Житие и икона святого димитрия прилуцкого, в чем помогает и тексты молитв

Жизнеописание[править | править код]

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Димитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Мощи св. Димитрия почивают под спудом в нижнем храме Спасского собора Прилуцкого монастыря. Рядом стоит игуменский посох чудотворца.

Откуда название?

Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой.

Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.

Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора

Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор.

2

Перечень значимых методических публикаций

  1. Прилуцкий М. Х. Модели и методы оптимизации экономических систем в условиях неопределенности. Учебное пособие. Горький, Изд-во ГГУ, 1984, 55с.
  2. Афраймович Л.Г., Прилуцкий М.Х. Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «Моделирование сложных систем» при изучении темы  «Распределение  ресурсов в многоиндексных иерархических системах» Электронный вариант, зарегистрирован в фонде компьютерных изданий научно-методических разработок ННГУ под номером 107.06.08. 2006. http://www.unn.ru/rus/books/met_files/met_resalloc.doc, 18 с.
  3.  Прилуцкий М. Х. Методические пособия по курсу «Дискретная математика» для студентов специальности «Прикладная информатика»
    Нижегородский государственный университет, 2007, с. 63.
  4. Прилуцкий М. Х. Методические пособия по курсу «Математические основы информатики» для студентов специальности «Прикладная информатика». Часть 1.
    Нижегородский государственный университет, 2007, с. 15.
  5. Прилуцкий М. Х. Методические пособия по курсу «Математические основы информатики» для студентов факультета ВМК, специальность «Прикладная информатика». Часть 2. Нижегородский государственный университет, 2007, с. 77.
  6. Прилуцкий М. Х. Методические указания по выполнению курсовых проектов, курсовых и дипломных работ студентами факультета ВМК специальности «Прикладная информатика», специализирующихся по кафедре ИАНИ.
    Нижегородский государственный университет, 2007, с. 17.
  7. Прилуцкий М. Х. Методические указания по выполнению курсовых проектов, курсовых и дипломных работ студентами факультета ВМК внебюджетной формы обучения специальности «Прикладная информатика». Нижегородский государственный университет, 2007, с. 17.
  8. Афраймович Л.Г., Прилуцкий М.Х. Распределение ресурсов в иерархических системах транспортного типа. Учебно-методический материал по программе повышения квалификации «Новые подходы в исследованиях и разработках информационно-телекоммуникационных систем и технологий». Нижний Новгород, 2007, 78 с.
  9.  Прилуцкий М.Х.Власов В.С. Упорядочение работ и распределение ресурсов в канонических системах конвейер-сеть. Учебно-методическое руководство.       Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. — 15 с.  (Регистрационный номер 218.09.08 фонда компьютерных изданий Нижегородского        государственного университета.)
  10. Костюков В.Е.,  Прилуцкий М.Х.Распределение ресурсов в иерархических системах. Оптимизационные задачи добычи, транспорта газа  и переработки газового конденсата. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. – 78с.
  11. Власов В.С., Прилуцкий М.Х. Упорядочение работ и распределение ресурсов в канонических системах. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2012. – 69с.
  12. Прилуцкий М.Х., Дикарев К.И. Распределение ресурсов в многоуровневых иерархических системах с активными элементами. 2014г., 26 стр. (Регистрационный номер 812.14.08 фонда компьютерных изданий Нижегородского государственного университета.
  13. Прилуцкий М.Х. Оптимальное управление двухстадийными стохастическими производственными системами// Автоматика и телемеханика, 2018. №5. С 69-82. ( M.Kh. Prilutskii, 2018, published in Avtomatika i Telemekhanika, 2018, No. 5, pp. 69-82. Optimal Management of Double Standing Stochastic Production Systems) (Scopus)

Кончина преподобного и посмертные чудеса

В 1392 году, в феврале, братья Спасо-Прилуцкого монастыря ощутили ночью необычное благоухание, которое распространялось по всем помещениям. Поспешив к келье Святого Димитрия, они обнаружили его тело бездыханным. Лицо новопреставленного при этом сияло блаженством и неземным светом.

Оплакав своего мудрого наставника, монахи похоронили его в Спасской церкви. Над местом последнего земного пристанища преподобного они установили деревянную гробницу.

Через несколько лет после своей кончины Димитрий Прилуцкий начал являть многие посмертные чудеса:

  • одна богобоязненная вдова по имени Антонина перестала владеть рукой и ослепла на один глаз. Помолившись преподобному, она увидела его во сне и узнала, что ей нужно делать для своего выздоровления. Выполнив все указания, женщина навсегда избавилась от мучивших недугов;
  • в 1408–1409 гг. вологодская земля подверглась страшной эпидемии, которую удалось остановить только благодаря молитвам к святому подвижнику;
  • в начале XV в. на Вологду напали племена вятичей, которые грабили и разрушали город. Пытаясь зайти в Спасский монастырь и похитить его ценности, они были отброшены невидимой силой, после чего в ужасе бежали и отпустили из плена всех монахов.

Однажды на территории Спасо-Прилуцкой обители сгорели две церкви. Братия приступила к возведению нового храма, однако не могла найти достаточно средств для осуществления строительства. Один из иноков увидел во сне, как святой старец носит к церкви бревна, а вокруг него распространяется неземное свечение. После этого знака, который послал монаху Димитрий, работы пошли быстрее, благополучно решились все проблемы, и уже через краткий период времени новая церковь открылась для прихожан.

Чудеса и пророчества Димитрия Прилуцкого

Преподобный старец получил от Господа ценный дар, позволяющий ему читать человеческие души, а также предвидеть многие важные события. Наиболее известны такие чудеса и пророчества Димитрия:

  • родной брат Святого, который унаследовал отцовское богатство, обзавелся большими долгами и впал в крайнюю нищету. Желая улучшить свое материальное положение, он попросил у преподобного благословить его на торговлю с языческими народами. Получив хорошую прибыль, купец решил повторить выгодную сделку с дикими племенами еще несколько раз, однако брат-провидец предупредил его о возможной гибели. Не поверив, торговец вновь отправился в поездку, из которой так и не вернулся живым;
  • однажды один человек по имени Илья, желая оказать помощь Спасо-Прилуцкому монастырю, принес для братии продукты. Игумен не позволил взять их, так как увидел, что дома у этого христианина осталась голодная семья. Он посоветовал Илье отнести пищу домой и накормить своих родных, а то, что останется, отдать в храм. Поняв, что поступил неправильно, этот человек все же уговорил Димитрия принять его дары и пообещал в будущем не повторять подобную ошибку;
  • старец сумел в точности предсказать смерть князя Дмитрия Донского еще до того, как о ней стало известно во всем государстве. Это произошло в 1389 году, весной, когда преподобный Дмитрий Прилуцкий трудился вместе с братьями возле обители. Внезапно он прослезился и сказал, что благоверного великого князя больше не тревожит суетное житие. После этого игумен стал молиться об упокоении души новопреставленного. Печальное известие о кончине московского правителя пришло только спустя несколько дней и подтвердило правоту Святого.

Будучи духовно просветленным, Димитрий также знал о времени собственного ухода из жизни. Почувствовав близость неизбежной кончины, игумен принял решение оставить после себя хорошего преемника, которым стал преданный ученик Пахомий. Когда опечаленные монахи спросили своего наставника, где надлежит похоронить его тело, подвижник отвечал им: «Бросьте в болото и затопчите ногами».

Чудеса и пророчества Димитрия Прилуцкого

Преподобный старец получил от Господа ценный дар, позволяющий ему читать человеческие души, а также предвидеть многие важные события. Наиболее известны такие чудеса и пророчества Димитрия:

  • родной брат Святого, который унаследовал отцовское богатство, обзавелся большими долгами и впал в крайнюю нищету. Желая улучшить свое материальное положение, он попросил у преподобного благословить его на торговлю с языческими народами. Получив хорошую прибыль, купец решил повторить выгодную сделку с дикими племенами еще несколько раз, однако брат-провидец предупредил его о возможной гибели. Не поверив, торговец вновь отправился в поездку, из которой так и не вернулся живым;
  • однажды один человек по имени Илья, желая оказать помощь Спасо-Прилуцкому монастырю, принес для братии продукты. Игумен не позволил взять их, так как увидел, что дома у этого христианина осталась голодная семья. Он посоветовал Илье отнести пищу домой и накормить своих родных, а то, что останется, отдать в храм. Поняв, что поступил неправильно, этот человек все же уговорил Димитрия принять его дары и пообещал в будущем не повторять подобную ошибку;
  • старец сумел в точности предсказать смерть князя Дмитрия Донского еще до того, как о ней стало известно во всем государстве. Это произошло в 1389 году, весной, когда преподобный Дмитрий Прилуцкий трудился вместе с братьями возле обители. Внезапно он прослезился и сказал, что благоверного великого князя больше не тревожит суетное житие. После этого игумен стал молиться об упокоении души новопреставленного. Печальное известие о кончине московского правителя пришло только спустя несколько дней и подтвердило правоту Святого.

Будучи духовно просветленным, Димитрий также знал о времени собственного ухода из жизни. Почувствовав близость неизбежной кончины, игумен принял решение оставить после себя хорошего преемника, которым стал преданный ученик Пахомий. Когда опечаленные монахи спросили своего наставника, где надлежит похоронить его тело, подвижник отвечал им: «Бросьте в болото и затопчите ногами».

Святитель Власий Севастийский

Святитель Власий пострадал около 316 года при императоре Лицинии в городе Севастия Армянская (современная Турция). Когда начались гонения, святитель укрылся на горе Аргеос. К пещере святого, подвизавшегося в безмолвии и молитве, приходили дикие звери, которых святой исцелял от болезней. По приказу правителя Севастии святитель был схвачен и приведён в город. По дороге он совершал чудеса, обратившие многих язычников в христианство: исцелил отрока, у которого в горле застряла кость; заставил волка вернуть вдове украденного поросёнка. Когда эта вдова узнала о том, что святого епископа заключили в тюрьму, она заколола единственного поросёнка и, приготовив, отнесла кушанье святителю Власию. Святой принял подарок и, благословив её, обещал ей и всем, кто будет помнить его, благополучие и достаток.

Святыни в честь Димитрия

В России находятся 19 храмов во имя преподобного игумена. Большинство из них находятся в Вологодской области. Старейшим храмом является Никольский собор, возведённый на центральной площади Вологды в конце XVIII в. В нём в память о деревянной Дмитриевской церкви был освящён одноимённый придел в честь святого мужа.

По три храма находятся на родине чудотворца в Ярославской области, а также в Костромской земле. В Российской столице в начале прошлого столетия на территории современного района Хамовники был возведён однопрестольный храм в честь вологодского чудотворца.

Преподобный Димитрий Прилуцкий — пример истинного христианина, осознанно выбравшего тяжёлый путь служения Господу и людям. Его смирение и истинное человеколюбие сделало его одним из самых почитаемых православных святых предстоятелей.

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Что делать нельзя

Как и в любой другой день нельзя проявлять недоверие и сомнение к вере в Бога, его могуществе и помощи. В день поминовения усопших нельзя про них забывать. Если семья в этот день не посещает кладбища и даже не устраивает никаких встречи и вечеров воспоминаний, не предав молитвы за упокой – на нее ложится грех.

В преданиях говорится, что женщинам нельзя заниматься домашней работой. Все дела по дому переносят на пятницу – в день памяти Дмитрия в квартире должно быть чисто и светло. Шить, вязать и устраивать глобальные стирки тоже не рекомендуется.

Святой Дмитрий, отказавшись от всех благ, посвятил себя Богу, поэтому заниматься покупками в этот день – кощунство. Если перенести покупку нет возможности – обратитесь к нему с молитвой, прося о прощении и заступничестве перед Богом.

Жизнеописание[править | править код]

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Димитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде

Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.

Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.

Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой

Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:

  • безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
  • принимал уставших странников;
  • беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
  • благословлял на благие дела, давал мудрые советы.

Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.

Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.


Житийная икона преподобного Димитрия Прилуцкого

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, возможность соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Если картины помогают нам увидеть прошлое, понять духовный мир художника и его эпохи, многому научиться и многое понять из прошлого, то икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее, тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Через икону мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир, и не просто взираем на него, но икона становится неким каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром. Через эстетический образ открывается Божественная реальность и воздействует на человека так, что он становится способным видеть иное бытие.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.


Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Димитрий Прилуцкий

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Димитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Мощи св. Димитрия почивают под спудом в нижнем храме Спасского собора Прилуцкого монастыря. Рядом стоит игуменский посох чудотворца.

Молитвословия

Тропарь священномученика Власия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Власия

глас 2

Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 4

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 8

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого

глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Царство Божье (Небесное)

Для зрелого христианина Царство Небесное — Небесный рай — это не просто некое место, где небожители испытывают различные радости и удовольствия. Царство Небесное — это такое место, где встречаешься лицом к лицу с Тем, Кто был твоим идеалом, Кто любил тебя и Кого любил ты.

Царство Небесное — это место или состояние? И состояние, и место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) (употребленное в данном случае слово «внутрь» иногда трактуется как посреди).

Изначально каждый человек создан Богом для Его Царства. Но в Царство Любви, Царство Небесное способны войти лишь те, кто добровольно стремится жить с Богом, кто уподобился Ему настолько, что жизнь с Богом будет приносить ему радость и блаженство. Мы созданы для Рая, ад — это лишь отказ от него.

Тропарь, кондак и канон преподобному Димитрию Прилуцкому

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благость приял еси духовную, от Господа бо познан бысть блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшее Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався в своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси поем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобой всем исцеления.

Кондак, глас 8-й

От юности, преподобне, крест свой взем, Христови последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть свою изнуряя; темже и Всевидящее Око, твои труды видев, чюдесы тя прославляет и всех звати тебе научает: радуйся, преподобне отче Димитрие, постником удобрение.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Димитрию Прилуцкому →

Читать онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector