Высоко-петровский монастырь

Святыни монастыря

  1. Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Толгская, Неупиваемая.
  2. Чаша с предстоящими святыми.
  3. Часть мощей святителя Петра, митрополита Московского.
  4. Частицы мощей святых Петра и Павла.
  5. Частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
  6. Частицы мощей священномученика Фаддея Тверского.

Частицы мощей преподобных:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Иова Почаевского;
  • Нила Столобенского;
  • Алексия и ГерманаЗосимовских;
  • Киево-Печерских преподобных святых.

Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных — каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Судьба обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.

В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом — спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье. К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье. В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры. До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.

Как появился монастырь

Сохранилось несколько преданий об основании обители. По одной версии ее заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве — митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла.

По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. В 1326 году, незадолго до смерти митрополита, князь охотился там, где потом появилась обитель, и ему привиделась высокая снежная гора. На глазах князя снег быстро растаял, и горы не стало. Святитель Петр объяснил князю, что гора символизирует самого князя, а снег — митрополита, поэтому скорее всего князь переживет его. Услышав это, Иоанн I Калита повелел построить деревянный храм Петра и Павла, и вокруг него потом поселились монахи.

По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским. Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы. Есть также предположение, что при Дмитрии Донском монастырь уже существовал. Но в 1382 году войска хана Тохтамыша разорили его, и князь приложил немало сил, чтобы заново отстроить храмы и кельи для монахов.

На переднем плане собор святителя Петра, митрополита Московского

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Московского Патриархата
  • Исторический очерк на сайте монастыря

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
  • Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:

  Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),

  Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),

Архитектурный комплекс монастыря

После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.

В архитектурный комплекс входят храмы:

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • Собор Боголюбской иконы Божьей Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • Храм преподобного Сергея Радонежского с трапезной;
  • Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Храм Толгской иконы Божьей Матери;
  • Храм святых апостолов Петра и Павла;
  • Часовня Казанской иконы Божьей Матери.

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.

Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.

Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.

Собор Боголюбской иконы Божьей Матери

Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.

Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.

Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.

Церковь преподобного Сергея Радонежского

Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.

В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.

Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.

Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.

Храм Толгской иконы Божьей Матери

Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.

Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.

Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери

В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.

До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector