Патриарх гермоген (смутное время)

Житие Гермогена

В Священном Синоде 1589 года, в котором был установлен патриархат в Москве, Гермоген был назначен митрополитом новоизбранного города Казани. Он был сторонником политики насильственного обращения в христианство нерусских народов Поволжья.

С 1605 по 1612 год Гермоген наиболее активно поддерживал интересы Православной Церкви, поскольку он понимал, что власть церкви зависит от поддержки царя.

В 1606 году Гермоген был вызван Лжедмитрием I, чтобы принять участие в недавно состоявшемся в Москве сенате. Там он узнал о намерениях царя жениться на католической женщине Марине Мнишек и твердо возразил против такого союза. После этого он был сослан из столицы, и только через несколько месяцев вернулся с великими почестями, когда ложный царь был свергнут.

Когда Василия IV избрали царем, Гермоген стал патриархом Москвы. Во время антифеодального восстания крестьян во главе с И. И. Болотниковым в 1606-1607 гг. Гермоген объединил людей церкви для борьбы с повстанцами, которые были объявлены еретиками и отлучены от церкви.

В 1610 году Шуйский был свергнут, Гермогеном была предложена кандидатура Михаила Романова на престол царя вместо польского князя Владислава. Но Владислав всё равно стал царем и Гермоген потребовал, чтобы он обратился в православную веру. Зимой 1610 года Гермоген выразил протест на предложение бояр поклясться в верности польскому королю Сигизмунду III.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о биографии иеромонаха Романа Матюшина.

Документы, литература

  • ГА Саратовской обл., Ф. 1132.
  • ГА Тобольска, Ф. 156, Оп. 15, Д. 779, Л. 638.
  • РГИА, Ф. 796, Оп. 194. Д. 1102, 1119, 1120; Ф. 797, Оп. 86, Д. 49; Ф. 1101, Оп. 1, Д. 1111.
  • Леонидов, К., свящ., «Десятилетие служения в святительском сане Преосвящ. Гермогена, еп. Саратовского и Царицынского, в Саратовской епархии,» Братский листок, Саратов, 1911, № 10, 1-3.
  • Мраморнов, А. П., свящ., «Десятилетие служения Преосвящ. еп. Гермогена пастве саратовской,» // Братский листок, Саратов, № 8, 1-2.
  • Е. И., «Архипастырь-мученик,» Тобольские ЕВ, 1918, № 18/20, Отд. офиц., 138-139.
  • С. И. Ф., «Сщмч. Гермоген, еп. Тобольский и Сибирский,» Тобольские ЕВ, 1918, № 18/20, Отд. офиц., 256-265.
  • Польский, ч. 1, 66-68.
  • Мануил, Рус. иерархи, 1893-1965, т. 2, 336-345.
  • Газизова, О., «Свт. Гермоген, еп. Тобольский,» Правосл. беседа, 1992, № 8/9, 27-31.
  • Дамаскин, кн. 2, 154-175.
  • Регельсон, Л. Л., Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945, М., 1996р, 238-246.
  • За Христа пострадавшие, кн. 1, 313-314.
  • Воробьев, М., прот., Православное краеведение: Очерки истории Саратовского края, М., 2002, 78-84.
  • Иванов, С. М., Супрун, В. И., Православие на волгоградской земле: Епархии и епископы, Волгоград, 2002, ч. 1, 107-110.
  • Рожков, В. С., прот., Церковные вопросы в Гос. Думе, М., 2004, 287-298.
  • «Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский,» Сибирская правосл. газ., 2005, № 9.
  • «Обретение мощей сщмч. Гермогена (Долганова), еп. Тобольского и Сибирского,» Сибирская правосл. газ., 2005, № 9.
  • Мраморнов, А. И., Церковная и обществ.-полит. деятельность еп. Гермогена (Долганова, 1858-1918), Саратов, 2006.

Столп державы

В 1605 году на русский престол взошел самозванец — Лжедмитрий I. Он сверг патриарха Иова, не признавшего фальшивого царя, и запугал духовенство. Гермоген в то страшное время был среди немногих священников и архиереев, которые смели спорить с диктатором. За свою отвагу он удостоился опалы.

Лжедмитрий I

Но когда власть самозванца пала и воцарился природный Рюрикович — Василий Иванович из рода князей Шуйских, — опального митрополита Казанского позвали в Москву. Василий Шуйский назвал Гермогена новым патриархом, а Церковь одобрила царскую волю: честность и стойкость Гермогена стали широко известны.

Гермогену предстояло без малого пять лет патриаршества и около года мук в узилище…

Почти всё царствование Василия Шуйского прошло в тяжелом противоборстве с мятежниками, коих возглавлял Иван Болотников, армией нового самозванца — Лжедмитрия II, а также польскими войсками, вторгшимися на земли России и осадившими Смоленск.

Патриарх, не колеблясь, поддерживал государя, а иной раз спасал его от краха и гибели.

14 октября 1606 года, когда положение Василия Шуйского в борьбе с болотниковцами стало критическим, патриарх на несколько дней объявил пост и непрерывную молитву. Московские храмы наполнились народом. Первоиерарх напоминал пастве о крестоцеловании, данном на имя нового царя, обличал «злых еретиков, и грабителей, и осквернителей» из мятежных отрядов, призывал ополчиться и мужественно стоять против них. Роль святителя Гермогена в преодолении болотниковщины чрезвычайно велика. Его учительное слово подкрепляло дух городов, областей, полков, оставшихся верными Василию Ивановичу, а его обличения и проклятия отбивали охоту к измене у тех, кто примеривался — не присоединиться ли к мятежу?

Подавление «болотниковщины» — величайший успех русского государственного порядка в царствование Василия IV. Казалось, близок конец Смуты, забрезжила надежда на покой, на переход к мирным делам восстановления страны от разрушений, произведенных кровавым вихрем.

Сигизмунд III

Однако Смута не прекратилась. После опасного промедления Москва разглядела нового врага — фальшивого «царика» в окружении польских и казачьих отрядов.

Гермоген не меняет своего отношения к тем, кто пошел против законного царя. Он обрушивается на армию «тушинского вора» с проклятиями, призывает к покаянию, но сетует на жестковыйность тех, к кому адресует слова свои: все сроки прошли, когда они могли приступить к «исправлению ума», но по сию пору ничего подобного не происходит!

Патриарх напоминает, что прощение еще возможно, однако его не обрести без нелицемерного раскаяния. Гермоген берется лично просить у царя о милосердии для всех, кто решится отстать от дела Самозванца.

Летом 1610 года Василия Шуйского свергли заговорщики.

Гермоген, узнав о печальной судьбе Василия Ивановича, прилюдно обращается к москвичам с просьбой: пока не поздно, верните государя в царские палаты, отдайте ему власть, неправедно отобранную! В тех обстоятельствах патриарх рисковал собственной головой, однако от царя не отступался. Его не послушались. Тогда, не дожидаясь конца «злого совета», патриарх покинул сборище заговорщиков, умасливавших московскую толпу.

Москва все же колебалась. Помня значение царского сана, знать, дворяне и прочие москвичи хотя бы поклялись Василию Шуйскому, «что над ним никакова дурна не учинить». Но живой, умный, энергичный царь — очень неудобная фигура. Как его можно терпеть? Как не стеснять его, когда он самим фактом своей жизни угрожает жизням изменников?!

Князь Василий Шуйский. Миниатюры из Титулярника. Вторая половина XVII века

Дабы поставить окончательную точку, 19 июля заговорщики, придя к плененному царю, велели: прими постриг! Монаху в государях не бывать… Василий Иванович явил отвагу — будучи в руках у смертельных врагов своих, он отказался покориться их воле. Тогда «…Захарей Ляпунов да князь Петр Засeкин со своими совeтники царя Василиа силою постригли в чернеческий чин. Иноческие обеты за царя читал князь Василей Туренин».

Однако тут слово Гермогена испортило всю игру. Предстоятель Церкви своей властью объявил пострижение недействительным, поскольку оно сопровождалось насильственными действиями и сами постригаемый не поизносил отрицания мира. Летопись сообщает: «Патриарх же Гермоген… царя… Василия называл мирским именем, а того князя Василия проклинал и называл его иноком».

В конце концов несчастного царя с семьей заговорщики отдали его злейшими врагам — полякам. В Москве его заменило боярское правительство — Семибоярщина.

Труды

  • «К нашей юной духовной среде,» Духовный вестник Грузинского Экзархата, 1898, Ч. неофиц., № 24, 2-10.
  • «Очерк деятельности Епархиального миссионерского духовно-просветительного Братства в г. Тифлисе за два года его существования (с 19 окт. 1897 г. по 22 окт. 1899 г.),» Духовный вестник Грузинского Экзархата, 1900, Ч. неофиц., № 6, 7-23.
  • «Борьба за истину нашей духовной школы: Отзыв о проекте новой организации этой школы,» Саратовский духовный вестник, 1908, № 44, 3-10.
  • «Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого),» Саратов, .
  • «От света «истинного» во тьму «кромешную»: (Открытое письмо к рус. людям),» Пг., 1916.
  • «Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова,» Первый и последний, М., 2003, № 2(6).

Прославление святого

Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось. Святой лежал в целости, как будто только что скончался.

Мощи были перенесены в Успенский собор, где покоятся до сих пор в раке. Однако причисление к лику святых произошло только в 1913 году

Вся царская семья присутствовала при этом важном событии.

Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске.

Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.

Царь опять ненастоящий

Дело в том, что Шуйский в качестве царя воспринимался народом ещё в меньшей степени, чем даже Борис Годунов. Они были «не природными» царями. Тогда как Лжедмитирии, как раз утверждали, что они потомки Ивана Грозного, то есть как раз «природного» монарха всея Руси.

При этом Иван Васильевич, и это признают даже самые критически настроенные к нему историки, по прошествии лет пользовался все большей народной популярностью. Опричнина стала восприниматься в народе, как идеальный царский порядок, при котором самодержец «давил бояр» и давал жить простому народу. И не только жить, но и подняться из низов по социальной и политической лестнице. А потому народ хотел наследника Ивана Грозного на престоле, видя в нём продолжателя дела своего отца.

Что же до Годунова, Шуйского, и уж тем более, семибоярщины, то в народном сознании они и были представителями того самого, ненавидимого аристократического класса. Тем более, что их правление и ассоциировалось с бедами смутного времени.

Убедить народные массы в том, что настоящий царевич Дмитрий мёртв, а череда Лжедмитириев – не более, чем самозванцы, не получалось и у патриарха Иова, и поначалу у Патриарха Гермогена.

Начало пути

Точные данные о биографии Гермогена не сохранились, и свидетельства его деятельности увековечены благодаря записям, сделанным современниками и потомками. Предположительно, он родился в 1530 году и был ровесником Ивана Грозного. Среди историков существует предположение, что нареченный Ермолаем ребенок по происхождению имел отношение к донским казакам или к династиям Шуйских и Голицыных.

Юношей он перебрался в Казань, где его пристанищем стал Спасо-Преображенский монастырь. Здесь молодой человек утвердился в вере и решил посвятить себя служению Господу. В 1570-е Ермолай жил в приходе Гостинодворской церкви Святого Николая и исполнял обязанности священника.

Икона Патриарха Гермогена

В исторических источниках, описывающих житие патриарха, упоминается случай, который называют чудом. В 1579 году, во время сильнейшей засухи, в Казани произошел чудовищный пожар. Пламя перебросилось от Свято-Никольской церкви на Кремль, а дальше распространилось по крышам домов.

Пока полыхал огонь, дочке стрельца трижды было видение о спрятанной иконе Богоматери. Святыню нашли там, где предсказывала девочка. Служители церкви и горожане организовали крестный ход. Они переместили икону в Благовещенский собор. В ходе службы случилось исцеление двух слепых. Гермоген был участником события и свидетелем происходящего.

Добрые пастыри

В один момент, Гермоген благословил казанского митрополита Ефрема, который вообще наложил на весь город Свияжск интердикт. Фактически, за лояльность изменникам и бунтовщикам, Ефрем лишил город возможности отправлять православные службы, принимать участие в Таинствах, да и вообще, быть православными.

Гермоген этот шаг одобрил, и назвал Ефрема «добрым пастырем». Кстати, на Свияжск интердикт подействовал самым благоприятным образом, горожане всецело приняли сторону и Церкви, и государственной власти, категорически отмежевавшись от восставших. А это были восставшие Ивана Болотникова.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:

  • Шавельский Г. И., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954, глава XII:

  • Солдатов, Г. М., ред. Совещание глав Русской Зарубежной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Варнавы. Сремские Карловцы 1935, Minnesota, Minneapolis: AARDM Press, 2004, приложение 13, «Сообщение клиру и мирянам о Соборе Архиереев РПЦЗ в 1936 г.»:

  • Шкаровский М. В., Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2007. № 3(7):
    • (статья исправлена и дополнена)
  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 259:

  Разрядный список учеников Усть-Медведицкого духовного училища 1876 г. // Донские епархиальные ведомости, 1876, № 23 неофиц. отдел, с. 717

  В 1878 году переведён в III класс — Разрядный список студентов Донской духовной семинарии на 1877/78 г.г. // Донские епархиальные ведомости, 1878, № с. 565

  Разрядный список студентов Донской духовной семинарии на 1881/82 г.г. // Донские епархиальные ведомости, 1882, № 13, с. 493

  Выпускники Киевской духовной академии 1886 г., сайт Бовкло А. А.,

  «Перемены по службе священно-церковнослужителей Донской епархии,» Донские епархиальные ведомости, 1887, № 13, 457.

  «Перемены по службе священно-церковнослужителей Донской епархии», Донские епархиальные ведомости, 1888, № 14, с. 531.

  «Распоряжения и известия епархиального начальства» // Донские епархиальные ведомости, 1894, № 8, с. 137

  Уволен предыдущий настоятель собора Иоанн Беляев,

  Так по , при том что на этой же странице указано, что он принял монашество в 1910 году.

  Шавельский Г. И., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954, глава XII, .

  Солдатов, Г. М., ред. Совещание глав Русской Зарубежной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Варнавы. Сремские Карловцы 1935, Minnesota, Minneapolis: AARDM Press, 2004, приложение 13, «Сообщение клиру и мирянам о Соборе Архиереев РПЦЗ в 1936 г.»,

  Маевский В. Русские в Югославии 1920-1945 гг. В 2-х тт. Т. 2. Нью-Йорк, 1966, с. 300-303

  Ђурић В. Српска православна Црква у Независноj Држави Хрватскоj 1941-1945. године. Ветерник, 2002. С. 164-165

  Državni arhiv hrvatske u Zagrebu, K 167/1945; Pozar Р. Hrvatska Pravoslavna Crkva u proslosti i buducnosti. Zagreb, 1996. S. 339-340

  Письмо директора Музея Сербской Православной Церкви в Белграде С. Милеуснича канадскому консулу в Белграде от 10 апреля 2003 г.

  Vladimir Geiger, Croatian Historical Institute, Zagreb,

Пастырь Казанский

Родился Ермолай (таково было мирское имя святителя) около 1530 года в семье донских казаков. По другим сведениям, родственниками Ермолая были князья Голицыны или Шуйские. Некоторые историки возводили его род к низам дворянства или городскому духовенству.

Юношество и зрелые годы святого проходили на фоне могучих исторических сдвигов: царствование Ивана IV, опричнина, покорение Астрахани и Казани, Ливонская война, воцарение Бориса Годунова и кровавая трагедия в Угличе…

В какой-то степени Ермолаю было проще — далеко от столичных хитросплетений: он работал тогда Господу на самом восточном рубеже Московского царства. Еще подростком он ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где святитель Варсонофий обучил и укрепил его в вере. Служение будущего патриарха началось там же, в Казани, — приходским священником при гостинодворской церкви святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

Доподлинно известно, что после чуда 8 июля 1579 года с явлением Казанской иконы Божией Матери Бог судил именно ему первому «взять от земли» святой образ, показать его собравшимся горожанам и потом торжественно, с крестным ходом, перенести в ближайший Никольский храм.

Позже, уже став митрополитом, Гермоген составит службу Царице Небесной «в честь иконы Ее Казанской». Его вдохновенный тропарь празднику «Заступнице Усердная» мы поем в храмах до сих пор. Его перу приписывают также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях», отправленное духовенством Ивану Грозному. Все эти чудеса святитель видел своими глазами и осязал своими руками.

Предполагают, что в 1587 году, после смерти супруги, имени которой история не сохранила, батюшка Ермолай приехал в Москву, где в Чудовом монастыре принял постриг под созвучным именем Гермогена (Ермогена).

Его последующее церковное возвышение поражает стремительностью. За два года из простого монаха Гермоген возводится в сан архиепископа, причем кафедра его тут же становится митрополией, а он сам, соответственно, митрополитом Казанским и Астраханским.

Став пастырем обширной паствы, немалую часть которой составляли новообращенные из местных народов, окруженные мусульманским и языческим большинством, святитель Гермоген сделал все, чтобы обращение не было формальным и Православие укрепилось в этом крае.

Святитель Гермоген стал инициатором восстановления древней церковной службы апостолу Андрею Первозванному на основе полного перевода ее с греческого на церковнославянский язык. Он создал современную редакцию «Повести о Петре и Февронии, Муромских чудотворцах».

Уже будучи патриархом, в самый разгар смуты, охватившей страну, Гермоген методично продолжает исправление церковно-богослужебных книг, начатое еще преподобным Максимом Греком. Первосвятитель лично «свидетельствует» новый печатный перевод Евангелия, сборник Четьих-Миней. Под наблюдением патриарха в Москве, захваченной поляками, делаются новые станки для печатания богослужебных книг, строится новое здание типографии взамен старого, погибшего в пожаре 1611 года.

Его просветительское наследие велико и разнообразно. И все-таки не эти высокие труды сделали имя патриарха Гермогена духовным знаменем в роковой для России час.

Гермоген или Ермоген?

Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Св.Синод, т.к. святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген.

А по версии американского историка Грегори Фриза, основная причина в том, что Гермогеном звали опального епископа саратовского, активно выступающего против обер-прокурора Саблера и Григория Распутина. Чтобы не было путаницы и имя нового святого не ассоциировалось с именем опального архиерея, Синод и восстановил древнюю орфографию имени патриарха — «Ермоген».

Кондак, глас 6 Темницею и гладом изнуряем, даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене, малодушие от сердец людей твоих отгоняя и на общий подвиг вся призывая. Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси, да вси зовем ти: радуйся, заступниче Российския земли.

Молитва сщмч. Ермогену О, великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази. Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойная чада твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающая. Крепость бо наша в нас оскуде, и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и за вся теплый молитвенник; яко да молитвами твоими ограждяеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое Имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Назад к списку

Это интересно: Ольга: княгиня Киевская

Благословения ополчения

Тем не менее, до Земского Собора было ещё далеко. Поляки вошли в Москву. А Гермоген в 1610 году, оказался в заточении, в и был морим голодом. Кстати, во имя спасения государства патриарх готов был признать даже притязание на русский престол польско-литовского короля Владислава IV, но только при условии принятия им Православия. Но, понятное дело, Владислав Сигизмундович на такой шаг не пошёл.

Уже будучи в заточении, Гермоген продолжал писать воззвания, благословил оба антипольских русских ополчения. В 1611 году ополчение Минина и Пожарского осадило Москву. Здесь нужно понимать, что Гермоген своими воззваниями не только инициировал это ополчение, но внушил данному русскому освободительному движению религиозный смысл.

Фактически, ополченцы шли воевать не только против польских интервентов, но и против мистического, религиозного зла. Кстати, именно овеянные этим религиозным, сакральным смыслом, ополченцы и посчитали для себя возможным собирать Земский Собор и выбрать нового царя, владыку православного государства.

Но в 1611 году поляки, уже в осаде сделали последнюю попытку убедить Гермогена перейти на их сторону и «отозвать ополчение». На что иерарх, уже фактически умирающий, и понимающий, что живым его не отпустят, ответил: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Сам он это свое благословение и исполнил. Но во многом благодаря его проповедническому таланту, его духовной силе и вере Смута закончилась.

Почитание и прославление

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1910-е годы

В 1652 году его останки, по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-западном углу Успенского собора, где они пребывают и ныне.

Прославлен в лике святых в воскресенье 12 (25) мая 1913 года (год 300-летия Дома Романовых, за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву) как священномученик; богослужения в Московском Кремле возглавлял патриарх Антиохийский Григорий IV; присутствовала великая княгиня Елисавета Феодоровна. Император Николай II в тот день возвращался из Берлина в Царское Село и направил на имя обер-прокурора Святейшего синода Владимира Саблера телеграмму из Кошедар: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию <…>, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении».

Рака Гермогена, заказанная Николаем II

Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 (26) мая 1913 года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

11 и 12 (25) мая 1913 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золочёным бронзовым шатром, изготовленным царём Михаилом Фёдоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и обер-прокурор Святейшего синода Саблер.

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, — протоиерей Илия Гумилевский).

12 (25) мая 2013 года в честь столетия причисления его к лику святых открыт памятник патриарху Гермогену в Александровском саду у стен московского Кремля. Памятник создан коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

В декабре 2014 года памятник патриарху Гермогену, изготовленный на средства епархии и армянской общины города Альметьевска, был открыт на территории у Казанского кафедрального собора Альметьевска.

Это интересно: В чем и кому помогает святитель Николай Чудотворец — объясняем тщательно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector