Кто такие святители в православной церкви

Святость

Православная традиция считает, становление духовности имеет несколько ступеней.

  1. Спасённость — способность человека осознать и признать свои грехи, отвержение и раскаяние в которых открывает сердце человека Господу. Человек, признающий свою духовную никчемность, обретёт спасение и возможность дальнейшего духовного совершенствования.
  2. Праведность — следование в жизни Слову Божьему и основному правилу православного человека: относиться к человеку нужно так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. При этом для праведного образа жизни свойственно состояние борьбы с мирскими страстями, которое мешает достижению наивысшей духовной чистоты.
  3. Святость — высшая степень духовного развития, которая подразумевает не только праведный образ жизни, но и духовную и сердечную чистоту, сочетающуюся с отказом от мира и постом.

Святость – это наивысшее духовное состояние человека

Святость достигается путем отречения от мирской жизни и постоянным духовным совершенствованием, в процессе которого человек сосредотачивается на главной цели — обретении Благодати Господней. Для достижения этой цели необходимы следующие действия:

  • изучение Святого Писания и богословских трудов;
  • аскетический образ жизни;
  • постоянное молитвенное обращение к Господу;
  • отрицание душевных и телесных чувств.

Значение и почитание святого Анатолия

Мученик покровительствует продавцам, купцам, людям, связанным с торговлей, ведь он сам происходил из богатого семейства. Помимо этого, он покровительствует тем, кто носит его имя. Считается, что нужно иметь икону своего небесного заступника. Также, согласно некоторым источникам, святой Анатолий помогает избежать доносов, потому как был с братьями предан именно через доносительство.

Память праведника отмечают 3 декабря. В этот день можно обратиться к своему небесному покровителю с благодарностью или с просьбами. Можно молиться ему и в обычные дни, если человек испытывает потребность в небесной помощи и защите.

Святые Отцы — кто это такие

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие. 

Богословие и философию Отцов Церкви называют патристикой («pater» в переводе с латыни означает «отец»). Это системное изложение учений Отцов.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.

Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все этибабушкины сказки— не что иное, какмассаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игреСорока-ворона кашу варила, деток кормиластимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

Нацентре ладони— проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы подгоняете толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове кормила, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание!Все не так просто. Описывая работусороки-воронына раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием этому дала, этому дала… Каждого детку, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать

Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы.Массаж подушечкисреднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый легочный меридиан. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует побить, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Начинайте прямо сейчас. Такиеигрывесьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

=0=0=

Кого мы называем святыми?

Широко распространенным, но при этом ошибочным является представление о святости как о безгрешности. Это в корне неверно, поскольку среди живших на земле никаких грехов не имел только Господь. И в этом смысле подлинно святым можно назвать только Его. Каждый из угодников Божьих является лишь отблеском Его Славы, отражением Его святости.

Мы называем их подвижниками благочестия, «солью земли», «светом миру». Но все это стало возможно только потому, что они смогли максимально очистить свою душу и сердце, чтобы те стали сосудом Божией благодати. Именно этой силой освятились и их душа, и их тело, то есть они обожились, стали по благодати тем, кем Бог является по природе. Именно поэтому и возможно почитание святых, поскольку им удалось воплотить главную цель человеческой жизни на земле.

Три вселенских святителя

Великими просветителями и «учителями вселенной» считаются святители Василий, Григорий, Иоанн. Первого зовут Великим, второго Богословом, а третьего Златоустом, за его «златые уста». Они жили в 4-ом и 5-ом веках. После их смерти среди почитателей возникли споры о том, кто из них имеет большее достоинство.

Народ долгое время не мог определиться, кому воздать первенство. Возникли три группы почитателей, каждая из которых превозносила своего святого. Конец вражде был положен после того, как. Святители сами явились во сне одному благочестивому старцу и объяснили, что нет среди них ни первого, ни последнего. С тех пор в православной церкви стали отмечать их совместное празднование 12 февраля.

Василий Великий (330-379)

Был родом из Каппадокии. Его родители Василий и Эмилия, были знатными и образованными. Они дали сыну самое лучшее образование. Доброе христианское влияние на него оказала его бабка Макрина.

Святой известен всему миру своими книгами. Самая популярная из них «Беседы на Шестоднев» рассказывает о творении всего мироздания. Все его труды отличаются глубиной мысли, а так же высотой духа. Василий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской.

Григорий Богослов так отзывается о творениях Василия Великого:

Память его чтится в церкви 14 января.

Григорий Богослов (329-389)

Его родители Григорий и Нонна были почтенными людьми. Отец был из неверующей семьи, а мать – благочестивая христианка. Она выпросила у Бога сына, дав обещание посвятить его на служение церкви. Она же привела к Христу и своего мужа, который стал впоследствии епископом Назианзским и заставил сына принять священство.

Дарованный Богом мальчик отличался от сверстников целомудрием, стремлением к иночеству. Во время учебы в Афинском университете Григорий сблизился с Василием Великим, после они жили долгое время в одном монастыре. Всю жизнь Григорий отдал на борьбу за чистоту христианской веры. Написал множество сочинений, дожил до преклонных лет и, оставив по болезни святительскую кафедру, куда он был назначен вопреки своей воле, вскоре предал душу Богу.

Иоанн Златоуст (349-407)

Известен составлением чина литургии, названного его именем. Его родителей звали Секунд и Анфуса. Они были благочестивыми и благородными. Отец, служивший на почетной воинской должности, умер рано. Воспитанием будущего святителя занималась мать, которая, оставшись вдовой в молодом возрасте, не стала выходить замуж повторно, а полностью отдала себя воспитанию сына. Она утвердила его в христианской вере, отдала на обучение философии и другим наукам. Иоанн учился в Афинах, где превзошел всех студентов, а так же многих известных философов своим умом и красноречием.

Завершив учебу, Иоанн хотел сразу уйти от мира, но послушал мать и прослужил церковным чтецом три года, пока она не умерла. После похорон, раздав все имущество, Иоанн ушел в монастырь, где написал первые сочинения. Там же он совершал многочисленные чудеса исцелений, и даже спас окрестные селения от свирепого льва.

Позже св. Иоанн был поставлен в священники. Он начал проповедовать так, что все жители Антиохии бросали свои дела и с радостью шли, чтобы слушать его. Одна женщина назвала его Златоустым, это меткое прозвище осталось с ним навсегда. В тоже время Иоанн продолжал исцелять больных, приводить к истинной вере множество еретиков и язычников.

Когда умер Константинопольский патриарх Григорий, Иоанна избрали на его место. Здесь святой Иоанн много потрудился для церкви, в частности очистил город от еретиков, впервые установив Крестные ходы. Им было написано множество сочинений, составлен чин Божественной Литургии, по которому служат в церкви по сей день.

Своим обличительным словом Иоанн Златоуст нажил множество врагов. После долгих интриг и ложных обвинений им удалось изгнать святого. В бесчестии и тяжких страданиях он достиг места своей ссылки в Малой Армении, но и там его слово произвело благотворное действие на местное население. Тогда смиренного страдальца с издевательствами и мучениями повезли в более удаленное и пустынное место. По пути туда святитель скончался. Память его 26 (13) ноября.

Святительское звание, как видим, заслуживается самоотверженным несением тяжелого Креста. Всецелая преданность Богу, острый ум, забота о простых людях — вот основные условия для достойного прохождения этого призвания.

Святые люди

С точки зрения обывателей, святые люди не совершают грехов. Но абсолютно безгрешным является только Иисус Христос в телесном воплощении. Святой человек — христианин, во время земной жизни достигший Божьей Благодати и способный изливать её на окружающих людей. В некоторых случаях к лику святых причисляют людей, не достигнувших уровня святости в своём духовном развитии, но являющихся примером искренней любви к Господу и праведного образа жизни.

О почитаемых в православии святых:

  • Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского
  • Житие святого преподобного Лаврентия Черниговского
  • Житие святого праведного Иоанна Русского

Критерии канонизации

Многие христиане ведут праведный образ жизни, но можно кого из них Церковь причисляет к лику святых? Правила проведения процедуры канонизации сложились издревле в Византии и были заимствованы Русской Православной Церковью.


Канонизация в православной церкви — это процесс причисления к лику святых

Главным основанием для причисления к лику святых является сотворение чудес, среди которых особое место занимает нетление мощей и останков. В связи с этим следует уточнить, что мощами считаются не только останки праведника, но и связанные с ним предметы (одежда, личные вещи, части погребений).

Это является знаком божественного прославления человека, тело которого является сосудом для Благодати Господа, творящего чудеса через него. При этом нетление мощей — напоминание живущим людям о воскресении, необходимости борьбы с грехом и соблюдении праведного образа жизни. Само по себе, без сопровождения чудесными исцелениями, оно не является показателем святости.

Установление факта сотворения прижизненных чудес посредством молитвенного обращения праведника к Господу — повод для его канонизации. Для выявления и установления подлинности таких фактов церковные власти проводят обыск, в процессе которого проводятся беседы с получившими исцеление людьми, их духовниками и свидетелями. Также в процессе этих изысканий устанавливаются чудеса, произошедшие по молитве праведнику после окончания, его земного пути.

Интересно! После проведения обыска на заседании Святейшего Синода праведника вносят в список святых, указывают день его поминовения и устанавливают правила церковной службы в его честь.

Лики святых

Имя святого человека сопровождаются наименованием, указывающим на совершенный им духовный подвиг. В Русской Православной Церкви существуют следующие лики:

  • благоверный — правитель, распространяющий и укрепляющий христианскую веру среди своих подданных и окружающих народов, который проводит при этом мудрую и милосердную политику;
  • мученик — человек, осознанно идущий на мученическую смерть ради любви к Христу;
  • исповедник — человек, выживший после мучений и гонений, которые претерпел за открытую проповедь христианской Веры;
  • преподобный — праведник, отличившийся ведением аскетической монашеской жизнью, наполненной отречением и молитвой;

    Святой преподобный Григорий Синаит

  • равноапостольный — человек, который несмотря на тяготы и лишения, проповедует Слово Божие по миру;
  • святитель — священнослужитель, отличившийся на службе в качестве главы отдельной христианской общины;
  • страстотерпец — праведник, с добром и терпением принимающий гонения и мучения от единоверцев;
  • блаженный — человек, отказавшись от материальных благ, изображает умалишённого и обличает человеческие грехи и слабости.

Святые — кто это такие?

  1. Святые души, имеющие личный жизненный опыт. То есть, такие души воплощались на Земле в физические тела и удачно сдавали все кармические экзамены перед Богом. Как правило, святые, которые воплотились на Земле один раз, больше не реинкарнируют. Они навсегда «привязываются» к определенному религиозному эгрегору.
  2. Во второй группе сконцентрированы святые без жизненного личного опыта. Святые души здесь больше специализируются на духовном плане (передают бесценную информацию через контактёров, развивают духовное образование, помогают человечеству проходить планетарное очищение и т. д.)

Все святые наделены собственной индивидуальностью (каждый имеет свой, определенный спектр возможностей) и взаимодействуют между собой в совершенной гармонии.

Первая группа святых имеет огромную власть и влияние в решении земных проблем. Поддерживают и курируют все вопросы, связанные с Землёй. Эффективно помогают бороться с земным Злом. Оказывают помощь в разрешении семейных проблем, могут влиять на материальное благополучие человека и т. д.

Святые второй группы — мастерски разбираются в вопросах тонкого мира.  Таким образом, святые этой группы помогают бороться со Злом тонкого мира, оказывают помощь душе человека перейти на новый, более высокий уровень развития. Помогают решать вопросы, связанные с кармой человека (находить точки выхода из Колеса Сансары).

Преподобный Антоний Великий. Иконы

Преподобный Антоний Великий изображается седовласым старцем, облаченным в рясу и мантию, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Самое раннее изображение предположительно Антония Великого имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гереме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в наосе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и других. Антоний Великий изображен на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей, Афины); на миниатюрах рукописей из монастыря Ставроникита на Афоне; в Минологии Василия II и других. В поствизантийском искусстве Антоний Великий часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.


Преподобный Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 год

Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи следует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи преподобного Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского монастыря около Звенигорода, начала XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.


Преподобный Антоний Великий. 1408 год. Фреска на склоне восточной арки южного нефа Успенского собора во Владимире


Преподобный Антоний Великий. 1479-1481 гг. Фреска на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля


Преподобный Антоний Великий. Афон, XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Преподобный Антоний Великий. Новгород, середина XVI века. Москва, ГИМ


Преподобный Антоний Великий. Крит, вторая половина XVI века. Москва, ГИМ


Преподобный Антоний Великий. Икона. Русь. XVI век

Изображение Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV век; «Святые Никола, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век, и другие.


Преподобные Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий. XV век. Фрагмент росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей


Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Рождество Христово. Новгород, середина XV века. Москва, Дом-музей П. Д. Корина


Преподобный Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и Богоматерь Знамение. Новгород, середина — вторая половина XV века. СПб, ГРМ


Святитель Никола Мирликийский, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Рождество Христово». Вторая половина XVI века. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Ученики: апостол Фаддей

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Самый загадочный из двенадцати апостолов, даже имя которого вызывает споры… В Евангелии от Луки он назван Иудой Иаковлевым (Лк 6:16). У Матфея читаем: Леввей, прозванный Фаддеем (Мф 10:3). Евангелист Марк называет этого апостола просто Фаддей (Мк 3:18).

Так как же на самом деле звали этого апостола и кем он был?

А звали его, вероятно, Иудой. Просто после предательства Иуды Искариотского в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей. Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя — Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей.

Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Почему такие странные имена — Леввей, Фаддей? Скорее всего, эти имена отражали действительный характер апостола. Он был человеком мягким, деликатным, тихим, сердечным.

Православное Предание часто отождествляет этого Иуду с другим Иудой — братом Иисуса Христа (Мф 13:55; Мк 6:3) и автором известного Послания апостола Иуды, вошедшего в канон книг Нового Завета. Однако библеисты говорят, что это два разных человека. Тот, о котором мы говорим, был апостолом из числа Двенадцати, другой — вероятно, сын Иосифа от первого брака — просто был последователем Иисуса Христа, может быть, входил в круг семидесяти апостолов.

Про Леввея-Фаддея мы практически ничего не знаем, кроме того, что он принял участие в важном разговоре со Спасителем. Однажды Христос стал говорить апостолам о той непостижимой связи, которую они имеют через Него, Иисуса, с Отцом Небесным

Поистине, это был непростой богословский разговор: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:19—21).

И тут апостол Иуда спрашивает Христа: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22—23).

…Как в дальнейшем сложилась жизнь апостола Иуды? Предания первохристианского времени говорят, что он отправился с миссией к эдесскому царю Авгарю, проповедовал в Сирии и Месопотамии, дошел до Великой Армении, где принял мученическую смерть за Христа. На территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана и сегодня показывают могилу этого апостола.

Илл.: Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей. Антонис ван Дейк 1618-1620

Автор — редактор сайта «Азбука веры»

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Варфоломей
  • Апостол Филипп
  • Апостол Фома, называемый Близнец
  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
  • Апостол Иаков Алфеев
  • Апостол Симон Кананит
  • Апостол Иаков Зеведеев
  • Апостол Иоанн Богослов
  • Андрей Первозванный
  • Апостол Петр
  • Иуда — один из двенадцати

Святые, кто они

Святые — люди, проявившие на протяжении жизни святость, праведность, выстоявшие в самых трудных испытаниях, отдавшие жизнь за веру, порой принявшие мученическую смерть. По словам апостола Павла святостью наделен каждый человек, признавший Творца своим Отцом.

События последнего времени свидетельствуют о скором приходе Христа, когда будет важно только одно — проявление Божьей святости через святость любви. Каждый человек имеет право выбора между Царством Божьим, что грядет, или жизнью по законам мира вне причастности к Богу

Людям не дано постичь святости Бога, но открыт путь стремления к ней. По словам Антония Сурожского святым является человек, который сумел открыться Богу и позволил Ему действовать в своей жизни, при этом являясь чудом вечных ценностей для окружающих.

Важно! Для канонизации человека в статусе святого важны не чудеса, а добродетели, прославившие Господа, давшего силы святости. Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле

Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле.

Разбойник, висевший рядом с Иисусом на кресте, после признания Христа Богом, попал в рай (Луки 23:39-41). Высшая степень духовного развития человека — святость, которая приходит через спасенность и праведность.


Согласно учению апостола Павла, святость — это чуждость по отношению к миру греха

Почему Иисус сказал, что мытари и блудники попадут в Царство Божье раньше фарисеев? (Матв. 21:31) Люди, считающие себя праведными, не оставившие проявлений гордости и превозношения над другими людьми, никогда не попадут в Небесное Царство. По словам Христа, это мерзость, приравненная к тщеславию, лукавству, зависти.

Человек, способный увидеть недостатки в самом себе, признать их и раскаяться, может обрести благодать святости.

Определение праведности дано в Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем, что поступать с людьми следует так, как мы того желаем для себя лично. (Матв.7:12). Это пожелание напрямую связано с второй заповедью Бога, о том, что ближнего надо любить, как самого себя. (Матв. 12:31).

Праведные христиане никого не обижают, никого не угнетают, усмиряют в себе страсти, способные нанести вред окружающим. Праведность — основная ступень для достижения святости, она укрепляется в борьбе за чистоту:

  • чувств;
  • мыслей;
  • желаний;
  • сердца и ума.

Праведность приходит тогда, тогда все противное заповедям Иисуса буквально умирает для человека. Это возможно только после постоянного пребывания в Слове Божьем, посланий Отцов Церкви и непрерывной молитве, одной из основных является Иисуса молитва.


Святость — это природное свойство Божие, которому человек приобщается по благодати

По словам Павла Флоренского, истинность святости проявляется в любви к Богу не во имя личного спасения, для обретения благополучия, успеха, в истинном подражании Ему, желании наполниться Божьей природой, подчинении жизни основным принципам Божественного Откровения.

С древнееврейского языка слово «кадош», которое переводится, как святой, означает отделенный от мира, не принадлежащий к общепринятому порядку, полное подчинение любви Божественной. Это определение дает объяснение тому, почему некоторые полководцы и государственные мужи, принесшие победы, совершившие определенные подвиги во имя народа и державы, не канонизированы.

Так, Александр Невский, только после принятия монашества с именем Алексей, воздавший всю славу Богу за одержанные победы, был канонизирован и внесен в списки благоверных.

Что означает термин

Понятие «христианин» происходит от слова «Христос», что значит «помазанник». Это греческий вариант еврейского «машиах» — «Мессия». Так в древнем Израиле называли грядущего Царя.

И от однажды появился Тот, Кто провозгласил себя таковым во всей полноте. Это был Иисус из Назарета.

После Его казни и чудесного воскресения последователи стали именоваться христианами. 

Христианин верит в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Это ученик, живущий по заповедям своего Учителя.

Значение слова «православие» 

Православие» значит «правильно мыслить» (по греч. «ортодоксия»). Это понятие возникло в IV веке и обозначает вероучение, в котором есть четыре важных положения:

  • природаБога есть Троица;
  • в Христе явлена полнота божества и человеческого естества одновременно;
  • Иисус воскрес из мертвых и всякий верующий в Него воскреснет в вечную жизнь;
  • Христос основал Церковь – сообщество верующих людей, и чтобы спастись, необходимо быть ее частью.

Большинство православных христиан крещены в младенчестве, они участвуют в церковных   Таинствах, посещают богослужения и отмечают праздники по церковному календарю

Первые христиане 

Приверженцы Иисуса придумали себе это название еще в I веке. Произошло это в городе Антиохии.

Христианские общины формировались из апостолов и тех, кто был вдохновлен их бесстрашной проповедью. Верующие собирались втайне от властей, потому что в Римской империи того времени следование за Христом каралось смертью. 

Интересный факт
Большая часть мучеников и исповедников Церкви появилась именно в первые века.

Православные святые и лики святости

Ликами святости называются различные категории, на которые в Православии разделяют святых при их канонизации. Принадлежность святых к разным ликам не означает, что одни из них «святее», авторитетнее других. Святость, то есть близость Богу, у всех одна. Митрополит Иларион (Алфеев) в лекции «Лики святости» указывает, что отнесением к определённому лику отмечается время жизни и сан святого, суть его духовного подвига. Зная особенности жизни святых и изучая их опыт спасения, христиане воодушевляются для подражания Божьим угодникам и молитвенного общения с ними. Также различным ликам святых пишутся особые праздничные службы.

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики –  мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector