Исследование царских гробниц архангельского собора в 1963-1965 гг. документы архивов московского кремля

Петр III — император, низложенный супругой

Петра III и Екатерина IIсовместный портрет работы Г.К.Гроота

Петр III Федорович — немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского, внук Петра I – взошёл на российский престол в 1761 году. Не короновался, правил всего 187 дней, но успел заключить мир с Пруссией, перечеркнув этим результаты побед русских войск в Семилетней войне.

Беспорядочные действия Петра на внутриполитической арене лишили его поддержки русского общества, а многие воспринимали его политику как предательство национальных российских интересов. В результате 28 июня 1762 года произошёл переворот, и императрицей провозгласили Екатерину II. Петра III отправили в Ропшу (30 вёрст от Петербурга), где сверженный император погиб при невыясненных обстоятельствах

По официальной версии Петр III умер то ли от инсульта, то ли от геморроя. Но есть и другая версия — Петра III убили гвардейцы в завязавшейся драке, причём за 2 дня до официально объявленной смерти. Первоначально тело Петра III похоронили в Александро-Невской лавре, а в 1796 Павел I приказал перенести тело в Петропавловский собор

Архангельский собор Московского кремля в XIII-XV веках

Первая деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила появилась на Соборной площади кремля во второй половине XIII века. Ученые склоняются к версии, что произошло это во времена, когда Великим князем Московским был Михаил Хоробрит, брат всем известного Александра Невского. Если насчет первых упоминаний историки еще ведут споры, то дальнейшая история собора хорошо отражена в летописях и сомнений почти не вызывает.

В 1333 году на месте старого ветхого храма Иван Калита приказал возвести каменную церковь, в которой, согласно его завещанию, просил похоронить его. Новый каменный храм простоял на Соборной площади 172 года, а затем по приказу царя Ивана III церковь была разобрана из-за ветхости. Как только разбор был закончен началось строительство нового собора, на это время все захоронения были перенесены в другой храм.

Архангельский собор в Кремле

Результаты исследований останков царя и его сыновей

Вскрытие могилы Ивана Грозного, его сыновей и славного князя проводилось с такими целями:

  • Обнаружить на останках следы механических повреждений. Особенно актуальным этот вопрос был по отношению к Ивану Грозному, так как требовалось доказать или опровергнуть версию, что его убил своим посохом отец Иван Грозный.
  • Подтвердить либо опровергнуть версии об отравлении этих людей.

Обе поставленные задачи были чрезвычайно сложные. Трудности заключались в том, что останки всех, кроме Ивана грозного, сохранились очень плохо. Так, от черепа царевича Ивана Грозного сохранилась только нижняя часть. Верхняя превратилась в порошок серого цвета, поэтому оказалось невозможным установить, были ли ему прижизненно нанесены травмы виска. Исследования сохранившихся волос следов крови не обнаружили.

Относительно второй задачи также имелись сложности. Дело в том, что с момента захоронения этих людей прошло более 400 лет. За такое время многие яды (если они применялись при жизни) могли разложиться, а новые — образоваться. Поэтому было принято решение учитывать наличие только так называемых металлических ядов (ртути и мышьяка), являющихся наиболее стойкими.

В результате исследований костей, сохранившихся волос, ногтей фрагментов одежды, а также порошковой массы было обнаружено содержание мышьяка в останках:

  • Ивана Грозного – от 8 до 150 мкг.
  • Царевича Ивана – от 14 до 267 мкг.
  • Сына Федора – от 10 до 800 мкг.
  • Князя Скопина-Шуйского – от 0 до 130 мкг.

Комиссия постановила, что обнаруженные количества мышьяка естественное его содержание в человеческом организме не превышают.

Содержание ртути в останках:

  • Ивана Грозного — от 20 до 1333 мкг.
  • Князя Ивана (его сына) — от 12 до 1333 мкг.
  • Сына Федора – от 3 до 333 мкг.
  • Князя Скопина-Шуйского – от 0 до 266 мкг.

Однако по некоторым данным историков, содержание ртути может объясняться применением мази, которая была изобретена в 16 веке Парацельсом. Она применялась для лечения венерических и многих других болезней.

После завершения исследований было полностью восстановлено место, где похоронен Иван Грозный. Фото всех проведенных работ и материал, снятый на кинопленку, сданы в архив. Восстановленные фрагменты одежды переданы в музеи Кремля. Полностью реконструирована рубаха царевича Ивана Ивановича. Все сохранившиеся кости скелетов бережно обработаны воском и канифолью, после чего возвращены в саркофаги. Также в них вложены копии документов о проведенных исследованиях. Гробницы и интерьер усыпальницы полностью реконструированы.

Ценности для Временного правительства

Усыпальница в Петропавловском соборе появилась во времена Петра I. Он стал и первым, кто был здесь захоронен. Впоследствии в стенах Петропавловского собора погребали и прочих усопших российских властителей и членов императорской фамилии.

Начало разграблению царских гробниц было положено еще после Февральской революции. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все находившиеся в усыпальнице ценные вещи – иконы в драгоценных окладах, лампады, медали и венки, изготовленные из золота, серебра, бронзы и фарфора – были сняты с могил. Их погрузили в ящики и отправили в Москву. Дальнейшая судьба этих предметов так и осталась неизвестной.

Некрополи русских царей

До строительства Санкт-Петербурга всех почивших членов царской династии, как Романовых, так и Рюриковичей, погребали в Архангельском соборе Московского Кремля. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Михаил Федорович и Иван Грозный, а также десятки великих князей и царевичей. После того, как столица империи была перенесена в город на Неве, встал вопрос о новой усыпальнице для венценосных особ. Таким местом стал Петропавловский собор, окончательно достроенный в 1733 году и несколько веков считавшийся самым высоким зданием Петербурга. Одной из первых в Петропавловском соборе была погребена малолетняя дочь Петра, Наталья. Начиная с самого Петра Великого, в соборе хоронили всех императоров и императриц, за исключением Петра Второго, который умер и был погребен в Москве, и Иоанна Антоновича, чья могила не найдена до сих пор.

Концентрация в одном месте такого количества царских могил была очень большим соблазном для революционеров. Еще в период временного правительство с надгробий было снято все, что имело хоть какое-то отношение к драгоценным металлам: иконы, памятные медали, декоративные венки. Однако разговоры о вскрытии могил начались только в 1920-х годах. Причин на то было множество: и научный интерес, и продолжение политики изъятия церковных ценностей (ведь гробницы монархов должны были содержать несметные сокровища), и банальный вандализм, смешанный с чувством мести за века крепостного угнетения.

Пример Византии

Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.

Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.

«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.

Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.

Иван Грозный: детство и венчание на царство

Будущий царь родился в 1530 году в семье Московского князя Василия III Рюриковича и княжны литовской Елены Глинской. Уже в 3 года после смерти отца он номинально стал царем. В 1538 умерла и его мать. Его детские годы прошли в период борьбы между кланами бояр Шуйских и Бельских, из-за чего у ребенка в характере развилась подозрительность и мнительность, а также сформировалось недоверие к боярам.

Вам будет интересно:Что посмотреть в Греции самостоятельно?

В 1547-м 16 января Иван Грозный венчается на царство. Во время церемонии митрополит Макарий возложил на юношу царские регалии: шапку Мономаха, барму и крест Животворящего Древа. Вначале царя именовали Иоанном I, затем Н. Карамзин в своей книге «История Российского государства», где был сделан отсчет от Ивана Калиты, присвоил ему титул IV. Прозвище «Грозный» царь Иоанн получил еще в подростковом возрасте за самоличное зверское убийство одного из бояр в Москве.

Через 2 года Иван Грозный формирует Избранную Раду, состоящую из единомышленников, которая помогла ему при проведении многих реформ в государстве. В 1549-м впервые прошел созыв Земского собора, в который входили представители всех сословий России (кроме крестьян).

Вам будет интересно:Мурманск: достопримечательности и интересные места

В 1550-м он формируется стрелецкое войско, целью которого было повышение обороноспособности России. Одним из полезных документов стал судебник, который позволил упорядочить существующие нормативно-правовые акты в стране.

Воссоздание портрета царя и сына Федора

Сейчас каждый человек, интересующийся историей России, может увидеть не только место, где похоронили Ивана Грозного, но и воссозданный зрительный образ жестокого царя. Ученый-антрополог М. Герасимов по строению скелета и черепа смог сделать реконструкцию. Царь имел высокий рост (около 178-180 см), широкие плечи, развитую мускулатуру, был силен физически. Его лицо имело волевые черты, высокий лоб, глаза достаточно большие, а нижняя челюсть слегка выдавалась вперед. Полотна знаменитых художников и скульпторов, очевидно, не соответствуют настоящему облику Ивана Грозного.

По наблюдениям исследователей, череп царя имеет близкую схожесть по форме с его родственницей, царицей Софьей Палеолог. Что помогает опровергнуть все слухи, утверждающие «незаконнорожденность» Ивана Грозного.

Также был реконструирован облик его сына Федора. Согласно свидетельствам очевидцев, он был весьма добр, благодушен, всегда улыбался. Годы его правления считаются самыми благоприятными для России. Царь Федор Иванович умер после тяжелой болезни. Травить его не было смысла, так как он и сам не хотел управлять страной, мечтал стать монахом. При его жизни фактически Россией управлял Борис Годунов.

Библейский ковчег

Восприятие царской власти как божественной предполагает, что и погребение Помазанника Божьего должно отличаться от похорон обычных людей. По аналогии с пещерой, в которой Христа положили во гроб, для русских царей использовали специальные усыпальницы.

Как пишет в статье «Траурный церемониал в Российской империи» М.Логунова, подготовке царской могилы уделялось особое внимание. Землю раскапывали на глубину 2 метров, выкладывали дно и стены кирпичом

Внутрь устанавливали деревянный ковчег – еще одна библейская традиция. Именно в ковчегах погребали мощи святых. Изнутри императорский ковчег обивали свинцом. Сверху покрывали медью. Навешивали петли, чтобы запереть гробницу на несколько замков. Именно в приготовленный ковчег в день похорон и опускали парадный гроб с телом русского самодержца.

Тайна смерти Ивана Грозного: версии

В последние годы жизни царь был сильно болен. Он растолстел, у него сильно болели суставы, он почти не мог ходить. Поэтому его носили придворные в специальном кресле. Его тело распухло, вес сильно увеличился. Выглядел он дряхлым стариком. В августе 1582 года иностранные послы отмечали, что государю «жить осталось недолго». Однако к началу 1584-го царь продолжал заниматься делами государства.

События последних дней царя историки трактуют по-разному. Существует 2 основные версии. По одной из них царь оставался в бодром духе до последних дней. Он даже ходил в баню, от чего чувствовал облегчение. Утром 19 марта он сел играть в шахматы с Бельским, который, видимо, специально его спровоцировал и сказал что-то обидное. Иоанн Васильевич вскочил в гневе и тут же упал замертво. Однако эта версия активно опровергается многими историками. Есть мнение о том, что смерть царя была насильственной. Его отравили, в чем подозревали Бориса Годунова и Бельского.

По второй версии, еще 10 марта состояние Ивана Грозного ухудшилось. Он впал в беспамятство. Ближе к вечеру, 18 марта, русский царь умер в возрасте 53 лет. Тело его (по утверждениям очевидцев) распухло и издавало неприятный запах. Объявление о его кончине было сделано только на следующий день 19 марта.

По завещанию над телом умершего государя провели обряд его пострижения, дав ему имя Ионы и надев монашеское одеяние (схиму). Оставив такие распоряжения, жестокий царь надеялся на искупление своих многочисленных грехов. В гробницу его и положили в монашеской схиме.

Мощи для защиты от врагов

Еще одна версия происхождения данной традиции – использование мощей покойных правителей для защиты страны от вражеских нападений. Забальзамированные останки, покоящиеся в саркофаге, дольше сохраняются, и достать их в случае необходимости гораздо проще: не надо разрывать царскую могилу, что может быть воспринято народом как святотатство.

Еще с глубокой древности мощи правителей воспринимались простыми людьми как объекты сакрального поклонения. Считалось, что они обладают мистической силой, ведь весь монарший род обожествлялся подданными. Поскольку главной обязанностью князя изначально являлась вооруженная защита своих земель, то его мощи должны были, по мнению суеверных жителей страны, волшебным образом «отогнать» врагов от границ родины.

Пример Византии

Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.

Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.

«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.

Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.

Выбор места захоронения

Еще при своей жизни Иван Грозный отдал распоряжения о том, что в качестве места захоронения его и сыновей он выбрал Архангельский собор, расположенный на территории Московского Кремля. Для своей династии он повелел построить новый некрополь, который был устроен в южном предалтарии собора. Место у алтаря, где похоронен Иван Грозный, считается самым почетным

Таким выбором он хотел подчеркнуть собственное величие и важность

Стены усыпальницы были расписаны лучшими мастерами 16 века. Вначале здесь был погребен его сын Иоанн, а через 3 года и сам царь. В 1598-м сюда положили о другого сына – царя Федора Ивановича, который стал последним в роду Ивана Калиты.

Саркофаг изготовлен из цельной известняковой плиты, которая установлена поверх кирпичного надгробия. По форме оно полукруглое с расширением в зоне плеч покойника. На плите выбито имя царя, даты его рождения и смерти. В начале 20 века поверх гробницы сделан медный кожух с чехлом.

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Пример Византии

Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.

Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.

«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.

Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Строительство храма началось 29 июня (10 июля)  года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 () апреля  года. 14 () мая  года здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая (10 июня)  года был заложен каменный Петропавловский собор. Его строили таким образом, чтобы действующий деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. В 1722 году царь Пётр с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии и до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии.

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном, новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

Архангельский собор

Собор Архистратига Михаила на территории Московского Кремля был возведен в течение четырех лет – с 1505 по 1508 гг. Он строился на месте бывшей белокаменной церкви 14 века. Именно в ней Иван Калита устроил княжескую усыпальницу и был сам там захоронен.

Здание собора выполнено в традициях как русской, так и итальянской архитектуры. Оно имеет купол высотой 21 метр. Его своды опираются на 6 столпов, которые венчают 5 глав. Внешнее оформление богато украшено резьбой, которая сделана по примеру зданий эпохи Ренессанса. Внутренний интерьер украшен росписями.

Архангельский собор, где похоронен Иван Грозный, стал традиционным местом, где продолжали хоронить русских царей. В соборе установлены саркофаги многих умерших великих князей и властителей.

Царский некрополь сейчас насчитывает 56 погребений, куда были перенесены захоронения и из других соборов и монастырей России в 1929 году.

Некрополь у Кремлёвской стены (Москва)

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться в ноябре 1917 года, когда там появились первые братские могилы. В 1919 году у Кремлёвской стены похоронили Якова Свердлова. В начале 1920-х в некрополе погребли многих известных деятелей партии и правительства, в том числе Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Михаила Калинина.

Некрополь у Кремлёвской стены. (Wikimedia Commons)

В 1924 году в Мавзолее, ставшем центром Кремлёвского некрополя, похоронили Владимира Ленина и Иосифа Сталина, однако тело последнего в 1961 году перезахоронили у стен Кремля. Вынос останков Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности: Красную площадь оцепили поздним вечером 31 октября, под предлогом репетиции парада 7 ноября. Вырытую могилу и вход в Мавзолей укрыли фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда.

Леонида Брежнева похоронили у Кремлёвской стены в 1982 году. Через два года в некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова Последним лидером СССР, похороненным у Кремлёвской стены, стал Константин Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Допетровская традиция

Как пишет в книге «Печальные ритуалы императорской России» М. Логунова, особенностью похорон допетровского периода являлось спешное захоронение тел. На протяжении XIV-XVII вв. старались хоронить на следующий день после кончины. На традиции спешного погребения в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа XVI-XVII столетиях» указывал и Н. Костомаров. Однако историк подчеркивал, что соблюдалось правило «24 часов» обычно летом. Оно и понятно – без бальзамирования тело усопшего просто нельзя было оставлять на жаре надолго.

Зимой с погребением не спешили. Если по каким-то причинам похороны откладывались, тело простого человека «во избежание зловония» выносили на ледник. Гроб с телом знатного и богатого покойника оставляли в церкви. Как пишет Н. Костомаров – «иногда дней на восемь». Самой распространенной причиной отсрочки похорон становилось ожидание приезда родственников или важных гостей. Так, на похороны князя Юрия Васильевича Дмитровского в 1472 году ждали Ивана Третьего. Пока он не прибыл из Ростова, тело Юрия стояло в церкви.

Заключение

Результаты вскрытия могилы Ивана Грозного, а также его саркофагов сыновей и князя Скопина-Шуйского дали ученым множество интересных материалов. Исследования останков показали, что ни один из этих четырех великих мужей не был отравлен мышьяком. Сын Федор и князь Скопин-Шуйский также не были отравлены препаратами с ртутью. Механические повреждения на костях всех четырех скелетов не зафиксированы. Вопрос о смерти сына Ивана в результате нанесения черепно-мозговой травмы его отцом остался открытым. Ясно, что молодой царевич умер не в момент удара, а значительно позже, когда рана уже зажила. Но сыграла ли она какую-либо роль в последующей болезни, установить не удалось.

По поводу обнаруженного многократного превышения ртути в останках Ивана Грозного и царевича Ивана нет единой версии. Такие результаты исследований могут свидетельствовать об отравлении. Также они могут говорить о лечении этих людей препаратами, содержащими ртуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector