Самые известные картины шагала

Марк Шагал – картины с названиями

«Белое распятие», 1938

Белое распятие

Картина – аллегория на преследование евреев в Центральной и Восточной Европе. Когда Марк Захарович впадал в депрессию, у него рождались сложные отношения с реальностью, он начинал писать распятие. В то время, когда жил художник, распятие, написанное евреем, приравнивалось к нулю, его никогда никто не покупал. И Вава (Валентина Бродская вторая законная жена Шагала) говорила мужу, что писать стоит цветы, спрос на которые точно будет.

«Прогулка», 1917

Прогулка

Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Раскрывается извечная тема любви. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.

«Белла в белом воротничке», 1917

Белла в белом воротничке

На картине изображена Белла, которая возвышается над всем, в том числе и жизнью художника. Она символизирует вездесущность образа любимой.

«Я и деревня», 1911

Я и деревня

Картина соткана из различных фрагментов-воспоминаний, которые в отдельности порождают разные ассоциации, но обязательно связанные с Витебском.

«Автопортрет с семью пальцами», 1913

Автопортрет с семью пальцами

Эксцентричный портрет-интерпретация еврейской пословицы о мастере на все руки. Картина-шутка над собственным мастерством.

«Над городом», 1918

Над городом

Это третья картина триптиха из полотен «Двойной портрет с бокалом вина», «Прогулка» и собственно «Влюбленные над городом». Она является воплощением метафоры «летать от счастья»

Автор изобразил на картине все самое важное в тот период его жизни – семейное благополучие с Беллой и родной город Марка Шагала – Витебск

«Лежащая обнаженная», 1911

Лежащая обнаженная

Марк Захарович любил писать обнаженных женщин, подобный образ можно не раз встретить на его полотнах. Он восхищался совершенством и абсолютной красотой. Родные художника рассказывали, что и сам он любил порой в мастерской писать абсолютно голым, что давало открытость идеям, повышенную восприимчивость.

«Скрипач», 1923-1924

Скрипач

Сюжет картины характеризуют словом «слишком», добавляя к нему «насыщенно», «необычно», «колоритно». Этим характеризуется некая динамика полотна, его внутренняя энергетика.

Также интересно:

Михаэль Сова — «Свиной» мастер

Константин Савицкий

Карл Брюллов — ранняя биография

Фрагменты биографии художника

Будущий художник, Мовша Хацкелевич был старшим из семерых детей приказчика Х.М. Шагала и его супруги Ф.М. Черниной, которые венчались в 1886 г. и являлись друг другу кузеном и кузиной. М. Шагал учился на дому, хорошо знал древнееврейский язык (библейский иврит), Тору и талмуд. Затем окончил Витебское четырехклассное училище. Проучившись один год в школе Ю. Пэна, отличного педагога и деятеля еврейского ренессанса, переезжает в Петербург.

Свое художественное образование Шагал продолжил в рисовальной школе, возглавляемой Н.К. Рерихом, куда его приняли сразу на третий курс. С 1909 по 1911 годы учился в частной школе у Льва Самойловича Бакста, который был дружен с С. Дягилевым.

В 1909 г. М. Шагал встретил Берту (Беллу) Розенфельд, учившуюся на Высших женских курсах в Москве, и влюбился. Это не было мимолетным увлечением, Белла стала его музой, она дарила ему вдохновение. Все женские образы на картинах М. Шагала смотрят на зрителей глазами его любимой женщины, память о которой он хранил на протяжении всей своей долгой жизни. М. Шагал жил в сложное время. Вокруг бушевали войны, революции. Он часто переезжал, менял работу. В 1916 году в семье Марка и Берты появилась дочь Ида.

В 1920 г. Марк Шагал переезжает в Москву и начинает работать в Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Он принимал активное участие в становлении театра — оформлял росписями стены, выполнял эскизы для декораций и костюмов. В 1921 г. состоялось открытие театра, ознаменовавшееся премьерой спектакля «Вечер Шолом Алейхема», над которым также трудился художник.

По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Но в 1941 г., в связи с происходящими в Европе событиями, Марк Шагал был вынужден уехать в США. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард, и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.

Отношения с Валентиной Бродской, владелицей лондонского салона моды, дочерью крупного сахаропромышленника и мецената, в 1952 г. завершились браком.

С 1960 года в творчестве М. Шагала наступили изменения. Он увлекся монументальными видами современного искусства:

  • с увлечением изготавливал различные мозаики, красочные витражи, даже создавал гобелены, занимался скульптурой;
  • выполнил ряд заказов для здания парламента в Иерусалиме, после этого ему предложили много заказов по украшению синагог и христианских храмов в Европе.

Согласно заказу французского президента Шарля де Голля, в 1964 г. Шагал работает над росписью плафона парижской Гранд Оперы и выполняет ряд серьезных работ в США. В 1973 г. художник посетил СССР. Его работы были выставлены в Третьяковской галлерее.

Работы Марка Шагала были известны во всем мире, его работы заслужили большое внимание многих творческих людей и критиков. За долгую творческую деятельность он был удостоен высшей правительственной награды французского государства — Большого креста Почетного легиона

К 90-летию художника в Лувре была создана выставка его работ. Умер М. Шагал в 1985 г. в Сен-Поль-де-Ванс.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьёй Шагала жил старичок, кантор и учитель. У него, кроме грамоты, Марк учился пению, по праздникам своим звонким сопрано оглашая всю синагогу, подрядившись помощником к этому церковному певчему. Пел громко, усердно, подумывая стать певцом и учиться в консерватории. Ещё один житель двора, приказчик скобяной лавки, вечерами давал уроки игры на скрипке. Марку эти занятия давались с трудом, но в детстве он подумывал стать и музыкантом, учитель то — хвалил. Бывая на свадьбах и других праздниках с танцами, Марк со своей «кудрявой шевелюрой» был неотразим, и тогда мечтал стать танцором. Случались дни и ночи романтического настроя, и он сочинял стихи, за которые также хвалили. «Не стать ли мне поэтом?» — думал Марк.

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – «Я и деревня», «Посвящение моей невесте», «Памяти Аполлинера», «Голгофа», «Вид Парижа из окна», «День рождения», «Над городом», «Синий домик», «Прогулка», «Одиночество», «Белое распятие», «Свадебные огни», «Исход», «Мосты через Сену», «Война»… Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах. В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация. Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье, а в 1966-м создал панно «Триумф музыки» и «Источники музыки» для нью-йоркской «Метрополитен-опера». 

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций. В 1940-50-х годах он вместе с Леоном Бакстом работал над постановками из легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, балетами «Алеко», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса», позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе: поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала «Моя жизнь».

Личная жизнь

В возрасте 22 лет Марк Шагал благодаря приятельнице Тее Брахман познакомился с главной женщиной всей своей жизни – Бертой (Беллой) Розенфельд. Увидев Беллу, молодой человек сразу понял, что это его будущая жена. Её чёрные глаза поразили его в самое сердце.

С Беллой

Белла была творческой натурой, занималась в театральной студии, писала стихи, рисовала. Она стала музой художника, которую он любил до конца своих дней. Её черты присутствуют во всех женских образах на шагаловских картинах.

25 июля 1915 г. Марк и Белла поженились. Спустя год у них родилась дочь, которую назвали Идой.

В 1944 г. Белла умерла в госпитале в США от вирусной инфекции.

Второй возлюбленной Шагала стала американка Вирджиния Макнил-Хаггард. Она была младше художника почти на 30 лет. С Вирджинией и их маленьким сыном Дэвидом Марк Захарович в 1947 г. вернулся во Францию. Новая любовь и маленький ребёнок благотворно влияли на художника, он много и плодотворно работал, снова чувствуя себя молодым. Однако Вирджиния сбежала от Марка к любовнику и ребёнка забрала с собой. Шагал тяжело переживал этот разрыв.

С Вирджинией и сыном

Вновь художник женился в 1952 г. Его избранницей стала Валентина Бродская (Вава), с которой его познакомила дочь Ида. Валентина владела лондонским модным салоном. Она стала личным менеджером художника

Марк и Валентин

Творчество и известные произведения Марка Шагала

Марк Шагал прожил длинную жизнь, творческий стержень которой заключался в неразрывном сплетении его национального самоощущения и природного дарования. На веку Шагала менялись эпохи, власти, страны и континенты. Неизменной оставалась только жажда творчества. Нет точных данных о количестве работ художника, как и полного их каталога, но мастером создано просто огромное количество произведений в уникальном стиле.

Самые известные картины:

  • «Я и деревня» (1911),
  • «Париж через окно» (1913),
  • «Над городом» (1914-1918),
  • «День рождения» (1915),
  • «Уличный скрипач» (1912-1913),
  • «Влюблённые» (1928),
  • «Белое распятие» (1938),
  • «Три свечи» (1938-1940),
  • «Невеста» (1950),
  • «Букет цветов» (1982) …

Листая работы Шагала, действительно не перестаёшь удивляться своеобразной экзотике видения действительности и странной фантазии автора. Какое счастье для миллионов любителей нетривиальной живописи, что маленький еврейский мальчик из Витебска сумел расправить крылья в Париже и взлететь над всем миром, став самым экстравагантным и оригинальным художником ХХ века.

Марк Шагал, любовь «Прогулка»

Полёт Шагала «Над городом»

Марк Ротко, биография мастера, обманчивая простота его картин

Школа Николая Рериха — «потерянное время»

В училище Штиглица, куда хотел попасть Шагал, его не приняли — он провалил единственный в жизни экзамен. Он поступает в другое учебное заведение — школу Рериха: не такую престижную, но и без экзаменов.

В автобиографии художник назовет обучение «потерянным временем».

Обучение, по его словам, помогло ему лишь только тем, что Николай Рерих написал письмо в военное министерство, и Марка освободили от службы.

В 1909 году, разочарованный и разбитый, художник вернулся в Витебск. Познакомившись с Беллой, он воспрял духом и второй раз отправился на поиски достойного его таланта преподавателя — и вновь в Санкт-Петербург.

Выставки

Монреальский музей изящных искусств, выставка Шагала в 2017 году.

  • «Ретроспектива Шагала», Музей декоративного искусства в Париже , .
  • «  Работы на бумаге  », Центр Помпиду , от30 июня в 8 Октябрь 1984 г..
  • «Шагал в новом свете», ретроспектива в  музее Фридера-Бурда , Баден-Баден . 2006 г.
  • «Марк Шагал — Poesie und Traum» («Марк Шагал. Поэзия и мечты»), Kunsthalle Messmer , Riegel am Kaiserstuhl ( Германия ), .
  • «Марк Шагал, впечатления», Дворец Люмьер в Эвиан-ле-Бен , с субботы28 июня в воскресенье 2 ноября 2014 г..
  • «Ретроспектива Шагала», Королевский музей изящных искусств Бельгии , от28 февраля в 28 июня 2015 г..
  • «Марк Шагал. Торжество музыки », выставка в Парижской филармонии во вторник.13 октября 2015 г. в воскресенье 31 января 2016 г..
  • «Шагал. Мечты о летней ночи », мультимедийная выставка Carrières de Lumières в Бо-де-Прованс, от4 марта 2016 г. в 8 января 2017 г..
  • «Шагал от поэзии к живописи», Фонд культуры Элен и Эдуара Леклерков в Ландерно , от26 июня в 30 октября 2016 г..
  • «Шагал: цвет и музыка», Монреальский музей изящных искусств , от28 января в 11 июня 2017 г..
  • «Шагал, Лисицкий , Малевич . Русский авангард в Витебске (1918-1922) », Центр Помпиду , 2018.
  • «Шагал, от петуха до осла», Le Doyenné de Brioude (Верхняя Луара), из 21 июля в 7 октября 2018 г..
  • «Шагал: от черного и белого к цветному», Отель де Комон (Экс-ан-Прованс),1 — й ноября 2018 в 24 марта 2019 г.,.

Война и мир

В августе 1914 года первая мировая война расстроила планы Марка вернуться в Париж. Однако, это не помешало творческим планам, и была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений. Яркими представителями этих работ являются эпический монументальный типажный портрет «Зеленый еврей» (1914) и символичная картина «Над городом» (1914-1918). На его картинах, этого периода, также время от времени появлялись изображения влияния войны на регион, как, например, «Раненый солдат» (1914). Несмотря на жизненные трудности и войну, для Шагала это был период гармонии и счастья. В июле 1915 года он женится на любимой Белле. А 1916 год ознаменован радостным событием — рождением обожаемой дочери Иды, которая во взрослой жизни станет биографом и будет изучать творчество всемирно известного отца. Эти события повлияли на появление картин «День рождения» (1915), «Белла и Ида у окна» (1917) и дают представление об острове домашнего счастья Шагала среди всемирного хаоса.

Чтобы избежать военной службы и остаться с семьей, Марк в сентябре 1915 года уезжает в Петроград и поступает на службу в Военно-промышленный комитет. Там он начинает работать над автобиографией и погружается в местную художественную жизнь, подружившись с писателем Борисом Пастернаком, среди прочих. Он также выставлял свои работы в городе и вскоре получил значительное признание. После русской революции 1917 года его назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и он занимается продвижением различных проектов, например открывает Витебское художественное училище. Несмотря на эти усилия различия между ним и его коллегами побуждают Шагала оставить свою должность в 1920 году и переехать в Москву с семьей.

Там его ждет новая работа и он создает декорации и костюмы для различных постановок в Московском Еврейском камерном театре, под руководством Алексея Грановского, где он также нарисовал серию фресок «Введение в еврейский театр». Однако к 1922 году он осознает, что его искусство перестало пользоваться популярностью, и в поисках новых горизонтов он навсегда покидает Россию.

После недолгого пребывания в Берлине, где он безуспешно пытался восстановить работы, выставленные в Der Sturm до войны, художник переехал со своей семьей в Париж в сентябре 1923 года. Вскоре после их приезда, французский меценат, предприниматель и издатель Амбруаз Воллар, заказывает Марку иллюстрации к роману Николая Гоголя «Мертвые души». С 1923 по 1925 года художник изготавливает с помощью гравировки 107 досок, используя сложнейшую технику офорта.

Два года спустя Шагал начал работу над иллюстрированным изданием «Басней» Жана де Лафонтена, а на протяжении 1930-1940 годов он создает офорты для иллюстрированного издания Ветхого Завета, для чего он посещает Палестину с целью проведения исследований.

Работа Шагала в этот период принесла ему новый успех и позволила путешествовать по Европе. Марк также опубликовал свою документальную автобиографию «Моя жизнь», а в 1933 году организовал ретроспективу в Кунстхалле, Базеле (Швейцария). Популярность Марка Шагала распространяется и как угроза, фашизму и нацизму. Во время культурной «чистки», предпринятой нацистами в Германии, работы Шагала были удалены из музеев. Несколько произведений были впоследствии сожжены, а другие были представлены на выставке «Дегенеративного искусства», состоявшейся в 1937 году в Мюнхене. Тревога Шагала по поводу этих тревожных событий и преследования евреев в целом отразилась на картине 1938 года «Белое распятие».

Особенности творчества Марка Шагала

М. Шагал «Летящая повозка»

Об ирреальности мы уже сказали. Но откуда такая фантасмагория на его картинах, такой оптимистический колорит, такой необычный темперамент? На эти вопросы отвечает сам художник: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Итак, основной направляющий элемент творчества Марка Шагала – его национальное еврейское самоощущение. Национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя, а художественные приёмы основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Персонажи его картин – это его собственный духовный мир, поэтому они не подчиняются законам мира физического. Даже в изображение христианских сюжетов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации.

М. Шагал «Белое распятие» (1938). Холст, масло. 154,3 × 139,7 см. Институт искусств (Чикаго)На этой картине изображено не распятие евреями Христа, а общее страдание Иисуса и евреев. Картина была написана после событий трагической Хрустальной ночи (еврейский погром по всей нацистской Германии, части Австрии и в Судетской области 9-10 ноября 1938 г., осуществлённый военизированными отрядами СА и гражданскими лицами). Картина «Белое распятие» – аллегория на эти события. Она подчёркивает страдания Иисуса и евреев. По сторонам изображены различные насильственные действия: сжигание синагог, домов и захват евреев. В центре – распятие Иисуса, одетого в талес вместо тернового венца и саван – символ того, что он еврей. В верхней части картины – ветхозаветные персонажи, которые плачут, увидев, что происходит внизу. На переднем плане мы видим зеленую фигуру с мешком за плечами – символ бездомности евреев. Лодка в центре – символ надежды на спасение от нацистов.В верхней правой части картины показан флаг Литвы, которая в то время была еще независимым государством. В верхней левой части картины видны красные флаги коммунизма, которые намекают на антисемитизм.

М. Шагал «Слушая петуха» (1944). Холст, масло. 92,5 × 74,5 см. Художественный институт Чикаго (США)В искусстве Шагала есть нечто сказочное, но в то же время это сказочное является реальным – этому помогает его умный символизм. На его картинах разворачивается настоящая мистерия жизни, в которой участвуют люди, ангелы, животные. Несмотря на то, что картины часто изображают и зло, добро всегда побеждает – в этом жизнеутверждающая сила его творчества.

М. Шагал. Иллюстрация к «Мёртвым душам Н. Гоголя. «Ноздрев» (1923-1927). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Шагал постоянно работал и в графике. Он создал замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта к «Мертвым душам» Гоголя, Библии, сказкам Лафонтена и «1001 ночи», «Дафнису и Хлое» Лонга и др.

М. Шагал. Иллюстрация к Библии (1956). «Моисей получает Десять Заповедей»Художник создал свой собственный мир, в котором главными составляющими были его трепетно-ностальгические воспоминания о родине, восхищенная любовь к Белле и национальная духовность.

М. Шагал «Ангел над Витебском» (1977). Холст, масло. 81 × 100 см. Частная коллекция

М. Шагал «Сельская мадонна» (1942). Холст, масло. 102.5×98 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Шагал на протяжении всей жизни занимался литературным творчеством: писал стихи, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Многие из них переведены на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Марк Шагал

Я сын Твой, ползатьрожденный на земле.Ты дал мне краски в руки,дал мне кисть,а как Тебя изображать — не знаю.Вот это небо? Землю? Свое сердце?Руины городов? Горящих братьев?Глаза слезами полнятся — не вижу,куда бежать, к кому лететь.Ведь кто-то есть, кто нам даруетжизнь.Ведь кто-то есть, кто нам назначилсмерть.Ведь Он бы мог помочь мне, чтоб картинамоя светилась радостью…

(Перевод с идиша Льва Беринского)

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Биография

Марк Шагал родился в небольшой хасидской общине, на окраине Витебска, Беларусь, 7 июля 1887 года. Его отец был торговцем рыбой, а мать управляла небольшим магазином в деревне. В детстве он получил традиционное еврейское образование обучаясь дома, где изучил иврит и Библию, а затем учился в первом Витебском четырёхклассном училище. В это же время изучал основы рисования и впитал в себя мир вокруг него, храня образы и темы, которые будут в основном отражены в большей части его более поздних работ. В 19 лет юноша поступил в частную еврейскую художественную школу и начал свое формальное образование в области живописи, кратко обучаясь у художника Юделя Пэна.

Однако он покинул школу через несколько месяцев и переехал в Петербург в 1907 году, чтобы учиться в «Школе Общества поощрения художеств». На следующий год молодое дарование поступает в частную художественную школу Званцевой У.Н., где обучается у знаменитого сценографа Леона Бакста, чьи работы представлены в «Русских балетах» Сергея Дягилева.

Несмотря на формальное наставление и широкую популярность реализма в России, на тот момент, начинающий художник уже определил свой личный стиль, он сильно отличался сказочной нереальностью и образами, которые были близки его сердцу. Некоторыми примерами этого периода являются его «Окно. Витебск» (1908) и «Моя невеста в черных перчатках» (1909), на картинах изображена Белла Розенфельд, с которой он был обручен.

Несмотря на его роман с Беллой, в 1911 году стипендия от члена российского парламента и мецената Максима Винавера, позволила Шагалу переехать во Францию. Поселившись ненадолго в районе на юге Парижа Монпарнас, Марк переехал дальше в колонию художников, известную как «Улей», где он начал работать с такими известными художниками, как Амедео Модильяни и Фернан Леже, а также познакомился с поэтами — авангардистами Г. Аполлинер, с супругами Делоне. Под влиянием дико популярного фовизма и кубизма Шагал все больше, в своем стиле, отказывался от реализма. «Я и деревня» (1911) и «Посвящение Аполлинеру» (1912) относятся к числу его ранних парижских произведений, которые считаются наиболее успешным и представительным периодом.

В Париже он впервые начал использовать имя Марк. Хотя работы стилистически отличались от его кубистических современников, с 1912 по 1914 год художник выставил несколько картин на ежегодной выставке Салон независимых художников, где работы таких художников, как Хуан Грис, Марсель Дюшан и Робер Делоне, вызвали ажиотаж в парижском мире искусства. В начале 1913года  организована первая выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой». Популярность Шагала вырывается за пределы «Улия». В мае 1914 года он едет в Берлин, чтобы помочь организовать свою персональную выставку в галерее «Der Sturm». Возвращаясь летом этого же года в Витебск он и не догадывается о грядущих судьбоносных событиях.

Витебск

Родился художник в 1887 г. Подлинное его имя – Мовша Хацкелевич Шагал. Получил традиционное еврейское домашнее образование, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Затем в возрасте 11 лет поступил в Витебское четырёхклассное училище. Изобразительному искусству учился в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.Современный Витебск – очень красивый город. В начале XX в. это был провинциальный городок с невысокими домами и деревянными заборами, но милее этого города для него ничего не было.

М. Шагал «Голубой дом» (1917). Холст, масло. 66 × 96,8 см. Музей изящных искусств (Льеж, Франция)

М. Шагал «Старый Витебск». Набросок к картине «Над Витебском» (1914). Масло, картон. 19,5 × 25 см. Частная коллекция

М. Шагал «Аптека в Витебске» (1914). Гуашь, Темпера, акварель, бумага, картон. 67,5 × 50 см. Частная коллекцияВ Витебск художник позже возвратился по приглашению Луначарского. Вернувшись в родной город, он основал витебское Народное художественное училище, которое действовало с 1919 по 1941 г.Сейчас на Покровской улице в Витебске – музей Марка Шагала. Он находится недалеко от дома, в котором художник жил в детстве.Музей состоит из арт-центра и дома-музея Шагала.

Арт-центр Шагала

Дом-музей ШагалаС Беллой художник также познакомился в Витебске, когда приехал из Петербурга повидаться с родными.

Личная жизнь знаменитого живописца

Марк и Белла Розенфельд познакомились в 1909 году, когда ей было всего 14 лет. Она была слишком молода для серьезных отношений, а у юного художника не было денег. Влюбленные были помолвлены, но ждали свадьбы до 1915 года. В следующем году у них родилась дочь Ида. Белла вдохновила художника на создание шедевра — «День рождения» (1915).

Белла Розенфельд была не единственной женщиной, которую Шагал любил и рисовал. Будучи студентом, он был очарован Теей Брахманн, которая позировала для картины «Сидящая красная обнаженная» (1909). Портрет Теи, залитый темными линиями, тяжелыми слоями красного и розового, смел и чувственен. Напротив, картины Шагала с изображением Беллы беззаботны, образны и романтичны.

Более тридцати лет Белла появлялась снова и снова как символ переполняющих эмоций, неистовой любви и женской чистоты. Помимо «Дня рождения», к самым популярным картинам Шагала изображением Беллы относятся «Над городом» (1913), «Набережная» (1917), «Три свечи» (1938), и «Обрученные и Эйфелева башня» (1939).

Марк и Белла Шагал хотели поселиться в Париже после свадьбы, но череда войн сделала поездку невозможной. Первая мировая война принесла бедность, хлебные бунты и нехватку топлива. Россия кипела от жестоких революций, кульминацией которых стала Октябрьская революция 1917 года, гражданская война между повстанческими армиями и большевистским правительством. Хотя он написал несколько картин в России, Шагал чувствовал, что революция прервала его карьеру. Белле было всего за сорок, когда она умерла от инфекции в 1944 году.

Двадцать лет спустя творец начал работу над фильмом «Революция» (1937-1968), в котором восстание в России изображено как цирковое событие. Ленин комично пожимает руку на столе, а хаотичная толпа бродит по периферии. Слева толпа размахивает оружием и красными флагами. Справа музыканты играют в ореоле желтого света. В нижнем углу плывет свадебная пара. Кажется, Шагал говорит, что любовь и музыка сохраняются даже в жестокости войны.

Сюжеты «Революции» отражены в триптихе Шагала «Сопротивление, воскресение, освобождение» (1943).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector