«беда в том, что люди не умеют жить вместе». почему патриархальный уклад не спасет от развода

Патриархат как эволюционный этап развития

С развитием антропологии в XIX веке и эволюционистских теорий, которые предлагали альтернативные объяснения библейской истории и хронологии сотворения мира, с 1860 года возникли идеи однолинейного, постепенного развития человечества и его социальной организации, которые быстро распространились. В поисках истоков цивилизации Иоганн Якоб Бахофен (Das Mutterrecht) и Генри Самнер Мэн ( Древний закон ) постулировали патриархат как цивилизационное достижение людей, которому, согласно Бахофену, предшествовал изначальный матриархат . Бахофен исторически обосновал отношения между полами и поставил под сомнение природу патриархального семейного строя и отношения между полами. Он не намеревался критиковать патриархальную гендерную модель, а скорее узаконил ее (см. Также: История матриархальных теорий ). Термин «патриархат» в первую очередь учитывал отношения между мужчинами и женщинами. И в зависимости от того, как оценивать предполагаемое эволюционное развитие в целом и современные социальные условия, патриархат или матриархат оценивался как более высокая или более низкая ступень развития человеческого социального строя.

Для Бахофены, предполагаемый переход от материнского права к отцовскому праву был прорыв принципа духовно-мужского, с которой была достигнута высшей цель человеческого развития. Как и Бахофен, Льюис Генри Морган также принял изначальное материнское право. Он был убежден, что такая форма общества имеет преимущества для женщин, а переход к патрилинейности отрицательно сказывается на социальном положении женщин.

Теоретики социализма положительно восприняли идеи Моргана и Бахофена о материнском праве . В отличие от Бахофена, Фридрих Энгельс оценил фиктивное свержение материнского закона как «всемирно-историческое поражение женского пола». Вопрос о том, является ли патриархат политической или семейной формой правления, решался в пользу семейной. В этом смысле патриархат как характеристика гражданского общества с тех пор стал неотъемлемой частью марксистского мировоззрения и науки. Основываясь на этом, сторонники фрейдомарксизма (или критической теории ) Фромм (1932), Райх (1933) и Хоркхаймер (1936) критикуют авторитарное воспитание ребенка в патриархальной семье до социально авторитарного характера как постулируемое основное условие фашистских систем ( см. также исследования о власти и семье ). Эта концепция воспроизводства авторитарного характера (патриархальной) семьи как «агента общества» была подхвачена движением 1968 года и современной социологией детства (см. Концепцию «упорядоченности») и считается все еще актуальной.

Марксистские активистки цитировали, в частности, Фридриха Энгельса, и (ранний) академический феминизм воспринял тезисы Энгельса.

Семья патриархальная (традиционная)

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» — и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» — у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» — это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» — в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Почему патриархат уходит в прошлое

В современном обществе патриархальных семей остаётся всё меньше и меньше. Причин этого множество, но главная из них это то, что женщины уравнены с мужчинами в правах. Всё чаще и чаще женщины добиваются успехов в политике, хорошо зарабатывают, не нуждаются в финансовой поддержке мужчины. В отличие от древних славян, когда женщина не могла самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и была полностью зависима от мужа или отца, современная женщина не нуждается в опеке и может прожить и обеспечить себя самостоятельно.

Кроме того всё чаще молодые семьи стремятся уйти от опеки родителей и жить самостоятельно, а значит авторитет отца-патриарха теряется или носит умеренно-совещательный характер. К тому же, если в патриархальных семьях древности за образование детей полностью отвечала мать, и чаще всего кроме религиозных знаний других они не имели, то теперь дети, обучаясь в детских садах и школах уже в раннем возрасте стремятся к независимости и не хотят жить под началом своих родителей после достижения совершеннолетия.

Современные общественные, государственные и экономические преобразования привели к тому, что патриархальные устои в семьях уходят в прошлое. Патриархально-феодальная семья славян сохранялась длительное время её принципы во много оставались в нашем обществе до начала 20 века, однако после изменения политического и религиозного строя в стране семья также претерпела изменение. В наш бурный 21 век возвращение к патриархальным устоям семьи становится невозможным.

Континентальная система права

Континентальная, или романо-германская, система права является результатом творческого развития римского частного права европейскими учеными цивилистами. В процессе такого развития страны Европы перешли к созданию национальных гражданско-правовых систем, отказавшись от непосредственного применения норм римского частного права, подвергнув их существенным преобразованиям. Современное гражданское право развивается в границах отдельных государств и учитывает его национальные особенности и в то же время опирается на традиции римского права. В настоящее время римское право практически не применяется, однако его влияние на правовую жизнь очень велико и все основные понятия континентального гражданского права являются выходцами из римского права, а некоторые его институты используются как и две тысячи лет назад.

Континентальная система права характеризуется четким делением институтов на частные и публичные. В основе данного разделения лежат различные интересы, которым служат частное и публичное право. Частное гражданское право служит интересам отдельных лиц и построено на принципе равенства их между собой. В некоторых случаях гражданское право допускает отклонения от данного принципа для защиты слабейшей стороны в гражданско-правовых отношениях (например, защита прав потребителя). В свою очередь публичное право служит интересам общества в целом и его основного представителя — государства. Данные правоотношения строятся на подчинении одной стороны другой. В настоящее время можно отметить, что в рамках континентальной системы права появляются такие институты, где нормы частного и публичного права взаимно пересекаются.

В континентальной системе права, в зависимости от законодательства Франции или Германии, которые берутся за основу формирования гражданского права, можно выделить две подсистемы — романскую и германскую. В романской подсистеме права берется за основу Кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), а в германской — Германское гражданское уложение 1896 г. Подсистема романской группы подразумевает формирование гражданско-правовых норм по разделам. Ранее в нее входили нормы гражданского процесса, которые с развитием гражданско-правовых отношений были выделены в отдельную отрасль права. Подсистема германской группы в своей основе имела также нормы гражданского материального и гражданского процессуального права. В свою очередь гражданское материальное право подразделялось на общую и особенную части. С развитием экономических отношений вышеуказанные подсистемы изменялись, развивались и сближались, что привело к формированию единой континентальной системы права.

Патриархат: сферы влияния

Главенствующую роль в этом общественном строе занимает мужчина. В продвижение на посты во всех сферах деятельности государства принято выбирать сильный пол. Главой семьи всегда становится муж. Большинство мест в партии и государственных аппаратах занимают мужчины. Незначительный процент женщин с трудом получают важные политические и правовые посты.

Патриархальное общество влияет на воспитание детей. Мальчиков с детства учат быть мужчиной:

  • сильным;
  • ответственным;
  • способным самостоятельно решать проблемы.

Им предстоит нести ответственность за семью, карьеру и свою жизнь. Девочкам разрешают капризничать, совершать ошибки, и проявлять слабости. Главное объяснение подобного воспитание — муж решит все проблемы своей красивой, но избалованной жены. Патриархат влияет на все сферы жизни общества от политики до семейных вопросов.

Матриархат в первобытном обществе. Что такое матриархат?

Советская энциклопедия даёт такое определение:

Матриархат (от лат. mater — мать, и греч. arche — начало, власть, буквально власть матери) — форма общественного устройства, в основном в ранний период первобытнообщинного строя, предшествовавшая патриархату. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины, матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностъ — это счёт происхождения и наследования определяется по материнской линии. Матрилокальность — обычай проживания супругов в общине жены.

B переводе на русский язык, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей.

Большую роль в исследовании природы матриархата сыграли труды «Материнское право» (1861 г.) швейцарца И. Я. Бахофена и «Древнее общество» (1877 г.) американца Л. Г. Моргана. Первый, основываясь главным образом на материалах античной мифологии, показывал, что в древнейшей истории патриархальным порядкам предшествовали материнский счёт родства и наследование по материнской линии. Второй, опираясь на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективистском роде, как форме организации первобытного общества и материнском роде, как его начальной, допатриархальной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату — матриархат.

К тому времени этнографы открыли достаточно много примитивных человеческих сообществ, которых можно причислить к матриархальным: материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов, микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо из Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке.

Патриархат тогда и теперь

Патриархальны семьи не ушли в прошлое и в 21 веке, они видоизменились и сохраняются в наши дни.

В сравнительной таблице, представленной ниже, можно увидеть кардинальные изменения, которые произошли с патриархальной семьёй за 800 лет. Несмотря на то, что и в 21 веке в некоторых семьях остаются патриархальные устои положение женщины претерпело кардинальные изменения.

Сравнение древнерусской и современной семьи:

Древнерусская семья

Современная семья

Глава семьи

Старший мужчина в семье

Муж

Место жительство

Мужчина приводит жену в свой дом, где авторитет – старейший мужчина рода

Семья может жить как в доме жены, так и мужа

Совместное проживание поколений

В одном доме жило 3 и более поколений семьи

Как правило, не более 2 поколений

Финансовое обеспечение

Мужчина, он и управляет финансами

Мужчина и женщина, как в равных, так и неравных долях, управляет финансами мужчина

Воспитание детей

Женщина

Женщина

Взросление детей

Сыновья приводят жён домой, дочери уходят в дом мужа

Женатые и замужние дети могут жить как с родителями, так и отдельно

Меры воздействия

Полный авторитет старейшего мужчины, включая возможность применения физического и психологического насилия над любым членом семьи

Мужчина и женщина имеют равные права, физические наказания могут преследоваться по закону

Положение женщины

Отсутствие права голоса и подчинённое положение. Строгая иерархия среди женщин – бабушка-мать-сестры-старшие невестки-младшие невестки.

Женщина обладает теми же правами что и мужчина

Физические наказания

Наказывать жену физически — норма

Физические наказания преследуются по закону

Решение финансовых и других вопросов

Все решения принимает мужчина

Последнее слово за мужчиной, но женщина принимает активную роль в обсуждение всех вопросов

Имущество

Все принадлежит мужчине кроме приданого жены. Наследование только по мужской линии

Имущество, нажитое в браке, принадлежит обоим супругам в равных долях, нажитое до брака каждому лично

Развод

Только по инициативе мужчины, в случае измены жены, измена мужа поводом не является

Инициатива может, исходит от обоих супругов

Главное отличие современной семьи, пускай даже с патриархальным уклоном от древнеславянской это равноправие мужчины и женщины перед законом, в случае возникновения внутрисемейных проблем решить их можно в судебном порядке.

Оценка патриархальной теории

Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.

В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.

Матриархат в современности

Конечно же, в современном обществе такая концепция устройства общества, как матриархат проявляется не только в семейной иерархии, но и в стремлении женщин главенствовать в социуме на государственных постах. Женщины всё чаще участвуют в общественной жизни, решая сложные вопросы.

Прекрасная половина человечества добилась больших достижений в современном развитом мире, работая во всех сферах деятельности мужчин. На данный момент женщины работают на государственной службе, в полиции, в армии, руководят крупными предприятиями и компаниями. Они имеют право заниматься разными видами спорта, например:

  • единоборствами;
  • футболом;
  • тяжёлой атлетикой и другие.

Какая же роль в семейной жизни

Женская роль в семейной жизни за последний век в России сильно возросла. Они стали больше вкладывать в семейный бюджет. В России после развода, при вопросе, где будет жить ребёнок, суд всегда встаёт на сторону матери.

Это неизменное правило, даже если отец может предложить более комфортные условия жизни своему ребёнку. Мужчина может выиграть в суде на воспитание ребёнка только в том случае, если мать будет лишена или ограничена родительских правах.

Что такое патриархальное общество. ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ — социально-бытовой уклад, основанный на ведущем положении мужчин в социальной и хозяйственной сферах.

Патриархату свой­ст­вен­ны пат­ри­ли­ней­ность на­сле­до­ва­ния иму­ще­ст­ва и ста­ту­са, пат­ри­ли­ней­ный (пат­ри­ар­халь­ный, позд­ний от­цов­ский) род, па­тро­ни­мия, пат­ри­ло­каль­ность брач­но­го по­се­ле­ния, боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья, эле­мен­ты не­пол­но­пра­вия жен­щин (по­ли­ги­ния, по­куп­ной брак, умы­ка­ние и тому подобное). Патриархат ха­рак­те­рен для многих ар­ха­ических об­ществ древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья , в ка­че­ст­ве пе­ре­жит­ка су­ще­ст­во­вал в Но­вое вре­мя; со­хра­ня­ет­ся у ря­да современных на­ро­дов.

В эво­лю­цио­ни­ст­ских кон­цеп­ци­ях патриархата рас­смат­ри­вал­ся как эпо­ха (ста­дия, пе­ри­од, этап) в раз­ви­тии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. До середины XIX века бы­ла рас­про­стра­не­на вос­хо­дя­щая к Пла­то­ну и Ари­сто­те­лю пат­ри­ар­халь­ная тео­рия, со­глас­но ко­то­рой патриархат был из­на­чаль­ным се­мей­ным и об­щественным по­ряд­ком. В пра­ве гла­вы пат­ри­ар­халь­ной се­мьи рас­по­ря­жать­ся её иму­ще­ст­вом ус­мат­ри­вал­ся за­ро­дыш ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, в его вла­сти над до­мо­чад­ца­ми — на­чат­ки государственной вла­сти. Од­на­ко сто­рон­ни­ки мат­ри­ар­халь­ной тео­рии оп­ро­верг­ли те­зис об из­на­чаль­ной пат­ри­ар­халь­но­сти че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, по­сту­ли­ро­вав су­ще­ст­во­ва­ние до­пат­ри­ар­халь­ной ста­дии, ото­жде­ст­вив её с мат­ри­ар­ха­том . Патриархат стал при­пи­сы­вать­ся позд­не­пер­во­быт­ной ста­дии и эпо­хе пе­ре­ход­но­го эта­па от пер­вич­ной фор­ма­ции ко вто­рич­ной. В современной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии тер­мин «Патриархат» для об­оз­на­че­ния ис­то­рической эпо­хи поч­ти не ис­поль­зу­ет­ся.

Плюсы теории

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:

  • Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
  • Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.
  • Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.
  • Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.

В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:

  1. Укреплению общественных отношений.
  2. Формированию уважительного отношения к власти монарха.
  3. Поддержание идеи единства духа, братства народа как членов семьи.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец — глава, а мать — хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья

Предстоятели

  • свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

  • свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
  • свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
  • свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
  • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
  • свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
  • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
  • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
  • свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
  • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
  • ? Герман (1566)
  • свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
  • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
  • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
  • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
  • свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)

Патриархи Московские и всея Руси

  • свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
  • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
  • сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
  • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
    • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
    • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
  • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)

    свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
  • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
    • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
    • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
  • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)

    Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
  • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
    • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
    • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
  • свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
    • сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
    • сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
      • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
      • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
      • сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
      • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
  • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)

    Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский

  • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

    Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий

  • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)

    Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский

  • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)

    Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский

  • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Основные недостатки патриархата

Разумеется, как и любое явление, патриархат обладает собственными преимуществами и недостатками. Среди преимуществ можно выделить крепкую и полноценную семью, которая стремится достичь благополучия в различных сферах. К тому же патриархат предлагает строгое распределение обязанностей, что значительно упрощает процесс их выполнения. Однако, разумеется, недостатков патриархата также довольно много. Самым основным из них является тот факт, что патриархат, также как и матриархат, является крайностью. В случае патриархата вся власть будет сосредоточена в руках мужчины, а в случае матриархата – у женщины. При этом ни одна из систем не предлагает равных прав и возможностей для второй половины.

Стоит понимать, что патриархальный строй существенно снижает шансы женщин на получение желаемой работы или карьеры. В большинстве случаев она вынуждена заниматься хозяйством и детьми, не имея возможности получить должное образование. Таким образом, весь круг ее интересов замыкается на семье, что делает ее крайне зависимой.

Функции данного типа семьи

Перейдем к характеристике других особенностей этой разновидности ячейки общества. Патриархальный тип семьи выполняет множество функций. К ним относится репродуктивная, воспитательная, мировоззренческая и другие. Но одной из главных является экономическая функция. Она была основой выживания семьи.

Экономическая эффективность достигалась посредством полного подчинения жены мужу. Зачастую личные желания членов семьи и даже чувства не были приоритетными. Главной целью было достижение и поддержание финансовой стабильности. Большое количество людей, живущих под одной крышей, способствовало гармоничному ведению домашнего хозяйства, а также получению большей прибыли.

Патриархальная семья является одной из самых устойчивых ячеек общества. Изменение чувств к партнеру не могло быть поводом для развода. Особенно характерен данный тип семьи был для христианского мировоззрения. Собирающиеся пожениться скрепляли свою брачную клятву в церкви и верили, что отвечают за нее перед Богом. Таким образом, развод был практически исключен.

Заключение

В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности. Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье. По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector