Писатель иван сергеевич шмелев, его жизнь и самые известные произведения

Иван Шмелёв: книги

Революция 1917 года изменила жизнь писателя, но, несмотря на это, он всегда проявлял интерес к человеку, к его духовной жизни. Давайте вспомним лучшие произведения писателя:

  • «Лето господне» (Иван Шмелев). Одна из самых светлых книг писателя. Глазами ребёнка показан уклад крестьянской и купеческой жизни. Шмелев мастерски воссоздаёт картины труда и быта России конца 19 века. Особое место в книге занимает описание праздников.
  • «Солнце мертвых» (Иван Шмелев). Личные впечатления писателя от революции и Гражданской войны. Это трагическая книга о «красном терроре». Книга переведена на многие иностранные языки и считается одним из лучших творений автора.
  • «Человек из ресторана». В повести показана драматическая судьба обычного человека. Официант Яков Скороходов каждый день терпит оскорбления и унижения от посетителей. Но именно его можно назвать Человеком с большой буквы слова, в отличие от других персонажей. Внутренний мир героя раскрыт глубоко и полно.
  • «Пути небесные». Этот роман — последнее крупное произведение Ивана Шмелёва. Он посвятил его своей любимой жене. В образе главного героя — инженера Вейденгаммера — описан родной дядя Ольги Шмелёвой. Главная мысль романа, что душа обязательно должна пройти путем страданий, чтобы возродиться к новой жизни. Герои проходят трудный путь духовного развития.

Вклад в культуру

Иван Шмелев вошёл в историю отечественной литературы как православный писатель и певец дореволюционной России. Его произведения – кладезь традиций патриархальной империи. Иван Сергеевич писал о простых людях, их горе и радости, тяготах жизни и духовных исканиях.

Шмелев был склонен идеализировать старину, однако его книги содержат в себе важные исторические сведения: описание быта горожан из разных сословий, свидетельства о первых годах советской власти, красном терроре, голоде 1920-х гг. и многом другом. Сочинения прозаика по-прежнему издаются на нескольких языках мира и пользуются популярностью у православных верующих и любителей истории.

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой

Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».

Увековечение памяти

Дом на улице Гагарина во Владимире, в котором жил Шмелёв

Мемориальная доска во Владимире

В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва; открытие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. Экспозиции музея отображают основные этапы жизни писателя. Коллекция музея состоит из материалов архива И. С. Шмелёва, переданных его внучатым племянником И. Жантийомом, а также документов и предметов эпохи из архивных фондов музея С. Н. Сергеева-Ценского. Здесь же представлена мебель, которой пользовался И. С. Шмелёв, его произведения, письма, телеграммы и личные фотографии.

29 мая 2000 года в Замоскворечье, в сквере у перекрёстка между Большим Толмачёвским и Лаврушинским переулками, был установлен памятник-бюст Шмелёва на небольшом постаменте в виде колонны с каннелюрами. Скульптурный портрет писателя был изготовлен ещё при его жизни скульптором Лидией Лузановской. 16 июня 2014 года этот сквер был назван в честь писателя.

28 февраля 2014 года во Владимире, на доме № 31 по улице Гагарина (бывшая Царицынская), где писатель проживал вместе со своей семьёй, была открыта мемориальная доска. Барельефный портрет создан заслуженным художником России скульптором Игорем Черноглазовым.

«Лето Господне» (Иван Шмелев)

Произведения Ивана Сергеевича были созданы в непростое для нашей страны время. Впечатления проведенных в России последних лет легли в основу следующего романа Шмелева — «Лето Господне». Писатель, рисуя картины православных праздников, раскрывает душу русского народа. Обращаясь к детским годам, Иван Сергеевич запечатлел восприятие мира верующим ребенком, который доверчиво принял в сердце свое Бога. Купеческая и крестьянская среда в книге предстает не «темным царством», а органичным и целостным миром, полным внутренней культуры, нравственного здоровья, человечности и любви. Шмелев далек от сентиментальности или романтической стилизации. Он изображает подлинный уклад жизни, не затушевывая ее жестоких и грубых сторон, ее «скорбей». Для чистой души ребенка бытие открывается главным образом своей радостной, светлой стороной. Существование героев тесно связано с богослужением и церковной жизнью. Впервые в отечественной художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан был важный пласт народной жизни — церковно-религиозный. В молитвенных состояниях героев, их психологических переживаниях открывается духовная жизнь христианина.

Краткая биография Шмелёва

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1873 года в Москве. Отец – Сергей Иванович Шмелёв, был владельцем большой плотницкой артели. Один из работников артели был назначен воспитателем мальчика, и передал ему свой интерес к религии. На мировоззрение Ивана, так же оказали большое влияние другие работники артели. Мать – Евлампия Гавриловна Шмелёва (Савинова), купеческая дочь, именно она занялась начальным образованием сына. До 11 лет Иван Сергеевич обучался в частном пансионате рядом с домом, а потом был отдан в первую Московскую гимназию, но вскоре, из-за конфликтов с учителями, был переведен в шестую Московскую гимназию.

В 1894 году Иван Шмелёв окончил гимназию и поступил в Императорский Московский университет на факультет юриспруденции. Еще в гимназии Иван Сергеевич начал пробовать писать, а в 1895 году было опубликовано первое его произведение «У мельницы» в журнале «Русское обозрение». В конце 1895 года Шмелёв женится на Ольге Александровне Охтерлони, и они решают провести медовый месяц на острове Валаам. Поездку и свои впечатления Иван Сергеевич описывает в сборнике «…На скалах Валаама». Некоторые места в этом произведение были запрещены цензурой, и напечатанный в 1897 году вариант не сильно впечатлил публику. Из-за этого Шмелёв долгое время ничего не писал. В том же году у молодой пары родился сын Сережа.

После окончания университета в 1898 году Шмелёва забирают в армию, а через год он поступает службу во Владимирскую казенную палату. Во время службы снова начинает писать. После положительных отзывов Горького на произведение «Под горами», в свет выходят «К Солнцу», «Гражданин Уклейкин», «Под небом» и другие.

В 1909 году Иван Сергеевич вступает в литературный кружок «Среда». В 1911 году выходит повесть «Человек из ресторана», которая приносит известность Шмелёву. В 1912 участвует в создании издательского объединения «Книгоиздательства писателей в Москве». До Февральской революции (1917) продолжает заниматься литературной деятельностью.

Февральскую революцию Шмелёв вначале воспринимает положительно, но постепенно, видя усиливающийся хаос в стране, меняет свое отношение. А Октябрьскую революцию не принимает и в 1918 году переезжает с семьей в Крым. Здесь пишет «Как это было» о событиях Гражданской войны. В 1922 году, после взятия Крыма Красной армии, арестовывают и расстреливают сына Сергея, который был «белым» офицером. После этого Иван Сергеевич с женой покидают Россию и переезжают во Францию. Вскоре заканчивает роман «Солнце мертвых» о революционных событиях в России. В 1931 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Всю Вторую мировую войну Шмелёв провел в Париже. Начало войны Германии и СССР воспринял с воодушевлением, надеясь на скорое освобождение России от большевизма, который к тому времени он считал главным врагом России.

Умер Иван Сергеевич Шмелёв 24 июня 1950 года в Покровском монастыре Бюсси-ан-От недалеко от Парижа. Был похоронен на местном кладбище города Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году вместе с женой перезахоронен некрополе московского Донского монастыря.

Интересные факты

  • Впервые с цензурой Иван Шмелев столкнулся еще в шестой гимназии. Ученик включил в текст сочинения о Храме Христа Спасателя скептические слова Семена Надсона, за что получил «единицу», пропустил экзамен и остался на второй год. По собственном признанию, с тех пор невзлюбил философию.
  • В детстве страдал нервным тиком из-за постоянных побоев матери. Вместо уговоров Евлампия Гавриловна бралась за розги. Если замечала, что у сына дергается щека, давала оплеуху.
  • Первую влюбленность пережил в восемь лет, но вскоре чувство сменили новые переживания. Впечатления юности легли в основу романа «История любовная» 1927 года, по которому в 2006 году ярославский мультипликатор Александр Петров создал анимационный фильм.

Личная жизнь

В 1895 году осенью писатель женится на Ольге Охтерлони. После свадьбы молодые отправляются на Валаам, новоиспеченная супруга захотела отправиться в довольно необычное свадебное путешествие по монастырям и скитам. Это место вдохновит Шмелева на его первое произведение – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Правда, судьба у книги довольно незавидна. Святейший синод во главе с Победоносцевым обвинил ее в крамоле. Книгу издали в редакционном варианте, признания в народе она не получила.

Первый горький опыт заставляет Ивана Сергеевича по-другому взглянуть на свое будущее, и он поступает в Московский университет на юридический факультет. Затем он 8 лет прослужит чиновником в глухомани Владимирской и Московской губерний. Однако государственная служба не была по душе юноше и в 1905 году он снова уверен, что дело всей его жизни – это писательство. Его произведения начинают печататься в «Детском чтении», его приглашают к сотрудничеству в журнал «Русская мысль». Спустя два года Шмелев, уверенный в себе и своем призвании, уходит в отставку. Он уезжает в Москву и полностью отдается творчеству.

В это время под влиянием революции Шмелев пишет ряд произведений, получивших широкую известность. Свою поддержку молодому писателю выражает сам Максим Горький.

Начавшаяся война заставляет семью Шмелевых перебраться в свое имение в Калуге. Именно здесь писатель осознал все негативное влияние кровавой бойни на нравственность людей. Иван Сергеевич был противником Октябрьской революции, новая власть, по его мнению, разрушала сознание и духовность человека. В 1918 году он покупает в Алуште домик и поселяется в Крыму.

Сын писателя был определен в Добровольческую армию, юноша нес службу в комендантском управлении, бои проходили вдали от него. Но одержавшие победу в 1920 году красные занимают Крым и решают жестоко расправиться с противниками. Сергей Шмелев был арестован и вскоре расстрелян.

Следующий год приносит семье писателя еще одно серьезное испытание – изнуряющий голод пронесся по всей стране и благодатный край не стал исключением.

Весной 1922 года Шмелев решает вернуться в столицу. Отсюда по приглашению друга Бунина писатель с женой уезжают в Берлин, а затем и в Париж, где они проживут 27 лет.

Трагическая эпопея «Солнце мертвых» стала первым творением Ивана Сергеевича в эмиграции. Книга имела огромный успех и была переведена на немецкий, французский, английский и некоторые другие языки, что было довольно редким явлением в Европе. Далее последовал еще целый ряд успешных произведений, среди которых «Каменный век», «Солдаты», «Пути небесные» и другие.

Летом 1936 года Иван Сергеевич теряет жену, после скоропалительной болезни женщина умирает. Писатель очень тяжело переживал эту утрату – Ольга была самым близким для него человеком, его единомышленником. Друзья, стараясь отвлечь мужчину от тяжелых мыслей, отправляют его в поездку. Он побывает в Латвии, Эстонии, Псковско-Печорском монастыре, постоит у советской границы.

Последний год жизни прошел для писателя довольно сложно. Тяжелая болезнь приковывает его к постели, требуется операция. После нее здоровье возвращается, а с ним и желание творить и работать. Иван Сергеевич строит новые планы и мечтает написать третью книгу «Путей небесных». Однако этим планам не суждено было сбыться, уже спустя всего полгода 24 июня 1950 года в Париже Шмелев умирает от сердечного приступа.

Использованные материалы

  • Крест Ивана Шмелева

  • Встреча. Константин Бальмонт и Иван Шмелев

  • Марина Удальцова. Покрый нас от всякого зла честным твоим омофором!

  BAR. Ms Coll Zeeler. Corr. Box 3. Владимир Феофилович Зеелер (1874–1954) — общественный деятель, журналист, критик; юрист. В 1919–1920 гг. — министр внутренних дел в правительстве Деникина. Генеральный секретарь парижского Союза русских писателей и журналистов. С 1947 г. — член редколлегии газ. «Русская мысль».

  Русская газета в Париже. 1924. № 6. 11 февраля. С.2-3.

  Ильин И.А.Собр. соч. // Иван Ильин, Иван Шмелев. Переписка двух Иванов (1927–1934). М., 2000. С.65-66.

Первые литературные шаги

После смены места обучения Господь даровал талантливому юноше встречу с Федором Цветаевым, дядей Марины Цветаевой, который заметил стремление и любовь Ивана к литературе, давал тому книги русских писателей, таких как Лев Толстой, Николай Гоголь, Иван Тургенев и других для прочтения.

Иван Сергеевич Шмелев, биография которого наполнена трагизмом, сумел через всю свою жизнь пронести любовь к русской литературе и Творцу.

В годы учебы на юридическом факультете МГУ в 1895 году Иван пишет рассказ «У мельницы», рассказывая о своем восприятии трудностей и формирования человеческой личности.

Женился будущий писатель и публицист рано, в 18 лет он знакомится с 16-летней Ольгой, на ней женится через 3 года, и всю жизнь прожил счастливо в браке, от которого в 1896 году родился сын.

Ольга Александровна Охтерлони — представительница знатного шотландского рода, дочь героя обороны Севастополя. В 16 лет она славилась образованностью и набожностью, этим и покорила сердце молодого Шмелева.

Перед свадебным путешествием молодожены посещают Троице-Сергиевскую Лавру, в которой, будучи еще ребенком, Иван получил благословение старца Варнавы. Именно улыбку батюшки писатель в будущем назовет солнышком Господним, с огромной любовью и нежностью опишет портрет священника.

Важно! Отец Варнава дал молодому человеку крестик и благословил его с пророческими словами, сказал, что талантом он будет превознесен. Свое свадебное путешествие в 1894 году они провели на острове Валаам. Окончание в 1898 году юридического факультета, новые знакомства и общения, увлечение философией позитивизма постепенно удалило Шмелева от религии

Окончание в 1898 году юридического факультета, новые знакомства и общения, увлечение философией позитивизма постепенно удалило Шмелева от религии.

Валаам не просто коснулся души молодого человека, он потряс его, сильные впечатления были выплеснуты в очерках сборника «На скалах Валаама», который очень холодно вначале был встречен читателями.

Постепенно философия и вынужденная служба инспектором, переезд во Владимир-на-Клязьме отодвинули литературу на второй план, и только благодаря настойчивой поддержке жены, Иван Сергеевич снова занимается литературной деятельностью. Молодая жена сумела возвратить мужа в лоно православия.


Семья Ивана Шмелёва

Работая чиновником во Владимирской палате МВД, Шмелев продолжает писать, с 1905 года его произведения рецензирует Максим Горький, которому не чужда тема «маленького человека».

В 1909 году семья возвращается в Москву, известный в литературных кругах публицист присоединяется к литературному кружку «Среда», часто посещаемому Иваном Буниным, Александром Куприным и знаменитым певцом Федором Шаляпиным.

«Коренные москвичи старой веры»

И.С. Шмелев. Рисунок Е.Е. Климова. 1936

После революции 1917 года имя Ивана Сергеевича Шмелева на родине замалчивалось. Не соответствовал, не по духу пришелся новой власти. Верующим был всю жизнь, православным, и сохранил веру как нить, соединяющую его с Россией .

…Родился будущий писатель в Кадашевской слободе, в Замоскворечье. Отец писателя принадлежал купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, содержал и банные заведения. «Мы из торговых крестьян, — говорил о себе Шмелев, — коренные москвичи старой веры».

Семейный уклад отличался патриархальностью и своеобразным демократизмом. Хозяева и работники жили вместе: строго соблюдали посты, церковные обычаи, вместе встречали праздники, ходили на богомолье. И такое единство духовных принципов и действительного образа жизни, когда ближний является таковым не только по названию, оказалось для Ивана Шмелева доброй «прививкой» искренности на всю жизнь.

Среди любимых писателей еще в детские годы — грамоте Ивана учила мать — оказались Пушкин, Тургенев, Гоголь. В гимназии он увлекся творчеством Лескова, Короленко, Успенского, Мельникова-Печерского и Толстого.

Позднее влияние русской классики проявится не только в выборе сюжетов его собственных произведений, но и во многом определит стиль, позволит выбрать особую интонацию, индивидуальную, и, в то же время, связывающую его с национальной литературной традицией: у Ивана рано появилось чувство сопричастности, сострадания.

Биография писателя

Иван Сергеевич Шмелёв — русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Родился 3 октября 1873 года в Донской слободе Москвы. Его дед был государственным крестьянином родом из Гуслицкого края Богородского уезда Московской губернии, поселившимся в Замоскворецком районе Москвы после устроенного французами пожара 1812 года. Отец, Сергей Иванович, уже принадлежал к купеческому сословию, но не занимался торговлей, а владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды. Воспитателем (дядькой) своего сына он определил набожного старика, бывшего плотника Михаила Панкратовича Горкина, под влиянием которого у Шмелёва возник интерес к религии. В детстве немалую часть окружения Шмелёва составляли мастеровые, среда которых также сильно повлияла на формирование его мировоззрения.

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, окончив которую стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета

В 1898 году окончил это учебное заведение, год отслужил в армии, затем получил место чиновника по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел, в которой состоял на протяжении восьми лет и в это время неоднократно посещал по долгу службы различные отдалённые места Владимирской губернии; семья его тогда проживала во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию писатель первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.

Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре

Творчество

Раннее творчество

Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.

В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего, Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за которой последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».

В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

В 1912—1914 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны в России, и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).

Творчество 1920—1930 годов

Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году. Первое значительное произведение, которое Шмелёв опубликовал в эмиграции, — эпопея «Солнце мёртвых». Книга была переведена на многие языки и принесла Шмелёву широкую известность.

Как пишет литературовед Вадим Крейд в книге «Дальние берега», где собраны воспоминания о русских писателях-эмигрантах, «у Шмелёва был свой многочисленный благодарный читатель в эмиграции, что можно сказать лишь об ограниченном числе писателей и поэтов зарубежья».

«Солнце мёртвых» (1925).

Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.

Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Последний период творчества

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе Томасом Манном и Николасом ван Вейком соответственно.

В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».

Иван Шмелев: биография

Насколько тревожное, тягостное впечатление оставляет у читателя роман «Солнце мертвых», настолько же светлое, полное умиротворения чувство рождает прочтение «Лета Господня». Эти непохожие друг на друга книги сделали Ивана Шмелева узнаваемым автором не только на родине, но и за рубежом.

Русский писатель Иван Сергеевич Шмелев

Русский писатель, переживший раннюю смерть отца, противостояние с царской цензурой, убийство сына и вынужденное прощание с родной землей, дважды номинировался на получение Нобелевской премии, но так и не стал лауреатом. Последние годы жизни писатель провел в бедности в эмиграции. В 2000 году останки Шмелева доставили в Россию и перезахоронили в столице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector