Оптинские старцы

Содержание:

Как победить нестерпимую боль

«Если он человек мирской – то мирской песней, если он человек духовный – то духовным песнопением…

Однажды у моего отца поднялся сильный жар, и началась страшная головная боль. Знаете, что он сделал? Он наелся соленой селедки, выпил стаканчик вина и затянул песню: «Проснись, мой несчастный, бесправный народ».

Потом он спел еще несколько партизанских песен, и его голова прошла! Так – для того, чтобы боль рассеялась – и мы будем петь духовные песнопения! Помню, как я однажды простыл, и у меня началась такая страшная головная боль, что голова раскалывалась. Ну что же, я начал петь одно очень красивое песнопение, и головная боль ушла. Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях… У врачей есть такие таблетки?»

Преподобные Старцы Оптинские

Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников. Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее. Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть. Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков, и понять истоки пророчеств оптинских старцев, не обратившись к истории, будет трудно.

В давние времена постоянные опустошительные набеги крымских татар на южные границы Московского государства заставили русских правителей укрепить засеками всю страну от Оки до Дона и от Дона до Волги. Одна из таких засек проходила вблизи города Козельска, основанного в 1146 году. В трех километрах от этого древнего города и находится Оптина пустынь.

Сделавшись оборонительным рубежом от набегов диких кочевников, засека одновременно стала и притоном для разбойничьих шаек, наводивших ужас на мирное население. В XIV веке в засеке, прилегающей к Козельску, укрывался грозный предводитель разбойников. Но с ним случилось нечто невиданное: Опта раскаялся в своих злодеяниях, переменил образ жизни, Постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни — два уединенных монастыря. В том, который теперь называется Оптина пустынь, он, вероятно, и окончил свои дни смиренным отшельником.

Расцветом своим и славой Оптина пустынь обязана новому настоятелю — архимандриту Моисею (Путилову), принявшему свою должность в 1825 году. При нем материальное благосостояние монастыря увеличилось и окрепло.

Козельская Введенская Оптина пустынь всего за четверть века приобрела широкую известность среди сотен русских монастырей. Поток пожертвований хлынул от тех богомольцев, которых привлекала святая обитель с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Первым оптинским старцем считается отец Лев (в миру — Лев Данилович Наголкин). Окончательно в Оптиной пустыня он поселился в 1829 году, когда и основал там старчество. Но справедливости ради наравне с отцом Львом следует назвать настоятеля монастыря отца Моисея. Дело в том, что о духовных дарах отца Моисея — прозорливости, рассудительности — знали только близкие, дальние же предполагали в нем обычного монаха, облеченного высоким саном архимандрита и направившего свою энергию на монастырское строительство.

В советское время участь Оптиной пустыни, как и других монастырей, оказалась трагической. Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Тогда же был отправлен в ссылку в Брянскую область последний соборно избранный старец Нектарий, который после Февральской революции предсказал, что в 1918 году «государь и вся семы будут убиты, замучены.. Но обитель, до 1923 года пытавшаяся держаться под видом сельхозартели «Оптина пустынь», не сдавалась и после. Изгнанные монахи расселились по квартирам в Козельске и старались, насколько это было возможно, вести монастырскую жизнь. Их изгнали и оттуда. Часть их оказалась в городе Белеве Тульской области, где к концу 20-х годов собралось множество монашествующих из закрытых монастырей Тульской и Калужской епархий.

В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобриков), белевский епископ Никита, пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По вздорному обвинению в «контрреволюционной деятельности. все они вскоре были расстреляны.

А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 80-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 20-е годы: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата…»

Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение христианам

Именно поэтому советы святых отцов очень важны для православных мирян. Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение всем христианам.

Чтение поучений и духовных наставлений также будут полезны не только взрослым, но и детям. Дети уже с детства будут впитывать умные мысли.

Человек сразу начинает обращать внимание на то, что он неправильно себя ведет, неправильно разговаривает и так далее. На основе множества поучений, человек переосмысливает свою жизнь, и старается вести ее лучше, чище, добрее

Василий Великий — один из Отцов Церкви

Часто люди обращаются к поучениям Василия Великого.

Чаще всего опору на жизненном пути ищут у таких праведников, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Дмитрий Ростовский и другие.

Известны людям и поучения святых старцев Оптинских

Многим известны и поучения святых старцев Оптинских. Вот что говорил преподобный Лев Наголкин:

Лев (Наголкин)

оптинский старец

Рассмотрим поучения преподобного Моисея Путилова.

Моисей Путилов

настоятель Оптинской пустыни

Советы преподобного Иллариона:

Илларион Оптинский

преподобный РПЦ

Именно на основе слов этих святых мы можем брать их за основу жизни. Только слушая и понимая все это, можно достигнуть чистоты духа, быть ближе к Господу.

Быть ближе к Богу это не значит только читать духовную литературу и ходить в храм. Помимо этого нужно осознавать свои дела и поступки, стараться изменить их и стать лучше.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

История Оптиной пустыни

В живописном месте Калужской области, в четырёх километрах от города Козельска, у опушки соснового бора расположился мужской монастырь. От мирской суеты его отделяют спокойные воды реки Жиздра. Археологические раскопки свидетельствуют, что жизнь в данной местности существовала в далёком 1213 году. Подлинная дата появления монастыря неизвестна. В древних книгах 1629 года впервые упоминается эта территория, как Макарьевская Оптина пустынь.

Существуют три версии возникновения обители. Каждая основана на тех или иных скудных сведениях, добытых из древних книг, либо дошедших до современников преданий.

Версия первая

Князь Владимир Храбрый возглавлял русское войско, защищавшее Московское княжество от Орды и литовских захватчиков в восьмидесятых годах XII века. Рождённый на сороковой день после смерти отца, Владимир с детских лет трепетно относился к Божьему промыслу событий собственной жизни. В зрелые годы питал уважение к монахам, их образу жизни. Покончив с ратными подвигами основал монастырь на берегу реки Жиздра. Есть мнение, что обитель построили наследники князя, повинуясь его предсмертному желанию.

Версия вторая

В семидесятых годах XIV в месте, где сейчас располагается святыня, проходил путь, соединяющий местных жителей с Козельским княжеством. Дорога шла через лес, в котором промышляли разбойники. Самым жестоким из них был грабитель по имени Опта.

К исходу жизни он услышал глас Божий, повелевший исправить совершенные бесчинства. Разбойник раскаялся в грешной жизни. Вблизи от места прежних преступлений построил скит. Жил отшельником, молил Бога о прощении грехов. Позже принял монашество и иноческое имя Макарий. К нему в скит стали селиться другие раскаявшиеся грешники в надежде на милость Бога. С тех пор прижилось название обители — Макарьевская Оптина пустынь.

Версия третья

В период правления Бориса Годунова — девяностые года XV века, пустующая местность близ Козельска царским разрешениям была отдана монахам и монахиням, желающим жить отдельно от мирского люда. Отшельники выстроили обитель, разделив её на две части — мужскую и женскую половины. Проживающих в одном месте монахов и монахинь в прежние времена называли оптины. Так появилось название Оптина пустынь.

Каково бы ни было истинное происхождение пристанища стяжателей Божьей благодати, неизменно одно — житие Оптинских старцев учит людей духовности, благочестию, состраданию, жизни в гармонии с волей Бога. Наставления святых отцов актуальны и в наши дни.

Положи в себе твердое намерение проводить жизнь богоугодную

И немедленно приносить покаяние в тех поползновениях, которые случаются с тобой по немощи или по злохитрости врага или по стечению обстоятельств. Человеку свойственно падать и вставать, а падать и пребывать в падении свойственно падшим аггелам.

Предначертай в себе образ исправления, размысли, какие проки в тебе нужно оставить, какие добродетели должно насадить в тело и душу. Не однажды в течение недели думай об этом, а каждый день размышляй, что забыл сегодня, вспомнишь завтра. Чем более будешь погружать в рассмотрение себя, тем удовлетворительнее будут твои исповедь и покаяние, тем ощутительнее и обильнее  прольется в душу твою обновление, даруемое исповеданием.

Леность

Леность есть немалый порок и полагается в числе смерт­ных грехов, то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В слу­чае же немощи и бессилия да заменяет сии наши без­действия: болезнь сердечная, сожаление и смирение (преп. Макарий).

Вы жалуетесь на леность. Да, она часто нападает на труждающихся в благочестии, а при оплошности нередко овладевает. Для прогнания сей страсти отцы святые совету­ют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при сем смирением, которое, низво­дя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености (преп. Макарий).

Против лености — бодрость и страх Божий (преп. Ма­карий).

В своем письме написала ты, что берешь подвиги не по силам, а потом приходишь в отчаяние. Но какие же это непосильные подвиги? Не хочется встать ночью — три поклона положить пред святыми иконами. Это просто лень. Впрочем, и то еще скажу: ведь тебя никто к этому не принуждает. А потому, проснувшись ночью, перекрес­тись с молитвою, укори себя за леность и опять засыпай. Хоть утреню-то не просыпай, и то хорошо. И смущаться тут не следует, что плохо живешь, а вместо смущения укоряй себя за леность и кайся — ежедневно пред Богом, а в положенное время и пред духовным отцом. — Удивля­ешься, как святые проводили ночи в молитве. То были святые, а мы с тобой люди грешные, а грешникам со свя­тыми нельзя равняться (преп. Иосиф).

А что ты не ходишь к утрени, ленишься, не имеешь ни смирения, ни терпения — за все это нужно укорять себя и окаивать (преп. Анатолий).

Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по нескольку дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душев­ный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. «А сон моея лености, — сказано в Писании, гото­вит вечную муку (Ср.: Притч. 19, 15). И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помо­щи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благопри­ятное для восприятия великих венцов: так как «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают оное» (Мф-11, 12). А если мы и побеждаемся своею немощью, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается (преп. Анатолий).

Другим отвечал

На письмо Ваше о предлежащей свадьбе вкратце и сколько могу, по слабости моего здоровья, отвечаю. Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь Вашу судьбу по святой Его воле. Если есть воля его святая на то, чтобы вы отдали в настоящее время руку свою предлагающему Вам о брачном совокуплении, то и всякое препятствие устранится. Вы же совершенно покорите Вашу Волю Божией, а между тем надобно узнать о нем, истинный ли он Христианин Православной Церкви, доброй ли нравственности, и о семействе его. Согласны ли Ваши родители на Ваше замужество и есть ли Ваше собственное полное согласие? При таких условиях и действиях благословит Вам Господь вступить в новую семейную жизнь, а что будет вперед – никому неизвестно

Преподобный Макарий

Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в Брак в законный с избранною тобою невестою. Если ты здоров, и она здорова, друг другу нравитесь, и невеста Благонадежного поведения и мать имеет хорошего, некропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

Преподобный Амвросий

Ежели сын здоров, и не обещался в монахи, и желает жениться, то и можно, Бог благословит. А чтобы была посмиреннее, то смотри. Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что, по старинной пословице, «Яблочко от яблоньки недалеко откатывается».

Преподобный Амвросий

Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку, как к Таинству христианской Церкви

Преподобный Нектарий

А если ей не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.

Преподобный Иосиф

Пищевые суррогаты

«В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи.

Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры.

А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно.

А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

Преподобный Паисий Святогорец

Покаяние для всех

Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, в особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к Таинству Исповеди и последующему за ним Таинству Причащения

Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этих семи дней в жертву безрассудному развлечению и пустому времяпрепровождению, уже мы довольно всему этому жертвовали

Довольно занимались погублением себя. Ныне займемся своим спасением, изменением, очищением! Будем часто раскрывать книгу совести, будем всматриваться в свои пятна греховные, придем приготовлять их к омовению и исповеди.

Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога. Решись обнажить с откровенностью язвы перед священником (отцом духовным). Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его или отлагая открытие его до времени. Иначе твое покаяние будет не истинным, лицемерным, – в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению греховной жизни. Неисповеданные согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непорицаемой тьме. С решительностью возненавидеть грех измени ему, обнажи его и примешь силу свыше сопротивляться ему.

Свойства и сила покаяния

Покаяние всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Оно – дар, данный падшему естеству человеческому, оно – остаток нашей первобытной непрочности, как сознание это непрочности и сетование о потере ее, оно – воззвание крещения, оно – связь земли с небом. Им очищается, изглаживается всякий грех. Если ты обременен тяжкими согрешениями, нисколько не останавливайся приступить к покаянию. Малый грех останется неизглаженным, если согрешивший пренебрег покаяться в нем, как в ничтожном, по его мнению. Всемогущее покаяние спасло целые грады, царства, отменяло приговоры, уже произнесенные Богом.

Афонские старцы согласны: все болезни от нервов!

«В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать…

Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Например, язва желудка возникает из-за нервного беспокойства. А откуда нервность? От грехов, от душевного непорядка, мутности.

Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс — стресс, и – хлоп… — Язва! Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Не согласись с помыслом лукавого, который будет внушать тебе:

Как сказать духовному отцу согрешение и гнусное, и низкое? Теперь скрой, и тебе будет менее стыдно говорить о грехе твоем, как о давно прошедшем и едва помнимом. Узнай голос древнего змия, приходящего в виде врага, да украдет у тебя благие мысли, да убиет тебя советом злохитрым и погубит отъятием спасения, предлагаемым тебе в покаянии Господом.

Отвратись от лукавого, не слушай его, не вкуси яда, смертоносного для души своей.

Отвергни ложный, пагубный стыд – хранитель грехов, отвергни его мать – гордость, обвини и осуди себя. Преклони главу в сокрушении духа, поведай грехи твои Богу — и осенит тебя при посредстве служителя Божией благодать Святаго Духа, внося в дом души твоей отпущение грехов и взамен их правду от Бога со спасением вечным да блаженствуешь и да прославляешь Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дорогой читатель!

Очень часто разумные юноши и девушки спрашивают у своих друзей, родителей, стоит ли им выбирать того или иного избранника. Мнение со стороны – это не плохо

Но важно мнение со стороны духовного человека, потому что духовный взгляд поистине трезв.

В данном разделе я хотел бы Вам предложить к изучению несколько писем и изречений преподобных старцев Оптинских, к которым обращались в письмах их духовные чада веком ранее. Следует отметить, что Святые отцы (Старцы) при жизни обладали очень глубоким духовным опытом, и люди часто к ним приходили за советом, либо держали связь посредством личной переписки. Перед тем, как что-либо ответить или сказать человеку, Старцы молились, чтобы Господь вразумил, что сказать конкретному человеку.

Любовь Божия

Что ты слаба и неопытна, не унывай, сам твердейший камня Павел учит: «сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог Помощник нам! Если жи­вущую в миру Он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усомнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты дума­ешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! (преп. Анатолий).

Он, святых всех Святейший, не возгнушался нами, но обручил деву чисту, непорочну — в невесту Себе. А Он — Сын Божий… Тот Самый Сын Божий, Который — Творец неба и земли, не возгнушался принять на Себя зрак раба, т. е. образ человека, послушлив был даже до смерти, смерти же крестной, т. е. самой позорной смерти (преп. Анатолий).

Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: «Я с вами (а, следовательно, и с тобой) во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20.) «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ср.: Ис.49, 15) (преп. Анатолий).

Иисусова молитва

В завершении остановимся на ассоциируемой с привилегией Оптинских старцев молитвой. Иное ее название — Иисусова молитва.

Православные люди знают текст этой молитвы. Ежедневное обращение к Спасителю с просьбой о милости — знак осознания личной греховности, веры в спасение собственной души силой милостивого Бога. Иные люди предают молитве особый, тайный смысл. Некоторые полагают, что читая молитву можно впасть в прелесть — поддаться искушению выдающихся возможностей. Потому избегают её прочтения.

В действительности же — это пустые суеверия. Молитва — есть общение с Богом. Суть духовного подвига не в словах, а в кротости, смирении, помощи ближним, веры во всемогущество Бога. Иисусова молитва — не заклинание, а покаянное прошение избавления от грехов.

Мы собрали несколько высказываний афонских старцев о гневе и о том, как от него избавиться.

1 Мудрость

Преподобный Паисий Святогорец, например, говорил, что чаще всего люди используют гнев как разрушающую силу. Под его влиянием мы часто говорим обидные слова и совершаем необдуманные действия. Но гнев может быть и созидающей силой. Человеку кроткому и слабому гнев помогает разозлиться и стать сильнее, мужественнее. А тому, кто обладает эмоциональным вспыльчивым характером нужно просто разозлиться не на человека или самого себя, а на проблему, на само зло. И тогда — считай, любое дело сделано!

2 Мудрость

Также Паисий Святогорец говорил, что нужно постоянно бодрствовать и держать эмоции под контролем: почувствовал, что закипаешь, как молоко, прекрати злиться как можно скорее. Стой на страже своего спокойствия как воин, постоянно ожидая прихода гнева и не давая ему пройти внутрь.

Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги, — говорил Паисий.

Афонские старцы советовали стараться любить своих врагов и обидчиков. Ведь это так просто посмотреть на недоброжелателя с сочувствием: ведь он поступает плохо не от хорошей жизни, а может, и вовсе не хочет сделать никому зла, просто не знает, как можно иначе…

3 Мудрость

Преподобный Паисий Величковский говорил, что разозлиться на обидчика проще простого. Гораздо труднее вместо этого сделать ему какой-нибудь подарок и искренне пожелать ему счастья. Вместо жалоб на этого человека, начните всем говорить о нем хорошее, а когда представится возможность, често и открыто поговорите с ним. Тогда конфликт быстро сойдет на нет, а мире появится больше любви, а не гнева.

4 Мудрость

Архимандрит Софроний (Сахаров) учил, что вместо того, чтобы направлять гнев и злость на другого человека, подумайте о той негативной силе, которая внутри вас вызвала этот гнев и направьте свою злость на нее. Увидите, что она быстро исчезнет.

5 Мудрость

Старец Арсений (Минин) уверял, что человек редко желает причинить другому зло умышленно. Чаще всего он либо защищается, либо становится «слепым орудием духа злобы», потому относиться к чужим негативным поступкам нужно снисходительно и с сожалением. Человек зачастую не ведает, что творит. Осознание этого факта — один из простейших способов совладать с собственным раздражением и агрессией.

А если вы позволили гневу и злости овладеть вами, то от их разрушительного действия в первую очередь пострадаете именно вы. Вот почему Старец Арсений называл злость добровольным наказанием себя из-за необдуманных поступков других людей.

— Быть гневливым и раздражительным есть не что иное, как наказывать себя за чужие глупости, — говорил он.
Просто запомните это и сделайте сострадание к злым людям своей привычкой.

Post Views:
1 919

Любовь

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12, 7). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24) (преп. Амвросий).

Забудь о своей немощи

«Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело.

Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: «Боже мой, прости мне грехи мои», в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом.

Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает».

Ответ Старца на письмо, в котором содержалось сомнение о замужестве с конкретным лицом

Вопрошаете вы худость мою о столь важном предмете, каков предстоит Вам, и с большою верую последовать моему совету, но я осознаю мое недостоинство и не смею дерзновенно решать Вам на то или другое. Видя же Ваше затруднительное положение в недоумении и веру, с какою вопрошаете меня, призвав помощь Божию к вразумлению меня, даю Вам такой совет: во-первых, надобно прибегать к Господу Богу с молитвою и к Пречистой Божией Матери — Ее ходатайство сильно у Бога, да устроит Он участь по святой Воли Его, а если будет Вам полезно вступить в предлагаемый Вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами своими да расстроит это дело

Таковое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит Вас от многих искушений, каковые бывают иногда, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей воле, потом принять совет родных и ближний ваших, конечно, Господь и им известит сказать Вам полезное, еще надобно узнать о его религиозным направлении и благочестивом сохранении уставов Матери Нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства, непокорности Святой Церкви, хотя бы он и нравился Вам, но если нет прочной Веры и Благочестия, то не советую Вам присягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви благочестив, то советую при содействии Божии. Если есть воля его идти за такового человека и если дело устроится к совершению, то прежде брака советую, приготовясь, сообщиться Святых Христовых Таин и Вам, и ему. Приступая к столь важному таинству, каковым является брак, должно приготовиться себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Христовых Таин, молитвою, но не балами и музыкою и танцами, ибо этот шаг простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже на вечность. А какая может быть участь Ваша в супружестве? Это предоставьте воле Божией, судьбы его нам непостижимы, по мере каждого нравственного устроения, – или наказует, или награждает. Касательно состояния не надо много пещись: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия приложится.

Преподобный Макарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector