Митрополит рязанский и михайловский марк: главное путешествие в жизни человека
Содержание:
- После окончания Московской духовной академии Марка отправили в Иерусалим
- Архиереи
- Продолжение: Легойда, Мягков и Чаплин
- Зачем митрополит Рязанский Марк моет полы
- Труды
- Митрополит пообещал не закрывать территорию Рязанского кремля для туристов
- церковные должности
- Архиепископ Егорьевский Марк — интервью
- Публикации[править | править код]
- патологическая речь
- Из биографии митрополита Михайловского и Рязанского Марка, заместителя Председателя ИППО
После окончания Московской духовной академии Марка отправили в Иерусалим
Русская духовная миссия в Иерусалиме стала важной вехой в становлении Марка как священника
В 1992 г. Марк окончил Московскую духовную академию и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды».
Талантливому выпускнику сразу нашли подходящее место, где бы он смог себя показать. В августе 1992 г. он отправляется в Иерусалим. Молодой иеромонах стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. На Святой Земле Марк получил бесценный опыт общения с разными христианскими церквями, окунулся в атмосферу подлинной святости.
Через 5 лет служения, в 1997 г. Марка возвел в сан игумена сам патриарх Алексий II. Опыт, полученный в ходе служения в Иерусалиме, позволил стать еще на одну ступеньку выше: в 1999 г. Марка назначили заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
Отдел внешних церковных сношений – «МИД» Русской православной церкви.
В лице Марка храм Живоначальной Троицы в Хорошеве обрел своего настоятеля
26 января 2000 г. Марк стал настоятелем Храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, а уже в мае стал архимандритом.
Трудолюбие и активность продолжали служить Марку. Он двигался по лестнице все выше и выше.
В 2004 г. Синод восстановил Егорьевское викариатство. Марк получил почетный сан викарного епископа.
Викариатство — церковная административно-территориальная единица, входит в состав епархии.
Архиереи
- свт. Василий Рязанский (1285 — 1294)
- Стефан (упомин. 1303)
- Савва (упомин. 1304)
- Григорий (1326-1340)
- Евфимий
- Феодул
- Михаил I
- Кирилл (прежде 1353)
- Василий II (1356 — 1360?)
- Афанасий (прежде 1378)
- Вассиан (упомин. 1379)
- Феоктист I (1385 — 1387)
- Феогност I (15 августа 1387 — 1389)
- Иеремия (1389 — 1392)
- Феогност II (1396 — 1407)
- Евфросин I (упом. 1410)
- Сергий (Азаков) (1410/1423 — 1427)
- Иосиф II (упом. 1430)
- свт. Иона Московский (1437 — 1448)
- Евфросин (Звенец) (1448 — 1462)
- Давид (1 февраля 1462 — 1471)
- Феодосий I (8 декабря 1471 — 1481)
- Симеон (1481 — 1496)
- Протасий (18 декабря 1496 — 1516)
- Сергий II (12 февраля 1517 — 1522)
- Иона II (23 марта 1522 — 1547)
- Михаил II (22 апреля 1548 — 1551)
- Кассиан (1551 — 1554)
- Гурий (Лужецкий) (17 марта 1554 — 1562)
- Филофей (1562 — 1569)
- Сергий III (1569 — 1572)
- Феодосий (Вятка) (1572)
- Леонид (Протасьев) (1573 — 1586)
- Митрофан (1586 — 1598)
- Варлаам (июль 1598 — 17 февраля 1601)
- Игнатий (1602 — 30 июня 1605)
- свт. Феодорит (август 1605 — 10 сентября 1617)
- Иосиф III (10 января 1619 — 1621)
- Антоний (5 мая 1621 — 15 февраля 1637)
- Моисей (10 января 1638 — 15 января 1651)
- сщмч. Мисаил (13 апреля 1651 — 10 апреля 1656)
- Иларион (май 1657 — 28 мая 1673)
- Иосиф IV (9 августа 1674 — 21 сентября 1681)
- Павел (Маровский) (ноябрь 1681 — 4 сентября 1686)
- Авраамий (9 января 1687 — март 1700)
- Стефан (Яворский) (7 апреля 1700 — 27 ноября 1722)
- Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 февраля 1723 — август 1725)
- Гавриил (Бужинский) (14 июля 1726 — 27 апреля 1731)
- Лаврентий (Горка) (июль 1731 — 26 сентября 1733)
- Алексий (Титов) (26 сентября 1733 — 17 сентября 1750)
- Димитрий (Сеченов) (21 июня 1752 — 22 октября 1757)
- Палладий (Юрьев) (18 июня 1758 — 20 марта 1778)
- Симон (Лагов) (31 марта 1778 — 17 января 1804)
- Амвросий (Яковлев-Орлин) (29 января 1804 — 26 января 1809)
- Феофилакт (Русанов) (5 марта 1809 — 14 мая 1817)
- Сергий (Крылов-Платонов) (4 июня 1817 — 18 августа 1824)
- свт. Филарет (Амфитеатров) (12 января 1825 — 25 февраля 1828)
- Григорий (Постников) (3 марта 1828 — 25 июля 1831)
- Евгений (Казанцев) (7 августа 1831 — 9 мая 1837)
- свт. Гавриил (Городков) (15 июля 1837 — 10 мая 1858)
- Смарагд (Крыжановский) (5 июня 1858 — 11 ноября 1863)
- Иринарх (Попов) (20 декабря 1863 — 29 августа 1867)
- Алексий (Ржаницын) (28 ноября 1867 — 9 сентября 1876)
- Палладий (Раев) (9 сентября 1876 — 21 августа 1882)
- Феоктист (Попов) (28 сентября 1882 — 2 декабря 1894)
- Иустин (Полянский) (10 декабря 1894 — 14 октября 1896)
- свт. Мелетий (Якимов) (14 октября 1896 — 14 января 1900)
- Полиевкт (Пясковский) (22 января 1900 — 7 ноября 1902)
- Аркадий (Карпинский) (18 декабря 1902 — 3 ноября 1906)
- Никодим (Боков) (3 ноября 1906 — 25 июля 1911)
- Димитрий (Сперовский) (25 июля 1911 — 17 июня 1917)
Модест (Никитин) (8 мая — ? 1917) в/у, еп. Усть-Медведицкий
- Иоанн (Смирнов) (20 ноября 1917 — 14 октября 1919)
- Вениамин (Муратовский)(13 июля 1920 — 1922)
- Амвросий (Смирнов) (1923 — 15 ноября 1923)
- Борис (Соколов) (июль 1923 — 21 февраля 1928)
Василий (Беляев) (4 октября 1925 — 1926) в/у, еп. Спас-Клепиковский, вик. Рязанский
- сщмч. Иувеналий (Масловский) (10 мая 1928 — 22 января 1936)
Ефрем (Ефремов) (июль — октябрь 1937) в/у
- Алексий (Сергеев) (13 июля 1942 — май 1944)
- Димитрий (Градусов) (1944 — 13 января 1947)
- Иероним (Захаров) (13 января 1947 — 27 февраля 1948)
- Филарет (Лебедев) (9 мая 1948 — 27 марта 1951)
- Николай (Чуфаровский) (27 марта 1951 — 14 мая 1963)
- Палладий (Каминский) (14 мая 1963 — 5 февраля 1965)
- Борис (Скворцов) (21 февраля 1965 — 11 августа 1972)
- Симон (Новиков) (14 октября 1972 — 7 мая 2003)
- Павел (Пономарев) (7 мая 2003 — 25 декабря 2013)
- Вениамин (Зарицкий) (25 декабря 2013 — 22 октября 2015)
- Марк (Головков) (с 22 октября 2015)
Продолжение: Легойда, Мягков и Чаплин
Уже 1 января глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда заявил, что взгляд митрополита Марка на фильм — это его частное мнение, но не официальная позиция Русской православной церкви (РПЦ).
«Фильм „Ирония судьбы“ — прекрасная и добрая новогодняя сказка. О любви и дружбе. Любимая миллионами телезрителей. Конечно, как всякое произведение искусства, фильм может нравиться или не нравиться любому человеку. В том числе и митрополиту. Это его личное мнение. С которым можно соглашаться или не соглашаться», — передал слова Легойды «Интерфакс-Религия».
Представитель РПЦ пожелал стать добрее друг к другу всем: и кто будет традиционно смотреть фильм, и кто этого не сделает.
Обсуждение новости уже стало сходить на нет, но в тот же день журналисты радиостанции «Говорит Москва» спросили мнение 80-летнего актера Андрея Мягкова, сыгравшего в фильме одну из главных ролей — Жени Лукашина.
«Я думаю, Рязанский митрополит очень недалек умом, что ж тут говорить, если это так?» — высказал свое мнение актер.
В некоторых СМИ (например, на сайте телеканала «Царьград», который позиционирует себя как консервативный ретрофутуристический проект) появились заметки с заголовками: «Мягков оскорбил митрополита».
На сторону митрополита Марка встал и протоиерей Всеволод Чаплин. На своей странице в социальной сети Facebook он написал, что «Церковь думает так, как владыка Марк, а не так, как Владимир Романович ».
«„Новогодняя“ поп-культура родилась как противовес Рождеству и христианству. До сих пор все, что она проповедует, — богопротивно. Развлекательность, блуд, пустое времяпровождение, культ „звезд“ попсы — все это христианству противоположно. А особенно противоположна антидуховная „душевность“. Как раз она-то и вреднее всего, потому что подменяет Бога любовью к „родным и близким“ страстям. Упомянутый фильм — как раз из этой серии», — высказался Чаплин.
Он вспомнил, что «настоящие христиане» и в 1980-е годы, когда фильм только становился популярным, не смотрели его. И описал свою мечту: «Когда настоящие верующие люди придут к власти, этот „праздничек“ будет отменен».
Последнее высказывание спровоцировало лавину комментариев, в которых подписчики обвинили протоиерея в жажде власти: «Когда верующие придут к власти… все опять о власти. И всегда было», «Значит, они не придут к власти. Власть все же предполагает соблюдение балансов», «Вот это стремление к власти сразу же выдает, что речь идет о не настоящих верующих, а о кучке жалких тоталитаристов».
В паблике «Жесть Рязани» подписчики тоже крайне негативно отреагировали на слова иерея: они предложили отменить РПЦ, пересесть на отечественные автомобили, начать вовремя опохмеляться. Рязанцы попросили священнослужителей прекратить вмешиваться в светскую жизнь государства.
Зачем митрополит Рязанский Марк моет полы
Епископ в России – большой начальник. Почему он сам взялся за тряпку, — спрашивают в соцсетях
«Зачем, зачем он это делает?», — задаются вопросом вольнодумные блогеры, которым, как и многим из нас, попалась на просторах сетей фотография, где митрополит Рязанский и Михайловский Марк старательно отжимает половую тряпку в процессе влажной уборки одной из палат Рязанской больницы скорой помощи.
Комментарии к фото щедро расползаются веером критикующих, сочувствующих или поддерживающих увиденное.
«Наверняка специально для этого кадра и тряпочку новую с ведром припасли, а штатный фотограф с зонтиком свет ставил. А уборщица Мариванна ждала «в засаде», готовясь после удачного кадра перехватить из епископских рук швабру», — утверждали одни.
«Пастырь должен служить! А мыть полы должны уборщицы. Не вижу подвига!», — возмущались другие.
«Епископ с тряпкой? Странно. Епископ в России есть большой начальник. Зачем он взял тряпку? Что-то кроется за всем этим…», — размышляли третьи.
«А может, он вот так, не по-митрополитски, хочет провести один из своих дней? Может, человек просто получает удовольствие от этого…», — предполагали четвертые.
Еще были пятые, шестые, десятые…
А что если представить, что ваш день расписан по минутам: встречи, конференции, беседы. Вы много говорите о добре, милосердии, о чем-то горнем, высоком. И не только говорите, но и много решаете, много посещаете, много устаете. И не всегда видите результат. А тут помыл пол — и стало чисто. И людям от этого полегчало, всего за 10 минут.
По свидетельству очевидцев, те, кто владыку не знает – на происходящее мытье полов смотрели молча. А кто знает – спешили еще и поговорить «с батюшкой». Говорят, с ним очень легко разговаривать.
Нам удалось поговорить с митрополитом Марком с третьего захода. «Звоните в 23.15. У владыки будет четыре минуты, прежде чем он успеет доехать до поворота. – … А что там, за поворотом? – спросили было мы, но развивать тему не стали.
Владыка Марк. Фото с сайта proryazan.com
Звоним. В трубке — доброжелательный, довольно бодрый голос человека, день которого далек до завершения. Мы задаем неудобные вопросы на тему «епископ с тряпкой», на которые многие из нас ответили бы резко и попросили больше не беспокоить. Владыка будто кивает головой в знак терпения, объясняет:
— Это давняя аскетическая традиция, что монах (а митрополит – это монах – прим. Ред.) должен заниматься какой-то простой, даже грязной физической работой, например, мыть полы. Особенно в больнице. Я больше десяти лет ее придерживаюсь, потому что она мне по духу, нравится она мне. Я получаю радость и удовольствие, когда это делаю. Отдыхаю я так. И вообще хочется сделать что-то для больных, своими руками. Господь, вон, своим ученикам ноги мыл. Это естественное дело. А что тут такого?
Я никогда не стремился, чтобы меня увидели с тряпкой в руках. Мою — и все. Мне главное, чтобы чисто было. Я люблю порядок и чистоту.
То, что этот снимок сделали и опубликовали, – вышло случайно. Не знаю, кто это сделал, может кто-то из больных. Я же не прошу всех в момент мытья пола выйти или отвернуться. И не смотрю, кто за мной следит или фотографирует. Хотя, вспоминаю, кажется, это сделал кто-то из медиков.
Если честно, не думаю, что об этом вообще нужно говорить. Я бы предпочел тихо делать свое дело».
Труды
На русском языке издано:
- Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. «Духовная беседа», 1872. № 33, с. 97-108.
- Диалог между латинянином и греком о Символе веры. — Там же. 1858.
-
Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. — «Странник», 1872, № 3:
- Изъяснение о духовных обязанностях. — В кн.: «Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения». Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
-
Назидательные мысли .
-
Окружное послание к православным христианам .
-
Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) .
-
Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине .
- Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
- Исповедание дел в конце своей жизни. — Там же, с.65-67.
- Проповеди и завещания Схоларию. — Там же, с. 45-59.
Литература с переизданием трудов:
- Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
- Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви.
Доступно на интернете:
- Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции:
– опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319.
- О Воскресении:
– опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже, Париж, 1951, вып. 8, 147-154.
- Слово папе Евгению IV:
– опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника):
- – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- — опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Латинянин, или О прибавлении в Символе:
– опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции:
- – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319.
- – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора:
- – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня:
– опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати):
- – опубл. по Лосев, А.Ф., Имя: Сочинения и переводы, СПб.: Алетейя, 1997, 472-482.
- – О сущности энергии, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- – О Божественном Свете, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- – О дарах благодати, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Послания ( – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
- К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами.
- К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви.
- К Константинопольскому патриарху Митрофану.
- К настоятелю Ватопедского монастыря.
- К иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
- К иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
- Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу.
Иные труды
- Силлогические главы против латинян — опубл. в архим. Амвросий (Погодин).
- Сумма изречений о Святом Духе.
Митрополит пообещал не закрывать территорию Рязанского кремля для туристов
30 ноября 2010 г. был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Церкви стали отдавать когда-то бывшие (а где-то и не бывшие никогда) в ее владении здания.
Рязанский кремль — жемчужина Рязанской земли
Рязанский архитектурный музей заповедник был основан еще в 1884 г. В состав архитектурного комплекса входят уникальные здания как церковной, так и гражданской архитектуры. В зданиях кремля располагаются музейные экспозиции.
В Певческом корпусе — здании гражданской архитектуры XVII в., — находится экспозиция «По обычаю дедову», которая рассказывает о буднях и праздниках русского народа. В здании восстановлены интерьер XVII в., что позволяет глубоко погрузиться в эпоху
До 2003 г. музей жил с церковью в мире. В храмах велись службы, священнослужители и работники и посетители музея нисколько не мешали друг другу.
Все изменилось в 2003 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским стал Павел (Пономарев). С его приходом началось никому не понятное наступление церкви на здания музея.
Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел испортил отношения между рязанской общественностью и церковью. Ничем не примечательную ситуацию с Рязанским кремлем он превратил в острую проблему, заявив претензию на весь архитектурный ансамбль
В 2008 г. церкви были переданы церковные здания. Сразу начали вылезать проблемы. Рязанский музей был федеральным, за его сохранностью пристально следили сотрудники музея. Церковь реконструкцией зданий, которые ей отдали, заниматься перестала.
Церковь не следит даже за храмами. Реставрация не ведется, хотя деньги на нее выделяются. Будущее Рязанского кремля после полной передачи его церкви представляется в мрачном свете
В 2015 г. Министерство культуры РФ приняло решение о выселении музея из кремля. Аргументы общественности, что гражданские здания не попадают под действие закона о реституции, услышаны не были. Теперь диалог между церковью и обществом будет зависеть только от позиции рязанского митрополита.
В беседе с губернатором Рязанской области в марте 2021 г. митрополит Марк заявил, что территория кремля останется открытой для посетителей. Сдержит ли митрополит свое обещание, покажет время.
церковные должности
12 августа 1992 года член Русской духовной миссии в Иерусалиме.
28 декабря 1999 года заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Курировал вопросы административно-хозяйственной работы Отдела и осуществлял практическое взаимодействие с государственными инстанциями России и других стран.
С 26 января 2000 года настоятель московского храма Св. Троицы в Хорошеве.
10 декабря 2008 года решением Священного Синода включен в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.
С 12 февраля 2009 года исполняющий обязанности председателя Отдела внешних церковных связей.
31 марта 2009 года на первом заседании Священного Синода под управлением Патриарха Кирилла освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и назначен главой новоучрежденного секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям, созданного «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви» и временно управляющий Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.
С 27 мая 2009 года член новообразованной Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.
26 июля 2010 года, в связи с переименованием секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, назначен руководителем Управления.
С 22 декабря 2010 году окормляет приходские храмы Успенского благочиния, расположенного в границах Северо-Западного административного округа города Москвы
С 26 апреля 2011 года заместитель председателя Конференции православных епископов Австрии.
С 31 декабря 2011 году управляет Северо-западным и Северным викариатствами города Москвы.
С 16 июля 2013 года временно управляющий приходами Московского Патриархата в Италии.
С 25 июля 2014 года председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с временным сохранением за ним должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
22 октября 2015 года преосвященный Рязанский и Михайловский, глава Рязанской митрополии, при освобождении его от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и приходами Московского Патриархата в Италии, и от должности руководителя Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям.
3 ноября 2015 года освобожден от управления Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы.
4 ноября 2015 года возведен в сан митрополита.
Архиепископ Егорьевский Марк — интервью
Если быстрым взглядом окинуть большинство дискуссий о церковной жизни, как среди нецерковных людей, так и в церковной среде, окажется, что самые болевые точки – это деньги и взаимоотношения священника и архиерея. Внешних интересует, откуда у батюшки такая машина, батюшка круглосуточно решает проблемы ремонта или восстановления храма (опять же деньги), взаимоотношения священника и архиерея нередко непросты с обеих сторон.
О проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях наш разговор сегодня с архиепископом Егорьевским Марком, руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Марк – викарий Святейшего Патриарха, управляет двумя викариатствами города Москвы: Северным и Северо-Западным, настоятель храма Св. Троицы в Хорошеве.
Публикации[править | править код]
- статьи
- Посещение Святейшим Патриархом Алексием Московских Духовных школ // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. — № 7. — С. 30-31.
- Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история учреждения, цели и задачи // Журнал Московской Патриархии. 1997. — № 5 — С. 24—29
- Русская Духовная Миссия в Иерусалиме // Богословские труды. Сб. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847—1997) / ред. еп. Бронницкий Тихон. — М. : Издательство Московской Патриархии, 1999. — 232 с. — С. 23—35
- Приветствие заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка // Христианство на Дальнем Востоке. — Хабаровск : Хабаровская духовная семинария, 2006. — 220 с. — С. 11.
- Современное положение Русской Православной Церкви в Дальневосточном регионе // Христианство на Дальнем Востоке. — Хабаровск : Хабаровская духовная семинария, 2006. — 220 с. — С. 130—134.
- книги
- Церковный протокол. — М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 184 с. — ISBN 978-5-94625-235-5
- Словарь православного паломника. — Москва : Паломнический центр Московского Патриархата, 2007. — 254 с.
- Христианство: век за веком : Очерки по истории христианской Церкви: к изучению дисциплины / ред. еп. Марк. — М. : Даръ, 2011. — 640 с. — ISBN 978-5-485-00323-4
- Христианство: век за веком: очерки по истории христианской Церкви / под общ. ред. архиеп. Егорьевского Марка (Головкова). — Москва : Даръ, 2011. — 638 с. — ISBN 978-5-485-00323-4
- Простые ответы на вечные вопросы / под общ. ред. архиеп. Егорьевского Марка (Головкова). — Москва : Даръ, печ. 2011. — 463 с. — ISBN 978-5-485-00324-1
Простые ответы на вечные вопросы / под общ. ред. Архиеп. Егорьевского Марка (Головкова). — 2-е изд. — Москва : Даръ, печ. 2012. — 463 с. — ISBN 978-5-485-00364-7
- Беседы о главном: советы, помогающие в жизни / под общ. ред. архиеп. Егорьевского Марка (Головкова). — Москва : Даръ, . — 222 с. — (Серия «Азы православия»). — ISBN 978-5-485-00369-2
Беседы о главном: советы, помогающие в жизни / под общ. ред. архиеп. Егорьевского Марка (Головкова). — Изд. 2-е. — Москва : Даръ, 2013. — 222 с. — (Серия «Азы православия»). — ISBN 978-5-485-00369-2
- Доброе слово: проповеди и беседы. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. — 342 с. — ISBN 978-5-0009-089-3 — 5000 экз.
- Православное паломничество. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2016. — 109 с. — ISBN 978-5-00009-134-0 — 10000 экз.
- Тайны Венеции. Город Апостола Марка: . — Москва : Prolab, 2019. — 82 с. — ISBN 978-5-6040442-3-0 — 1000 экз.
- Церковный этикет. — Москва : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020. — 712 с. — ISBN 978-588017-875-9
- интервью
патологическая речь
ви́дение
У архиерея более глобальное видение церковной жизни и миссии.
Неоднозначный
Хотя многое в фильме («Остров». — Ред.) неоднозначно , но именно то, что его посмотрело такое огромное количество самых разных людей ― верующих и неверующих, православных и мусульман, молодых и не очень, ― говорит о том, что интерес к вере очень велик в России.
Позиционирование
Если сотрудничество (Церкви с властью. — Ред.) являет собой просто позиционирование себя рядом с властью — это одно, а когда оно наполнено реальным добрым содержанием, делами, которые на пользу людям,— это совсем другое, и ни у кого, я думаю, язык не повернется обвинить Церковь в таком соработничестве
демократия
Демократия — готовность принять другого таким какой он есть.
Из биографии митрополита Михайловского и Рязанского Марка, заместителя Председателя ИППО
Дата рождения:31 марта 1964 г. Дата хиротонии:14 января 2004 г. Дата пострига:19 октября 1990 г. День ангела:8 мая Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА. 19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена. 28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 26 января 2000 г. — настоятель храма Святой Троицы в Хорошеве (Москва). 3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. 1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 4 октября 2015 года Святейшим Патриархом возведен в сан митрополита. Образование: 1988 г. — Московская духовная семинария. 1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (Председатель) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Награды: Церковные: 2014 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.; орден прп. Сергия Радонежского II ст.; орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви.