Горицкий воскресенский монастырь

Как добраться до монастыря

Из Москвы до Переславля-Залесского есть рейсовые автобусы: «Москва – Переславль-Залесский», «Москва – Ярославль», «Москва – Кострома» и другие. Это единственное прямое сообщение (расстояние – 144 км).

Отправление ежедневно от автовокзала на ВДНХ, с утра до вечера. Длительность поездки – 2 – 3 часа. В городе (с автостанции) можно добраться до монастыря пешком за 20 минут, доехать на автобусе №1 (остановка «Музей») или взять такси.

На автомобиле основной путь из столицы проходит по трассе М8 Москва – Ярославль. От МКАДа необходимо проехать 110 километров до поста ГИБДД. За ним слева будет дорога, которая ведёт в Переславль-Залесский.

В Переславле нет железнодорожного вокзала. Добираются от ближайших станций села Рязанцево (22 км) и с. Берендеево (20 км) через Александров на автобусе или такси. Более приемлемый маршрут: московский ЖД вокзал – Сергиев Посад (электричка идёт 1 час 30 минут). Затем едут автобусом до Переславля (70км, 40 – 60 минут).

Зелёная стоянка

Пристань Горицы расположена на левом берегу реки Шексны. Издалека видны белые стены монастыря, расположенного недалеко от причала. Живописное место поселка Горицы очень подходит для зеленых стоянок. Многие туристы сразу отправляются на автобусе к Кирилло-Белозерскому монастырю. А те, кто решил остаться, могут прекрасно провести время на берегу.

Воздух насыщен ароматами трав и цветов. Здесь можно насладиться деревенской тишиной, надышаться воздухом и искупаться. Чтобы выбрать место для купания, лучше посмотреть, где купаются местные жители или члены команды Вашего теплохода. А лучше их об этом спросить. Иногда местные «предприниматели» предлагают прогулки на моторных лодках, водных мотоциклах, яхтах. Тут Вы должны полагаться только на себя. Ведь туристическая фирма не несет ответственности за то, что может произойти с Вами за пределами теплохода и причала.

Хорошо просто погулять по поселку, посетить торговые ряды и купить сувениры. Покупая пищу, копченую рыбу, собирая ягоды и грибы, помните о своем здоровье. Иногда на берегу организуется пикник работниками ресторана теплохода. Тогда можно не беспокоиться о качестве приготовленной пищи.

Зеленая плесень на резном иконостасе

С 1994 года в Горицком монастыре не проводятся никакие реставрационные работы. Он разрушается и гибнет на наших глазах. Сердце разрывается от боли, глядя на разруху, царящую в монастыре. 3 мая 2016 года со сгнившего купола Южного предела Успенского собора упал крест. Окна выбиты, резной иконостас середины XVIII века покрылся зеленой плесенью, многие фрагметы утрачены безвозвратно, ведь через зияющую в куполе огромную дыру льет дождь, а зимой в алтаре лежит снег.

Уникальный иконостас представляет собой резную раму с объемными скульптурными элементами. Царские врата с изображением «Тайной вечери» относятся к числу редчайших произведений русской пластики. Чиновников просили сообщить сроки проведения музеем противоаварийных работ по латанию дыры в сгнившем куполе Успенского собора и работ по консервации собора. Просили создать минимальные бытовые условия для сестер Горицкого Архиерейского подворья, предоставив им отапливаемый деревянный дом (помещение бывшей бани, которое не является объектом культурного наследия) для осуществления уставной деятельности. Просили согласовать проведение археологических исследований на месте фундамента бывшего игуменского дома для его воссоздания за счет благотворителей. Он мог бы использоваться в качестве келейного корпуса для монахинь.

фото: сайт Горицкого Архиерейского Подворья

Но директор департамента культуры области М.В. Васильева сообщила, что на средства Резервного фонда Правительства Ярославской области установлены леса, а работы по ремонту купола и установке креста планируется выполнить в ближайшее время. Отказали и сестрам Горицкого архиерейского подворья, сообщив, что ведение хозяйственной деятельности иными субъектами на территории музея запрещено. Из-за значительных финансовых затрат было отказано и в проведении археологических исследований на месте фундамента бывшего игуменского дома. Ответственность за такую специфическую «государственную охрану» уникального памятника истории и культуры федерального значения никто не несет.

20 июня 2016 года директор музея-заповедника Г.М. Петровнина обращалась в Государственный научно-исследовательский институт реставрации, и директор ГосНИИР Д.Б. Антонов ответил ей, что комиссия ГосНИИР, состоящая из заведующего отделом научной комплексной экспертизы К.А. Николаева, старшего научного сотрудника М.М. Красилина, младшего научного сотрудника А.А. Скороходова, сделала вывод о том, что спустя более чем 50 лет после реставрации части иконостаса пришли в ветхое состояние. Объемные элементы имеют сквозные трещины, следы деформации основы. Существует значительная угроза дальнейших разрушений отделки и утрат фрагментов резного декора иконостаса. Уже сейчас на резных деталях множество утрат, наблюдается отставание грунта. Утрачены отдельные элементы резьбы, значительно повреждено золочение. Ученые рекомендуют музею провести консервационные работы в соборе.

11 октября 2016 года Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу было отправлено письмо с просьбой дать оценку Успенского собора Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Экспертная оценка необходима, чтобы Министерство культуры РФ могло принять соответствующие решения. Оценка была дана 3 ноября 2016 года. 8 ноября председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Митрополит Рязанский и Михайловский Марк написал о том, что осмотр Успенского собора, представляющего большую архитектурно-художественную и историческую ценность, показал, что собор находится в критическом состоянии и нуждается в проведении экстренных противоаварийных работ и комплексной реставрации всего Свято-Успенского Горицкого монастыря.

Справка

Воскресенский Горицкий монастырь находится в селении Горицы, всего в нескольких километрах от города Кириллова, на левом берегу Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе. Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. В октябре 1569 года вслед за убийством Иваном Грозным Владимира Старицкого и всей его семьи, по царскому приказу монахиню Евдокию утопили в Шексне. Смерть княгини породила много легенд, а место ее захоронения в Горицком монастыре стало местом особого почитания. Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. В числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многи другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова — дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова. Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему.

Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей. По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня. Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение. В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева — очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены каменные строения и ограда. После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет. Но вскоре он был закрыт, а в 30-е годы практически все монахини и насельницы монастыря были репрессированы. Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в соборе одно время располагался сельский клуб.

Архитектурный ансамбль Горицкого монастыря включает в себя собор Воскресения /1544/, колокольню /ХVII/, Троицкий собор /XIX/, ограду и монашеские корпуса XIX — нач. XX вв. С октября 1999 г. на части территории монастыря вновь возобновилась иноческая жизнь. Постепенно налаживается жизнь женской монашеской общины.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что  подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

История постройки

Сегодня церковный комплекс практически полностью отдан в распоряжение музея. Монахини проживают здесь на небольшом участке, а памятники может свободно посетить каждый турист. Успенский монастырь является самым знаменитым и древним в Переславле-Залесском. Постройки, находящиеся на его территории, создавались в XVII—XIX вв. Самые старинные из них нуждаются в восстановительных работах, но выглядят хорошо.

Точная дата основания исчезла в истории вместе с монастырскими архивами, которые погибли при пожаре 1722 г. Большинство специалистов сходятся во мнении, что церковный комплекс действовал уже в XIV столетии. Своё название он получил от факта расположения на возвышенности («горице»), рядом с озером.

  • Когда монастырь создавался, его достопримечательности были построены из обыкновенного дерева. В 1382 г. войска татаро-монголов полностью разорили город и, соответственно, Горицкий церковный комплекс.
  • Причиной восстановления послужил случай чудесного спасения супруги Дмитрия Донского во время нашествия. Княгиня Евдокия сумела скрыться от преследования на плоту. В честь этого события русский князь пообещал восстановить монастырь за свои деньги и сдержал слово государя.
  • Однако здания, построенные в эпоху Донского, так и не дожили до сегодняшних дней. В память о событии освобождения города сегодня существует традиция крестного хода, который проходит в шестое воскресенье после торжества Пасхи. Братия никогда не покидала монастырь, подвергавшийся набегам, пожарам и ветхости, постоянно отстраивая поврежденные постройки.

    Горицкий монастырь, панорама въездных ворот

  • Мужская обитель также пережила Смутное время, особенно тяжелое для Отечества. Расцвет Горицкого монастыря наступил в конце XVI столетия, когда он имел колоссальный авторитет среди населения, а в его подчинении находилось 5 000 крестьян. В этот период церковный комплекс навещали царские семьи, оставляя здесь величественные дары.
  • В середине XVIII столетия монастырь стал центром Переславской епархии, в подчинении которой было 600 церквей и два десятка монашеских обителей из соседних городов. В этот период он перестал служить домом для монахов и переквалифицировался в резиденцию для архиереев. Главенство Горицкого комплекса над большим количеством храмом продолжалось только 45 лет.
  • Упразднение Успенской епархии произошло в 1788 г., территорию поделили между соседними церковными резиденциями. В XIX столетии внутри стен бывшего Горицкого монастыря устроили духовное училище, а к началу XX века здесь воцарилось запустение и окончательный упадок (пруд позеленел, валялся мусор, строения стали ветхими).
  • В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в стране – он был основан в 1919 г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов, проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г.
  • Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

На заметку! В стенах Горицкого монастыря принял постриг Дмитрий Прилуцкий, являвшийся сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Обряд посвящения в монахи произошел в 1371 г. Здесь же начал свою духовную деятельность святитель Даниил, особенно почитаемый в городе Переславле. В 1508 г. он основал Троицкий монастырь.

Это интересно: Церковь Николая Чудотворца Горицкого Успенского монастыря: читаем по порядку

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Это интересно: Церковь Богоявления Господня Горицкого Успенского монастыря: выкладываем по пунктам

Воскресенский Горицкий монастырь

В южной части поселка Горицы расположен Воскресенский Горицкий женский действующий монастырь. Он был основан в 1544 году женой младшего сына московского князя Ивана III княгиней Ефросиньей Хованской (по мужу Старицкой). В обители в разное время было от 40 до 500 монахинь. Монастырь был местом заточения знатных русских женщин. Так, в 1608 году здесь была заточена Ксения Годунова, дочь царя Бориса. В 1932 году, когда монастырь закрыли, многие из монахинь подверглись репрессиям. Кто-то успел укрыться в соседних деревнях. С 1999 года Горицкий монастырь действующий. Идет его реставрация. На территории монастыря остались частные деревянные дома и огороды, курятники. Есть святой источник.

Обычно туристы, приезжающие в Горицы, посещают историко-художественный музей-заповедник Кирилло-Белозерский монастырь, находящийся в 7 км от поселка. По площади он лишь немного уступает Московскому Кремлю. Около монастыря — Святое озеро, в котором в теплую погоду можно искупаться. Рядом с поселком Горицы находится гора Маура, высота которой над уровнем моря — 185 м. По преданию преподобный Кирилл Белозерский именно с этого места увидел место для сооружения обители. В 19 км от Кирилло-Белозерского монастыря расположен Ферапонтов монастырь. Если Вы располагаете временем, можно осмотреть и эту, построенную в 1398 году старинную обитель. Здесь расположен Музей фресок Дионисия.

Второй Горицкий монастырь

На берегу красивейшей реки Шекспы в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области расположена Воскресенская Горицкая женская обитель. Монастырь основала Ефросинья Андреевна в 1544 г – вдова князя А. И. Старицкого (родного дяди царя Ивана Грозного).

Позднее её принудительно отправили в обитель, дав имя Евдокия (1563 г.). Княгиню убили в 1569 г. Тело Ефросиньи захоронили на территории монастыря. Позже канонизировали. На протяжении многих лет Воскресенский монастырь был местом ссылки. В заточении здесь жили женщины из знатных семей.

Среди них:

  • жена Иоанна IV – Анна Колтовская;
  • мать царевича Дмитрия – Мария Нагая;
  • дочь Бориса Годунова – Ксения;
  • неизвестная девушка благородного сословия (исследователи истории предполагают, что она была несостоявшейся супругой Петра II – Екатериной Долгоруковой);
  • сюда же отправили Александра Меньшикова со всей семьёй.

Воскресенскую церковь возвели в 1544 г. вместо деревянного храма. Это двухэтажная постройка. Её строили на деньги князя Старицкого. Над храмом. Инокиня Марфа надстроила квадратную колокольню в 1611 г.

Колокольную башню основательно перестраивали в XVIII столетии. На сегодняшний день церковь не работает, её необходимо реставрировать. Теплый собор Святой Троицы, оснащённый тремя престолами, выстроен во времена игуменства Маврикии Ходневой в 1821 г. В период советской власти здесь располагался Дом культуры. Его вывели за пределы обители после восстановления монастыря.

Покровский храм в два этажа построили в 1832 г. Средства предоставила княжна Хованская (в схиме Параскева). Здание тёплое, оно стоит в восточной части комплекса.

Здесь находился дом инвалидов в советский период. Позднее – администрация совхоза. Древнее строение реставрировали. Теперь это главный храм комплекса с 2003 г. Территорию монастыря огораживает каменная стена. На каждом из четырёх углов имеется башня. В стенах ограды жилые помещения, гостиничные комнаты, больничные палаты.

Из монастыря есть три выхода в разных направлениях комплекса. В сторону берега реки Шекспы выходят Святые ворота. Монастырь имеет свой водопровод. Он появился во времена управления матери Маврикии. За стенами монастыря выкопали источник. К каменной часовне специально выстроенной для этих целей, и ко всем остальным зданиям комплекса провели трубы. Водопровод работает и сегодня.

Внутри комплекса есть каменное одноэтажное строение. Оно примыкает к Воскресенскому храму. В нём находилась кухня и трапезная. Также возведено несколько построек из дерева (конца XIX – начала XX столетия). В них находились жилые помещения, мастерские.

Введенсккую церковь построили у Шекспы в западной части монастыря. Рядом с ней было кладбище. Храм действовал до 1937 г. Затем там расположили гараж. Восстановительные работы начались в 1990-х. Возобновились богослужения в 1999 г. Здание передали монахиням в 2000.

За стенами комплекса выстроили часовню Иоанна Предтечи, пристань в 1905 г. Там же располагались деревянные постройки для хозяйственных нужд.

Адрес: индекс 161107, село Горицы, Кирилловский район, Вологодская область.

Телефон: 7(81757)5-81-30.

Горицкий Успенский монастырь города Переславля-Залесского и Воскресенская обитель – это памятники архитектуры и православной религии федерального значения. Ежегодно их посещает большое количество верующих, туристов, любителей истории.

Оформление статьи: Мила Фридан

Горицкий монастырь: что рядом?

Горицкий монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,1 км. Церковь Архангела Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,1 км

Церковь Архангела Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,1 км

Церковь Кирилла Белозерского Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,2 км

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,2 км

Надвратная церковь Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,2 км

Кирилло-Белозерский монастырь ~ 6,4 км

Церковь Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,4 км

Церковь Ризоположения Кирилло-Белозерского монастыря ~ 6,4 км

Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось.  Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь — начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Современный облик

Монастырские строения

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Звонница

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector