Житие святого игнатия богоносца и о чем просят перед иконой, тексты молитв
Содержание:
- Став монахом, святитель Игнатий Бренчанинов, благодаря административному таланту, вскоре стал настоятелем монастыря
- Послания Игнатия
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- Сведения о жизни
- Богословское учение святого Игнатия
- От инока до архимандрита
- Глава XI
- Примечания
- Молитвы Святителю Игнатию
- Детские годы и семья
- Глава VI
- Жизнь
- Юность Дмитрия
- Богословие святого Игнатия
- Почитание
- Сведения о жизни
- Житие святого Игнатия
- Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в праздник Жён-мироносиц, а его мощи находятся в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря
- Глава XX
- История
- В качестве епископа отец Игнатий Брянчанинов служил в Кавказской и Черноморской епархии
- Глава XVI
Став монахом, святитель Игнатий Бренчанинов, благодаря административному таланту, вскоре стал настоятелем монастыря
Житие Игнатия Брянчанинова говорит о том, что его монашеский постриг состоялся под именем Игнатий 28 июня 1831 года. В монахи его постриг епископ Вологодский Стефан в честь священномученика Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иеромонахи и назначили служить при архиерейском доме.
Архиепископ Стефан — 1841-1841 гг. — из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань. Архиепископ Стефан Вологодский постриг Димитрия Брянчанинова под именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца
После этого его в качестве настоятеля-строителя отправили в Григориев Пельшемский Лопотов монастырь, пребывавший тогда в запустении. 28 января 1833 года Игнатия возвели в сан игумена.
Вскоре он становится известен благодаря своим административным успехам. Видя это, родителя святителя смирились с его выбором и восстановили с ним добрые, доверительные отношения.
1834
в этом году отца Игнатия возвели в сан архимандрита
Из-за ухудшения состояния здоровья игумена перевели в Николо-Угрешский монастырь. Неожиданно император Николай I принимает решение о том, чтобы отец Игнатий возглавил Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь.
В результате в конце 1833 года он назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Пустыне святитель трудился до 1857 года и заслужил почёт и уважение. В это время многие жертвовали обители значительные суммы.
Преподобный Лев Оптинский. Гравюра неизвестного автора, XIX в. Благодаря старце Льву Оптинскому Игнатий Брянчанинов принял решение стать монахом, а благодаря своим административным талантам он стал архимандритом
С 1838 года архимандрит Игнатий назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.
В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи «Валаамский монастырь» с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» с подписью «И». 21 апреля 1851 года архимандрита наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.
Послания Игнатия
Существует три редакции посланий Игнатия:
- краткая редакция, состоящая из четырёх посланий. Существовала на средневековом Западе. Получила признание после публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV век) перевода на сирийский трёх посланий (к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу);
- средняя редакция, или versio eusebiana, состоящая из семи посланий (Послание к ефесянам, Послание к магнезийцам, Послание к траллийцам, Послание к филадельфийцам, Послание к римлянам, Послание к смирнянам, Послание к Поликарпу); эта редакция была известна Евсевию Кессарийскому и в современной науке считается нормативной;
- чуть позднее краткой редакции на Западе стала известна пространная редакция из 12 посланий, которая впоследствии расширилась до 15 посланий.
К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, Первое послание апостолу Иоанну Богослову, Второе послание апостолу Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Что такое подвиг? Подвиг — это некое действие, которое требует сверхусилий. Но если бы все сводилось к сверхусилиям, то, наверное, люди нашли бы в своем лексиконе иные слова, которые бы описывали подвиг. Однако слово «подвиг» предполагает движение. Подвиг — не просто перенесение испытаний. Подвиг — это такое сопротивление трудным обстоятельствам жизни, результатом которого становится движение человеческой личности. Мы называем Крест Христов подвигом. Сам Богочеловек совершил подвиг. И не только потому, что Он претерпевал физические страдания, но потому что эти страдания подвигли затем миллионы и миллионы людей к обретению смысла жизни, к достижению целей, которые простираются далеко за пределы обычных человеческих потребностей.
Сведения о жизни
Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.
Прозвище Богоносец, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.
Богословское учение святого Игнатия
Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими христианами, с другой.
В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его Послании к Смирнянам впервые употребляется понятие, ставшее впоследствии одним из центральных в христианском богословии — «кафоличность церкви». Особо настаивает Игнатий на подчинении церковных общин епископам: «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа». По мысли Игнатия без епископа не должно совершать ни крещения, ни евхаристии
Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви (взято из Библии: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к одному и тому же (ἐπὶ τὸ αὐτό)» (Деян. 2:47).
Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола «παροικεω», что обозначает временное пребывание на чужбине («термин» также взят из Библии, из Септуагинты).
От инока до архимандрита
В 1827 году в Александро-Свирский монастырь прибыл юноша, который параллельно с приобретением духовных знаний, выполнял монашеские обязанности:
- работал пекарем;
- ловил рыбу;
- возил людей.
Житийная икона святителя Игнатия
Душепопечителем, духовным наставником Бог поставил для Димитрия, жаждущего познания Его славы, старца Льва, который в 1828 году отправился в Площанскую пустынь. Молодой инок последовал за наставником, а затем переехал в пустынь Оптину. Через 2 года Димитрий служит в Семигородной Пустыни, в 1831 году переходит в Глушицкую Сосновецкую обитель.
Монах Игнатий
Бог видит верность Димитрия, в возрасте 24 лет юноша принял монашество под именем Игнатий. Чудеса продвижения по лестнице служителя Божьего просто поражают.
- Через месяц молодой монах рукополагается диаконом, через 15 дней иереем с правом служить в доме архиерея.
- Через 2 года, в 1833 году уже игумен Брянчанинов возглавляет обитель Григорьева-Пельшемского Лопотова.
Видя в стремительном росте сына волю Божью, родители прощают ему непослушание, даруют свое благословение. По состоянию здоровья игумен Брянчанинов переводится настоятелем монастыря в Углеш, но сразу отзывается, ибо рекомендован самим царем Николаем Первым на настоятеля Троицко-Сергиевской пустыни в Санкт-Петербурге.
Настоятель Троицко-Сергиевской пустыни
По воле Творца верный Божий подвижник, архимандрит Игнатий с 1834 по 1857 год возглавляет пустынь, которая за этот период приобрела много новых насельников и уважение местного населения, приносящее значительные пожертвования на содержание храмов.
С 1838 года вся Россия знала благочинного Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Свято-Сергиевской обители. Митрополит Московский Филарет прислушивался к советам архимандрита Игнатия, восхищаясь его образом служения и жизнедеятельности.
Писателем Н. Лесковым был написана повесть «Инженеры бессребреники», посвященная жизнеописанию святителя.
Важно! Благодаря величественной внешности, благородству, одухотворенности и рассудительности Святитель приобрел паству, состоящую из множества людей, которые духовно кормились через проповеди праведника. В простоте и красоте Святого Писания Игнатий Брянчанинов направлял людей на путь нравственного совершенства, показывая истинность и величие православной Церкви
В простоте и красоте Святого Писания Игнатий Брянчанинов направлял людей на путь нравственного совершенства, показывая истинность и величие православной Церкви.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — место служения святителя Игнатия
Обладая великим даром руководителя, новоназначенный настоятель начал восстановление пришедшей в запустение пустыни с восстановления храма и монашеских келий. 15 насельников Троице-Сергиевской обители давно забыли о строгости монашеской жизни, 27-летнему архимандриту пришлось начинать все с самого начала.
Вскоре не только благоустроенная территория монастыря, но и образцовые богослужения, наполненные старинными церковными мелодиями, стали привлекать прихожан с самых дальних округ.
Интересно! Под руководством церковного композитора отца Петра Турчанинова монастырский хор, для которого свои лучшие произведения написал Михаил Глинка, стал еще одной достопримечательность пустыни.
Архимандрит был открыт для всех прихожан. Во время службы в Троицко-Сергиевской обители у него под душепопечительством более восьмисот человек. Обладая многосторонней опытностью, особым даром видеть мир через призму духовности, Бог наделил его даром пророчества и исцеления физических и душевных болезней.
Глава XI
Благодарю вас, что вы благосклонно приняли моих спутников.
Что касается до Филона, дьякона из Киликии, мужа за свидетельствованного, который и теперь служит мне ради Бога вместе с Реем Агафоподом, мужем избранным, который сопутствует мне от Сирии, отказавшись от жизни, то и они свидетельствуют о вас, и я благодарю за вас Бога, что вы приняли их, как и вас Господь. А не почтившие их да будут прощены благодатью Иисуса Христа. Приветствует вас любовь братьев в Троаде, откуда и пишу вам чрез Вурра, которого ефесяне и смирняне отправили со мною из уважения ко мне. Да почтит их Господь Иисус Христос, на Которого они надеются плотью, душою, верою, любовью, единомыслием. Укрепляйтесь о Христе Иисусе, общей надежде нашей.
Примечания
- ↑ Hieron. Chron. Col. 604)
- ↑ Церковная история III.22
- ↑ Пренесение мощей священномученика Игнатия Богоносца: Календарь 2007
- ↑ Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
- ↑ Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад. (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
- ↑ Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского
- ↑ Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского
- ↑ Πρός Ρωμαίους Επιστολή (Migne. PG. Tom. V. Parisiis, 1857), Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад., Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
- ↑ Пер. прот. П. Преображенского
- ↑ Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад. (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
- ↑ Игнатий Богоносец // Православная Энциклопедия. Т. 21. С. 139—140.
- ↑ Ante-Nicene Fathers / ed. Philip Schaff — Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2001. — Vol. I (The Apostolic Fathers with Justin Martyr and Irenaeus). — pp. 169—207.
Молитвы Святителю Игнатию
Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.
Иной тропарь, глас 8
Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.
Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.
Молитва
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Детские годы и семья
5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.
Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.
Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.
Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.
Глава VI
Не допускайте иудейства.
Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного — иудейство. Если же ни тот, ни другой не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие. Итак, убегайте коварств и ухищрений князя века сего, чтобы вы, будучи подавлены его мыслями, не ослабели в любви. Будьте все за одно нераздельным сердцем. А я благодарю Бога моего: я спокоен совестью в отношении к вам, и никто не может похвалиться ни тайно, ни явно, чтобы я кого–нибудь отяготил в малом или в великом. И всем, с которыми беседовал, желаю, чтобы сказанное мною не послужило свидетельством против них.
Жизнь
О жизни Игнатия ничего не известно, кроме того, что может быть выведено из его писем, кроме более поздних (иногда ложных) традиций. Говорят, что Игнатий обратился в христианство в молодом возрасте. Согласно преданию, Игнатий и его друг Поликарп являются учениками апостола Иоанна . Позже Игнатий был избран епископом Антиохии ; историк церкви IV века Евсевий пишет, что Игнатий сменил Эводия . Феодорит из Cyrrhus утверждала , что сам святой Петр оставил указание , что Игнатий быть назначен на епископский престол в Антиохии . Игнатий называл себя Теофором (Богоносец). Возникла традиция, что он был одним из детей, которых Иисус Христос взял на руки и благословил.
Юность Дмитрия
Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.
Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар
Многие с вниманием его слушали
Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.
Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.
После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.
Богословие святого Игнатия
Мученичество святого Игнатия, неаполитанская школа живописи .
Из его писем, считающихся подлинными, можно составить картину богословской мысли Игнатия.
В качестве примера мы ограничимся указанием его христологии и евхаристического богословия.
Утверждая единство Бога ( Магн. 8,2), Игнатий вызывает Троицу либо формулой «Сын, Отец и Дух» ( Магн. 13: 1), либо «Христос, Отец и Дух» ( Магн. п. 13,2). Святой Дух упоминается в различных случаях, в дополнение к двум предыдущим: Фил «suscr» и 7.1-2, Еф 18.2, Еф 9.1.
Утверждая (вопреки докетам ) реальность человеческой жизни Иисуса Христа ( Смирн 4.2, 5.2; Еф. 7.2, 18.2, 20.2; Смирн 3.1, 4.2, см. Также Магн 11; Трал 19, Смирн , главы с 1 по 6), Игнатий с не меньшей силой заявляет о своей божественности ( Smyrn 1.1; Trall 7.1; Eph «suscr», 1.1, 15.1, 19.3; Rom «suscr», 3.3, 6.3; Polyc 3.2, 8.3; Magn 6.1, 7.2…)
Его евхаристическая теология также очень точна: он действительно определяет Евхаристию как «средство от бессмертия, противоядие от смерти» ( Еф. 20.2), попутно осуждая тех (в данном случае доцетов), которые воздерживаются от Евхаристии, потому что они не хотят признавать в нем плоть Иисуса Христа » ( Смирн, 7.1). Он предостерегает от признания «действительной только Евхаристии, совершаемой под председательством епископа или его представителя» ( Смирн 8.2; см. Также Филад, глава 4).
Его церковное богословие подробно настаивает во всех своих письмах (Магнезийцам 2, 1; 3.1; 6.1; 13, 1 и 2) Филадельфийцам (Пролог, 1.1; 7.1 и 3, 2), Смирниотам (8, 1 и 2; 9.1), Римлянам (1, 3 и 2, 1), траллианам (3, 1; 7.1 и 2; 13, 2), ефесянам (2, 2; 4.1; 6.1 и 22, 2) о важности епископа, занимающего место Бог в поместной церкви, окруженный своими священниками и диаконами, который председательствует в Евхаристии и управляет своей церковью и которому, как и Богу, следует сыновнее послушание. Что касается епископов, то эти письма цитируются в конституции Lumen Gentium II Ватиканского Собора из-за их фундаментальной важности для иерархического устройства Католической церкви.
Почитание
Праздник Игнатия отмечался в его собственной Антиохии 17 октября, в день, когда он сейчас отмечается в католической церкви и в целом в западном христианстве , хотя с XII века до 1969 года он был помещен в 1 февраля в Общем римском календаре. .
В Восточной православной церкви он отмечается 20 декабря. Synaxarium в Коптской православной церкви Александрии ставит его на 24 — м Коптского Месяца Koiak (который также является 24 дня четвертого месяца Tahisas в Synaxarium из Эфиопской Православной Церкви ), что соответствует в течение трех лет из каждые 4–20 декабря по юлианскому календарю , который в настоящее время приходится на 2 января по григорианскому календарю .
Игнатий это помнить , в Церкви Англии с Мала фестиваля на 17 октября .
Сведения о жизни
Родился, вероятно, в Антиохии. Блаженный Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова.
Сведения об Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления императора Траяна, будучи брошен львам на арене.
Прозвище «Богоносец», по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укоренённым в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Святой Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Мученичество. Миниатюра из Минология Василия II. X век. Ватиканская библиотека, Ватикан
Мученические акты (протоколы допроса и приговор) святого Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинаром в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). Поэтому 20 декабря (2 января) и 29 января (11 февраля) — перенесение его мощей — совершается его память в Восточной церкви оба раза шестеричным богослужением; Западная церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 году перенесены в саму Антиохию.
По взятии Антиохии персами перенесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Святого Климента.
Житие святого Игнатия
Родился и жил он в Сирии, где как раз последние свои годы доживал Христос. Богоносцем его прозвали из-за сильной любви к Господу, которую он носил в самом сердце. Многие отмечают, что он непрестанно находился в молитве в Господу. Он был учеником Иоанна Богослова. Также особую близость он питал в Петру. Сопровождая его в некоторых путешествиях. Он непрестанно трудился для как можно большего расширения армии верующих.
Он нес в массы свои знания и старался передать их людям. В моменты особенно сложные, когда были гонения, он был готов страдать за свои убеждения. Особо больше о нем ничего не известно. По некоторым сведениям становится известно, что в 107 году его бросили на растерзание львам. В книге «Святые в истории» Ольга Клюкина житие Игнатия Богоносца старалась описать с использованием максимального количества фактов и прочих источников информации.
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в праздник Жён-мироносиц, а его мощи находятся в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря
Летом 1861 года епископ Игнатий серьёзно заболел. После выхода в отставку, на покое он вел уединённую молитвенную жизнь, а также продолжал вести переписку со своими духовными детьми в количестве 600 человек.
Кроме того он продолжил читать свои ранние произведения, чтобы исправить их, привести в одно целое и составить из них собрание сочинений. Помогал ему в этом книгопродавец и издатель Иван Глазунов. Первые два тома этих трудов под названием «Аскетические опыты» издали в 1865 году.
Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря. Святитель Игнатий Брянчанинов отошёл к Богу в первый день Пасхи в праздник жён — мироносец
Последнюю свою литургию святитель Игнатий Бренчанинов отслужил 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи. 21 апреля получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений, а уже 30 апреля 1867 года, в праздник Жен-мироносец он скончался.
На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек.
30 апреля 1867
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался
Епископа Игнатия Брянчанинова причислили к лику святых 6 июня 1988 года. Канонизация в Православной Церкви состоялось 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице–Сергиевой Лавре.
Перед канонизацией мощи святого торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Кроме того, их частицу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перенёс в Ставрополь во время своего первого визита на Кавказ в августе 1994 года.
Видеофильм: Документальный фильм «Учитель покаяния» о Святителе Игнатии Брянчанинове. Святитель Игнатий (Брянчанинов). 1 час 11 минута 46 секунда. Автор говорит о том, что святой Игнатий Брянчанинов не старался угодить людям, но старался угодить Богу.
В честь святого возведено несколько храмов. Первый из них построили в 1995 году в Донецке на Украине. Второй — в 2013 году в городе Грязовец Вологодской области.
Глава XX
Я еще буду писать вам.
Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение, — особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе.
История
Только поздний рассказ о мученичестве святого Игнатия дает нам отчет о его жизни. Мы делаем вывод из Евсевия Кесарийского, что он родился около 35 лет в провинции Сирии. Он был третьим епископом в Антиохии , после святого Петра и Evod , которого он сменил около . Антиохия тогда является третьим городом империи после Рима и Александрии с населением около 500 000 человек.
Согласно « Мученичеству святого Игнатия» , Игнатий был арестован властями и доставлен в Рим для казни на арене во время преследования Траяна . Была надежда, что это станет примером для замедления распространения христианства . Напротив, на пути к смерти он встретил и ободрил многих христиан, написал письма к ефесянам , магнезийцам , траллианцам , филадельфийцам , смирнийцам и римлянам , а также письмо к епископу Поликарпу Смирнскому , который, согласно традиции был учеником святого Иоанна Богослова .
Мученичество святого Игнатия в рукописи Менолога Василия II (около 1000 г.).
Его очень сильное желание кровавого мученичества на арене, приписываемое ему историей, может показаться современным читателям странным: он воспринимает мученичество как возлияние , жертву Христу.
В качестве епископа отец Игнатий Брянчанинов служил в Кавказской и Черноморской епархии
В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь. Епископ возглавил Кавказскую и Черноморскую епархию. В это время шел процесс покорения Кавказа Россией.
Поэтому епархия находилась в неустройстве, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников-казаков, которые давно жили в этих краях.
Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий Брянчанинов. Во время службы в Кавказской и Черноморской епархии святитель Игнатий наладил её жизнь и принял меры против староверов
Активным помощником стал его брат П. А. Брянчанинов, занимавший должность ставропольского вице-губернатора. За четыре года управления епархией святителю удалось наладить её жизнь.
При этом необходимо отметить, что святой Игнатий встретил здесь и недоброжетельство со стороны своих противников. В результате в 1860 году в письмах Муравьеву-Карскому епископ Игнатий жаловался на золотуху и потерю десятка зубов.
1861
в этом году Епископ Игнатий Брянчанинов ушёл на покой
В 1861 году он подал прошение об уходе на покой. В августе 1861 года он уволен с назначением пенсии. Епископа Кавказского и Черноморского поселили на покое в Николобабаевском монастыре Костромской епархии.
Здесь святитель продолжил своё иноческое делание, а именно внимательно монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Аскетические опыты святителя описаны в его книгах, изданных под аналогичным названием.
Николо-Бабаевский монастырь вид с р. Волги Костромской Епархии. В обители святой Игнатий Брянчанинов провёл свои последние годы
Здесь он написал такие книги как: «Приношение современному монашеству», «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери».
Заслуги перед Отечеством архимандрита Игнатия вознаграждены орденом Святой Анны 1-й степени.
Глава XVI
Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный.
Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дома Царствия Божьего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, — если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.
Глава XVII. Остерегайтесь ложных учений еретиков.
Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от надлежащей жизни. Почему мы не все рассудительны, принявши ведение Божье, которое есть Иисус Христос? Зачем мы безрассудно погибаем, не признавая того дара, который истинно Господь послал?