Амвросий оптинский: 10 цитат старца

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

***

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего.

***

…из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать…

***

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

***

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

***

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

***

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

***

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

***

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

***

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

***

…на всякое искушение победа — смирение с терпением.

***

…за ложным смирением следует смущение.

***

…кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

***

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие…

***

Помни всегда отеческое слово: “Келья высит, а люди искушают”. Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

***

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Предопределение Божие

О предопределении церковные учители ясно указы­вают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется. На что нам входить в дела Божии? Они для нас непостижимы… (преп. Макарий).

Что делать? — достигло и ваш край посещение болезнью, и в обитель вашу проникла; непостижимые судь­бы Божий вся на лучшее устраивают. Нам должно благого­веть и в ничтожестве нашем повергаться пред Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет, или паче переселится в будущ­ность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя (преп. Макарий).

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Старец-утешитель

Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой ЖдановойПисьма преподобного Амвросия Оптинского Глафире ЖдановойВоспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Разум духовный

…Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение (преп. Макарий).

Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум… (преп. Макарий).

…Да сохранит тебя Господь от всех сетей и козней вражиих и да даст тебе истинный разум, обретаемый сми­рением… К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пи­шут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувст­венность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен (преп. Макарий).

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, — и во внешнем по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. — Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас (преп. Амвросий).

Спрашиваешь меня: каким образом можешь достиг­нуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и тер­пением находящих скорбей (преп. Амвросий).

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен (преп. Макарий).

Отношение к братии

А тебе советую держаться золотой средины в обра­щении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем, и делать по своей обязанности то, что будет воз­можно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благою совестью (преп. Амвросий).

Ты пишешь о немощах некоторых братий и спраши­ваешь меня, что тебе делать? Что мы сами собою сделаем, аще не Господь поможет? Хорошо, что познают свою не­мощь и ищут врачевания. Конечно, не легко исцелиться, но, при помощи Божией и нашем произволении, все возможно. Твое дело: сострадать больному, давать совет удаляться, а паче всего смиряться; может быть, не попущена ли за возношение сия страсть. Остерегайся буия ревности, по слову святого Исаака, и смотри свои немощи и от них же ныне покровен благодатью Божиею; за строгий суд мо­жет и самому попуститься. Мы ходим посреди сетей, ко­торых только смиренная мудрость избегает (преп. Мака­рий).

…Пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане. — На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего ко Господу: «олтари Твоя раскопаша, проро­ки Твоя избиша, остахся аз един, и ищут души моея» (3Цар. 19, 14); и сказано было ему от Господа: «оставих седмъ тысящ мужей, не преклонивших колена пред Ваа­лом» (Ср.: 3Цар. 19, 18), то наше с тобою мнение может оказаться еще ошибочнее. И Апостол предостерегает: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10, 12) (преп. Амвросий).

Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем Апостольский совет или, вернее, заповедь: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 12—13). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т. е. Божие, и Апостол пи­шет: «пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). «Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не зави­дит, не превозносится, не гордится» (то есть не уничи­жает никого), «не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит, и не помнит зла, всех любит» (то есть покрыва­ет всех немощи и недостатки), «вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4—5, 7—8) (преп. Амвросий).

…Никого презирать не следует. Мы не знаем, — какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих (прей. Амвросий).

Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкива­ется, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно про­быть без столкновения. И особенно это бывает от различ­ных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разуме­ния. Ежели в первоначальном правиле арифметики сла­гается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах челове­ческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какою-либо преградою посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесиль­ную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, ка­кие предполагаешь, и сверх того будешь всегда пользовать­ся возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (преп. Амвросий).

Кто уступает, тот получает три осьмушки с половиной, а кто мнится и право настаивать, тот получает только одну осьмушку, а иногда и одной не получает, когда сам расстроится и другого расстроит (преп. Амвросий).

Простота

Простота была во времена первого монашества в обра­щении аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же про­стота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом, после батюшки о. Амвросия, о. Анатолия, эта простота стала ис­чезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то и не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отно­шения ко всем? (преп. Варсонофий).

Живи проще. Нужно, пиши. Не отвечу, не скорби. Читал и это письмо твое: душевно сочувствую тебе, и желал бы сделать для тебя все возможное, но тогда будет ли польза? Лучше будем принимать все от руки Божией. Утешит — поблагодарим. И не утешит — поблагодарим (преп. Анатолий).

А ты уж не бери высоко, а живи посмиреннее, да пооткровеннее. Ведь ты пришла учиться монашеству: кто ж тебя осудит, если погрешишь? (преп. Анатолий).

…Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет (преп. Амвросий).

Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного (преп. Амвросий).

Сама не юли и другим не вели (преп. Амвросий).

…Объяснение простое и прямое действительнее и по­лезнее, которого и следует держаться, особенно вам, по вашему душевному настроению. Бог есть существо про­стое, и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное зна­чение. Поэтому и нужно избегать образности и иноска­зательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения (преп. Амвросий).

Не верь помыслам, ругающимся над тобою: будто бы никто понимать не может ради утонченного воспитания. — Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро хри­стианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя, будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего Адама (преп. Амвросий).

…Писала, что многие обращаются с тобою по поли­тике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотою, подра­жая святому Давиду, который о себе говорит: «злого я не буду знать» (Пс.100, 4). Чтобы стяжать такое спасительное непознание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благое, о котором в Святом Писании сказано: «око благо не узрит лукава» (Ср.: Aвв.1, 13). В числе девяти плодов Духа полагается благость, т.е. снисходительное и неподоз­рительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, т. е. за слабость нашу и за грешные немощи наши все мы находимся под запрещением Божиим. «Не похвалится всяка плоть пред Богом» (1Кор. 1, 29) (преп. Амвросий).

…Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога (преп. Амвросий).

Будем жить проще, и Бог помилует нас (преп. Амвро­сий).

Говорил старец, что всякому, по его усмотрению, — свой путь. Одна душа простая, ничего худого не видит, а другая, напротив, все подмечает и видит (преп. Амвросий).

Раздражительность

Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умно­жится, а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление (преп. Макарий).

Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (преп. Макарий).

Ты говоришь: редко удерживаю свою пылкость, опом­нясь, прошу у Создателя моего прощения: посему нельзя сказать, чтобы ты не жалела о своих согрешениях. О пыл­кости скажу тебе, по-нашему, просто: это гнев и ярость, которые происходят от гордости, а не от природы, а более оттого, что все, что ни делала прежде, казалось хо­рошо, и принимала хвалу, а иногда укоризну, и во всем составляла свою волю и разум, оттого оные и взяли силу, теперь их надобно противными врачевать… (преп. Мака­рий).

…Вы имеете залог яростной части, т.е. раздражи­тельность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение об исцелении оной, а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, а страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снис­хождением, милостью, но ведь этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи, так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действующий страсть <по страсти>, есть противящийся страсти, а есть искореняющий страсть. Мы хотя еще не можем искоренить, но когда будем противляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божий; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собою и бороться с ними (преп. Макарий).

Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, тер­пением, любовью, а не вниманием к слабостям ближних и не осуждением, но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно, не без Промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь и дать средство к исцелению — борьбою, сопротив­лением и смирением (преп. Макарий)

…В рассуждении раздражительности советую вам охра­нять себя, как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает меди­цинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более име­ет силы (преп. Антоний).

Против раздражения — терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых (преп. Макарий).

Насчет раздражительности своей, должно всеми мера­ми стараться удерживать себя, дабы не приобрести себе несчастного навыка ко гневу, каковой несносный порок не столько заметен бывает в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной (преп. Антоний).

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Гос­поди, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается (преп. Нектарий).

…Исцеляется она <раздражительность> не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от досад, а в случае побеждений ими — познанием своих немощей и смирением. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто из тех, которые лицемерно подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия…» (преп. Лев).

Очень жаль, М, что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допускайте себя до раздражительности; стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надобно оставить так, предоставя случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу приде­те и в навык; ведь и худое и доброе навык укрепляет (преп. Макарий).

Постриг

Матушка Игуменья благословила тебе готовиться к мантии, спрашиваешь: не грешно ли с радостью и желанием принимать оную? Надо с благодарением принимать ее, что Бог сподобляет такого сана, и считать себя недо­стойною (преп. Иларион).

Поздравляю тебя… с принятием святого ангельского образа, с новым именем. Да поможет тебе Бог, видимо совлекшись ветхого человека и облекаясь в нового чрез исполнение животворных заповедей Евангельских и хране­ние обетов, данных при пострижении, совершить сей вы­сокий подвиг и получить блаженство, уготованное избран­ным Его, о котором сказал Сам Господь устами Пророка: «в соблюдении их великая награда» (Пс.18, 12). Проходя подвиг сей, избегай во всем приумножений и оскудений, а иди среднею стезею, памятуя слова святого Исаака Сирина, что умеренному деланию цены несть. Господь да подкрепит тебя и утешит Своею благодатью (преп. Иларион).

…Вы изволите писать, что крайняя печаль непрестанно снедает вас, а причины представляете благословные… что вас многие убеждают, дабы вы потщилися восприять свя­той великий ангельский образ, то есть схиму, но боязнь ваше сердце устрашает при внятии чувства величества сана. Но ежели кто из благоразумных и опытных старцев вопро­сит нас с тобою и именно скажет: мы наслышаны, матуш­ка, что вы страшитесь восприять на себя великий образ схимы, дабы в будущем веке не было вам во осуждение, в рассуждении ваших слабых сил и слабого произволения. Но скажите же, пожалуйста, какой вы должны ответ воздать за настоящий вами восприятый образ и данные при оном обеты, и можешь ли ты или могла оные исполнять своими естественными силами, а притом вникни и прочи­тай, как велика разница в обетах пострижения схимнического с манатейным, и воистину мало обрящешь разницы. …Как в мантию даешь обет сохранить себя в дев­стве до кончины жизни нашей и иметь нестяжание; сии два пункта вышеестественные, коих мы без Божией помощи соблюсти не в силах, да и прочее все, когда со смирением и терпением не будем прибегать к Премилосердому Госпо­ду и просить, и молить Его всемогущей помощи, то мало можем стоять против мысленного. Амалика. Итак, мы, хотя непотребные, но советуем — возвергши всю свою участь на помощь Всемогущего Господа —- согласиться на совет ста­рец и прочих богомыслящих лиц, потому что они вам сове­туют душеполезное принять таинство!., (преп. Лев).

…Спрашиваешь, есть ли или будет ли воля Божия на то, чтобы ты облеклась в монастырское платье

Иное дело принять пострижение в мантию, а одеться в монастырское платье особенной важности не составляет, когда пожела­ешь это сделать. Потому что уже не один год живешь в обители и не думаешь возвратиться в мир, и, наконец, ты живешь в этом месте по благословению

А по Апостоль­скому слову, «сеяй о благословении, о благословении и по­жнет» (2Кор. 9, 6) (преп. Амвросий).

Ты говоришь, хочется тебе нарядиться в ангельскую одежду, т. е. мантию. Тогда надо и жить ангельски. И по­том говоришь, что ты достойна не мантии, а грязного кафтана. Хорошо это смиренное сознание своего недо­стоинства. Только бы не на одних словах, а и на деле исполнять (преп. Иосиф).

Отношение к врагам

Противодействовать и бороться с людьми, причиняю­щими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы от­ступят… Монах должен к смерти готовиться, поэтому надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Миряне этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию (преп. Никон).

…Первейшее и самонужнейшее… средство к примире­нию с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой… (преп. Лев).

А сестра Т. И., хотя по действу злокозненного диавола гневом и дышит на вас, но… усты Давидыми вопием во псалме: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю…» (Пс. 26, 3). И по сим божественным словесам мы должны с тобою со упованием и благонадежней уповать на Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа, Который всячес­ки защитит вас! (преп. Лев).

…Причин или вин ко оскорблению ей <враждующей сестре> постарайтесь не подавать и Господа Бога о ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколю­бию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил, и когда по нашему со­вету будешь употреблять, то А. И. совсем против вас будет другая и любовью сорастворенная; во размышления же и во мнения вдаваться нам с тобою не токмо не полезно, но зело вредно! … Бояться же А. И. не токмо спящей, но и бдящей не должно бояться; она хотя имеет вид и свирепый, но, одна­ко, благомыслящих мыслей не отвергает, но желает спасти­сь так, как и прочие девы… (преп. Лев).

Что вы берете участие в нашем покое по причине усми­рения сущих к нам нерасположенных, за сие благодарим вашу любовь, но чтобы посчитать усмиренных врагами, такая мысль несправедлива, они Суда только орудия, чрез кои Бог посредственно строит нашу пользу… (преп. Лев).

Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению против обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 39—45). Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть. Такожде под­тверждает святой апостол Павел, пиша к Римской церкви в главе 12-й, стих 17-й: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 17—21). Да видим, прелюбезнейший, каковое нам учение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос и возлюбленный Его ученик святой апостол Павел, просвети­тель вселенной, ясно научает, как нам поступать со обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение во вседневной евангельской молитве (то есть «Отче наш»), всегда читаем: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должни­ком нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Стих 14-й: «…Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15) (преп. Лев).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector