Немецкая слобода
Содержание:
«На немецкий манер»
В петровскую эпоху стали создаваться учебные заведения по немецкому образцу, у немцев были позаимствованы принципы книгопечатания, просветительские идеи. Немецкие «веяния» все глубже проникали в литературу, музыку, искусство, архитектуру, моду, индустрию развлечений. Все стало модно делать «на немецкий манер»: музицировать, рисовать, одеваться, устраивать маскарады. Именно из Германии пришла к нам, к примеру, традиция танцевать вальс. С начала XVII века строительством зданий в России занимались иностранные архитекторы, прежде всего – те же немцы.
Именно им мы обязаны архитектурным обликом таких крупных городов, как Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. Это они оставили нам образцы в стиле немецкого классицизма, барокко, готики, а также неоренессанса. Многие русские литераторы постоянно обращались к творчеству своих немецких коллег. Так, у Пушкина содержится множество отсылок к Гете. Русские поэты нередко занимались переводами немецкой поэзии. Весьма престижным было учиться в немецких университетах. Несколько поколений русской интеллигенции выросли на идеях немецкой науки и философии.
Новая Немецкая слобода
Согласно царскому указу от 4 () октября года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере — Покровская дорога, на востоке и юге — река Яуза, на западе — река Чечёра. Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла. Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне — Бауманская).
Большую часть населения слободы составляли военные. По переписи 1665 года две трети от общего числа дворов принадлежало офицерам, которые были набраны на царскую службу из Германии, Батавии, Англии, Шотландии и других стран и регулярно получали жалованье даже в мирное время. До указа от 18 мая 1666 года Новая Немецкая слобода была в ведомстве Иноземского приказа.
В XVII веке русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. На берегу Яузы во второй половине XVII века была открыта мануфактура Альберта Паульсена.
Конец XVII века является расцветом Немецкой слободы. К тому времени Немецкая слобода представляла собой уже настоящий иностранный городок с чистыми прямыми улицами, набережной аллеей, садами, уютными и опрятными домиками с цветниками. Бернгард Леопольд Таннер писал о московских «немцах», что «они сохранили… порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо». Некоторые обитатели слободы нашли расположение у молодого царя Петра I, который был частым посетителем этой слободы. Здесь он познакомился с Францем Лефортом и Патриком Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате.
С начала XVIII века слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами аристократии — по сей день сохраняются памятники этой эпохи. В 1799 году в Немецкой слободе родился Александр Сергеевич Пушкин. В 1701 году Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др.
Немецкая слобода сильно пострадала от пожара в сентябре 1812 года, когда выгоревшим оказался практически весь район. После наполеоновского погрома 1812 г. бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). С середины XIX века название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.
Феномен Немецкой слободы
Немецкие колонии стали первыми иностранными поселениями в России. Первые из них появились в XVII веке. Самой знаменитой из них была московская Немецкая слобода. Правда, жили там не только немцы, но и иностранцы разных национальностей, однако все же немецкое население преобладало. Русские имели возможность наблюдать за жизнью немцев и заимствовать для себя отдельные черты их быта.
Порой что-то казалось нашим соотечественникам смешным и нелепым, но затем становилось неотъемлемой частью наших культурных традиций. Так, в Немецкой слободе при каждом доме был устроен сад, в котором непременно было несколько грядок латука. Москвичи смеялись над этим, называя немцев «травоедами». Но позднее сами переняли привычку употреблять в пищу так называемые овощные травы. Пожалуй, первым, кто попытался прорубить настоящее «окно в Европу», стал Петр I.
Еще в юности он заинтересовался немецким образом жизни и традициями, чему, если верить роману Алексея Толстого, способствовали визиты в Немецкую слободу. У немцев все было устроено куда чище и рациональнее, чем у русских. Поразили Петра и отношения между полами. Так, русские женщины были вынуждены проводить время в четырех стенах, не слишком ярко одевались, не имели права встречаться с посторонними мужчинами. Немки вели себя куда свободнее, раскованнее, следили за модой, в их семьях не было таких патриархальных тенденций, как в российских. Может быть, именно поэтому царь так прикипел к Анне Монс.
Прогулки по Немецкой слободе или Кукую
Очарование старой Москвы становится глубже и понятнее, если приоткрываются завесы ее многовековой истории. Так, выйдя из станции метро «Бауманская», попадаешь в совершенно иной мир, в котором история тесно переплелась с современностью.
В XVI веке на территории современного Бауманского района Москвы располагалась Немецкая слобода. В те времена сюда, на правый берег Яузы, из Москвы выселили иностранцев, где они обосновались и отстроили себе отдельное селение. “Немцами” на Руси называли всех иностранцев без исключения, поэтому и слобода получила название «Немецкой». В простонародье ее звали «Кукуй» – как и ручей, который протекал неподалеку.
Современники увековечили память об этом месте по-своему. Прямо напротив выхода со станции метро “Бауманская” можно увидеть дом с необычным фасадом. Он украшен большой мозаикой с надписью «Немецкая слобода 16 век».
Панно состоит из трех частей – поселение немцев на правом берегу Яузы. Чуть ниже можно найти небольшие изображения типичных немцев и немок тех времен.
Немецкая слобода стала настоящей страстью российского императора Петра Первого.
Именно здесь жили люди, которые умели строить корабли, владели иными неизвестными Московии технологиями и жили совсем иначе – не по-русски. Петр учился морскому делу у обитателей слободы Кукуя – Франца Тиммермана и Карштена Брандта. А еще Немецкая слобода подарила российскому императору доброго друга – Франца Лефорта. Здесь же встретил будущий император свою знаменитую фаворитку Анну Монс.
Неподалеку от станции метро «Бауманская» когда-то находился один из центров Немецкой слободы – рыночная площадь. Место до сих пор сохранило свою прежнюю планировку – несмотря на полную смену застройки. К тому же, здесь до сих пор идет торговля. По торговой галерее приятно прогуляться в любую погоду: настоящий европейский уголок.
Раньше на рынке продавали дрова, продукты и сено.
На фасаде дома номер 33/2 по улице Бауманская можно увидеть гигантский портрет русского реформатора театра — Константина Сергеевича Станиславского.
Он создан в рамках проекта «Наследие». Теперь на всех выходящих из станции метро прохожих смотрит вдумчивый взгляд русского театрального режиссера, актера и педагога, а также реформатора театра и создателя знаменитой актёрской системы, которая на протяжении более чем 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Кстати сказать, в рамках проекта граффити с изображением известных деятелей культуры и искусства можно увидеть и по другим адресам:
- режиссер Сергей Эйзенштейн – Ватин пер., д 4 стр. 1;
- композитор Александр Скрябин – Зацепский вал, д. 14;
- поэтесса Анна Ахматова – ул. Гиляровского, д. 19;
- архитектор Максим Леонидов – Долгоруковская ул., д. 39/6;
- композитор Игорь Стравинский – Большая Полянка, д. 34 /41, стр. 2.
Граффити диссонирует с исторической частью ансамбля всей площади Немецкой слободы, но ведь это тоже наша история, в которой тесно переплетается каждая эпоха. Немецкая слобода и сегодня остается таинственным островком западного мира в столице огромного российского государства, где старое и новое сплелись в один архитектурный ансамбль.
Нина ДОНСКИХ, фото и видео автора.
Примечания[ | ]
- ↑ 1234 История московских районов, 2008, с. 85.
- История московских районов, 2008, с. 84.
- История московских районов, 2008, с. 88.
- Иноземский приказ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Цит. по: История московских районов, 2008, с. 88
- МосКульПрог. Канал Гранде: Яуза в XVIII веке (неопр.) . archi.ru. Дата обращения 29 апреля 2020.
- Редакция журнала Наука и жизнь. Где родился Пушкин?(неопр.) . www.nkj.ru. Дата обращения 29 апреля 2020.
- Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 26. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0. Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь-справочник / Отв. ред. Поспелов Е. М.. — М.: Издательский , 2003. — С. 17. — 336 с. — ISBN 5-9900013-1-2.
- История московских районов, 2008, с. 91.
- История московских районов, 2008, с. 92—93.
- сайт Министерства культуры Российской Федерации .(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июня 2010. Архивировано 4 марта 2020 года.
- ↑ 123 Школьник, 2010.
Новая Немецкая слобода[ | ]
Согласно царскому указу от 4 (14) октября 1652 года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере — Покровская дорога, на востоке и юге — река Яуза, на западе — река Чечёра. Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла. Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне — Бауманская).
Большую часть населения слободы составляли военные. По переписи 1665 года две трети от общего числа дворов принадлежало офицерам, которые были набраны на царскую службу из Германии, Батавии, Англии, Шотландии и других стран, которым регулярно платилось жалование даже в мирное время. До указа от 18 мая 1666 года Новая Немецкая слобода была в ведомстве Иноземского приказа.
В XVII веке русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. На берегу Яузы во второй половине XVII века была открыта одна из первых[источник не указан 3627 дней
] в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена.
Конец XVII века является расцветом Немецкой слободы. К тому времени Немецкая слобода представляла собой уже настоящий иностранный городок с чистыми прямыми улицами, набережной аллеей, садами, уютными и опрятными домиками с цветниками. Бернгард Леопольд Таннер писал о московских «немцах», что «они сохранили… порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо». Некоторые обитатели слободы нашли расположение у молодого царя Петра I, который был частым посетителем этой слободы. Здесь он познакомился с Францем Лефортом и Патриком Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате.
С начала XVIII века слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами аристократии — по сей день сохраняются памятники этой эпохи. В 1799 году в Немецкой слободе родился Александр Сергеевич Пушкин. В 1701 году Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др.
Немецкая слобода сильно пострадала от пожара в сентябре 1812 года, когда выгоревшим оказался практически весь район. После наполеоновского погрома 1812 г. бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). С середины XIX века название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.
- Немецкая слобода в конце XVII века. Гравюра Генриха де Витта
- Немецкая слобода в конце XVII века. Гравюра А. Шхонебека и его учеников 1705 г.
- Дворец Петра I на Яузе (Лефортовский дворец)
- Приезд иноземцев (XVII в.). Картина С. И. Иванова
Легенды Немецкой слободы
С этим районом связано немало городских легенд, многие из которых, возможно, являются эхом нелюбви москвичей к Немецкой слободе. Рассказывают, что еще в конце XVII века здесь объявился призрак Чёртушки, который пугал жителей Белокаменной и сбил молодого Петра с пути праведного.
Ореол таинственности окружает Лефортовский дворец. Прежде всего, из-за личности самого Лефорта, которого ревнители традиций считали чуть ли не антихристом. Досталось ему и за недельную попойку на новоселье, и за освящение дворца «во имя бога увеселений Вакха» «патриархом всея Яузы и Кукуя» Никитой Зотовым. Говаривали, что его скорая смерть после новоселья была наказанием за богохульство.
Рассказывают, что в Лефортовом дворце и Сухаревой башне собирались члены Нептунова общества — «мирового правительства» тех времен, в которое входили Петр, Меншиков, Лефорт, Яков Брюс и другие участники, обладающие глубокими познаниями в магии и алхимии. А еще, где-то во дворце хранится сундук с золотом, спрятанный Меншиковым перед арестом.
Неспроста ведь, что в Лефортовском дворце умер император Петр II и находился чумной карантин, а потом он горел и разрушался. И Екатерина Великая неслучайно пригласила «масонов» — архитекторов Баженова и Казакова восстанавливать дворец, дабы подтвердить существование Нептунова общества и найти золото Меншикова. Закрытость дворца в наши дни еще больше усиливает покров тайны.
Находящийся рядом Лефортовский туннель за большое число ДТП, которые нередко возникают по необъяснимым причинам, окрестили «туннелем смерти»
Правда, думаю, дело тут не в мистике, а в протяженности и монотонности туннеля, из-за чего внимание водителей притупляется
Немало легенд окружает находящееся неподалеку от Немецкой слободы Введенское кладбище, на котором хоронили жертв эпидемии чумы 1771 года, а потом — иноверцев.
Сверхъестественными причинами объясняют и обрушение Басманного рынка, которое произошло 23 февраля 2006 года, после чего начался пожар. Тогда погибли 68 человек — граждане России, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, ещё 33 человека получили травмы различной степени тяжести. В прошлом на этом месте располагалась братская могила, в которой были похоронены жертвы чумы 1771 года, в 1905 году был убит Н.Бауман, рядом находилась Лефортовская полицейская часть.
Одним словом, нехорошее место…
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Старая Немецкая слобода
Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.
Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных иностранцев. Часть их была разослана по другим городам, другая часть поселилась в Москве, где для постройки домов им отвели новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. Московский иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего поблизости ручья Кукуя, притока реки Чечёры. В XVI веке Немецкая слобода была лишь одним из поселений иностранцев в городе. По свидетельству англичанина сэра Джерома Горсея, шотландцы проживали в районе Болвановки. Найденные на территории Данилова монастыря немецкие надгробные плиты, возможно, свидетельствуют о проживании вблизи монастыря иностранцев. В 1578 году Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому, имущество жителей конфисковано, а сами они, по словам служившего в Московии французского наёмника Жака (Якова) Маржерета, были «зимой изгнаны нагими, в чем мать родила».
В правление Бориса Годунова, благоволившего к иностранцам, в Москве появилось много немецких купцов, которым он дал «полную свободу и права гражданства в Москве наравне со всеми московскими купцами». По свидетельству пана Станислава Немоевского, «лифляндские изменники» построили около полутораста домов, а голландский купец Исаак Масса в своём сочинении о Московии пишет, что эти пленные лифляндцы получили здесь свободу с запрещением выезда из Москвы. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Компактные поселения европейцев перестали существовать, иноземцы разбежались по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, а также на Арбате, на Тверской улице и в Сивцевом Вражке.
Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. Они приезжали в Россию ради торговли или для вступления в службу русским царям в качестве военных, медиков или мастеров разных специальностей. Увеличение их численности в Москве послужило поводом для отделения их от православных москвичей. Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы.
Культурное наследие[ | ]
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771440837940006 (ЕГРОКН). Объект № 7710371000 (БД Викигида)
Культурный слой Немецкой слободы XVI—XVII веков — памятник археологии с федеральной категорией охраны.
Примечательные здания и сооружения Немецкой слободы:
- Дом голландских медиков Ван-дер-Гульстов, так называемый «Дом Анны Монс», в перестроенном виде (Бауманская ул., дом 53, строение 8);
- Лефортовский дворец или Дворец Петра I на Яузе 1696—1699 годов (2-я Бауманская ул., дом 3);
- Слободской дворец князя А. А. Безбородко, в XIX веке перестроен архитектором Д. И. Жилярди (2-я Бауманская ул., дом 5, строение 1);
- Фанагорийские казармы (Почтовый двор) середины XVIII века на месте сгоревшего в пожаре 1748 года дома первого придворного лейб-медика графа И. Г. Лестока (нет адреса БТИ, на Бауманской улице, между домами 57с2 и 57Бс1);
- Усадьба бригадира Ф. Л. Карабанова 1770-е годов, с главным домом, двумя флигелями и воротами, архитектор М. Ф. Казаков (Бауманская ул., 36—38);
- Усадьба князя И. Ф. Ромодановского начала XVIII века, затем — Н. А. Демидова (перестроена архитекторами Д. В. Ухтомским и В. И. Баженовым, главный дом — 1760-х годов), со второй половины XIX века — Московский Дом трудолюбия (Елизаветинский институт благородных девиц), в настоящее время — Областной университет (ул. Радио, дом 10А, строение 1);
- Дом Д. Н. Щербакова — Смирновых 1770-х годов, с лавками, предполагаемый архитектор — П. Т. Бортников (Бакунинская ул., дом 24)
- Жилой дом 1874 года, в основе которого здание 1756 года (Бауманская, 44 строение 1);
- Жилой дом XVIII—XIX веков (Старокирочный пер., дом 5, строение 1);
- Усадьба А. М. Нестерова 1770-х годов, с 1832 года здесь находилась Лефортовская полицейская часть (Старокирочный пер., дом 13, строение 1);
- Жилой дом конца XVIII века (Новокирочный пер., дом 5);
- Палаты XVIII века (Денисовский пер., дом 23, строение 1);
- Дом Н. А. Корфа XVIII века (Госпитальный пер., дом 4А, корпус 1). В разные годы домом также владели статский советник Ф. Г. Швет, адмирал И. Л. Талызин, камер-юнкер князь И. П. Тюфякин, а с 1789 года — тайный советник, сенатор, директор Эрмитажа граф Д. П. Бутурлин. Граф был женат на троюродной сестре матери А. С. Пушкина — А. А. Воронцовой. Её отец А. И. Воронцов был крёстным отцом Александра Пушкина. Среди посетителей московского дома графа были И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, частыми гостями Бутурлиных были и братья Василий и Сергей Львович Пушкины, в детстве бывал Александр Пушкин с сестрой Ольгой;
- На месте дома № 3 в Госпитальном переулке был дом И. В. Скворцова — это одно из предполагаемых мест, где в 1799 году родился А. С. Пушкин.
- Лефортовский и Слободской дворцы. Фотография 1888 года
- Лефортовский полицейский дом 1913 год
- Фанагорийские казармы Фотография начала XX века
- Елизаветинский институт Фотография начала XX века
- Дом Д. Н. Щербакова — Смирновых Современный вид
Крещение Пушкина и Чайна-таун
На пути к следующей остановке на перекресте Малой Почтовой и Ладожской улиц можно увидеть место, где раньше стоял деревянный дом, который Сергей Пушкин арендовал до 1802 года. Именно сюда принесли Александра Пушкина после крестин в Елоховской церкви. Сейчас здесь стоят нежилые постройки.
С этого же места начиналась Немецкая слобода. Здесь жили не только немцы, были и датчане, и французы, и голландцы — те, кто был «нем», то есть не владел русским языком. Здесь бывал и Петр I, впервые он оказался в этой местности, еще будучи маленьким мальчиком.
Возможно, этим и был обусловлен последующий интерес Петра к европейским странам и их культуре.
Выше по Ладожской улице на перекрестке с улицей Фридриха Энгельса мог образоваться настоящий Чайна-таун, как в других крупных мегаполисах. В 1899 году были волнения в Китае, население начало мигрировать. На улице Фридриха Энгельса уже находилось Китайское подворье, поэтому и остальные приезжие китайцы стали селиться здесь.
Чайна-таун не образовался, так как в 1930-е годы китайскую диаспору депортировали из-за ухудшения отношений с Китайской Народной Республикой. Сейчас о былом напоминают только низкие домики на стрелке между двумя улицами. Китайцы использовали их под склады, фабрики и прачечные.
Немного дальше находится Плетешковский переулок. Само название, рассказывает москововед, происходит от слова «плутать». Название переулка произошло от описания местности, что редкость для Москвы. В 50 метрах отсюда расположен Богоявленский собор в Елохове, построенный в 1845 году. Раньше это был главный собор Москвы, здесь проводили богослужения на Пасху и Рождество. Собор ни разу не закрывался за всю свою историю.