Храмы и собор в честь апостолов петра и павла в москве
Содержание:
- Самые известные захоронения
- История церкви на Солдатской улице в Москве
- История
- Свержение и восстановление храма
- На лезвии веков
- Лютеранские
- История создания собора
- Святыни
- Деятельность в храме
- Современное состояние
- Архитектура Сент-Пола
- Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке
- Литература
- История собора
- Комплекс зданий при соборе
Самые известные захоронения
Кто похоронен в Петропавловском соборе? В старинном храме лежит несколько поколений царской семьи. Император Петр I погребен в склепе, который стоит в приделе Святой Екатерины. Рядом с ним лежат захороненные в 1998 году Николай II и члены его семьи вместе с прислугой – лакеем, горничной, поваром и лейб-медиком.
Справа от иконостаса, рядом с Петром I покоятся его жена Екатерина I, дочь Елизавета Петровна, императрицы Анна Иоанновна, Екатерина II и царь Петр III. Слева от алтаря размещены саркофаги императоров Павла I, Александра I и Николая I.
Великокняжеская усыпальница соединена с собором специальным проходом. Она появилась в начале XX века, поскольку места для захоронений в самом храме не хватало. Сейчас здесь стоят однотипные саркофаги из белого мрамора с бронзовыми крестами. Выделяются только склепы императора Александра II и его супруги Марии Александровны, изготовленные из розового орлеца и зеленой яшмы.
Слева направо: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница
В годы советской власти внутреннее убранство усыпальницы было полностью уничтожено, а красивый алтарный витраж выбило взрывной волной во время войны. Полную реставрацию архитектурного и исторического памятника завершили в XXI веке. С 2016 года усыпальница открыта для туристов.
Последней, кого похоронили в соборе, была мать русского царя Николая II – императрица Мария Федоровна. Ее прах привезли в нашу страну из Дании, где она скончалась в 1928 году.
С 1990 года в храме идут регулярные панихиды, посвященные памяти русских императоров. А с 2000 года здесь проводят ежедневные и праздничные церковные службы.
История церкви на Солдатской улице в Москве
До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.
5
Мая
1613 года
На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.
Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.
Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).
Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.
Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.
Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.
Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.
История
Строительство храма неразрывно связано с древним преданием. Когда-то в этих местах находился монастырь. В 1608-1610 годах он был осажден польско-литовским войском, христиане оказались без пропитания и дров. Осада продолжалась долгие 16 месяцев. Некоторым монахам удавалось пробраться в ближайший лес, чтобы раздобыть топливо. Многие из них погибали. У стен монастыря шли кровопролитные бои, унесшие жизни множества крестьян. Об этом месте говорили, что оно «окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями».
В 1654 году в честь безвинно павших христиан на этом месте решили построить храм Воскресения Христова. Разрешение на строительство было подписано государем того времени Алексеем Михайловичем, благословение дал патриарх Никон. В 1775 году здание храма заменили на новое, так как оно сильно обветшало.
Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.
Здание храма имеет четкую правильную форму. С трех сторон к нему пристроены низкие полукруглые апсиды. Фронтоны фасадов имеют треугольную форму. Полукруглый свод завершается круглым барабаном. Небольшая головка в форме луковички на изящной шейке завершает крышу храма. С боковой стороны к храму пристроена трапезная. Входы в нее сделаны в виде арочных пролетов. Три яруса колокольни имеют разный размер, убывая снизу вверх.
С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.
Уже в 50-е гг 20 века произошло возвращение храма Петра и Павла верующим. Церковь получила статус подворья Троицко-Сергиевской Лавры и началась его реставрация, продолжающаяся по сей день. Церковь восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить. Многим ценителям старины не нравится, что взамен утраченных деревянных, в соборе установили пластиковые окна и двери.
Свержение и восстановление храма
В коммунистические времена собор закрыли и какой-то период в его комнатах функционировал кинотеатр «Звездочка».
В начале 90-х годов здание передали Санкт-Петербургской епархии, и в 1994 году в Храме Апостола Петра снова было проведено освящение.
В церковном алтаре хранятся древние святыни:
- останки Георгия Победоносца, апостола Марка;
- образы мучениц княгини Елизаветы и Варвары;
- изображение святого Петра.
По соседству с храмом находится чугунное святилище, и, по традиции, паломники ежегодно совершают к нему крестовый поход. Неподалеку расположен хоспис, где тяжелые больные получают необходимую медицинскую и психологическую помощь.
Функционирует воскресная школа и христианские лагеря для детей.
Часы работы: ежедневно с 9:00.
На лезвии веков
Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.
Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.
В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.
Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.
Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.
Лютеранские
- Собор Святых Петра и Павла — в Выборге.
- Кафедральный собор Святых Петра и Павла — в Москве.
- Лютеранская церковь Святых Петра и Павла — в Санкт-Петербурге.
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Яльгелево — в деревне Яльгелево, бывший центр прихода Хиетамяки Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Токсово — церковь (Александровская кирха) в посёлке Токсово Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Белоострове — в посёлке Белоостров, центр капельного прихода Валкеасаари Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Малых Горках — в деревне Малые Горки, бывший центр прихода Ропсу Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
История создания собора
В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.
С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.
Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.
Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.
Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.
Святыни
Каждая из них имеет свою историю, связанную с историей или сегодняшним днем православной Москвы.
Возвращение Апостолов
12 июня 2010 г. произошло подлинное чудо: Петропавловский получил святыню, которая была здесь со дня основания. Это образ свв. Петра и Павла, пожертвованный сюда самим Петром I.
Это была большая, полутораметровой высоты икона, которую с XVIII в. украсили драгоценной ризой из серебра, вес которого составил 8 кг.
Во время гонений святой образ был потерян, причем было вполне ясно: навсегда, не было даже версии, куда его могли передать. Но в 2008 г. икону внезапно нашли… в Троице-Сергиевой лавре. Лишенная оклада, с сильно пострадавшей ризой, исцарапанная – но это была она! Реставрация продолжалась 2 года, пока наконец москвичи не обрели долгожданную святыню. Ныне она – единственное, что осталось из дореволюционного внутреннего убранства этой уникальной церкви.
Реликварии
Еще одна святыня, прямо связанная с небесными покровителями церкви – частицы их чудотворных мощей. Их, как говорит сайт прихода, благочестивые прихожане «в одном из частных собраний». Обретенный реликварий, относящемся к XVIII в., кроме мощей Первоверховных Апостолов, были частицы:
- мафория Богородицы;
- власяницы св. Иоанна Крестителя;
- одеяния прав. Иосифа;
- мощей папы Григория Великого.
Мощи свв. Апостолов извлекли из реликвария и, поместив в особый ковчег, передали Петропавловскому. Ныне они доступны для поклонения на престольный праздник, а также во время молебнов, акафистов святым.
Среди других святынь:
- частица мощей св. Марии Магдалины, которая также хранится в алтаре, но выносится на молебны, акафисты;
- ковчег с частями честных останков еще 24 угодников Божиих.
Деятельность в храме
Небольшой Петропавловский храм по праву может быть назван центром культуры и духовности микрорайона столицы. Приход осуществляет деятельность в нескольких направлениях.
Воскресная школа
При церкви работает воскресная школа, которую могут посещать не только дети, но и взрослые. Кроме богословских дисциплин, здесь изучается клиросное пение. Ученики принимают участие в богослужениях. Кроме основного направления школы, существуют дополнительные секции:
- «Мир дружной семьи» для мальчиков. Ученики осваивают изготовление доспехов, проводят спортивные соревнования.
- «Светелка» – студия для девочек по изучению рукоделия.
- «Путешествие в историю» – летняя программа по изучению фольклора. Сюда входят театральная студия, работа над художественными постановками. Организовывается поход на Куликово поле на два дня.
- Консультации психологов, педагогов и священников для родителей.
Расписание занятий:
- вторник, четверг – 16:00;
- суббота – 11:00;
- суббота (после вечернего богослужения) – изучение Евангелия для лиц старше 18 лет.
Братство по оказанию помощи заключенным
Братство оказывает заключенным в 11 колониях следующую помощь:
- удаленное изучение Евангелия;
- материальная поддержка (одежда, продукты питания, медикаменты, книги, свечи, ладан, святое масло);
- духовная поддержка в переписке.
Патронажная служба
Усилиями прихода и священников храма в Конькове в доме-интернате для инвалидов и престарелых лиц был создан храм Воскресения Христова. Там проводятся богослужения уже более 20 лет. Патронажной деятельностью прихода храма является:
- Сестричество. Престарелые жильцы интерната получают уход и духовное окормление. Им доставляются книги, подарки.
- Проведение праздничных мероприятий. Молодежная организация «Покров», созданная на базе прихода, проводит для подопечных интерната концерты и театральные постановки.
Кроме этого, прихожане добровольно работают в интернате, оказывают помощь духовенству в просвещении постояльцев, радуют одиноких жильцов заведения подарками. Также патронажное движение организовывает материальную помощь для нуждающихся малоимущих и многодетных семей.
Молодежный отдел работает с детьми из шести детских домов, расположенных в разных частях страны. Детей навещают с подарками, устраивают поездки в Москву.
Богословские курсы при церкви
Современное состояние
Лишь с 1992 г. практически разваливающееся здание вернули Церкви. Реставрация здесь продолжается до сих пор. Однако здесь уже сложился не только приход, но также особая атмосфера молитвы, любви.
А вот мнение другой женщины, приезжающей сюда не так часто (орфография сохранена):
«Очень люблю этот Храм, даже, несмотря, на то, что в нем нет ремонта . Надеюсь, что найдутся средства на его реставрацию. В нем так спокойно, приятно, уютно и после посещения такое умиротворение на душе . Во время Великого Поста в нем проходит Соборование. Здесь все четко организовано, была в нескольких храмах, здесь лучше всего. Прихожу и отдыхаю душой. Светлый Храм в прямом и переносном смысле. Всегда сюда приезжаем за святой водой. От всей души процветания этому Храму, и Бог в помощь всем служителям»
Архитектура Сент-Пола
Разработкой проекта Кристофер Рен занимался несколько лет. Власти утвердили лишь третью его идею, и в 1675 году началась стройка. Вскоре после этого правящий Англией монарх Карл II настоял на том, чтобы у Собора был огромный купол, повторяющий купол базилики Святого Петра — главной церкви Ватикана и Римской католической церкви, что символично, учитывая все предшествующие попытки протестантов освободиться от власти Папы.
Здание собора имеет форму креста и вытянуто в длину на 175 метров. Оно состоит из двух этажей и подвала, в котором находится крипта. Стены сделаны из камня, местами используется ясень. Они имеют большую толщину, так как служат опорой для тяжелых конструкций — вес одного только свинцового купола составляет 65 тысяч тонн!
К слову, именно купол является наиболее примечательной деталью облика собора. Он держится на барабане, который отчетливо делится на два уровня, а венчает купол башенка, которая также состоит из 2 ярусов. На ее вершине установлен золотой крест. Вместе с ним высота собора составляет 111 метров или 365 футов. Цифра неслучайна — она отсылает к количеству дней в году и увлечению Кристофера Рена астрономией.
Издалека можно разглядеть непрерывную колоннаду, выстроившуюся вокруг нижнего уровня барабана. Эта деталь — главное отличие купола Сент-Пола от ватиканского «собрата». Прием называется перистиль, в конструкции Рена он выполняет не только декоративную, но и несущую функцию, являясь опорой для второго уровня и структур купола. Второй уровень представляет собой внешнюю галерею с балконом, которая обходит барабан по кругу. Ее называют «каменной галереей», чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней.
На вершине купола находится двухъярусная башня на квадратном основании. Нижний уровень окружен «Золотой галереей», знаменитой открывающимся с нее панорамным видом на город. Верхний уровень построен в форме маленького храма, поддерживающего небольшой купол, на котором закреплен золотой шар и поднимающийся из него крест.
Вид на Лондон с Золотой галереи Сент-Пола, Liubov Tukalo
Также примечательна западная сторона храма, облик которой решен в классическом стиле с использованием двухуровневого портика с опорами в виде парных колонн. Обрамляют эту композицию 2 башни, в одной из которых расположена звонница с 12 колоколами, а в другой находятся часовой циферблат и 4 колокола, включая «Большого Пола» и «Большого Тома».
Грандиозный и по сегодняшним меркам проект удалось реализовать за счет введения налога на уголь. Учитывая жестокость английских холодов, мера оказалась непопулярной, но эффективной. С тех времен пошла поговорка, что Сент-Пол построен на стуке зубов. Собор осветили в 1697 году, последний камень положили в 1708-м, а официально открыли в 1711-м, хотя еще несколько лет добавляли резьбу и статуи на фасад.
Современники восприняли неоднозначно: одних восхитила пышность, другие увидели лишь слепое подражание тяжеловесному стилю Ватикана. Судьба новой церкви сложилось счастливо. Даже во время бомбежек Второй мировой храм получил незначительные повреждения. С 1996 по 2011 год в соборе состоялась масштабная реставрация.
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке
Сестрорецк, Петровская наб., д. 1
Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.
В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.
Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.
Поделиться статьей:
Литература
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
- Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
- Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
- Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
- Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
- Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
- Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.
Статьи
- Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
- Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
- Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
- Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
- Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
- Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
- Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.
История собора
Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.
Однако общине несколько лет не везло с местом храма. Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.
Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.
При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.
Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.
В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.
Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Троицком соборе в Троицко-Сергиевом монастыре.
Комплекс зданий при соборе
Изображение | Описание |
Богадельня
Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4 |
|
Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе. |
|
Ограда с воротамиАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год |
|
Сторожка-дворницкаяАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7 |
|
Дом причтаАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ. |
|
Покойницкая при часовнеАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 9 |
|
Петропавловское мужское училищеАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации. |
|
Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. |
|
Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)
Адрес: Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа. |