Преподобный онуфрий великий (4 век)

Начало жизненного пути

О жизни преподобного Онуфрия известно из воспоминаний старца Пафнутия, который стал свидетелем последних дней святого и слышал историю отшельничества преподобного из первых уст.


Преподобный Онуфрий Великий

Детство и отрочество

По преданию в 320 году, в семье царя Персии родился долгожданный сын, который был вымолен у Бога в результате многочасовых молитв родителей. Злые души внесли в уши царя сплетню, что ребенок зачат от слуги. Разозлившись, отец бросил сына в огонь, но пламя буквально рассыпалось вокруг крошечного тельца.

Господь повелел назвать мальчика Онуфрием и передать сразу после рождения в египетскую обитель Эрити. Творец устроил так, что питание младенец, отказавшийся от молока матери, получал в виде молока лани, которая была с ним до 3-х лет. Прекрасная община Фиваидской пустыни воспитывала мальчика в страхе перед Господом и любви к Его заповедям.

Интересно! По преданию ключарь старался подкормить ребенка, давая кусочек хлеба, но мальчик никогда не ел сам, он бежал к святому образу Божьей Матери с Младенцем. В один из таких дней ключарь стал свидетелем, как мальчик подошел к иконе со словами о том, что хочет разделить с Младенцем хлеб, ведь Тому не дали ни кусочка.

Иисус протянул руки и взял хлебное подношение. Удивленный ключарь побежал к игумену и поведал тому об увиденном. Настоятель приказал на следующий день не давать мальцу хлеба, а предложил ему попросить еды у Младенца на иконе.

Наивный ребенок не почувствовал подвоха, он с чистым сердцем преклонил колени перед святым образом и попросил хлебушка у Иисуса, и в тот же миг огромная хлебина оказалась у него в руках. Молодой инок едва понес хлеб игумену, после чего вся братия воздала славу Богу, восхищаясь благодатью, лежавшей на Онуфрии.

Юноша не один раз слышал об отшельниках, живущих подобно Иоанну Крестителю в уединении, стремясь получить в будущем Божье блаженство, а не человеческое утешение. В сердце молодого инока возгорелось желание совершить отшельнический подвиг, и он тайно покинул обитель.

Молитвенный подвиг в Акелдаме

Предание о жизни в Акелдаме хранит только Иерусалимская Православная церковь. В нем говорится о том, что после ухода с обители Эрити Онуфрий посетил Иерусалим, и в течение нескольких лет вымаливая не только саму Акелдаму, но и всех похороненных в ней.

Благодарные потомки не забыли молитвенный подвиг святого и возвели в Греции Онуфриевский монастырь. Именно молитвы преподобного о погребенных положили начало православной традиции освящения храмов на кладбищах во имя святого Онуфрия Великого.

Встреча со старцем Ермием

После ухода из Иерусалима монах блуждал по пустыни, пока, обессилев, не упал. В это время над ним появился яркий свет, излучаемый ангелом-хранителем, который пообещал не оставлять Онуфрия до самой смерти. Ведомый ангелом путник пришел к пещере старца Ермия, он много лет вел отшельническую жизнь.


Икона преподобного Онуфрия Великого

В течение нескольких суток, денно и нощно, учил старый отшельник молодого монаха жизни в пустыни, затем отвел его в отдаленное место и оставил наедине с природой. В последующие года старец навещал пустынника, пока смерть не забрала его.

Преподобный Онуфрий Великий, царевич Персидский

Преподобный Онуфрий жил в IV веке нашей эры. Он был сыном персидского царя, который долгое время не имел детей и страстно молился о даровании ему потомства. Бог услышал молитву; но дьявол попутал царя, внушив ему, что это не его ребенок и что его надо испытать огнем. В самый драматичный момент младенец вдруг протянул к небу руки, словно моля о защите. И пламя не тронуло ребенка. Царю же явился ангел, приказавший дитя крестить и отвести туда, куда укажет Бог.

Бог указал на монастырь недалеко от города Гермополя. Рассказывают, что отрок, получив свою долю хлеба, неизменно подходил к иконе Богородицы и протягивал еду Младенцу. И тот брал. А однажды передал ответный дар — большой теплый хлеб, которого хватило на всю братию. Потом юный Онуфрий удалился в пустыню, где провел шестьдесят лет. По праздникам его причащал Ангел Божий. Кроме того, первые тридцать лет Ангел приносил ему хлеб и воду. А потом у пещеры пустынника забил родник и выросла финиковая пальма с двенадцатью ветвями. Каждый месяц одна из ветвей давала плоды.

Однажды преподобный Пафнутий — монах одной из пустыней — решил навестить отшельника. Он шел семнадцать дней, а потом ему навстречу вышел седовласый человек, подпоясанный листвой, и позвал Пафнутия к себе. Сначала они беседовали, а потом перед ними появились хлеб и вода. Ночь оба провели в молитве. Наутро Онуфрий сказал Пафнутию, что тот был послан, чтобы похоронить его и потом поведать всем о праведной жизни отшельников в пустыне.

Как только пустынник скончался, праведника «осиял небесный свет, лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием, и услышал голоса поющих ангелов, возносивших ко Господу святую душу его».

Уход в пустыню, жизнь в отшельничестве со святым старцем

Илья Пророк

Узнав от братии о подвигах Пророка Божьего Илии, и Предтечи Господнего Иоанна, подвизавшихся в пустыне, Онуфрий в 10-летнем возрасте возгорелся желанием отшельнической жизни. Взяв с собой немного хлеба, ночью он отправился в путь.

Неожиданно, перед ним появился луч света. Онуфрий испугался, и хотел вернуться назад. Но от исходящего света он услышал голос, который сказал:

Луч указывал дорогу, и отрок дошел до пещеры, в которой жил дивный старец.

Старец, проживший в пустыне много лет, обучил Онуфрия правилам пустынножительства. Прожив вдвоем много дней, старец отвел Онуфрия во внутреннюю пустыню. Через 4 дня, пришли они к пещере. «Вот то самое место, которое уготовано Богом для твоих подвигов», – сказал старец. Старец прожил в пещере с Онуфрием 30 дней, обучая его пустынным подвигам, и вернулся в свое место.

Молитвословия

Тропарь преподобного Онуфрия Великого

глас 1

Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.

Молитва преподобному Онуфрию Великому

О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветло, еже еси препроводил от юности твоея, даже и до старости: никтоже бо изчести возможе терпений и подвигов твоих, пречестне. Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому еже в пустыни житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития. Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубокой пустыне со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси. Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая (сподобися бо при кончине с львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на небеси жити), Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, Фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финикс краснопроцветающий, орле высокопарный, летающий в поднебесная, на небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки Славы, с двадесять четырми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши.

И ныне молю тя, пречудный гражданине небесный, святых ликов Ангельских совсельниче, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое Акафистово, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно. Заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки. Покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному пресветлому месту молитвами твоими и сподоби мя вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, тебе между теплейшими помощниками, молебниками и заступниками моими почитаю. Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем и повсюду. Темже и аз недостойный ныне тебе молюся и призываю: умоли милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя, вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя, и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук, научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь к спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тропарь преподобнаго Арсения Коневского

глас 1

Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобнаго Арсения Коневского

глас 8

Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Рождение и детство Онуфрия Великого сопровождалось чудесами и знамениями

По преданию, преподобный родился в семье персидского царя, около 320 года. Еще до рождения праведника, началась борьба за его душу. Демон, явившись отцу в виде странника, возвел клевету на будущего сына, заявив, что тот родится от его слуги. В знак того, что он говорит правду, посоветовал кинуть его в огонь. Если сын не сгорит – значит, демон лжет.

Удрученный горем отец следует советам «странника», и повелевает бросить сына в костер. Но произошло чудо, огонь расступился, и младенец остался жить.

Отцу явился Ангел, и изобличил его ошибку. Ангел велел крестить младенца с именем Онуфрий, и следовать с ним в место, которое укажет Бог. Отец вместе с младенцем поспешили в путь.

На протяжении всего пути, Онуфрия кормила молоком белая лань, указывая дорогу

Через некоторое время, лань привела их к монастырю, который находился у города Гермополя. К ним навстречу вышел игумен, предупрежденный свыше. Он взял Онуфрия на воспитание.

Царь-отец до своей кончины посещал монастырь. Белая лань кормила младенца до трехлетнего возраста.

В семилетнем возрасте с Онуфрием случилось чудо. Каждый день для пропитания ему давали кусок хлеба. Отрок, в простоте души, — приходил в храм, и протягивал часть хлеба Богомладенцу Христу на иконе со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Иисус протягивал руки, и брал хлеб.

Ключарь, заметив это чудо, — доложил игумену, который распорядился Онуфрию хлеба не давать, а отправить его просить у Христа. Отрок, встав на колени, произнес молитву: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался».

Богомладенец протянул ему хлеб такой величины, что Онуфрий с трудом его донес игумену. Вся братия вместе прославила Бога, давшему отроку такую благодать.

Примечания

. См.: Тихомиров М.Н. «Список русских городов дальних и ближних» // ИЗ. Т. 40. М., 1952; Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // ЛХ. 1973 г. М., 1974; Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV—XV вв.). М., 1975. С. 341—380.

. ПСРЛ. Т. III. М., 2000. С. 476.

. Мицько I. 1) Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Ч. 6. Львів, 1999; 2) Де ж могила князя Лева? // Старосамбірщина. Альманах. Т. 2. Старий Самбір, 2002.

. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды… С. 369—372, 377.

. Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

. К примеру, существующий ныне комплекс монастыря Св. Онуфрия во Львове, созданный на месте одноименной церкви древнерусского времени (Крипякевич І. Історичні проходи по Львові. Львів, 1991. С. 93; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. III. Киев, 1985. С. 86), а также несколько Свято-Онуфриевских монастырей XIV—XV вв., известных в Перемышльской и Галицкой землях (Крипякевич І. Середньовічні монастирі в Галичині: Спроба катальогу // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу Львів, 1999).

. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. С предисловием и примечаниями П. Савваитова. СПб., 1872. Стб. 167.

. См.: Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen: Sebastian Brant und Onuphrius Eremita. Wiesbaden, 2001.

. Piccirilli P. L’eremo di Pietro Celestino sul Monte Morrone. Lanciano, 1901.

. Caterbi G. La chiesa di s. Onofrio e le sue tradizioni religiose, storiche, artistiche e letterarie. Roma, 1858; Armellini M. S. Onofrio. Roma, 1891 (Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX).

. Regina V. Le chiese di Napoli. Viaggio indimenticabile attraverso la storia artistica, architettonica, letteraria, civile e spirituale della Napoli sacra. Napoli, 2004.

. Lanciano e il suo territorio fra preistoria e Alto medioevo: guida al museo archeologico di Lanciano. Lanciano, 1999; Sargiacomo F. Lanciano e le sue chiese, Lanciano, 2000.

. Schinzel-Penth G. Sagen und Legenden von München. Frieding, 2000. S. 26—28; Glötzner J. Onuphrius — Patron der Stadt München und der Hermaphroditen. München, 2008.

. Stadler J.E., Heim Fr. J. Vollständiges Heiligen-Lexikon: oder, Lebensgeschichten aller Heiligen, Seligen etc. aller Orte … Liturgische und Symbolische, in alphabetischer Ordnung. Bd. IV. Augsburg, 1875. S. 623.

. Mironowicz A. The Orthodox heritage: a few academic works about the history of the Orthodox Church in Poland. Suprasl, 2007. S. 29.

. См.: Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

. Никитенко Н. Собор Святой Софии в Киеве: история, архитектура, живопись, некрополь. М., 2008. С. 228 (ил.).

. См.: Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити XI—XVII вв.). Киев, 1976. С. 69—73. № 157—164.

. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. С. 126; Сергеев В.Н. Рублев. М., 1990. С. 179; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 81; Шенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 82.

. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 301—320. № 63 (206), 518 (ил.); Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. С. 65—67, 244—245. № 59.

. Butler A., Burns P. Butler’s Lives of the Saints. Collegeville, 2000. P. 96.

. Stadler J.E., Heim Fr.J. Vollständiges Heiligen-Lexikon… Bd. IV. S. 623.

. Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

. Wolf G. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1975. S. 192; Hiller H. Friedrich Barbarossa und seine Zeit. München, 1977. S. 344—346, 401; Opli F. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1990. S. 133.

. ПСРЛ. Т. III. С. 475.

. Харбова М. Св. Петка-Параскева Търновска, всебългарска и всеправославна закрилница // Църковен вестник. София, 2004. № 18.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Об иностранных языках, интернете и мобилизации

— И напоследок несколько коротких вопросов. Какой святой для Вас особенно близким?

— Я всех святых люблю. Но если взять творения святых отцов, их наследство, то мне очень нравятся святители Василий Великий и Игнатий Брянчанинов.

Люблю своих небесных покровителей, которые молятся за меня перед Богом. Уважаю преподобного Сергия, который меня принял в свою обитель, когда я был «поношением для мира и в уничижении у людей».

И преподобным Киево-Печерским благодарен, что они также покрывают своими молитвами меня, грешного.

— Какое у Вас любимое место в Украине и в мире?

— Такого места, куда бы хотел мысленно более всего, нет. Но уютно мне там, где я родился — в ​​Черновицкойобласти, люблютамбывать.

В мире тоже нет такого места, кроме Афона и Иерусалима. Много раз был в Америке, Канаде, Германии, в Австралии однажды. Каждый континент и страна по-своему красивы, но это земля.

— Когда Вы изучили английский?

— Решил изучить, когда впервые попал в Канаду. У меня была определенная база — и из школы, и из университета, семинарии, академии. Но нас так учили, что говорить мы все равно не могли. Хотя потом, когда я уже начал изучать язык, правила мне понадобились.

В самолете в Канаду мне подсел какой канадец, начал со мной разговаривать, я даже пару слов то там ему ответил. Мозг мой, помню, тогда работал так, что вспомнил все, даже те слова, которые в начальных классах школы учил (смеется). Так я понял, что нужно знать язык, потому что тогда чувствуешь свободно. А как языка не знаешь, то путешествуешь, будто с мешком на голове.

— Еще какие языки знаете?

— Румынский, немного греческий. Греческий знал неплохо, но как нет практики общения, то знания забываются.

— Пользуетесь мобильным телефоном, интернетом, смотрите телевизор? Откуда вообще получаете информацию?

— Телевизор смотрю, мобилками пользуюсь эпизодически, сам не ношу. Интернет — очень редко, пользуюсь преимущественно распечатанными материалами, которые мне готовят.

А на телефоны у меня какая аллергия! В Троице-Сергиевой Лавре я нес послушание келейника Наместника, и мы должны были отвечать на звонки. Телефон так часто звонил, что у меня от него начался какой ток. С тех пор я пользуюсь телефоном, но так, чтобы его у меня не было.

В отношении интернета хотел бы сказать, что если надо по своим профессиональным обязанностям, то можно пользоваться, но столько, сколько нужно для работы. Но если это как хобби, то я бы советовал меньше туда заглядывать, особенно молодым людям. На них интернет оказывает весьма негативное влияние. Ко мне, как к священнику, обращается много людей, у которых дети серьезно болеют. Дети малые, не умеют себя контролировать и без меры сидят в интернете. С ними начинает происходить нечто непонятное, они отрываются от реальности, живут в виртуальном мире. От этого страдает психика, а также встречаются очень серьезные физические болезни.

Я бы советовал молодым людям больше читать — Священное Писание, книги, газеты, послушать того, кто говорит слово. А меньше пользоваться всеми этими электронными средствами.

— Ваше Блаженство, напоследок просим Вас сказать напутственное слово для наших читателей. Война заходит в наши дома через экраны телевизоров, через громкоговорители, сообщения в газетах. Люди начинают готовиться: приобретают оружие, учатся оказывать медицинскую помощь. Наверное, так же сейчас настало время для духовной мобилизации, и эта мобилизация не менее важна, чем военная. Что нам, христианам, нужно делать сейчас, какие черты в себе мобилизовать в первую очередь?

— Нам нужно себя духовно укреплять. Потому что времена непростые, ответственные. И каждый человек, кроме общих для общества испытаний, имеет свое личное искушение. Для того, чтобы пройти все испытания, человек должен быть духовно крепким, сильным. Эта крепость духовная дается через молитву. Хорошие дела — это тоже хорошо, но молитва важнее.

Истории о старце Кирилле (Павлове)


Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
    

Так – грешный Онуфрий – он всегда и
представлялся, куда бы ни приезжал к батюшке: в
Переделкино ли, в больницу или в подмосковный санаторий,
где отец
Кирилл временами бывал на реабилитации.

И возникало с этим «грешным Онуфрием» порой
целое замешательство. Целое такое трогательное
недоразумение.

Ну и я еще двадцатилетняя тогда была, ничего не знала
толком. И, конечно же, зачем мне надо было помнить все
архиерейские имена? Зачем? Я и в титулах не шибко
разбиралась, путалась всё время.

Звонят с поста на проходной. «Тут какой-то грешный
Онуфрий приехал», – вяло доложит сонный
милиционер.

«Господи, – думаю, – мало ли народу-то
со странностями ходит. Пустишь, так не пойми кого».

И впускали не всех и не сразу. Тем более – таких
вот, «грешных».

А потом выяснялось, что это архиерей ждал больше часа под
воротами. Может, прошелся за это время по территории
Подворья, оглядел знакомые места? Он ведь служил здесь в
бытность свою еще насельником Лавры – это мне
местные старушки позже поведали, полюбили они его тогда и
до сих пор помнили.

Так или иначе, а подходить вторично к постовому и
требовать: скажите, мол, что это не кто-нибудь тут
ожидает, а архиерей, – владыка не мог. Просто не
умел он этого. Ну, бывает такое: солидный опытный
титулованный человек, а чего-то, ну хоть убей, – не
умеет.

И когда наконец всё выяснялось и я с ужасом поднимала свое
лицо, чтобы встретить его праведный гнев, вселенское
негодование, безудержное возмущение, чтобы получить
строгий выговор и беспощадное разоблачение моего
разгильдяйства… Когда наконец я поднимала свое
лицо…


Благословение митрополита
    

Я видела только веселый огонек в его добродушных глазах и
детскую улыбку.

Ни тени недовольства на незадачливую послушницу. Ни тени.

И почему-то становилось весело и легко. Как после
исповеди.

Сердиться он, оказывается, тоже не умеет!

Отец Кирилл его очень любил. За скромность любил, за
непритворное смирение и монашеский настрой.

Как-то владыка приезжал к батюшке на исповедь,
только-только став митрополитом, получив белый клобук.
Клобук, само собою, был надежно спрятан в машине, и
владыка зашел в келью к старцу в одном подряснике –
как обычно, даже без панагии. Стоя на коленях,
поисповедовался.

Батюшка потом рассказывал, что он уже знал тогда, что
владыка – митрополит, но ожидал, что тот сам объявит
ему об этом. Ничего подобного не произошло – не
сказал ни слова. Когда же отец Кирилл начал произносить
разрешительную молитву и назвал-таки его митрополитом сам
– в ответ не последовало никаких возражений. Только
и всего.

Батюшку это умилило тогда: надо же! Ничего так и не
сказал. Какой скромный.

А сегодня, когда митрополит
Онуфрий уже Блаженнейший всея Украины, когда на плечи
его легла небывалая тяжесть и ответственность – он
по-прежнему продолжает регулярно навещать парализованного
отца Кирилла, дорогого своего духовника и наставника.


Архимандрит Кирилл (Павлов) на одре болезни
    

Казалось бы, что ему с этих поездок через московские
пробки к нам, в Переделкино? Если несколько лет назад
старец мог еще его узнать и даже еле слышно
поприветствовать, то теперь эти встречи проходят в
молчании. Но несколько раз в году Блаженнейший отодвигает
плотный график своих дел и едет навестить тяжелобольного.

Чтобы несколько минут постоять у его кроватки, помолчать.
И как знать, может, и поговорить на том таинственном
языке, который ведом только людям духовно близким.

Он уважительно и кротко выслушивает наши скромные, подчас
бессвязные рассказы о батюшкином здоровье. И здесь ему
важна любая деталь, любая мелочь: как часто батюшку
причащают, не повышалась ли у него температура, не нужна
ли нам какая-нибудь помощь.

Когда отец Кирилл
еще немножечко мог говорить, он при виде владыки Онуфрия
повторял неизменное: «Наш родной приехал».

А мы – сложили это в сердце своем.

3 сентября 2015 г.

Когда я поступал в семинарию, то «сжег» за собой все мосты

— После школы, когда встал выбор жизненного пути, у Вас были колебания, что делать в жизни дальше?

— У меня были большие планы! Я себе так мечтал: поучиться в вузе, закончить его, а затем пойти в семинарию.

После школы окончил профессионально-техническое училище, потом пошел на подготовительные курсы в университет. Год проучился и поступил в Черновицкий технический университет на вечернее отделение. Днем я работал — надо же было на что-то жить, потому что отец не помогал. Не то что не мог помочь, мог, но не делал этого принципиально. Говорил: «Я вас вырастил, вы получили образование, теперь вы мне должны помогать, а не я вам». И не давал ни копейки. Поэтому я должен был работать. И работая днем, вечером ходил на учебу.

У меня откуда-то появилось страшное желание учиться! Хотя в школе учился, можно сказать, с нерадением. Окончил школу без «троек», но и сам не знаю, как, потому что никогда ни книг не было, ни портфеля — одна тетрадь у меня была на все случаи жизни.

А потом я с таким желанием учился … Работаю до 4-х или 5-и часов дня, прихожу домой, поем, в шесть начинались занятия в университете и до 23.30. Пока дойду домой — уже 12, пока улегся — полпервого. В половине седьмого вставать, и так — каждый день. Я спал, где мог — в троллейбусе, автобусе. Только сел — и сплю…

— Кем работали?

— Электриком. Сначала работал по монтажу слаботочных линий (окончил училище по этой специальности), а затем, когда поступил в университет, работал на ткацкой фабрике электриком.

Ну и учился. И учился везде! Приеду в деревню, сяду на печь, возьму книги и решаю задачки… Люди-то говорят, а я себе своим занимаюсь.

Окончил три курса университета и думал кончать еще два, но для этого нужно было перевестись или в Одессу, или в Киев и выбрать специализацию. Попробовал перевестись — не получается. А я не хотел учиться заочно, мне нравилось слушать лекции, отвечать на семинарах, лабораторные работы выполнять. И в университете я был среди лучших студентов, меня даже на радио приглашали выступать.

Сел я тогда на площади на лавочке и подумал: «А надо ли мне дальше учиться?» Все равно не буду по специальности работать, пройдет два-три года, и все забуду. Общеобразовательные дисциплины, которые я за три года университета изучил, в жизни понадобились — история, математика, химия, физика. А дальше проходить специализацию — зачем? И решил, что дальше не пойду. Оставил университет после третьего курса и поступил в семинарию.

— Это было время открытых гонений на верующих. У Вас не было сомнений, ведь молодым людям препятствовали поступать в духовные учебные заведения?

— Как вам сказать … Не было сомнений. Даже когда поступал в семинарии, то «сжег» за собой все мосты. Забрал из университета документы на продолжение обучения в высшем учебном заведении, и эти документы подошли для семинарии. Я выписался из города, снялся с воинского учета и уехал, не зная, поступлю или нет. Но возвращаться обратно не собирался, это было бы для меня трудно. Никто из моих друзей не знал, что я выберу такой путь — в семинарию пойду.

Решил так: если не поступлю, останусь в монастыре на каком-нибудь послушании, назад не вернусь. Но Бог дал, меня зачислили, и не пришлось использовать свой​​, таксказать, «планБ»(улыбается).

— Монашеский постриг Вы приняли за год до окончания семинарии, то есть, опять «сожгли мосты»?

— Монашеский постриг принял в 3-м классе семинарии. Я поступил сразу во 2-й класс, в 1969 году, а уже через год был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Тех, кто учился в семинарии, в братию принимали быстро. В конце 1970 года поступил в Лавру, а в марте месяце 1971 меня постригли.

— Как Вы вообще решили принять постриг?

— Да сам не знаю, как… Так быстро все получилось. Честно говоря, в своей жизни до семинарию я монахов живых не видел, монастыри все были закрыты. Но, наверное, такое было Божие призвание — иначе не объяснишь. Бог призвал меня, и я пошел.

— А были рядом с вами люди, которые становились для Вас неким духовным идеалом?

— В Лавре были иноки, которые для нас стали образцом жизни и служения Богу и Церкви. Особенно архимандрит Кирилл (Павлов). Он и сейчас жив, но болеет, ему 95 лет… Он был авторитетом не только для меня, для многих. Прошел всю войну, после войны поступил в семинарию, был очень смиренным, кротким монахом. Наверное, за то, что он всех любил, все его любили и уважали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector