Марфо-мариинская обитель: неповторимый образец

История основания

История Марфо-Мариинской обители берет свое начало в 1907 году, когда великая княжна Елизавета Федоровна приобрела обширную усадьбу на Большой Ордынке, решив посвятить свою жизнь служению Всевышнему и помощи страждущим. После гибели супруга, княгиня продает все свое имущество, на вырученные деньги обустраивает приусадебные постройки под нужды обители.

Около двух лет потребовалось на основание монастыря. Двухэтажный дом с выходом на центральную улицу был оборудован под лечебницу с перевязочной, стационаром и помещением для операций. Здесь же выделили комнату под часовню, освященную во имя праведных Марфы и Марии. Дом основательницы обители прилегал к медицинскому отделению, а по другую сторону к нему была пристроена амбулатория и аптека, над которыми размещались комнаты для монахинь и сестер милосердия.

Дом, располагавшийся во дворе, был обустроен под воскресную школу, где обучались девочки и женщины. Нижний этаж весь был отдан под классные комнаты, а на верхнем этаже разместили протодьякона. Священнослужитель Митрофан Сребрянский оставался бессменным духовным наставником обители пока, в 1924 году его не арестовали. В двухтысячном году отец Митрофан был причислен к лику святых новомучеников.

Окончательное открытие Марфо-Мариинской обители состоялось зимой 1909 года. В это время на ее территории уже проживало шесть сестер, к концу года их уже было тридцать, а желающих поток не иссякал. Княгиня Елизавета Федоровна купила соседний земельный участок, где был поставлен трехэтажное здание.

В 1908 году заложили соборный храм, над созданием которого трудились такие мастера, как М. Нестеров со своим учеником П. Кориным, А. Щусев и знаменитый мастер скульптуры С. Коненков. Строительные работы продолжались четыре года, после чего храм освятил владыка Московский Владимир в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм во имя Пресвятой Богородицы является ценнейшим наследием культуры, но его богослужения, которые совершались священником обители, а иногда — церковными иерархами, воскресные беседы в трапезной и душевные проповеди, притягивали горожан еще больше. Помимо всего прочего, в трапезной устраивали встречи научных обществ, различные мероприятия и религиозные чтения.

В соборные престолы были заложены мощи святой Елисаветы, Алексия Московского, матери Иоанна Крестителя, а также Иоанна Лествичника. Еще одна церковь расположена под Покровским храмом, освященная во имя Сил Небесных и Всех Святых. В нижнюю святыню ведет лестница, расписанная Павлом Кориным. Оформление нижней церкви было полностью завершено только в 1914 году. Через три года храм освятили.

Основное направление в жизни обители являлась медицинская помощь. В стенах монастыря принимали самые лучшие врачи Москвы. Кроме того, они обучали сестер врачебному и сестринскому делу, а настоятельница очень умело ассистировала во время перевязок и операций разной сложности.

Лечебница обители имела репутацию квалифицированного медицинского заведения Москвы. Сюда присылали самых тяжело больных, безнадежных и тяжело раненных. Елизавета Федоровна обустроила лазарет на Большой Ордынке для участников русско-японской войны, еще задолго до официального открытия обители.

Исключительный авторитет Марфо-Мариинской обители был настолько высок, что даже бурные события революции не затронули жизнь и уклад монастыря. Первое время новая власть даже снабжала препаратами и продуктами. Но время шло, законы менялись. Сначала в обитель прислали опросные листы, позже было арестовано несколько сестер, сирот определили в детские приюты.

Весной 1918 года в обитель за настоятельницей пришел отряд стрелков. На сбор личных вещей ей дали 30 минут. Княгиня Елизавета Федоровна простилась со всеми. Сестры были шокированы происходящим, они еще долго бежали за грузовиком, причитая. В то время в обители было уже более 100 человек разного возраста.

Они любили и уважали друг друга, воспитанные княгиней, они остались преданы вере православной и после закрытия Марфо-Мариинской обители. В июле этого же года Елизавету Федоровну и ее инокиню Варвару вместе с остальными членами царского дома сбросили в шахту под Алапаевском.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала еще восемь лет, в течение которых продолжались репрессии и расстрелы сестер. В 28-м году в Покровском соборе окончательно прекратили совершать богослужение, в его стенах был открыт кинотеатр, позже — дом санитарного просвещения. В соборном алтаре был установлен бюст Сталина. После Отечественной войны в храме разместили мастерские по реставрации произведений искусства, а в больничной церкви святых Марфы и Марии оборудовали кабинет ЛФК.

Что посмотреть

  • Памятник Великой княгине Елизавете Федоровне работы скульптора В. Клыкова.
  • Место начала экскурсий — Покровский храм. За основу при его строительстве взяты образцы псковско-новгородского зодчества. Стены белого цвета украшает каменная резьба авторства известного скульптора С.Т. Коненкова. Между двумя звонницами расположен мозаичный лик Спаса, созданный по рисунку художника М. В. Нестерова. Колокола храма (их 12) настроены под Ростовские звоны. В храме можно увидеть икону преподобномученицы Елизаветы Алапаевской. Здесь расскажут об истории Обители, строительстве храма и особенностях его архитектуры и росписи, внутреннего убранства. Святыни Покровского храма – частицы мощей святых, в том числе и Великой княгини. Многие верующие люди приходят приложиться к ним в надежде на исцеление от болезней.
  • Музей, посвященный жизни и служению Великой княгини. Посетив его, гости познакомятся с биографией Великой матушки, увидят документы и фотографии, подлинные вещи: иконы, вышивки, рояль, предметы сервиза с фамильным гербом.
  • Памятный крест погибшим в Алапаевске представителям династии Романовых.
  • Сад с кустами роз и беседкой – тихое и уютное место на территории детского приюта.

В 11:00 и 15:00 можно посетить Бесплатные экскурсии по Соборному храму и музею. Они проводятся каждый день, кроме понедельника. Если посетить Обитель хочет организованная группа из 5-15 человек, то нужно позвонить заранее по телефону 8(490)704-21-73 и договориться о времени встречи.

Предложения гидов познакомиться с историческим районом столицы также часто включают посещения Обители. Это может быть и пешеходная прогулка, и автобусная поездка. К примеру, экскурсия «Древнейшие монастыри Москвы», куда входит осмотр 13 монастырей из окна автобуса и подробный рассказ о них, предлагает в заключение поехать в Марфо-Мариинскую Обитель (стоимость мероприятия – 800 руб. для взрослого, 550 руб. для школьника).

Праздники

Помимо традиционных православных праздников, в Обители вместе с прихожанами отмечаются и другие памятные даты, в том числе:

  • 19 февраля – День памяти святых мучениц Марфы и Марии.
  • 23 февраля – дата официального открытия Обители
  • 18 июля – день памяти святых преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой).

В Обители постоянно проводятся культурно-просветительские мероприятия: концерты, лекции, тематические встречи.

Что нужно знать при посещении православного храма

  • Одежда подбирается так, чтобы было как можно меньше открытых участков тела. Недопустимо приходить в майках, коротких юбках, шортах, спортивных костюмах. Женщины покрывают голову, мужчины головные уборы снимают.
  • Женщины не должны входить в алтарь. Мужчины заходят туда только с разрешения священника. Входить через Царские врата посетителям храма запрещено. На амвон и солею (возвышение перед иконостасом) также заходить без позволения священнослужителя нельзя.
  • В храме нельзя шуметь, запрещено курить, пить алкогольные напитки.
  • Если хочется сфотографировать интерьер храма, лучше спросить разрешения на это. Вспышка фотоаппарата может негативно влиять на фрески и иконы.
  • В храме разрешается находиться представителям других конфессий.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Особое внимание стоит уделить архитектуре Покровского храма, полностью выполненного в стиле модерн. Храм несимметричен, каждая его сторона резко отличается от всех остальных

Скульптурное оформление выполнял Сергей Коненков — друг Сергея Есенина.

Внутреннее оформление

Фрески, украшающие Покровский собор, выполнены лучшими художниками того времени — Нестеровым и его учеником Кориным. Кстати, женой Павла Корина стала из воспитанниц обители, которую он, еще совсем юной, запечатлел на своей картине. Корин же расписал фресками подземный храм Покровского собора.

Нестерову пришлось заново переписывать фреску «Путь ко Христу».

Дело было в некачественной грунтовке. Со словами «разозлил беса, так разозлил» иконописец повторил работу, но уже на медной доске. Кроме того Нестерову удалось добиться воздушности и свечения, благодаря точному распределению росписей, вязей и других фрагментов убранства — ни один из них не доминирует на другими, а гармонично вписывается в общую картину.

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать. Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Ворота в монастырь с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Настоятельница

Настоятельницей монастыря была княгиня Елисавета Федоровна. Она была человеком душевным, всегда готовым на помощь людям. В этом она видела свое призвание и не могла без этого жить.

Княгиня лично участвовала в жизни своего детища и оказывала помощь нуждающимся наравне с остальными сестрами, она делала перевязки и ассистировала на операциях.

Это интересно: первая операция была проведена именно Елизавете Фёдоровне. У неё обнаружили доброкачественную опухоль, операция прошла успешно. С тех пор множество людей были излечены от страшных недугов в данном монастыре.

На территории организованной княгиней обители был выстроен храм Покрова, который расписывали известные художники, приглашенные настоятельницей, а через год появился еще один храм святых Марфы и Марии. В этом храме тяжелобольные люди, не вставая, могли наблюдать за службами.

Первое время после революции монастырь не трогали, Елисавета Федоровна и другие сестры старались не выходить за его пределы и не привлекать к себе лишнего внимания. Но беды избежать не удалось, в 1918 году настоятельницу с 2 сестрами арестовали и увезли на Урал.

Там, на следующий день после расстрела царской семьи, их бросили в шахту, где они и погибли. Только в 1920 году мощи княгини были извлечены и перевезены в Иерусалим. Сейчас часть мощей хранится и в Покровском соборе.

Судьба обители в XX столетии

Великая княгиня хотела, чтобы монастырь перенял не только российский опыт монашества, но и впитал лучшие традиции зарубежных монастырей. Кроме того, она мечтала, чтобы в наших храмах появились женщины-священнослужительницы или диакониссы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Елизавета Федоровна много заботилась о введении чина диаконисс и даже получила одобрение консервативного к новшествам Священного Синода. Русская православная церковь была готова к тому, чтобы в приходах стали служить женщины-священники. Они могли бы проводить обряд крещения других женщин, вести церковные службы и помогать больным. Однако, против нововведения выступил император, и решение так и не было принято.

Если в других монастырях инокини вели затворническую жизнь, в новой обители монахини помогали в госпиталях и занимались благотворительностью. Чтобы они выполняли свою работу более профессионально, великая княгиня привлекла к обучению послушниц лучших московских врачей, и они учили инокинь основам сестринского дела и грамотному уходу за больными.

Двери монастыря были всегда открыты. Здесь проводили духовные чтения, и собирались члены Православного Палестинского и Географического обществ. Новый монастырь отличался тем, что сестры не были прикованы к нему навечно. Согласно уставу, через определенный срок они имели право вернуться в обычную жизнь.

Вид на северный фасад собора Покрова Пресвятой Богородицы

Великая княгиня жила в стенах обители постоянно. Ее дни были заняты молитвами и работой в госпиталях. Во время Первой мировой войны она наряду с другими монахинями собирала деньги для фронта и помогала раненым. Несколько лет монастырю удавалось комплектовать целые составы и отправлять на передовую продукты, лекарства и перевязочный материал.

Через два года после начала войны количество увечных россиян выросло, и возникла необходимость в протезировании. Основательница монастыря собрала пожертвования и начала строить завод по изготовлению протезов. Интересно, что это предприятие работает по сей день и, так же как и век назад выпускает комплектующие для протезов.

С приходом советской власти монастырская жизнь круто переменилась. В короткое время большевики постарались избавиться от всех членов царской семьи и других родовитых россиян. Великую княгиню схватили и отправили в Пермскую губернию. Там 53-летнюю женщину сбросили живьем в отработанную шахту неподалеку от Алапаевска. Вместе с ней погибло еще семь человек.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне

Обитель закрыли в 1926 году, когда в ней жило более 100 монахинь. До 1928 года на территории монастыря работала поликлиника. Потом оставшихся сестер выселили из монастыря. Некоторые из них оказались в ссылке в Туркестанских степях, а другие попали в Тверскую губернию.

После окончательной ликвидации обители здание собора превратили в кинотеатр, а затем здесь стали проводить лекции по санитарному просвещению. В послевоенное время в одном храме располагались реставрационные мастерские, а в другом держали амбулаторию. Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов, а соборный храм стал вновь принадлежать церкви в 2006 году.

Современное состояние обители

Вот уже несколько лет женский монастырь имеет статус ставропигиального. Здесь живет 30 насельниц. Сестры обслуживают хоспис и помогают неизлечимо больным детям, работают в созданной для неимущих столовой и трудятся в военных госпиталях.

Они преподают в гимназии, содержат детский дом для детей-сирот и медицинский центр, оказывающий помощь больным детским церебральным параличом. Монахини, которые живут в других отделениях монастыря, в обязательном порядке проходят стажировку в Москве.

В московском монастыре проводятся курсы для беременных и занятия в школе для приемных родителей. Здесь созданы дневные группы, куда водят детей с проблемами развития, и открыт лекторий по истории церкви. Тот объем работ, который делает монастырь, невозможно выполнить силами 30 монахинь, поэтому под отдельные проекты обитель привлекает волонтеров.

Часовня Елисаветы Феодоровны

Адрес обители и официальный сайт

Чтобы добраться до обители на метро, нужно доехать до станции «Новокузнецкая, «Полянка», или «Третьяковская», а потом пройти пешком.

телефон реабилитационного центра +7 (495) 951-02-50

Прохожие, попадая внутрь, удивляются невероятному спокойствию, царящему на территории монастыря. Деятельность этой организации обширна, и подробно с ней ознакомиться можно на официальном сайте.

Здесь можно узнать не только об истории возникновения этого памятника архитектуры, но и посмотреть расписание мероприятий, проводимых при участии обители и даже записаться на них. Кроме того, на сайте есть фото и видео материалы, после просмотра которых мало у кого остаются сомнения, посещать или нет, это исторически значимое место.

Музей

Исторический облик этого места воссоздан по фотографиям начала прошлого века. Оно пропитано духом Белого Ангела Москвы.

Здесь настоятельница молилась и встречалась с визитерами, в числе которых были члены императорской семьи, высокопоставленные русские и европейские вельможи.

История

Мемориальный музей был открыт в 2008 году в доме основательницы монастыря. Ранее здесь располагалась поликлиника, поэтому потребовалось провести большие реставрационные работы.

Музейная экспозиция

В музее собраны уникальные экспонаты связанные с жизнью и подвижнической деятельностью основательницы монастыря. Среди них — ее личные вещи, важные исторические документы и фотографии.

Необходимо отметить, что Елисавета вела обширную переписку с ведущими духовными просветителями начала двадцатого века, живущих в разных уголках России.

Возможности посещения

Групповые экскурсии на посещение музея проводятся по предварительной записи. Ежедневные экскурсии проходят — в одиннадцать и пятнадцать часов часов. Начинаются они в Покровском соборе.

Монастырские постройки

Монастырская территория невелика, но очень разумно организована. Здесь, не мешая другим можно свободно подышать свежим воздухом в беседке или погулять с ребенком на детской площадке. Проложенные по монастырю небольшие дорожки напоминают английские сады, а украшает монастырь выразительный памятник Елизавете Федоровне.

Соборный храм был спроектирован известным зодчим Алексеем Щусевым и возведен в 1912 году. Архитектору удалось добиться гармонии между популярным в те времена стилем модерн и традициями древнерусского церковного зодчества. Внутренние росписи в храме выполнены талантливыми русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным.

Покровский храм невелик по размерам и может вместить до 1000 человек. На его звоннице висят 12 колоколов, и их звучание очень похоже на знаменитые звоны Ростова Великого.

Неподалеку расположен храм, посвященный Марии и Марфе. Он был возведен в 1909 году и долгое время служил домовой церковью при больнице. Марфо-Мариинский храм спроектирован так, чтобы лежачие больные могли наблюдать за ходом церковных служб.

Пристенный фонтан

Кроме двух церквей, в монастыре стоит небольшая часовня, посвященная основательнице обители. Здесь также находятся одноэтажный дом садовника и здание сторожки, где обустроена часовня в честь Серафима Саровского.

Сестры милосердия и монахини

Создавая обитель, Елизавета Федоровна хотела сделать ее непохожей на обычный монастырь. Она уважительно относилась к монашескому подвигу, но отшельнический образ жизни монахинь не совместим с активной общественной деятельностью. Поэтому нужна была такая организация жизни обители, которая позволила бы совместить служение Богу и служение людям. После этого было принято решения перенять опыт диаконис.

Важно знать! Диаконисами в древней церкви называли особую категорию женщин, которые решили посвятить себя служению Богу, приняли посвящение, несли особую службу и жили при храме, но при этом не принимали монашеский постриг. Диакониссы делились на две группы

Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме

Диакониссы делились на две группы. Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме.


Памятник Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители

Женщины, жившие в Марфо-Мариинской обители, относились к первому типу диаконис. Они носили специальную одежду, жили по уставу монастыря, занимались помощью обездоленным, но такие женщины не принимали монашеский постриг и могли в любой момент покинуть общину и создать семью.

Сейчас такой род деятельности назвали бы патронажной службой. Те, кто хотел участвовать в богослужениях, становились монахинями. Тогда они занимались церковной, хозяйственной и административной деятельностью.

Важно! Таким образом, насельницы обители делились на монашествующих сестер и «белых» сестер. Их и сейчас легко отличить по одежде

Монахини носят одежду черного цвета, «белые» сестры носят серый подрясник и белый головной убор, закрывающий лоб.

Ранее сестра служила в обители столько, сколько позволяли ее душевные силы. Сейчас обет пожизненный, уйти из обители можно только в монахини. Но руководство монастыря все больше склоняется к мысли, что нужно разрешить женщинам возвращаться к мирской жизни. Сегодня православной девушке бывает трудно найти себя, свой истинный путь. Временное служение помогает настроиться на нужный лад, выбрать правильные жизненные приоритеты.

Интересно знать! В Соловецком монастыре есть такое понятие как «годовики». Люди приходят в монастырь на год, молятся и трудятся наравне с монахами. По истечению этого времени они возвращаются к обычной жизни.

Отшельничество открывает на многое глаза, дает человеку внутренний стержень. Духовенство Марфо-Мариинского монастыря стремится перенять этот опыт и внедрить в монастыре похожие порядки.

Если женщина хочет стать сестрой милосердия, ей следует прийти на собеседование к настоятельнице. После беседы женщине предлагают попробовать жить той жизнью, которой живут сестры: она присутствует на богослужениях, помогает по хозяйству, присматривается к быту.


Марфо-Мариинское сестричество

На ночь женщина уезжает домой. Так проходит несколько недель. Если женщина укрепляется в своих намерениях, а настоятельница монастыря видит, что она на своем месте, женщину принимают в число насельниц.

Людям, ищущим уединения, Марфо-Мариинская обитель не подойдет, так как здесь много времени отводится на работу с людьми. Но и при стремлении к уединению и монашескому подвигу следует помнить, что главная его цель — служение Богу. Если человек стремится стать иноком лишь из-за того, что его тяготит общение с людьми и мирская жизнь, это будет препятствием к принятию пострига.

Информация для паломников и туристов

Красота этого памятника архитектуры привлекает ежедневно много туристов и паломников, которым интересна история и деятельность монастыря «изнутри».

Экскурсовод является замечательным рассказчиком и знатоком истории этой организации. Он в подробностях знакомит туристов с внутренним распорядком монастыря, с людьми, благодаря которым он функционирует до сих пор.

Деньги, полученные от проведения экскурсий, направляются на нужды тяжелобольных людей, находящихся под присмотром сотрудников обители. Посетив это уникальное место в Москве, можно спасти чью-то жизнь или облегчить чьи-то страдания.

Здесь проводятся также различные мероприятия, встречи, праздники, о которых подробнее можно узнать на официальном сайте.

Настоятельницы

Первая настоятельница — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Вторая — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка королевы Виктории. Деятельность Великой княгини в бытность ее настоятельницей и сегодня служит примером для подражания.

Так, первую операцию в больнице обители сделали самой Елисавете Феодоровне. А чего стоит ее посещение Хитровки! Этот рынок был особым миром, неким затерянным городом, где даже в дневное время можно было стать жертвой карманника или получить ударом ножом. Настоятельница не боялась посещать эту клоаку преступности и разврата. Она забирала оттуда детей, чтобы уберечь от уготованной им «хитровской карьеры» — девочек от проституции, а мальчишек — от бандитизма.

В последние часы жизни, уже сброшенная на дно шахты Елизавета вместе с другими мучениками наводила ужас на своих палачей. Несмотря на то, что чекисты бросали в уральскую шахту гранаты, из нее еще долго доносилось молитвенное песнопение…

Случайность или нет, но злодеяние это было совершено в День празднования памяти Сергия Радонежского и в День рождения мужа княгини Сергея — дяди последнего императора.

А вот то, что делала княгини в последние часы своей земной жизни, случайностью назвать нельзя. Молитвы и забота о ближних прошли красной нитью через всю ее судьбу. Этому, сделанному однажды выбору, продолжала следовать мученица и перед тем, как умереть. Беспредельной своей верой слабая женщина показала, что она во сто крат сильнее вооруженных до зубов чекистов.

Чтобы избежать глумления над обнаруженным телом мученицы, оно было отправлено за границу по приказу Колчака. При вскрытии гроба в Иерусалиме помещение наполнилось ароматом меда и жасмина.

История движется по спирали. Сегодня обитель вновь возглавляет Елисавета, ставшая игуменьей больше чем через столетие после своей великой предшественницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector