Первый земский собор: сословная монархия на руси

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1547 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1547 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1547 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Это интересно: 1072,ДЕЙВИС, Дэвис (Davis) Джон (ок. 1550-29.12.1605)

Периодизация земских соборов

Список Земских соборов

Можно выделить шесть периодов в работе земских соборов:

При Иване Грозном

История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 году Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.

От смерти Ивана Грозного до падения Василия Шуйского

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Соборы выполняли функцию избрания на царство.

Ополчения

С 1610 по 1613 годы земский собор при Ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613—1622 гг.

Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632—1653 гг.

Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

1653—1684 гг.

Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные — на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

  • соборы, созванные по вопросам реформ;
  • соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
  • соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
  • соборы Смутного времени;
  • избирательные соборы.

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

Земский собор

После венчания на царство молодой Иван четвёртый ставит основной своей целью урезание власти и влияния боярства и построения централизованной системы управления государством. Кто предложил государю созвать Земский Собор, как орган законодательной власти? В этом деле большое содействие ему оказывал Пересветов Иван Семёнович, писатель и один из ярчайших представителей политической и общественной мысли в середине шестнадцатого века.

В своих сочинениях Пересветов И. С. выступает яростным обличителем системы боярства и обосновывает полезность возвышения дворянства. Утверждал, что продвигаться по службе человек должен исходя из личных заслуг, а не по знатности рода. Его намерения проведения реформ в государстве в основном совпадали с политикой царя.

Созыв первого Земского Собора состоялся в 1549 году в феврале месяце. Что такое Земский Собор? Земский собор включал в себя представителей высшего духовенства, Бояркой думы, дворян, богатых горожан. Они избирались по сословному и территориальному признаку. Только Боярская дума не избирала своих представителей. Она присутствовала на Соборе в полном составе.

Функции Земского Собора разработал лично царь. Ими стали принятия определенных законодательных актов, остро необходимых на данный момент деятельности государства. Первый Собор был разделен по секциям, согласно положению и чинам участников. Решения считались принятыми, если за него проголосовали единогласно.

Избранный состав первого Собора в своей работе по времени уложился в два дня. Царь выступал на нём три раза. Он во всеуслышание обвинил бояр в бесконечных злоупотреблениях данной им властью. Призвал к совместным усилиям по укреплению могущества государства. Выступали именитые бояре. И в конце собора было проведено отдельно заседание думы боярской.

Впоследствии первый Земский Собор назвали «Собором примирения». Он положил начало перехода Русского царства в сословно – представительскую монархию путём образования головного сословно – представительного органа, в котором главенствовали представители дворянства. Принято было решение о составлении Судебника, который был утвержден царём в 1550 году. Согласно ему любой человек мог обратиться с челобитной в суд на боярина. Поэтому создаётся Челобитная изба.

Но и высшая аристократия не желала сдавать свои позиции. Они добились того, что если на какое-либо решение Земского Собора Боярская дума накладывала вето, то это решение носило только рекомендательный характер, а не становилось законом.

https://youtube.com/watch?v=lqBngvaUCH4

Финансовые вопросы

В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 годах и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов.

Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» — чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного решения в качестве документа.

Вопросы внутренней политики

Самый первый Земской собор, о котором уже писалось, был посвящён как раз внутренним вопросам — принятию судебника Ивана Грозного. Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации.

Собор 1648 — 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов.

На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть.

Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.

Как выбирали представителей на Земской собор

Детали в разные годы конечно менялись, но в целом созыв собора осуществлялся призывной грамотой, которая направлялась от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые б умели рассказать обиды и насильства и разорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п.

Надо указать — требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу.

Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное  отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа.

Города вместе со своими уездами, как и ныне, составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший полномочия избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов.

Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей.

Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.

Значение соборов

С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.  

Причины появления и суть вопроса

Определение Земского собора мы привели в начале статьи. В связи с этим, думаю понятно, что Земских соборов в Древней Руси не было!

В школьном курсе истории России обычно упоминаются такие причины появления: 

  • Необходимость легитимности решений, принятых царской властью. Москва была сравнительно молодым государством: только в 1521 году здесь завершились исторические процессы формирования единого централизованного государства и собирания русских земель. А Иван Грозный объявил объявил себя еще первым царем. Разумеется ему было необходимо такое собрание, на котором политическая элита страны узнала бы настроения наиболее активной части общества и скорректировала свои решения.
  • Слабость царской власти. Говоря о Земском соборе, мы имеем в виду сословно-представительное собрание, которое имело исключительно совещательные функции. Но сам факт его первого созыва в 1549 году — говорило о том, что царская власть пока не может принимать самостоятельные решения.

Напомним также, что в 1547 году в Москве был страшный пожар. В народе говорили, что это родственники первой жены Ивана Грозного — Анастасии Романовны Захарьевны-Юрьевой подожгли город. В результате возникло восстание. Народ пришел к монарху, который по сути оказался один на один с разгневанным народом, был вынужден его увещевать. 

Позже в переписке с Андреем Курбским Иван Грозный напишет, что от вида народного гнева вошел страх в кости его. Неудивительно, что после такого созыв некоего представительного органа — был вполне закономерным решением.

Также сегодня выделяют такую причину созыва этого собора: что новое Московское государства хотя и сформировалось, но не имело четкой структуры органов государственной власти. И поэтому каждый созыв Земского собора — был созывом в некоем роде учредительного собрания, которое учреждало новые порядки, да и даже новые династии:

  1. Так после Земского собора 1549 года был принят Судебник 1550 года и Стоглав.
  2. На соборе 1598 года фактически стала править новая династия Годуновых (Борис Годунов (1598 — 1605), Федор Годунов (с апреля по начало июня 1605 года)). Кстати, этот момент очень любят спрашивать в тестах ЕГЭ по истории.
  3. На соборе («Совете всей земли») 1613 года по сути демократическим путем (на альтернативной основе) был избран первый представитель новой династии Михаил Романов, который и стал ее основоположником.
  4. На Земском соборе 1649 года по сути завершился политический облик Московского государства. Было принято Соборное уложение 1649 года, в котором начали прорастать права и обязанности сословий, зафиксировано крепостное право, завершилось формирования облика царя как помазанника божьего, честь которого охраняется законом.
  5. Земский собор 1653 года (который считается последним) — зафиксировал вхождение левобережной Украины в состав Московского царства.

Поделиться в соц. сетях

Эволюция роли собора от Ивана Грозного до Михаила Романова

Если вы помните что-то из учебника «История, 7 класс», без сомнения, период XVI – XVII веков был одним из самых интригующих, начиная от царя-детоубийцы и заканчивая смутным временем, когда сталкивались интересы различных знатных фамилий и возникали на пустом месте народные герои вроде Ивана Сусанина.Давайте посмотрим, что же именно происходило в это время.

Первый Земский собор был созван Иоанном Грозным в 1549 году. Он пока не был полноценным светским советом. В нем принимало активное участие духовенство. В это время служители церкви полностью подчиняются царю и служат больше проводником его воли народу.

Следующий период включает в себя темное время Смуты. Он продолжается до свержения с престола Василия Шуйского в 1610 году. Именно в эти годы значение Земских соборов кардинально меняется. Теперь они служат идее, которую продвигает новый претендент на трон. В основном решения подобных совещаний в то время шли вразрез с укреплением государственности.

Следующий этап стал «золотым веком» для данного института власти. Деятельность Земских соборов объединила в себе законодательную и исполнительную функции. Фактически это был период временного правления «парламента царской России».После появления постоянного правителя начинается период восстановления государства после разрухи. Именно в это время нужны квалифицированные советы молодому и неопытному царю. Поэтому соборы играют роль совещательного органа. Их участники помогают правителю разобраться в финансовых и административных вопросах.

За девять лет, начиная с 1613 года, бояре успевают упорядочить сбор пятинных денег, предотвратить повторное вторжение польско-литовских войск, а также восстановить экономику после Смуты.

С 1622 года на протяжении десяти лет не состоялся ни один собор. Ситуация в стране отличалась стабильностью, потому особой необходимости в нем не было.

Земские соборы в 17 веке все больше берут на себя роль регулирующего органа в сфере внутренней, но чаще внешней политики. Присоединение Украины, Азова, русско-польско-крымские отношения и многие вопросы решаются именно посредством этого инструмента.

Со второй половины семнадцатого века значимость подобных мероприятий заметно падает, а к концу столетия вообще прекращается. Наиболее примечательными стали два собора – в 1653 и 1684 годах.

На первом в состав Московского государства принималось Запорожское войско, а в 1684 году состоялся последний сход. На нем решали судьбу Речи Посполитой. На этом история Земских соборов заканчивается. Особенно поспособствовал этому Петр Первый своей политикой установления абсолютизма в государстве.Но давайте более подробно разберемся в событиях одного из самых важных соборов в истории России.

Ограниченная монархия на российский манер

фото с сайта slavyanskaya-kultura.ru

Когда мы говорим о началах российского парламентаризма, ограничении власти, сословном представительстве и прочих вещах, типичных для западной политической практики, необходимо понимать, что все российские институты носили отпечаток самобытности и уникальности. Аналогичное верно и в отношении института земского представительства.

Этот орган стал шагом на пути к формированию новой системы управлении, которая впоследствии не однократно помогала преодолеть государственные кризисы. Так, в периоды междуцарствия и отсутствия явных претендентов на престол, именно этот орган выдвигал правителя и определял новую династию. Первым царем, избранным Земским собором, был царевич Федор, сын Ивана IV. Затем «избирательный» состав собирался еще несколько раз, нарекая на царство Бориса Годунова, Михаила Романова. Во время правления последнего соборы прекратили свою историю, но стали прообразом для формирования органов государственного управления в дальнейшем.

Почему Земский собор нельзя считать органом сословно-представительной монархии западного образца?

  1. Причины формирования. На Западе представительские органы формировались в ответ на произвол самодержавной власти. Как правило, их учреждение было следствием политической и социальной борьбы. В итоге противостояния сословий и самодержца, учреждался специальный политический совет, главной функцией которого было сдерживание власти монарха и представление разных интересов. Инициатива учреждения этих органов исходила от народа, а верхам оставалось лишь принять новые условия игры.В России все складывалось иначе. Орган учреждался самим центром, а его целью было далеко не ограничение самодержавной власти. Напротив, сословия должны были стать основой ее укрепления.
  2. Регламентация деятельностиЕсли парламент западного образца имел регламентированную систему представительства, собирался через определенные промежутки времени, то в российском варианте он созывался по велению царя или по необходимости (определении новой царской ветви).
  3. ФункцииТрадиционно парламент относился к законодательной ветви власти. В России эту функцию он выполнял редко. Земские соборы Ивана Грозного утвердили план реформирования страны, а также приняли новый свод законов. Однако назвать этот орган в полном смысле законодательным нельзя. Скорее, он выполнял бутафорную функцию, соглашаясь со всеми предложениями правителя.
  4. Члены Земского собораКак такового представительства не было. Члены протопарламента определялись не в результате общественного выбора, а призывались исходя из должности и звания.

Если подвести итог вышесказанному, то Земский собор был не законодательным, не представительским, а совещательным органом власти. Его роль укладывалась в рамки обеспечения поддержки политики, которую проводил царь. Учреждение этого органа было способом легитимации только укрепляющейся монаршей власти в рамках единого государства. Судьба первого парламента на российский манер достаточно ярко иллюстрируется окончанием его истории: первый царь, избранный Земским собором отказался от него, построив свою собственную систему управления. Начиналась эпоха Романовых.

Во времена правления Ивана Грозного многие, в том числе и сам царь, верили в приметы. Узнайте больше о куклах-оберегах «Куклы-обереги на Руси»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector