Богоявленский елоховский собор в москве
Содержание:
Собор в наши дни
Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.
Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.
В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.
По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.
Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.
С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.
В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.
Архитектура, внешний вид
Богоявленский собор (Ногинск) – памятник середины XIX века, выполненный в классическом стиле, является одним из главных достопримечательностей города. По византийским традициям сооружение имеет крестово-купольное строение с пристроенной четырехъярусной колокольней.
Состоящая поначалу из двух ярусов, она прирастала в высоту в процессе каждой реконструкции, и сегодня, возвышаясь над городом, вместе с высоким барабаном-фонарем и шатровой главкой храма создает комплексу доминирующее положение в вертикальном пространстве.
К основной конструкции пристроены два придела, где размещаются алтари с престолами, что дает возможность сопровождать праздничные богослужения одновременно несколькими (двумя или тремя) литургиями.
Все здания комплекса выкрашены в небесно-голубой цвет, красота которого подчеркнута белоснежными декоративными элементами. Главный вход в храм украшают массивные, резные двери из дерева, ограниченные сверху арочными оконцами.
Нарядная, стройная колокольня украшена на самом верху часами, циферблаты которых обращены на все четыре стороны. 10 колоколов разных размеров, от благовестов до зазвонников, оглашают округу праздничным перезвоном.
В комплекс входят также расположенные на территории часовня, трапезная, а еще строения воскресной школы и гимназии. Все это окружено оградой из камня и кованого металла.
Наследники Византии
Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.
Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.
Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Гостиницы около Елоховского собора
Гостиница Мандарин Москва
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора
Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Юджин
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора
Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Лефортово
Удалённость отеля: 2.0 км
Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора
Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:
- автобус: 425
- трамвай: 37, 45, 50
На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
(по материалам Е. Лебедевой)
В настоящее время к собору приписан храм вмч. Никиты на Старой Басманной.
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Великие личности Богоявленского собора
По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.
8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.
С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.
Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.
14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.
Елоховский кафедральный собор в Москве
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.
Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.
До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.
Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.
Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.
Богослужение в Богоявленском соборе
До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.
А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.
Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.
Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Архитектура
Внутреннее убранство собора, 2012 год
Фрески на стенах собора, 2011 год
Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.
Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.
Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.
В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.
Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.
Иконостас
В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».
В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.
Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».
В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.
Ризница
Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.
Архитектурные особенности собора
Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор