Знаменитые соборы апостолов петра и павла

Комплекс зданий при соборе

Изображение Описание
Богадельня

Адрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротамиАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкаяАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причтаАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовнеАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училищеАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес:

Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа.

История

В бывшем здесь селе Ясенево (которое упоминается с XIV века именно как село, то есть в нём уже тогда был храм) находилось несколько православных церквей: в 1626 году здесь была построена деревянная церковь во имя священномучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в 1674 году рядом со старой возведена новая двухэтажная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Ныне существующее здание храма было возведено в 1751—1753 годах в стиле елизаветинского (позднего) барокко и освящено во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Владельцем села тогда был Феодор Авраамович Лопухин (умер в 1767 году; внук боярина Фёдора (Иллариона) Абрамовича Лопухина, тестя царя Петра I, сын Абрама Федоровича Лопухина, казнённого 9 ноября 1718 года по делу царевича Алексея); при нём же возле храма была построена усадьба Ясенево и разбит парк с аллеями и прудами.

Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела, с восьмигранным барабаном, прорезанным восемью окнами и увенчанным куполом.

9 июля 1822 года в церкви состоялось венчание княжны Марии Волконской и подполковника Николая Толстого — родителей писателя Льва Толстого.

В период владения Ясеневым князя Сергея Гагарина произошла реконструкция храма. В 1832 году к нему были пристроены тёплый боковой придел в честь великомученицы Варвары (небесной покровительницы супруги князя) и колокольня. В 1860—1865 годах была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. В результате храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени: архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов России эпохи классицизма.

Храм имел три престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящён 26 февраля 1826 года), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящён святителем Филаретом (Дроздовым) 20 октября 1861 года) и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящён епископом Дмитровским Николаем в 1832 году).

В 1930-х годах храм, который к тому времени уже использовался под совхозный склад, закрыли (роспись храма не сохранилась). В 1973—1976 годах он был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. При этом вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и её складам.

В 1989 году храм с домом причта были переданы православной общине; был учреждён приход. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов.

В феврале 1997 года храм передан московскому подворью Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. В храме продолжаются восстановительно-реставрационные работы: восстановлены два боковых придела, заканчивается установка нового резного дубового центрального иконостаса, написано большинство икон. Однако храм нуждается также в замене всего фундамента, который под действием грунтовых вод оказался полностью разрушенным.

23 ноября 2009 года в храме состоялось отпевание священника Даниила Сысоева. Чин отпевания возглавил архиепископ Истринский Арсений, в богослужении приняли участие благочинные города Москвы и многие представители московского духовенства. Территория вблизи храма была заполнена верующими, наблюдавшими церемонию прощания на установленном рядом с храмом большом экране. Прямая трансляция прощания осуществлялась на сайте РИА Новости, телеканале «Спас» и на портале Патриархия.ru. По окончании отпевания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию у гроба почившего.

При храме действует воскресная школа, братство по оказанию помощи заключённым, патронажная служба, библиотека православной литературы, работает монастырская и церковная лавка.

История церкви на Солдатской улице в Москве

До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.

5

Мая
1613 года

На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.

Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.

Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).

Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.

Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.

Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.

Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Экскурсия в город Петра

Экскурсия по достопримечательностям длительная и физически утомительная (около 6 часов), но можно воспользоваться услугами коренного населения, предлагающего туристам транспортные услуги в виде верблюдов, осликов и лошадей. Стоят они от 3 дин. В районе Петры есть возможность перекусить и утолить жажду в магазинчиках и торговых автоматах. Более плотно пообедать можно за пределами городской черты, в ресторанах деревни Вади-Муса, где сосредоточен весь комплекс сервисных услуг, включая отели, проживание в которых колеблется от 15 до 80 дин. Многие туристы предпочитают забронировать номер на несколько дней, чтобы не торопясь осмотреть все диковинки.

Указатели на арабском и английском языках не дадут заблудиться в лабиринте улочек и старинных построек. Если осмотр производить своим ходом, то нужна хорошая физическая форма, чтобы выдержать жару и высокую сухость воздуха. Требуется надлежащая экипировка: удобная обувь, одежда по сезону, головной убор и медикаменты на случай кровотечения из носа (из-за сухого воздуха).

Главный сувенир на память об этом прекрасном погружении в прошлое – разноцветный песок, добываемый в карьере пригорода Петры, запечатанный в бутылку с изображением верблюда (от 1 до 12 дин. в зависимости от объема).

Церковь св. Павла в Гатчине

Особенность этой большой церкви – то, что она посвящена не обоим первоверховным Апостолам, а только св. Павлу, что достаточно редко для России. Действительно, случай Павловской – особый, ведь Гатчина была резиденцией тезоименитого Апостолу императора Павла I, павшего жертвой дворцового переворота 1801 г. Сын государя, Николай I, задумал храм, как память об отце. а также матери, Марии Федоровне, брате и сестре, Константине и Елене. Горельефы святых, небесных покровителей семьи, можно увидеть на стенах церкви до наших дней.

Проектировался Павловский архитектором Р.И.Кульминым. Возможно, он использовал также наработки одного из любимых архитекторов государя, К.Тона, или даже работал с ним совместно.

Павловская – пятиглавая церковь, имеющая три престола:

  • св. Павла (главный);
  • равноап. Константина и Елены;
  • св. Марии Магдалины.

До революции главной святыней здесь была копия Филермской иконы Богородицы, подаренной Павлу I рыцарями Мальтийского ордена.

Церковь закрыта в 1938 г., началось ее переоборудование: тут собирались открыть кинотеатр. Однако с началом войны, когда Гатчину захватили немцы, богослужения возобновились. По окончании войны церковь осталась действующей, проводилась реставрация. Ныне это действующий храм, духовный центр города. К числу его главных святынь принадлежат:

  • чудотворный образ Богородицы «Утоли моя печали», проявивший себя первым знамением во время войны: во время службы кто-то бросил в окно собора гранату прямо в толпу прихожан, но от взрыва никто не был даже ранен, осколок оцарапал лишь Лик Пречистой на иконе;
  • мощи прмч. Марии Гатчинской, причисленной к лику святых с 2006 г.

Доехать до Павловского можно из Петербурга:

  • на электропоезде с Балтийского вокзала до ст. Татьянино;
  • на маршрутном автобусе № 101, который ходит от станции метро «Московская».

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

Архитектурные памятники города Петра

Петра в переводе с греческого означает «скала» или « камень». 2000 лет назад руками талантливого народа и великих ваятелей солнца, дождя и ветра создан розово-красный каменный «цветок».

Вырубленные в скалах храмы, дворцы и усыпальницы поражают воображение точностью линий и пропорций. Каменщики и резчики смогли достичь совершенства, добившись гармонии архитектурных комплексов и скальной породы, создав иллюзию нерукотворного творения.

Ворота Баб-ас-Сик

Многие архитектурные памятники сохранились в прекрасном состоянии, несмотря на столь длительный срок. Дорога в город Петра начинается с ворот – Баб-ас-Сик. От ворот до собственно прохода в город лежит небольшая каменистая долина.

Документы, литература

  • РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1111. ЦГИА СПб. Ф. 13. Оп. 1. Д. 3742; Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 47; Ф. 678. Оп. 1. Д. 1203. Л. 33; Ф. 513. Оп. 102. Д. 2422.
  • Григорьев В.В. Имп. С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет… СПб., 1870. С. 114–115.
  • ИСС. 1878. Т. 6. С. 197–202.
  • Маяковский И.Л., Николаев А. С. С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. Пг., 1919. Т. 1. С. CXLVI.
  • Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1962. Вып. 1. С. 184–199.
  • ПАЛ. С. 98–100.
  • Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 184–185.
  • ОИАХ. 1874–1875. С. 56.
  • ЦВ. 1887. № 27. С. 448.
  • ИПЕ. 1912. № 17–18. С. 26.
  • ПЛ. 1912. № 176.
  • СПбЕВ. 2000. Вып. 21–22. С. 72–78.

История

Ранняя история

Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.

Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).

В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.

Советский период

В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма

С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.

Подворье Сербской православной церкви

В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.

Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:

Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.

В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.

По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».

Происхождение названия и его значение

Храм Петра и Павла в Ясенево освятили 26 февраля 1826 года в честь особо почитаемых на Руси первоверховных апостолов, призванных Иисусом Христом для проповедования Евангелия по всему миру. Святой Петр до встречи с Господом был бедным рыбаком, а после ходил в числе ближайших учеников, стал свидетелем чудесного Преображения Господа на горе Фавор.

Призван удивительным образом, явившемся ему Господом по пути в Дамаск. Приняв крещение, стал ревностным носителем Евангельской проповеди среди язычников всего мира. Его многочисленные послания до сих пор не потеряли своей актуальности, учат верующих основам христианской жизни.

Оба апостола претерпели множество страданий и злоключений на пути несения Благовестия, и после ареста закончили свою жизнь в Риме. Петр принял мученическую кончину на кресте. Павел через усечение мечом.

Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)

Невский пр., д. 22 — 24, лит. б

Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.

Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.

В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы. 

В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.

Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.

Петропавловская церковь сегодня

Церкви здание передано только с 1989 г. Здесь почти сразу начались богослужения. С февраля 1997 г. Петропавловский стал подворьем монастыря Оптина Пустынь.

Оптинские священники

Ныне здесь служит не только белое духовенство, но также иеромонахи этой обители. Перемены пришлись по душе многим москвичам, оставляющим отзывы о церкви в интернете.

Алевтина С. пишет (особенности орфографии сохранены):

«Прекрасный Храм-подворье самой Оптиной пустыни в Москве! В Храме есть несколько батюшек, которые приехали из самой Оптиной. Так здорово, что можно не уезжая в Оптину, уже здесь- в Москве на Оптинском подворье, получать мудрые советы батюшек из Оптиной пустыни».

А вот отзыв прихожанина, Николая (особенности орфографии также сохранены):

«Храм, который является Подворьем Оптиной пустыни, в котором наряду со светскими Батюшками служат совершенно удивительные монахи и куда приезжают люди со всей Москвы. Очень намоленный чудесный храм со своими традициями. Например, в нем для прихожан проходят по многим престольным праздникам и в новогоднюю ночь Ночные Литургии в полночь, на которых царит особая атмосфера.

Мы с супругой в нем венчались. Одно жалко, что места маловато, на праздники и на воскресной службе набивается столько людей, что иной раз и креститься сложно. Очень любим этот Храм и являемся его постоянными прихожанами».

Большое количество людей побудило освятить еще один престол, именуемый «приставным». Он позволяет служить в центральном приделе две литургии, когда это необходимо – во воскресеньям, праздникам. В память о бывшей здесь церкви XVII в. престол посвящен иконе Знамения.

Настоятель церкви сейчас – архимандрит Мелхиседек (Артюхин), окормляющий еще два прихода, приписанных к Петропавловскому – Воскресенский при пансионате доме престарелых и свв. Петра и Февронии при Центре социального обслуживания.

При церкви действуют:

  • курсы катехизаторов;
  • воскресная школа;
  • организация молодежи «Покров»;
  • библиотека.

До последнего времени продолжалась работа по ремонту, обустройству. Ныне практически восстановлено внутреннее убранство, территория благоустроена.

Святыни

Среди особо почитаемых:

  • икона-мощевик ап. Андрея Первозванного;
  • части мощей нескольких десятков святых, среди которых вмч. Варвара (которой посвящен придел), свтт. Филарет Московский, Николай и многие другие;
  • части честных останков прпп. старцев Оптинских.

Собор в Минске

Собор святых апостолов Петра и Павла, Минск.

Собор Петра и Павла — это один из самых старых храмов белорусской столицы, он известен с 1612 г., когда пожертвования на него собрали 52 дворянина Минского воеводства (Белоруссия тогда находилась в составе Польши). Это был главный храм иноческой обители, посвященной Апостолам. Строительство каменного здания продолжалось около 20 лет. После вхождения территории в состав Российской империи Петропавловский – кафедральный для Минской епархии. 

Интересный фактИнтересно, что с 1790-х собор стал Екатерининским, то есть переосвящен в честь великомученицы, небесной покровительницы Екатерины II, принявшей живое участие в реставрации собора.  

Еще одна реконструкция приходится на 1870-е, когда появились уникальные росписи. К сожалению, они были утрачены после закрытия (1933).

Службы здесь начались лишь с декабря 1941 г. Тогда главный престол еще раз переосвятили как Петропавловский. Однако действовал храм лишь до конца оккупации. Несколько послевоенных десятилетий он был даже жилым домом.

Богослужения

Только, по возвращении здания верующим, с 1991 г. начались здесь первые богослужения. Сейчас они проходят с 8 и 17 ч. Великим Постом перед началом службы проводятся духовные беседы примерно в течение часа.

Внутреннее убранство

Лютеранская религия исповедует скромность и простоту, однако внутреннее убранство собора не отличается аскетизмом. Тут есть на что посмотреть. Подвесная кафедра священника, престольная часть и балдахин выполнены в стиле барокко из светлой древесины ценных пород и декорированы искусной резьбой.

Скамьи для прихожан располагаются рядами вдоль расписных колонн. Своды оформлены кессонами. На окнах цветные витражи, иллюстрирующие лики святых и библейские сцены. На стене висят витрины со сменными цифрами, на которых указывается номер исполняемых песнопений, хоралов и гимнов.

Отдельного внимания заслуживает соборный орган «Вильгельм Зауэр», привезенный сюда из другой церкви в начале XX века. Четвертый орган собора и один из старейших инструментов страны.

История московской святыни

Уже с 14 века Ясенево именовалось селом и в нём существовало несколько церквей. В 1626 году построили церковь из дерева. Её воздвигли в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Немного позже к 1674 году рядом построили новую церковь, в которой было два этажа. Эта церковь носила название Знамения Пресвятой Богородицы.

То здание, которое существует по сей день возвели в 1751—1753 годах. Оно было очень красиво, в стиле позднего барокко, которым отделывали здания во время правления королевы Елизаветы. Освятили храм в честь святых лиц — апостолов Петра и Павла.

На тот момент владельцем стал внук боярина Лопухина Феодор Лопухин. При нём рядом с храмом построили усадьбу Ясенево. В ней разбили парк, котором были прекрасные аллеи и пруды. В этой церкви венчались родители писателя Льва Толстого.

Здание было построено из камня и в первоначальном варианте он состоял всего из одного кубовидного объёма холодного центрального придела. Был восьмигранный барабан, который был увенчан куполом. На барабане были прорезаны восемь окон.

Когда Ясенево перешло во владения князю Сергею Гагарину, в храме произошла реконструкция. Построили дополнительную пристройку — тёплый боковой придел, названный в честь великомученицы Варвары. Тогда же была построена колокольня.

К 1865 году провели ещё одну реконструкцию. Благодаря ей исправили недостатки предыдущих построек, которые выявили при использовании строения. В результате этого храм приобрёл тот облик, в котором находится до сих пор. Архитектуру постройки привели к наиболее распространённому на тот момент стилю классицизма по типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня». В храм входило три престола:

  • центральный — в честь святых апостолов Петра и Павла;
  • южный — в честь преподобного Сергия Радонежского;
  • северный — в честь великомученицы Варвары.

В 1930 годы святое здание закрыли и использовали в качестве совхозного склада. Роспись, к сожалению, была утеряна. К 1976 году была проведена внешняя реставрация и сделаны кресты на храме и на колокольне. Однако при этом территория его, которую окружал забор была в собственности авторемонтной базы её складов.

Только в 1989 году здание храма передали православной общине и тогда учредили приход, первым настоятелем которого стал протоиерей Александр Торопов.

Сейчас же настоятелем является архимандрит Мелхиседек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector