Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Содержание:

Свечи во здравие

Свечи во здравие

ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами. Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть в случаях нездоровья. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Святые мощи Сергия Радонежского, изъеденные молью

«Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ.11 апреля 1919

Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

«Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 г.

Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей. Причем, некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки — сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг».

Как отличают настоящие мощи от поддельных?

Древняя практика разделения святых останков на частицы (для положения новых храмов и защиты от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных мощей. Обогащение на фальшивых святынях процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойцов отмечает:

Священник предостерегает от покупки «частиц мощей» в Интернете и на барахолках. Если православный христианин по неведению приложился к поддельным мощам, то в этом нет ничего страшного. Ведь главное – это вера, с которой мы просим помощи у Бога и святых. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Специалист в области изучения православных святынь Михаил Артеев указывает на то, что подлинные святыни всегда хорошо документированы и «не появляются из ниоткуда». Мощевики опечатываются епископами и вскрываются только при их участии. Разделение святых останков непременно фиксируется в документах. В некоторых случаях проводятся специальные исследования и экспертизы. Михаил добавляет, что в антиминсы зашивают частицы лишь достоверных мощей.

История выражения «По мощам и елей»

Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённыйсразу после его смерти — в январе 1924 года, залило канализационными водами, Патриарх Тихон выразился по этому поводу: «По мощам и елей», что означало – каков праведник, таково и «благоухание».

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимый и почитаемый,после Пресвятой Богородицы, на Руси святой. 

21

Май
2017 года

Впервые за 930 лет его мощи покинули г. Бари, где они находятся с 1087 г. и были принесены в Россию. Им смогли поклониться около 2,5 млн человек.

Наряду с Николаем Угодником, на Руси особо прославляют Спиридона Тримифунтского. Каждый год ему надевают новые башмачки,астарые, «изношенныеотдают в православныецеркви. В Свято-Даниловомхраме Покровского монастыря имеется один такой башмачок, ещё один есть в Саввино-Сторожевском монастыре в Московской обл. в Звенигороде. Икона святителя с частицей   мощей   пребывает   в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощами есть во многих Российских храмах.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.


Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Это интересно: Мощи святой блаженной Ксении Петербургской: это познавательно

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

Примечание:

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

Всегда ли святые мощи нетленны?

Нет, не всегда. Тление мёртвого тела – естественный, установленный Богом процесс, который не является признаком гибели души почившего. Также нетленность останков ещё не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.

Однако тела грешников, хоть и бывают неповреждёнными, но при этом являются безобразными, чёрными, раздутыми. Нетленные мощи святых, напротив, как правило, источают благоухание, они не противны взору. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетление святых мощей

Преподобный Амвросий Оптинский говорил следующее:

Священномученик Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях останки могут хорошо сохраняться всего лишь из-за благоприятных климатических условий. Тела подлинно святых людей зачастую начинали тлеть после смерти, но этот процесс останавливался Божественной силой:

В любом случае главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и происходящие по его молитвам чудеса. Нетленность же мощей выступает лишь дополнительным доводом.

Итак, не все нетленные останки являются святыми и не всегда мощи праведников остаются нетленными. Однако в течение многих столетий в народе бытовало убеждение, что святые мощи непременно являются неповреждёнными. Это заблуждение использовалось безбожными советскими властями в антирелигиозной пропаганде. Проводилось множество публичных вскрытий святых мощей. Многие из них оказывались костями, что расходилось с ожиданиями людей.

Способы хранения святых мощей

Как выглядят мощи святых? Это могут быть как высохшие тела или скелеты праведников, так и отдельные их фрагменты. Для хранения и выставления на поклонение полностью сохранившегося тела или объёмных мощей используется красиво оформленный деревянный или металлический гроб – рака. В ней также могут находиться различные реликвии, связанные со святым (одежда, крест и т.п.).

Фрагменты мощей хранятся в небольших ящичках (ковчежцах) или сосудах (мощевиках). Ковчежец со святыми останками закладывают под престол православного храма при его освящении епископом. Мощевики же часто крепят к иконам. Роль мощевика могут выполнять архиерейская панагия (нагрудный образ Богоматери), крест священника и прочие атрибуты духовенства. В старину фрагменты мощей нередко носили на себе и миряне, используя нагрудные ладанки-реликварии.

В алтаре православного храма на престоле лежит антиминс – платок с зашитой частицей мощей. Известно, что первые христиане служили литургию на гробах мучеников. Поэтому современная Церковь, следуя древнему священному обычаю, совершает литургию на антиминсе с частицей святых останков.

Христиане поклоняются телам умерших, но при этом сами называют их странным словом «мощи». Что это на самом деле?

01. Что это?

Мощи — это останки святых. Мощи становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Почитая их, христиане верят не в «могущество» или силу самих по себе останков, а в молитвенное ходатайство святых, мощи которых находятся перед ними.

02. Как выглядят мощи?

По-разному — это может быть высохшее тело, кости, мышцы, волосы, зубы, сухожилия, отдельные части тела разной степени сохранности. Иногда это может быть прах — тела мучеников часто сжигали, но верующие все равно собирали то, что оставалось.

04. Что говорит Библия?

О святых мощах говорится уже в Ветхом Завете: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4 Цар. 13:20-21) — мертвец ожил от прикосновения к костям Елисея.

05. Если есть мощи, человек святой?

Не всегда. Наличие мощей — не единственный повод для канонизации. Они могут быть дополнительным аргументом, но основной причиной — нет. О святости человека в первую очередь говорят его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам.

06. Где и как хранят мощи? (Рака)

Рака — гроб из дерева или металла, в котором хранят мощи. Часто украшается резьбой или драгоценностями, стоит в храме.

07. Где и как хранят мощи? (Ковчежец)

Ковчежец — небольшой ящичек с частью мощей святого или нескольких святых. Иногда вместе с мощами в него кладут реликвии, связанные с жизнью святого (например, нательный крест или одежду). Может храниться дома.

08. Где и как хранят мощи? (Мощевик)

Мощевик — маленький сосуд для части мощей. Как правило, мощевик крепят к иконе святого для поклонения. Иногда в качестве мощевика используют панагию архиерея, священнический или нательный крест.

09. Где и как хранят мощи? (Антиминс)

Антиминс — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда есть на престоле в алтаре любого православного храма. На нем совершает таинство Евхаристии. Со времен раннего христианства оно совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это таинство также совершается на святых останках.

10. Для чего мощи разделяют на частицы?

Чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к святыне. Само по себе тело святого — не источник исцеления и чудес. Источник — сила Божия, которая в нем живет. Эта сила неделима.

11. Если я не верю?

Тот же VII Вселенский собор постановил извергать из сама епископов и клириков, отвергающих мощи. Мирян и монахов в этом случае отлучают от Церкви.

Источник

Сохранение мощей

Фото: Kamensk-eparhiya.ru

На заре христианства святыни часто приходилось скрывать, они терялись и обретались вновь. Известно о существование мощей, остающихся нетленными на протяжении столетий (например, мощи, принадлежащие святителю Спиридону Тримифунтскому, жившему в III-IV веках).

Чем более известен святой, тем большее количество храмов и церквей желает иметь у себя частицу его мощей. Однако после смерти некоторых святых мощи не оставались. Особенно часто это происходило во времена раннего христианства, когда верующие подвергались гонениям. Из-за этого мучеников, не отказывавшихся от веры в Бога и Иисуса Христа, убивали. Тела их топили в воде, сжигали или уничтожали другим способом.

При необходимости мощи или их частицы переносят из одного храма в другой в соответствии с определенным порядком. Для этого требуется направить запрос епископу, например, чтобы отделить часть мощей для нового храма. Если такая возможность существует, частицы отделяют, направляя вместе с доверенным священником.

Уникальность Покровского московского монастыря

Покровский монастырь является постоянным хранителем мощей Матроны Московской, которые практически никогда не оставляют монастырь, хотя частицы останков блаженной для поклонения вывозят по городам России вместе с ее иконами. Для православных христиан прибытие в их город мощей блаженной Матроны Московской — большое событие, собирающее тысячи прихожан.

Покровский монастырь обладает двумя уникальными святынями — иконами Святой Матроны, которые украшают стену храма и сам храм Покрова Пресвятой Богородицы.Невозможно не заметить этих икон, ибо около них никогда не исчезают живые цветы, которые приносят паломники. Многие люди, приехавшие просить о чем-то святую, отмечают, что, не отходя от раки или иконы, они чувствовали ответ. Если после прошения в душе становится светло и наступает покой — молитва принята. В случае тревоги или беспокойства следует провести «ревизию» своей жизни.


Верующие просят помощи у Матроны Московской около Покровского монастыря

Сердится Матронушка, не хочет помогать из-за какого-то греха или просимое будет человеку не в радость, не принесет пользы. Блаженная слепая учила каждого приходящего к ней за помощью доверяться воле Божьей, чувствовать себя «дитем в саночках», которые везет Господь.

После молитвы около мощей святой Московской блаженной люди:

  • укрепляются в вере;
  • учатся доверять во всем Творцу;
  • духовно возрастают;
  • физически укрепляются.

Важно! Сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает людей обращаться к блаженной Матроне, помогающей облегчить несение страданий. Помня о страданиях слепой девушки, ее нелегкой жизни, в молитвах следует не только молиться об исцелении, но и о том, чтобы с достоинством пройти все испытания, воздав всю славу Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Московская святая оставила пример праведной жизни, во время которой следует всегда и во всем отдавать благодарность Всевышнему, независимо здоров ты или немощен, богат или беден

Помня о страданиях слепой девушки, ее нелегкой жизни, в молитвах следует не только молиться об исцелении, но и о том, чтобы с достоинством пройти все испытания, воздав всю славу Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Московская святая оставила пример праведной жизни, во время которой следует всегда и во всем отдавать благодарность Всевышнему, независимо здоров ты или немощен, богат или беден.

Как определяется святость мощей

Святость мощей связана, прежде всего, с тем, каким был человек при жизни. Канонизация человека, то есть, признание его святым, происходит всегда после его кончины, иногда спустя много лет.

В 1993 году митрополит Ювеналий в докладе «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной церкви на епархиальном уровне» указал несколько критериев, согласно которым человек может быть признан святым. Среди них: праведная жизнь или мученическая смерть за Христа (иногда и то и другое вместе), большие заслуги перед Церковью или перед народом Божиим, чудеса, совершаемые по молитвам святого или на его могиле и т.д.

В XVII столетии критериями святости назывались следующие: безукоризненное православие; страдание за веру «даже до крови»; проявление Божественных знамений и чудес.

При этом сегодня, как и в старину, мощи святого, безусловно, имеют значение (не решающее) для канонизации, но их полная сохранность или нетленность никогда не являлась обязательным условием.

Говоря о нетленности святых мощей, церковные авторитеты имеют ввиду те частицы, останки, которые не истлели со временем. Историк церкви, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский, писал, что «нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся, не истлевшие кости». Как правило, обретенные (найденные, обнаруженные) святые мощи издают приятный аромат, на них может выступить миро (масло), и сами останки при этом не имеют устрашающего, отталкивающего вида. Об этом можно прочесть в многочисленных описаниях чудесных обретений святых мощей.

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых. 

  • Самая известная Московская святыня  мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре. 
  • В Богоявленском патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощи святителя Алексия Митрополита Московского. 
  • Мощи Патриарха Тихона почивают в Московском Донском ставропигиальном мужском монастыре. 
  • В Московской обл. в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощи основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского. 
  • Мощи любимого последователя Сергия Радонежского Саввы Сторожевского, покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре. 
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги  святые благоверные Петр и Феврония. Помолиться и попросить помощи в супружестве можно в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря. 
  • В Четвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородской обл. почивают мощи преподобного Серафима Саровского. 
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область славятся своими святынями. 
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной. 
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощи великого князя Святого Александра Невского. 
  • В Александро-Свирском монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощам Александра Свирского. 
  • Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре. 
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощи Покровителя Урала  чудотворца Симеона Верхотурского. 
  • К нетленным мощам Святителя Тихона Воронежского (Задонского) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Липецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца. 
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре упокоились нетленные мощи Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки. 
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощам Павла Таганрогского. 

Святые мощи имеют особенное благотворное воздействие на душу человека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему и всем нам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей. 

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

  1. Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
  2. Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
  3. Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации, у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!

О чем просить блаженную святую России

Мощи святой Матроны Московской, хранимые в Покровском монастыре Москвы, привлекают тысячи паломников, ибо каждый приходящий получает ответ на просьбу.

Самое надежное оружие против проблем — молитва, с ее помощью Святая Матрона силой своей веры помогала людям.

Перед смертью Матронушка оставила свое устное завещание, пообещав всем, кто будет приходить к ее могиле с просьбой, помогать.

В каких случаях помогает молитва у святых мощей? Верующие и неверующие люди приходят в Покровский монастырь с самыми разнообразными проблемами, пройдя тяжелые жизненные испытания. Для некоторых помощь Блаженной — последняя надежда. На искренние и с верой произнесенные молитвы Матронушка отвечает быстро, это подтверждают многие паломники, нашедшие утешение у святых мощей.

Нет специального списка, в котором описаны жизненные ситуации, когда помогает молитва Святой Матроне Московской. В книгах, которые ведутся при монастыре, люди оставляют благодарственные записи, описывая чудеса, дарованные при поклонении около раки блаженной.


Поклонение мощам святой блаженной Матроны Московской

Святая Матронушка помогает всем и не имеет значения, насколько важна проблема:

  • болезнь;
  • финансовые неурядицы;
  • измена одного из супругов;
  • исчезновение человека в армии;
  • бесплодие;
  • одиночество;
  • нерадивые дети.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Главное правило блаженной целительницы — во всем доверять Богу и отдавать все ситуации в Его волю.

Многоголовые мощи святого Иоанна Крестителя в Сирии

О второстепенных святых и говорить не стоит. Их конечности и мощи обрели покой и почитание в невероятных количествах по всей Европе. Хоть грузовиками вывози.

Порой, дело доходит до полного абсурда. В одном из монастырей Сирии хранят детскую голова Иоанна Крестителя. А по библейскому тексту царь Ирод казнил уже взрослого Иоанна. Откуда тогда взяться детской голове? Отпала за ненадобностью одна и выросла другая? На подобные вопросы монахи отвечают, что это чудо божие. И в него можно только верить, а не рассуждать о нем.

Монахов можно понять. Ведь редкий монастырь владеет таким чудом – детской головой Иоанна Крестителя. Головами взрослого Иоанна могут похвалиться более двух десятков сирийских монастырей и храмов. А ведь по христианской легенде, тело Крестителя было сожжено вместе с отрезанной головой.

В своей книге Лаланд поражается обилию тел и голов у святых чудотворцев. Он насчитал у Бенедикта 3 тела и 4 головы, Эразма – 11 тел, Доротеи – 6 тел, Стефана – 4 тела и 8 голов, у Вильгельма – 7 тел и 10 голов, Иеронима – 2 тела, 4 головы и 63 пальца, у Юлиана – 20 тел и 26 голов и так далее в том же духе.

А ещё дивят легковерных верующих мощами петуха, прокукарекавшего Петру, костями коров, приснившихся египетскому фараону, скелетом ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим… Этому чудному перечню нет конца. Например, как вам сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом. Или чихи святого духа, коробка с последним вздохом Иисуса…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector