Кирилло-белозерский монастырь

Настоятели

  • прп. Кирилл (1397 — 9 июня 1427)
  • прп. Кассиан (1445 — ?)
  • Трифон (+ 1447)

  • Нифонт (1476 — 1482)

  • Иоанн (14 июля 1506 — 1514)
  • Алексий (упом. 1520 — 9 апреля 1525)
  • Досифей (1533 — март 1539)
  • Афанасий (Палецкий) (1539 — 18 июня 1551)
  • Свт. Пимен (Черный) (? — 20 ноября 1552)
  • Варлаам (Рогов) (1560 — 1561)
  • Варлаам (Рогов) (1563 — 1564)
  • Косма (2 сентября 1572 — 29 декабря 1581)
  • Варлаам (Рогов) (1584 — 1587)
  • Сильвестр (? — 1593)

  • Иоасаф II (26 января 1600 — декабрь 1603)

  • Никита (Тотемский) (21 июня 1661 — 19 августа 1664)
  • Никита (Тотемский) (26 декабря 1667 — 6 ноября 1681)
  • Иринарх (упом. 1715)
  • Феофилакт (Губанов) (14 июля 1732 — 15 декабря 1733)
  • Симон (Лагов) (август 1761 — 28 октября 1764)
  • Арсений (Тодорский) (16 декабря 1792 — 21 июня 1796)
  • Варлаам (Денисов) (31 января 1852 — 22 марта 1857)
  • Иаков (Поспелов) (1866 — 16 января 1896)
  • Сщмч. Варсонофий (Лебедев) (8 января 1917 — 15 сентября 1918) еп. Кирилловский
  • Анастасий
    1924 — 1998 — закрыт
  • Владыки Вологодские, священноархимандриты (с 1998)

    Игнатий (Молчанов) (с (2006) 10 октября 2009 — 22 октября 2015)

План Кирилло-Белозерского монастыря

В дальнейшем собор стал обрастать приделами и пристройками: в 1554 г. к нему примкнул Владимирский придел, затем церковь над гробницей Кирилла, в 1645 г. храм Епифания.В настоящее время собор Успения искажен разновременными постройками, однако высвободить его из каменного плена не у кого не возникает желания – это история. Храм был расписан фресками в 1641 г., в 1838 г. их покрыла новая роспись.При Иване Грозном в обитель приходят новые люди. Одни из них – «неугодные ко двору» высылались сюда насильственно, другие принимали постриг добровольно. В монастырскую казну вливалось их «мирское» богатство. Иногда на частные вклады над могилами светских лиц поднимались церкви – фамильные склепы.Около Успенского собора, почти примыкая к нему, располагается сложный по объемам и архитектурным формам ансамбль, в котором доминирует высокая четырёхъярусная колокольня (сер. XVI в.). Справа от неё находится храм арх. Гавриила, слева – трапезная (1519 г.) с Введенской церковью.К северо-востоку от Успенского собора расположены Казенная палата, церковь Иоанна Лестничника (1572 г.) и кельи. Эти монастырские строения связывают в единый архитектурный комплекс Святые ворота. Начало сооружения их и Казенной палаты относят к 1523 году.

Последней крупной храмовой постройкой Успенского монастыря являлась Преображенская церковь, сооруженная в 1595 г. Строительная деятельность замирает на время нашествия польско-литовских войск, финансовые потоки иссякли, казна пуста…При осмотре монастыре не стоит пренебрегать осмотром хозяйственной территории, которая позволяет окунуться в монашеский быт.К юго-западу от Успенского монастыря, за корпусами его монашеских келий расположился Ивановский монастырь. Его художественным средоточием послужила церковь Иоанна Предтечи (1531 г.), поставленная в память о рождении Ивана Грозного. Хотя монастырь и существовал самостоятельно, но во многом он зависел от Успенского. Сохранились документальные сведения, что Ивановский монастырь был чрезвычайно беден и его «убогая братия» кормилась за счет состоятельного соседа. В XVII в. пустыни объединились.Все сооружения Кирилло-Белозерского монастыря окружены каменными стенами. История их создания сложна.Первые стены были деревянными и представляли собой бревенчатый частокол. По мере роста пустыни появилась необходимость в более совершенных оборонительных укреплениях. В XVI в. строятся каменные стены — вначале вокруг Успенского, а затем и Ивановского монастырей. Стены последнего были ниже, и не имели обходного яруса.

Однако уже к XVII в. оборонительный пояс перестал отвечать современным требованиям фортификационного искусства и укрепления подверглись перестройке.В середине XVII в. началось строительство стен Нового города

Это событие, по мнению царя Алексея Михайловича было делом государственной важности. В связи с постоянной угрозой иноземной интервенции монастырь должен быть превращен в опорный пункт Москвы

На эти цели «Тишайший» царь потратил 45000 рублей. Работы 1653—1682 гг. велись монастырскими каменщиками во главе с Кириллом Серковым. Новый город — последний строительный этап Кирилло-Белозерского монастыря, увеличил территорию пустыни до 12 га.Сложный и своеобразный ансамбль Кирилло–Белозерского монастыря шедевр древне-русского зодчества. Любоваться им можно до бесконечности! …и с озера и с суши, и в феерический час заката и во время восхода солнца, и в дождь и в ясную погоду, и зимой и летом — он прекрасен и неповторим в своей холодной непоколебимой красоте.

Паломнику

Для паломников возможно размещение групп до 6 человек в странноприимном доме. Также можно заказать экскурсию по территории малого Иоанновского монастыря.

По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания обращаться по телефону монастыря — +7(81757) 3-16-37 или на эл. почту

Расписание богослужений:

Литургия служится в субботы, воскресенья и праздничные дни. В среднем за неделю служится 3-4 Литургии. Вечером богослужение начинается всегда в 17 ч. 00 мин. Утром, если накануне было Всенощное бдение, Литургия начинается в 9 ч. 00 мин, в другие дни Литургия начинается в 8 ч. 00 мин.

Вернуть князя на трон

В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

Пахомий Лагофет

С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

4

Большой Успенский монастырь

Большой Успенский монастырь наиболее богатая на архитектурные памятники часть Кирилло-Белозерского монастыря.

Центром архитектурного ансамбля Успенского монастыря является Успенский собор. На фото ниже он спрятался за деревьями. Первый Успенский собор был построен из дерева в 1397 году. В камне собор был перестроен в 1497 году и является одной из первых каменных построек в Белозерье.

Рядом к Успенскому собору пристроена церковь преподобного Кирилла Белозерского (желтая с зеленой крышей). Первая церковь Кирилла была построена в 1585 году и перестроена к 1782 году из-за обветшания.

Далее видно церковь Архангела Гавриила, ту самую, которую подарил монастырю князь Василий III после рождения сына.

Очень сложно выделять на фото отдельные постройки, которые не являются обособленным элементом. Вот, например, справа — Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.), слева – церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1519 год постройки), в 1761 году они были соединены каменной проходной колокольней.

Фактически образуется улица, только вместо домов – церкви. Слева на фото – Преображенская надвратная церковь, та самая которую мы видели со стороны озера.

Надвратная церковь с Водяными воротами (названы так из-за того, что ворота выходят прямо на Сиверское озеро) была построена в 1595 году.

Сразу бросается в глаза двухэтажный яркий дом с сохранившимся декором фасада, да еще и с аркой посередине, это Домик лекаря, который так же в литературе встречался под названиями «древний домик» и «домик с воротами». Дата постройки неизвестна, предположительно вторая половина XVII века.

За аркой идет подклет трапезной палаты, поварня и поваренные (уксусные) кельи.

Вид уже не столь парадный как был до этого, больше похоже на хозяйственные пристройки. По сути, так оно и есть. Справа поварня, а слева – поваренные кельи, а впереди реставрируется Большая Мереженная (Белозерская) башня.

Архимандричьи кельи были построены в 1647-1648 гг., в них жил настоятель и приезжающие знатные гости. Честно говоря, здание несколько выбивается своими колоннами из общего ансамбля построек.

Самые красивые Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря с надвратной церковью Иоанна Лествичника мы решили оставить напоследок. Ворота были выстроены в 1523 году, а церковь – в 1572 году. С двух сторон к церкви с воротами примыкают Казенные палаты (слева) и Монашеские кельи (справа, если смотреть изнутри Успенского монастыря).

Строительство церкви финансировалось сыновьями Ивана Грозного, который очень любил Кирилло-Белозерский монастырь, и даже считал обязанным ему за свое рождение.

В 1585 году ворота были расписаны.

Именно так туристов встречает Успенский монастырь, если входить в него через Святые ворота:

С это ракурса сразу видны все главные постройки: Успенский собор в центре, Колокольню и церковь Пресвятой Богородицы справа.

Обособленно в южном углу Успенского монастыря стоит церковь Евфимия с больничными палатами и Духовным училищем. Незаслуженно они остались без нашего внимания, хотя все эти постройки так же являются памятниками истории.

Церковь Евфимия – больничная церковь, ее построили в 1646 году, и, по некоторым предположениям, она была создана копированием с больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевой лавре.

Попасть в Успенский монастырь можно несколькими путями.

1. Те самые вышеупомянутые святые ворота, соединяющие Успенский монастырь и Новый город:

2. Ворота между Ивановским монастырем и Успенским:

3. Ворота с северной стороны между Новым городом и Успенским монастырем:

На этом заканчиваем осмотр Кирилло-Белозерского монастыря и отправляемся гулять по небольшому городку с одноименным названием Кириллов, который образовался в свое время вокруг активно разрастающейся обители.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Комплекс архитектурных строений Кириллово-Белозерского монастыря складывался в течение ХV – ХVII вв.

В состав обители входят 3 обособленные территории:

  • Старый город (объединяет монастыри: Иоановский и Успенский),
  • Новый город,
  • укрепление Острог (до настоящего времени не сохранилось).

В Успенском монастыре находится музей, много старинных церквей, таких как Успенский собор, Церкви Архангела Гавриила, Иоанна Лествичника (со Святыми воротами). Монахи живут в более древнем монастыре – Иоановском.

Вокруг Успенского собора размещены: кельи настоятелей, кельи монахов (Братский корпус), казенная палата. Эти здания, несмотря на давность постройки (5-6 веков назад), остались в хорошем состоянии до настоящего времени.

В границах Успенского монастыря располагаются также хозяйственные и вспомогательные сооружения: больничный комплекс, поварня, келарский корпус. Иоановский монастырь объединяет храмы Иоанна Крестителя, Сергия Радонежского, малая больничная палата (помещение хозяйственного назначения), сооруженная в конце XVIII в., а также палаты из камня, в которых расположены крест и часовня.

Строительство Нового города связано с изданием царского указа 1653 г. о возведении и усовершенствовании крепостных сооружений. Оно продолжалось около 30 лет. В ходе строительства новых укреплений территория обители стала составлять 12 га (вместо 6 га). Стены были выстроены протяженностью почти 2 км, высотой – примерно 11 м, толщиной – 7 м.

Постройкой руководил городовой старец по имени Кирилл Иванович Серков, родом из деревни Шедьеро, располагавшейся недалеко от обители. Сегодня, кроме деревянной церкви Ризоположения (1485 г.), доставленной из с. Бородава, и небольшой мельницы ХIХ в. (из д. Горка) в Новом городе иных сооружений не сохранилось.

По периметру территории обители располагаются высокие, длинные крепостные кирпичные стены с арками и башнями. Каждая башня Кириллово-Белозерского монастыря имеет свое название, например, Кузнечная, Свиточная, Хлебная, Косая, Московская.

Строительство новых укреплений

В 30-х годах XVII века стены крепости, пострадавшие во время боев, вновь укрепляются, а в 1653 году по указу и на средства царя Алексея Михайловича начинается строительство грандиозной стены.

Царь хотел создать в северных краях сильную крепость, в которой можно было бы укрыться от врагов во время войн и в период внутренних волнений.

С весны 1653 года начались строительные работы, продолжавшиеся около тридцати лет. Возведенные укрепления, ставшие вторым кольцом оборонительных сооружений, по своей величине не имеют равных в России. Высота башен составляет более 50 метров, длина стен — два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.

Вместе с тем, построенные укрепления не использовались для защиты обители.

История

Монастырь основан в 1397 году прп. Кириллом Белозерским.

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей.

Кирилло-Белозерский монастырь со стороны Сиверского озера. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России

Патриарх Никон был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге из монастыря в Москву.

В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.

В 1998 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.

Описаніе сборника XV столетія Кирилло-Бѣлозерскаго монастыря (1858 год, 66 страниц)

Святыни

В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.

На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.

Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.

В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.

В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, по адресу: ул. Строителей, д. 56 а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.

Иконы священной обители

На сегодняшний день имеющиеся фото Кирилло-Белозёрского монастыря просто поражают своей мощью и строгой красотой, предоставляя к исследованию помимо различных храмовых построек, так же и довольно большое собрание живописи, представленной местными художниками, а также коллекции этнографических материалов и народных материй.

В самой общине постоянно организовывают разнообразные и что немаловажно интересные выставки, однако все же наибольшим достоянием все же считается иконы Кирилло-Белозёрского музея-заповедника, ведь здесь находится неплохое собрание иконописных образов, созданных еще во времена Древней Руси. Они являются единственным практически в полном объеме сохранившимся до нынешних времен живописным ансамблем (изначально в нем насчитывалось около 60 чудотворных изображений)

Иконы Кирилло-Белозёрского монастыря по своим художественным приемам довольно существенно отличаются, то бишь некоторые из них изображены в светлых тонах, а вот в других чудотворных изображениях наоборот больше приобретает сумеречный колорит, другие же написаны с использованием контрастных сопоставлений пятен ярких цветов, а некоторые выполнены более гармонично и сдержанно.

Вот неполный перечень представленных в иконостасе священных образов:

  • Благовещение;
  • Чудотворные лики Архангелов Гавриила и Михаила;
  • Образ Иоанна Предтечи;
  • Божественные лики Святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого;
  • Святые образы апостолов Павла и Петра;
  • Лик «Преображение» и другие.

Успенский Большой монастырь

Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Стены массивного храма разделены узкими лопатками и украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Облик собора сильно менялся со временем: из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной формы.

В 1554 году к собору пристроили придел Владимира с северной стороны — небольшой бесстолпный храм. В конце XVI века к южной стороне Успенского собора пристроили церковь Кирилла, а в 1781–1784 годах ее обновили.

В 1641 году костромские мастера во главе с Любимом Агеевым — одним из лучших художников середины ХVII века — расписали собор. В 1838 году оригинальную живопись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. В таком виде росписи собора сохранились до 70-х годов ХХ века, а сегодня их реставрируют.

Кирилло-Белозерский музей

Успенский монастырь почти полностью превращен в музей. Монахи, в основном, живут в Ивановском монастыре. Территория Нового города вообще пустая. Ее постепенно обустраивают для нужд музея.

В Новом городе расположено основание Солодешной палаты и деревянная церковь с мельницей. Эти постройки (кроме палаты) привезены сюда из окрестных деревень. Мельница из села Горки, церковь из села Бородавы. Последняя построена в 1485 году и имеет престол Ризоположения. Сейчас она укрыта деревянным навесом — ее реставрируют. Рассмотреть церковь очень сложно, но если побегать вокруг навеса и посмотреть в щели между досок, то кое-что увидеть можно.


Поваренные кельи. Вдоль стены сложены каменные жернова

Солодешная палата стояла на территории бывшего здесь острога. Сейчас от нее остался только фундамент.


Фрагмент Домика келаря с окном и воротами. Кто такой келарь? Найдите это строение на карте выше и узнаете

Северный форпост и святыня

Ну а теперь об истории этого уникального места. Как повествует житие Кирилла, в один из дней 1397 г. к берегу Сиверского озера с горы Мауры (что лежит по дороге из Кириллова на Горицы) спустились монахи Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт, искавшие в этих дальних краях уединения.Кирилл обосновался на высоком холме, а Ферапонт нашёл пристанище в 20 км северо-восточнее своего сподвижника. На самом деле помысли иноков были не только религиозными, и приход Кирилла в Белозерский край обуславливался не только стремлением уединится. Бывший архимандрит Симонова монастыря выполнял определенную миссию московского князя, связанную с овладением Белозерьем. Отсюда начинались все важнейшие пути, по которым шла бойкая торговля Великого Новгорода с северными русскими вотчинами и европейскими странами. Через озеро Воже, Лача и реку Онегу, а также по Сухоне и Северной Двине шли дороги на Белое море. Здесь же начинался путь в Сибирь. За обладание этой ключевой территорией долгое время шла ожесточенная борьба между Новгородом и Москвой.По свидетельству самого Кирилла «безмолвствовать ему пришлось недолго». К его землянке стали стекаться богомольцы. Так было положено начало одному из великих монастырей Руси.

1497 г.

Город Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году, положил начало подмонастырской слободе, которая 24 августа 1776 года была переименована в город. По утвержденному Екатериной II плану намечалось застроить 40 улиц, пересекающихся под прямым углом, а между ними разместить 4 площади. Здания в центральной части города не должны были превышать двух этажей, чтобы не мешать восприятию древнего архитектурного ансамбля монастыря.

Город до сегодняшнего дня сохранил планировку XVIII века, а дома и правда не превышают двух этажей. Население Кириллова почти 7,5 тыс. человек, вот только города в России с такой численностью населения за города не считаются, и, кроме как покататься с монастырских холмов, занятий для молодежи здесь вряд ли найдется.

Въехали в Кириллов со стороны Вологды на улицу Преображенского. Улица названа в честь героя Советского Союза, генерал-полковника авиации, летчика, уроженца Кирилловского района Преображенского Евгения Николаевича (1909-1963)

Это одна из двух основных улиц города, и ведет она прямиком Кирилло-Белозерскому монастырю. Тут же нас встретили развалины церкви Вознесения Господня.

Она была построена в 1798 году и в настоящий момент не действует, но и каких-либо активных строительных работ не наблюдается.

Первое впечатление: какое уныние…

Но с другой стороны, именно в таких провинциях можно ходить и любоваться старой деревянной застройкой. Как вам такой дом?

Или вот, дом художника Бориса Ивановича Горбунова. В 2004 году дом перестроили, поэтому он так хорошо выглядит

Еще деревяшечки. Снег можно было бы и вывезти, а не сгребать в черные кучи, которые весной потекут.

Почему бы этот дом не покрасить, будет украшением улицы!

Детский кремль. Вляпал такую ерундовину посреди пустыря и нормально.

В каждом русском городе обязательно должен быть памятник Ленину. Вот и в Кириллове он есть: зажмурившийся, с ободранной коленкой, смотрит на Кириллов монастырь.

Вот и дошли до Кирилло-Белозерского монастыря, всего-то 15 минут.

Здесь уже начинается туристическая зона. Какой приятный цвет у дома, шоколадный, вам нравится?

А по соседству стоит просто сказочный теремок. Это сувенирный магазин и там же продаются вологодские сладости.

Перед самым входом в Кирилло-Белозерский монастырь еще одни руины. Каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1823 на месте ранее стоявшей тут деревянной церкви, которая изначально относилась к монастырю. После перестройки в камень, церковь уже стала относиться к городу. Наверное, поэтому, средства, выделяемые на реставрацию монастыря, не распределяются на эту церковь.

Улица Гагарина идет перпендикулярно улице Преображенского. Знаменита эта улица тем, что на ней находится Кирилловская автостанция!

Дом, рядом с которым стоит Ленин. Это народный дом 1916 года, памятник архитектуры. Построен по завещанию и на средства купца П. А. Симонова.

Указ Екатерины II о переименовании подмонастырской слободы в город Кириллов.

За народным домом Симонова, кстати, идет очень аккуратная улочка Гостинодворская. Туда мы заглянули исключительно ради продуктового магазина и были приятно удивлены опрятностью и строгостью домов.

Дальше идет парк, наполненный духом СССР. Не знаю, как парк называется, пусть кирилловцы подскажут.

В центре стоит монумент «Родина-мать»

Взгляд в сторону Красноармейской улицы

Привлек внимание лиловый дом

Еще один деревянный дом, зачем-то обнесен забором, и парадный вход заколочен. А ведь этот дом стоит рядом с монастырем, почти лицо города.

Дом культуры, построили его в 2017 году.

А дальше рынок и автостанция. Прощай, Кириллов!

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.

Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.

Жизнь преподобного Кирилла

О светской жизни Кирилла Белозерского известно мало. Есть версия, что он происходил из знатного рода, но рано остался сиротой и его приютил боярин Тимофей Ильич Вельяминов, служивший при дворе Великого князя Дмитрия Донского. Юноша был у боярина казначеем, но очень тяготился светской жизнью и хотел уйти в монастырь, хотя Вельяминов и был против этого. Заступничество Стефана Махрищского, друга преподобного Сергия Радонежского, помогло юноше уйти со службы и отправиться на служение в Симонов монастырь. Здесь будущему преподобному довелось познакомиться с преподобным Сергием, с которым он не раз вел долгие беседы.

С первых дней службы Кирилл проявлял большое рвение к жесткой аскезе. Он хотел есть только через 2-3 дня и нагружать себя тяжелой работой и молениями. Но старец Михаил Смоленский, который был духовником юноши, велел ему вкушать пищу ежедневно вместе со всеми и приставил его к службе при пекарне. Кирилл очень усердно молился и много работал. Сергий выделял его среди иноков и всегда при визитах в монастырь беседовал с ним. Монах Кирилл своим религиозным рвением заслужил уважение товарищей, и в 1390 году они избрали его архимандритом монастыря. Службы Кирилла собирали большое количество людей (в том числе знати), которые оставляли значительные пожертвования и просили у преподобного совета

Такое внимание воспринималось им с большим неудовольствием, и он стремился к уединенной молитве

Однажды ему было видение, в котором Богоматерь указала на Белое озеро, в котором ему нужно быть. Кирилл оставил монастырь и вдвоем с преподобным Ферапонтом отправился на озеро. Вырыв землянку, Кирилл стал совершать свой молитвенный подвиг, а Ферапонт устрашился излишней суровости места и ушел в другое место, где также создал монастырь. Преподобный Кирилл несколько лет в одиночестве выживал в суровых условиях. На него падала сосна, крестьянин пытался поджечь его убежище, его пытались грабить, но от всех напастей святого хранила Богородица. Постепенно вокруг него формируется небольшая братия, и монастырь начинает разрастаться. Преподобный покупает земли, создает устав монастыря, который отличался большой строгостью, собирает хорошую монастырскую библиотеку и пишет несколько посланий своим братьям по вере. В 1427 году Преподобный Кирилл умирает, оставляя духовное завещание князю Андрею Можайскому с просьбой сохранить монастырь и закрепить за ним купленные земли. В 1547 году Кирилл был канонизирован в святые православной церкви.

Что посмотреть в Кирилло-Белозерском монастыре

Весь комплекс можно условно поделить на большой Успенский монастырь, малый Ивановский и Новый город. Недалеко от входа можно увидеть здание Казанского собора, в котором раньше проводились все обряды для горожан: венчания, похороны, крещения и т.д. Он не находится на территории обители, поэтому сильно пострадал во времена советской власти. Колокольню взорвали, а в самом храме располагалась винодельня и сегодня он так и стоит в запустении.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

От входа начинается мощенная плитами дорога, которая ведет к Успенскому монастырю. Отсюда можно и начать осмотр достопримечательностей

Сразу же привлекает внимание Успенский собор, который возвели в 1497 году, но за долгие годы существования монастыря не раз перестраивали и достраивали. Стоит отметить, что все убранство храма создано на пожертвования царской семьи и богатых вельмож

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

С одной стороны к собору пристроена Владимирская церковь, которая стала усыпальницей для многих знатных дворян.

Немного в стороне, на склоне горы возведен Введенский храм с трапезной. Постройка относится к началу XVI столетию, и на это было колоссальное сооружение.

Каждый, кто приехал в монастырь не упускает случая посетить Кирилловскую церковь, выстроенную на месте захоронения старца. Стоит отметить, что храм уже перестраивался в XVIII столетии, поэтому его архитектура в стиле барокко отличается от всей композиции.

Но не стоит пренебрегать и другими храмами ведь каждый из них имеет свою историю. Церковь Архангела Гавриила, построенная на деньги царя Василия III, во времена его паломничества, Преображенская Церковь, которая относится к самым старым постройкам монастыря, Ефимиевская церковь, именно здесь сидел взаперти патриарх Никон, церковь Иоанна Листвичника, построенная сыновьями Ивана Грозного и сохранившая древние росписи практически без изменений. Выделяется своей самобытностью деревянная церковь из села Бородавка, которая привезена сюда уже как музейный экспонат в Советский период.

Об огромном хозяйстве Кирилловской обители свидетельствуют Поваренные кельи, возведенные еще в XVI году. Сегодня в них располагается выставка, посвященная народным ремеслам Белозерья. А это не только деревянные изделия, но и керамика, тканые полотна и кружевные изделия.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

В Казенной палате – здание начала XVI столетия размещается музей иконописи, где можно увидеть иконостасы здешних церквей, хотя по-моему их нужно восстановить в надлежащее им место – в храмы.

В бывших кельях архимандридов расположены экспозиции русского творчества XV-XVII столетия. В нескольких залах здесь представлены, иконы, ткани, церковное облачение разных времен, художественная резьба по дереву, старинные книги и даже отдельный зал, посвященный старообрядчеству.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Также стоит посетить Трапезные палаты, которые собрали огромную экспозицию истории Кирилло-Белозерского монастыря и его основателя – преподобного Кирилла. Не менее интересно побывать в археологическом музее.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Если вы хотите как следует познакомиться с этим уникальным музейным комплексом, то лучше побывать здесь два раза по пол дня, чтобы огромный поток информации благополучно усвоился. Вторые пол дня можно потратить на осмотр других достопримечательностей, расположенных вокруг Кириллова.

Рекомендую взять индивидуального гида, стоимость услуг которого надо оплатить в кассе. Удовольствие это не дорогое, по-моему, за 2 часа мы заплатили около 500 руб., зато узнали много нового, другими глазами посмотрели на музеи. В летний сезон рекомендую забронировать время экскурсии по телефону заранее, т.к к ним приезжают многочисленные экскурсионные теплоходные группы.

Поворотным стал для Кирилло-Белозерского монастыря 1997 – год шестисотлетия его основания. В это время был подписан договор, о передачи части заповедника под обитель. Сегодня передана, та часть, где располагается Ивановский монастырь, который располагается в том самом месте, где когда-то поселился преподобный Кирилл – здесь даже есть каменная копия той кельи, которую построил для себя преподобный Кирилл. Пока еще братия монастыря небольшая, всего лишь два десятка монахов, но я думаю, со временем возродится былая слава обители, которая долгое время была центром духовной жизни Русского Севера.

Обитель царей. Обитель опальных

Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

Василий III и Елена Глинская

Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector