Новоиерусалимский монастырь в московской области
Содержание:
- Подземная церковь Константина и Елены
- Cовременное состояние
- Подземная церковь
- Палаты Нового Иерусалима
- Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
- Ново-Иерусалимский храм – живая икона
- НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
- Историческая справка
- Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
- Богоявленский скит
- Что посмотреть?
- Современный статус и жизнь обители
- Краткая история монастыря
- Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
- Воскресенский собор
- Описание
- Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
- Некрополь
- Где находится священная обитель
- Воскресенский собор
- Елеонская гора
- Смерть патриарха и возобновление строительных работ
- Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)
Подземная церковь Константина и Елены
Церковь Константина и Елены передает место, где был найден Животворящий Крест Господень. По преданию крест, на котором распяли Иисуса, был сброшен в расщелину недалеко от Голгофы. Римская царица Елена предприняла попытку найти христианскую святыню и один из жителей Иерусалима Иуда (Кириак) указал ей место с Животворящим Крестом Господним.
После раскопки холма было найдено три креста и при прикосновении к одному происходило исцеление больных людей. Так в 326 г. на этом месте было решено воздвигнуть храм Гроба Господня в Иерусалиме. Подземная церковь является прообразом того места, где был найден Животворящий Крест Господень.
Ее сооружение в обители началось в 1680 г., а ров для фундамента был сделан еще при патриархе Никоне. В церкви расположен большой иконостас чеканной работы. Слева изображен Иисус, а справа Пресвятая Богородица. Выше находится Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.
С юга расположен придел мученика Кириака, который пострадал и был казнен за веру. Там же возле алтаря находится «седалище» царицы Елены, когда она следила за раскопками Животворящего Креста Господня. В небольшой палатке, построенной в XVIII в., находится деревянный крест подобный Голгофскому.
В церкви с северной стороны похоронена жена Суворова, Варвара Ивановна, и их сын Аркадий Александрович, умерший в возрасте 15 лет. Они были удостоены чести быть похороненными в церкви из-за щедрых пожертвований на нужды обители.
Cовременное состояние
Монастырь имеет архиерейское подворьепо адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б;телефон: +7 939 730 99 23.
При храме действует Воскресная школа
Воскресная школа для детей
Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие — дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел.
Воскресная школа для взрослых
Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2020 года по воскресеньям в 13:00.
О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте.
Подземная церковь
Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.
worldpics.pro
Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.
Палаты Нового Иерусалима
По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.
Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.
От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.
Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
Монастырь был задуман как подобие всемирно известного палестинского прототипа — главной святыни христианства. Однако не следует думать, будто Никон замыслил точное воспроизведение архитектурного памятника первых веков нашей эры. Здесь мы видим только общее подобие плана храмов обоих Иерусалимов, при существенном различии их. Хотя, вполне допустимо, что Никон располагал чертежами палестинского храма, снятыми с натуры в 1596 г., и изданными в Риме в 1609 г. Грандиозный Воскресенский собор — главный храм «Нового Иерусалима» был выстроен в 1658 — 1685 гг. Основной его частью является храм Воскресения о четырёх столпах, на который опираются арки и крещатые своды, поддерживающие центральную главу. С востока к храму пристроена крипта — подземный храм, устроенный, как в старом Иерусалиме, глубоко в земле. С запада примыкает обширная ротонда, составляющая отличительную особенность собора, в центре её расположена кубикула (часовня гроба). К общей массе собора примыкают многочисленные приделы и галереи. До 1941 г. у южного фасада собора поднималась столпообразная колокольня в семь ярусов, служившая в ансамбле высотной доминантой, и уничтоженная немцами во время войны. Она так и не была восстановлена. Уникальный по типу и масштабам использования полихромной керамики памятник не имеет аналогий. Изразцы изготовлялись Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым под руководством Петра Заборского. Стены и башни монастырской ограды были возведены из кирпича в 1690 — 1694 гг. зодчим Яковом Бухвостовым (см. церковь в Уборах). Очень интересна заглублённая в землю церковь Константина и Елены. В нескольких зданиях монастыря развёрнута музейная экспозиция, можно посетить крепостную стену; музей деревянного зодчества и скит Никона, расположенные за пределами монастырской ограды.
Ново-Иерусалимский храм – живая икона
Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.
Об основании храма
Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.
Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.
Особенности создания обители
Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.
Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.
Личность патриарха Никона
Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.
В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.
В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.
НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.
Историческая справка
Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.
К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.
В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.
При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.
Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.
Официальная группа музея в VK
Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:
- образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
- Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
- Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
- Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).
Богоявленский скит
Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.
Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.
Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.
Что посмотреть?
Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.
happy-galla.ru
Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.
Оказавшись здесь, нужно увидеть:
- Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
- Силоамская купель.
- Гефсиманский сад.
- Скит патриарха Никона.
- Музей деревянного зодчества.
- Конюшни и скотник.
- Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
- Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
- Мост для пешеходов с одним пилоном.
- Места, связанные с А.П. Чеховым.
- Площадь Революции.
- Городской парк.
- Дом культуры и отдыха.
- Вознесенская церковь.
- Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
- Театр драмы Истры.
- Пожарный корпус и его музей.
- Рынок «Фермерский дворик».
- Церковь Жен Мироносиц.
- Скульптуры у школы Искусств.
- Площадь Дружбы.
Современный статус и жизнь обители
25 августа 1994 монастырь посетил Патриарх Алексий II.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В 1995 был возвращён Московскому Патриархату; началось
возрождение монашеской жизни.
11 октября 1995 администрацией Московской области было издано
постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры
комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре»
во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9
октября 1995 года, предусматривавшее на первом этапе передачу
Патриархату Воскресенского собора, храма святых равноапостольных
Константина и Елены, храма Рождества Христова, Восточного братского
корпуса и скита Патриарха Никона.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова,
С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А.
Река Истра — Dmitry Kostin @ Flickr
В Рождественскую ночь 2007 года в монастыре был за службой
Президент России В. Путин
23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили
Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было
принято решение о создании Попечительского совета для оказания
помощи в восстановлении монастыря.
Unwrecker @ WikiCommons
В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за
ближайшие 5—7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский
монастырь. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание
Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению
монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий
Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков,
вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента
Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава
Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых
коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном
федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской
области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен
Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава
корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД»
Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция
развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как
современный духовно-воспитательный и образовательный центр,
призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи,
душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества». Дмитрий
Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского
монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор
Зубков. 9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ
«О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского
Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской
православной церкви».
Al grishin @ WikiCommons
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:
- образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
- Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
- Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
- Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).
Воскресенский собор
Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.
stoneblock.ru
Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.
Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.
С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.
Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.
mtdata.ru
Описание
С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.
Купол в виде шатра с 60 окнами
163134
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:
- Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
- Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господня, место погребения Христа
- Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на неё пролилась кровь Христа.
Кувуклия в Воскресенском соборе
С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
Шатёр ротонды изнутри
В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.
Камень помазания в Воскресенском соборе
В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров.
Лестница из 33 ступеней соединяет собор с подземной церковью Константина и Елены
Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест.
Придел Обретения Честного Креста в Константино-Еленинской церкви
Храм Константина и Елены на Святой Земле вырублен в скале.
Иконостас Константино-Еленинской церкви
Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:
Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители.
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова
163130
Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
163145
По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра.
Братский корпус и северная часть крепостной стены
163149
Боевой ход в крепостных стенах
Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров.
Крепостные стены и Сионская башня
163175
В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.
Гефсиманская башня
163096
Дамасская башня и пушки
163101
Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.
Константино-Еленинская церковь
163105
Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем.
Главки Воскресенского собора
163106
В трёх приделах можно увидеть иконостасы, созданные ещё при патриархе Никоне.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет надвратную церковь, которая строилась с 1694 по 1697 г. Она выглядит в виде конструкции восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами. Каждый из пролетов имеет свое наименование: пролет в центре — Красные ворота, левый — церковь Входа Иисуса в Иерусалим, пролет справа — Въездные ворота.
Над Красными воротами на фасаде 2 яруса находится изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами и разукрашены зубчатым орнаментом. В 1941 г. немецкие войска разрушили храм входа Иисуса в Иерусалим и начиная с 1970 гг. его пришлось восстанавливать. Постепенно были восстановлены стены храма и внутренний интерьер.
С 2008 г. в церкви был реставрирован позолоченный резной иконостас. В нем были расположены иконы, изображающие воскресшего Лазаря, и Иисуса, находящегося со своими учениками в его доме. Эти обстоятельства подготовили триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим.
Некрополь
Некрополь является местом захоронения людей, которые сделали существенный вклад в возведение и развитие монастырской обители. Он расположен внутри нее рядом с церковью Константина и святой Елены. В Иерусалимском храме почетное место в приделе Иоанна Предтечи заняли Адам и первосвященник Мелхиседек. Прах патриарха Никона также был расположен в этом приделе собора Воскресения.
К числу первых погребений относятся захоронения П. Заборского и диакона Н. Никитина, а с юга расположено захоронение Ивана Шушерина, написавшего биографию Никона. Также в некрополе можно найти могилы родственников писателя-драматурга А. Сухово-Кобылина и полководца А. Суворова.
Где находится священная обитель
Полный адрес: ул. Советска д. 2, г. Истра, Московская область (Новоиерусалимский монастырь).
Добраться до самой общины все желающие могут несколькими способами.
На маршрутном автобусе: от станции метро «Тушино» до г. Истры отправляется автобус под номером № 372 и курсирует до остановки под названием «Почта». Весь путь по времени занимает около часа.
Как доехать на электричке
отправляется от Курского/Рижского вокзала или же можно отправиться от платформы «Тушино» (неподадеку от которой расположена одноименная станция метрометро). При этом цена проезда от платформы «Тушино» будет составлять немного меньше нежели от электричек, отправляемых от вокзала, но следует учитывать, что в летний период из-за дачников поезда могут быть переполнены. Следовать нужно до платформы «Истра» или же «Новоиерусалимская». После чего нужно пройтись пешим ходом на протяжении 20 минут (приблизительно 2 км), или же автобусом следуя до остановки «Монастырь»;
Автомобилем
по Новорижскому/Волоколамскому шоссе (от МКАДа составляет около 45 км), а затем через областной центр Истры в Новоиерусалимский мужской монастырь.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть так же и видео о мужском монастыре в Истре:
Православные монастыри, соборы и церкви
монастырь
Воскресенский собор
Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.
stoneblock.ru
Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.
Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.
С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.
Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.
mtdata.ru
Елеонская гора
Если люди шли в обитель по дороге из Москвы, то попадали на Елеонский холм. С него был хорошо виден Новоиерусалимский монастырь, а каменный крест сверху холма олицетворял место Вознесения Спасителя. Одна сторона креста являла распятого Иисуса Христа, Господа Бога и Святого Духа.
На другой стороне была надпись, гласившая о том, что государь Алексей Михайлович, зайдя на Елеонскую гору, дал название будущему монастырю “Новый Иерусалим”. В XVII в. здесь построили часовню, которая была разрушена в 1930 гг. В 2005 г. сделали закладку новой часовни Вознесения Господня вместо разрушенной фашистскими захватчиками в 1941 г. церкви.
Смерть патриарха и возобновление строительных работ
Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон – бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец – заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.
После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни – церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.
Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)
Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры».С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника.В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея».К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены.Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессереставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников.В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д. В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг.В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.
Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.