Прозорливые святые старцы нашего времени, живущие сейчас

«Коренная пустынь – третий духовный центр России»

Коренная Курская обитель,Коренная курская земля!Кто здесь святости особой не увидел,Не бывал у стен монастыря.

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Из глубокой древности до нас дошли сведения о явлении в этих краях чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. Неиссякаемым источником благодатной помощи в это время для русского человека были чудотворные иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. И конечно, в этом ряду стоит Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска.  Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой, настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мате Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском.После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Преодоление боли

Святой Марк Подвижник говорит, что причины всех наших страданий в наших мыслях. Можно добавить, что мрачные мысли коренятся в том, что даже православному человеку, как правило, приходится учиться доверять Богу, когда в жизнь приходит боль.

Хотя на самом деле доверие Богу даёт человеку возможность ещё на земле жить в райском состоянии духа. Авва Дорофей всегда говорил: «Хочу, чтоб всё было так, как оно будет». Эта странная на первый взгляд фраза полна глубокого смысла. Ведь если человек верит, что Христос действительно умер и воскрес конкретно за него, то можно поверить и в то, что любовь никогда не допустит зла тем, кого любит. Евангелие доносит до нас слова Христа: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). А в Ветхом Завете предложено людям взглянуть на прежние поколения и найти хотя бы кого-то одного, кто доверился Господу и постыдился. И если мы обратимся к тому, что уже пережили и испытали сами, то увидим, что всегда были защищены и любимы. Создавая мир, Господь рассчитал в нём всё, вплоть до последнего броуновского движения частицы. Мы же «дороже многих малых птиц».

Одна моя подруга тревожилась и не знала, уезжать ли ей из города, или нет. Любое решение представлялось ей невыносимо горьким: остаться – жить в страхе, а уехать – терпеть обиды от родственников. В смятении чувств она позвонила старцу Дионисию в Грецию. Старец был на службе и не смог поговорить с ней, но стал о ней молиться. И девушка внезапно ощутила глубокий внутренний мир души. Сердце наполнилось мыслью: какое бы решение она ни приняла, Бог будет на её стороне, Он защитит и согреет её. Никакая боль, ни сама смерть не могут коснуться того, от кого Господь отводит беду.

Как же нам ощутить, что и нас Отец Небесный защищает и любит? Это можно сделать посредством личной молитвы, личной беседы с Творцом. Откройте Ему ваше теперешнее душевное состояние, и помощь непременно придёт, как она приходила к сотням миллионов других людей в истории этого мира, где никакая беда и боль не могут быть сильнее надежды на Того, Кто возлюбил нас.

Старчество в современной России

Есть ли в России старцы нашего времени?

В Русской Православной Церкви в настоящее время авторитет старчества имеют несколько человек. Попасть к ним «обычным» верующим нелегко. Даже если и узнать место их жительства, приехать и ожидать своей очереди, этого мало. Чтобы ныне живущие старцы приняли у себя человека, верующий должен обладать твердой верой, сильным желанием и горячо об этом молиться Богу. И при всем этом не всегда встреча может произойти с первой попытки. Бывает, что прозорливые старцы нашего времени сами вызывают к себе людей.

Среди православных имеется практика в случае возникновения потребности в решении серьезного вопроса, ездить с паломнической поездкой к могиле почивших известных старцев. Это вполне адекватный выход в связи со сложностью получить наставление от ныне живущего старца.

Но можно воспользоваться советом митрополита Саратовского и Вольского Лонгина:

Несговорчивый характер

В начале 60-х годов старец Иоанн Миронов попал в немилость властей, хоть и наступило время хрущевской «оттепели». В тот период духовник молодого священника отец Александр Ильин позвал его с семьей к сослужению в Великий Новгород. В космос слетал Гагарин, и в народе гуляла поговорка: «Гагарин в космос летал, Бога не видал».

Обращаясь к пастве с проповедью, молодой священник не смог смолчать и напомнил прихожанам слова церковного песнопения: «Бога человекам невозможно видети, на Него не смеют чины ангельстии взирати». После этого случая компетентные органы в приказном порядке выслали батюшку с семейством служить в маленький сельский приход около станции Мстинский мост.

Вера отца Иоанна всегда была глубокой и искренней, а многочисленные чудеса помогали утвердиться в Божием провидении. Однажды батюшка Иоанн сильно заболел, и врачи предписали лечение в стационаре. Общая палата была заполнена людьми, спать было трудно, в ночной тиши растворились двери, и в помещение вошли три монахини. Они помолились о здравии священника и обошли всех пациентов палаты.

Возле некоторых они читали молитвы и благословляли, а иных оставляли в безмолвии. Позже стало известно, что те, кто получил молитвы загадочных монахинь, быстро пошли на поправку, а остальные через короткое время скончались. Отец Иоанн выздоровел быстро и выяснил, что день видения был праздником трех мучениц, сестер Ирины, Агапии и Хионии. Таких мистических историй в жизни старца было много, но не обо всех он рассказывает.

Военное время

В 1937 году на глазах мальчика часто арестовывали невинных, единственных кормильцев семьи, обрекая многих на гибель. Учеба для Иоанна началась только в 9 лет, но предаваться безмятежности было невозможно – дети начинали работать рано, почти наравне со взрослыми. Параллельно с учебой мальчик плел корзины и переносил в них торф.

Оккупация началась в начале сентября 1941 года, семья Мироновых решила пробираться на Псковщину. Путь был очень тяжелый и проходил вдоль линии фронта. Помощи они ни от кого не получали, до места добрались с большим трудом.

Отступление немцев для многих стало еще большей трагедией, количество смертей множилось в лагерях. После ухода немцев 17-летний Иван был отправлен на фронт, где он служил в артиллерийских войсках. За заслуги в сражениях с захватчиками Иван Миронов был награжден Орденом Отечественной войны II степени, а в конце войны получил медаль «За победу над Германией».

О России

Настанет время, когда Россия развяжет страшную войну и захватит Европу и Азию. И начнётся всё из-за конфликта с Германией. Как и в прошлой войне перевес сначала будет у немцев, но потом всё изменится – от военной мощи России содрогнётся половина мира.

И тогда Антихрист спустит с поводка все страны, которые безоговорочно ему преданы. Восемь или десять стран придут на помощь Германии. А ареной главных боевых действий будет Турция. Битва будет настолько страшной, что останутся одни лишь развалины. И только храм Святой Софии Божьей будет не повреждён.

Во всех странах, которые против России, будут большие разрушения из-за бомбардировок и природных катаклизмов. Но самое главное – погибнет весь урожай. Наступит такой страшный голод, что люди будут поедать друг друга.

Эта война принесёт ужас и страх.

Старцы нашего времени

В Русской Православной Церкви общепризнанными подвижниками 20 века считаются архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), архимандрит Кирилл Павлов (1929-2017). Обладая великим смирением, они никогда не называли себя старцами, считая это слово неприемлемым для себя.

Так, например, на вопрос, есть ли в России старцы нашего времени, архимандрит Кирилл в отвечал: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть». «Стариками» он, скорей всего, называл священнослужителей, которые обрели значительный опыт в своей подвижнической жизни и пастырской деятельности. И потому могли оказывать людям существенную духовную помощь. Не навязывая своей воли, архимандрит Кирилл Павлов мог без стеснения сказать приходившим к нему верующим, что не знает ответа. А затем предлагал вместе над этим поразмыслить, сотворить совместную молитву, чтобы понять Божью волю в конкретной ситуации.

В Элладской Православной Церкви в 20 веке особым почитанием пользовались Паисий Святогорец (1924-1994), Иосиф Исихаст (1897-1959).

Старца Паисия Святогорца иногда называют Греческим Серафимом Саровским. Его отличало глубокое смирение, любовь ко всем людям. Приходивших к нему Афонских паломников он всегда угощал лукумом. Поучения и рассказы старца Паисия доступны и понятны для современных людей. В 2015 году его причислили к лику святых.

Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться

Жизнь современного человека проходит в постоянной рутине и тревогах за завтрашний день. Положение вещей и правда не располагает к праздности. Но всегда жить в таком темпе невозможно и вредно для здоровья, особенно душевного. Людям периодически требуется выговорится и поделиться своими тревогами с кем-нибудь.

Старец Власий, целитель душ своих прихожан. Принимает всех страждущих в стенах Боровского монастыря.

Обычно в роли слушателя выступают друзья и родственники, но часто так случается, что родни близко нет, а порой хочется выговориться постороннему человеку. Тогда нужно грамотно подобрать собеседника.

Батюшка Власий, священник из Боровского монастыря, один из лучших вариантов. Он выслушает про беды и даст полезный совет или направит в правильном направлении. Сам Власий тоже прожил нелегкую жизнь. Отец Власий скитался и однажды был серьезно ранен, защищая свой монастырь от грабителей.

Признаки настоящих старцев

Для старца характерно обладание особыми знаниями (прозорливостью). Эта способность позволяет увидеть души приходящих к нему людей. Таково особое духовное зрение, открывающее живущие в человеке страсти и добродетели. Старцам открыта Божья воля о человеке, поэтому они могут давать советы на пользу приходящим к ним христианам.

Но не стоит относиться к старцам как к гадалкам, чтобы узнать будущее. К ним следует обращаться только для решения судьбоносных вопросов. Это решения, способные оказать существенное влияние на ход земной жизни христианина. Однако сказанное старцами зачастую не имеет четко выраженной формы и категорического тона. В основном все преподносится в виде совета или указания.

Старцы нашего времени никого не принуждают, всегда остается важным добровольное согласие и желание самих людей. Полная власть над человеком есть только у Создателя. Хотя все равно у человека остается его свободная воля, которая ничем не ограничивается. Тем более ее не имеют право «насиловать» другие люди, пусть и святые. Как говорил преподобный Паисий Святогорец (1924-1994):

После общения со старцами у человека должно остаться чувство радости и душевного спокойствия. Действия (советы) старцев всегда бескорыстны.

Деятельность

Продолжая каноническое служение в церкви, некоторые священники пользуются и всеми современными возможностями для несения в мир слова Божия, таким является и батюшка Иоанн Миронов. Он организовал при приходе «Православное радио Санкт-Петербурга», Всероссийское общество «Трезвение», начал выпускать информационное приходское издание «Листок трезвенника».

Для общения единомышленников было создано общество «Сретение» и клуб «Бодрствование», для детей организована работа воскресной школы, действует противосектантский центр. Все начинания возымели продолжение, так старец Иоанн Миронов в Санкт-Петербурге стал катализатором возникновения обществ трезвости по всей епархии.

Подобные сообщества появились при соборе святой великомученицы Екатерины (г. Луга), Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и распространяются дальше. С 2001 года в лавре, в день памяти святого мученика Вонифатия (1 января), проводятся крестные хода, в которых участвуют члены общества трезвенников Санкт-Петербурга.

Признаки настоящих старцев

Для старца характерно обладание особыми знаниями (прозорливостью). Эта способность позволяет увидеть души приходящих к нему людей. Таково особое духовное зрение, открывающее живущие в человеке страсти и добродетели. Старцам открыта Божья воля о человеке, поэтому они могут давать советы на пользу приходящим к ним христианам.

Но не стоит относиться к старцам как к гадалкам, чтобы узнать будущее. К ним следует обращаться только для решения судьбоносных вопросов. Это решения, способные оказать существенное влияние на ход земной жизни христианина. Однако сказанное старцами зачастую не имеет четко выраженной формы и категорического тона. В основном все преподносится в виде совета или указания.

Старцы нашего времени никого не принуждают, всегда остается важным добровольное согласие и желание самих людей. Полная власть над человеком есть только у Создателя. Хотя все равно у человека остается его свободная воля, которая ничем не ограничивается. Тем более ее не имеют право «насиловать» другие люди, пусть и святые. Как говорил преподобный Паисий Святогорец (1924-1994):

После общения со старцами у человека должно остаться чувство радости и душевного спокойствия. Действия (советы) старцев всегда бескорыстны.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Старчество в современной России

Есть ли в России старцы нашего времени?

В Русской Православной Церкви в настоящее время авторитет старчества имеют несколько человек. Попасть к ним «обычным» верующим нелегко. Даже если и узнать место их жительства, приехать и ожидать своей очереди, этого мало. Чтобы ныне живущие старцы приняли у себя человека, верующий должен обладать твердой верой, сильным желанием и горячо об этом молиться Богу. И при всем этом не всегда встреча может произойти с первой попытки. Бывает, что прозорливые старцы нашего времени сами вызывают к себе людей.

Среди православных имеется практика в случае возникновения потребности в решении серьезного вопроса, ездить с паломнической поездкой к могиле почивших известных старцев. Это вполне адекватный выход в связи со сложностью получить наставление от ныне живущего старца.

Но можно воспользоваться советом митрополита Саратовского и Вольского Лонгина:

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Христианские основания науки
15.09.21 10:30

17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01

Уникальный православный учебно-воспитательный комплекс просит о помощи
16.09.21 14:52

Современные старцы

В книге «Современные старцы Горы Афон», вышедшей из-под пера архимандрита Херувима (Карамбеласа), рассказывается о бытии и деяниях пяти старцев, творивших чудеса в ХХ-ХХI веках. Героями его произведения стали старцы Каллиник Исихаст, Даниил Катунакский, Афанасий Григоритский, Исаак из монастыря Дионисиат и Иоаким из скита Праведной Анны.

В России традиционными местожительствами старцев были Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Заволжские пустыни, а также Киево-Печерская Лавра, в определённые периоды истории находившаяся на русской земле. В наши дни эта география расширились, и встретиться с наделёнными особым даром монахами можно в разных уголках страны.

В Ивановской области в Свято-Никольской обители села Чихачево служит старец Иоанникий, к которому со всех концов света совершают паломничество люди, желающие услышать из его уст молитву, помогающую исцелиться от наркомании и алкоголизма.

В самом городе Иванове в Свято-Введенском женском монастыре живёт основавший её старец Амвросий (Юрасов), который всеми силами старается вернуть на путь истинный заключённых и поддерживает безнадёжно больных людей.

В Калужскую область в Свято-Пафнутьев монастырь города Боровск съезжаются верующие, мечтающие пообщаться со старцем отцом Власием (Перегонцевым), который лишь единожды взглянув на человека, может безошибочно определить причину, побудившую его обратиться за помощью. Ищущему духовного спокойствия он, как посредник Бога, даёт мудрые советы, а жаждущему исцеления облегчает страдания.

В северной столице в храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» уже более 50 лет служит старец Иоанн Миронов, в Казани за советом можно обратиться в Ключевскую пустынь, где принимает всех желающих старец Илларион, в Звенигороде найти выход из проблем помогает старец Феодосий, а в марийской деревне Сумки – старец Иоанн.

Всегда многолюдно и в Переделкино, где на территории Патриаршего подворья живёт и принимает паломников старец Илия (Ноздрин), после встречи с которым, сердца людей наполняются теплом и надеждой, а путь озаряется светом.

Батюшка Иоанн служит в рядах Красной армии и поступает в духовную семинарию

В ночь на 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза. Очень быстро они стали продвигаться вглубь государства и захватывать все новые и новые области.

В какой-то момент основной удар немцев на Москву был приостановлен и часть войск Вермахта ушла на север. Им было приказано начать блокаду культурной столицы — Ленинграда.

Долгих 900 дней длилась блокада Ленинграда, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Семья батюшки Иоанна не стала дожидаться пока город сомкнет кольцо осады. Вся семья бежала в Псков, на историческую родину Миронова.

Именно здесь они проведут большую часть Великой отечественной. Во время оккупации Псковской области семье пришлось несладко. Нужно было много и тяжело работать, только лишь бы хватило на еду.

Немцы не щадили местное население. Поэтому приход Красной армии жители восприняли, как избавление от ада. Именно в это время семнадцатилетний Иоанн вступает в ряды РККА. Способный юноша попадает к артиллеристам и даже получает почетные награды.

По окончании войны у Миронова имелся Орден Отечественной войны 2-й степени и медаль «За победу над Германией».

Пребывание на фронте произвело сильное впечатление на молодого Миронова.

Защищая Родину он пришел к пониманию, что хочет посвятить свою жизнь помощи людям и вере в Господа Бога. Желание только усилилось в послевоенное время. В стране царила разруха. Не выдержав такой жизни к Богу отошла мать Иоанна.

Однако напрямую прийти и поступить в духовную семинарию никак нельзя. Для этого нужно наставление. Наставление по сути рекомендация от уважаемого члена Русской православной церкви.

Его будущий старец Иоанн Миронов получил только в 1948 году и с этим связана интересная история. Когда он наконец решился навестить известного ему старца Серафима Вырицкого, то отправился к нему в дни большого праздника. Перед  домом священника стояла огромная толпа мирян в ожидании проповеди.

Миронов познакомился с несколькими семинаристами и разговорился с ними. В это время из дома старца вышла женщина и пригласила семинаристов к батюшке. Иоанн остался один. Однако чуть позже дверь снова отворилась и вышла та же келейница.

Ленинградская духовная семинария

Она посмотрела на юношу и сказала, что батюшка хочет видеть ВСЕХ семинаристов. Оробевший Миронов предстал пред очами старца Серафима в первый, но далеко не в последний раз. Мудрец выслушал исповедь юноши и его тайное желание учиться в семинарии.

Почти сразу старец благословил его на поступление в Ленинградскую Духовную семинарию и впоследствии сказал, что Иоанн поступит и в Академию. После таких слов Иоанн немедленно отправился в Духовную Семинарию города Ленинград и в тот же год успешно поступил.

Одновременно с Мироновым учился и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Народа в семинарии было мало — сказывались реформы РПЦ в 30-х годах. По этой же причине молодым семинаристам приходилось самостоятельно проводить литургии в небольших областных церквях.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий  учился на одном курсе с протоиереем Мироновым в Ленинградской Духовной семинарии. Фото: upload.wikimedia.org

Однажды, еще во время учебы, будущий протоиерей Иоанн посетил Одессу. Там он встретился со знаменитым старцем Кукшей. Батюшка посоветовал молодому семинаристу принять постриг в монахи, но Матвеев отказался. Т

огда старец глубоко опечалился и сказал ему, что тот будет постоянно менять приходы. Слова старца стали пророческими за все оставшуюся жизнь отец Иоанн сменил 15 приходов.

Оптина пустынь сегодня

Только в 1987 году Советское правительство передало монастырь в распоряжение РПЦ. С этого момента началось активное восстановление монастыря — как материальное, так и духовное. Идеолог и координатор восстановления монастыря Оптина пустынь — старец Илий. Именно благодаря этому человеку обитель вновь обрела славу крупнейшего центра православия и паломничества. Ее уникальная энергетика и красота храмов привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. На территории монастыря располагаются 7 действующих храмов:

  • Введенский собор — главный храм обители;
  • Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту;
  • Храм прп. Илариона Великого;
  • Храм Казанской иконы Божией Матери;
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери;
  • Храм Преображения Господня;
  • Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Православные старцы

В Русской Православной Церкви к наиболее известным старцам можно отнести преподобного Серафима Саровского (1754-1833). За советом к нему приходило большое количество людей (как монахи, так и миряне). Но благодать старчества обретается не сразу. Перед этим, как и у других старцев, был период затворничества (уединенной жизни).

Преподобный Серафим Саровский принял подвиг столпничества: на протяжении 1000 дней и ночей он коленопреклонно молился на камне. Усиленная молитва и покаянные размышления о своей жизни способствовали достижению смирения и духовному соединению с Господом, от Которого он получил дар прозорливости.

«Классический» вид старчества, когда прослеживается неразрывная духовная связь “учитель-ученик”, в России стал наблюдаться в конце 18 века. Особо знамениты были старцы, жившие в монастырях Глинской (Сумская область, Украина), Оптиной пустыни (Калужская область, Россия). А в Псково-Печерском монастыре (Псковская область, Россия) старчество не прекращалось даже в советское время. В богоборческие времена старцы нередко жили вне монастырских стен.

О «большой семье» святогорских старцев можно узнать из книги иеромонаха Пантелеимона Королева «Новый афонский патерик». В ней подробно описано, что такое старчество, кто такие современные православные старцы, их поучения.

Оптина и интеллигенция

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент),  Н.В.Гоголь,  Л.Н.Толстой,  Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector