Ферапонтов белозерский монастырь (музей фресок дионисия)
Содержание:
- Как добраться
- Фрески
- Ферапонт – основатель монастыря
- Топ-6 причин съездить в Ферапонтово
- Где остановиться?
- История монастыря
- Достопримечательности Ферапонтова монастыря
- Музей Ферапонтова монастыря
- Как доехать в Ферапонтово
- Примечания
- Архитектурные и культурные памятники монастыря
- Ферапонтов монастырь — как и Кирилло-Белозерский! — можно назвать «сыном» Троице-Сергиевой лавры
- Фрески
Как добраться
Монастырь располагается по адресу: село Ферапонтово, 8 строение по улице Каргопольской. Он находится в 20 км от города Кириллов и в 120 км от Вологды. Ближайший населенный пункт — село Ферапонтово, которое располагается на противоположном берегу реки от обители.
Добраться удобнее всего автомобилем:
- со стороны Вологды надо двигаться по трассе Р5 на север до села Ферапонтово;
- со стороны Череповца — по трассе Р6 в сторону Кириллова.
Доехать до комплекса можно и поездом из Москвы или Питера до Вологды или Череповца, а там пересесть на автобус до Липина Бора или Вытегры. Маршрут автобуса проходит по трассе рядом с селом Ферапонтовым, а водитель подскажет, где необходимо выйти. До монастыря от трассы около 2 км, но всегда можно поймать попутку. Автобусы ходят и из Кириллова 2 раза в неделю (вторник и четверг) с главного автовокзала.
Несмотря на то что обитель не действует, в ней проходят регулярные богослужения, а время работы самого архитектурного комплекса с 1 мая по 31 сентября с 9 утра до 6 вечера. В холодный сезон время работы сокращается на 2 часа — с 9 утра до 5 вечера.
Узнать часы работы и дополнительные детали можно по телефону +7 (921) 237-25-59. А также ознакомится на сайте монастыря http://ferapontov-monastyr.ru/ или сайте музея фресок http://www.dionisy.com/.
Фильм о Ферапонтовом монастыре
Фрески
Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.
Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.
На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы.
Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.
Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.
Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов
Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил
Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы
Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.
Ферапонт – основатель монастыря
Дворянин по происхождению, Федор Поскочин родился в 1337 году в городе Волоколамске. В 40-летнем возрасте он постригся в монахи под именем Ферапонт в московском Симоновом монастыре, где подружился с монахом Кириллом.
По благословению Сергея Радонежского, друзья-монахи отправляются покорять русский Север и нести туда христианство. Миссия оказалась тяжелой: финноязычные племена, населявшие русский север, встретили их враждебно.
Прибыв в Белозерье, северный край, друзья обустроили монашескую келью в вырытой собственноручно пещере. Тихий, мягкий по характеру, Ферапонт через год удалился от сурового и требовательного Кирилла. Он решил построить свою обитель.
В 1398 году на холме между двумя озерами, у протоки, соединяющей их, Ферапонт основал монастырь. 10 лет монах провел здесь, обустраивая обитель. Основатель показывал пример братии, проводя жизнь в трудах и молитвах. Он выполнял всю «черную» работу – колол дрова и носил воду для всех монахов.
Обитель постепенно росла: сюда стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии и уединении. Скромный и немногословный, не любивший командовать, Ферапонт отказался занять должность игумена в основанной им обители.
Можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, пригласил преподобного к себе, чтобы основать монастырь близ Можайска. После долгих уговоров Ферапонт согласился и прожил там до конца жизни.
Топ-6 причин съездить в Ферапонтово
1. Два озера
Ферапонтово стоит на берегу двух озер — Паское и Бородаевское. А визитной карточкой деревни стал Ферапонтов монастырь, на который открывается открыточный вид с берега одноименного водоема. В озерах водится рыба (правда, есть ограничения на вылов, поскольку это территория нацпарка «Русский Север»), а летом вода теплая. И есть шанс искупаться после посещения музея.
2. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь — не самый большой и не самый древний на территории Русского Севера. Но по мнению многих наиболее живописный. Не зря ведь Ферапонтово вошло в «Список самых красивых деревень России».
Мужской Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь — уникальный архитектурный ансамбль XV-XVII вв. Духовный и религиозный центр с подлинными росписями Дионисия. Монастырь был основан в период расцвета Московского великого княжества. Одна из его изюминок — надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта 1650 г., объединенные в единый ансамбль. В комплекс Ферапонтова монастыря также входят:
- Собор Рождества Богородицы. 1490 год;
- Казенная палата. 1530-е годы;
- Ограда. XIX-XX вв.;
- Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530–1531 гг.;
- Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год;
- Колокольня. 1680-е годы.
Здания монастыря в Ферапонтово сохранили и декор, и интерьеры на 95% в первозданном виде. И это исключительный случай на Русском Севере. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным сооружением на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен по адресу: ул. Каргопольская, 8 (тел. (81757) 4-92-61, 4-93-86).
3. Музей фресок Дионисия
За долгую историю Ферапонтов монастырь побывал и мужской, и женской обителью. В 1935 г. стал частью Кирилловского краеведческого музея. А с 1974 г. является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.Роспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область)
Краса и гордость монастыря — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV-XVI вв. Особой художественной ценностью обладают иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы. Они все принадлежат кисти прославленного русского иконописца и его сыновей.
Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 м² была создана Дионисием за 34 дня. Она занимала внутренние и частично внешние поверхности храма. Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.
Часы работы Музея фресок Дионисия в селе Ферапонтово:
- с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных.
- с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00. С 1 октября выходной — понедельник.
5. Иконопись в Ферапонтово
Там, где 500 лет назад творил выдающийся художник Дионисий, не могла не возникнуть мастерская иконописи «Ферапонтовская икона» (деревня Цыпино, д. 3; +7 921 834 45 89). Работы современных творцов достойны восхищения (у некоторых опыт более 30 лет), хотя их имена известны в основном в узких кругах. Если попасть к ним на экскурсию, можно узнать все о материалах и технологиях иконописи. Что такое яичная темпера, левкас, шпонки, олифа и др. На мастер-классе могут предложить самостоятельно растереть полудрагоценный камень с яичной эмульсией (чтобы приблизительно понять, как это делал Дионисий). И, конечно, пронаблюдать за процессом иконописи на разных стадиях. После посещения музея фресок это захватывает.
6. Куракинская керамика
Декор для русской печи / мастерская Нины Мишинцевой
При желании можно съездить и туда, чтобы увидеть весь ассортимент и попасть на экскурсию. Правда, это 10 км от Ферапонтово, и дорога не для каждого авто. Но красота продукции многое компенсирует. Подробнее о мастерской тут.
7. Церковь Нила Сорского
Третий поворот с трассы на Ферапонтово ведет к церкви Нила Сорского. Точный адрес: ул. Заозерица, 4. По дороге к монастырю или обратно, можно остановиться и оценить образец современной храмовой архитектуры. Церковь хоть и современная, но удачно вписалась в ансамбль и Ферапонтово, и всего Русского Севера.
Где остановиться?
Фото с сайта — tour3d.ru
Остановиться на ночлег путешественнику можно в селе Ферапонтово. Работают гостиницы «Ферапонтово», «Русский дворик», открыта база отдыха «Лукоморье», возможно размещение в частном секторе.
Фото — Sergey Ponomarev (www.flickr.com)
В Ферапонтов монастырь съезжаются со всей России поклониться не только православным святыням, но также в поиске покоя и созерцания. Главную достопримечательность – фрески Дионисия, современника Леонарда да Винчи, однажды увидев – невозможно забыть.
Более подробную информацию о монастыре и истории его основания можно посмотреть на официальном сайте обители — ferapontov-monastyr.ru.
История монастыря
?сторическая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в
период расширения политического влияния Московского великого
княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи
становления Русского централизованного государства и тесно связана
с основными историческими событиями, происходившими в Москве в
XV—XVII веках.
Основанный в 1398 г. святым Ферапонтом, другом и сподвижником
святого Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь был около 400
лет одним из видных культурных и религиозных просветительных
центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности ученика Кирилла
Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, бывшего в 1447 − 1455
гг. игуменом
Троице-Сергиева монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает
широкую известность. Наряду с
Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным
местом поклонения и вкладов многих представителей русской
феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и
другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи
русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны —
архиепископ Ростовский и
Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский
и
Вологодский Филофей, епископ
Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных
церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в
государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь
работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей,
Ефросин, иконописец Дионисий. Послушником монастыря был преподобный
Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии
Палеолог.
Shel1983 @ WikiCommons
Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом
свидетельствуют сохранившиеся вкладные н жалованные грамоты
светских н духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на
богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная
книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков
«князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских,
Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же
упоминаются владыки
Сибирские, Ростовские, Вологодские,
Белозерские, Новгородские.
Сергей Свердлов @ WikiCommons
С обретением мощей преп
Мартиниана и последующей его
канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту
вкладов и доходов
Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в
начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100
пустошей, более 300 крестьян.
Sterlady88 @ WikiCommons
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного
храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование
каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.
Ferapontov Convent. Ferapontovo Village, Vologda Region. — Peer.Gynt @ Flickr
В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь
Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки —
каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись
после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит
надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX
в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли
каменной оградой.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь
в 1924.
Людмила Лозовая @ Foursquare
С 1975 года началось формирование современного музея,
превратившегося в научно-исследовательский и просветительский
центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля
Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной
работы.
Olga1969 @ WikiCommons
Достопримечательности Ферапонтова монастыря
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы. Фото с сайта — mitropolia42.ru
Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет большое историческое и мировое значение. Согласно монастырским летописям, роспись храма принадлежит кисти Дионисия и его сыновей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся часть настенной иконописи выдающегося мастера. Масштаб его фресок, датированных 1502 г., сохранившихся на стенах собора, составляет 600 м. Ему же принадлежит и другие работы, в том числе ряд древних икон, которые находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея.
Казённая палата
Казённая палата. Фото с сайта — commons.wikimedia.org
Казённая палата является одним из самых древних памятников архитектуры XVI в. на Севере России. Сооружение было построено для хранения денег и важных документов обители. Все монастырские летописи, грамоты находились здесь до самого закрытия. Архитектура постройки достаточно проста – под двукратной крышей возведены массивные каменные стены с небольшими оконцами. Над двумя этажами здания возвышаются полукруглые своды, на первом есть несколько небольших комнат с входом, ведущим на внутреннюю лестницу.
Здесь же, в стене спрятана от посторонних глаз небольшая ниша – тайник. Под внутренней лестницей второго этажа также укрыта небольшая комната с оконцем и тайником.
Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта
Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта. Фото с сайта — travel-list.ru
Святые Врата, открывающие вход в обитель, разделяют два мира – мирской и монашеский. Две арки, разные по величине, служат для праздничного и обычного входа. Над ними возвышаются церкви Богоявления и преподобного Ферапонта.
Уникальность небольших сооружений не только в том, что они полностью сохранили весь свой начальный архитектурный облик, но и в неповторимой росписи внутренних шатров свода. Внутри церкви объединены в общий вытянутый прямоугольной формы зал, разделённый с внутренней стороны аркой. Шатры, размещённые над серединой здания, распределяют свой вес на стены с помощью небольших арок – приём архитектурного зодчества, нигде не встречающийся больше.
В период заключения патриарха Никона в стенах обители, это была его домовая церковь. Но вёл службу полуслепой поп Варлаам, так как заключённое святейшество было лишено своего сана.
Ограда
Ограда. Фото с сайта — temples.ru
До начала XIX в. монастырь по периметру был окружён деревянной с четырьмя башнями оградой. К ней тесно примыкали со стороны Бородаевского озера каменные строения:
- погреба;
- палаты для гостей;
- кухонные помещения.
В 1840 г. это строение постепенно было заменено на приходскую каменную ограду, на сегодняшний день сохранившую лишь южную свою часть. В 90-х годах ограда была восстановлена по всей её линии.
Церковь Благовещения с Трапезной палатой
Церковь Благовещения с Трапезной палатой. Фото с сайта — vladimir-shalaev.tourister.ru
Церковь Благовещения с Трапезной палатой – это уникальный архитектурный памятник начала XIV в. Он построен на пожертвования царя Василия III, в честь появления наследника Иоанна IV. Часть палат Трапезной служили кухней и хлебней.
Сама архитектура палат особенна. Большой интерес вызывает замурованная верхняя площадка над церковью, строившаяся для звонницы. Этот верхний ярус имеет небольшие углубления – резонаторы. Долгое время здесь располагаясь книгохранилище с потайной дверью, ведущей от алтаря. Сама церковь и Собор Рождества Богородицы соединены узкими переходами через колокольню.
Церковь преподобного Мартиниана
Церковь преподобного Мартиниана. Фото с сайта — kirmuseum.org
Церковь святого Мартиниана, возведена в 1641 г. в качестве усыпальницы одного из ярких игуменов северной обители. Здесь под спудом находятся его мощи. Часть погребения украшает деревянная золочёная арка с текстами истории его жизни. У ног преподобного расположено погребение архиепископа Ростовского – его ученика. К собору примыкает небольшое каменное помещение, где жил опальный Никон, в период строительства своей кельи рядом со Святыми вратами.
Колокольня
Колокольня. Фото с сайта — ferapontovo-foto.ru
Колокольня XVII в. состоит из трёх ярусов в высоту. Внутри она имеет открытый четырёхгранный шатёр, редко встречающийся на сегодняшний день. На самом высоком ярусе размещены 17 колоколов. Вверху шатра остался уникальный часовой механизм 1638 г., полностью отремонтированный в 1990 г. мастером Ю. П. Платоновым, восстановившим звоны сооружения.
Музей Ферапонтова монастыря
Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.
Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.
Музей Фкропонтова монастыря
Музей Фкропонтова монастыря
В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.
В дальнем углу находится образец братской трапезной.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.
За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
А вот рабочие место Игумени.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Как доехать в Ферапонтово
Нужно быть готовыми, что добраться до Ферапонтово самостоятельно, без машины, очень непросто. Прямых рейсов из Вологды и Кириллова нет. Едут на автобусе обычно до поворота на Липин Бор, а оттуда идут пешком 2-3 км.
- Автобус № 710 Вологда — Вытегра. Самый оптимальный способ доехать в Ферапонтово общественным транспортом. Отправляется от автовокзала Вологды. Выйти нужно будет на остановке «Емишево», а оттуда пройти 30-40 минут до и .
- Автобус № 713 Кириллов — Вологда. Добираться в Ферапонтово с автовокзала Кириллова — тот еще квест. В этом случае выйти придется раньше — на ост. «Палшемское». А там или дождаться рейса № 710, или пешком.
Если от Емишево до Ферапонтово два с половиной километра, то от Палшемского почти семь (полтора часа прогулки по сельской местности).
Групповые экскурсии из Вологды тоже есть. Достаточно зайти в ближайшую турфирму и подобраться тур. Главное, чтобы в Вологодской области на тот момент не ввели ограничения на экскурсии с большим количеством участников.
На машине нужно ехать по трассе A-119 Вологда — Медвежьегорск. Это дорога федерального значения, и состояние ее удовлетворительное.
Есть один нюанс при въезде в Ферапонтово. С трассы в село ведут три дороги: ул. Кирилловская (там стоит основной указатель «Ферапонтово»), ул. Слободская и поворот к церкви Нила Сорского. Если проигнорировать первые два съезда и свернуть на третьем повороте, будет проще подъехать к Ферапонтову монастырю. Там же, у обители, есть оборудованная стоянка для автомобилей.
Если свернуть на первом же указателе на Ферапонтово, придется оставлять машину до моста через р. Паску. А оттуда, во-первых, идти пешком. Во-вторых, возвращаться в машину (например, за купальниками) будет неудобно.
Примечания
- ↑ , с. 55.
- ↑ .
- ↑ . Патриархия.ru. Русская православная церковь (10 декабря 2019). Дата обращения: 12 декабря 2019.
- , с. 63.
- Семенищева Е. В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. — М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. — С. 11. — ISBN 978-5-903848-01-0.
- ↑ Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводитель. — М.: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз.
- Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря.
- . Патриархия.ru. Дата обращения: 7 мая 2019.
- . Наследие Ферапонтова монастыря. Дата обращения: 7 апреля 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 августа 2014.
- . www.patriarchia.ru. Дата обращения: 7 апреля 2020.
Архитектурные и культурные памятники монастыря
Монастырь был основан в конце XIV века, когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь. С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня. Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.
- Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
- Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
- Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
- Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
- Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
- Колокольня с башенными часами, реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть. Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.
- Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия: из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.
Ферапонтов монастырь — как и Кирилло-Белозерский! — можно назвать «сыном» Троице-Сергиевой лавры
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Родившийся в 1337 году, он стал монахом уже после сорока лет, жил в Москве в Симоновом монастыре, подружился там с со своим сверстником, иноком Кириллом (которого мы знаем как преподобного Кирилла Белозерского, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря). Обоих монахов часто навещал преподобный Сергий Радонежский.
И вот однажды Кирилл получил во сне откровение, что им с Ферапонтом нужно оставить Симонов монастырь и идти на Белое озеро, основать там новую обитель. Так они и сделали, отправились на Вологодчину и там, близ Белого озера, основали келью (которая позже станет основой будущего Кирилло-Белозерского монастыря). Мы не знаем достоверно, давал ли им благословение на это преподобный Сергий, но, учитывая их многолетнюю дружбу, учитывая огромный его авторитет, такое предположение весьма вероятно.
Однако вместе они прожили всего год, после чего Ферапонт решил отделиться и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря.
Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.
2
Фрески
Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.
Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.
На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы.
Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.
Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.
Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов
Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил
Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы
Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.