ивановской обл., мальчик поступил в школу.


Леонтьев в юности

С детства Валера проявлял творческие способности – увлекался рисованием и танцами, пел в школьном хоре, участвовал в самодеятельности.

Интересно! Как ни странно, но родители не одобряли творческих наклонностей мальчика. Как признался сам Леонтьев, ему не раз попадало от старших за проявление талантов.

Несмотря на тягу к искусству и явные таланты, мальчику из глубокой провинции и, мягко говоря, небогатой семьи не приходилось даже мечтать о карьере артиста.

После восьмого класса Валерий пытается стать студентом Муромского радиотехнического техникума, но удача была не на его стороне. Мальчик возвращается в родное село, где продолжает обучение в школе. После десяти классов, Леонтьев мечтает поступить в Дальневосточный университет и выучиться на океанолога. Однако у семьи не хватило денег на покупку билета до Владивостока.

Тогда Валерий принимает решение отправиться в столицу и поступить в ГИТИС на факультет актерского мастерства. Однако юноше не хватает уверенности в себе, и он забирает документы.

Вернувшись домой, Леонтьев пробует силы во множестве различных профессий. Парень трудится в качестве разнорабочего на заводе по производству кирпича, пробует себя в роли портного, электрика и даже почтальона.

Спустя некоторое время, Валерий едет в Воркуту, где становится студентом вечернего отделения Питерского горного института. Однако, проучившись три года, будущая звезда российской эстрады понимает, что это не его. Посещая пары в вечернее время, днем Леонтьев работает чертежником и лаборантом в различных НИИ. Годы обучения в Воркуте можно считать началом эстрадного пути, ведь именно в это время Валерий начинает активно участвовать в художественной самодеятельности.

Интересно: Александр Малинин: личная жизнь и биография

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева – психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость – лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Взгляды и убеждения

Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.

Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Достоевского за «розовое христианство».

Вслед за Н. Я. Данилевским делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и старости (в терминологии Леонтьева — первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории («эстетизм» Леонтьева).

Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».

В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, что Константинопольский патриархат («фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью.

Предисловие к пятому, исправленномуи дополненному изданию

Книга «Проблемы развития психики» одного из строителей и многолетнего лидера отечественной психологии Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979) – веха не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Книги, сопоставимые с ней по влиянию на развитие психологии, можно пересчитать по пальцам. А.Н. Леонтьев собрал в ней наиболее важные для него тексты за три десятилетия научной деятельности. Они образовали неделимую целостность, которую психологи много десятилетий называют не иначе как «ПРП», прекрасно понимая, о чем идет речь. Уже через четыре года после выхода в свет первого издания (1959) книга была отмечена Ленинской премией – высшей научной премией страны. В 1965 году вышло второе издание, состав которого претерпел небольшие изменения; третье (1972) и четвертое (1981) издания не отличались от второго. При жизни автора книга была переведена на 11 языков и издана в 13 странах.

Почти сорокалетняя пауза, прошедшая со времени выхода предыдущего издания, была связана с социальными изменениями в нашей стране, затронувшими как психологическую науку, так и книгоиздательскую индустрию. Период утраты интереса к отечественной психологической традиции и переориентации на зарубежные подходы продлился сравнительно недолго; сейчас освоение отечественных и западных психологических учений приняло уже вполне сбалансированный характер, а с 1999 года работы А.Н. Леонтьева, как ранее опубликованные, так и никогда не публиковавшиеся, стали опять активно печататься – за этот период вышло шесть его книг, не считая сборников его работ, изданных в Германии и во Вьетнаме. Но и до этого спрос на его книги отнюдь не пропадал, о чем свидетельствуют и постоянные включения больших фрагментов работ А.Н. Леонтьева во всевозможные хрестоматии. «ПРП» тоже была растаскана по хрестоматиям. Необходимость нового издания этой книги уже давно назрела.

Безусловным приоритетом было полное и точное воспроизведение предыдущих изданий книги. Однако осознавая, что покупателями большей части тиражей нового издания будут студенты, изучающие психологию, и вузовские библиотеки, мы решили добавить к трем разделам, составлявшим предыдущие издания, дополнительный, четвертый раздел, включив в него ряд работ А.Н. Леонтьева, активно использующихся в обучении психологии в вузах, однако в настоящее время труднодоступных, давно не переиздававшихся. Таким образом, это издание, вместе с двумя другими книгами А.Н. Леонтьева – «Деятельность. Сознание. Личность» (М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004) и «Лекции по общей психологии» (М.: Смысл, 2000), практически полностью снимает проблему обеспечения текстами А.Н.Леонтьева университетского курса психологии. Параллельно начал издаваться цикл книг, образующих более полное и систематизированное академическое собрание работ А.Н. Леонтьева. Первые три книги из этого цикла уже вышли (Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003; Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009; Леонтьев А.Н. Эволюция. Движение. Деятельность / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2012) следующие находятся в работе. Начато размещение текстов работ А.Н. Леонтьева, в первую очередь редких и труднодоступных, на архивном интернет-сайте http://anleontiev.smysl.ru , посвященном А.Н. Леонтьеву.

Ориентация данного издания на учебную аудиторию и наличие целого ряда аналитических публикаций, вышедших в последнее время, избавляет от необходимости включать в предисловие развернутый анализ. Основные сведения о работах, составивших данное издание, даны в Примечаниях в конце книги. Мы воспользовались написанным А.В. Запорожцем текстом примечаний к предыдущим изданиям книги, сделав необходимые дополнения.

Вместе с тем была проделана большая работа по исправлению опечаток, имевшихся в предыдущих изданиях книги и уточнению ссылок на использованные литературные источники. Были также исправлены и дополнены предметный и именной указатели. Пользуюсь случаем поблагодарить П.М. Антонова и А.М. Антонова, принявших участие в работе над текстом.

Расцвет карьеры

16-й Международный фестиваль эстрадной песни «Золотой Орфей», проходивший летом 1980 года в Сопоте, стал для начинающего певца следующей ступенькой к музыкальному Олимпу. Исполнив песню Д. Тухманова «Танцевальный час на солнце», Леонтьев завоевывает главную премию фестиваля.

Болгарский журнал мод «Лада» высоко оценил сценический костюм исполнителя и вручил ему специальный приз. Следует отметить, что артист всегда сам создавал свои наряды для выступлений.

С этого года певец начал появляться на разных сборных концертах, проходивших в Театре Эстрады, залах «Октябрьский» и «Лужники».

Участвуя в 1981 году в престижном музыкальном фестивале «Ереван-81», Леонтьев завоевывает приз популярности. На этом мероприятии находились американские журналисты, которым очень понравился экспрессивный и не похожий на большую часть советских исполнителей певец. Они даже нашли некоторое сходство манеры исполнения Леонтьева и Мика Джаггера.

Подобные отклики западной прессы, а также явный «неформат» исполнителя не понравились руководителям советской эстрады и чиновникам.

С этого момента в карьере певца начались определенные проблемы. Длительное время он не появлялся на экранах телевизоров.

В 1982 году Валерий Яковлевич серьезно заболел и перенес сложную операцию по удалению опухоли в горле. Понятно, что такое заболевание могло сказаться на его певческой карьере. Но к счастью никаких последствий хирургическое вмешательство не имело. Артист снова был готов выступать перед зрителями.

В это время судьба сводит певца со знаменитым композитором из Латвии Раймондом Паулсом. Метру импонировал голос и артистические способности молодого исполнителя.

Паулс протянул Леонтьеву руку помощи, и она оказалась как раз кстати. 18 концертов под названием «Я просто певец», которые дал артист в Ленинграде, имели потрясающий успех.

Когда в 1983 году в Москве, в концертном зале «Россия» проходил творческий вечер Раймонда Паулса, композитор специально выделил в нем одно отделение для певца.

Для талантливого и амбициозного артиста это было огромным везением. Паулс написал для Леонтьева несколько известных песен, среди которых такие хиты, как «Зеленый свет», «Исчезли солнечные дни» и другие.

Успешным было сотрудничество Валерия Яковлевича с Эдуардом Артемьевым, удивительным советским композитором. Его энергичная и легкая песня «Дельтаплан» полюбилась поклонникам творчества певца и стала лучшей песней 1983 года.

1985 год для артиста был незабываемым и одновременно сложным. Сначала он получает почетную премию Ленинского комсомола. А дальше его ожидает встреча с советскими ребятами, воюющими в Афганистане. На концерты туда певец поехал в составе группы артистов.

В 1986 году он выступает в поселке Зеленый мыс, который находится возле Чернобыля.

Звание Заслуженного артиста Украины Валерий Леонтьев получил в 1987 году.

25 студийных альбомов – результат многолетней творческой деятельности певца. Премьерный альбом, выпущенный в 1983 году, назывался «Муза». В 2009 году Леонтьев выпускает последний альбом под названием «Годы странствий».

Валерий Яковлевич очень трудолюбивый и ответственный артист. Каждую из своих пластинок он поддерживал концертами и шикарными танцевальными шоу. Талантливый артист не только поет, он является постановщиком собственных программ и дизайнером сценических костюмов.

Иногда певца приглашали сниматься в кино. Несмотря на то, что обычно ему давали небольшие роли, они были довольно заметными.

В 1997 Леонтьев даже пробовался на фильм, который собирались снимать на борту космической станции «Мир», но, к сожалению, к подобной работе его не допустила медицинская комиссия. У певца были планы спеть там композиции из нового альбома под названием «По дороге к звездам».

Автор

Annotation

Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

 А. Н. Леонтьев.

 А. Н. Леонтьев.

Воля

От публикатора.

Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н.

. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

Рассказывать о психологии воли, особенно если нужно рассказывать очень коротко, затруднительно, как, впрочем, затруднительно коротко рассказывать и о многих других психологических процессах. Раньше приходится два слова сказать об истории самого понятия воли.

Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять. Так же когда-то говорили о теплороде: это некоторая первичная способность, которая находит свое выражение, но сущность ее нераскрываема, потому что она собственно сама себя и порождает; достаточно указать, что теплота порождается теплородом, и никаких дополнительных объяснений можно не привлекать. Применительно именно к воле переодетая теория способностей продолжает существовать до настоящего времени. Достаточно сказать, что даже Джемс, во времена которого уже накапливался большой фактический материал, велись опыты, производились измерения и было немало известно о методах психологического исследования, продолжал стоять на той позиции, что существуют некоторые особые акты. Он их называл актами fiat — «да будет!», используя известное библейское fiat lux — да будет свет и стал свет… Даже когда Джемс писал об идеомоторных движениях, или действиях, т. е

когда он рассматривал то очень важное положение, что возникновение идеи движения обязательно переходит в движение, он не оставлял идеи fiat, потому что для этого перехода нужно было иметь какую-то предпосылку, которую он и видел в далее неразложимой силе, этом самом знаменитом fiat

Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (я бы предпочел сказать — волевых действий) , которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Это обычный шаг научного анализа. Нужно выделить особенности, специфику изучаемого. Вот здесь и началась большая и длинная история поиска этой специфики …

Феномен «горькой конфеты»

Теория А. Н. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.

Интересные факты

В 1982 году у Леонтьева обнаружили доброкачественную опухоль на голосовых связках. Валерий переживал, что не сможет петь, но голос восстановился, и он продолжил выступать. Болезнь заставила вспомнить певца об отсутствии высшего образования. За 5 лет (с 1982) Валерий получил профессию режиссера, поступив в ИК (Ленинград). Семейные тайны Валерия дают пищу для пересудов в прессе и интернете.

  • Яков Леонтьев – усыновитель, Екатерина – родная мать;
  • оба родителя – не родные, биологическое родство – с Майей;
  • цыганские корни;
  • вогульские корни;
  • отцовство неизвестно.

Леонтьев не делает попыток установить истину, не обращая особого внимания на слухи.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Научная деятельность

Научный вклад А. Н. Леонтьева связан с программой построения культурно-исторической психологии, которая стала сквозной темой его научного творчества. Первые этапы научной биографии связаны с исследованиями по демонстрации принципов этого подхода на материале памяти и волевой регуляции. При этом с 1930-х годов его версия решения поставленных Л. С. Выготским задач оформилась как относительно самостоятельное направление — общепсихологическая теория деятельности.

Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии.

Докторская диссертация 1940 года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.

Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.

С 1960-х годов А. Н. Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В частности, Леонтьев обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, Ф. Е. Василюк, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. М. Величковский, В. В. Столин, С. Б. Новосёлова, Б. С. Братусь и др.

Критики обсуждают тот факт, что Леонтьев участвовал в типичных для своего времени дискуссиях об идеологических основаниях советской психологии. При его активном участии прошёл ряд психологических дискуссий, в которых отстаивалась точка зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. В своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), учёный декларировал тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

В 1950 году на «Павловской» сессии двух академий Б. М. Теплов упрекнул в том числе и А. Н. Леонтьева в том, что «…нельзя найти достаточно последовательной и развернутой работы по перестройке психологии на основе учения Павлова»:

Внешние видеофайлы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector