Храм покрова пресвятой богородицы в измайлово

Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово

  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Иоанн Ермилов
  • Престольные праздники: Казанской иконы Божией Матери — Июль 21 (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году)

Святыни:чтимая Песчанская икона (иконографического типа Казанская икона Божией Матери), обнаруженная святителем Иоасафом Белгородским в городе Изюм на Украине. Каждую среду в 18-00 читается акафист этой иконе.

ИдетИстория Накануне светлого праздника Пасхи в 2001 году в Москве открылся новый православный храм. Его открытие могло бы пройти незаметно, т.к. внешне храм ничего необычного собою не представляет, более того, он открылся в помещении бывшего детского сада. Но событие явно вышло за рамки обыденности. Было ясно, что Сама Божия Матерь указала место для Своего Образа. И вот в честь этого образа группой Православных людей решено было открыть храм в Измайлово,- благо место уже как бы само дожидалось этого события. Причем, покровительство Божией Матери ощущалось явно. Пустующий вот уже восемь лет детский сад, принадлежавший Министерству путей сообщения, давно присматривали то одни, то другие коммерсанты, являвшиеся в официальные учреждения с большими деньгами: «Продайте пустующее помещение». Но вот чудо: в эпоху, когда продавалось за бесценок все, что плохо лежало, детский сад в Измайлово никак не продавался. Отказывали всем, как будто дожидались настоящего Хозяина или Хозяйку. А когда пришли со своей просьбой об открытии храма в честь Песчанской иконы Божией Матери Православные, бывший детский сад совершенно бесплатно был передан под храм. Может быть, правду говорят люди, что еще в 30-е годы на этом месте стоял Православный храм, снесенный ветрами эпохи. И сегодня это чувствуется по особенной атмосфере во время службы.

После того, как документы о передаче помещения под храм были подписаны, все пошло еще быстрее. У «двадцатки» появилось много сильных покровителей,- прежде всего сам министр путей сообщения, который, узнав, что бывший детский сад его министерства становится храмом, прислал туда около ста строителей, которые, работая в несколько смен и днем и ночью, чтобы поспеть к Пасхе, буквально в двадцать суток привели двухэтажное здание в порядок. Тут же нашлись деньги на церковную утварь, на устроение иконостаса, словом, на всю внутреннюю отделку храма. Это было настоящее чудо – и уже в Великую Пятницу после выноса Плащаницы в храме отслужили всенощную. Было ясно, что здесь не обошлось без прямого покровительства Царицы Небесной. С тех пор в храме проходят регулярно богослужения, и храм наполняется множеством людей приносящих свои молитвы. Каждую среду служат акафист, на котором молящиеся становятся на колени и с надеждой обращаются к Пресвятой Богородице: «Взбранной Воеводе и Покровительнице страны Российския, многие чудеса от иконы Твоея предивныя приемше, похвальная воспеваем Ти, Царице Богородице…» Храм в честь иконы Божией Матери Песчанской – один в Москве, и один из немногих во всей России. Открытие в Москве храма в честь иконы Песчанской Божией Матери, которая , по слову святителя Иоасафа, является сильной Заступницей современной России, несомненно промыслительно и вписывается в целый ряд событий, ведущих к покаянию России и исправлению наших прежних ошибок. Хорошо, что храм в честь этой редкой иконы есть теперь и в Москве. С ним спокойнее.

peschanskiy-hram.moseparh.ru

Измайлово могли посетить все желающие

     Восстановленный Покровский собор вновь освятили в 1847 году. Из-за присутствия на освящении Николаевской богадельни императора Николая I и великого князя Александра Николаевича часто называют и другую дату – 1849 год. Статус богадельни подчеркивался тем, что в ней устроили царские парадные покои на случай, если государь или члены его семьи пожелают навестить призреваемых.

      При этом, Измайлово посещали все желавшие. Здесь побывали многие историки, в том числе Александр Малиновский, Иван Забелин и Иван Снегирёв и др. Французский писатель Александр Дюма приехал в Измайлово посмотреть место, где Петр I нашёл легендарный ботик, а Иван Бунин особенно восторгался церковью святого Иоасафа, которой оставалось жить считанные годы…

Император сделал царский подарок

     ХIX век оказался несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году Измайлово захватил Наполеон. Его полчища разграбили и осквернили Покровский собор. Французы разжигали костры, чтобы согреться от осеннего холода. Иконостас собора сохранился, но от огня треснул свод храма и накренился главный купол. Богослужения прекратились и собор долго не восстанавливался. Да и сам остров простоял в полном запустении почти три десятилетия.

    Постепенно на месте, где когда-то был фруктовый сад и стояли оранжереи, разрослась густая чаща. От всей роскоши остались только фрагменты фундаментов, дубовые сваи, осколки изразцов и стеклянной посуды.

    В 1837 году исполнялось 25-летие Отечественной войны. В Москву на торжества приехал император Николай I. Он посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок на юбилей героям 1812 года — отдал своё родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны.

    Согласно уставу, в нее принимали на призрение отставных офицеров и нижних юнкерских чинов, получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих возможности по этим причинам самим «снискивать себе пропитание трудами».

      Здесь должны были обрести приют и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина, Малоярославца, Красного, взятия Парижа, но потом к ним прибавились инвалиды Крымской, Турецкой и других войн. Сам же богадельня получила по имени своего основателя стала называться Николаевской.

Иконы служили полками для овощей

     Иконостас уничтожили, а богатую утварь и убранство собора вывозили подводами. В Покровском соборе разместился архив НКВД, потом овощной склад, причем из оставшихся образов пророческого и праотеческого ярусов иконостаса сделали полки для ящиков с овощами. Только в 60-е годы часть уцелевших икон передали музею древнерусской живописи имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.

     В самом же соборе с 1970 по1980 год располагался склад НИИ «Информэлектро».

    Состояние бесценного Покровского собора сильно взволновало художника Павла Корина.Он писал в газетах о необходимости сохранить сказочные изразцы, «открытые всем ветрам и дождям» и соорудить навесы над единственно сохранившемся западным крыльцом, оставшимся после постройки богадельни. В народе бродили слухи о тайниках и подземных ходах под собором, где будто бы хранились клады с несметными сокровищами и старинным оружием…

      Медленная реставрация интерьера собора началась в 80-х годах, когда здание готовили под концертный зал.

Дальнейшее обустройство усадьбы Измайлово

Федор Алексеевич продолжил обустройство усадьбы Измайлово и превратил образцовое хозяйство в парадную государеву резиденцию.

Государев двор, состоявший из жилых хором, домовой церкви, хозяйственных зданий, был окружен каменной оградой с двумя парадными воротами. Передние ворота и Задние ворота на противоположной стороне Государева двора были построены по одним чертежам – это одни из первых сооружений в стиле русского барокко с обилием деталей, которые придавали воротам нарядный вид.

Деревянный царский дворец не сохранился. Вероятно, внешний вид дворца и убранство хором было таким же, как Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце принимали иностранных гостей, послов, устраивались шумные праздники.

Во времена правления Екатерины Великой по распоряжению императрицы в 1767 году разобрали обветшавший царский дворец в Измайлово и каменный мост, ведущий к Мостовой башне.

Во время войны 1812 года был разграблен Покровский собор, затем стал разрушаться фундамент собора, покосился центральный купол, вскоре службы в Покровском соборе прекратились, вся усадьба пришла в запустение.

Прошло время. В дни празднования 25-летия конца Отечественной войны 1812 года император Николай I (1825 – 1855 годы), посетив царскую усадьбу в Измайлово и зная бедствующее положение ветеранов войны, решил перестроить усадьбу в военную богадельню – разместить на Измайловском острове приют для ветеранов Отечественной войны 1812 года.

В 1839 г. началось строительство новых зданий богадельни и переустройство усадьбы Измайлово под руководством талантливого архитектора Константина Андреевича Тона.

Необходимо было отреставрировать постройки бывшего Государева двора, приспособить их для новых нужд и построить новые здания для богадельни.

Офицерский корпус Измайловской военной богадельни, архитектор В. Ф. Небольсин – построен на пожертвования московских купцов, предназначен для проживания 15 офицеров-ветеранов.

Был укреплен фундамент Покровского собора, проведены реставрационные работы, Покровский собор стал домовым храмом для ветеранов. Вокруг собора были вплотную пристроены трехэтажные корпуса богадельни для проживания ветеранов.

В марте 1850 года Измайловская богадельня, названная Николаевской, была открыта для первых ветеранов, солдат и офицеров русской армии, которые после выхода в отставку не имели средств к существованию, отдав всю свою жизнь служению Отечеству. Богадельня была приютом для ветеранов войн Российского государства в XIX – начале XX века.

В 1856 году при участии ветеранов богадельни была отлита Чугунная арка – триумфальные ворота в честь побед русского оружия и доблести российских воинов. Она была установлена при въезде на Измайловский остров, сейчас находится на реставрации.

В 1859 году в мастерской Измайловской богадельни был изготовлен фонтан и установлен перед Покровским собором.

После Октябрьской революции в 1918 году опять прекратились службы в Покровском соборе, а затем собор закрыли. Помещения собора были приспособлены для различных хозяйственных нужд.

Сейчас Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово принадлежит Русской православной церкви и является действующим, здесь проходят службы.

Усадьба Измайлово с 2007 года является частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, это объект культурного наследия Федерального значения.

На экскурсиях по Усадьбе Измайлово Вы узнаете подробную историю Измайловского острова, Государева двора, о жизни царской семьи. Узнаете о молодых годах царя Петра Алексеевича – Петра I, младшего брата Федора Алексеевича, об одном из первых плаваний шестнадцатилетнего царя в 1688 году на боте “Святой Николай” вокруг Измайловского острова и по реке Яузе, прозванного Петром I “дедушкой русского флота”.

На Измайловском острове в честь 300-летия Российского флота и в память об этом событии в 1998 году поставлен памятник Петру I, скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Г. Г. Лебедев.

Ботик “Святой Николай” хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

На Измайловском острове проводятся музейные занятия, выставки, здесь можно узнать об истории Усадьбы Измайлово, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, зданий и сооружений усадьбы. Проводятся реставрационные работы по сохранению памятников истории.

По Измайловскому острову, его просторам, приятно прогуляться в любое время года. Надеюсь, Вам было интересно познакомиться с историей рода Романовых, историей царской вотчины XVII века, с частицей истории Российского государства.

Посмотрите замечательное видео:

Электродепо «Измайлово» (Измайловский проспект, дом 45)

24 сентября 1954 года, продлевая Арбатско-Покровскую линию на восток от станции «Измайловская» (ныне — «Партизанская»), открыли временную станцию «Первомайская». Она располагалась в пятом нефе депо «Измайлово» до октября 1961 года. Станцию закрыли в связи с постройкой продолжения ветки до «Щелковской».

На станции был один вестибюль, сохранившийся до настоящего времени, с выходом к Первомайской и 1-й Парковой улицам. Вход станцию виден за гаражами у детской городской поликлиники № 52. Остатки надписи «Метрополитен имени Л.М. Кагановича. Станция Первомайская» на входных арках можно было разглядеть еще несколько лет назад.

В вестибюле сейчас расположен актовый зал электродепо «Измайлово», а платформа используется как цех планового ремонта. На память о том, что здесь несколько лет проезжали пассажирские поезда, сохранились украшения, радовавшие глаз пассажиров, — кафель и лепнина.

Отец Павел

    Храм Рождества Христова не закрывался. Службы, молебны, даже крестные ходы не прекращались. Сюда приходили служить священники закрытых, разорённых храмов. В 1935 году прихожане встретили протоиерея Павла Ансимова, который уже дважды подвергался арестам и испытал на себе все прелести допросов. В июне 1930 года во время заключения в бутырской тюрьме следователь ОГПУ предложил «уйти» из священства и поступить в ОГПУ на должность счетовода. За отказ его жестоко избили. И началось следствие по делу «организации сестричества при храме святителя Николая в Покровском, занимающимся на религиозной почве антисоветской деятельностью.

    Очень уж полюбили измайловцы доброго, неунывающего батюшку. Когда они спрашивали, что такое счастье, он отвечал: «Сча­стье – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­до­вать­ся все­му, что да­ёт ему Гос­подь». В храме отцу Павлу во всем помогали молодые прихожане. И он, в свою очередь, подбадривал людей как мог в то страшное время гонений.

Школа в Измайлове

В 20-е годы появились ещё два чудесных образа. Складень с Владимирской иконой Божией Матери с частицей мощей апостола Фомы и икона целителя великомученика Пантелеймона. На обороте Владимирской иконы осталась надпись, повествующая о чудесном обретении образа 9 мая 1748 года на месте сгоревшего московского дома. Целых 72 года хранил его у себя измайловский управитель Иван Брыкин. Незадолго до смерти передал для поминовения души в Рождественский храм. Ныне чудотворный образ стоит над царскими вратами Казанского придела.

Во второй половине XIX века священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Теперь не только в церкви, но и на школьных занятиях священник общался со своей паствой

Первая измайловская школа была создана в 1868 году (по другим данным в 1870 году) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым.

Она имела частный характер: была организована за его счёт. Занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Вместо частной школы в 1876 году было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х годов XIX века оставался отец Иоанн.

На рубеже XIX-XX веков начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. К тому времени Измайлово стало крупным промышленным селом. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину. Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве.

По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 года для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 году в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 году по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864—1901) на средства Ивана Бутюгина.

Проект Тона оказался не самым удачным

      Строить её государь поручил своему любимому архитектору Константину Тону, победившему на конкурсе проектов храма Христа Спасителя, также возводимого в память героев Отечественной войны. Однако в отличие от этого храма постройка Николаевской богадельни всеми была признана неудачной.

     Дело в том, что Тон пристроил вплотную к собору с трёх сторон многоэтажные корпуса и при этом снёс два прекрасных храмовых крыльца. Кроме того, он соединил южную и северную стены собора внутренними воротами с корпусами богадельни, дав таким образом лежачим инвалидам при открытых дверях слушать службу в храме. Благодаря этим нелепым пристройкам Покровский собор обезобразился и превратился в домовой храм Николаевской богадельни.

       Единственно, что хоть как-то утешало — грамотно проведенная внутри храма реставрация. Сделали её приглашенные живописцы Петербургской императорской академии художеств, а возглавлял работы друг художника Василия Тропинина – Александр Ястребилов. Москва обязана ему и созданием знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, выросшего из «натурного класса» художников, основанного им в 1832 году.

От отца Иоанна до отца Леонида

     Жизнь шла своим чередом. В Рождественском храме продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров, сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов.

    С 25 октября 1945 года в храме служит будущий старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн Крестьянкин. По его словам, в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни — до 150. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями.

    В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей.

Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».

    С 1946 до 1971 года настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков. Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт. Над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж. Провели центральное отопление и водопровод.

     В эти годы люди шли в храм, зная о том, что некоторые старосты вынуждены сообщать в райисполком о крестившихся и венчавшихся. Ежедневно совершалось много треб в храме и на дому у прихожан. В воскресные дни всегда проводились молебны с водосвятием и заказными акафистами.

    Настоятелем храма с 1982 года является протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского благочиннического округа. При отце Леониде храм был заново перекрыт, покрашен, позолочены купола, поновлена стенная роспись и иконостасы, обновлены престолы в алтаре.

    В нелегком и порой трагичном жизненном пути храма Рождества Христова как в зеркале отражается путь государства Российского. Стоит только поближе подойти и приглядеться. Как в одной хорошей песне про церкви Руси – подойди и о многом спроси: в этих стенах есть сердце и вены.

Елена Ячменцева

Фото: Александр Чеботарь

Контакты:

+7

Адрес сайта: https://www.hrampokrova.ru/index.php

«Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною


меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Так говорится в подрядной записи о строительстве Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. И построили. Построили одно из грандиознейших сооружений России того времени. Однако выстроенный пятиглавый собор все-таки больше напоминал не Александровский, а кремлевский Успенский собор. Но только напоминал. Строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали три нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из трех сохранилось лишь одно). Уникально не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде. Пять мощных луковичных глав собора считаются самыми большими куполами в Москве. Храмовые закомары и барабаны украшали узорчатые поливные изразцы «павлинье око» знаменитого белорусского мастера Степана Полубеса. Уникальным было и внутреннее оформление. Сил москвичей для росписи огромного храма не хватило, и тогда были приглашены лучшие иконописцы из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря – всего над росписью Покровского собора трудились 40 мастеров. И по внутреннему убранству Покровский собор считался лучшим в Москве. В итоге Покровский собор стал образцом, который копировали в других русских городах. И кого только не видел на своем веку Покровский Собор! Довольно сказать, что на клиросе – было дело — пел юный Петр Первый, собор обожала его дочь Елизавета Петровна, часто бывали здесь и царевна Софья, и императрица Анна Иоановна… Но вот 19-й век стал для собора несчастливым. В 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор Тон, которому Николай I поручил работы, сломал два крыльца из трех и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор стал выглядеть менее величественно, но не утратил былого великолепия. Святыней Покровского собора была чудотворная Иерусалимская икона Богоматери. По преданию, прототип этого образа был написан апостолом и евангелистом Лукой в Гефсимании. В 453 году икону перенесли из Иерусалима в Константинополь. Позже византийский император преподнес копию Иерусалимской иконы в дар святому князю Владимиру, который даровал ее новгородцам, когда они приняли христианство. Святыня пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода, но в 1571 году Иван Грозный перенес ее в Москву, в Успенский собор. С подлинной Иерусалимской иконы и был сделан список для Измайловского собора в конце XVII века. А кремлевская святыня бесследно пропала из Успенского собора после нашествия Наполеона. Измайловская Иерусалимская икона особо прославилась исцелениями во время страшной чумной эпидемии в Москве в 1771 году. После этого ее стали почитать чудотворной. После восстановления Покровского собора икона возвратилась в свой храм. И сегодня обновленная Чудотворная икона Пресвятой Богородицы занимает почетное место в Измайловском Покровском соборе. И ждет вас, уповающих на ее помощь.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Мостовая башня на Измайловском острове (городок Баумана, дом 1, строение 4)

Трехъярусная башня, построенная в 1671–1679 годы, служила парадным въездом в усадьбу Измайлово. К ней с юга вел каменный арочный мост через Серебряный пруд. На первом этаже располагались ворота и стрелецкие службы, на третьем — колокольня соседнего Покровского собора. А второй этаж использовался как отапливаемая палата для приемов гостей. Трубы от печей сохранились — их можно увидеть в углах гульбища (крытой галереи) башни.

С 1696 года в усадьбе жили царица Прасковья Федоровна, вдова царя Ивана V, брата Петра Великого, и три ее дочери — царевны Екатерина, Анна и Прасковья. До 1713 года они жили в Измайлове постоянно, а потом бывали здесь наездами. Став императрицей, Анна Иоанновна избрала Измайлово своей резиденцией. Считается, что в это время на втором этаже Мостовой башни собиралось правительство — сенат.

В 1920-е годы в Мостовую башню также пришли коммунары. Коммуна авиационного — одна из первых в Москве — заняла весь Измайловский остров, ставший рабочим городком имени Баумана. В бывших палатах поселились строители нового государства. Позже в советское время в башне располагались коммуналки и различные учреждения. Сегодня здесь работает музей «Московский изразец», открытый в башне в 2008 году.

Деятельность прихода

Помимо духовной деятельности в стенах просветительского центра, работающего при церкви иконы Казанской Песчанской Божией Матери, ведутся занятия с детьми. Они имеют возможность посещать Воскресную школу и различные кружки:

  • пение;
  • рисование;
  • бисероплетение;
  • танцы;
  • театральная студия.

Добровольная волонтерская служба оказывает поддержку нуждающимся в помощи людям. Церковнослужители регулярно посещают заключенных, одного из исправительных учреждений, и совершают службы в психоневрологическом интернате.

Интересно! На базе просветительского центра работает киношкола «Зерно», где подростки под руководством профессиональных педагогов осваивают искусство создания художественных фильмов.

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

Храм Святителя Николая в Измайлово, предшественники и окружение

Старейшим из таких собраний является Спасский погост на онежском острове Кижи в Карелии. Коллекции зданий из дерева есть в музее-заповеднике Коломенское, в музее Витославлицы близ Иверского монастыря (Валдай). Реальные древности собраны и в Коломенской слободе одноименного старинного города. Деревянные строения воссоздаются в разном масштабе. Малые модели демонстрирует музей леса, побольше — этнографический центр Моя Россия в Сочи. Однако гораздо привлекательнее деревянное зодчество в натуральную величину.

Это признано не только у нас, деревянные строения коллекционируют во многих странах. На Украине это замок в Батурине, в Швеции – музей Скансен, грандиозный Запретный город и другие объекты – в Китае. Однако не припоминается действующего культового здания из дерева, каков храм Святителя Николая в Измайлово. Высотная фотография демонстрирует его расположение в культурном центре, построенном на берегу бывшего царского пруда. Меньше километра отсюда по прямой до древнего Покровского собора на Серебряном острове.

Окружение и описание

Развлекательный комплекс Русское подворье в Измайлово, созданный одноименной частной фирмой, состоит из двух частей. На запад обращен расписной Измайловский кремль, терема с фигурными, разнообразно окрашенными крышами. Восточная часть территории застроена строениями из дерева, контрастирующими с балаганным многоцветием. Храм Святителя Николая в Измайлово окружает деревянная крепостная галерея со сторожевыми башнями, посередине небольшой прудик. За крепостной стеной ансамбль окружен автостоянками, незаконченными стройками.

Своеобразный комплекс зданий под старину отдаленно напоминает восстановленный дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Каждый терем, особняк или палаты отличаются от других архитектурно и зрительно, составляющими формами и раскраской. Пышные гербы, изящные флюгеры на шпилях словно меркнут в соседстве с простым деревянным крестом. Храм Святителя Николая в Измайлово, разительно отличаясь от ярмарочной яркости, отчасти ее компенсирует своей выразительностью.

Иногда целесообразно приводить в обзорах достопримечательностей их официальные описания, как сделано на некоторых объектах Коломенского. Имеет такое и храм Святителя Николая в Измайлово, причем богато иллюстрированное. Текст достаточно лаконичен, предельно понятен и содержит только очевидные факты. Фотографиями показаны некоторые моменты существования, чаще праздничные и торжественные. Посещение самим патриархом Кириллом красноречиво свидетельствует об уровне поддержки по сути коммерческого начинания.

Почетен факт приписки к самому Даниловскому монастырю, духовному и административному центру российского православия. Подчиненность резиденции Синода и других значимых отделов церковного управления – статус редкий, даже выдающийся. Какими заслугами храм Святителя Николая в Измайлово заработал такое высокое положение, — не тема статьи. Из информации следует, что службы здесь достаточно редки, формы общения с прихожанами традиционны. То есть в основном это туристический объект.

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.


Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу

В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
В 1812 г

в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Покровский собор на Измайловском острове считался самым грандиозным сооружением в Москве

Есть легенда, что по предложению боярина Артамона Матвеева, воспитателя будущей супруги царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны, каменный Покровский собор на Измайловском острове, был построен по образу Успенского собора Московского Кремля. Так ли это или нет, сегодня сказать довольно сложно. Доподлинно можно сказать лишь одно — храм возводился намеренно огромных размеров, чтобы совершать в нём праздничные богослужения во время приёма государевых гостей.

    Зато имеется документальное подтверждение, что за образец был принят Покровский собор Александровской слободы, бывшей резиденции царя Ивана Грозного. Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Однако выстроенный пятиглавый собор действительно больше напоминает кремлевский Успенский собор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector