Казанская епархия

Содержание:

Христианское Поволжье

Присоединение в середине XVI в. к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновении Казанской епархии. Епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 г. С этого времени началась новая эпоха — эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.

Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский Собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI в. выходит указ царя Феодора Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 г. и Вятскую землю. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 — Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII в. территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 г., с 1832, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азна-каевский районы). В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 г. открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 г. — Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

Фоторепортажи

Новостей 2418

  • >>

17.09.2021

В Казанском соборе состоялся молебен для сотрудников МЧС Татарстана

17 сентября, празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», сотрудники Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан молились за богослужением в Казанском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

16.09.2021

Молодежный отдел Казанской епархии провел благотворительное мероприятие

12 сентября в молодежном пространстве «Азбука», находящемся на цокольном этаже Сергиевского храма Казани (ул. Япеева, д. 2), состоялся вечер гитарной музыки.

13.09.2021

В Казани прошли антиалкогольные мероприятия, приуроченные ко Всероссийскому Дню трезвости

9 сентября в Сергиевском храме Казани состоялось совместное собрание отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии и Казанского епархиального общества «Трезвение».

09.09.2021

8 сентября в столице Татарстана в рамках IX Международного форума «Россия — спортивная держава» прошёл круглый стол «Спорт и религия. Стратегии сотрудничества». Участие в мероприятии приняли председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

08.09.2021

6 сентября Русская Православная Церковь вспоминает явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. По этому случаю накануне в Бугульминском районе по благословению епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия накануне состоялось молитвенное шествие.

08.09.2021

8 сентября в соборе Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана в преддверии открытия IX Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» молебное пение совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан.

06.09.2021

Митрополит Кирилл совершил иноческий постриг в скиту Раифского монастыря

6 сентября по окончании первой Божественной литургии в новоосвященном храме святителя Николая Чудотворца в скиту Раифского Богородицкого мужского монастыря в селе Никольское митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил иноческий постриг двух послушников Раифской обители.

06.09.2021

Митрополит Кирилл освятил Никольский храм в скиту Раифского монастыря

6 сентября, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая в скиту Раифского Богородицкого мужского монастыря в селе Никольское и первую Литургию в новоосвященной церкви.

05.09.2021

5 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Макаровский Гедеон совершили Литургию в Казанском соборе Богородицкого монастыря в столице Татарстана.

04.09.2021

Торжества в честь Грузинской иконы Богородицы состоялись в Раифском монастыре

4 сентября, в день празднования в честь Грузинской иконы Божией Матери, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Йошкар-Олинский Иоанн, митрополит Чебоксарский Савватий, епископ Альметьевский Мефодий, епископ Макаровский Гедеон и епископ Елабужский Иннокентий совершили Литургию в Троицком соборе Раифского Богородицкого мужского монастыря. В этот день обитель отмечает 30-летие своего возрождения.

Контакты

Номер телефона

Структура

Абонент

292-02-13

Приемная

Секретарь-референт

Панфилова Наталья Евгеньевна

292-01-84

Секретарь митрополии

Иеромонах Кирилл (Корытко)

292-01-45

Секретарь епархии

Протоиерей Владимир Самойленко

292-00-43

Канцелярия

Заведующий канцелярией

Протоиерей Александр Павлов

Референты

Стойлова Анна Петровна

Тюрина Анна Хамидовна

Начальник финансово-хозяйственного управления

Наконечный Алексей Александрович

kazan-fhu@mail.ru

292-01-75

Бухгалтерия

Бухгалтер

Тегулева Ольга Николаевна

Казначей

Самойленко Татьяна Викторовна

Бухгалтер «Казанской благозвонницы»

Гимадеева Татьяна Михайловна

Юридический отдел

И.о. Руководителя юридического отдела

Виноградов Александр Сергеевич

Сотрудники юридического отдела

Кузнецов Михаил Сергеевич

Недавняя Ольга Валентиновна

Панькина Римма Александровна

«Казанская благозвонница»

Сизова Юлия Владимировна

Сотрудники склада

Медведева Лия Рустэмовна

Кузнецова Ольга Геннадьевна

Елизарова Мария Ивановна

Ходик Анастасия Анатольевна

+79520401205

Пресс-служба

Иерей Димитрий Аликин

Молодёжный отдел

Гаранин Артём Владимирович

ОРОИК

Сидоров Илья

Главный инженер

Федотов Михаил Михайлович

Координатор социальных проектов

Варганова Ольга Сергеевна

Паломническая служба

Шигаева Ольга Ивановна

Заведующие хозяйством

Диакон Александр Букасов

Диакон Димитрий Кудрявский

История

Дореволюционный период

В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.

Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.

В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.

В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.

В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.

Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.

После революции была закрыта.

Современный период

В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.

17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.

Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.

Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.

Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.

Земля, благословенная святой молитвой

На территории Республики Татарстан христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестов, других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX в. территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары — приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные народы. В X в., после приезда в Булгарию Багдадского посольства, булгарские племена приняли ислам в качестве государственной религии, но на Средней Волге продолжали существовать и христианские поселения.

Так, согласно летописям, в 990 г. киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название Греческая палата, скорее всего, такое название носила церковь. В XIII в. Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды. С 1261 г. здесь действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, резиденция правящего архиерея располагалась в г. Сарае. Казань впервые упоминается в русских летописях в 1276 г., когда хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как ярославский Чу­дотворец Федор.

В 1445 г. в северных пределах Волжской Булгарии образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее ис­поведовать ислам. Причем на этот раз и вну­тренняя, и внешняя политика нового госу­дарства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, за­хватывало в плен огромное число русского населения, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Русский царь Иван IV Великий предпринял несколь­ко дипломатических попыток посадить в Ка­занском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 г. в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен деревян­ный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. 150-тысячное русское войско осадило Казань и штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

Святители и миссионеры

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа — «Казанский и Болгарский», в 1795-1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 г. архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 — «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 — «Казанскими и Марийскими», с 1993 г., в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея — «Казанский и Татарстанский».

С 1732 г. Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. — епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), пробывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже — настоятель Свияжского Успенского монастыря. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX в. в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 г. после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 г. Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 г. в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 г. (но в 1822 г. было отменено), затем — Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Тема: Паломничество

Новостей 129

  • >>

15.09.2021

Паломническая служба приглашает посетить Макарьевский монастырь

26 сентября паломническая служба Казанской епархии организует поездку в Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.

23.08.2021

Паломническая служба Казанской епархии организует поездку в Свияжский монастырь

11 сентября, в день воспоминания Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, паломническая служба Казанской епархии организует поездку в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь.

22.08.2021

Паломническая служба Казанской епархии приглашает в поездку в Арзамас и Дивеево

Паломническая служба Казанской епархии организует трехдневную паломническую поездку по святым местам Арзамаса и Дивеево. Поездка будет проходить с 17 по 19 сентября.

21.08.2021

Паломническая служба Казанской епархии организует поездку в Псково-Печерский монастырь

В 2021 году паломническая служба Казанской епархии организует восьмидневную поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Поездка будет проходить с 25 августа по 1 сентября.

18.08.2021

Православная молодежь казанского прихода во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии посетила святые места Муромской земли. Участники поездки заранее ознакомились с историей города Мурома, с трудами и подвигами Муромских святых.

01.08.2021

Благословенное Дивеево

Все в человеческой жизни совершается по Промыслу Божию. Поэтому возблагодарим Господа Бога и Его Пречистую Матерь за то, что даровано людям такое удивительное место на земле – Дивеево, изобилующее благодатью Божией

23.07.2021

Паломники из Татарстана посетили фестиваль «Царские дни» в Екатеринбурге

С 15 по 18 июля в Екатеринбурге находилась группа паломников из Татарстана. Верущие принимали участие в мероприятиях, посвященных памяти святых Царственных страстотерпцев. Святые Царственные страстотерпцы — император Николай Александрович,

23.07.2021

Паломническая служба Казанской епархии организует поездку в село Аркатово

25 июля, в день празднования памяти иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», паломническая служба Казанской епархии организует поездку в храм Смоленской иконы Божией Матери села Аркатово (Пестречинский район Республики Татарстан).

20.05.2021

10 июня, в праздник Вознесения Господня, паломническая служба Казанской епархии организует поездку в Свияжскую Макарьевскую пустынь.

14.04.2021

Казанская духовная академия

В 1723 г. основана Казанская Архиерейская Славяно-Латинская школа при митрополите Тихоне. Первый состав учащихся определялся пятидесятый двумя учениками. Исключительное положение Казанской епархии, подвигло к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей. Духовная школа готовила кадры для миссионерского служения. В 1733 г. Славяно-Латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в Семинарию. Будучи воспитанником Киевской Духовной Академии, архиепископ Иларион пожелал Казанскую Семинарию устроить по образцу Киевской Академии. Для того пригласил в Казань преподавателей — выпускников Киевской Академии.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию введена новая методика преподавания: расширен курс дисциплин, введена история, география, немецкий и французский язык, математика.

Академический уровень Казанской Духовной Семинарии стал настолько высок, что в 1797 г. указом императора Павла I она получила статус Академии. Кроме общих для всех семинарий предметов, здесь преподавались особые. Высшая духовная школа славилась полным курсом философии и богословия, курсами логики и красноречия, также преподавалась физика, давалось обучение латыни, еврейскому, греческому, немецкому, французскому языку. В Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу местные наречия — татарский, чувашский и черемисский (марийский) язык.

В 1818 г., после реформы духовного образования, Казанская Духовная Академия была закрыта. Статус Академии сохранили только высшие школы Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Казанская семинария стала подотчетна Санкт-Петербургской Духовной Академии. Позже и семинарские программы были значительно сокращены. Духовая Академия в Казани вновь открывается только в 1842 г. Отличительной ее особенностью стало наличие миссионерского отделения, где преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В Казань была перевезена Соловецкая библиотека, студенты и преподаватели академии получили возможность исследования уникальных изданий: рукописи изучались, переписывались…

В стенах Казанской Духовной Академии преподавали лучшие ученые того периода, авторы известных трудов. Профессора И.Я. Порфирьева, автор «Истории русской словесности», П.В. Знаменский, Н.И. Ивановский, автор «Курса церковного права» профессор И.С. Бердникова. При Академии выпускался богословский журнал «Православный Собеседник».

Революционные события стали катастрофой для духовного образования в России. В марте 1921 г. ректор Академии епископ Чистопольский Анатолий арестован.

Возрождение казанской духовной школы началось в 90-х гг. прошлого века. В 1997 г. открылось Казанское Духовное Училище, во время посещения Казани святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, благословил воспитанников и преподал архипастырское напутствие. 17 июля 1998 г. Казанское Духовное Училище по прошению ректора Анастасия Архиепископа Казанского и Татарстанского преобразовано в Семинарию. Учебный план Казанской Духовной Семинарии предполагает преподавание богословских дисциплин и ряда светских, которые являются необходимыми для получения любого высшего гуманитарного образования. Главное сокровище духовной школы — древняя обширная библиотека.

Небесный покровитель Казанской православной духовной семинарии — Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Казанская Православная духовная семинария подотчетна Епархиальному Архиерею. В 2015 г. ректором Казанской духовной семинарии назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Первым проректором Казанской православной духовной семинарии является игумен Евфимий (Моисеев).

В Казанской духовной семинарии представлены два отделения: пастырско-богословское (бакалавриат, магистратура, заочное обучение) и регентско-катехизаторское.

В настоящее время в семинарии обучается 78 студентов дневного и 180 студентов заочного обучения. В семинарии готовят кандидатов для рукоположения в священный сан, специалистов в области православного богословия, регентов церковных хоров, катехизаторов и миссионеров.

В составе профессорско-преподавательского состава — 8 докторов, 20 кандидатов наук. В 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Казанская епархия взяла курс на возрождение Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарий.

Путь возрождения

В 1988 г. начинается активное возрождение православной жизни в Татарстане. В это время на Казанскую кафедру решением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). До того как в 1989 г. епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало два храма. В 1991 г. был возвращен Раифский монастырь, в 1994 г. — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 г. — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Процесс постепенного возвращения храмов Татарстанской митрополии продолжается и по сей день.

В 2015 г. произошло событие взволновавшее всех православных христиан России — 4 ноября, в день народного единства, подписан указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 г., в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, будет заложен памятный камень в основание храма.

Лихолетье

В советское время Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила крайне тяжелые времена. В 1918 г. были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов), управлявший епархией, смог побывать в Казани всего два раза, проводя все годы в тюрьмах и ссылках, где и принял мученическую смерть. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина). К 1937 г. епархиальное управление перестало существовать. В 1929 были закрыты все монастыри, в том же году начались массовые закрытия церквей и репрессии против духовенства. С 1929 по 1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях, жертвами репрессий стали многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 г. в Татарской АССР остались только 2 действующих храма, в Казани и Мензелинске.

После 1938 г. Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии.

В годы послабления гонения на веру, в 1947 г. при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. К 1948 на территории Татарстана действовало уже 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 г. из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952 гг.). Но в первой половине 1960 г. наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 г. архиепископ Иов (Кресович) был осужден по сфабрикованному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и 8 в Марийской республике.

Другим видным иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960-1975 гг.), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 г. известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы, архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма епархии. С 1975 по 1989 г. епархией руководил епископ Пантелеймон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 г. в епархии действовали по Татарской АССР — 16 приходов, по Марийской АССР — 11 приходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector