Горицкий успенский монастырь

Исторический очерк

Горицкий монастырь ведет свою историю с первой половины XIV века. Тогда его основал местный князь Иван Калита. Успенский мужской монастырь называют Горицким по причине его географического расположения — комплекс стоит на возвышенности, как бы на «горице». Первоначальные постройки и стены сооружения не сохранились: комплекс был дотла сожжен во время одного из ордынских набегов. Произошло это в 1382 году — когда татарский хан Тохтамыш захватил и разграбил Переславль, а также сам монастырь. В 1392 году соборное сооружение было восстановлено — сделано это по велению и на деньги жены Д. Донского Евдокии. Женщина со своей свитой находилась в монастыре незадолго до атаки татар, а в момент захвата города чудом спаслась, отчалив на плоту в центр Плещеева озера. Погода помогла Евдокии: густой туман укрыл водную гладь и людей, которые разместились на плоту.Первые каменные сооружения здесь датируются началом XVI века — такое положение дел свидетельствует о высокой степени дохода комплекса. В XVII-XVIII столетиях монастырь владел несколькими окрестными селами с общим населением в 5000 крепостных. Со 2-й половины XVII века начинается активное строительство всего комплекса. Территория обносится обновленной оградой из каменных глыб с башнями, строятся Святые врата с Никольским храмом, Проездные врата и жилище привратника. В конце столетия достраивается Трапезная палата, а вместе с ней и Всесвятская церковь. В следующие два века эти здания серьезно перестраивались и реконструировались.Успенский собор в барочном стиле сооружается уже в XVIII столетии. Из-за особенностей здания оно не отапливалось зимой, что повлияло на сохранность интерьеров. Однако до нас дошел резной позолоченный иконостас — один из красивейших во всем регионе. В том же столетии строится и Богоявленская церковь с колокольней — с вершины этого сооружения открывается впечатляющая панорама всего Переславля-Залесского. Колокола отсюда ныне хранятся в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Помимо того, в XVIII веке возводятся крепостные стены монастыря и башни. Однако они имеют уже более декоративное, чем оборонное значение, так как сам комплекс перестает быть фортификационным сооружением, обретая религиозную значимость.Темпы строительства серьезно упали после прихода к власти Екатерины II, а позже и вовсе остановились. Так, не достроена Гефсимания — она должна была «связать» Успенский собор с Трапезной. В 1881 году эту постройку полностью разобрали. К концу XIX столетия тут возведено здание училища, которое функционировало до 1918 года — после этой даты его превратили в музей, ныне же в этом месте размещена картинная галерея.Во времена СССР Горицкий монастырь превратился в краеведческий музей, который позже переименовали в Переславский музей-заповедник. Сюда в 1963 году передали бюст князя Юрия Долгорукого, который впоследствии был установлен у входа в монастырский комплекс. В 1960-е года на территорию музея привезли деревянные церкви из двух соседних селений.

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.


Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Художественное наследие церковного комплекса

Успенский монастырь вызывает неподдельный интерес со стороны не только православных верующих, но и простых туристов. Большое количество живописных находок и архитектурных изысков придают месту небывалого изящества.

Каждое из зданий церковного комплекса является своеобразным домом того или иного экспоната. Паломники и обыкновенные туристы наслаждаются картинами и святыми ликами, скульптурами, древнейшими книгами и уникальными дарами, которые принесли сюда посетители разных эпох.

  • На территории находится древняя, колоссальных размеров библиотека, которая хранит большие издания русской литературы и местных летописей.
  • В картинной галерее выставлены прекрасные работы знаменитых художников. В монастырскую коллекцию входят шедевры Коровина, Шишкина и многих других.
  • Большое разнообразие святых икон дает посетителям ясное представление о колоссальной истории церковного комплекса. Пристального внимания достойны церковные фрески, которые украшают каждую постройку.

    Позолоченный иконостас с царскими вратами

  • В ризохранилище собраны коллекции богатых даров посетителей, приходящих в монастырь, чтобы молить Бога о здоровье и мире.
  • На территории также располагаются великолепные образцы скульптурного искусства. Здесь сохранились статуи из дерева и более прочных материалов. Особенно почитаем бюст Ю. Долгорукого, которое многие считают основателем города Переславль-Залесский.

Если рассматривать территорию в качестве музея, исследователи сходятся во мнении, что он — один из самых крупных в России. Богатые коллекции сформировались в основном за счет усилий основателя музея, историка и исследователя земель Переславля М. И. Смирнова. Многочисленные экспонаты можно лицезреть практически каждодневно. На территории разрешено делать фотографии и снимать видео.

Это интересно: Колокольня с церковью Архангела Гавриила — объясняем детально

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Это интересно: Церковь Богоявления Господня Горицкого Успенского монастыря: выкладываем по пунктам

Примечания[ | ]

  1. 12Титов, А. А. Синодики XVII века Переславского Горицкого монастыря / А. А. Титов. — М., 1902.
  2. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Том III. Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. Составил Зверинский. — СПб., 1897.
  3. 123 Историческое, географическое, топографическое и политическое описание г. Переславля-Залесского, сочиненное П. Плишкиным. — М., 1802.
  4. 12 Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи / В. В. Зверинский. — СПб.: Синодальная типография, 1897. — Том 3: Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. С. 199, # 2184.
  5. Ушаков, Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии / Н. Н. Ушаков. — Владимир: Губернская типография, 1913.
  6. Шереметев, С. Д. Два упразднённых монастыря над Переяславским озером / С. Д. Шереметев. — М., 1901.
  7. Владимирские губернские ведомости, 1848, номер 35.
  8. Горицкий монастырь и два иерарха русской церкви в XVIII столетии, А. Титов.
  9. 123 А. А. Потапов. Памятники древне-русской гражданской архитектуры во Владимирской губернии. Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Книга VI. Губернский город Владимир, 1904.
  10. Глаголев, А. Г. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников / А. Г. Глаголев // Материалы для статистики Российской империи. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1841.

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи.

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

История

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Это интересно: Церковь Всех Святых Троицкого Данилова монастыря: познавайте с нами

Закрытие и упразднение

В 1744 г. монастырь был упразднён и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии За время пребывания в нём архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годами; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) была вновь построена часть ограды с башнями; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией и начал постепенно ветшать. В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 его внутренний вид являл грустную картину запустения: «громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены».

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, являются двое ворот, одни из которых «Святые»; южная ограда с одной башней и церковь Всех Святых, почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек. «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещённые в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год постройки ворот неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Закрытие и упразднение

Значительные перемены в жизни Горицкого комплекса произошли в 1744 г. Его закрыли, образовали Переславскую епархию (под её начало перешли 600 монастырей, 20 храмов).

Это обители и церкви ближайших городов:

  • Александров;
  • Можайск;
  • Дмитров;
  • Волоколамск.

А Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь расположилась резиденция епископа. Именно в это время окончено строительство Успенской храма. Началась активная перестройка зданий комплекса.

Были возведены новые строения:

  • колокольня;
  • церковь Всех Святых;
  • звонница;
  • проездные ворота;
  • Никольский надвратный храм;
  • часть каменной ограды с башнями.

Администрация города стала использовать строения для различных нужд. Поочередно здесь располагалось казначейство, уездный суд, магистрат. С началом работы городского управления Успенский собор утратил своё значение. Теперь службы в нём проводились летом во время церковных праздников.

Постепенно опустевшие помещения приходили в упадок, разрушались. Однако в 1881 г. епархия приняла решение организовать на территории бывшей обители духовное училище. Построили корпуса, отремонтировали старинный собор Всех Святых. Образовательное заведение действовало до 1918 г.

После революции 1917 г. монастырский комплекс стал собственностью государства. Позднее в 1919 году на его территории устроили краеведческий музей. Им руководил известный исследователь-историк Смирнов Михаил Иванович.

Позже он стал называться государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, действующим и сегодня.

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества

. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей

По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней

Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector