Икона святой благоверной великой княгини анны кашинской

Извержение из святых

24 февраля (1677 г.) случилось невероятное! Неожиданно прибыла в Кашин патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями — вскрыть гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями в 1650 году, и произвести новый досмотр мощей и новый опрос церковного причта и свидетелей чудес. Канонические обоснования чествования благоверной княгини Анны, не вызывавшие в течение 30-ти лет ни возражений, ни сомнений, подлежали пересмотру.

Очевидно, что комиссии было предписано во что бы то ни стало найти поводы для уничтожения канонизации благоверной княгини Анны. При осмотре 1649 года обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями, летописями и Степенной книгой. Так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярыней, и родилась она не в Кашине, как было написано в житии, а в Ростове, и  дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Патриарх Иоаким не раз говорил: «Не знаю я ни старой веры, ни новой, но что начальницы велят — то и творю». В бытность его патриархом был принят уголовный кодекс, вводящий смерть за проповедь Старой Веры

Малый церковный собор, созванный патриархом Иоакимом, постановил:

  • житие и Сказание о чудесах признать недостоверными;
  • гроб благоверной княгини Анны с мощами в Воскресенском соборе запечатать архиерейскими печатями;
  • покров с образом княгини Анны и иконы взять в Москву и впредь, до рассуждения и подлинного рассмотрения Великого собора, образов не писать;
  • празднеств княгине Анне не отправлять, молебнов не петь, а церковь, во имя ее в Успенском соборе построенную и «без известного испытания освященную», до Великого собора запереть и запечатать.       

Все же, продолжающие иметь иконы или житие святой княгине, объявлялись подверженными анафеме. Однако реальными причинами извержения были вовсе не ошибки в житии святой. Известный историк и специалист в области агиографии профессор Голубинский прямо пишет:

То есть в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения. Продолжая свою мысль, Голубинский указывает:

Предание же гласило, что прибывшие по приказу патриарха Иоакима в Кашин священники-новообрядцы стали складывать пальцы усопшей благоверной княгини в троеперстие. Но сколько раз они это ни делали, на следующий день рука княгини вновь изображала двуперстие. Приходящие к мощам княгини видели это чудо и говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного крестного знамения. Особый авторитет этому придавали свидетельства автора первого жития благоверной княгини-инокини Анны — дьячка Никифора, а также священника кашинского Успенского собора Василия и инока Варлаама, имевших непосредственное отношение к обретению мощей княгини в 1648 году.

Все постановления Малого собора были утверждены с некоторыми дополнениями: храм во имя благоверной княгини Анны построенный переименовать во имя «Всех Святых», мощи же ее пусть стоят, как обыкновенная княжеская гробница; княгиню Анну поминать вместе со всеми православными великими князьями и княгинями. Серебряные и золотые украшения, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем к мощам преподобной Анны, были отняты и отосланы в подарок монастырю св. вмчц. Екатерины в Египте, где находятся и в наши дни.

Этот же собор наказал свидетелей и участников прославления святой Анны: дьячка Никифора, священника Василия и инока Варлаама. Последний был приговорен к затвору в монастыре «неисходно до смерти».

Трагедия жены и матери

В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия — Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.

После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.


Князь Дмитрий расправляется с убийцей своего отца

В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми — в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны — Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.

Терпение во спасение души

Апостол и евангелист Лука писал совсем не зря такие мудрые слова, в которых определяются понятия того, что терпением спасаются души человеческие. В Священном Писании есть еще очень важные и пророческие тексты, гласящие о том, что от умножения беззаконий во многих людях оскудеет любовь, или претерпевший до конца сам спасен будет. Это говорит о том, что именно в терпении можно найти зрелость христианского характера и его готовность принять монашество, проповедничество или мученическую смерт за свою веру. Такой и была святая Анна Кашинская. В чем помогает княгиня? Чтобы ответить на этот вопрос надо окунуться в историю того времени, в котором она жила.

О чем молятся святой Анне Кашинской?

Святая Анна, пройдя через все испытания, сохранила кроткий нрав и любовь к Господу. Ее характер, судьба и образ жизни являлись величайшим образцом христианского смирения и милосердия.

Поэтому молитвы Анне Кашинской возносят все страждущие, желающие донести свои просьбы Господу. Чаще всего возносят молитву Анне Кашинской о здоровье, но это далеко не весь перечень помощи, который она оказывает христианам. Просят святую Анну:

  • об исцелении от болезней, облегчении тяжких страданий и укреплении веры в бога;
  • перед тем, как принять сложное решение, или непростой выбор в своей жизни;
  • перед началом нового жизненного пути (уходе в армию, поступлении в институт, устройстве на новую работу, принятии монашеского пострига)
  • о семейном счастье, здоровье детей и близких;
  • перед замужеством (особенно, когда у человека есть сомнения в том, стоит ли вступать в брак);
  • крепости духа и придания ясности мыслям;
  • в безвыходной, или запутанной жизненной ситуации, когда человек не видит для себя путей выхода и самым правильным выбором кажется смерть.

Возносят молитвы Анне Кашинской о замужестве молодые девушки в полном уединении перед ее иконой с зажженной свечей, или лампадой. Прежде чем молиться святой нужно освободить свой ум от злых, корыстных и негативных помыслов. Просить помощи нужно искренне, со смирением в душе и сильной верой в сердце.

Святая Анна Кашинская

Много несчастий довелось перенести инокине Анне Кашинской. Сначала молодая жена тверского князя потеряла отца. Через два года, в 1296 году, в пожаре лишилась всего имущества. Дальше беды и лишения посыпались как из рога изобилия:

  • Опасно заболел молодой супруг. Замуж она выходила за князя Михаила Тверского почти сразу после смерти отца. Любовь супругов была обоюдная, только семейное счастье было коротким.
  • Умерла старшая дочь Федора.
  • Началось противостояние с князем Юрием Московским (1317 год).
  • Княгиня навсегда распрощалась со своим мужем, князем Михаилом. Тот уехал в Орду и был казнен (1318 год).
  • Князь Димитрий, старший сын благоверной Анны, убил князя Юрия Московского за то, что он был причастен к убийству отца. За это князь был казнен ханом. Кстати, чуть погодя граждане Твери разбили местное татарское войско под предводительством хана Узбека. Это восстание жителей вызвало гнев руководства основной ставки татаро-монгол. Тверскую землю сравняли с землей. Оставшихся в живых жителей угнали в плен.
  • Татарским ханом были казнены сын Александр, внук Федор. Их тела расчленили посуставно (1339 год).

Следовавшие друг за другом испытания не сломили ее, хотя казалось, что живая душа не может пережить подобные страдания. Зато все эти невзгоды подготовили благоверную княгиню к монашескому постригу. Последнее испытание сподвигло Анну Кашинскую принять монашество, что она и сделала. Сначала она несла службу в Софийском монастыре Твери, чуть позже младший сын отстроил для матери отдельную обитель.

Свою кончину инокиня приняла в монашеском облачении, в строгом аскетизме, молитвах, здесь же, в 1368 году. Похоронена святая на территории храма Успенской обители. После погребения начались чудеса излечения обреченных на смерть больных. Канонизирована Кашинская в 1649 году. Мастера-иконописцы Софийского собора написали ее образ.

Великомученицу Анну Кашинскую предали забвению на долгие годы. Даже не ухаживали за ее последним пристанищем. Тогда ее образ явился благочестивому клирику. Жители города Кашина вспомнили о благих деяниях Небесной покровительницы. Происходящие чудеса от мощей святой достигли ушей царя Алексея Михайловича, Патриарха Никона. Решением Московского Собора были открыты и перенесены мощи княгини. Мероприятие датируется 1650 годом.

История Русской Православной церкви отмечает, что княгиня Анна Кашинская одна удостоилась такого невиданного торжества. Спустя короткое время раскольники сделали святую своим символом, что послужило причиной для отмены канонизации мученицы. Такое событие тоже является единственным в истории христианства.

Святая княгиня развенчанной пролежала 230 лет. Однако это не мешало верующим продолжать почитать покровительницу и обращаться к ней с молитвой о помощи при принятии важных решений. Святая неизменно подсказывала верное решение, успокаивала смятенные души молящих.

Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании

Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г., следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны — князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери — князь Михаил Черниговский — героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.

Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.

Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.


Супруг преп. Анны — благоверный князь Михаил Тверской. Он был также понижен в богослужебном статусе после церковного раскола

8 ноября 1294 г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей

В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г

у княгини Анны родился первенец — сын Дмитрий, В 1299 г. — дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, и потом еще один сын — Василий, дата рождения которого неизвестна.

Царь

В 1677 году в Кашин поклониться святым мощам святой схимонахини Анны захотел приехать сам царь Феодор Алексеевич, но в последний момент он отказался от этой поездки, по примеру отца своего Алексея Михайловича. Вместо этого проводилось заседание, датированное 12-21 февраля этого же года, по распоряжению патриарха Иоакима была создана комиссия из митрополита Иосифа, архиепископа Симеона, игумена Варсонофия, протопопа Иоанна Лазарева, которые, осмотрев мощи святой, выявили свои «несогласия» и пришли к выводу, что правая рука княжны Анны сложена двуперстно.

И тогда ее светлая память опять пострадала, канонизация имени святой была отменена. Это был единственный такой очень необычный случай на Руси в православной церкви.

Забвение и чудеса

В 1368 году 2 октября душа ее упокоилась. Перед своей кончиною княгиня Анна приняла схиму. Ее похоронили в Успенском храме монастыря города Кашино (Тверской области), где она жила. К ее гробнице сначала относились неподобающим образом, а ее имя со временем было просто забыто за древностью лет. Но в 1611 году произошли чудеса при гробе ее. Во время осады города Кашина литовскими восками она явилась одному благочестивому пономарю, вылечила его и сказала, что она молит Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, чтобы они избавили город от захватчиков. И тогда у жителей города пробудилось благоговейное отношение к своей небесной защитнице, которая и потом не раз спасала город от разорения.

Тогда в честь святой благоверной Анны стали назвать новорожденных детей, ее закрытый гроб стали украшать.

Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь Михаил Тверской, и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

«Не кладите на мою гробницу шапки». Первая канонизация

Шли годы. Постепенно тверские земли отошли к Москве, а род Кашинских удельных князей стал забываться. В 1611 г., почти через триста лет после своего успения, княгиня Анна является во сне Герасиму, пономарю Успенского собора, в котором почивали ее мощи, и исцеляет его от смертельной болезни. При этом она с упреком сказал пономарю: «Вы мною пренебрегаете и попираете ногами, и не понимаете, что я храню ваш город от рук врагов, зол и напастей».

Княгиня повелела Герасиму сказать священнику собора и всему причту, чтобы зажгли над ее гробом лампаду перед образом Спасителя и не клали больше шапки на гроб.

Видение пономаря переполошило весь город. Люди стали вспоминать, что действительно в 1606 – 1611 году, когда поляки и литовцы жгли русские города, враги несколько раз подступали к Кашину, но почему-то всякий раз уходили. И пожар, который недавно грозил сжечь весь город, каким-то чудесным образом сам по себе прекратился.

Народ повалил в собор, гробницу привели в порядок, а слух о княгине Анне дошел до самого царя. Люди постепенно стали призывать на помощь в своих молитвах преподобную и опытно узнавали о силе ее заступничества. Данные о чудесах, происходящих по молитвам к княгине, стали собираться и записываться. В 1649 г. при правлении царя Алексея Михайловича и патриарха Никона состоялась канонизация княгини Анны. Во время вскрытия гробницы были обретены ее нетленные мощи, и у всех на глазах произошло несколько чудесных исцелений. Во время описания нетленности мощей было зафиксировано, что пальцы на правой руке княгини были сложены в форме двуперстного крестного знамения.

Храм Анны Кашинской

Выборгская сторона в Петербурге всегда была преимущественно фабричным, заводским районом. В начале XIX века православных церквей здесь явно не хватало, поэтому народ тянулся в секту пашковцев. Учение секты носило протестантский характер, то есть не признавались иконы, свечи, церковные таинства, духовенство. Организовалась секта после посещения города английским проповедником лордом Редстоком. Его взгляды подхватил отставной полковник Пашков. Петербургское духовенство очень беспокоило влияние пашковцев на местную паству. Поэтому решили на Сампсониев-ском проспекте построить православный храм. Этот участок земли подарил Кашинскому женскому монастырю почётный гражданин Петербурга, уроженец Кашина, Филипп Павлович Кручинин. И на Выборгской стороне начали строить церковь и подворье Кашинского монастыря. Торжественное освящение храма состоялось в декабре 1909 года. Стоит отметить, что последний русский царь сделал немало, чтобы почитание Анны Кашинской было восстановлено.

Жизнь

Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. 8  ноября 1294 года вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского (впоследствии канонизирован), 22 ноября 1318 года казнённого в Орде по приказу Узбек-хана. В 1326 году в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.

Год её монашеского пострига неизвестен. В 1358 году 80-летняя княгиня, бабка князя Михаила Александровича, упоминается уже как монахиня София, вероятно, она тогда уже была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. В 1361 году пожертвовала несколько сёл Тверскому Отрочу монастырю, куда ушёл на покой тверской епископ Феодор (также канонизирован). Приняла участие в похоронах святителя в 1367 году. В этом же году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь и устроившим расправу над людьми своего племянника князя Михаила, который вскоре вновь его выбил из Твери при помощи литовцев. Там она и скончалась. Стала известна в миру как Анна Кашинская, хотя прожила в этом городе только последний год жизни. По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны (на иконах часто изображается в схиме).

Молитвы

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, / великая княгине инокине Анно: / яко бо лоза плодовита посреде терния, / процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, / всех удивила еси чудным твоим житием, / темже Христу Богу угодила еси, / и ныне, радующися и веселящися, / пребываеши с лики преподобных жен, / наслаждающися райския красоты и веселия. / Молим убо тя, моли о нас / Человеколюбца Христа Бога нашего, / даровати нам мир и велию милость

Ин тропарь, глас 4

Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Ин кондак, глас 8

Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

В каждом святом есть своя степень христианской добродетели, которую каждый в себе индивидуально воспитывал. Анна Кашинская — святая благоверная княгиня, ставшая воплощением одной из самых важных в жизни любого человека христианских добродетелей — терпения. Только через него можно прийти к смирению и кротости, которые дают ключи к дверям спасения, что предполагает начало духовного подвига.

Приобщение к лику святых

Пономарь церкви Успения Божьей Матери тяжело заболел и молился Богородице, просил благочестивую заступницу о ходатайстве перед Богом.

Чудо исцеления произошло в 1611 году в старой деревянной церкви, где провалился пол, и там была найдена неизвестная могила. После этого больного во время сна посетила Анна в схимнической одежде, и просила, почему они топчутся на ее могиле. Пономарь наутро привел в порядок могилу и выздоровел, а народ снова потянулся с молитвами к княгине, получая неоднократные исцеления.

Духовенство Кашина обратилось к царю Алексею Михайловичу с просьбой провести освидетельствование мощей княгини.

Важно! Нетленные мощи благочестивой княгини Кашинской были обретены 21 июня 1649 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Ионы и клира. По решению Собора Русской православной церкви святая Анна из Кашино пополнила список святых

Ее святые мощи были открыты для общего поклонения

По решению Собора Русской православной церкви святая Анна из Кашино пополнила список святых. Ее святые мощи были открыты для общего поклонения.


Рака с мощами святой Анны в Вознесенском храме г. Кашино

12 июня 1650 года в честь открытия мощей было проведено церковное прославление святой княгини Кашинской. В этот же день состоялось перенесение нетленного тела святой Анны под своды каменного храма Воскресения Господнего. Служба специально была составлена иеромонахом Епифанием Славинецким.

На заметку! Более 40 чудес было зафиксировано у мощей благоверной Анны.

При перенесении мощей рака была накрыта покрывалом, на котором руками царицы Марии было вышито изображение Анны Кашинской. В этот день чудо не заставило себя ждать — Скобеева, сноха старосты Кашино была исцелена прямо во время богослужения.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

празднование – 25 июня и 15 октября

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь
стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери
Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского,
предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей
горя народного, известной в истории как «Анна, Кашинская чудотворица».

Княгиня Анна — правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка
святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ
изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении
перед родственниками — мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей
своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности —
целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой
покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства,
украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве.
В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство
тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за
родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы,
оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар,
которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на
верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь.
Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой,
когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда
предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не
устрашит тебя ни огонь, ни колеса , ни меч, ни сечиво, но будь терпелив,
пойдя на сие добровольно… Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса
Христа». В прощальных словах княгини Анны — вся глубина любви ее к Богу,
жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.
Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на
подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда
осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь
Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна
нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын —
великий князь Тверской Димитрий «Грозные очи». В 1327 году второй сын
Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку
хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго
скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его
сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось,
их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все.
Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после
гибели сына Александра и внука Федора — крайнего предела своих страданий.
«В женском естестве мужескую крепость имела еси» — так ублажает Церковь
святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына
Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально
для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня — любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в
Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15)
октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась
многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в
1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа)
1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня
Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в
Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким
поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с
обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в
своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление
и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним
притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо
проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная
княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия,
умирительницей раздоров и неурядиц.

Жизнеописание преподобной Анны Кашинской

Очень скоро княгиня Анна потеряла любимого супруга и обоих сыновей. Пережив такое великое горе, женщина решила принять свою судьбу с кротостью и смирением. Она ушла в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Господу.

При постриге ей было дано имя София. Только перед самой кончиной, приняв схим, она снова назвалась Анной. Последние месяцы жизни старица Анна жила в городке Кашино, который впоследствии назвали местом поклонения святой.

Русский царь в 1649 г. лично присутствовал на богослужении, посвященном мощам святой Анны, оказавшимися нетленными. С того самого дня православные христиане почитают Анну, как мученицу. Молятся Анне Кашинской о сотворении чуда выздоровления от тяжелых недугов и неизлечимых болезней, а также защите брака и семьи.

Однако церковные распри, произошедшие в 1677 г. повлекли де канонизацию Анны. Только в 1909 году по приказу царя Николая святая мученица Анна была восстановлена в ранге святой, а ее мощи снова разрешили посещать паломникам. Почитают святую Анну с 12-25 июня, с 21 июля по 3 августа и со 2 по 15 октября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector