300-летие дома романовых
Содержание:
Описание памятника[ | ]
Адамсон за работой над композицией Ивана Сусанина и России Согласно утверждённому в 1912 году проекту, памятник представлял собой грандиозный постамент-пьедестал в виде часовни — ступенчатой цилиндрической башни высотой в 17 саженей (36 метров) с многоярусным шатровым завершением, увенчанным двуглавым орлом. Уступы-ступени кольцевой формы предназначались для установки портретных фигур представителей царствующего дома и выдающихся людей, связанных с эпохой их правления: количество фигур непосредственно на постаменте — 18, общее количество фигур — 28. Памятник имел два главных фасада и две главные группы фигур. Среди них — родоначальник династии Михаил Фёдорович, его отец патриарх Филарет и мать инокиня Марфа; у подножия — умирающий Иван Сусанин, благословляемый аллегорической фигурой России; по сторонам — гражданин Минин и князь Пожарский; Пётр I, стоящий на фоне корабля, Александр II, держащий в руках Манифест об отмене крепостного права, Николай II с наследником Алексеем, склонившиеся над картой России.
Нижнюю часть памятника должны были украшать шесть рельефов с изображениями предсказания преподобным Геннадием Костромским возвышения Дома Романовых, призвания Михаила Фёдоровича на царство, освобождения крестьян от крепостной зависимости, Полтавской баталии, Бородинской битвы и обороны Севастополя.
В литературе приводятся разные сведения о количестве фигур (26 или 28), что связано с изменением первоначального проекта Адамсона: изображение Николая II с наследником Алексеем вначале планировалось разместить на барельефе, позже появилось решение о создании скульптурной композиции.
Список фигур для памятника
Памятник Ленину на постаменте романовского памятника, современный вид
- Михаил Фёдорович
- Алексей Михайлович
- Феодор Алексеевич
- Царевна София (сидящая)
- Царь Иоанн Алексеевич
- Пётр Великий
- Екатерина I
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Елизавета Петровна
- Екатерина II
- Петр III
- Павел Петрович
- Александр I
- Николай I
- Александр II
- Александр III
- Патриарх Филарет
- Инокиня Марфа
- Князь Пожарский
- Гражданин Минин
- Феофан Прокопович
- Фельдмаршал Шереметьев
- Боярин Морозов
- Россия
- Сусанин
Список составлен согласно «Общей смете по сооружению в гор. Костроме памятника…»] В списке не упомянуты скульптуры императора Николая II и цесаревича Алексея
Описание памятника
Если бы не произошло свержение династии Романовых, г. Кострома обзавелся бы воистину грандиозным сооружением. Проект гласил, что постаменту-пьедесталу будет придана форма часовни, высота его должна была составить 36 метров. Было запланировано также многоярусное шатровое завершение, венцом которого должен был стать величественный двуглавый орел.
Помимо этого, планировалось создание уступов-ступеней, имеющих кольцевую форму. Они должны были служить местом для размещения портретных фигур. Фигуры изображали не только представителей правящей династии, но и ярких личностей, которые отметились теми или иными деяниями во времена их правления.
История[ | ]
См. также: 300-летие дома Романовых
Скульптурный ансамбль в Костроме должен был стать главным памятником 300-летию дома Романовых. В 1903 году при подготовке к юбилею у гласных Костромской городской думы возникла мысль о создании в Костроме памятника-храма в честь этого события.
Проекты — победители конкурса 1911 года Несколько лет шла работа по организации всероссийской подписки на средства для сооружения монумента, по выбору места для его установки. Комиссия в составе художников А. М. Опекушина, Л. Н. Бенуа, В. А. Беклемишева тоже рекомендовала выбрать для установки памятника высокий берег Волги на территории Костромского кремля, причем Л. Н. Бенуа указал на то обстоятельство, что «с этого места видна вся Волга, да и с Волги хорошо будет виден памятник — с трех сторон, что конечно не следует упускать из виду
». В 1911 году Академия художеств провела конкурс проектов. Комитет по сооружению монумента выбрал работу скульптора А. И. Адамсона, занявшую второе место. Однако проект получил многочисленные замечания, в частности, автору пришлось упростить первоначальный слишком сложный и дорогостоящий вариант.
Проект памятника был утверждён в 1912 году, тогда же начаты работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. Архитектором проекта был утверждён Сергей Александрович Власьев (1881—1936), автор стелы-обелиска в Александровском саду у стен Московского Кремля. Сам А. И. Адамсон обязался исполнить все художественно-скульптурные работы, подряд на облицовочные работы получило Петербургское акционерное общество «Гранит» (гранит Гангеутский красный № 8), отливку бронзовых фигур выполнила фирма К. Ф. Верфель, непосредственное руководство строительными работами осуществлялось инженером Большаковым.
Парад войск после закладки памятника
Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме. Закладка состоялась в присутствии Николая II и его семьи, в торжественной обстановке при параде местных войск. Дата закладки монумента также была приурочена к 760-летию основания города.
Первая мировая война помешала завершению памятника. К 1916 году был возведён постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур. Было установлено 2 фигуры, остальные остались в ящиках. После Февральской революции работы были окончательно остановлены, Адамсон уехал из России. Окружающие памятник строительные леса простояли заброшенными весь 1917-й и несколько первых месяцев 1918 года. После Первомая 1918 года губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник Свободы», открытие которого предполагалось «в предстоящую годину октябрьской революции». Практических шагов не последовало. Большая часть доставленных в Кострому статуй находилась в ящиках возле постамента, меньшая — в парке бывшего губернаторского дома. После смерти В. И. Ленина в январе 1924 года постамент было решено использовать для установки памятника вождю. В конце 1924 или в первой половине 1925 года все скульптуры были отправлены на костромской в переплавку.
Вид на центральную часть Костромы из-за Волги (между 1928 и 1934 гг.)
К 1 мая 1928 года на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В. И. Ленина. В библиографических источниках приводится разный состав группы скульпторов, выполнявших фигуру Ленина, указываются, в частности: М. Листопад, З. Иванов, А. Лебедев, Д. Шварц. К 1981 году бетон разрушился, и в 1982 году был установлен новый монумент из бронзы. Ленин представлен в традиционном образе вождя пролетариата, произносящего агитационную речь, смысл которой подчёркивается энергичным жестом правой руки.
Художественные особенности
Первоначальный вид
Четырёхгранный обелиск из серого гранита стоял на массивном кубе со ступенчатым основанием. Памятник венчал двуглавый бронзовый позолоченный орёл, закреплённый с помощью металлического стержня. На его фасаде располагался герб Романовых — грифон с мечом и щитом. Под ним были написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II. Имя царя Иоанна VI Антоновича на обелиске отсутствовало. На основании монумента размещались изображение Георгия Победоносца и малые гербы губерний и областей Российской империи в щитках. Подробное описание памятника оставила газета «Московские ведомости»:
По заданию композиции памятник представляет собою кубический постамент, на котором стоит обелиск, заканчивающийся бронзовым золоченым двуглавым орлом. Весь монумент покоится на двух плато, которые приподняты на 0,60 саженей над поверхностью земли. Монумент сооружается из серого финляндского гранита с рельефными надписями, гербами и орнаментом. Верхняя часть монумента (обелиск) состоит из семи монолитных гранитных кусков, а нижняя — из гранитных облицовочных плит. Венчающий обелиск двуглавый орёл предполагается из литой бронзы, чеканный и золоченый. Надпись на обелиске состоит из имен и отчеств всех царей и цариц Дома Романовых за минувшее трёхсотлетие в хронологическом порядке, начиная с царя Михаила Феодоровича и кончая Именем ныне царствующего Государя Императора. В верхней части этой надписи помещается родовой герб Дома Романовых, на постаменте — надпись, гласящая: «В память 300-летия воцарения Дома Романовых» и гербы: московский, казанский, астраханский, польский, сибирский, херсоно-таврический, грузинский; соединённые гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского, Новгородского, герб Великого Княжества Финляндского. |
Советское время
Во время советской реконструкции внешний вид обелиска существенно изменился. Орёл с вершины был снят, во время его демонтажа каменная вершина памятника раскололась на пять частей. С основания скульптуры удалили гербы административных единиц Российской империи. Картуши и щитки от гербов оставили. Изображение Георгия Победоносца в центральном картуше заменили надписями «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Имена царей были сбиты с обелиска. На их место поместили имена 19 революционных мыслителей и политических деятелей, утверждённые Лениным. Их список составлял большевик Владимир Фриче.
Современная версия
Памятник воссоздан по эскизам 1912 года. По наблюдениям скульпторов и активистов общественного движения «Архнадзор», вид современного обелиска несколько отличается от первоначальной версии монумента. Например, двуглавый орёл на вершине памятника имеет другое количество перьев на крыльях, другой размер и форму хвоста. Его корона отличается от оригинала 1914 года. Резной герб Романовых крупнее оригинального. Его рельеф превышен и имеет иной объёмный характер. При написании имён царей в новоделе использовался отличный от первоначального шрифт Cyrillic Izhitsa. Буквы имён стали уже, расстояние между ними увеличилось. В написании имён царей присутствуют ошибки. Изображение Георгия Победоносца в основании монумента не соответствует стилистике оригинала. Гербы губерний и областей размещены не сверху-вниз, а слева-направо.
- Изображения обелиска
- Монтаж монумента, 1914 год
- Открытие обелиска, 1914 год
- Романовский обелиск, 1914—1918 годы
- Памятник мыслителям-социалистам, 2008 год
- Демонтаж монумента, 2013 год
Проект памятника: конкурс
Конечно же, поиски места для возведения монумента – далеко не единственная задача, которую пришлось решать комиссии. Для начала строительства необходим был оригинальный проект памятника, для нахождения которого был организован конкурс
Изначально внимание участников комиссии привлек проект скульптора Адамсона. Но идея Адамсона подразумевала слишком значительные расходы
После упрощения проекта, которое привело к снижению его стоимости, он был утвержден, произошло это только в 1912 году. Роль архитектора была возложена на Сергея Власьева, известного как создатель стелы-обелиска, расположенной в Александровском саду. Работы начались с изготовления постамента, а также создания отдельных фигур.
Участвовал в возведении памятника и скульптор Адамсон, которому было поручено взять на себя художественно-скульптурные работы. Ответственным за строительство стал инженер Большаков, отливкой фигур из бронзы занялась .
Вы здесь
300-летие Дома Романовых
Первое и единственное празднование юбилея царского дома – трехсотлетия Дома Романовых в 1913 г. происходило в момент социального и политического кризиса, и было призвано показать единение монарха и его подданных. Общественно-государственные торжества, как говорилось в высочайшем манифесте Николая II, приурочивалось к дате «единодушного избрания» на царство в Москве Великим земским собором «в 21 день февраля 1613 года» боярина Михаила Федоровича Романова.
Празднование 300-летнего юбилея царской династии проходило по всей России в течении нескольких месяцев с февраля до осени: в городских храмах состоялись благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния.
Читать далее:
300-летие Дома Романовых
Циркуляр Департамента личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел в российские посольства, миссии и консульства об организации церковного празднования 300-летия Дома Романовых.
29 января 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 947. Л. 1.
Машинопись.
В составе Государственного архива Российской империи.
Выписка из отношения канцелярии обер-прокурора Синода в Департамент личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел о мероприятиях церковного празднования 300-летия Дома Романовых.
29 января 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 947. Л. 3–3 об.
Машинопись.
В составе Государственного архива Российской империи.
Объявление от двора его императорского величества о порядке панихиды в Петропавловском соборе 20 февраля 1913 г. в день торжественного празднования 300-летия Дома Романовых.
5 февраля 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1252. Оп. 1. Д. 1409. Л. 11.
Печатный экземпляр.
В составе личного фонда Абамелек-Лазаревых.
Циркуляр Департамента личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел в российские посольства, миссии и консульства о порядке награждения юбилейными медалями в память 300-летия царствования Дома Романовых.
2 февраля 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 248. Л. 1–3.
Печатный экземпляр.
В составе Государственного архива Российской империи.
Свидетельство князя С.С. Абамелек-Лазарева на пожалованный ему нагрудный знак, учрежденный для лиц, приносивших верноподданные поздравления по случаю 300-летия Дома Романовых.
21 марта 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1252. Оп. 1. Д. 55. Л. 27.
Подлинник. Печатный бланк.
В составе личного фонда Абамелек-Лазаревых.
Билет для пропуска фрейлины княжны Евдокии Дмитриевны Голицыной на места торжеств в дни празднования 300-летия дома Романовых.
Май 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1263. Оп. 8. Д. 240. Л. 7.
Подлинник. Печатный бланк.
Подпись – автограф московского градоначальника свиты Е.И.В. генерал-майора А.А. Адрианова.
В составе личного фонда князей Голицыных.
Император Николай II и императрица Александра Федоровна во время торжественного выхода в Кремле.
1913 г.
Государственный архив Российской Федерации.
Ф. 601. Оп. 1. Д. 1655. Л. 60.
Фотография на паспарту.
Неизвестный фотограф.
Из Центрархива.
Адрес императору Николаю II от российского дворянства к 300-летию царствующего Дома Романовых.
Москва. 25 мая 1913 г.
ГИКМЗ «Московский Кремль».
14904 охр. Рук-1595. З В-3687.
Яйцо «300-летие Дома Романовых», на подставке.
Россия, Санкт-Петербург. 1913 г.
ГИКМЗ «Московский Кремль».
17139/1-2 охр. МР-651/1-2. ЗВ-946/1-2.
Объявление Строительного комитета по сооружению в Санкт-Петербурге храма в память 300-летия царствования Дома Романовых.
16 июня 1912 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1287. Оп. 1. Д. 3950. Л. 5.
Печатный экземпляр.
В составе личного фонда Шереметевых.
Перечень фигур
Список фигур для памятника включал 28 единиц. Из них непосредственно на постаменте создатели намеревались разместить 18. Конечно же, присутствовали портретные фигуры основателей дома Романовых. Это первый царь Михаил Федорович, его родители Филарет и Марфа. У подножия должен был располагаться погибающий Иван Сусанин, получающий благословение от аллегорической фигуры, изображавшей Российскую Империю.
Петр Первый был изображен на фоне корабля, что должно было намекать на вклад этого царя в развитие российского флота. В руках Александра Второго располагался его знаменитый Манифест, предоставляющий свободу крестьянам. Царь Николай Второй и его сын Алексей были изображены склонившимися над картой государства. Присутствовали также фигуры Минина и Пожарского, эти знаменитые персоны должны были располагаться по сторонам.
Шесть элегантных рельефов, на которых были изображены знаменитые предсказания, сделанные дому Романовых предвидевшим его возвышение преподобным Геннадием, планировалось создать в нижней части сооружения. Там же должны были согласно проекту находиться эффектные сцены, описывающие призвание на царство Михаила Романова, грандиозные сражения (Бородинская и Полтавская битвы, оборона Севастополя).
Некоторые источники утверждают, что фигур должно было оказаться 26. Однако так предполагалось в первом варианте проекта, который позже был изменен.
После революции
Г. Кострома, как и все прочие населенные пункты России, был охвачен пожаром революции. После ее окончания создание памятника, конечно же, прекратилось, скульптор Адамсон отбыл в свою родную страну. Больше года сооружение находилось в заброшенном состоянии, окруженное строительными лесами.
В первой половине 1918 года памятник привлек к себе внимание губисполкома. Решено было заняться переустройством сооружения, которое так и не было достроено
Изначально планировалось превратить его в памятник Свободы, открытие которого будет приурочено к годовщине Октябрьской революции.
Однако монумент простоял в заброшенном состоянии еще несколько лет, так как на проведение запланированных действий катастрофически не хватало средств. Статуи, привезенные в город, в большинстве своем оставались в ящиках, установленных рядом с постаментом. Некоторые из них были перевезены в парк дома, некогда принадлежащего губернатору.